Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 2 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Ракурсы » Время » Мировые религии и учения » По следам эзотерических учений » Мистерии, женские культы (Трактовка знакомого в эзотерическом свете)
Мистерии, женские культы
Летящая
Сообщение #21 | Ср, 28.12.2016, 22:10
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Я сюда же еще по нескольким мифам кой чего выложу после сдачи зачетов и скорее всего на новогодние праздники, до самого 31го нет времени. Тут открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне дна. Такого я не ожидала - есть своя прелесть в религиоведении, можно смотреть на миф в многомерности. Поэтому мифы тут будут не только греческие, я тут надыбала малехо крайне занятного, а самое главное - не очень то у нас и известного. Но параллели будут прозрачные. Потому надеюсь Донна тоже заценит)

Донна
Сообщение #22 | Чт, 29.12.2016, 15:36
Группа: Летописец
Сообщений: 317
Цитата Летящая ()
Потому надеюсь Донна тоже заценит)
 А я и не видела этой темы, пока меня Лу носом не ткнула.
Буду читать и вникать.
Спасибо вам. вы такие добрые, такие хорошие biggrin
lu-chia
Сообщение #23 | Пт, 30.12.2016, 12:10
Группа: wing
Сообщений: 27495
"Бездна звёзд полна".. это точно..

http://history.limarevvn.ru/apis.htm - об Аписе.
Кто такой верховный бог Птах? Зевс?
История Диониса похожа на историю Осириса , есть озеленители, что одни и те же события описывали просто в разных традициях, оттого и разница получается
Летящая
Сообщение #24 | Вс, 01.01.2017, 11:29
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Итак по разбору статья с поста №17 в этой теме. Целиком ее сюда копировать не стану, не вижу смысла, тем более хоть на Крамоле много любопытного материала, отношусь я к нему более чем осторожно. Разбирать буду то, что мне показалось интересным.
 В Гиперборее течет река Океан. Давайте попробуем разобраться, какой водоем греки называли Океаном, исходя из свидетельств древних авторов

Есть тут одна засада - слово Океан к индоевропейской группе отношение не имеет. Оно очень древнее и звучит как А-ке-Ан - ни небо, ни земля. Примерное звучание есть в полинезийских языках. Если брать в расчет теорию о некогда великой цивилизации, которая принесла свои знания, то получается, что даже гиперборея - дальнейший проект той протоцивилизации. На эту тему я напишу чуть ниже.
“Oстров некий, Огигия, лежит далеко в море…, а три другие острова, находящиеся от нее и друг от друга на равном расстоянии, лежат дальше. На одном из них, по рассказам местных жителей, Зевс заточил Кроноса, а рядом поставил древнейшего Бриарея, который несет стражу, охраняя те острова и море, именуемое морем Кроноса. Великий материк, кольцом окружающий Великое море недалеко отстоит от прочих островов»
 Гиперборейцы – потомки титанов, свидетелей и участников не периферийных, а центральных событий прагреческой истории - титаномахии. На это прямо указывают античные авторы: «Гиперборейцы были титанического происхождения... Они взросли из крови бывших прежде титанов»
Битва длилась десять лет. Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар. По орфической (песенной) традиции, Крон впоследствии примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных на краю Земли, в Гиперборее. О правлении Крона в дальнейшем вспоминали как о царстве справедливости и называли Золотым Веком. Крон был похоронен в глубокой гробнице из златовидного камня на острове Кроннидского моря, называемого также Скифским морем. После этого Зевс, в борьбе за справедливость, участвовал во множестве битв в разных странах, а после смерти был вознесен на Олимп для вечного царствования. В самых древних греческих мифах Олимп располагался в Аркадии, области Гипербореи и лишь позже название перенесли на местную гору в Греции.

Если мы берем вышеизложенные трактовки мифов древней Греции, то получается прелюбопытная вещь, поскольку Кронос и Гея - родители тех самых титанов, которые слопали Диониса ("приземлили души")
Получается, что Люди (гиперборейцы) - потомки титанов, воплощенные на земле души неких других цивилизаций, на что может указывать то, что Зевс в указанной мифологии - Это уже тутошнее изобретение, попытка использовать "местные кадры" в процессе развития земной жизни. Только получается , раз Зевс победил Кроноса - то процесс был крайне болезненным, этакая неоколониальная освободительная компания.

Здесь мы имеем четкое географическое указание, что в Гиперборейских горах нам следует искать море (озеро) Кроноса, кольцом окруженное материком (очень важная деталь, отмеченная античным автором), с храмом-гробницей на острове. Зная о том, что на Урале есть только одно озеро метеоритного происхождения - «кольцом окруженное материком», обнаружить море Кроноса уж совсем несложно

Крайне притянутые за уши рассуждения из серии "шел снег и два студента", поэтому именно эти рассуждения я считаю достаточно неубедительными и даже вредными.

Ну дальше интереснее - отделились "земляне" но где то еще сохраняется ядро "центр" той самой протоцивилизации 

Судя по результатам Титаномахии – сторонники Зевса были раскиданы по периферии Земли в разные стороны, стали окраинными народами, а в центре, в стране блаженных (Гиперборее) остался править Крон – победа осталась за Кроном и его сторонниками титанами и тартарами, жителями Тартара (позже Тартарии).

Но вместе с тем отделившиеся колонии какое то время сохраняют некое подчинение "метрополии" - Аполлон с Артемидой в таком свете воспринимаются, как реальные персонажи, направленные, как наместники центра.

Чем страна гипербореев так привлекала внимание древних греков. Чем она выделялась для них среди десятков и сотен других периферийных стран? Почему боги пришли в Грецию из Гипербореи? Почему греки поклоняются не своим, а чужим богам? Понятно, если это делает отсталый и нецивилизованный народ, но греки? Почему их главные герои совершают свои самые великие подвиги на территории очень и очень далекой страны. Почему, чтобы совершать очередной великий подвиг, греческие герои Геракл и Персей всякий раз отправляются в далекую Гиперборею? Почему в качестве награды за подвиги их награждают эпитетами – Геракл Гиперборейский, Персей Гиперборейский, Гермес Гиперборейский, Прометей Гиперборейский и т.д.? Почему души усопших любимцев богов отправляются на покой в края гипербореев? Откуда у греков знания о географии такой далекой страны, в которой они никогда не бывали?
 
Я хочу тут обратить внимание на фразу про души , отправляющиеся на покой в края гипербореев. Ниже я выложу дополнение к этому.

Добавим тут уже истории северных богов, если читать младшую и старшую Эдду, то можно предположить, что Один был таким же наместником северной цивилизации, как и Апполон, поскольку запутанная история перемещения Одина в результате таки указывает на то, что Один был отправлен в те области, которые позже определили античный мир из северных широт, и позже, получив опыт, возвращается домой и становится богом. Следовательно это единая система "карьерного роста" дипломатов более высокой цивилизации.


Летящая
Сообщение #25 | Вс, 01.01.2017, 11:52
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Теперь я хочу переместится в другую часть мира - в мезоамерику. Поскольку адекватных русскоязычных книг у нас мало, я - простите", начну с википедии. У нас вообще по мезоамерике существуетзаговор молчания. Даже в истории искусств вы найдете все по искусству азии, африки, европы, китая, и многое другое, но америка до сша у нас существует только как календарь майя, какие то странные фигурки, и полумифические, постоянно опровергаемые мифы. Ну и до кучи очень смешно ругаться словами "кецалькоатль" и "уицтлипочтли".Глубокого проникновения в эту тему нет, хотя для меня самый красивый орнамент - это мезоамериканский. Ну а так сейчас я сделаю для начала некоторое сравнение. Надеюсь Лу, Донна - вы оцените. Тем более если вспомнить некоторые иудейские особенности молитвы -одевание тифилина и намотанной на руку спирали со вторым тифилином - обязательных атрибутов общения с богом для иудеев.


Странно, правда? понятно в любой религии существуют ритуальные одежды. Они есть в проторелигиях, в исторических, их нет по сути только в новых религиях, возможно пока. Но вот две цивилизации - иудейская и тибетские монахи имеют странную особенность - прилепить на голову передатчик и намотать на голову антену, иначе бог ну никак не услышит. Я еще выложу тут особенности иудейского магического мировоззрения, сейчас про мезоамерику.


Превращается в полет, что так легок и лучист,
Глубина не предает, если светел ты и чист!
Ты тянешь руки в небеса, ты вдруг услышишь голоса:
"Потерпи еще чуть-чуть, мы тебе укажем путь".


Сообщение отредактировал: Летящая - Вс, 01.01.2017, 11:55
Летящая
Сообщение #26 | Вс, 01.01.2017, 11:56
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Берем короткую справку из википедии
Легенда о сотворении людей
Согласно ацтекским мифам, Кетцалькоатль (иногда вместе с братом-близнецом Шолотлем) был послан другими богами к Миктлантекули за костями умерших прежних поколений, чтобы создать из них новых людей.
Вот как описывается это в «Легенде Солнц» (Кодекс Чимальпопока, 1558 г.):
1. После того как Кетцалькоатль пришёл в Миктлан, он подошёл к Миктлантекутли и к Миктлансиуатль и тут же сказал им:
2. «Я пришёл искать ценные кости, которые ты хранишь, я пришёл за ними».
3. Тогда Миктлантекутли спросил: «Что ты сделаешь с ними, Кетцалькоатль?»
4. И ещё раз сказал (Кетцалькоатль): «Боги озабочены тем, чтобы кто-нибудь жил на Земле».
5. Тогда Миктлантекутли ответил: «Хорошо, играй на моей раковине и обойди четыре раза вокруг моих владений».
6. Но его раковина не имела дырок; тогда (Кетцалькоатль) позвал червей, они сделали дырки, в которые затем вошли пчёлы и шершни, и она зазвучала.
7. Когда Миктлантекутли услышал это, он сказал: «Хорошо, бери их».
8. Однако Миктлантекутли сказал своим слугам: «Люди Миктлана! Боги, скажите Кетцалькоатлю, что он должен их оставить».
9. Кетцалькоатль ответил: «Нет, я сразу овладею ими».
10. Он сказал своему нагуаль: «Иди, скажи, что я их оставлю».
11. И он громогласно сказал: «Приду и оставлю их».
12. Но затем он поднялся и взял ценные кости: на одной стороне лежали вместе кости мужчины, на другой кости женщины. Кетцалькоатль взял их и сделал из них связку.
13. Тогда Миктлантекутли ещё раз сказал своим слугам: «Боги, неужели Кетцалкоатль действительно уносит ценные кости? Боги, идите и сделайте яму».
14. Затем они сделали это, и Кетцалькоатль упал в яму. Он споткнулся, его испугали перепёлки. Он упал замертво, и драгоценные кости рассыпались, и их обклевали перепёлки.
15. Когда Кетцалькоатль воскрес, он огорчился и спросил у своего нагуаль: «Что мне делать, нагуаль мой?»
16. Тот ответил: «Раз ничего не получилось, будь что будет».
17. Он собрал их, сделал из них свёрток и отнёс в Тамоанчан.
18. И как только пришла та, которая зовётся Килацтли, она же Сиуакоатль, смолола их и положила в ценный таз.
19. Над ним Кетцалькоатль выпустил кровь своего члена. И тут же стали совершать обряд покаяния те боги, которые упоминались, — Апантекутли, Гуиктлолинки, Тепанкицки, Тлайяманак, Тцонтемок и шестой из них Кетцалькоатль.
20. Они сказали: «О боги, родились масегуалы (заслуженные покаянием)».
21. Потому что ради нас боги совершили покаяние".Так как сломанные кости оказались разных размеров, то люди различаются по росту. Любопытно, что в кодексе Мальябекиано Кетцалькоатльупоминается как сын Миктлантекутли.


Превращается в полет, что так легок и лучист,
Глубина не предает, если светел ты и чист!
Ты тянешь руки в небеса, ты вдруг услышишь голоса:
"Потерпи еще чуть-чуть, мы тебе укажем путь".


Сообщение отредактировал: Летящая - Вс, 01.01.2017, 11:57
Летящая
Сообщение #27 | Вс, 01.01.2017, 12:16
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Помните, да, что души "Потомков богов" должны возвращаться в свой мир? Тут даже расшифровывать ничего не надо, практически полностью воссоздана система клонирования, а так же некоего момента сохранения душ, для возвращения и дальнейшего развития. А вот теперь вишенка на торте, при чем тут тифилин, при чем тут гиперборея и еще много чего. Наши любимые кокошники - обязательный атрибут замужней женщины, который насильственно был запрещен указом Петра 1 к ношению после посещения им европы - 
и маленький хорошенький штрих, пока из той же википедии 
Миктлансиуатль (исп. Mictlancihuatl) — супруга Миктлантекутли, которая правила вместе с ним в девятой преисподней Миктлана. Изображалась в виде скелета или женщины с черепом вместо головы; была наряжена в юбку из гремучих змей, являющихся одновременно существами как верхнего, так и нижнего мира.

И ее изображения 

 - Нашлось только такое изображение, которое без проблем вставилось, так что будет по новогоднему играть) первая картинка - стопудово новодел, но аутентичный, "по мотивам" так сказать
Если не привязываться к разнице изобразительного искусства, то получается, что некий объект должен находится на голове (защита от воздействия, или система связи, либо, если брать изображение нимба - это некие проявления в мир реальности внутренних энергий. 
Я порыскаю еще что ни будь серьезное без википедии по этому поводу. Пока это наброски.


Летящая
Сообщение #28 | Вс, 01.01.2017, 12:20
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Каббала 

 В уже упоминавшейся книге Сэмюэла Крамера "История начинается вШумере" ни словом не упоминается божество-рыба Оанн или Оаннес, хотя вообще рыбам, точнее, шумерийским текстам на эту тему, у него посвящена целая глава.  Это в принципе характерно для академических ученых, не приемлющих "мистики" ни в каком виде: при самом скрупулезном исследовании текста они ухитряются упустить самое главное. И сами же впадают в мистику, начиная гадать, что может означать тот или иной термин, и перевод, конечно, получается неверный.  Оаннес или Оанн -божество с головой и телом рыбы, но с человеческими ногами (и с человеческим лицом), вышедшее, попреданию,из Эритрейского моря (Аденский залив). Первоначально шумерийцы поклонялись ему как богу-покровителю магии и волшебства, а позже стали считать его богом мудрости, пришедшим научить людей строительству городов и храмов, геометрии и гаданию (Gislaine etLucien Gerardin. La Magie: Un savoir en action. Paris, 1974). 
 По сути своей это такойже "культуртрегер", каким был Гермес-Тот у египтян помнению греков или Енох-Идрис у евреев по мнению арабов и т.д. -история, как мы знаем, пишется ретроспективно. Возможно, что и Оаннес, и Енох были просто учеными людьми, которых потом обожествили, как Гермеса Трисмегиста. Знаменитый палеофутуролог Эрих фон Дэникен счел бы их инопланетянами. Впрочем, это для нас в данном случае неважно.  Миф об Оаннесе подводит нас к важнейшему символу рыбы и ее"родственницы" - змеи как олицетворения мудростивообще и "тайного"(эзотерического) знания в частности.  Змея-кундали в Индии - видимо, змеи там были более популярны, чем рыбы, ср.племя мудрецов-нагов; Св. Патрик освободил от змей Ирландию, но Ирландия - страна рыбаков; и потом, змея - все-таки более древний, хтонический символ, тогда как рыба - символ чистогодуха: может быть, оттого, что в рыбе есть фосфор, который"полезен для мозгов"? 
 Рыба-Оаннес"всплывает" у нас дважды, в начале и в конце эры Рыб(!). Последние века до нашей эры и первые века нашей дали всплескучений, теорий, и концепций, одной из которых стало христианство. Символом раннего христианства, если вы помните, и были рыбы. КонецXIX - начало XX в. дали новый всплеск, во многом основывавшийся на переосмыслении теорий почти двухтысячелетней давности. К образу Оаннеса вернулась Е.П. Блаватская, связав его с именем И-оанна Крестителя (крестившего, как известно, в воде), а епископскую митру -с убором в виде рыбьей головы, украшавшим головы шумерийских жрецов. 
 Однако это, конечно, нет от Оаннес, которому поклонялись шумерийцы: "С тех пор... неузнаваемо изменился облик богов и героев", как писал греческий поэт Яннис Рицос. "Тот" Оаннес в последствии слился с богом мудрости Эа, став одной из его ипостасей.  Евреи, переняв многое из шумеро-вавилонского наследия, отвергли древние культы: Ездра уже дал им Закон (V в. до н.э.,Симхат-Тора), провозгласив Ягве Единым Господом (Адонай Эхад), и поклонники Нага-Нехуштана (Медный Змий, 4 Цар., гл. 18) и рыбы-Дагона (1Цар.,гл. 5) были объявлены еретиками.
  Однако самому Ягве, сатурническому Богу неумолимого мiрового Закона, невольно пришлось воплотить в себе качества всех божеств прежнего пантеона, в том числе и Божественную Премудрость -Хохму,Венеру в Рыбах, прошедшую за период эры Рыб значительный путь развития.  "Ее местонахождение скрыто глубокой тайной; ее нет ни на земле, ни над землей, нипод небом; путь к ней открыл Бог-Творец... после того,как дал закон ветру, воде, дождю, грому и молнии" (Никольский Н.М. Избр. соч. по истории рел., М., "Наука",1974; cм. тж. Иов 28:14, 21-26; Прит. 9:1-6). Ее почитали в узком кругу"посвященных" (ученых, философов).  Рыбы, согласно астрологии, - место возвышения Венеры. Рыбы дают ей феноменальную интуицию, периоды плодотворного вдохновения, создавая своеобразный архетип философа и поэта. В сочетании с архетипом Сатурна (Ягве, Закон) это дало творчество - Талмуд, а потом Каббалу, но и конфликт - галут (диаспору), секты, хасидизм...  Канадский исследователь Мишель Моран отождествляет архетип Венеры в Рыбах с XVII арканом Таро - это Звезда, "карта творческой личности, стремящейся лишь к одному: выразить себя в творчестве" (Моран М. Марсельское Таро. М., 1993). Кроме того, это еще и м и с с и я, и идея М е с с и и.  В последние века нашей эры корпус иудейских священных книг (Танах - Тора, Пророки и Писания) уже сложился и был"утвержден". Книги писались и после, но в Танах они уже не вошли. Сложился институт раввинов, ведших школы и длительные научные диспуты; слова раввинов начали записывать, и через несколько веков этих записей набралось так много, что их решено было упорядочить. Так возник Талмуд. 
 Над ним работали две Академии - одна в Палестине, другая в Вавилоне. К середине IVв. (нашей эры) был закончен первый, Иерусалимский Талмуд, ксередине VI в. - второй. Таким образом, Талмуд, существующий к тому же в двух вариантах, представляет собой огромный сборник законов, правил, постановлений, преданий, легенд и фольклорного материала, включая пословицы и поговорки. Немецкое издание одного только Вавилонского Талмуда занимает 12 томов.


Летящая
Сообщение #29 | Вс, 01.01.2017, 12:21
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Представьте себе тогдашний Восток "от Нила до Инда":тысячелетиесемитских культур сменяется 6, 8, 10 веками если не господства,товлияния греческого языка и культуры. (Рим и латынь ушли наЗапад, встраны варваров, и это разделение "сфер влияния" былоокончательнозакреплено великой схизмой 1054 г.) Но уже наступилаэпоха арабскихзавоеваний, и вскоре весь культурный Восток заговорил на этихтрехязыках: еврейском, греческом, арабском. Тогда нельзя было бытьученым, "не овладев знанием всех тех богатств, которыевыработалочеловечество" (В.И. Ленин).  Это слияние культур далоновый стимул эзотерической мысли, врезультате которого сложилось учение Каббалы. Это - классическоеэзотерическое учение, продолжающее и дополняющее уже нам известные.  КАББАЛА, Кабала (ивр.QABBALAH, от QABAL - "приобщать, посвящать вочто-л."; ср. араб. кыбла - сторона, в которую обращаются мусульмане примолитве, и греч. Кибела, лат. Сybele - богиня плодородия, дочьСатурна и Земли, которой был посвящен оргиастический культ).  Сами каббалисты считаютэто учение очень древним (естественно):по преданию, оно было передано Богом еще Адаму, затем Аврааму,Моисеюи др. пророкам. Оно подразделяется на Каббалу теоретическую(июнит),посвященную изучению тайн природы, и прикладную (маасит), тоестьпрактическую.  В основе первой лежаткниги Сефер Йецира ("Книга Творения"),приписываемая рабби Акибе, и Зогар ("Сияние"), прип.его ученику р.Шимону бар Йохаи. Основу второй сост. по-особому толкуемая Библия(Ветхий Завет) и различные апокрифические труды, напр., книгаЕноха,Шестая и Седьмая книги Моисеевы, книги Соломона. Но мы с вамибудемговорить о Каббале Июнит, то есть главным образом о теории.  Здесь же лишь отметим,что, во-первых, именно апокрифы если несоздали, то укрепили легенду об удивительных способностях Моисея,Соломона и других героев древности (история пишется известнокак), аво-вторых, именно знание прикладных эзотерических дисциплин -астрологии, хиромантии, магии, врачевания, гадания, - если несоздало, то укрепило славу еврейских ученых во всех странах ВостокаиЗапада - сделав многих из них "еретиками" в глазахортодоксальныхиудеев.

Летящая
Сообщение #30 | Вс, 01.01.2017, 12:22
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Большое количество"вековых наслоений" плюс терминология,восходящая местами еще к Шумеру и Вавилону, создает впечатлениеоневероятной сложности этого учения. На самом же деле смысл егопрости уже отчасти знаком нам.  В основе всего, считаетКаббала, находится единое Божество, волякоторого выражена в числах и словах. В мiре 3 элемента (огонь, вода,воздух), 7 планет, 12 созвездий; в году 3 времени (холодное,теплое,влажное); в теле человека 3 осн. деления (голова, грудь, живот),7ворот (отверстия тела). Душа - это сложная субстанция, включающаяпять элементов: Нефеш ("душа"), Руах("дух"), Нешама ("дыхание"),Йехида ("единственная") и Хайа ("живая").Все мiроздание зиждется на10 первых числах и 22 буквах.  Чтобы понять божественнуюволю, нужно проникнуть в истинныйсмысл цифр и букв. Для этого необходимо особое состояние души -КАВАНА ("вдохновение"), достигаемое постом и молитвой,- и умениемыслить ее категориями.  Это, во-первых,десятичная система членения мiра. Почему онадесятичная, мы уже знаем. К тому же она сложилась так давно, чтоуспела стать канонической: это не только Десять заповедей,повторяющиеся в Торе дважды (Исх. 20:2-17 и Втор. 5:6-21), но ипрямое перечисление десяти "оболочек" или законов,составляющихоснову мiра:  "Ты явил мiру десятьоболочек, которые мы называем 'десять  сфирот', чтобы с ихпомощью управлять мiрами скрытыми, которые  невидимы, и мiрамиоткрытыми..." (Минха ле-Эрев Шаббат. Сидур  Техилат ха-Шем,Иерусалим-Вильнюс 1990. Минха ле-Эрев Шаббат -  это Молитва на исходCубботы, вполне официальная молитва,  читаемая всеми (или почтивсеми) правоверными иудеями, а вовсе  не какой-то особыйэзотерический текст).  У нас их часто называют"сефиротами", потому что по-еврейски давно никтоне читает и все переводы делались с английского. Но на Западедругая система транслитерации, к тому же сефирОТ - уже множественноечисло. Если с "херувИМами" и "серафИМами" мыкак-то смирились, то "сефирОТы" все еще режут слух.

Летящая
Сообщение #31 | Вс, 01.01.2017, 12:24
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Дополняя интересное о "коробочках на темечке" у иудеев и некоторых тибетских монахах

ряд аспектов каббалы обна­руживаютсходство с упомянутыми восточными учениями, видимое, как говорится, и
невооруженным глазом. Например, к таким аналогиям мож­но отнести учение о
перерождениях (гилгулим, ед. ч. — гилгул) в каб­бале и доктрину сансары в индийских
учениях (интересно, что слова «гилгулим» и «сансара» означают примерно одно и
то же — круговра­щение, круговорот). Другим аналогичным аспектом является
апофатика (отрицательная теология), характерная почти для всех учений мис­тической
ориентации и являющаяся своего рода религиозно-мистиче­ской универсалией.
Подобного рода лежащие на поверхности паралле­ли мы также оставим почти без
внимания.В-третьих, охарактеризуем, хотя бывкратце, основания для прове­дения сопоставления тех или иных учений с каббалой
и для построе­ния тех или иных типологических моделей. Мы имеем две основные
парадигмы, которые можно условно назвать историко-культурной (или
социокультурной) и психологической. Вопрос об их соотношении в связи с
проблемой о характере связи между религиозно-мистическим переживанием и его
описанием (или выражением) был достаточно глубоко рассмотрен Г. Шолемом1. В упрощенном
виде применительно к нашей тематике его можно сформулировать следующим образом:
что лежит в основе общности тех или иных религиозно-мистических уче­ний —
единство (тождественность) опыта-переживания или сходство историко-культурной
ситуации и социального контекста функциониро­вания религиозных традиций?
Ограничимся подтверждением принятого нами тезиса, согласно которому в основе
общности учений с мистической (или психотехнической) направленностью лежит
единство некоего пере­живания или психологического состояния, тогда как
конкретная куль­турно-историческая ситуация скорее обусловливает различия в
языке описания этого переживания или проявляется в характере его социально-институционального
выражения. Некоторые черты, общие для большинства мистических традиций
(например, эзотеризм передачи Учения непосредственно от учителя к ученику),
объясняются характером этих учений как именно мистических. Успехи
трансперсональной психологии однозначно свидетельствуют о наличии в
человеческой психике глубинных пластов или уровней, проникновение в которые при­водит
к переживанию состояний, аналогичных мистическим (трансперсональный опыт).
Поэтому можно еще раз повторить, что за видимым многообразием религиозного
опыта» (У. Джеймс) лежит его сущностное единообразие, выражающееся в многообразии
исторических форм его описания и выражения.


Превращается в полет, что так легок и лучист,
Глубина не предает, если светел ты и чист!
Ты тянешь руки в небеса, ты вдруг услышишь голоса:
"Потерпи еще чуть-чуть, мы тебе укажем путь".


Сообщение отредактировал: Летящая - Вс, 01.01.2017, 12:26
Летящая
Сообщение #32 | Вс, 01.01.2017, 12:26
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Отрицательная теология, с которой начинается каббалистическаятеория творения, также является весьма характерной для мистических учений.
Достаточно назвать неоплатоников, христианские тексты Псевдо-Дионисия
Ареопагита, суфизм, брахманизм, даосизм. Во всех этих учениях Абсолют «всебе», в своей собственной природе, рассматривается как непостижимый иневыразимый. В каббале этому невыразимому и трансцендентному всякому мышлению и
языковому выражению Абсолюту соответствует Эйн Соф (Беспредельное,Бесконечное), котрый, однако, не отличен от наделенного божественнымиатрибутами Бога-Творца, Бога Израилева (Элохей Исраэль): это не двабога, но один и тот же Бог, с той лишь оговоркой, что Эйн Соф есть Бог «в себе»,
тог­да как Бог-Творец становится Богом для творения. Как отмечают некоторые
авторы, даже этому Беспредельному предшествует его Бес —. Айин. Айинесть трансцендентное Ничто, абсолютное Ничто, предществующее и сущности, и
существованию, тогда как Эйн Соф есть аб­солютное Все, потенциальная полнота
бытия, чреватая всеми мирами и всеми возможностями. Отмечается, правда, что для
некоторых каббалистов именно Эйн Соф был исходным сокрытым Абсолютом, тогда как
Айин рассматривался в качестве первого этапа его самооткровения на котором Эйн
Соф обнаруживал свою недоступность познанию как пустой для него.В связи с этим уместно вспомнить озаимствованных неоконфунци-анцами из даосизма понятиях у цзи (Беспредельное) и
тай цзи (Вели­кий Предел), выражающих идею перводвижения от изначального Ни­что
к миру наличного бытия. И если ранние авторы рассматри­вали Беспредельное как
первичное по отношению к Великому Преде­лу, то знаменитый корифей неоконфуцианства
Чжу Си (1130—1200) провозгласил их тождество: «Беспредельное и есть Великий
Предел» (у цзи эр тай цзи).Обращает на себя внимание еще одинмомент. Абсолютное Ничто (Айин) и абсолютное Все (Эйн Соф) могут полагаться
отрицательным и положительным аспектами Единого. Так, в некоторых формах буддиз­ма
Махаяны (теория татхагатагарбхи, «Лона Так Приходящего») абсо­лютное сознание
рассматривается, с одной стороны, как пустое (шунья), а с другой — как
не-пустое (ашунья). Пустым оно является для нас, ибо оно полностью
трансцендентно нашим познавательным спо­собностям и поэтому не может нами
мыслиться иначе, чем пустое (ср. рассуждение Канта о вещах самих по себе как
пустых для нашего по­знания). Само же по себе оно не пусто, а, напротив,
наделено бесчис­ленным количеством благих качеств и атрибутов, будучи
постоянным (нитья), блаженным (сукха), сущностным (атман: истинное Я) и чис­тым
(шубха)2.Интересна параллель, существующая междукаббалистическим уче­нием о взаимосвязи аспектов Бога как сверхличного Абсолюта
(Эйн Соф) и Творца-Вседержителя и теологией адвайта-веданты. Согласно веданте,
Бог (Брахман) как он есть поистине (с точки зрения абсолют­ной истины — парамартха
сатья) абсолютно неопределим, бескаче­ствен и невыразим. Он «нети, нети» (не
то, не то). Однако, для нас, с точки зрения относительной истины (вьявахарика),
он выступает как личный Бог, наделенный всей полнотой атрибутов, Творец,
Вседержитель и разрушитель мира. С высшей точки зрения Ишвара, как и весь
явленный мир, лишь плод иллюзии, майи. С эмпирической же точки зрения он не
менее, а более реален, чем все прочие существа и вещи — его творения. Можно
также сказать, что Брахман, абсолют­ная реальность, становится Богом, Ишварой,
когда он начинает рас­сматриваться как Бог для творения, как сущность, отличная
от творе­ния. То есть Ишвара — это Бог для нас, остающийся сам по себе вечным й
неизменным Абсолютом — Брахманом. По выражению С. Радхакришнана, «Брахман, это
то, что находится вне субъекта и объекта. Когда он становится субъектом,
вступая в общение с объектом, мы имеем Ишвару, логос, единство во множестве»1.
Объектом культа, жертвоприно­шений и молитв может быть только Ишвара, но не
Брахман, подобно тому, как и в каббале считается, что объектом поклоненияможет быть только Бог-Творец, но не Эйн Соф: о последнем нельзя даже ска­зать:«Да будет благословен Он» — ибо наши губы не способны благо­словить его2. И
вместе с тем Брахман и Ишвара (равно как Эйн Соф и Бог-Творец) никоим образом
не два Бога, но одна и та же божествен­ная Сущность, как бы рассматриваемая с
разных сторон. По выражению М. Бубера, Бог становится личностью для нас, для
общения и диалога «Я — Ты».Сопоставление с ведантой позволяет ипо-новому взглянуть на тео­рию сокращения (цимцум), характерную для лурианской
каббалы. Обычно цимцум трактуется как сугубо натуралистическая концепция:
Абсолют как бы освобождает пустое пространство для творения мира, ограни­чивая
себя. Правда, среди лурианцев были и люди (например, Саруг), понимавшие цимцум
более спиритуалистично: как ограничение Богом самого себя в себе самом самим
собой3. Веданта утверждает, что Аб­солют по своей природе бескачествен и
неопределим, причем ему не могут быть приписаны даже и эти отрицательные
качества. Любое ре­альное обладание качествами предполагает ограничение, ибо
приписы­вание субъекту некоего предиката исключает обладание им иными пре­дикатами
и, следовательно, ограничивает его (ср. со Спинозой: «Всякое определение есть
отрицание»). Таким образом, превращение (не пред­полагающее, конечно, реального
изменения, противоречащего природе Бога) сверхличного Абсолюта в наделенного качествами
(сагуна) Бо­га-Творца, Ишвару, подразумевает как бы сокращение Бога, его огра­ничение
во имя творения. Поскольку в каббале процесс творения начи­нается именно снаделения Абсолюта качествами и атрибутами (сефирот), то он с самого начала
представляет собой именно процесс само­ограничения Бога
, что и было,возможно, нефилософским образом экс­плицировано в лурианской теории цимцум4.Итак, вторым аспектом каббалистическогобогословия (или теософии по словоупотреблению Г. Шолема) является учение обожественных ат­рибутах, которые не только превращают сокрытоеБеспредельное в Бога Откровения, но и образуют как бы саму структуру творения,
парадиг­му всего последующего процесса космопорождения. Эти божественные
атрибуты (они же ступени раскрытия и вместе с тем ограничения Аб­солюта), определяющие
структуру мироздания, получили в каббале на­именование сефирот (ед. ч. сефира),
этимологически связанное со сло­вами «цифра» и «сапфир» (в том смысле, что их
сия­ние подобно сиянию сап­фира). Рассмотрим некото­рые аспекты этого учения.Движение божественно­го эманационноголуча, об­разующего десять сефирот (а также не-сефиру Даат — Знание,местопребывание Святого Духа, Руах гак-Ко-деш), происходит зигзаго­образно: из
центра напра­во, затем налево, снова в центр и так далее. Это дви­жение луча
или лучей (цах-цахот) формирует так на­зываемое древо сефирот. Егоструктуру определяют три столпа: правый — ми­лосердие (расширение, экс­пансия),
левый — строгость, суд (ограничение, сдержи­вание, упорядочение) и цент­ральный
— равновесие. В поздней каббале возника­ет учение о том, что цен­тральные
сефирот представ­ляют собой результат син­теза пары предшествующих им
дихотомичных сефирот.Отметим, что идея рав­новесиядвух противопоставляемых (бинарных) начал и их сведение в некотором центре —
медиаторе является своего рода религиозно-мис­тической универсалией, присущей и
многим восточным учениям. Так, согласно буддизму Махаяны, обретение состояния
Будды (просвет­ление) достигается благодаря интеграции мужского (правого) и жен­ского
(левого) принципов сострадания (каруна), выражающегося в ис­кусном методе
спасения живых существ (упая) и мудрости или ин­туитивном понимании реальности
(праджня). Буддизм учит, что со­страдание (метод) без мудрости слепо, а
мудрость без сострадания пассивна и бездеятельна.


Летящая
Сообщение #33 | Вс, 01.01.2017, 12:28
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Самый интересный (и самый плодотворныйдля компаративистики) аспекттеории сефирот — идея их голографичности. Согласно каббале, "стемасефирот является не только структурной парадигмой всего сущего, но и
воплощением принципа «все в одном, одно во всем». Так, по мнению ряда
каббалистов, каждая сефира представляет собой целостное древо сефирот, в каждой
сефире которого, в свою очерел присутствует все древо и т. д. Подобная модель,
в которой часть фактически равна целому, получила в современном науковедении
назван голографической, предложенное известным нейрофизиологом К. Прибмом.
Принцип голографии в настоящее время рассматривается в качестве имеющего
методологическую ценность в контексте трансформации современной научной
парадигмы.Голографический принцип всегда игралогромную роль в восточных учениях. Ярчайшим его примером является доктрина
китайской буд­дийской школы хуаянь, согласно которой каждый феномен присутству­ет
во всех прочих и, в свою очередь, включает в себя их все и т. д. По принципу зеркального
взаимоотражения. Эта доктрина восходит к ин­дийской «Аватамсака сутре», в
которой истинно сущее уподобляется се­ти ведического бога Индры из драгоценных
камней, каждый из кото­рых содержит в себе все остальные и, в свою очередь,
содержится во всех них. Хуаяньская формула гласит: «Все в одном, одно во всем,
одно в одном и все во всем».Этот же холистический принцип голографииприсущ и собственно китайским учениям, особенно даосизму. Более того, он в
значительной степени образует саму основу традиционного китайского миропонима­ния.
Для иллюстрации близости этого миропонимания к каббалистиче­скому достаточно
привести две цитаты. Первая из них взята из статьи Г. Шолема о каббалистическом
ритуале, вторая — из статьи А. Зейдель и М. Стрикмэна «Даосизм» в «Энциклопедии
Британика».1) «"То, что внизу, то вверху ито, что внутри, то снаружи". Но эта формула определяет только один аспект,
конечно весьма существенный, каббалистического мира. Этот символический аспект
должен быть до­полнен магическим аспектом, так как, согласно каббалистической
точ­ке зрения, все не только присутствует во всем прочем, но также и воз­действует
на все прочее»1.2) «Понимание вселенной, общее для всейкитайской философии, не материалистическое и не анимистическое (система
верований, со­средоточенных вокруг душ-субстанций); оно может быть названо маги­ческим
или даже алхимическим. Вселенная видится здесь как иерар­хически организованный
механизм, в котором каждая его часть воспро­изводит целое. Человек есть
микрокосм (малый мир), строго соотно­сящийся с этим макрокосмом (большим
миром); его тело воспроизво­дит план космоса. Между человеком и вселенной существует
система соответствий и соучастии, которые ритуалисты, философы, алхимики и
медики описывали, но, конечно, не изобретали»2.Приведенные цитаты вполне красноречивыи вряд ли нуждаются в комментариях. Г. Шолем дает также образ цепи бытия, в
которой все магически содержится во всем остальном. Понятно, что эта цепь явля­ется
каббалистическим аналогом сети бога Индры из «Аватамсака сут­ры». Объясняя этот
символ, Г. Шолем продолжает: «И именно в этом смысле мы должны понимать
утверждение, часто делаемое поздними кабалистами (например, Кордоверо),
относительно того, что восхождение человека в высшие миры и к границам Ничто не
предполагает ''«какого-то движения с его стороны, ибо, "где стоишь ты, там
стоят и все миры"»1- Здесь мы вплотную подходим к проблеме соотношения
сотояний сознания и миров, на уровне которых это сознание развертывается. Но
эта проблема будет специально затронута нами ниже, в связи с космологией.


Летящая
Сообщение #34 | Вс, 01.01.2017, 12:29
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
КосмологияИз всего богатейшего космологическогонаследия каббалы и восточ­ных учений мы остановимся только на двух — о
вертикальном стро­ении универсума и доктрине мировых циклов (шемиттот).Хорошо известно, что, согласно каббале,универсум представляет со­бой систему четырех вертикально расположенных миров
АБЕА (аци-лут, берия, йецира и асия). Имеет смысл сопоставить ее с
индо-буддийской идеей тройственного мира (траялокья). Согласно буддизму, на­ша
вселенная состоит из трех друг над другом расположенных миров: а) мир желаний
(кама дхату), населенный большей частью живых су­ществ, включая низшие божества
(дэва), в определенной степени ана­логичные духам и ангелам (элионим) каббалы;
б) мир форм (рупа дха­ту); в) мир не-форм (арупа дхату). В мире форм доминирует
не чув­ственность, а чистые формы. В нем пребывают высшие божества (напом­ним,
что в буддизме божества — не вечные боги политеистических религий, а особый
класс живых существ, также подверженных смертям и рождениям). Мир не-форм не
связан с материей вообще, здесь от­сутствуют также и чистые формы. Его уровни —
сфера бесконечного пространства, сфера бесконечного сознания и сфера ни восприятия,
ни не восприятия. В этом мире «рождаются» только созерцатели, йогины, сознание
которых уже при жизни достигало развертывания на этом уровне, что
обеспечивалось практикой медитации1. Представляется вполне оправданным
сопоставить мир асия с миром желаний, миры йецира берия — с миром форм и мир
ацилут — с миром не-форм. Тем не менее необходимо отметить и два отличия
буддийской картины мира от каббалистической. В каббале мир ацилут находится еще
в сфере божественной целостности, плеромы (так, согласно лурианской каббале,
его не затрагивает шевират гак-келим, космическая трагедия «разби­вания
сосудов», грехопадения). В буддизме мир не-форм — часть сансары, круговорота
смертей-рождений. Более того, рождение на этом уров­не считается неблагоприятным,
так как оно на огромный срок отдаляет перспективу обретения освобождения,
нирваны. Во-вторых, миры каб­балы представляют собой одновременно этапы
творения и миры берия й йецира образуют как бы архетипические парадигмы
чувственного мира асия. Хотя в буддизме процесс космогенеза также идет сверху
вниз (в нем не участвует мир не-форм, не разрушающийся в конце кос­мических
циклов), вышестоящие миры не являются в нем вместили­щами архетипов-парадигм
нижестоящих.Еще один существенный момент связан сконцепцией миров как уровней развертывания сознания. В буддизме три мира
рассматрива­ются в качестве психокосма, миры которого как местопребывания кор­релируют
с уровнями развертывания сознания; при этом мир не-форм представляет собой
состояние сознания в чистом виде, поскольку в нем отсутствуют местопребывания.
В каббале можно также найти аналог этого учения, поскольку каждому из ее
четырех миров соответствует определенный тип души по системе НаРаН (позднее
НаРаНХаЙ), то есть нефеш, руах, нешама, хайя, йехида. Этот момент особенно под­черкивается
в лурианской каббале, где «эти пять частей души... стали соотноситься с пятью
парцуфим Адама Кадмона в каждом из миров ацилут, берия, йецира и асия, что
создало чудовищное многообразие потенциальных градаций душ в соответствии с каждым
конкретным миром эманации и тем парцуфом, из которого происходит данная ду­ша»2.
Генетически каббалистическое учение о душах восходит к неоп­латонизму, причем нефешсоответствовала животной душе, происходя­щей от четырех стихий, руах— разумной душе, а нешама — божест­венной искре, «частиБога-Всевышнего», происходящей из сефиры Бина (различающий Разум) божественной
плеромы. «Зогар» (XIIIв.) доба­вил еще души хайя и йехида, относящиеся к глубочайшим итончай­шим уровням бытия. Постепенно эти души стали восприниматься имен­но как
уровни развертывания духовного существа человека, причем уро­вень душ хайя и йехида
считался доступным для редких избранных. Остальные же лишь обладают этими
душами как бы потенциально, и они находятся за пределами сферы самосознания
профанической лич­ности. Или, другими словами, сознание профанических личностей
не развертывается на тех уровнях, на которых оно могло бы быть названо «хайя» и
«йехида». Высшей душой лурианская каббала считает душу происходящую из уровня
йехида сефиры Кетер (Венец, Корона) Мира ацилут. Это душа Машиаха (Мессии).Еще больше параллелей можно найти вконцепциях времени и кос мических циклов каббалы и учений Востока. К их
краткому анализу мы и обратимся. Общепринятым является утверждение о том, что
библейское представление о времени сугубо линейно, принципиально отлича­ясь от
циклических моделей иных древних цивилизаций. Однако в каб­бале мы вновь встречаемся
с учением о мировых циклах и космиче­ских периодах. Пожалуй, наиболее известной
версией о предсуществовавших мирах является учение о царях Эдома (Идумеи) или
первоцарях (малхей Эдом; малкин Кадма'ин). Этот образ восходит к Библии (Быт
35:31 и след.), но библейский образ переосмысляется каббалистами как намек на
творение миров, предшествовавших нашему. В этих мирах не было равновесия между
столпами строгости и милосердия, женского и мужского, и только в нашем мире оно
было достигнуто, почему Бог, сотворив мир, и увидел, что творение удалось, что
оно «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Заметим, что Эдом символизировал именно
принцип стро­гости, а, следовательно, прежние миры были как бы «левосторонними»
(левый столп древа сефирот — столп строгости и суда). С точки зре­ния некоторых
каббалистов, остатки этих миров присутствуют и в на­шем космосе, образуя его
«другую сторону» (ситро, axpa),являющую­ся источником «скорлуп» (келиппот), то есть сил зла, порабощающих
божественный свет.


Летящая
Сообщение #35 | Вс, 01.01.2017, 12:31
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Основой каббалистической антропологии является учение об Адаме Кадмоне, космическом Первочеловеке,
частицы которого
образуют индивидуальные души-сознания, и в будущем, в момент полного исправ­ления
творения (гемар тиккун) они вновь объединятся в его вселен­ском теле. Если
говорить о мифологических аналогах Адама Кадмона на Востоке, то сразу же
вспоминаются Вират-Пуруша Ригведы и Пань-гу китайского космогонического мифа
(заменяемый в некоторых даосских текстах образом божественного Лао-цзы как
одного из ликов или ипо­стасей Дао-Пути). В ведическом мифе боги приносят
космического Первочеловека в жертву, творя из этого Пуруши (букв.: «горожанин»,
«муж») миры и сословия-варны, что делает ведическое жертвоприношение (ядж-ня)
земным отображением небесного креативного акта. В китайском ми­фе из тела
Пань-гу после его смерти возникают все элементы и струк­туры космоса. Через
образ космического человека древние восточные мифы задают парадигму
человеческого тела как совершенной меры су­щего, формируя представление о мире
как едином теле и о теле чело­века как микрокосме. Эти идеи (особенно
последняя) достаточно харак­терны и для каббалы. Однако каббалистический Адам
Кадмон, в отли­чие от Пуруши и Пань-гу, относится не к области первичной мифоло­гии
древнего мира, а ко вторичной мифологии развитых религиозно-фи­лософских систем
(деривативная мифология), будучи своего рода сим­волом, антропоморфизм которого
подчас лишь способ выражения на языке мифопоэтического мышления утонченной
метафизической и кос­мологической идеи. И поэтому образ Адама Кадмона уместно
сравнить с образами, используемыми не только в восточной мифологии, но и в
религиозно-философских учениях Востока (в средиземноморской тради­ции ближайшим
аналогом Адама Кадмона является, видимо, Антропос гностикотерметической
традиции, хотя образ последнего и не был раз­работан с такой тщательностью, как
образ Первочеловека каббалы). Огра­ничимся здесь сопоставлением образа Адама
Кадмона с представлени­ем о Хираньягарбхе (Золотом Зародыше) ведантической
традиции брах­манизма. В текстах Вед и Брахман Хираньягарбха —творец, рожденный из хаоса
первичных вод и образовавший из этого хаоса
гармоничный космос. В упанишадах Хираньягарбха —космическая вседуша, начало,
находящееся между Богом (Ишвара) и душой
человека. Хираньягарбха так же соотносится с миром, как душа человека с телом.
Это своеобразная единая душа космоса, а также совокупность всех единичных
существований, частью которой являются все вещи и существа универсума1. В
философской системе адвайта-веданта Шанкары Хираньягарбха — не только Бог в аспекте
его наделенности тонкой силой иллюзии (майя), но и (прежде всего) единая душа
(джива), отражение Абсолюта (Брах­мана). Индивидуальные души, в свою очередь,
являются образами или отражениями единой души — Хираньягарбхи. Только к этим
иллюзорным отражениям применимы понятия сансарического рабства и осво­бождения2.
Таким образом, в веданте Хираньягарбха теряет свой ми­фологический характер и
превращается, по существу, в трансценден­тальный субъект, опосредующий процесс
божественного творения. Ду­мается, что развитие идеи Адама Кадмона в каббале
шло в аналогич­ном направлении. Отметим также, что плодотворность интуиции,
выра­женных в архетипе Космоантропоса, нашла в наше время свое выра­жение в
антропном принципе современной науки. Вместе с тем образ Адама Кадмона является источником
каббалисти­ческой теории подобия (гомоморфизма) микро- и
макрокосма по принци­пу «то, что внизу, подобно тому, что вверху». Подобный
подход предпо­лагает параллелизм процессов космогенеза и психогенеза,
описываемый в каббале в категориях древа сефирот. Одновременно подобный парал­лелизм
имеет место и между формированием духовного и физического аспектов единого
человеческого существа. С одной стороны, мы видим разные уровни развертывания
сознания, фиксируемые в образах душ по схеме НаРаН (ХаИ), а с другой —
формирование миров берия, йецира и асия (БЕА) в макрокосме и различных систем
физического те­ла — в микрокосме. Здесь можно отметить интересную параллель с
описанием процессов космо- и антропогенеза в индийской школе санкхья, признанным
впоследствии авторитетным и в других школах брахманистской философии.


Летящая
Сообщение #36 | Вс, 01.01.2017, 12:32
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Одним из наиболее интересных аспектов каббалы является концеп­ция Шехины как женственной ипостаси Божества.
Первоначально Шехина воспринималась как слава Бога и божественное присутствие в
мире. Постепенно ее образ трансформировался, с одной стороны, в мистическую сокровищницу
всех душ Израиля (кенессет Исраэль) — ср. образ алая виджняны,
сознания-сокровищницы, в буддизме, — а с другой — в женственный аспект Бога,
его энергии творения и обна­ружения себя в мире. В лурианской каббале,
подчеркивающей гности­ческий аспект космической трагедии («разбивание сосудов»,
uieeuparnгак-келим) и экзистенциальную разорванность самих основ бытия и ми­роздания,
образ Шехины дополнился представлением о ее изгнании, ее отверженности и
разлученности с Творцом: Шехина изгнана, затеряна в нижних мирах, и только ее
воссоединение с Творцом восстановит ис­ходную целостность бытия и реинтегрирует
космос в «окончательном исправлении» (гемар тиккун). И вот уже ученик Исаака
Лурии по имени Авраам Галеви Берухим (XVI в.) видит Шехину у Стены Плача в Иерусалиме в виде скорбящей и рыдающей женщины в черном. Здесь Шехина уже вполне аналогична
гностической Софии или неопифагорейской Энойе, низвергнутым из божественной
полноты-плеромы в ми? Косной материи1. Каббалисты выделяли в Шехине два аспекта, назван­ные ими по именам библейских супруг Иакова
— Лии и Рахили. В сво­ем аспекте (парцуфе) Лии Шехина наслаждается единением с
Богом, тогда как в качестве Рахили она разлучена со своим божественным Суп­ругом
и обречена на страдания в грубых мирах вплоть до грядущего вос­соединения.^
Интересно, что Вл. С. Соловьев (1856—1900 гг.), русский религиозный философ,
всегда проявлявший глубокий интерес к кабба­ле, также говорит о двух Софиях:
Софии как субстанции Божества и Софии как страдающей в космосе мировой души,
выражающейся в со­борном человечестве (ср. Шехину как Общину Израиля) и
стремящей­ся к союзу с божественным Логосом-Христом как залогу окончатель­ного
обожения мира и челове­чества, становящегося богоче-ловечеством (доктрина,
вполне аналогичная учению о тиккун в лурианской каббале). В це­лом брак между
Шехиной и Святым, да будет благословен Он, может быть вполне описан как
единение


Летящая
Сообщение #37 | Вс, 01.01.2017, 12:33
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Помимо многочисленных гно­стических аналогий, доктрина Шехины имеет и ряд восточных параллелей. Прежде всего
упомянем Даосскую доктрину Женственного3, согласно которой, Дао-Путь,
перво-пРинцип и первосубстанция, есть не что иное, как женское начало и
космическое лоно, объемлющее сущее, подобно тому, как материнское лоно объемлет
плод, пребывающий в нем: «Ложбинный дух бессмер­тен, называют Сокровенной
Самкою его. Врата Сокровенной Самки - корень Неба и Земли. Как нескончаемая
нить тянется он в бесконеч­ность. Используй его без усилий» («Дао дэ цзин», §
6). Но если в да0. сизме Дао — абсолютно имманентный и вместе с тем наивысший
принцип, то каббалистическая Шехина представляет собой все же лищь славу Божию
и божественное всеприсутствие в универсуме. И здесь более адекватна параллель
из области теологии средневекового ин­дуистского шиваизма (шактизма). Согласно
ей, бог Шива, абсолютно блаженный и бездеятельный дух (пуруша), высшее Я
(параматман), наделен особой силой или энергией (шакти), которая не
тождественна ему и не отлична от него. Шакти образует женственный и деятельный
аспект Шивы, который посредством этой энергии (иногда отождеств­ляемой с
материей — пракрити) творит мир. Для нужд культа эта твор­ческая сила Шивы
персонифицируется как богиня Дурга или Кали, супруга Шивы. Тело человека являет
собой микрокосм, в котором также отражаются Шива и его шакти. Однако в
микрокосме они раз­лучены: седалищем Шивы, божественного атмана, Я, является
чакра головного мозга, тогда как шакти под названием кундалини пребывает в виде
спиралевидной энергетической змейки в нижнем центре у осно­вания позвоночника.
Цель адепта — посредством йогической практики воссоединить Шиву и Шакти, что
приводит к обретению нирваны и отождествлению «я» адепта с божественным
Абсолютом и силами уни­версума (подробнее см. ч. II, гл. 2).В тантрическом буддизме (Ваджраяна)женский аспект реальности выступает как праджня (премудрость, интуирование
реальности как она есть и когнитивный аспект самой этой реальности). Интеграция
прадж-ни и упаи (метод-сострадание), символически изображаемая в образах сочетающихся
божеств (юганаддха), приводит к обретению просветле­ния и состояния будды.
Праджня-парамита (совершенство премудрости) также олицетворяется в образе
богини с четками, книгой и мечом, от­секающим неведение, в качестве своих
иконографических атрибутов. Мантра Праджня-парамиты, приводимая в «Хридая
сутре» («Сутра серд­ца премудрости») гласит: «О та, которая переводит за
пределы преде­лов беспредельного, простветление, славься!» (Гате, гате,
парагате, парасамгате, бодхи, сваха!)1.
Таким образом, в восточных учениях, каки в каббале, интеграция, единение мужского и женского аспектов Абсолюта,
разъединенных в про-фаническом мире, является непременным условием спасения и
обре­тения высшего состояния.


lu-chia
Сообщение #38 | Пн, 02.01.2017, 14:36
Группа: wing
Сообщений: 27495
Цитата Летящая ()
Получается, что Люди (гиперборейцы) - потомки титанов, воплощенные на земле души неких других цивилизаций, на что может указывать то, что Зевс в указанной мифологии - Это уже тутошнее изобретение, попытка использовать "местные кадры" в процессе развития земной жизни. Только получается , раз Зевс победил Кроноса - то процесс был крайне болезненным, этакая неоколониальная освободительная компания.Здесь мы имеем четкое географическое указание, что в Гиперборейских горах нам следует искать море (озеро) Кроноса, кольцом окруженное материком (очень важная деталь, отмеченная античным автором), с храмом-гробницей на острове. Зная о том, что на Урале есть только одно озеро метеоритного происхождения - «кольцом окруженное материком», обнаружить море Кроноса уж совсем несложно


О, Летящая, вот ты у нас дед Мороз, так дед Мороз с подарками щедрыми). Спасибо тебе!
По телефону  я даже не все посты умудрилась увидеть))), начну разбираться.

озеро Тургояк



Испокон веков приходили люди к озеру, о чем говорят найденные на его берегах каменные орудия и древние, по некоторым данным оставленные ещё ариями на острове Веры постройки. Бурно здесь протекали события и во времена Пугачева, оставив после себя много легенд и названий мест.
Существует две версии о происхождении названия озера. Первое из них от башкирских слов тур – «стой» и аяк – «нога», второе тоже тюркского происхождения, но переводится как «верхнее» то есть или горное или главное озеро. Оба названия очень ему подходят.

Цитата Летящая ()
Oстров некий, Огигия, лежит далеко в море…
так, по греческой мифологии - это остров Калипсо, дочери то ли Атланта то ли самого Океана

Океа́н (др.-греч. Ὠκεανός) — в древнегреческой мифологии божество, стихия величайшей мировой реки, омывающей (окружающей) землю и море, дающей начало всем рекам, источникам, морским течениям; приюта солнца, луны и звёзд[4][5]. У Гомера Океан — не только бог, но первоначало всего сущего

Каллироя (др.-греч. Καλλιρρόη, Καλλῐρόη) — персонаж древнегреческой мифологии[1], океанида (либо наяда), дочь Океана и Тефиды[2]. Спутница игр Персефоны[3]. Родила великана Гериона от Хрисаор

тут сразу отступление, пусть будет все в одном месте :

«Каллиройя» — рассказ, написанный в 1946 году,— можно считать первым наброском к более поздним произведениям, в том числе к романам «На краю Ойкумены» и «Таис Афинская». Небольшой роман «Тиллотама» как бы предваряет «Лезвие бритвы». Оба произведения должны были стать частями большого романа «Краса Ненаглядная», куда И. А. Ефремов собирался добавить славянскую часть. Эта книга замышлялась как гимн женщине и искусству. Нами внесена небольшая стилистическая и орфографическая правка, не затронувшая сути и стиля творчества И. А. Ефремова.

http://noogen.narod.ru/iefremov/kalliroja.htm
lu-chia
Сообщение #39 | Пн, 09.01.2017, 16:51
Группа: wing
Сообщений: 27495
Летящая, я полный профан по каббале и упанишадам, вообще ничего не запоминается, все время читаю - как в первый раз..
lu-chia
Сообщение #40 | Ср, 11.01.2017, 19:21
Группа: wing
Сообщений: 27495
С другого конца истории накопалась Золотая баба:

Золота́я ба́ба (коми Зарни ань; к.-п. Зарни инь; хант. Сорни най) — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири, поэтому в Сибири Золотую Бабу иначе называют Сиби́рский фарао́н.

Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавской «Саге об Олаве Святом», наиболее полно сохранившейся в составе свода Снорри Стурлусона «Круг Земной» (XIII в.). Согласно этой саге, около 1023 года норвежские викинги, которых вел знаменитый Торир-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища божества местных племен бьярмов — Йомали (Юмалы) — и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.

О поклонении населения древних коми Золотой бабе упоминается в русских летописях в связи с сообщением о смерти Стефана Пермского (1396 год). Более подробные известия о Золотой бабе появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В «Сочинении о двух Сарматиях» (1517 год) М.Меховский помещает идола за Вяткой «при проникновении в Скифию». У последующих авторов (С.Герберштейн, 1549 год; А.Гваньини, 1578 год; Д.Флетчер, 1591 год) Золотая баба находится уже вблизи устья Оби.

В описаниях идола Золотой бабы говорится:

о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок — внук (С. Герберштейн);
об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок — внук (А. Гваньини);
о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д. Флетчер).
Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» (Slata baba) имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI в. в нижнем течении Оби.

В работах русских учёных XVIII века. (Г. Ф. Миллер, И. И. Лепехин) появляется сообщение о том, что Золотая баба — древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками коми.



Slata baba на карте Московии Герберштейна (1549 г)

еще немножко тут - http://rakursy.ucoz.ru/forum/47-946-78350-16-1484151865 , главное пермское божество
Ракурсы » Время » Мировые религии и учения » По следам эзотерических учений » Мистерии, женские культы (Трактовка знакомого в эзотерическом свете)
  • Страница 2 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск: