Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Ракурсы » Время » Фантастика » "В глубине Великого кристалла" (В.П. Крапивин)
"В глубине Великого кристалла"
lu-chia
Сообщение #1 | Вс, 05.11.2017, 13:29
Группа: wing
Сообщений: 27400






http://www.rusf.ru/vk/pict/savvateev_kristall.htm





http://www.rusf.ru/art/illustr/vpk_cryst_06.htm
lu-chia
Сообщение #2 | Вс, 05.11.2017, 13:29
Группа: wing
Сообщений: 27400
пропустила я цикл Владислава Крапивина о Великом кристалле( - книги для детей, первая была в 88 году, я уж выросла к к тому времени)), то, что читала - помню Мушкетер и фея, Мальчик со шпаной, Колыбельная для брата.. никакой фантастики, но замечательные повести

О причинах своего обращения к фантастике Крапивин говорит так: "Наверное, для того, чтобы проверить на прочность, на гражданственность моих "реальных" героев. Фантастика позволяет создать обостренные конфликты, ситуации, когда борьба идет не на жизнь, а на смерть - то есть ситуации в сегодняшней реальной жизни для моих мальчишек редкие, почти невозможные, хотя вполне реальные для мальчишек военных лет, например. Но мне-то важны сегодняшние мальчишки! Вот и сталкиваю их с необычными обстоятельствами. Таким образом, фантастика для меня - это создание экстремальных ситуаций, обстоятельств, в которых действуют сегодняшние реальные мальчишки!"
14 повестей составляют цикл о Великом Кристалле. Наиболее известны из них "Голубятня на жёлтой поляне", "Выстрел с монитора", "Крик петуха", "Застава на якорном поле", "Гуси-гуси, га-га-га...", "Белый шарик матроса Вильсона", "Лоцман".
Герои Крапивина - знаменитые "крапивинские мальчики" - полные гордого достоинства изобретательные и беспечные дети с чистыми прозрачными душами. Они приобретают в фантастических повестях необычные способности - лечить людей, дружить со звёздами, легко чуять всякую ложь и лицемерие. А главное - они могут путешествовать по граням Великого Кристалла.
Постижение тайн мироздания здесь достигается без сложных формул и приборов, но усилием благородного искреннего чувства, альтруистического порыва. Более того, этот способ постижения оказывается более органичным, чем иной, инструментальный. Время и пространство в космогонической модели Крапивина теряют определённость, их значимость предельно мала. В повестях о Великом Кристалле время зримо подчинено вечности, а пространство - многомерной беспредельности.
О параллельных мирах пишется давно и много. Но мало у кого структура запараллеленых миров оказалась столь чарующе притягательной.
Великий Кристалл описан во многих произведениях. Разные герои говорят о нём по-разному; наиболее полное описание дано в повестях "Крик петуха" и "Гуси-гуси, га-га-га..." Отец Витьки Мохова - пацана 11 лет, легко преодолевающего мембраны между гранями, - крупный учёный, нашедший научный способ проникновения в сопределье. Он пытается объяснить теорию Кристалла главному герою, а потом появляется сынок и вносит свои коррективы...
Мохов шагнул к панели. В чёрной глубине большого экрана повис зеленоватый, реальный - хоть пощупай - кристалл. Он был похож на полупрозрачный, заострённый с обеих сторон карандаш.
- Представим, что у Вселенной именно такое строение...
Корнелий кивнул:
- Я представил... Но тогда вопрос: почему мы не видим этой стройности в натуре? Галактики - это лохматые спиральные образования...
- Ну, голубчик мой! Вы рассуждаете как мой давний оппонент доктор д'Эспозито. Он хотя и доктор, но полный... простите. Нельзя же представлять модели так буквально. На самом деле данные здесь плоскости Кристалла - это многомерные пространства...
- Да, я понимаю.
- Материальные субстанции возникают именно внутри этих пространств. Это во-первых... А кроме того, даже наука кристаллография утверждает, что в местах нарушения кристаллических структур часто появляются спиральные образования. Как аномалии.
- Следовательно, мы - крупицы одной из аномалий, - усмехнулся Корнелий.
<...>


Выстрел с монитора
lu-chia
Сообщение #3 | Вс, 05.11.2017, 13:29
Группа: wing
Сообщений: 27400
Еще немножко о Крапивине и цикле Великий Кристалл

"- Подожди. Я не о его офицерском звании. Бытовала легенда о Командоре. О человеке, который ходит по свету и собирает неприкаянных детей. И не просто детей, а таких, как Галька, со странностями.
- Койво?
- Да... Именно им чаще других неуютно и одиноко в нашей жизни. Потому что они опередили время... Так говорил Командор. Говорил, что они - дети другой эпохи, когда все станет по-иному. Тогда, в будущем, каждый сможет летать, причем стремительно - на миллионы километров за миг. Люди смогут разговаривать друг с другом на любом расстоянии и, значит, всегда быть вместе. Не будет одиноких. Никто не сможет лишить другого свободы, потому что человек станет легко разрывать все оковы - и природные, и сделанные руками... И у каждого будет добрый дом во Вселенной, куда можно возвратиться с дороги... Это не мечта, а просто будущее. Ведь все на свете меняется, развивается, появляются и у людей новые способности... Только способность к одиночеству не появится никогда, потому что одиночество и вражда противны человеческой сути... Но до тех времен еще далеко, а мальчики и девочки со странными свойствами своей природы и души нет-нет да и появляются среди людей. Как первые ростки. Их надо сохранить... " (В. Крапивин "Выстрел с монитора"- Цикл "В Глубине Великого Кристалла").


Из разговора правителя города с мальчиком:

"Но я знаю другое: жизнь в городе сбалансирована, отношения в нем ясны и просты, люди счастливы, насколько это можно в наше время. Такое благополучие достигнуто немалыми трудами. Легко ли было добиться, чтобы все притерлись друг к другу, чтобы всё было налажено, чтобы даже мадам Валентина вписалась в этот уравновешенный быт. И вдруг появляется еще один койво!
- Кто?
- Койво. Вы не знаете? Так называли в старину людей, обладающих необъяснимыми свойствами.
- Какими?
- Разными. Одни умеют читать чужие мысли, другие видят, что напечатано в закрытой книге, третьи могут взглянуть на человека и сказать ему, чем он болен. При некоторых светятся или загораются предметы. А бывают такие, как вы. Койво не всегда знают о своих свойствах и не всегда умеют ими распоряжаться. Не все мудры, как мадам Валентина. Но все - опасны. Случается, что из-за них на город сыплются молнии, а над реками рушатся мосты.
- И вы решили от меня избавиться! Таким образом!
- Я отвечал за город, Галь. А сказать правду я не мог ни вам, ни другим. Кто знает, к чему бы это привело?
- А по-моему, вы просто трус!
- Возможно... - вздохнул Биркенштакк. - Но трусость тоже бывает доблестью. Особенно когда один отвечаешь за многих. Когда вы станете старше, Галиен... вы поймете, что быть трусом порой гораздо труднее, чем смелым.
- Да ну? - насмешливо сказал Галька.
- Да, мой друг. Впрочем, сейчас я понимаю, что в случае с вами моя трусость была неоправданна. Думал, что имею дело с обычным мальчишкой, а вы проявили взрослую смелость, находчивость и гражданское мужество. Вы настоящий мужчина.
Галька медленно покачал головой.
- Я мальчик, господин Биркенштакк... На мужчин я насмотрелся в эти дни, ну их к черту. Они и предать могут, и убить беззащитного. Слава Хранителям, я еще ни в чем таком не замешан. И нечего меня сравнивать с мужчинами. Тоже мне похвала..."

В. Крапивин "Выстрел с монитора").
Пиркс
Сообщение #4 | Вс, 05.11.2017, 13:29
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Цитата lu-chia ()
Герои Крапивина - знаменитые "крапивинские мальчики" - полные гордого достоинства изобретательные и беспечные дети с чистыми прозрачными душами. Они приобретают в фантастических повестях необычные способности - лечить людей, дружить со звёздами, легко чуять всякую ложь и лицемерие. А главное - они могут путешествовать по граням Великого Кристалла.

Это же ,, кристаллики"! Следующие после ,,индиго'' дети.


Сообщение отредактировал: Пиркс - Пт, 03.11.2017, 11:59
lu-chia
Сообщение #5 | Вс, 05.11.2017, 13:29
Группа: wing
Сообщений: 27400
smile да. Они красивые, дети с чистыми душами, и цикл удивительный, плакать хочется..





lu-chia
Сообщение #6 | Вт, 26.12.2017, 16:46
Группа: wing
Сообщений: 27400
https://www.ivi.ru/watch/45866/description
Это не фантастический фильм, просто по Крапивину. "валькины паруса"

И Бегство рогатых викингов" сняли https://www.kinopoisk.ru/film/begstvo-rogatykh-vikingov-2016-542446/
lu-chia
Сообщение #7 | Вт, 26.12.2017, 16:56
Группа: wing
Сообщений: 27400
О цикле Великий кристалл:

Цикл является логическим продолжением предыдущих работ Крапивина, прежде всего — трилогий «В ночь большого прилива» и «Голубятня на жёлтой поляне». Именно в «Ночи большого прилива» впервые появились мотивы многовариантности пространств и связка героев «подросток — взрослый» в дополнение к традиционной для писателя связке «малыш — подросток». В «Голубятне…» впервые появляется тип героя, который станет основным для цикла «В глубине Великого Кристалла», — Игнатик — мальчик с паранормальными способностями, способный проникать в параллельные пространства.
В повестях цикла описывается Вселенная, представляющая собой совокупность множества параллельных миров, в целом составляющая некое подобие бесконечно большого многомерного кристалла («Великий Кристалл»). Каждая грань этого кристалла — отдельный мир, со своей историей, географией, со своим течением времени. Как и в обычных кристаллах, в кристаллической Вселенной нет идеальной упорядоченности: где-то рёбра между гранями сглаживаются, где-то в толще кристалла могут оказаться трещины, где-то есть другие изъяны и аномалии. В мирах, находящихся на гранях, этим дефектам соответствуют различные «аномальные зоны», через которые иногда можно попасть из одного мира в другой. Вселенная устроена так, что миры на соседних гранях похожи друг на друга: они могут иметь близкую, хотя и отличающуюся географию, там живут люди, говорят на похожих языках, уровень научно-технического и социального развития человечества примерно одинаков, хотя и различий очень много.
С течением времени всё больше появляется людей со способностями, которые принято называть «паранормальными». Первыми обладателями этих способностей становятся дети. Если раньше способности эти ограничивались мелкими бытовыми «чудесами», вроде способности двигать взглядом предметы или зажигать огонь, то впоследствии эти способности позволили детям переходить из одного мира в другой.

Вторая повесть после Выстрела с монитора это "Гуси-гуси, Га-га-га "
http://www.e-reading.club/bookbyauthor.php?author=18842
lu-chia
Сообщение #8 | Сб, 20.01.2018, 13:47
Группа: wing
Сообщений: 27400
http://www.e-reading.by/book.php?book=30084 " Ампула Грина " из цикла Сказки и были безлюдных пространств

Не во всех библиосайтах этот роман входит в серию, но все равно, в общем-то.

https://profilib.net/seriya/skazki-i-byli-bezlyudnykh-prostranstv.php
lu-chia
Сообщение #9 | Сб, 20.01.2018, 13:50
Группа: wing
Сообщений: 27400
В 2017 году на вопрос Дм. Быкова «Вы хотя бы примерно представляете, сколько написали?" В.П. Крапивин ответил: "Никогда не считал. Думаю, порядка 50 повестей… или уже 70? Романов около 30... Всех, кому надоело, могу утешить: лет примерно в 75 я решил остановиться. Закончил «Переулок капитана Лухманова» и сказал себе, что эта вещь — последняя"» (Владислав Крапивин: Многие выживают из ума стремительно и с удовольствием / Интервью провел Дмитрий Быков // Собеседник. 2017, № 41, 25 октября – С. 17)
lu-chia
Сообщение #10 | Вс, 28.01.2018, 09:35
Группа: wing
Сообщений: 27400
Крапивинский бестиарий :

"Кратокрафан" , или Краткий толкователь крапивинской фантастики одно из последних произведений автора. Это первая попытка создать иллюстрированный словарь своеобразный путеводитель, ориентирующий читателя в творчестве Владислава Крапивина.

А. Живая буква. Капризное самолюбивое существо, которое, однако, в конце повести исправилось и перешло в разряд положительных персонажей. _(«ЧОКИ-ЧОК»_ИЛИ_РЫЦАРЬ_ПРОЗРАЧНОГО_КОТА)._Сшитый из куска тельняшки маленький жираф, любимая игрушка ребят, живших в далеком от нашего мира пространстве и в конце концов вернувшихся на _Землю_. В финале сказки ожил и пришел к ребятам, решившим снова отправиться на _Пояс_астероидов_. _(ПОЛОСАТЫЙ_ЖИРАФ_АЛИК)._

АЛЫЙ ВУАЛЕХВОСТ. Рыбка-сердце. Была вживлена в грудь мальчика _Шурки_Полушкина_ пришельцами-инопланетянами. Шурка выпустил рыбку, и вместо нее у него выросло настоящее сердце. А рыбка уплыла в Балтийское море и там, у берега, превратилась в собачонку, чтобы утешить другого мальчика – _Гришу_Сапожкина_, у которого пропал щенок. _(ЛЕТО_КОНЧИТСЯ_НЕ_СКОРО)._

АНТИКОТ(кот-антилопа). Вообще-то «отцом» этого симпатичного и таинственного существа («с кошачьей мордой, а рогат») был поэт Н.С.Гумилев (африканская поэма «Мик»). Но мальчики Симка и Мик в своих играх изменили этого обитателя джунглей и придумали ему имя. Поэтому автору показалось логичным поместить Антикота в данный словарь. _(СТЕКЛЯННЫЕ_ТАЙНЫ_СИМКИ_ЗУЙКА)._

БЕЛЫЙ ШАРИК. Мыслящая звезда из звездной системы, образующей трехгранную пирамиду во вселенной Великого Кристалла. (См. также _Яшка_ и _шары_ ). _(БЕЛЫЙ_ШАРИК_МАТРОСА_ВИЛЬСОНА,_ЦИКЛ_«В_ГЛУБИНЕ_ВЕЛИКОГО_КРИСТАЛЛА»)._

БОЛЬШАЯ ЧЕРНАЯ ПУСТОТА (БЧП). Мыслящая и обладающая определенной энергией область подземного черного пространства, родившаяся (если верить ее рассказу) из пустой души наследного принца Кастаньетто, сына тыквогонского императора Тамбурино Всякомудрого. Мечтала, что поглотит и растворит внутри себя всё на свете и будет одна царить в пустой вселенной. В дальнейшем служила старшей городской мусоросборщицей и носила имя Ноздря. Любила играть в трехмерное домино. _(МАЛЬЧИК_ДЕВОЧКУ_ИСКАЛ)._

БОЛЬШОЙ БЕЛЫЙ ШАР. Мыслящая звезда. Играл роль приемного дядюшки и воспитателя _Белого_шарика_. (См. _Шары_ ). _(БЕЛЫЙ_ШАРИК_МАТРОСА_ВИЛЬСОНА)._

БОРМОТУНЧИКИ. Живые говорящие существа с головками, сделанными из тряпиц, наполненных особым (с волшебными кристалликами) песком. Ручки и ножки делались из проволоки и прикреплялись прямо к голове бормотунчика. Мастерили бормотунчиков ребята из города Орехова. Бормотунчики умели давать советы и предсказывать будущее, но могли разрядиться и замолчать, если им задавали вопросов больше, чем положено. _(ГОЛУБЯТНЯ_НА_ЖЕЛТОЙ_ПОЛЯНЕ)._. Младший брат _Валерки_(Иту_Лариу_Дэна)._ Знал многие тайны волшебного мира, но стеснялся об этом говорить. _(ТРИЛОГИЯ_«В_НОЧЬ_БОЛЬШОГО_ПРИЛИВА»)._

ВСАДНИКИ, придуманные Сережей Каховским. По его сказке, они всегда приходили на помощь, если он оказывался в беде. _(МАЛЬЧИК_СО_ШПАГОЙ)._

ВСАДНИКИ – ЧЕРНЫЙ, КРАСНЫЙ И БЕЛЫЙ.Персонажи одной из севастопольских легенд, возникших во время осады 1854– 1855 г .г. Они предвещали разрушение, кровопролитие, а затем возрождение города. _(ДАВНО_ЗАКОНЧИЛАСЬ_ОСАДА…)_

ВСЕМИРНАЯ ЧЕРЕПАХА. Исполинское существо черепашьей породы, обитающее во Всемирном океане.. На ее панцире располагаются три гигантских _слона_, держащих на спинах материк _Большая_Элефанта_, с которого прилетела в _Тыквогонию_ девочка Звен_И_т (Звенка). _(МАЛЬЧИК_ДЕВОЧКУ_ИСКАЛ)._

КОЙВО. Люди (чаще всего дети), обладающие аномальными, необъяснимыми с точки зрения современной науки свойствами (умение проникать в параллельные пространства, создавать сильнейшие энергетические поля, мгновенно перемещаться на дальние расстояния, зажигать предметы своим тепловым излучением и т. п.). Часто случается, что эти свойства не доставляют их обладателям никаких радостей, а наоборот, делают их жертвами современного общества с его жестокостью, прагматизмом и предрассудками. Особенно это касается детей. Поэтому среди некоторых жителей Земли возникло движение к о м а н д о р с т в а, призванное защитить юных койво от попыток уничтожить их или использовать для зла. _(ЦИКЛ_В_«ГЛУБИНЕ_ВЕЛИКОГО_КРИСТАЛЛА»_И_ДР.)._

КОНИ, ЗНАЮЩИЕ ДОРОГУ МЕЖДУ _МАРСОМ_ И _ЗЕМЛЕЙ_. Лошади из марсианских табунов, обладающие умением сокращать в пути пространство и время. С их помощью мальчик _Фаддейка_Сеткин_ оказывается то на одной, то на другой из этих планет. _(ОРАНЖЕВЫЙ_ПОРТРЕТ_С_КРАПИНКАМИ)._

КОНУС. Могучий искусственный разум, головная часть межпространственного корабля _«Игла».__(_КОРАБЛИКИ_ИЛИ_ПОМОГИ_МНЕ_В_ПУТИ)._

НАБЛЮДАТЕЛЬ(прозвище). _Манекен._ Зловещая фигура в витрине магазина «Спорттовары» в городе _Нейске_. Пытался преследовать и погубить главных героев романа и был уничтожен прямым попаданием резинового мячика. _(ГОЛУБЯТНЯ_НА_ЖЕЛТОЙ_ПОЛЯНЕ)._

НАСТЯ. Самая молодая из _ржавых_ведьм_, живших в старой баньке на краю тюменского лога. После освобождения из «ржавого» плена торговала мороженым. _(ТОПОЛИНАЯ_РУБАШКА)._

НЕЖИТИ. Так именовали севастопольские жители призраков, которых, якобы, немало развелось в развалинах после осады. Если призраки и существовали, то название это все равно неудачное: оно звучит зловеще, а призраки были мирные, никого не обижали._(ДАВНО_ЗАКОНЧИЛАСЬ_ОСАДА…)_

НИЛКА (НИЛ БЕРЕЗКИН). Личность девяти лет, в общем-то совсем не фантастическая. Тем не менее он утверждал, что умеет летать. Нельзя сказать, что по правде летал, однако умел замедлять спуск, если прыгал с поленницы или со шкафа. Это обстоятельство позволяет с некоторой натяжкой отнести его к фантастическим персонажам._(СИНИЙ_ГОРОД_НА_САДОВОЙ)._

НОГИ ИЗБУШКИ БАБЫ-ЯГИ на острове _Одинокий_Петух._ После разрушения избушки они вели самостоятельную жизнь, как и _гипсовые_ноги_ атлета_Жоры_. Поскольку ноги были не куриные, а с перепонками, как у водоплавающей птицы, возникавшая время от времени над ними избушка превращалась иногда в девицу, похожую на царевну-лебедь. Жора называл ее _Лебёдушкой.__(СТРАЖА_ЛОПУХАСТЫХ_ОСТРОВОВ)._

РЖАВЫЕ ВЕДЬМЫ. Особы женского пола, занимавшиеся колдовством, а также танцами на железных бочках в период полнолуния. Обитатели в старой баньке на огороде _(ТОПОЛИНАЯ_РУБАШКА)_ и на свалке металлолома _(ГОЛУБЯТНЯ_НА_ЖЕЛТОЙ_ПОЛЯНЕ)._

РОБОТЕНОК(робот-мальчишка). Эпизодический персонаж, разносчик товаров, доставивший заказчику из магазина старинную граммофонную пластинку. _(КОРАБЛИКИ_ИЛИ_ПОМОГИ_МНЕ_В_ПУТИ)._

РЫБКА ЗОЛОТАЯ («золотинка»). Живой талисман, выполняющий любые желания. Но чтобы желание исполнилось, рыбка должна погибнуть: ее необходимо намертво сжать в кулаке. _(СКАЗКИ_О_РЫБАКАХ_И_РЫБКАХ)._

РЫБКА ЛУННАЯ («календарик»). Живой талисман, помогающий передвигаться по времени. Но при этом лунная рыбка (как и золотая) гибнет. _(СКАЗКИ_О_РЫБАКАХ_И_РЫБКАХ)._

СИНИЙ ТРЕУГОЛЬНИК.Обрывок (осколок, фрагмент или, может быть, малая модель) некой неземной и совершенно непонятной субстанции, обладающей высоким интеллектом. Однажды вступил в контакт (в какой-то степени вынужденный) с главным героем повести, что послужило началом многих невероятных событий._(СИНИЙ_ТРЕУГОЛЬНИК_).

СКВОРЕЧНИКИ. Живые скворечники, которые сначала обитали в городе _Тридевятый_Посад_, а потом ушли из него и поселились в _Безлюдных_пространствах.(Лужайки,_где_пляшут_скворечники)._

СЛОНЫ.Три исполинских слона, стоящие на _Всемирной_Черепахе_ и держащие на себе материк _Большая_Элефанта_. По одним данным, их зовут Пузо, Грузо и Бутузо, по другим – Митя, Андрюша и Шурик._(МАЛЬЧИК_ДЕВОЧКУ_ИСКАЛ)._

ТАУРИНЫ.Народ, живший на Марсе. Таурины занимались строительством и ремеслами, в отличие от народа иттов, склонных более к кочевой жизни. Оба народа вели между собой затяжную войну._(ОРАНЖЕВЫЙ_ПОРТРЕТ_С_КРАПИНКАМИ)._

ТЕ, КОТОРЫЕ ВЕЛЯТ.Одно из названий внеземной бездушной цивилизации, представители которой иногда принимали облик _манекенов_._(ГОЛУБЯТНЯ_НА_ЖЕЛТОЙ_ПОЛЯНЕ)._

ТИХО.Ужасное существо, живущее под кроватью. Его придумали взрослые, чтобы пугать автора, когда тот был малышом-дошкольником. Через много лет автор выяснил, что Тихо, во-первых, не придуманный, а во-вторых, вовсе не страшный._(ОДНАЖДЫ_ИГРАЛИ…)_

lu-chia
Сообщение #11 | Пн, 11.06.2018, 19:20
Группа: wing
Сообщений: 27400
Вечный жемчуг

https://royallib.com/read/krapivin_vladislav/vechniy_gemchug.html#0
lu-chia
Сообщение #12 | Сб, 30.06.2018, 12:43
Группа: wing
Сообщений: 27400
Позвольте предположить, что программатором Первой, так называемой альфийской (ее иногда образно называют эльфиской) квадры – был и князь Мышкин из одноименного романа Ф. М. Достоевского.
Сюда же можно отнести и Мальчика со шпагой и других лучших героев современного российского писателя Владислава Крапивина – тоже соционического ИЛЭ (Дон Кихота) – ЭВЛФ (Газали), автора цикла повестей «В глубине Великого Кристалла».
Мы видим, как изменяя божественной детскости души, человечество последовательно проходит Четыре Квадры Развития, или Четыре Стороны Света, или Четыре эпохи Кали в образах ведической мифологии: Сатья-юга, Трета-юга, Двапара-юга, Кали-юга. Наша эпоха – это, согласно Ведам, Кали Юга, после которой наступает Конец Времен, символизирующийся христианским Апокалипсисом, вслед за чем - начинается Новый Цикл, рождаются Новая Земля и Новое Небо и все начинается заново: с Возвращения к Началу Времен, то есть к Первой Квадре и Первочеловеку.
На этом пути нам могут помочь Командоры – так называемые Хранители Высокого Детства:
"— Подожди. Я не о его офицерском звании. Бытовала легенда о Командоре. О человеке, который ходит по свету и собирает неприкаянных детей. И не просто детей, а таких, как Галька, со странностями.
— Койво?
— Да... Именно им чаще других неуютно и одиноко в нашей жизни. Потому что они опередили время... Так говорил Командор. Говорил, что они — дети другой эпохи, когда все станет по-иному. Тогда, в будущем, каждый сможет летать, причем стремительно — на миллионы километров за миг. Люди смогут разговаривать друг с другом на любом расстоянии и, значит, всегда быть вместе. Не будет одиноких. Никто не сможет лишить другого свободы, потому что человек станет легко разрывать все оковы — и природные, и сделанные руками... И у каждого будет добрый дом во Вселенной, куда можно возвратиться с дороги... Это не мечта, а просто будущее. Ведь все на свете меняется, развивается, появляются и у людей новые способности... Только способность к одиночеству не появится никогда, потому что одиночество и вражда противны человеческой сути... Но до тех времен еще далеко, а мальчики и девочки со странными свойствами своей природы и души нет-нет да и появляются среди людей. Как первые ростки. Их надо сохранить... " (В. Крапивин "Выстрел с монитора"- Цикл "В Глубине Великого Кристалла").

http://socionics.wiki-wiki.ru/socioni....Часть_3
lu-chia
Сообщение #13 | Пт, 12.10.2018, 19:58
Группа: wing
Сообщений: 27400
..
Здесь было совсем безлюдно. Сначала. А потом, на дальнем конце, из-за ржавого остова древнего «москвичонка» показался мальчишка. Он бежал.
Как-то неловко бежал – то ли спотыкался, то ли прихрамывал. И оглядывался. "Уж не гонятся ли за пацаном?" – кольнуло Валерия.
Но дело было в другом. От мальчишки тянулся в вверх шнур, а на конце шнура, метрах в двадцати над землей дергалось, ныряло из стороны в сторону… непонятно что.
То есть похоже, что змей, только странный какой-то. Коробчатый, что ли? Но коробчатые конструкции бывают обтянуты тканью или бумагой, а здесь весь каркас был виден насквозь. А внутри его что-то громоздилось.
Валерий остановился у заросшего тополиного пня и ждал. Мальчишка рывками приближался (дергал при этом шнур). Он был в сизой мятой одежонке, вроде той, какую лет десять назад носил и Валерка Зубрицкий. Разлохмаченные на кромках джинсовые шорты, такая же безрукавка, надетая на голое тело. Ременчатые сандалетки на босу ногу… Наверно, из-за них, слишком разболтанных, он и спотыкался.
Наконец хозяин змея (или не змея?) остановился в двух шагах. Мельком глянул на Валерия, развернулся и запрокинул голову.
Было ему, как и близнецам на берегу, лет девять.
Если бы тощему и ломкому Буратино заменили нос дырчатым шариком, а круглую голову украсили оттопыренными ушами и сверху покрыли темным ёжиком, то получился бы в точности этот мальчишка. Впрочем, Валерий подумал про такое сходство мельком, потому что смотрел он, как и мальчик, на летающую "штуку".
"Штука" приземлялась. Мальчик что-то сердито шептал, растопыривал немытые локти и дергал шнур (а точнее – обычную бельевую веревку). Видимо, пытался управлять спуском. Но спуск проходил неуправляемо – зигзагами, то быстро, то медленно. И наконец сооружение косо брякнулось в низкий клевер и подорожники.
Валерий увидел, что это обшарпанный стул из круглых гнутых палок (такая мебель, кажется, называется венской). Стул лежал, завалившись на спинку. В разных местах на нем были укреплены бумажные и пластмассовые вертушки, изогнутые жестянки, мелкие шестеренки и ржавые диванные пружины. А на обратной стороне сиденья держалась примотанная проволокой мятая противогазная коробка (Валерий раньше видел такие в музейном отделе "Вторая Мировая война").
"Обалдеть", – подумал Валерий. Сам того не заметив, подошел вплотную, навис над стулом. Уронил траву чемоданчик и зачесал в затылке. Взглянул на мальчишку. А тот стоял на одной ноге и левой сандалеткой чесал правую щиколотку. Смотрел на приземлившийся стул и неразборчиво бормотал.
Потом сказал разборчиво:
– Ну, чего тебе опять не хватает, паразит?
Это он стулу, а не Валерию. А Валерий спросил:
– Что у тебя за устройство такое?
Мальчик глянул быстро, отвернулся опять и ответил без охоты, но и без промедления:
– Это лап.
– Что за лап?
– Ну, сокращенно "Летательный аппарат".
– Понятно, что летательный. А почему?
Хозяин лапа посмотрел внимательней. Был он темноволос, а глаза светлые – серые. Круглые и печальные.
– Тебе правда интересно, или ты так… для разговора?
"Для пустого трёпа", – перевел Валерий.
– Мне в самом деле интересно. Как этот лап летает? Вопреки всем законам аэродинамики…
– Здесь другие законы, – сумрачно отозвался мальчишка и опять стал смотреть на стул. Некоторые вертушки лапа крутились, хотя не было на солнечном дворе ни малейшего дуновения.
– Объяснил бы… – неуверенно попросил Валерий.
Мальчик вдруг сел, прислонился к пню, подтянул колени. Глянул на Валерия снизу вверх. Кажется, учуял в незнакомом парне по правде заинтересованного человека.
– Смотри. Видишь, этот стул из гнутого дерева?
– Вижу. И что?
– А в изогнутом дереве всегда возникает напряжение…
– Понятно, – кивнул Валерий. – И что дальше?
Мальчик поморщился. Не перебивай, мол.
– А если в чем-то возникает напряжение, в этом предмете и вокруг него ускоряется время…
– М-м…
– Если «м-м», тогда ты ничего не поймешь, – досадливо сказал хозяин лапа. – Чтобы понять, надо принять этот закон…
Он совсем не похож был на юного интеллектуала. Этакое уличное дитя с исцарапанными конечностями, шелухой на ушах и болячкой на верхней губе. Но говорил правильными фразами. "Видать, немало читает", – мелькнуло у Валерия.
– Ладно, я принял закон… – Валерий сел на корточки между мальчиком и лапом. – Но причем тут полеты?
– А ты знаешь, как работает самолетное крыло?
– М-м… Знал. Но подзабыл, – соврал Валерий.
– Оно снизу плоское, а сверху выпуклое. Поэтому воздух обтекает его неодинаково. С выпуклой стороны путь у воздуха длиннее и скорость больше, чем снизу. А там, где у газа или жидкости скорость больше, давление уменьшается. Значит на крыло снизу вверх давит подъемная сила…
– Правильно. Я вспомнил…
– Ну вот. И со временем так же. Если оно движется с разной скоростью, между двумя потоками возникает энергия. Тоже подъемная сила…
– С ума сойти! – искренне восхитился Валерий. Не столько теорией, сколько ее изобретателем. Но и теория была "с ума сойти". Впрочем, все гениальное граничит с бредом. А то, что идея мальчишки не совсем бред, доказывал вот этот самый лап – он прилег рядом, как уставшая собака, и тихо шелестел вертушками.
– Странно, что до этого никто не додумался раньше… – неуверенно сказал Валерий.
– Наверно, додумывались. Только никто не догадался использовать стул. А в таких стульях напряжение накапливается особенно сильно. Не знаю почему…
Оба стали смотреть на стул.
– А вот все эти штуки на нем… Они для чего?
– Регуляторы всякие, – отозвался мальчик уже более охотно. – Стабилизаторы. Лапы, он ведь капризные. Потому что потоки времени неравномерные, то есть изменчивые. Как вода в ручье… А коробка – это приемник мысленных команд. Чтобы управлять на расстоянии…
– Получается?
– Без веревки пока не получается… Да и с веревкой не всегда, – признался юный изобретатель. – Сейчас вот тоже… Я же ему не велел спускаться, а он…
Мальчик на коленках подобрался к лапу, щелкнул по коробке, тронул бумажную вертушку на ножке стула. Вертушка держалась на изогнутой проволочной шпильке. Шпилька покосилась и упала.
– Вот с-скотина… – шепнул мальчик. Оглянулся на Валерия. – У тебя нет чего-нибудь, чтобы ее прикрепить? Она держалась на смоле, да та высохла…
– М-м… – Валерий мысленно перетряхнул содержимое чемоданчика. – Кажется, нет… – И вспомнил! – Подожди-ка!..
Выудил из кармана платок, отодрал от материи прилипший комок ириски. – Вот… вроде смолы…
– Ура… – тихонько сказал мальчик. Помусолил пальцы, отщипнул от клейкого комка примерно треть и этим кусочком умело прикрепил основание шпильки к ножке стула. – Вот так. И не вздумай больше валять дурака…
Вертушка закрутилась.
– Не туда! – Мальчик и щелкнул по бумажным лопастям. Они послушно завертелись в обратную сторону. Хозяин лапа сел на прежнее место. Слепил из оставшейся ириски что-то вроде крохотной шахматной пешки, посадил ее на зеленое от сока подорожников колено, покачал.
– В этой штучке тоже напряжение времени? – спросил Валерий.
– Не-а. Это же аморфная масса. А напряжение возникает там, где есть жесткая структура. Из клеток или из кристаллов…
– Слушай, ты в каком классе? – не выдержал Валерий.
– В третьем. То есть перешел в четвертый…
– А откуда у тебя такие знания? По физике и вообще…
– Отовсюду… В Информатории все есть. Подключайся и скачивай.
– Не всякий к нему умеет подключаться…
– Я научился… помаленьку… Там есть раздел "Темпоральные векторы и кольца Великого Кристалла"… Он вообще-то закрытый, но я нашел щелку…
"С ума сойти, – опять восхитился Валерий. Про себя. – Велики чудеса твои, град неведомый Инск…"
– Тебе не говорили, что ты юный талант?
– Не-а… – опять сказал мальчик. – Я юный троечник. Я не умею даже складывать столбиком четырехзначные числа.
– Говорят, этого не умел и великий Эйнштейн.
Мальчик не удивился имени Эйнштейна – видимо, знал. Ответил со вздохом:
– Скажите это Нине Петровне.
..
 https://www.e-reading.by/chapter....na.html
lu-chia
Сообщение #14 | Вс, 21.10.2018, 16:23
Группа: wing
Сообщений: 27400
http://portal-kultura.ru/article....dex.com
Владиславу Крапивину - 80!
lu-chia
Сообщение #15 | Пт, 06.11.2020, 21:27
Группа: wing
Сообщений: 27400
А мы уходим, нам не до земли 

А мы уходим, нам не до земли,
Где в пеpеулках свет подслеповатый.
Любимых наших в pабство увели,
Хотя они ни в чем не виноваты.

Окончен сpок беpеговых pабот,
Встает pассвет у кpая волнолома,
Спешит от боpта к беpегу вельбот,
Увозит тех, кто остается дома.

Сейчас тажелый pазвеpнется pей,
Рванется маpсель тpепетно и люто,
И pазнесут оpудия батаpей
Тугой удаp пpощального салюта.

Мы не ответим, поpох сохpаня.
Пускай лежит он, твердый и зеpнистый,
До той поpы, пока сигнал огня
Не пpотpубят тpевожные гоpнисты.

А мы уходим… Нам не до земли…

Источник: https://poemata.ru/poets/krapivin-vladislav/a-my...
lu-chia
Сообщение #16 | Пт, 06.11.2020, 21:27
Группа: wing
Сообщений: 27400
Ну вот и кончается наше кино 

Ну вот и кончается наше кино.
Уходит герой. А куда ему деться?
Еще пять минут будет в зале темно,
И кончится фильм, как кончается детство.

Уходит мальчишка. Назад не глядит.
Уходит от нас в непонятные дали.
А то, что уйдет он из фильма один,
Снимая кино мы вначале не знали.

Нам так бы хотелось, чтоб вместе они
Ушли по траве, пересыпанной росами…
Но только сейчас, как и в прежние дни,
Бросают ребят эти умные взрослые.

Кончается фильм, и подумать пора,
Куда ему деться в степи беспредельной:
Быть может, в ребячий рассказ у костра,
А, может быть, снова в кино самодельное?

Но только хватает забот нам пустых…
Мальчишка придуман… А вы и поверили.
Но все таки вспомни: А, может, и ты
Встречал его средь городской суеты
Идущего, словно по выжженной прерий…
lu-chia
Сообщение #17 | Пт, 06.11.2020, 21:27
Группа: wing
Сообщений: 27400
Песня из повести "Кораблики, или "Помоги мне в пути""

С нашим домом сегодня прощаюсь я очень надолго.
Я уйду на заре, и меня не дозваться с утра…
Слышишь, бакен-ревун на мели воет голосом волка?
Это ветер пошел… Помоги мне осилить мой страх.

Я боюсь, ты меня
Не простишь за уход, за обман.
На коленях молю:
Не брани, пожалей и прости.
Разве я виноват
В том, что создал Господь океан
И на острове дальнем
Клинками скрестились пути…

Я молю, помоги мне в пути моем бурном и длинном,
Не оставь меня в мыслях, молитвах и в сердце своем,
Чтобы мог я вернуться когда-нибудь в край тополиный,
В наш родной городок, в наш старинный
рассохшийся дом…

-------

Вы слышите? — пружинный перезвон там? —
В барометре качнуло стрелку с места:
Дрожат от нетерпения норд-весты
За стартовой чертою горизонта.

Сейчас они, сейчас они рванутся.
Вы слышите — качнулся старый флюгер?
А ну-ка, поднимайте парус, люди!
Пора ему, как надо, развернуться!

Пора развернуться сполна...
И пусть нас волною встретит
Заманчивая страна —
Та сторона, где ветер!
Та сторона, где ветер...

Случалось, нас волна сшибала с палуб.
Бывало, что мы плакали от боли.
Но главное — чтоб быть самим собою —
А человек всегда сильнее шквала!

И хлёсткие удары бейдевинда —
Не самые тяжёлые удары.
А главное — чтоб спорили недаром,
Чтоб не было потом за всё обидно.

Чтоб ясно смотрели в глаза
Друг другу и всем на свете,
Когда вернёмся назад
Сквозь неспокойный ветер!
Вечный встречный ветер...

Страшней, чем буря, серые туманы.
Страшнее всех глубин седые мели.
И если это вы понять сумели,
Плывите смело к самым дальним странам.

Но дальних стран и всех морей дороже
Два слова, тихо сказанные другом —
Когда, держа в ладони твою руку,
Сказал, что без тебя он жить не может.

Ты тоже не можешь один,
И пусть вам обоим светит
Синей зарёй впереди
Та сторона, где ветер!
Та сторона, где ветер...
lu-chia
Сообщение #18 | Пт, 06.11.2020, 21:28
Группа: wing
Сообщений: 27400
Когда мы спрячем за пазухи...

Когда мы спрячем за пазухи
ветрами избитые флаги и
молча сожжем у берега последние корабли,
наш маленький барабанщик уйдет
за вечерним солнцем и
тонкой блестящей льдинкой растает в желтой дали.
От горького пепелища,
от брошенных переулков,
где бьют дожди монотонно по крышам,
как по гробам, от злой измены,
что рыщет в домах опустелых и гулких,
наш маленький барабанщик уйдет,
не сдав барабан.
Но есть утешенье — как будто последний патрон в обойме,
- последняя горькая радость, что каждый из нас был прав.
И вот потому над планетой шагает наш барабанщик —
идет он, прямой и тонкий, касаясь верхушек трав.

Источник: https://poemata.ru/poets....-pazuhi
lu-chia
Сообщение #19 | Пт, 06.11.2020, 21:28
Группа: wing
Сообщений: 27400
Первая песня о ветре

Ночью опять провода засвистят
Посню позднего лета
Свежие ветры августа
В город придут с рассветом.
Ты подружить со змеем сумей
Звонкий тревожный ветер,
Только учти: если поднял змей,
Ты за него в ответе!

Стартовые площадки —
Солнцем согретые крыши.
Ниткою змея измерена
Первая высота.
Это такое счастье-
В небо лететь все выше!
Пусть он летит уверенно
С ветрами августа.

Небо в натянутой нитке поет,
Словно в упругом нерве.
Я научился слушать ее
Только с тобою первым.
Накрепко связаны мы с тобой
Тонкою ниткой змея.
То, что связало меня с тобой,
В тысячу раз прочнее!

Стартовые площадки —
Солнцем согретые крыши.
Ниткою змея измерена
Первая высота.
Это такое счастье-
В небо лететь все выше!
Пусть он летит уверенно
С ветрами августа!

Я этот миг сберегу навсегда —
Песню под облаками.
Как трепетала моя высота,
Взятая прямо руками!
Как мы стояли вдвоем на ветру —
Нам на двоих один ветер!
Я тогда понял: раз рядом друг,
Я за него в ответе.

Стартовая площадка —
Солнцем согретые крыши.
Ниткою змея измерена
Первая высота.
Это такое счастье-
В небо лететь все выше!
Пусть он летит уверенно
С ветрами августа!



Вторая песня о ветре

Тихие города…
Близкое — близкое небо…
тихо дрожат провода —
Это ветер ходит по кругу,
Вот они и дрожат…
Тихие города…

Я не хочу уезжать!
Я не хочу уезжать навсегда,
Никуда не хочу уезжать от друга.

Капает влага с листа…
Капают звонкие капли,
Шариками вода: вода —
Это дождик прошел под вечер —
Вот они и звенят В сумерках августа…
Солнце толкает меня!
Станет сном улетевшим беда. И
тогда я тебе побегу навстречу…

Я не могу уснуть.
В тонких бумажных крыльях
Трепет живет всегда…
Теплый ветер ударил туго —
Вот они и спешат
В синюю вышину.
Я не хочу уезжать!
Не хочу уезжать навсегда.
Никуда не хочу уезжать от друга.

Источник: https://poemata.ru/poets/krapivin-vladislav/vtoraya-pesnya-o-vetre/
lu-chia
Сообщение #20 | Пт, 06.11.2020, 21:28
Группа: wing
Сообщений: 27400
Третья песня о ветре

Над городом ливневых туч разворот,
На улицах стало темно
И ветер у парковых старых ворот
Рвет с досок афиши кино.
А в фильме герои идут сквозь буран,
И штормы гудят в парусах.
Но рвется кино, и слепящий экран
Бьет белою вспышкой в глаза.
Рвется кино-
И вспышка в глаза…
А если однажды порвался не фильм,
И вспышка у глаз- наяву,
И ветер над маленьким следом твоим
Качнул молодую траву?.
А может быть, даже следа не найти,
Где ты, как от выстрела, лег…
Как мало порой удается пройти,
Хоть путь и казался далек!
Мало пройти, Хоть путь и далек…
От битвы с бедой нам нельзя убежать.
Ты плакал, но сделал, что мог.
Спасибо тебе за твои два шага
По трудной дороге дорог!
Когда кораблям на пути нелегко
И звезд не видать среди туч,
В медлительном свете больших маяков
И твой загорается луч.
Среди маяков- Твой ясный луч!

Источник: https://poemata.ru/poets/krapivin-vladislav/tretya-pesnya-o-vetre/

Четвертая песня о ветре

Вы слышите пружинный перезвон там.
В барометре качнуло стрелку с места.
Дрожат от нетерпения норд-весты
Над стартовой чертою горизонта.
Сейчас они, сейчас они рвануться.
Пора развернуться сполна,
И пусть нас волною встретит
Заманчивая страна, 
Заманчивая страна —
Та сторона, где ветер.
Случалось, нас волна сшибала с палуб,
Бывало, что мы плакали от боли,
Но главное, чтоб быть самим собою,
А человек всегда сильнее шквалов!
И хлесткие удары бейдевинда —
Не самые тяжелые удары.
И главное- чтоб спорили недаром,
Чтоб не было потом за все обидно.
Чтоб ясно смотрели в глаза
Друг другу и всем на свете,
Когда вернемся назад,
Когда вернемся назад.,
Сквозь неспокойный ветер,
Вечный невстречный ветер.
Страшней, чем бури, серые туманы.
Страшнее всех глубин седые мели.
И если это вы понять сумели,
Плывите смело к самым дальним странам.
Но дальних стран и всех морей дороже
Два слова, тихо сказанные другу,
Когда, держа в ладони твою руку,
Сказал, что без тебя он жить не может.
Ты тоже не можешь один,
И пусть вам обоим светит
Синей зарей впереди
Та сторона, где ветер!

Источник: https://poemata.ru/poets....o-vetre
Ракурсы » Время » Фантастика » "В глубине Великого кристалла" (В.П. Крапивин)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: