Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Ракурсы » Время » Мировые религии и учения » По следам эзотерических учений » Мистерии, женские культы (Трактовка знакомого в эзотерическом свете)
Мистерии, женские культы
Летящая
Сообщение #1 | Пт, 23.12.2016, 10:37
Группа: Летописец
Сообщений: 2373
Сдаем зачет по эзотерике и магии, много любопытного попадается. Начну потихоньку скидывать, по мере возможности. Начинаю с Греции.

Греческие мистерии
"Миф являет собой максимальное приближение к абсолютной истине, которую нельзя выразить словами."Ананде Кумарасвами
В смущающей многочисленности имен и культов древнегреческого политеизма взору
освоившегося в ней наблюдателя представятся два довольно четко отделенных друг
от друга течения. Первое - это течение явное, сюда мы относим большинство
государственных культов Греции - и Зевса Олимпийского, и Паллады Афинской, и
Аполлона Дельфийского. Но второе - это течение тайное; условием участия в нем
было посвящение, посвящение же налагало на того, кто был его удостоен,
обязательство - никому из непосвященных не выдавать тех священнодействий,
участником и свидетелем которых он сподобился стать; сюда относится ряд
культов, особенно два: культ Деметры Элевсинской и культ Диониса, развитый его
пророком Орфеем - другими словами, элевсинские и орфические таинства.
Там - Зевс и его обитающая в вечном свете олимпийская семья;
здесь - Земля и мрак, полный жутких тайн… но в то же время и утешительных: ведь
это же мать-Земля. Мы живем под всевидящими очами Зевса и прочих олимпийцев; но
стоит нашему телу покрыться могильной перстью, и мы переходим под власть иных,
"хтонических" богов. Эта двойственность может нас озадачить - и,
действительно, христианство ее отвергло. Но в сознании эллина она коренилась
твердо - до поры до времени.
От Земли Деметра, от Земли и Дионис; обаяние их учения
заключалось именно в том, что они раскрывали перед смертным покров подземных
тайн и не только удовлетворяли его любознательность, давая ему определенный
ответ на мучительный вопрос, что с ним будет после смерти, но и учили его
обеспечить себе лучшую участь на этом свете.
Элевсинские Мистерии разделялись на так называемые Малые и Великие. Согласно Джеймсу Гарднеру,
Малые Мистерии праздновались весной (вероятно, во время весеннего
равноденствия) в городе Агре. Великие Мистерии праздновались осенью, опять-таки
в период равноденствия в Элевсине (Афины). Первые проходили ежегодно, а вторые
раз в пять лет. Ритуалы Мистерий были весьма сложными и требовали знания
греческой мифологии, интерпретируемой участниками Мистерий в особом ключе.
Малые Мистерии были посвящены Персефоне. В книге Томаса
Тэйлора "Элевсинские и Вакхические Мистерии" их цель формулируется
так: "Малые Мистерии были устроены древними теологами для придания
оккультного смысла неочищенным душам, помещенным в земное тело, погруженное в
материальную и физическую природу".
В Малых Мистериях используется миф о похищении Персефоны, дочери Цереры, Плутоном,
богом подземного царства Гадеса. Когда Персефона собирала прекрасные цветы на
лугу, внезапно разверзлась земля, и мрачный бог смерти на роскошной колеснице
возник из мрачных глубин, схватил Персефону и унес кричащую и сопротивляющуюся
богиню в свой подземный дворец, где заставил ее быть своей царицей.
Врядли все участники Мистерий понимали полностью значение этой аллегории,
большинство полагало, что она относится к смене сезонов. Трудно получить
удовлетворительно правдоподобную информацию относительно Мистерий, поскольку их
участники были связаны клятвой никогда не разглашать сведений о них профанам.
Перед началом инициаций новичка ставили на шкуру животного, принесенного в
жертву, и он клялся, что только смерть разомкнет его уста и что он никогда не
раскроет тайн, которые ему будут сообщены. Хотя через косвенные источники
некоторые сведения об этих тайнах все же были известны неофитам, им
преподносилось примерно такое учение:
Душа человека, часто называемая Психеей, в Элевсинских Мистериях символизируемая
Персефоной, принадлежит высшим мирам, где она, освобожденная от материальных
уз, по-настоящему жива и может быть сама собой. Физическая природа человека,
согласно этой доктрине, есть могила, ложное и временное вместилище, источник
всех бед и страданий. Платон считал тело гробницей души, и при этом он
подразумевал не только человеческую форму, но и ее природу.
Мрачный характер Малых Мистерий символизировал невозможность душе выразить себя, ее
агонию из-за человеческой ограниченности и иллюзорности человеческого
окружения. Суть элевсинского учения состоит в том, что человек после смерти не
умнее, не лучше, чем был при жизни. Если человек не поднялся над невежеством в
этой жизни, в загробной жизни он будет осужден на вечные скитания и на те же
ошибки, что и при жизни. Если он не преодолел желания земного обладания, он
унесет его в другой мир, где, неспособный удовлетворить желание, он будет в
вечной агонии. Дантовский ад есть символическое описание страданий тех, кто не
освободил свою духовную натуру от желаний, привычек, точек зрения и ограниченности
их плутонической природы. Те, кто не делает попытки улучшить свою природу (чья
душа спит) во время их физической жизни, попадают по смерти в Гадес, где рядами
спят всю вечность, как спали в жизни земной.


Летящая
Сообщение #2 | Пт, 23.12.2016, 10:38
Группа: Летописец
Сообщений: 2373
Великие Мистерии, к которым кандидаты допускались только тогда, когда проходили Малые
(и то не всегда), были посвящены матери Персефоны - Церере и представляли ее
как скитающуюся по миру в поисках своей дочери. У Цереры для поисков дочери
(души) имелось два факела - интуиция и разум. Наконец она нашла свою дочь
недалеко от Элевсина и в благодарность за это научила людей возделывать злаки и
основала Мистерии. Церера предстала перед Плутоном, богом мертвых душ, и
умоляла его отпустить Персефону домой. Сначала бог отказался сделать это,
потому что Персефона вкусила граната, плода смерти. Наконец он согласился отпустить
ее с условием, что Персефона будет возвращаться к нему в царство мертвых Гадес
на полгода.    Грекиверили, что Персефона олицетворяла солнечную энергию, которая в зимние месяцы
живет под землей у Плутона, а в летнее время возвращается назад с богиней
плодородия. Есть легенда, что цветы любят Персефону и по ее уходу к Плутону
умирают от печали. Хотя профаны и непосвященные имеют по этому поводу свою
точку зрения, истины греческих аллегорий скрываются жрецами, которые одни
только и распознают тонкости этих сказаний и легенд, религиозных и философских.

 Вакхические ритуалы 
 
 Вакхические ритуалы концентрируются вокруг аллегории о юном Вакхе (Дионисе или Зегрее),
разорванном на куски Титанами. После его убийства куски тела были брошены в
воду, потом зажарены и съедены. Только сердце было спасено Палладой, и поэтому
Вакх вновь смог ожить во всей своей красе. Юпитер, Демиург, разгневанный
преступлением Титанов, убил их молнией. Пепел их был использован для создания
человеческой расы. А в нем содержались частицы Вакха, съеденного Титанами.
Таким образом, повседневная жизнь обычного человека содержит в себе частицу
жизни Вакха.   Поэтой причине греки возражали против самоубийства. Тот, кто пытается убить себя,
поднимает руку на природу Вакха в себе самом, и, поскольку тело человека
косвенно является гробницей бога, его следует беречь с величайшей
тщательностью.   Вакх(Дионис) представляет рациональную душу низшего мира. Он повелитель Титанов,
устроитель земных сфер. Пифагорейцы называли его Титанической Монадой. Таким
образом, Вакх является все включающей идей Титанических сфер, а Титаны, или
Боги фрагментов, - активными агентами, с помощью которых универсальная
субстанция приобретает те формы, которые предписаны идеей. Вакхическое
состояние означает единство рациональной души в процессе самопознания, а
титаническое состояние - разбросанность рациональной души, которая, будучи
рассредоточенной через творение, теряет осознание своей сущностной особенности.
Зеркало, в которое смотрится Вакх (Титаны во время его умерщвления заставляли
Вакха смотреться в зеркало) и которое стало причиной его падения в море
иллюзий, - это низший мир, сделанный Титанами. Вакх (земная рациональная душа),
видя свое изображение, принимает его за свое подобие и одушевляет его. То есть
рациональная идея одушевляет отражение - иррациональную Вселенную. Одушевлением
отражения достигается и его похожесть на оригинал, то есть рациональность
отражения. Следовательно, древние говорят, что человек познает богов не
логикой, не разумом, а скорее реализацией присутствия богов внутри себя. 
  Послетого как Вакх посмотрелся в зеркало и последовал за своим отражением в материю,
рациональная душа мира разбивается на фрагменты и распределяется Титанами по
земным сферам, сутью коих она и становится, но сердце, или источник, они не в
силах рассеять. Титаны взяли расчлененное тело Вакха и сварили его в воде -
символ погружения в материальную Вселенную, что представляет воплощение
вакхического принципа в форму. Куски были затем поджарены, что означает
выделение духовного из формы.
Когда Юпитер, отец Вакха и Демиург Вселенной, увидел, что
Титаны безнадежно вовлечены в рассредоточение божественной, или рациональной,
идеи рассеиванием членов тела в нижнем мире, он сверг Титанов для того, чтобы
божественная идея не исчезла полностью. Из пепла Титанов он создал
человечество, чья цель состоит в возвращении и освобождении вакхической идеи,
или рациональной души, от ее воплощения Титанами. Юпитер, Демиург, будучи
творцом материальной Вселенной, является третьим лицом Творящей Триады и,
следовательно, Богом Смерти, потому что смерть существует только в низших
сферах, где он правит. Рассеяние уже было сделано, и собирание должно было
произойти в высших сферах формы или разума. Молния в руках Юпитера есть символ
расчленения, эти молнии открывают цель смерти, которая состоит в освобождении
души от власти иррациональной природы.


Летящая
Сообщение #3 | Пт, 23.12.2016, 10:39
Группа: Летописец
Сообщений: 2373
Человекесть сложное творение, поскольку его части состоят из фрагментов Титанов, а его
высшая природа - из священной бессмертной плоти (жизни) Вакха. Следовательно,
человек может вести как титаническое (иррациональное), так и рациональное
(Вакхическое) существование. Титаны Гесиода, которых было двенадцать,
аналогичны знакам Зодиака, в то время как Титаны, убившие Вакха и расчленившие
его тело, представляют собой зодиакальные силы, возмутившие собственную природу
за счет вмешательства в дела материи. Таким образом, Вакх представляет собой расчлененное
знаками Зодиака солнце, из тела которого сделана Вселенная. Когда из этого тела
были созданы земные формы, чувство целостности было утрачено и возобладало
чувство разъединения. Сердце Вакха, спасенное Палладой, или Минервой, было
извлечено из четырех элементов, символизируемых его расчлененным телом, и
помещено в эфир. Сердце Вакха есть бессмертный центр рациональной души. После
того как рациональная душа распределилась между людьми, были учреждены
Вакхические Мистерии для устранения иррациональной титанической природы. Этот
процесс состоял в поднятии души и достижения единства. Различные части Вакха
были собраны с разных уголков Земли. Когда будут собраны все рациональные
части, Вакх воскреснет.   Дионисийскиеритуалы были похожи на вакхические, и многие рассматривали этих двух богов как
одно божество. Статуи Диониса несли также и на Элевсинских Мистериях, особенно
на Малых. Вакх, представляя душу земных сфер, имел огромное число форм и
образов, Дионис, возможно, был его солнечным аспектом.

Мистерии, посвященные солнцу 
  Поклонение солнцу было одной из самых ранних и наиболее естественной формой религиозного
проявления. Сложные современные теологии являются просто разработкой этой
народной веры. Язычники, осознав благодетельную силу солнечного шара,
поклонялись ему как Высшему Божеству. Касаясь истоков поклонения солнцу,
Альберт Пайк делает следующее утверждение в своей книге "Мораль и
догма": "Для них "(аборигенов) оно (солнце) было внутренним
огнем тел, огнем Природы. Творец Жизни, тепла и возгорания, оно было для них
причиной всего рожденного, потому что без него не было бы движения,
существования и формы. Оно было для них необъятным, неделимым, вечным и
вездесущим. Оно было их потребностью в свете, и его творческая энергия
чувствовалась всеми людьми. Ничего не было более страшного, чем его отсутствие.
Его благодетельное влияние приводило к отождествлению его с Принципом Добра;
Брахма в Индии, Митра у персов, Атом, Амун, Фта и Осирис у египтян, Бел у
халдеев, Адонай у финикийцев, Адонис и Аполлон у греков стали персонификацией
Солнца, порождающим Принципом, образом того плодородия, которое оживляет и
омолаживает мир".   Увсех народов античности алтари, могилы и храмы посвящались дневному светилу.
Все еще существуют эти священные руины: пирамиды в Юкатане и Египте, змеевидные
могильные холмы американских индейцев, зиккураты Вавилона и Халдеи, круглые
башни Ирландии, массивные кольца гигантских камней в Британии и Нормандии.
Вавилонская башня, которая, согласно Священному Писанию, была построена человеком,
чтобы достать до Бога, вероятно, была астрономический обсерваторией.  
  Много ранних жрецов и пророков, как языческих, так и христианских, были сведущи в с
астрономии и астрологии. Их писания становятся более понятными, если их читать
в свете этих древних наук. С ростом человеческого знания о движении небесных
тел в религиозные системы были введены астрономические принципы. В ранг богов
были возведены планетарные троны; небесные тела были названы соответствующими
именами. Неподвижные звезды были разделены на созвездия, и через эти созвездия
и проходили солнце и планеты, сопровождаемые своими спутниками. 
  Многие божества были ассоциированы с солнцем. Греки верили, что Аполлон, Вакх, Дионис,
Сабазис, Геркулес, Ясон, Улисс, Зевс, Уран и Вулкан разделяют либо видимые,
либо невидимые атрибуты солнца. Норвежцы считали Бальдера Прекрасного солнечным
божеством, а Один часто ассоциировался с небесным шаром, особенно из-за своего
одного глаза. У египтян Осирис, Ра, Анубис, Гермес и даже таинственный Аммон
имеют сходство с солнечным диском. Исида была матерью солнца. Египетский
солнечный миф концентрируется вокруг личности таинственного божества,
называемого Сераписом.    Некоторые секретные ордена учили, что солнце населено расой созданий, чьи тела состоят из
излучающего духовного эфира, не очень отличного от состава пылающего шара
солнца. Тепло солнца не оказывает на них вредного влияния, потому что их
организмы достаточно очищены и гармонизированы с невероятно большими вибрациями
солнца. Эти создания напоминают миниатюрные солнца, будучи немногим больше
обеденной тарелки, хотя некоторые из них, большие по силе, имеют и большие
размеры. Они бело-золотого цвета - цвета солнца, и от них идет эманация четырех
потоков излучающей энергии солнца. Эти потоки часто имеют большую длину и
находятся в постоянном движении. В структуре шара можно заметить примечательную
пульсацию, которая передается потокам в форме ряби.


Летящая
Сообщение #4 | Пт, 23.12.2016, 10:39
Группа: Летописец
Сообщений: 2373
Александр Уайлдер в своей книге "Философия и этика Зороастра" говорит, что
Митра и Зенд Авесте означал солнце. Митра имел женские и мужские свойства, хотя
не был сам андрогином. Митра является повелителем солнца; как таковой он
могучий и блистательный, величайший из Язатов. Митра как божество представляет
женский принцип, и мирская вселенная является его символом. Божество
представляет Природу, восприимчивую и земную, и приносит плоды, омываемые
солнечными лучами. Культ Митры является упрощением более тонкого и более
разработанного учения Зороастра, персидского Мага.   Согласно персам, в мире существуют два принципа.
Первый из них, Ахурамазда, или Ормузд,
был Духом Добра. От него произошли добрые и прекрасные духи (ангелы и
архангелы). Второй из этих вечных принципов - Ариман. Он также был прекрасным и
чистым духом, но позднее восстал против Ормузда, завидуя его власти. Это
случилось, однако, только тогда, когда Ормузд создал свет, поскольку Ариман не
подозревал до этого о существовании Ормузда. Из-за своей зависти и восстания
Ариман стал Духом Зла. От него произошло огромное число разрушительных духов,
причиняющих вред Ормузду.   Когда Ормузд сотворил землю, Ариман внедрился в ее большие элементы. Что бы ни делал
доброго Ормузд, Ариман помещал туда принцип зла. Наконец, когда Ормузд сотворил
человеческую расу, Ариман воплотился в низшую природу человека, так что в
каждом человеке борются начала добра и зла, и каждый из этих принципов борется
за обладание человеком. Три тысячи лет правил Ормузд небесным миром света и
добра и затем сотворил человека. Еще три тысячи лет он правил человеком мудро и
целостно. Затем началась власть Аримана, и следующие три тысячи лет продолжалась
борьба за душу человека. Наконец, четвертые три тысячи лет ознаменовались тем,
что мощь Аримана была сокрушена, и к миру снова вернулось добро, зло и смерть
исчезли, и Дух Зла был распростерт перед троном Ормузда. В то время, когда
Ормузд и Ариман сражались за человеческую душу и за первенство в Природе,
Митра, Бог Разума, стоял как посредник между ними.   
"Созидание жизни Солнцем так же непрерывно, как его свет: ничто не может помешать ему или
ограничить его. Вокруг него, как армия спутников, бесчисленные хоры гениев. Они
обитают вблизи бессмертных и оттуда наблюдают все человеческие дела. Они
исполняют желания богов, вызывая бури, ураганы, пожары, землетрясения, а также
голод и войны - для наказания безбожников. Солнце правит хором гениев, или
лучше сказать - хорами, ибо их много, и они различны, и число их соответствует
числу звезд. У каждой звезды свой гений, добрый или злой по природе или по
своим делам, ибо деятельность есть сущность гениев. Эти гении управляют нашими
делами в мире, переворачивают порядок у государств и у отдельных людей. Они
отпечатывают свое подобие в наших душах, присутствуют в каждом нерве, в мозге,
в артериях, венах… они изменяются непрерывно, они не всегда одинаковы, вращаясь
по кругу, они проникают сквозь тело в две части души, чтобы передать каждой из
них свою энергию. Но разумная часть души не подчинена гениям. Она предназначена
для восприятия Бога, который просветляет ее лучами солнца. Просвещенных мало, и
на них гении не действуют, ведь никакой гений, никакое божество не имеет
какой-либо силы в присутствии хотя бы единственного луча Бога. У всех же других
людей душа и тело направляются гениями, к которым они привязаны и под чьим
влиянием находятся". (Из Гермеса Трисмегиста).  
 В архаических солярных мифах повествуется о возникновении солнца или об
уничтожении лишних солнц (в мифах народов нижнего Амура и Сахалина культурный
герой стреляет из лука и уничтожает лишние солнца). В начале мифологического
времени солнце, как и другие светила, отсутствует. К числу архаических солярных
мифов принадлежат мифы об исчезновении и возвращении солнца. В хеттском
солярном мифе великий океан, поссорившись с небом, землей и родом людским,
уводит к себе в глубину бога солнца, которого потом вызволяет бог плодородия
Телепинус. В хурритском солярном мифе герой - Серебро стаскивает своей рукой с
неба солнце и луну, которые склоняются перед ним и умоляют его не убивать их.
Второстепенное значение солнца по сравнению с другими персонажами
заметно и в мифах, повествующих о времени, когда солнце было слепым
(невидимым); связь сглазом или зрением известна во многих солярных мифах (в
частности, у народов Центральной Америки).


Летящая
Сообщение #5 | Пт, 23.12.2016, 11:00
Группа: Летописец
Сообщений: 2373
Лу, согласись, что в свете такой трактовки книга Олдей "Герой должен быть один" читается куда как по другому? как собственно и меняется целый пласт мировоззрения на древние мифы. Дальше еще интереснее, когда будет время - выложу еще много чего

lu-chia
Сообщение #6 | Пт, 23.12.2016, 15:39
Группа: wing
Сообщений: 27113
Цитата Летящая ()
как собственно и меняется целый пласт мировоззрения на древние мифы.


Летящая, совершенно меняется , часа три хожу думаю)), как все логично складывается при таком подходе..
Скажи, это разные источники?
Олди знали)), наверно..
Я должна внимательно прочесть еще пару раз

Цитата Летящая ()
 В архаических солярных мифах повествуется о возникновении солнца или об
уничтожении лишних солнц (в мифах народов нижнего Амура и Сахалина культурный
герой стреляет из лука и уничтожает лишние солнца). В начале мифологического
времени солнце, как и другие светила, отсутствует. К числу архаических солярных
мифов принадлежат мифы об исчезновении и возвращении солнца. В хеттском
солярном мифе великий океан, поссорившись с небом, землей и родом людским,
уводит к себе в глубину бога солнца, которого потом вызволяет бог плодородия
Телепинус.

это оч интересно ,у нас были еще звезды в системе?..
Летящая
Сообщение #7 | Пт, 23.12.2016, 16:32
Группа: Летописец
Сообщений: 2373
По Греции вроде как один. У меня просто целая папка в архиве, там рыться и рыться. И сравнивать. Просто сейчас некогда совсем - зашиваюсь.
А Олди, да - знали)))) иначе объяснить такое попадание трудно.


lu-chia
Сообщение #8 | Пт, 23.12.2016, 16:47
Группа: wing
Сообщений: 27113
Летящая, я нашла вот что http://www.kp.ru/daily/26343/3226499/ :" 70 тысяч лет назад люди видели на небосводе два солнца
Астрономы уверяют: были времена, когда в Солнечной системе находились две звезды сразу", в общем, мимо пролетала и улетела звезда.
Тут только можно хронологию как-то отметить - было таки)), амурские охотники прогнали
lu-chia
Сообщение #9 | Пт, 23.12.2016, 17:30
Группа: wing
Сообщений: 27113
Цитата Летящая ()
По Греции вроде как один

нашла http://psylib.org.ua/books/zelin02/txt02.htm

"Радость, естественно охватывающая паломников по мере приближения к месту благодати, находила себе выражение в ликующих возгласах и песнях, в так называемой iache, "сопровождавшей" их на всем их пути от афинского до элевсинского Кефиса. Эта iache, как часть священнодействия, была божественной... до сих пор наше религиозное чувство может уследить за эллинским, но в дальнейшем уже сказывается его собственная психология. Она была божественной – мало того: она была божеством, – юным, ласковым, "сопровождающим" богом Иакхом. И вот этот созданный религиозным чувством паломнической радости бог Иакх облекается в плоть и кровь: ему тоже в Афинах строится капище, Iakcheion; его кумир, несомый на руках афинских эфебов, "сопровождает" процессию в Элевсин и там принимается кем-то – в самом элевсинском празднике этот не предусмотренный Деметрою гость участвовать не мог.

Но кто же был он сам, этот ласковый вождь паломников? – Бог юный, радостный, любитель плясок, то и дело прерывавших торжественное шествие – а тут еще и созвучие: Iakchos, Bakchos. Сомнения нет: он тождествен с одним из величайших богов греческого Олимпа, с Дионисом-Вакхом. Но если так, то этот юный бог не мог оставаться простым демоном частичного священнодействия, подобно какой-нибудь Ямбе: он требовал себе достойного места, рядом с четой великих богинь, как сын – да, как сын старшей и как брат младшей из них. Элевсинского культа это новшество, повторяю, не затронуло; но в Афинах троица, состоящая из Деметры, Коры-Персефоны и Иакха-Диониса, была признана. Случайное совпадение увеличило обаяние ее младшего члена: в самый день Саламинской битвы послышалось со Священной дороги в Элевсин ликование толпы в честь Иакха – итак, он сам пришел на помощь своему народу и благословил его оружие."

так лестница Якова вполоне себе может быть лестницей Диониса - просто очень созвучно Иакх..

В апокрифе приводится подробное описание увиденной Иаковом лестницы: у неё 12 ступеней и на каждой справа и слева лица, а на самом верху — «лице, акы человече, из огня изсечено»
12 ступеней, 12 знаков Зодиака - они же Титаны Гесиода, 12 апостолов позже
lu-chia
Сообщение #10 | Сб, 24.12.2016, 15:05
Группа: wing
Сообщений: 27113
Летящая, если можно я тут, книга-то одна, если не в тему, скажи, отделю.

ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ БОГОВ

Деметра Элевсинская, мать Коры, владычица таинств – кем была она с точки зрения той религии природы, которая, если не совпадала вполне с древнегреческой религией, то, во всяком случае, составляла значительную ее часть? Вдумчивый эллин несомненно ответил бы: "это – Мать-Земля", – как это и сделал Еврипид устами своего пророка Тиресия (Вакх. 275 сл.):

Послушай, сын мой. Два начала в мире
Суть главные: одно – Деметра-матерь
(Она ж – Земля; как хочешь, называй).

Но это толкование, как и вообще религиозные толкования в Древней Греции, не было обязательным, и какой-нибудь другой богослов мог бы оспорить его довольно вескими соображениями, ссылаясь и на миф, и на земледельческий характер культа. В мифе Земля тоже выступает, но, скорее, как противница Деметры: это она производит, "угождая Аиду", тот волшебный нарцисс, обладание которым отдает Кору похитителю; а если отождествлять Мать-Землю с Реей, матерью и Деметры, и Аида, и самого Зевса – как это делали многие, – то ведь и Рея выступала в мифе отдельно, как примирительница в споре своих детей. Земледельческий же характер культа заставлял видеть в Деметре богиню хлебопашества, т.е. той человеческой деятельности, которая насиловала Мать-Землю, заставляя ее против своей воли служить человеку своими дарами.

На деле греческая религия переросла старинную религию природы, почему Деметра и оставила далеко за собой тот символический образ, с которым она некогда была тождественна; но все же он и впредь оставался ей родственным. Мы стали бы бесплодно тратить свое время, стараясь разобраться в том, в чем уже эллины цветущей эпохи разобраться не могли; здесь достаточно будет отметить, что Деметра сознавалась, как богиня, если не обязательно тождественная с Матерью-Землею, то, во всяком случае, родственная и, поэтому, тяготеющая к слиянию с нею.

Но мы должны пойти дальше: даже символический образ Матери-Земли не един, даже он существует в мифах и, в особенности, в культах в двух, так сказать, ипостасях: как Мать и как Земля. Понятно, что эти две ипостаси и подавно сознаются как родственные и поэтому тяготеющие к слиянию; но все же, повторяю, и мифы, и культы их разъединили. Мы здесь оставляем пока в стороне Землю, всецело коренящуюся в религии природы; займемся только богиней-Матерью (Meter). Ее культ принадлежит к самым запутанным проблемам древнегреческой религии. С одной стороны, мы должны различать чисто греческую богиню-Мать; ее нам представляет уже доисторическая критская культура II, если не III тысячелетия: это – женская фигура на вершине горы с копьем в руке, по обе ее стороны стоят львы, вблизи – символы критского Зевса, перед ней – адорант в экстатической позе. Так как Крит и позднее считался родиной Зевса и местом культа его матери Реи, то соблазнительно присвоить это имя безыменной, как и все доисторические фигуры, древнекритской богине львов, особенно, если согласиться с тем, что само имя Реи (Rheie = (о)reie "горная") означает "горную" богиню; но читатель сейчас увидит, какие трудности этим создаются. Эта богиня-Мать, но не под именем отличаемой от нее Реи, и в раннее историческое время пользовалась культом в Греции; в Афинах, как и в Олимпии, ей были посвящены старинные храмы, Metroa, из коих афинский служил государственным архивом, и благочестивый Пиндар выстроил ей капище у своего дома, в котором он чествовал ее вместе с божествами природы, Паном и нимфами.

чего ищу -не знаю..
Летящая
Сообщение #11 | Сб, 24.12.2016, 18:22
Группа: Летописец
Сообщений: 2373
Сюда сюда. Сегодня сдавали зачет, как раз спорили на тему тонких материй. Если нам все время вдалбливали, что культ Деметры - и миф о Персефоне относится к астрологическим аспектам, и связан с земледелием, то... Сейчас добавлю, в свете истории расчленения Вакха - существовал реальный культ, когда царица оставалась на троне пожизненно, а царь - ее супруг, каждый раз расчленялся и впахивался в землю для плодородия. Факт исторический, данный ритуал крайне древний.  Да , так вот спорили - что важнее - создание тонкой идеи о спускании души-Персефоны в мир Аида (по сути наш реальный мир - материальности) и ее воскресении в мире божественного, и для сохранения самой  этой тонкой философской идеи для посвященных - для профанов создается миф, который привязывается к земледелию, или вначале появляется архаический культ, который насыщается идеей более высокой, чем сам ритуал. Самое интересное, Марианна с христианской упоротостью доказывала, что вначале был примитивный культ, а потом к нему приляпали смысл. Мы с преподавателем вместе доказывали, что вначале должна быть очень емкая идея, которую приходится упростить для обычных людей - поскольку посвященных мало и ключ может быть утерян.

Летящая
Сообщение #12 | Сб, 24.12.2016, 18:28
Группа: Летописец
Сообщений: 2373
примерно, как древнейшие Тавромахии, несущие определенный смысл в связи с Посейдоном - потрясателем земли, культ куда древнее крито-микенской цивилизации, сейчас выродился в корриду. НЕЧТО происходит само, вне зависимости от знания или невежества, и взаимосвязь видимо лежит где то глубоко в ноосфере, в ее хранилищах архетипов. То есть люди, участвующие в корриде своей психикой включают некий древний принцип соответствия, сформулированный Гермесом Трисмегистом - что внизу, то и наверху. То есть возможно уже утерявшие ключ участники Тавромахии каким то образом воздействовали на природу

lu-chia
Сообщение #13 | Сб, 24.12.2016, 19:11
Группа: wing
Сообщений: 27113
Вот и хорошо.

Быки.. в другой работе этого автора есть экскурс о труде "Освящение труда", о радости труда у древних греков, и о том как проходили быкоубийства, не тавромпхия, а бытовые , " для еды"- http://royallib.com/read....l#78706

Мать-Земля, наделившая свою любимицу Элладу столькими Драгоценными дарами, не избаловала ее плодородием: ее народ должен был добывать свое скудное пропитание таким трудом, о котором понятия не имеют жители благодатных равнин. Приходилось строить каменные террасы по склонам гор, чтобы спасти от зимнего размыва плодоносный слой, которого никто, бывавший в тех краях, не назовет «черноземом»; приходилось в удобных местах рыть бассейны в каменистой почве, чтобы сберечь драгоценную небесную влагу на бездождные месяцы; приходилось посредством каналов отводить струи рек, чтобы обеспечить полям необходимое орошение — афинский Кефис так и не достигал моря, будучи весь разобран на каналы. И мало ли что еще приходилось.
Как видно отсюда — но, конечно, не только отсюда — труд человека довольно-таки основательно нарушал божественную жизнь Матери и ее родных детей; как отнесутся они к этому вторжению? Необходим был договор, указывающий человеку его права и обязанности; необходима была служба божеству взамен той службы, которую оно согласилось служить человеку; другими словами, необходимо было освящение труда религией. И оно состоялось, притом в такой мере, как ни у одного другого народа; если обилие явлений, отчасти упомянутых в предыдущей главе, позволяет нам рассматривать античную религию как религию природы, то те, к которым мы переходим теперь, дадут нам полное право видеть в ней религию труда. Но, замечу это с самого начала, не просто труда, а — прошу разрешить мне это возрожденское слово — трудорадостности.
Всего менее нарушал человек уклад природной жизни в своем охотничьем быту; ведь в сущности человек-охотник не многим отличается от льва, волка, коршуна и прочих хищников, жизнь которых составляет одно целое с жизнью прочей природы. Немногим — а все-таки кое-чем: тем умом, той сверхприродной сообразительностью, которая навела его на изобретение сетей, стрел, дротов, на приручение собак, на целый аппарат охоты, грозящий истреблением живым тварям леса и гор.
Пусть же он получит закон своей деятельности от той богини, которой он служит как охотник — от Артемиды. Она — могучая заступница всякого зверья, всякой птицы; ее сердцу одинаково дороги детеныши всех живых существ, будь то даже детеныши хищников. Она предоставляет человеку вволю пользоваться взрослыми особями, но не дозволяет ему разрушать породу — и Эриния настигает ее ослушника. Священны поэтому гнезда птиц, священны беременные самки; если охотнику досталась таковая — он обязан "отпустить ее Артемиде".

..
Скотоводство и родственное с ним пчеловодство давало человеку естественную, бескровную пищу — и для него, и для его богов: молоко, мед и, в-третьих, вода — таков состав древнейшего «нефалического» (т. е. трезвого, бесхмельного) возлияния. Долго ли осталось от него скрытым, что козы, овцы и в особенности коровы могут его кормить также и своим питательным и вкусным мясом? Не без содрогания использовали это открытие; ведь для этого нужно было зарезать свою кормилицу, пролить ее кровь. Отголосок этого страха сохранился и в историческое время в обрядности праздника т. наз. Буфоний (т. е. «быкоубийства» — именно «убийства», а не "заклания"). Быка подводили к жертвеннику Зевса, на котором находилась посвященная богу растительная жертва; когда неразумное животное принималось ее есть, присутствующий тут же жрец его убивал ударом топора и тотчас же бросался бежать: за его отсутствием судили топор; положенные части быка приносились в жертву Зевсу, остальные служили пищей людям. В историческое время просвещенные люди много смеялись над этим странным обрядом с его наивным лукавством; но справедливее оценить чуткость, сказавшуюся в основном чувстве — что нельзя без греха проливать кровь прирученного животного.

Цитата
что вначале был примитивный культ, а потом к нему приляпали смысл. Мы с преподавателем вместе доказывали, что вначале должна быть очень емкая идея, которую приходится упростить для обычных людей - поскольку посвященных мало и ключ может быть утерян.


культ разве может из ничего развиться.. Идея первична, согласна .

ну вот же .. как бы раздвинуть время )), очень интересно, я не большой спец по Древней Греции, я только начинаю практически )) изучать историю искусств в подробностях - детям рассказываю, и сама заодно

Знаю , что сами мифы куда сложнее (кровавее, кровосмесительней), чем в интерпретации Куна, а по искусству и архитектуре древних греков никогда не скажешь, в отличие от готики, например. Оно радостное, значит, посыл совсем о другом..
lu-chia
Сообщение #14 | Сб, 24.12.2016, 20:38
Группа: wing
Сообщений: 27113
О мистериях читала к Менли Холла, но там подразумевается, очевидно, что вот эту мифологию знаешь, или так же урезано для непосвященных, может соберётся в голове))
Летящая
Сообщение #15 | Вс, 25.12.2016, 08:07
Группа: Летописец
Сообщений: 2373
Знаешь, я ведь тоже не спец)))) Просто Куна в свое время зачитала до дыр - книжку сейчас по дому ищу, помню, что уже разваливался толстенный том))). Тут еще что важно? что античная традиция Эллады - один из основных столпов христианства, ее философия и суть в самом начале. Позже церковники чуть ли не с корнем пытались это выдрать, но деться то это этого некуда было))) Недавно те же легенды и мифы нашла не куновские, а чьи то другие - такое ощущение, что это вообще другая история - все зависит от автора, собиравшего и интерпретировавшего чьи то идеи - все оказалось намного мрачнее и страшнее. А орфический обряд, если ты помнишь, весьма интересно описан у Ефремова в Таис Афинской - я все мечтаю, после нового года, когда спадет напряжение, от которого у меня уже крыша едет - перечитать ее в бумажном варианте. Тоже ведь куча аспектов видимо откроется, Ефремов был провидцем тем еще. 
Вчера подумала, насколько мы все таки счастливое поколение - помнишь, мультфильмов была масса по мифам Древней Греции? Нынешние до сих пор даже не знают одной десятой части того, что знали мы уже в детстве. 
И еще - мое увлечение ими в детстве сейчас открывает для кучу смыслов, а вчера на зачете мы общались, и я по глазам нашей группы поняла, что "слышали, но даже в усеченном формате не поняли, потому забыли" - У них глаза у всех были - словно я перед христианами первыми откровение открыла. Марианна даже где то злится начала, поскольку уж кто кто, а она их знает, как искусствовед, и прекрасно знает влияние античной философии на христианство, а в свете данных высказываний приходится ломать всю конструкцию своей веры - и тут у нее прям аж крышу снесло - она очень интеллигентная, но видно было, что еще чуть чуть, и ее разорвет, потому что рвались ее шаблоны.


lu-chia
Сообщение #16 | Пн, 26.12.2016, 13:02
Группа: wing
Сообщений: 27113
Цитата Летящая ()
А орфический обряд, если ты помнишь, весьма интересно описан у Ефремова в Таис Афинской - я все мечтаю, после нового года, когда спадет напряжение, от которого у меня уже крыша едет - перечитать ее в бумажном варианте. Тоже ведь куча аспектов видимо откроется, Ефремов был провидцем тем еще. 
Вчера подумала, насколько мы все таки счастливое поколение - помнишь, мультфильмов была масса по мифам Древней Греции? Нынешние до сих пор даже не знают одной десятой части того, что знали мы уже в детстве. 

я тоже Таит полностью читала совсем давно, и На краю Ойкумены.. Там тоже что-то такое было.. Только основной посыл остался в голове. В бумаге у меня и нету , а ведь в Таис поднимается проблема уничтожение живых мертвецов (название условное), был как-то об этом разговор.
Помню, конечно, мультфильмы по мифам, потрясающие, герои списаны с греческих ваз и скульптур, кто сейчас так мощно рисует..
Летящая
Сообщение #17 | Вт, 27.12.2016, 19:24
Группа: Летописец
Сообщений: 2373
потом скопирую с разбором http://www.kramola.info/blogs....ez-reku

lu-chia
Сообщение #18 | Ср, 28.12.2016, 13:28
Группа: wing
Сообщений: 27113
Летящая, спасибо, прочла.
Немножко собирала по Гиперборее http://rakursy.ucoz.ru/forum/47-255-1 , и по  Великой Матери http://rakursy.ucoz.ru/forum/47-488-1#44566 ( про старинные вышивки, связанные с Великой Матерью здесь http://rakursy.ucoz.ru/forum/105-676-77529-16-1480588936 ) .
Должно быть , этими вопросами надо заниматься вдумчиво и последовательно, чтоб дойти до каких-то выводов.. Пока просто коплю.
Летящая
Сообщение #19 | Ср, 28.12.2016, 15:34
Группа: Летописец
Сообщений: 2373
lu-chia, ага, и за это тебе огромная благодарность. Я человек рассеянный и совершенно не умею складывать информацию - у меня даже что то очень важное - на листочках, обрывках и даже чеках. В компе так же - только еще чуднее. Благодаря тебе и ракурсам у меня хоть какая то надежда все систематизировать)))

lu-chia
Сообщение #20 | Ср, 28.12.2016, 20:57
Группа: wing
Сообщений: 27113
Цитата Летящая ()
у меня хоть какая то надежда все систематизировать)))
biggrin  biggrin всё узнаем и сложим в стройную картину!
Ракурсы » Время » Мировые религии и учения » По следам эзотерических учений » Мистерии, женские культы (Трактовка знакомого в эзотерическом свете)
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск: