Учитывая выдающееся значение творчества Н.К. Рериха в истории отечественной культуры и пожелание госпожи Д.Р.-Рерих, Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановляет:1.Принять предложение Министерства культуры Российской Федерации, поддержанное Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом и правительством Москвы, о создании в г. Москве Государственного музея Н.К. Рериха на правах филиала Государственного музея Востока, являющегося особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.2.Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и правительству Москвы обеспечить в месячный срок передачу в оперативное управление Государственному музею Востока, для размещения Государственного музея Н.К. Рериха, памятника архитектуры ХVII-ХIХ вв. «Усадьба Лопухиных», по адресу: Староваганьковский пер., д. 3/5 (б. ул.Маркса-Энгельса), общей площадью 1900 кв. метров, и в бессрочное и безвозмездное пользование прилегающего участка в границах территории усадьбы.3.Принять к сведению, что Государственный музей Востока предоставит, в установленном действующим законодательством порядке, помещение служебного флигеля на территории Усадьбы Лопухиных Международному центру Рерихов.4.Возложить на Министерство культуры Российской Федерации функции заказчика, на правительство Москвы — функции проектировщика и генерального подрядчика по реставрации и реконструкции Усадьбы Лопухиных.5.Министерству культуры Российской Федерации и правительству Москвы:- обеспечить в 1993-1996 годах реставрацию и реконструкцию Усадьбы Лопухиных;- разработать и утвердить до 1 января 1994 г. технико-экономическое обоснование реставрации и реконструкции указанного объекта;- производить работы по реставрации и реконструкции Усадьбы Лопухиных по чертежам и сметам на отдельные виды работ, до утверждения проектно-сметной документации;- в целях стимулирования рабочих, специалистов и служащих организаций, принимающих непосредственное участие в реконструкции и реставрации Усадьбы Лопухиных, разработать по согласованию с Министерством труда Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации и утвердить порядок их поощрения, с отнесением затрат в сметы по выполнению указанных работ.6.Министерству культуры Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в прогнозах на 1994-1996 годы выделение лимитов государственных капитальных вложений и бюджетных ассигнований на проектирование, реконструкцию и реставрацию Усадьбы Лопухиных.7.Министерству культуры Российской Федерации разработать и осуществить 1993-1996 годах, мероприятия по подготовке экспозиции и открытию Государственного музея Н.К. Рериха в 1996 году, предусмотрев все необходимые условия для сохранения коллекций и приема посетителей.Председатель Совета Министров Правительства Российской Федерации, В. Черномырдин
Пламенный сказал Князю Тьмы: "Ты отравил воздух, Ты загрязнил воды, Ты истощил землю, но к огню Ты не прикоснулся, и огонь не тронут Тобою. И огонь будет жечь Тебя, как Свет тьму поражает. Не устанет великое пламя, и не дерзнешь выйти из обиталища своего. Призову из Пространства новые огни, и они иссушат дела Твои. Как трещины бесплодны, как кости истлевшие, так будешь уничтожен, изгнан, отступишь. Стена пламенная подвинется и не найдешь в ней следов своих. Охраню пламя дальними мирами. Не можешь отравить, загрязнить, истощить его. Соберу род пламенный, рожденные огнем, они не поддадутся, и смущенные Тобою воды не зальют их горение. Князь Тьмы, бойся Огня!!"
Агни Йога, 21 Тактика Адверза предусматривает, чтоб колокола человеческие не молчали. Музыка сфер нуждается в аккомпанементе, но безумные завистники полагают, что их вой уплотняет атмосферу, чтобы симфонии вечности не достигали земли. Но добрый хозяин найдет применение всем отбросам. Подобно, пусть факелы клеветы освещают путь неуклонного подвига. Беспредельность ч.2, 767 Истинно, знамя развивается ярко. Истинно, когда мир содрогается, Мы напрягаем силы высших путей, и на противоположных позициях употребляются низшие меры. Так утверждаются самые мощные возможности. Так тактика Адверза — Наша мера. Беспредельность ч.2, 772 Только когда все противники напряжены, можно провести в жизнь самый наибольший план. Так каждая основа действует тактикой Адверза. Иерархия, 211 Как сущность духовного плана, мысль не может быть уничтожена. Можно ей противопоставить подобное же существо большего потенциала, в этом сущность тактики Адверза, когда уроду дают вырасти до всего безобразия, чтоб подавить лучом Света. Мир Огненный ч.2, 220 К тому же, Мы направляем фокус вихря на себя, чтобы стрела разряда ударила в центр напряжения. Этот метод фокусирования применяется Нами везде, на нем основана и тактика Адверза; Надземное, 25 По всему миру можно установить вехи Нашего Руководства. Некоторые возвышенные лица принимали его, но жалкие пародии на монархов отвергали Советы и тем повергали свои страны в бедствия. Но и такие положения Мы обращаем к добру. Мысли о Тактике Адверза вам знакомы. Надземное, 32 Где-то в глубине сознания таится возможность, но не может формулироваться. Так Мы часто употребляем тактику адверза, чтобы разбудить человеческое сознание. Приходится обращать действия до абсурда, иначе спящие не могут проснуться. При мировых событиях необходима та же тактика. Невозможно показывать положение вещей в естественном течении. Надземное, 45 Никто не твердит о том, что нужно обратиться к Твердыне Добра. Мы получаем сведения, что составляется заговор против созидательства. Мы спешим предупредить, но сами знаете насколько слушают Нас. Значит, опять тактика адверза должна быть применена. Надземное, 366 Будет время, когда люди будут заставлены обратиться к тонкому миросозерцанию. Уже невозможно отклонить эволюцию, сложенную самим человечеством. В данном случае и такая эволюция, в конце концов, послужит на пользу, получится своеобразная тактика адверза. В своей технократии человек загонит себя в такой тупик, что ему останется лишь прислушаться к радости Тонкого Мира. Надземное, 476 Вы заметили, что иногда Мы как бы не пронзаем злое явление, причина этому двоякая: во первых, иногда нужно применить тактику адверза, а с другой стороны, зло конечно. Надземное, 498 По всему миру можно увидеть, что своеобразная тактика адверза оказывается лучшим путем. Можно удивляться, почему человечество должно проходить запутанным лабиринтом, когда имеются простейшие пути. Но спираль эволюции сложна. Она требует даже временного снижения, чтобы тем выше обернуться.
Самые ярые враги, сами того не понимая, приносили наиболее тяжкие камни на построение во благо общее. Тактика адверза принята Силами Света не только в силу глубокого знания человеческой природы, но по основному Космическому Закону, по которому борьба за существование и переживание наисильнейшего (не исключительно в физическом, но в духовном смысле) верховно главенствуют с момента проявления Космоса в Бытие.
17.05.1934 Елена Рерих Рихарду Рудзитису Помните, что сказано о непреложности и подвижности Плана. Между прочим, слышали ли Вы от Ф.Д. о тактике Адверза? 29.03.1935 Рихард Рудзитис Елене Рерих С врастанием Учения в сознание людей и тактика Адверза усиливается. С каким трудом, например, получил Клизовский разрешение на выпуск своей книги Основы миропонимания Новой Эпохи... 19.02.1937 Елена Рерих Рихарду Рудзитису Да, можно поблагодарить врагов, ибо именно их нападения вызвали горячий протест и со стороны просвещённых людей и молодежи, которая особенно охотно приобщается к тому, против чего восстают зубры и провокаторы. Потому ещё раз скажем – да здравствует тактика Адверза! Не раз и Вам придётся отметить её благие результаты. 21.03.1938 Николай Рерих Рихарду Рудзитису Все дело Гаральда представляет яркий образец тактики Адверза. Теперь, если приложить всю осторожность, можно получить чрезвычайно полезные плоды.
21.06.1938 Николай Рерих Рихарду Рудзитису Неисповедимы пути. Иногда тактика Адверза должна совершить полный круг, чтобы дать должные следствия. 21.10.31 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 Пусть все сотрудники выдержат бой до конца. Бой будет трудным, но с великой и недремлющей помощью, при сердечном устремлении, пройдем через все. Лишь одно условие необходимо – полное доверие до конца, до предела отчаяния, ибо несокрушимая тактика Адверза требует все доводить до абсурда, а затем все вражеские нападения сами сокрушатся в силу очевидной всем нелепости. Помните эту тактику нарастания и собирания всей мерзости и всех гадов в кучу, чтобы потом послать «лишь одну стрелу», пронзающую самый центр этого конгломерата. Помните также, что лишь при соприкосновении искры света с тьмою возможно строение. 08.05.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 § 761. («Беспр.»). Тактика Адверза. Тактика от обратного. Именно, когда светлые силы проводят какой-либо план на Земле, они учитывают все возможности, полагая в основание расчета наихудшие обстоятельства. Именно, чтобы успех был обеспечен, даже в наихудших условиях. И каждое улучшение условий будет уже неожиданным плюсом. Таким образом, из всего худого извлекается польза! При этой тактике часто, именно, враги служат наибольшей пользе. Помните о похвале врагам! «Если бы не враги, то благодарное человечество похоронило бы все лучшие начинания». Ведь друзья часто даже стыдятся слишком хорошо говорить о друге, чтобы их не обвинили в пристрастии. Истинно, рабские чувства не изжиты еще большинством человечества! И так они или нападают на все яркие проявления света, или замалчивают их. 06.06.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 Как обычно, и тут тактика Адверза восторжествовала, появился ряд статей в газетах и журналах о Пакте, учреждениях и всей культурной деятельности Н. К. 16.04.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 4) Что есть Тактика Адверза? Великие Умы, прежде чем начать проводить какой-либо план, предусматривают и учитывают все наихудшие условия и обстоятельства, с которыми придется встретиться. Конечно, при такой тактике, где учтена активная злая воля и шаткая свободная воля светляков или теплых, неудачи быть не может. План осуществляется при всех обстоятельствах. И злые, и темные, думая, что строят темницу, слагают храм. Истинно, джины строят храмы. Так можно сказать – хвала врагам. 19.02.37 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955 Да, можно поблагодарить врагов, ибо именно их нападения вызвали горячий протест и со стороны просвещенных людей и молодежи, которая особенно охотно приобщается к тому, против чего восстают зубры и провокаторы. Потому еще раз скажем – да здравствует тактика Адверза! Не раз и Вам придется отметить ее благие результаты. 23.07.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 Махатмы часто предоставляют враждебным элементам доводить свои злодеяния до абсурда, чтобы тем действительнее было поражение зла. Помните тактику адверза? **.**.** 3 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955 Сейчас мы проходим самые трудные времена, все навалилось, но знаем о тактике Адверза, и потому торжественность и радость посещает нас. 26.04.1934 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.1) Мне все-таки грустно, что Шаткий не нашелся пригласить Н.К. для совета. Пока что ни одна страна не приняла того, что ей так щедро давалось. Тактика адверза* это предвидела, и потому так несокрушимо продвигается главная линия. 16.05.1934 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.1) Вы знаете о тактике адверза, потому так или иначе, но Великий План пройдет, и мы, хотя с лишениями и тяжкими усилиями, но выполним возложенное. 21.12.1934 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.1) И мы знаем уже тактику адверза; но тактика адверза требует необычайной сплоченности сотрудников, потому я заклинаю Модр[у] и Зину выявить всю честность, и отставить все намеренные и ненамеренные умалчивания, и дружно освещать все слабые и опасные места, и немедленно общими усилиями защищать их. 02.01.1935 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.1) Тактика адверза, истинно, великая творческая сила! Как всегда, именно враги стелят мосты и служат трамплином. 18.01.1935 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.1) Клевета докатилась и до Европы, и там тоже вызывает злорадство отбросов и возмущение положительных элементов. Идет великий отбор! Как Сказано: “Выявление ликов необходимо, это есть очищение пространства”. Так и в новом местопребывании Н.К. и Юр[ию] нужно выявить эти отжившие элементы. Тигры всюду деятельны. Так, сегодня книга “Беспред[ельность]” открылась на § 772. “Так, каждая напряженная мощь имеет свою утвержденную оппозицию, так, каждая утвержденная мощь имеет свое назначение. Утвержденные врагом мосты есть лучшее восхождение. Только когда все противники напряжены, можно провести самый мощный план. Так, каждая основа действует тактикой адверза”. 24.07.1935 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.1) Тактика адверза не знает поражения. 11.01.1936 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.1) Поистине, страна будет всегда помнить девиз пламенного Сердца: “Мы не отступим”. Таким образом, тактика адверза станет могучим оружием. Победа будет за Президентом Рузвельтом.
11.01.1936 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.1) Поистине, страна будет всегда помнить девиз пламенного Сердца: “Мы не отступим”. Таким образом, тактика адверза станет могучим оружием. Победа будет за Президентом Рузвельтом. 24.07.1936 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) Чем безобразнее проявление врагов, тем лучше для нас. Тактика адверза даже при слабости защитников обращает все на пользу. Так не опасайтесь никаких нападений. Чем хуже, тем лучше. 20.08.1936 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) Самые ярые враги, сами того не понимая, приносили наиболее тяжкие камни на построение во благо общее. Тактика адверза принята Силами Света не только в силу глубокого знания человеческой природы, но по основному Космическому Закону, по которому борьба за существование и переживание наисильнейшего (не исключительно в физическом, но в духовном смысле) верховно главенствуют с момента проявления Космоса в Бытие. 08.10.1937 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) Так действует тактика адверза. Именно то обстоятельство, что клеветник судится за кражу денег, делает все его наветы недействительными. Кто поверит наветам вора? Клевету, и самую гнусную, они давно распространяют, и потому правильно, чтобы общественное мнение узнало, что клеветник судится за воровство. 03.12.1937 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) Тяжко, очень тяжко сознавать, что лишь темные умеют объединяться и находить поддержку; люди же, работающие на общее благо, должны видеть, как тают ряды их друзей. Но, родные, ничего, будем помнить тактику адверза и знать, что, покуда хотя бы трое из нас солидарны, многое может быть достигнуто. 11-15.02.1938 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) Впрочем, Фран[сис] перестала нам писать, и мы узнаем это лишь от Зин[ы] или же Амр[иды]. Относительно case о нал[огах] Н.К. пишет свои соображения, но, видимо, Пл[аут] плохо воспринимает самые простые положения. Что же делать! Вероятно, с ним возможна только тактика адверза. 26.02.1938 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) В делах же В[еликих] Уч[ителей] остается действовать тактикой адверза. Можно сказать, что во все века эта тактика чаще всего применялась Вел[иким] Бр[атством] из-за отсутствия в людях самой примитивной солидарности. Хотя при такой тактике победа несомненна и в конце концов именно она особенно возносит пострадавших, но для участников на земном плане она очень тяжка. 10.12.1938 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) Мы знаем свой путь, знаем о тактике адверза и в полном доверии продолжим его. 19.03.1941 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) Тактика адверза пусть выявит всю гнусность мошенников. Доверие до конца принесет и радость всеобщую.
08.11.1945 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) Человечество в массе своей все еще стоит на таком низком уровне сознания, что добро и эволюция могут утверждаться лишь тактикой адверза. Нужны величайшие потрясения, катастрофы, преступления и кровавые жертвы, чтобы добро стало, наконец, таким же упорным и воинствующим, как и зло. 09.04.1948 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.3) Истинно, пеглериада еще раз подтвердила давно Указанную нам тактику адверза, когда враги выполняют работу, которую не могли бы провести друзья. 04.07.1933 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.4) Тактика Адверза предусматривает решительно все. 21.10.1935 (Письма Н.К.Рерих в Америку) Вы также знаете, что есть тактика адверза Тактика адверза – в Агни-Йоге основная тактика борьбы с силами тьмы, предполагающая полное выявление сил противника и расчет на худшие обстоятельства, что позволяет достичь успеха в любой ситуации. и как ею нужно деятельно пользоваться. 16.08.1936 (Письма Н.К.Рерих в Америку) Например, по[добные] нападения мракобесов на Дальн[ем] Востоке породили нежданных друзей и такие полезнейшие легенды, которые без старания мракобесов не получили бы такого нужнейшего распространения. Наверное, и Вы оцениваете этот поразительный пример тактики адверза. 08.04.1938 (Письма Н.К.Рерих в Америку) А ведь в числе врагов, кроме всяких коллег-завистников, были и два министра, и директор мед[ицинского] департ[амента]. Все дело предоставилось блестящей тактикой адверза. Также важно отметить, что после первой победы все друзья немедленно стали готовиться к новому отражению нападений, и тем легче далась вторая победа. 28.08.1931 Е.И.Рерих американским сотрудникам Сужденное исполнится, ибо оно проводится тактикою адверза, где учитаны все наихудшие условия, предательства и отступления. 13.09.1931 Е.И.Рерих Н.Хорш Если свои молчат, то нужно же чем-то обратить общественное внимание на это культурное построение. Давно уже сказано, что тактика адверза предусматривает, чтобы колокола клеветы не молчали, ибо без них благодарное человечество похоронило бы все лучшие начинания. Так и примите эти выпады, как возможность, как трамплин для нового прыжка и сумейте сделать это явление еще более ярким, дав сильный отпор, найдя зажигательные, убедительные и грозные слова! 03.04.1932 Е.И.Рерих американским сотрудникам Знаем тактику адверза и в напряжении всех сил будем следовать возможно точнее всем указаниям.
12.05.1932 Е.И.Рерих американским сотрудникам Паника во всей Америке велика – уместно пользоваться ею. Скажите Америке, что радуюсь, если начали понимать тактику адверза, к этой тактике нужно единение. Все разрушение идет от обезьяних ухваток, все от тех же обезьяних повадок Сентябрь 1932 Е.И.Рерих американским сотрудникам «Обычаи Армагеддона заключаются в тактике Адверза. Можно пресечь темные атаки тактикой Адверза, ибо этот путь завлекает врага дальше его твердыни. Потому нельзя удержать нужные позиции без завлечения врага. Главное, не прекращать боевое положение. Лишь оно даст новые сочетания. Конечно, Армагеддон свиреп. Главное, храните здоровье, как сказано, все кончится хорошо». 08.03.1935 Е.И.Рерих Э.Лихтман, Л. и Н. Хоршам Юрий прав, что нужно изумляться тупости местных писателей, но и это обернется на пользу. Может быть, местные писатели уже сыграли одну фазу своей роли и теперь должны будут занять должное место. Замечательно действует тактика Адверза, и можно сказать, что Харбинская клевета вызвала во многих уважение. 08.03.1935 Е.И.Рерих Н.К. и Ю.Н. Рерихам Но тактика Адверза действует, и клевета мракобесия вызывает не только взрыв возмущения среди многих светлых умов, но даже прилив особого уважения. Именно клевета и обвинение в принадлежности к Обществу Розенкрейцеров сразу подняли тебя на большую высоту в глазах многих. 03.05.1935 Е.И.Рерих Т.Д. и Г.Д. Гребенщиковым Замечательно наблюдать, как действует Тактика Адверза! Харбинское и Тяньцзиньское мракобесие вызвало негодование среди друзей и почитателей, результатом чего явился ряд статей и задуманы новые монографии. Истинно, враги настилают лучшие мосты через непроходимые пропасти. 08.05.1935 Е.И.Рерих Н.П.Серафининой § 761 («Беспредельность»). Тактика Адверза. Тактика от обратного. Именно, когда Владыки проводят какой-либо план на Земле, Они учитывают все возможности, полагая в основание своего расчета наихудшие обстоятельства. Именно, чтобы успех был обеспечен даже в наихудших условиях. И каждое улучшение условий будет уже неожиданным плюсом. Таким образом, из всего худого извлекается польза. При этой тактике часто именно враги служат наибольшей пользе. Помните о похвале врагам. «Если бы не враги, то благодарное человечество похоронило бы все лучшие начинания». Также и Свами Вивекананда любил говорить: «Будда и Христос остались запечатленными в истории только потому, что Они были счастливы иметь мощных врагов». Ведь друзья часто даже стыдятся слишком хорошо говорить о друге, чтобы их не обвинили в пристрастии. Истинно, рабские чувства не изжиты еще большинством человечества! И так они или нападают на все яркие проявления света, или замалчивают их.
21.05.1935 Е.И.Рерих американским сотрудникам Пусть протекает река кармы. Мы только что были свидетелями, как именно враги помогли проведению Пакта. Модрочка очень правильно писала об этом. Тактика Адверза снова торжествует! 23.05.1935 Е.И.Рерих Н.К. и Ю.Н. Рерихам Ведь и монографии, и ряд сильных статей, написанных известными писателями, явились результатом невежественной клеветы. Все это будет использовано широко, ибо, как всегда, тактика Адверза торжествует. 30.05.1935 Е.И.Рерих Н.К. и Ю.Н. Рерихам Сибиряки вполне и по достоинству оценили гнусную кампанию в Харбине и других дальневосточных газетах. Как близорука политика многих и многих! Но так действует тактика Адверза. Истинно, гнусная провокация выявила столько друзей! 20.06.1935 Е.И.Рерих Н.К. и Ю.Н. Рерихам Тщеславие, властолюбие и самомнение – самые страшные бичи. Видимо, Владыка хочет довести все до абсурда, применив тактику Адверза. 31.12.1935 Е.И.Рерих Ф.Грант, З.Г. и М. Лихтманам Радуемся, как бодро Вы принимаете все нападения и ничем не смущаетесь, ибо, истинно, «коз селебрейтед» Case celebrated (англ.) – известное дело. может только помочь. Тактика Адверза в умелых руках дает яркую победу. Мы знаем, что предатели будут поражены, знаем, что справедливость восторжествует, потому, несмотря ни на что, радостно продолжаем строительство. Март 1936 Е.И.Рерих Ф.Грант, З.Г. и М. Лихтманам Так, когда Говорю – не сдавайтесь! – лишь Указываю путь победы, но борьба должна быть. Сатана хочет погубить, но тактика Адверза, как западня для тигра. Нелегко среди битвы, нелегко подвигаться против стрел Сатаны. 12.03.1938 Е.И.Рерих, Н.К.Рерих Г.Ф.Лукину Занятие новых позиций не есть поражение. Перечтите статью «Тактика Адверза» в книге «Нерушимое». Если они настаивают на аллопатии, то ведь и в Учении Жизни сказано, что и этот метод тоже должен быть применяем наравне с гомеопатией. 19.04.1938 Е.И.Рерих Г.Ф.Лукину Может быть, теперь многие оценят тактику адверза, когда самое худшее обернулось на пользу и укусы «осы» послужили большей известности и даже оздоровили атмосферу. Шлем Вам самый сердечный привет и все-таки не ослабляйте священного дозора. 17.05.1938 Е.И.Рерих Э.Уэлш Поэтому из-за такого неравного положения окончательная победа может быть достигнута только в случае применения тактики адверза. Эта тактика веками используется Иерархией Света и заставляет врагов самих восстанавливать справедливость. Помните формулу из книг Учения: джинны строят храмы. Но, конечно, такой тактики нелегко придерживаться и ее приходится применять только из-за обычного отсутствия единения среди сотрудников и нерешительных усилий равнодушных помощников. 21.05.1938 Е.И.Рерих Г.Меррик Вы правы, мы глубоко огорчены за наших сотрудников, и нам очень тяжело видеть, как лучшие идеи с самого начала умалялись и наиболее полезные учреждения разрушались. Но, зная о тактике адверза, применяемой Великими Учителями в случае человеческой неблагодарности, мы испиваем вместе с мудрой радостью чашу яда, предложенную теми, кто имел наше доверие. 12.07.1938 Е.И.Рерих Д.Л.Гартнеру Но так как этого единственного условия для успеха нельзя было достичь, то приходится наблюдать за действием тактики адверза, которая, конечно, не легка. Но и это переживем. В первой книге «Листы Сада Мории» сказано: «Ядовитые времена пройдут, и вы, спасенные, войдете в Новый Мир»
Чингисхан нередко прибегал к притворному отступлению, чтобы завлечь врага в преследование и тем легче ударить ему в тыл запасными частями. Так говорят. Также говорят, что неутомимый завоеватель иногда поджигал степь, чтобы тем ускорить движение войска. Может быть, рассказы о разнообразной военной технике великого победителя и правы. Во всяком случае, они правдоподобны, ибо в своих больших походах Чингисхан, наверно, применял самую различную технику, неожиданную для врагов его. Ему же приписывается, что, желая сохранить здоровую суровость быта, он приказывал своим сановникам раздирать дорогое шелковое платье о терновник, чтобы показать неприменимость таких одеяний. Говорят, также была симулирована заболеваемость от ввозных напитков, чтобы привлечь население к местным молочным продуктам. В древней истории можно найти многие примеры самой неожиданной обратной тактики, дававшей самые убедительные последствия. * * * В битве человек не может распознать, когда именно подвергался он наибольшей опасности. Во время самого столкновения невозможно усмотреть, которое именно обстоятельство было самым опасным или самым благодетельным. Какой-то удар спасал от удара еще большего. Упавший конь падением своим защищал от нежданной гибели. Случайный крик заставлял обернуться и тем миновать смертельную посылку. Потому-то так правильна древнейшая мудрость, обращавшая внимание на конец, на следствие всего происшедшего. Невозможно преднамеренно установить конец, но по концу можно видеть, для чего складывалось многое предыдущее. Нужна для этих наблюдений испытанная внимательность, но также нужно и знание о том, что такое есть тактика адверза? Это последнее обстоятельство, так спасительно действовавшее во многих исторических событиях, часто не усматривается. Правда, люди любят повторять: “Не бывать бы счастью, да несчастье помогло”, — но в этом речении предполагается как бы случайность какого-то несчастья; а ведь тактика адверза не знает несчастий. Она знает лишь планомерные действия, учесть которые трудно в чрезмерной от них близости.
Каждый путешественник знает, как четко и прекрасно рисуется снеговая вершина на расстоянии, и насколько она теряет форму во время острых, опасных подходов к ней. В событиях также трудно осмотреться в чрезмерной близости. Но тактика адверза говорит успокоительно, что там, где есть чистое огненное стремление, там и все сопровождающие явления сделаются планомерными. Но много утонченного сознания должно быть приложено, чтобы оценивать необычные действия обратной тактики. Истинная непобедимость всегда будет сопряжена с крайнею находчивостью. Люди не могут познавать верхних ведущих путей и, со своей стороны, должны применять всю чуткость находчивости и подвижности. Каждый деятель знает ценность подвижности. Как далека должна быть эта истинная подвижность от мелкой суетливости, которая может лишь осложнять правильное движение. Когда деятеля спрашивают, как именно он пойдет, то всякий ответит, что как именно, ему неизвестно, но куда именно, он знает твердо от часа отправления. Тем самым никакие “неожиданности” пути не могут смущать истинного деятеля. Он уже предпослал, что во всем случившемся будет элемент полезности.
Он также знает, что некоторые встреченные противодействия должны быть доведены до обратной крайности, ибо только тогда выявится их смысл, а тем самым найдутся и панацеи. Каждая нелепая выходка приобретает тем большую явность нелепости, если ей помочь докатиться до края. Тогда развернется вся мерзкая инфузория и даже самые мало осведомленные зрители поймут степень безобразия.
Сколько раз опытный предводитель, уже имея возможность пресечь поток нелепости, останавливал своих сотрудников, говоря: “Пусть докатится”. Опытный предводитель вызывал засадные полки лишь тогда, когда действительно исполнялись меры надобности. Какой же он был бы предводитель, если бы вызывал крайнюю помощь раньше времени. Враг еще не был бы вполне явлен. Вражеские силы еще не достигли бы последнего напряжения, а запасные полки были бы израсходованы. Потому обратная тактика, прежде всего, знает, что такое бережливость.
Неопытный зритель восклицает: “Прекратите! Ведь это нелепо!” Но опытный деятель поправит его: “Это не только нелепо, но и безобразно. Повремените еще минуту, и Вы сами увидите несносную степень безобразия и невежества, которое пожрет самое себя”. История разных народов не случайно постоянно твердит нам о различных проявлениях обратной тактики. Эти повторения позволяют затвердить примеры победительного способа от обратного. Ведь народ говорит: “Дайте вору веревку, он сам повесится”, или: “Не махайте, не махайте, он сам войдет”. Но та же народная мудрость предполагает, что веревка должна быть дана, а ожидание самовхода тоже происходит не в небрежении, но, наоборот, в полной внимательности и озабоченности.
Сколько раз самые добрые заветы говорят о поражении тьмы. Значит, поражение тьмы должно происходить, и поэтому обратная тактика должна быть лишь способом борьбы, но никак не допустительным бездействием. Когда народ говорит: “Дайте вору веревку, он сам повесится”, в этом предусматривается целый ряд действий. Вор должен быть обнаружен. Веревка должна иметься, должна быть достаточна и должна быть дана. А вор тоже должен произвести действие, ибо он должен на этой веревке повеситься. История не рассказывает, как Иуда нашел свою веревку. Думается, что нашел он ее как-то особенно, ибо его неслыханное злодейство привело его к самоуничтожению. Только наблюдайте, и вы увидите, как злодейство само поражает себя. Уже приходилось писать вам о многих наблюденных случаях разнообразного поражения злодейства. Действительно, в этом разнообразии самовозмездия заключена необыкновенная изысканность законов.
Вот мы говорим о справедливости, а ведь обратная тактика живет около этого понятия и своими часто неизреченными воздействиями помогает обнаруживанию всей степени зла. Для строения нужно очищенное место. Каждый строитель прежде всего озаботится о почве, на которой лежит фундамент. Он осмотрит, нет ли расщелины и опасных трещин. Всеми лучшими мерами он отведет разъедающую влагу и прежде всего закрепит трещины. При возведении постройки никто и не представляет себе, какие глубокие подземные работы произошли для крепости стен и башен! Прежде чем применить свои надземные соображения, строитель примет во внимание все глубокие неожиданности. Если показалась влага, он не станет ее сразу забрасывать глинистой почвой, но очень осмотрит, каковы ее окончательные размеры и где истоки ее. Знаем, как иногда задерживались даже спешные постройки, пока не были приведены в порядок подземные неожиданности. “Благословенны препятствия, ими мы растем”. Сказавший это знал и все размеры препятствий, мог по опыту своему оценить их и применить их во благо. Строение во благо неутомимое, бережное, внимательное. Какая красота заложена в этом неисчерпаемом создавании! 20 февраля 1935 г. Пекин.
Лама, расскажи мне о Шамбале! — Но ведь вы, на Западе, ничего не знаете о Шамбале и не хотите знать. По всей вероятности, ты спрашиваешь лишь из любопытства, и напрасно произносишь это священное слово.
Лама, я не случайно спрашиваю тебя о Шамбале. Повсюду люди знают об этом великом символе под различными названиями. Наши учёные собирают каждую искорку об этом замечательном царстве. Чома де Кёрёш знал о Шамбале во время своего длительного посещения буддийских монастырей. Грюнведель перевёл книгу известного Таши-ламы, Пелден Еше, о «Пути в Шамбалу». Мы чувствуем, что под сокровенными символами скрыта великая истина. Воистину, ревностный учёный жаждет узнать всё о Калачакре.
Так ли это, ведь некоторые из ваших соотечественников оскверняют наши храмы? Они курят в наших святилищах; они не только не понимают, но и не хотят почитать нашу веру и наше учение. Они насмехаются и издеваются над символами, значение которых они не могут постичь. Если бы мы посетили ваши храмы, мы вели бы себя совершенно иначе, потому что ваш великий Бодхисаттва, Исса, воистину возвышенный дух. И никто из нас не стал бы осквернять учение милосердия и справедливости.
Лама, только полный невежда и глупец стал бы насмехаться над вашим учением. Все учения справедливости как бы сходятся в едином святилище. И никто, будучи в здравом уме, не станет осквернять священные места. Лама, почему ты считаешь, что основное учение Благословенного неизвестно Западу? Почему ты полагаешь, что мы, на Западе, не знаем о Шамбале?
Лама, и на моём столе ты можешь найти Калачакру, Учение, которое великий Атиша принёс из Индии. Мне известно, что если высокий, уже подготовленный дух слышит голос, произносящий Калагия, то это есть зов в Шамбалу. Мы знаем, какой Таши-лама посетил Шамбалу. Нам известна книга настоятеля монастыря Утайшаня «Красный путь в Шамбалу». Мы даже знаем монгольскую песню о Шамбале. Кто знает, быть может нам даже известно многое, что ново для тебя. Мы знаем, что совсем недавно молодой монгольский лама издал новую книгу о Шамбале.
Лама изучает нас своим пронизывающим взглядом. Потом он говорит:
Великая Шамбала далеко за океаном. Это могущественная небесная страна. Она не имеет ничего общего с нашей землёй. Зачем и почему вы, земные люди, интересуетесь ею? Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, можно видеть сияющие лучи Шамбалы.
Лама, мы знаем величие Шамбалы. Мы знаем, что это неописуемое царство реально. Но мы также знаем о реальности земной Шамбалы. Мы знаем, как некоторые высокие ламы отправлялись в Шамбалу, и что на своём пути они видели обычные физические предметы. Мы знаем рассказы о бурятском ламе, о том, как он был проведён через очень узкий тайный ход. Мы знаем, что другой пришедший видел караван горцев с солью из озёр на самой границе Шамбалы. Более того, мы сами видели белый пограничный столб одной из трёх границ Шамбалы. Потому не говори со мною лишь о небесной Шамбале, но и о Шамбале земной; ведь ты, так же как и я, знаешь, что Шамбала земная связана с Шамбалой небесной. И на этом звене оба мира соединяются.
Лама замолкает. Глазами, наполовину прикрытыми веками, он внимательно всматривается в наши лица. И в вечерних сумерках начинает он свой рассказ:
Истинно, наступает время, когда Учение Благословенного опять придёт с Севера на Юг. Слово Истины, которое начало свой великий путь в Бодхигае, опять вернётся в те же места. Надо принять это просто, как есть, то, что истинное учение оставит Тибет и опять появится на Юге. И во всех странах будут явлены заветы Будды. Действительно, наступают великие события. Вы приходите с Запада, и всё же вы приносите вести о Шамбале. Истинно, надо принять это так. Вероятно, луч из башни Ригден-Джапо достиг всех стран.
Как алмаз, горит свет на Башне Шамбалы. Он Ригден-Джапо там, в неустанном вечном дозоре на благо человечества. Его очи никогда не смыкаются. И в своём магическом зеркале он видит всё происходящее на земле. И мощь мысли его проникает в далёкие страны. Расстояние не существует для него; он может мгновенно принести помощь тем, кто достоин её. Его могучий свет может уничтожить всю тьму. Его несметные богатства готовы для помощи всем нуждающимся, кто хочет служить делу справедливости. Он даже может изменять карму людей... Лама, мне кажется, что ты говоришь о Майтрейе. Так ли это? — Мы не должны произносить эту тайну! Много такого, что не может быть выдано. Много такого, что не должно быть кристаллизовано в звуке. В звуке мы открываем нашу мысль. В звуке мы выпускаем нашу мысль в пространство, и величайший вред может последовать. Ведь всё, разглашённое до назначенного срока, приводит к несказуемому злу. Даже величайшие катастрофы могут быть вызваны такими легкомысленными действиями. Если Ригден-Джапо и Благословенный Майтрейя для тебя одно и то же пусть будет так. Я этого не сказал!
Несчётны жители Шамбалы. Многочисленны великолепные новые силы и достижения, которые готовятся там для человечества...
Лама, Веданта говорит нам, что очень скоро человечеству будут даны новые энергии. Правда ли это?
Несметны великие ценности, суждённые и уготованные. Из Священных Писаний мы знаем Учение Благословенного об обитателях далёких звёзд. Из того же источника мы слышали о летающей стальной птице... о железных змиях, которые огнём и дымом пожирают пространство. Благословенный Татхагата предсказал всё на будущее. Он знал, что помощники Ригден-Джапо воплотятся в должное время; что священная армия очистит Лхасу от всех нечестивых врагов, и что будет установлено царство справедливости!
Лама, если великие воины воплотятся, не проявятся ли действия Шамбалы здесь, на нашей земле?
Повсюду и здесь, и на небесах. Все благие силы должны объединиться, чтобы поразить тьму. Каждый, кто поможет в этой великой задаче, будет вознаграждён стократно и на этой самой земле, в этом же воплощении. Все согрешающие против Шамбалы погибнут в этом же самом воплощении, потому что они истощили милосердие.
Лама, тебе ведома истина. Так скажи мне, почему столько недостойных священников?
Конечно, это не извинение; но если Учение должно двинутьcся на Юг, то и неудивительно, что многие учёные ламы покинули Тибет. Знают ли на Западе, что Панчен-Ринпоче (Таши-лама) связан с Шамбалой?
Лама, мы, конечно же, знаем, что Панчен-Ринпоче весьма почитаем повсюду. В разных странах мы слышали, как высоко отзывались о Его Святейшестве не только буддисты, но люди многих национальностей. Говорят даже, что в его личных покоях задолго до его отъезда некоторые подробности его будущих путешествий были представлены на фресках. Мы знаем, что Панчен-Ринпоче следует обычаям всех великих лам. Нам рассказывали, как во время своего бегства он и его последователи избежали многих величайших опасностей.
Мы знаем, что однажды преследователи из Лхасы уже почти настигли его, как вдруг повалил сильный снег и преградил преследователям путь. В другой раз Панчен-Ринпоче прибыл к горному озеру; трудная задача встала перед ним. Враги следовали за ним по пятам, и, чтобы спастись, надо было проделать длинный путь в обход озера. Панчен-Ринпоче погрузился на время в глубокую медитацию. А затем отдал распоряжение, что, несмотря на опасность, весь караван должен провести ночь на берегу озера. И вот случилось необычное: ночью ударил сильный мороз и озеро покрылось льдом и снегом. Перед рассветом, когда было ещё темно, Таши-лама велел своим людям быстро двинуться вперёд, и он и триста его последователей перешли озеро по льду наикратчайшим путём, избежав таким образом опасности. Когда враги подоспели к этому месту, солнце стояло уже высоко и в его лучах лёд растаял. Для них остался лишь окольный путь. Разве это не так?
Истинно, так оно и было. Панчен-Ринпоче помогала Святая Шамбала во всех его путешествиях. Он видел многочудесных знаков, когда пересекал нагорья, спеша на Север.
Лама, недалеко от Улан-Давана мы видели огромного тёмного коршуна, низко летевшего вблизи от нашего стана. Он пересёк путь чемуто блестящему и прекрасному, что двигалось на юг над нашим лагерем и сверкало в лучах солнца.
Глаза ламы сверкнули. Стремительно он спросил:
Не чувствовали ли вы в пустыне также ароматы храмовых курений?
Лама, ты совершенно прав: в каменистой пустыне, в нескольких днях пути от ближайшего жилья, многие из нас одновременно ощутили запах изысканного благоухания. Такое происходило несколько раз. Мы никогда не слышали такого дивного аромата. Он напомнил мне одно курение, которое дал мне однажды мои друг в Индии. Но откуда он получил его, я не знаю.
О, вас хранит Шамбала. Огромный тёмный коршун это ваш враг, который старается разрушить ваше дело, но охранительная сила Шамбалы сопровождает вас в виде этой Лучезарной Материи. Эта сила всегда с вами, но вы не можете видеть её постоянно. Она проявляется лишь по временам, чтобы укрепить и направить вас. Заметили ли вы направление, в котором двигался этот шар? Вы должны следовать в том же направлении. Ты упомянул священный зов Калагия! Тот, кто услышал этот |повелительный зов, должен знать, что путь в Шамбалу ему открыт. Он должен запомнить год, когда он был позван, потому что с этого времени ему будет непосредственно помогать Благо словенный Ригден-Джапо. Но только надо знать и ясно представлять себе. каким образом людям помогают, ибо часто они отвергают посланную помощь.
Лама, скажи мне, как обыкновенные люди получают помощь Шамбалы? Мы знаем об адептах и воплощённых сотрудниках Шамбалы. Но каким образом могущество Шамбалы проявляется среди простых людей?
Несказуемы и разнообразны эти пути. Каждому, кто в прежних воплощениях следовал учению справедливости и был полезен для Общего Блага, поможет это Общее Благо. Несколько лет назад, во время войны и беспорядков, один человек спросил ламу, не надо ли ему переменить местожительство. Лама ответил, что он может оставаться на прежнем месте ещё около шести месяцев, но потом будет в большой опасности и ему придётся бежать без промедления. В течение последующих шести месяцев человек этот весьма преуспевал в своих делах; всё было спокойно и его состояние умножалось. Когда эти шесть месяцев истекли, он подумал: «К чему мне рисковать своей собственностью, покидая это спокойное место? Всё как будто благоприятствует мне, и явно нет никакой опасности. Вероятно, лама ошибся». Но космическое течение не было остановлено. И суждённая опасность внезапно возникла. Вражеские войска полным ходом приближались к этому месту с обеих сторон, и человек этот понял, что свою лучшую возможность он упустил и что путь ему теперь отрезан. Он поспешил к тому же ламе и рассказал ему о том, что случилось.
Лама сказал ему, что по известным причинам необходимо, чтобы он был спасён. «Однако, прибавил он, теперь помочь тебе уже труднее. Лучшая возможность упущена, но я всё же могу коечто сделать для тебя. Завтра бери с собою свою семью и поезжайте на север. По дороге вы встретитесь со своими врагами. Это неизбежно. Когда вы увидите, что они приближаются, сойдите с дороги и стойте спокойно. Если бы даже они подошли к вам, если б даже заговорили с вами, стойте молча и неподвижно, пока они не проедут». Так и случилось. Человек со своею семьёй и скарбом выехал рано утром. Внезапно в утренних сумерках они различили силуэты быстро приближающихся всадников. Они свернули с дороги и застыли в напряжённом молчании.
Солдаты стремительно приближались, и бедняга слышал, какодин из них закричал: «Вот они! Я вижу тут людей. Вероятно, нас ждёт здесь славная добыча».
Другой солдат, смеясь, возразил ему: «Дружище, ты, верно, плохо спал прошлой ночью, если не можешь отличить камни от живых людей. Они совсем рядом с нами, а ты говоришь, что это не камни!»
Первый настаивал: «Но я даже вижу лошадь!» Второй смеялся:
«На такой каменной лошадке далеко не уедешь. Неужели ты думаешь, что лошадь, чуя всех наших коней, стояла бы неподвижно?»
Солдаты, смеясь от всей души и издеваясь над ошибкой первого, проехали совсем рядом с неподвижной группой и затем исчезли в тумане. Так, даже в самом трудном положении, человек этот был спасён, ибо однажды он был полезен Шамбале.
Шамбала знает всё. Но тайны Шамбалы хорошо охраняются.
Лама, каким образом охраняются тайны Шамбалы? Утверждают, что много сотрудников Шамбалы, много вестников спешит по всему миру. Как могут они сохранить тайны, доверенные им?
Великие Держатели тайн внимательно наблюдают за теми, кому они доверили свою работу и дали высокие поручения. Если с ними случится неожиданное несчастье, им немедленно помогут. И доверенное сокровище будет охранено. Лет сорок тому назад большая тайна была доверена человеку, жившему в великой монгольской Гоби. Ему было сказано, что он может воспользоваться этой тайной для известной цели, но когда почувствует приближение своего ухода из этого мира, должен передать сокровище доверенному лицу по своему выбору. Прошло много лет. И вот человек этот заболел, и во время болезни злая сила настигла его и он потерял сознание. В таком состоянии, конечно, он не мог передать сокровище достойному преемнику. Но Великие Держатели неусыпно бодрствуют на дозоре. Один из них из высокого Ашрама в величайшей поспешности отправился в путь через могучую Гоби, оставаясь в седле без отдыха больше шестидесяти часов. Он застал больного ещё вовремя и временно вернул ему сознание, так что тот оказался в состоянии докончить вверенное ему поручение достойным образом. Может быть, ты удивляешься, почему Держатель не взял Сокровище с собой? И почему всё должно было произойти именно в такой последовательности? Потому что у великой Кармы свои особые пути, и даже самые высокие Держатели тайн иногда не хотят прикасаться к нитям Кармы. Ибо каждая нить Кармы, будучи оборвана, производит величайший вред.
Лама, в Турфане и Туркестане нам показывали пещеры с длинными неисследованными ходами. Можно ли этими путями достичь Ашрамов Шамбалы? Нам рассказывали, что бывали случаи, когда незнакомые люди выходили из этих пещер и направлялись в города. Они хотели расплачиваться за покупки необычными, старинными монетами, какими теперь уже больше не пользуются.
Истинно, истинно, жители Шамбалы временами появляются в миру. Они встречаются с земными сотрудниками Шамбалы. Во благо человечества они рассылают драгоценные дары, замечательные реликвии. Я могу рассказать тебе много историй о том, как чудесные дары были получены по пространству. Даже сам Ригден-Джапо временами является в человеческом теле. Неожиданно появляется он в святых местах, монастырях, и к суждённому сроку возглашает свои пророчества.
Ночью или рано утром, до восхода солнца. Владыка Мира прибывает ко Храму. Он входит. Сразу же сами возжигаются все лампады. Некоторые уже узнали Великого Незнакомца. В глубоком почтении собираются ламы. С величайшим вниманием они слушают пророчества о будущем.
Приближается великая эпоха. Владыка Мира готов к бою. Многое уже проявляется. Космический огонь опять приближается к земле. Планеты возвещают Новую Эру. Но много катаклизмов ещё произойдёт до наступления Новой Эры благоденствия. И опять человечество будет испытуемо, чтобы узнать, достаточно ли продвинулся его дух. Подземный огонь стремится соприкоснуться с огненным элементом Акаши; если все благие силы не объединят свою энергию, величайшие катаклизмы неизбежны. Говорится, как является Благословенный Ригден-Джапо, чтобы отдать приказ своим вестникам; как на чёрной скале, на пути в Ладак, появляется Могущественный Владыка. От всех сторон стремятся к нему вестникивсадники, чтобы в глубоком почтении выслушать приказ, а затем мчатся во весь опор исполнять то, что заповедано великой мудростью.
Лама, как это вышло, что земная Шамбала ещё не открыта путешественниками? На картах можно найти столько маршрутов экспедиций. Кажется, что все вершины уже отмечены и все долины и реки исследованы.
Воистину, много золота в земле, и много алмазов и рубинов в горах, и каждый жаждет овладеть ими! И сколько людей пытаются найти их! Но пока что они не нашли всего этого так же никому не удастся достичь Шамбалы без зова! Вы слышали о ядовитых воздушных потоках, окружающих нагорья. Может быть, вы даже видели, как люди умирают от этих газов, когда приближаются к ним. Может быть, вы видели, как животные и люди начинают дрожать, приближаясь к определённым местам.
Многие пытаются достичь Шамбалы без зова. Некоторые из них исчезают навсегда. Только немногие доходят до святого места, и только если карма их созрела.
Лама, ты говоришь о святом месте на земле. Богатая ли там растительность? Горы выглядят бесплодными, а ураганы и всеопустошающие морозы кажутся необычайно сильными.
Посреди высоких гор встречаются неожиданно заключённые меж ними долины. Множество горячих источников питают богатую растительность. Многие редкие растения и лекарственные травы способны произрастать на этой необычной вулканической почве. Может быть, вам встречались горячие гейзеры в нагорьях. Может быть, вы слышали, что всего лишь в двух днях от Нагчу, где не увидишь ни деревца, ни растения, находится долина с деревьями, травой и тёплой водой. Но кому ведомы лабиринты этих гор? На каменистой поверхности не различить человеческих следов. Невозможно прочесть мысли людей, а тот, кто может, молчит! Возможно, во время ваших странствий вы встречали многочисленных путников неведомых странников, скромно одетых и молчаливо идущих по пустыне, в жару и холод, к своим неизвестным целям. Не думайте, что если одеяние скромно, то и сам незнакомец незначителен! Если глаза его полузакрыты, не надо думать, что и взгляд его не проницателен. Невозможно разглядеть, откуда приближается сила. Тщетны все предостережения, тщетны все предсказания лишь по единственному пути Шамбалы можно достичь победы. Обращаясь прямо к Благословенному Ригден-Джапо, вы можете преуспеть. Лама, ты сказал, что враги Шамбалы погибнут. Каким же образом они погибнут?
Воистину, они погибают в должное время. Они истребляются собственным мерзким честолюбием. Ригден-Джапо милосерден. Но грешники сами себе враги. Кто может сказать, когда выплачивается заслуженное? Кто может знать, когда помощь действительно нужна? И какова должна быть эта помощь? Нужны многие перевороты, и они имеют свою цель. Именно тогда, когда наш ограниченный человеческий рассудок убеждён, что всё погибло и что не осталось никакой надежды, тогда созидающая рука Владыки шлёт свой могущественный луч.
Как же уничтожаются грешники? Один ламахудожник имел высокий дар писать священные изображения несравненной красоты. Великолепно писал он лики Ригден-Джапо, Благословенного Будды и Дуккар-Всевидящей. Но другой художник возревновал к нему и в ярости своей замыслил причинить ему зло. Но когда он начал клеветать на ламухудожника, по неизвестной причине загорелся
его собственный дом. Всё его имущество было уничтожено, и руки клеветника были сильно обожжены, так что он долгое время не мог работать.
Другой клеветник угрожал разрушить все труды одного честного человека. Но сам вскоре утонул, переправляясь через Цангпо. На другого человека, который совершил много прекрасных дел благотворительности, напал некто, стараясь уничтожить всё его достояние, которое было посвящено благу человечества. Но опять могущественный луч Ригден-Джапо настиг нападающего, и в один день всё его богатство было сметено и он сделался нищим. Возможно, и теперь ещё вы можете встретить его на базаре в Лхасе, просящего милостыню.
В каждом городе вы можете услышать, как те недостойные, которые обратили свою злобу против достойных, были наказаны. Только по пути Шамбалы вы можете идти в безопасности. Любое уклонение с этого пути славы ввергает вас в величайшие опасности. Всё на свете может быть изучено и измерено. Не веру и не слепое поклонение заповедал Благословенный, но знание опыта.