Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Ракурсы » Время » Фантастика » Фантастика при смерти?
Фантастика при смерти?
lu-chia
Сообщение #21 | Сб, 11.02.2023, 09:59
Группа: wing
Сообщений: 27418
Вопреки распространившимся в постсоветскую эпоху анекдотам, в годы застоя существовала даже социальная фантастика. Высочайше дозволялось гневно бичевать узкий круг наиболее безобидных общественных пороков, включая нерадивых работников торговли, бюрократов-управдомов, карьеристов от науки. В идеале следовало ближе к финалу описывать перевоспитание отрицательного персонажа, что превращало социальную фантастику в волшебную сказку для умственно отсталых малолеток. 
Вдобавок к прочим неприятностям, критики измывались над фантастами, утверждая, что русскому читателю Иван-дурак милее героя-космонавта. Появилась уйма тупых книжек про то, как посланцы технотронных сверхцивилизаций, оказавшись в колхозе средней полосы и закусив стакан самогона шматом сала с малосольным огурчиком, категорически отказывались возвращаться на родную планету, предпочитая звездолетно-компьютерному аду возвышенный труд комбайнера и необъятные сиськи простой доярки. Попутно пропагандировалась немудреная, но беспредельно идиотская мысль: простое всегда лучше сложного, а технический прогресс лишает человека душевного богатства.
В конце 80-х подобные проповеди непротивления злу насилием, равно как глумление над прогрессом аукнутся безнаказанностью этнических погромов, крушением идеалов, саморазрушением сверхдержавы и сползанием ее обломков в хаос перманентной гражданской войны. 
Советские писатели-фантасты, коим по табели о рангах полагалось исполнить роль разведчиков будущего, были грубо лишены возможности громко сказать о пагубности избранного политиками курса, предостеречь о неизбежных потрясениях и предложить альтернативные варианты эволюции социума. Радужный мост, ведущий в суровый, но прекрасный Мир Полудня, разрушили вандалы, не способные желать странного. Все стали одинаково серыми, как штурмовики дона Рэбы.

И, наконец, четвертое поколение писателей-фантастов - это те, кто сформировался, как творческая личность и был впервые опубликован в 80-е годы, то бишь на рубеже брежневского застоя и горбачевской перестройки. Можно сказать, что основы современной фантастики заложило именно четвертое поколение, вдохновляемое достижениями предшественников, но также наученное их непростым опытом.
Эта генерация советских фантастов становилась на творческую тропу в лицемерной атмосфере двойной морали и жестоких ограничений на целые тематики. Так, были директивно запрещены космическая опера (военные темы противоречат мирной политике КПСС!), фэнтэзи (у нас материализьм – какое волшебство?!), эротическая фантастика (секса у нас нет!), а также фантастика религиозная (мы коммунисты, а значит атеисты!), военная (боже упаси, мы няшки-пушистики, что скажет Запад?!) боевики (у нас милиционеры детей за ручку переводят через дорогу, бандитов нет, стрелять не в кого!), триллеры (маньяков у нас нет, все советские люди имеют только одну манию – строительство коммунизма к сроку который назовёт престарелый вождь перед тем как помереть!).
Другой напастью стала практическая невозможность публиковаться. Фантастики издавалось неприлично мало, к тому же основные каналы были монополизированы двумя кланами. Один из них группировался вокруг издательства «Молодая Гвардия», второй - вокруг издательства «Знание». Кланы ожесточенно враждовали, бесцеремонно обзывая друг друга «мафией», «графоманами» и тому подобными комплиментами. Вожди каждого клана имели собственные, узко-местечковые, представления о том, какой должна быть фантастика.
Сегодня уже не суть важно, кто из функционеров был большим графоманом. В конце концов, издатель и не должен быть великим писателем. Хуже всего, что издателям тех времен весьма успешно удавалось регулировать литературный процесс в соответствии со своими пристрастиями. Океан фантастики, и без того зажатый идеологическими колодками, вынужден был протискиваться сквозь узкие щели кланового интриганства и редакторской местечковости.
И «Молодая Гвардия», и «Знание» печатали запредельно примитивную фантастическую литературу – ну просто на уровне младших классов. Любые мало-мальски оригинальные произведения рубились на корню простейшими отмазками: «Это не художественно!» и «Это вообще не фантастика, а ребячество какое-то!». Вообще главным критерием художественности была близость автора к руководству издательства. 
Как следствие, лучше всех жилось приспособленцам, умевшим прогибаться под любые капризы цензоров и издателей. Во множестве печатались псевдоактуальные рассказы, гневно клеймившие заоканских маньяков-одиночек, замышляющих заговоры супротив прогрессивных сил. Страна стояла на грани гибели, а идеологи старательно культивировали благолепное словоблюдие.
Писатели-приспособленцы успевали мгновенно откликнуться на самые туманные повеления властей. Помнится, однажды на съезде народных депутатов Валентин Распутин осмелился процитировать Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». А это же 1990-й – пик Перестройки! В те времена любые разговоры о величии государства считались верхом неприличия, и «демократическая» пресса по указке из Кремля долго и сладострастно топтала писателя-патриота. Кир Булычев молниеносно написал рассказ «Речной доктор», в котором крамольную фразу произносил отрицательный персонаж. 
Болотистый климат окололитературных кланов отнюдь не способствовал появлению качественной фантастики. Поэтому лучшие авторы IV поколения начинали публиковаться в обход главных издателей. Столяров и Рыбаков завоевали популярность в питерских альманахах, Брайдер с Чадовичем - в родном Минске, Бушков - в Красноярске. Лукьяненко начал печататься в Алма-Ате. Пелевин и вовсе достиг успеха в «толстых» философских журналах, не имеющих отношения к фантастике. Лишь в начале 90-х выпуск книг современных авторов немного ускорился с появлением коммерческих издательств.
Так, несмотря на сопротивление монополистов, 4-е поколение пробилось к читателю. Этим авторам было больно за погибающее Отечество, хотя каждый выражал подобные чувства по-своему. В советскую эпоху они не успели высказаться в полную силу, и главные их произведения появятся позже. А тогда, на рубеже 80-х - 90-х, Четвертое Поколение лишь балансировало между собственными пристрастиями и капризами издателей, что отнюдь не шло на пользу ни им, ни читателям.
Практически во всех, даже лучших произведениях, созданных ведущими бойцами 4-го поколения, просто бесили конвейером идущие у всех открытые финалы. Выпавшие из жизни закомплексованные персонажи Пелевина уходили вдаль по пустынной дороге, горевали у разбитого корыта героические спецназовцы Бушкова, той же дурью маялись остальные. Думается, что оборванные за мгновение до кульминации сюжеты были не только слепым подражанием стилю Стругацких. Дело в другом: выходящие на ринг писатели хорошо представляли, ПРОТИВ ЧЕГО они выступают, КАКОЕ БУДУЩЕЕ ОНИ НЕ ХОТЯТ, но не имели четкого представления о позитивном образе – КАКОЕ БУДУЩЕЕ ОНИ ВИДЯТ!
Сюжеты тех лет были утомительно однообразны: яростное осуждение существующих порядков, каковые изображались в духе туповато-подленького слогана: СССР - это Верхняя Вольта с ракетами. В тот период советские писатели-фантасты, проявили себя неплохими разрушителями, но не готовы были стать футурологами и Архитекторами - провозвестниками прекрасного нового мира.
Чтобы оздоровить русскоязычную фантастику, нужен был шок, способный отрезвить изничтожителей Отечества, расставить по местам понятия Добра и Зла, показать тупиковость самодеструкции, а затем вывести на сцену Новое Поколение.

Писателям, исповедовавшим либерализм на финише советской эпохи, неожиданно открылась ужасная истина – оказывается рынку они не нужны, в Новом-Мире-Без-Совка они все дружно оказались посажены на хлеб и воду из-под крана. Что они совершенно не нужны владельцам новых коммерческих издательств. Коммерсанты предпочитали тиражировать заведомо обреченную на успех заморскую классику: Желязны, Кинга, Нортон, Мак-Кэффри, Андерсона, Гаррисона, Саймака, Нивена и прочих муркоков.
В начале 90-х из молодых авторов регулярно печатался, пожалуй, только Пелевин, продолжавший в угоду новой власти штамповать повести («Омон Ра», «Из жизни насекомых»), клеймившие сгинувшую Империю Зла, то бишь убиенное Отечество. Драка с мертвым львом - занятие малопочтенное и не слишком чистоплотное. Не смешно, а кощунственно продуцировать плоские хохмы про спецшколу слепых комиссаров им.Н.Островского. С наступлением новой эпохи честный человек мог бы придумать что-нибудь позлободневнее.
В те мрачные годы русскоязычную фантастику изредка печатали в виде книг разве что в Питере. Вспоминаются тут мне только Рыбаков с «Гравилетом», которого печатали ещё по инерции после заказных «Письма мёртвого человека», а больше никто! Справедливости ради следует отметить, что даже в те годы регулярно выходили фантастические боевики быстро завоевавших популярность Гуляковского и Головачева.
Этот кошмарный сон казался нескончаемым. Не мудрено, что в сердцах фантастов 4-го поколения разгоралась ностальгическая тоска по Великой Империи, которая выплеснется на книжные прилавки в заключительные годы минувшего столетия и станет мейнстримом «нулевых» и просто хорошим тоном в 10-х…
Кстати, и тут первопроходцами оказались не писатели-фантасты, но авторы попсовых текстов. Если в начале 90-х группа «Комбинация» умоляла американского боя забрать их за океан, то в середине десятилетия Каролина уже недоумевала: «…На кой сдались нам эти Штаты?...»
Между тем последнее десятилетие века приблизилось к пику, типографские станки крутились на запредельных оборотах, и неизбежное наконец случилось: массив хорошей англо-американской фантастики закончился На прилавки пошло вторсырье и халтура с конвейера американского литературного станка, читатели заметили обвал качества, и спрос на импорт начал падать вместе с доходами книгопродавцев и издателей. Только тут коммерсанты прозрели, моментально вспомнив о существовании отечественных авторов.
Характерно, что в последнюю очередь стали печатать соотечественников именно чванливые, больные запущенным либерастией и столичным чванством, презрением и ненавистью ко всей остальной стране, «не вписавшейся в рынок» столичные издатели, а начинали поднимать русскоязычную фантастику столицы регионов. В Красноярске вышло «Иное небо» Лазарчука, в Киеве увидели свет первые книги творческие дуэты Олди и Дяченок, в Алма-Ате, Минске и том же Киеве были напечатаны первые «полномасштабные» книги С. Лукьяненко, а первый авторский сборник А. Громова был выпущен в Нижнем. Да что говорить если русский писатель-автор космооопер А. Ливадный напечатался первый раз – рассказ «Планета голубых дьяволов» - в Пскове, а отнюдь не в близком Питере! Лишь с большим опозданием уже на рубеже 1999-2000-го начали активно подключаться мощные московские фирмы к массовому изданию отечественной фантастики. 
Довольно быстро сложилась обойма элитных писателей, едва ли не каждая книга которых провозглашается Большим Откровением, а также довольно многочисленный отряд авторов средней руки, умеющих в сжатые сроки варганить романы откровенно среднесортного качества.
В этот период взял старт феномен, почти не замеченный пока литературоведами: в русскоязычную фантастику пришло Пятое Поколение. Речь идет о принципиально новой плеяде фантастов, которые не были заморочены воспоминаниями о терроре трусливых редакторов-партократов, но и не прошли через мясорубки писательских семинаров типа ВТО или «Малеевки», где учили авторов исключать из собственных рукописей логические ошибки и откровенные глупости. Они были свободны от идеологической зашоренности и различных психологических барьеров, которые подспудно угнетают творческие порывы писателей Четвертого Поколения. С другой стороны, они изначально приобрели условный рефлекс подстраиваться к переменчивым прихотям издателей; в целом они не родили ни одной свежей идеи, предпочитая перерабатывать наследие предшественников.
Попсовым лейтмотивом новейшей эпохи стал невразумительный муратнасыровский «Мальчик хочет в Тамбов» - более чем вольная калька латиноамериканского хита «Мачо, громче бей в барабан». Пришедшим в фантастику мальчикам и девочкам очень хотелось в благословенные миры, «…куда не ходят самолеты, и не летят туда сегодня поезда...». Путая «тамбор» с Тамбовом, они принялись строчить сериалы, подобно попсовым авторам Запада, перенося на отечественную почву образы и сюжетные ходы, вычитанные из западной фантастики. Первые романы новейшей эпохи были ужасны, зачастую представляя собой вульгарную новеллизацию компьютерных или ролевых игр. Понадобилось какое-то время, чтобы фантасты смогли обрести собственный голос.
Впрочем, не все было так плохо. За последнее время было создано немало действительно значимых произведений. В лучших своих вещах С. Лукьяненко блестяще выразил боль гражданина великой державы, грубо лишенного Родины и в мгновение ока оказавшегося винтиком в разболтанном механизме беспомощной колонизируемой страны «третьего мира». Супруги Дяченко очень мило описывали душевные терзания героев, поставленных перед мучительным сверхъестественным выбором. В. Васильев порой пишет превосходные боевики, содержащие нравственную сверхзадачу, а Олди вполне толково изложили свой взгляд на эволюцию машин и оборотней. 
Действительно новым явлением Пятого поколения русской фантастики стала фантастика реваншистская – Россия будущего, Россия Имперская, Россия небывалого расцвета и мощи, которая избавляется от колонизации западного мира и становится сверхдержавой вступая в схватку с Западом на поле боя и побеждая его. 
Робко выйдя к читателю с романом Олега Дивова «Выбраковка», реваншистская фантастика закрепилась С. Норкой с его «Инквизитором», скандальным Ю. Никитиным с его «Яростью», а затем пошло-поехало… Ф. Березин с его «Красным…» и «Белым» Реваншами и серий про «Катаклизм», Р. Злотников с его «Виват Император», тот же Никитин с «Имаго»-«Иммортист»… да несть им числа заканчивая А. Морозовым с его «Атомными танкистами» - совсем свежий.
К сожалению эта фантастика не могла тянуть на футуристику и за 20 лет развития так и осталась фантастикой «ближнего прицела», а то и просто троллингом по лечению болячек сегодняшнего общества методом «выжечь всё зло с корнем», расстрелами, развешиванием по деревьям и воротам, разными чистками, а то и вообще – атомной бомбой.
lu-chia
Сообщение #22 | Сб, 11.02.2023, 10:00
Группа: wing
Сообщений: 27418
Поговорим теперь о проблемах и недочетах, которых больше, чем достаточно.
Один из самых неприятных негативных факторов для фантастов новейшего времени – это цейтнот, в котором протекает творческий процесс. Чтобы элементарно прокормиться, писатель должен ежегодно выдавать на-гора не меньше двух книг. Англосаксы уже прошли через такое, но чужой опыт не способен уберечь от повторения типичных ошибок. Нетрудно убедиться: как только Нортон, Саймак, Лаумер, Хайнлайн и остальные западные классики перешли на поточное производство бестселлеров, качество их произведений резко упало. В наших широтах подобная беда постигла в первую очередь Кира Булычева, когда он принялся публиковать в «Пионерской правде» стремительно деградирующие однообразные поделки из циклов про знаменитую Алису.
На первых порах отечественным авторам удавалось «держать планку» - ведь почти каждый хранил на антресолях несколько романов, написанных и отшлифованных в конце 80-х - начале 90-х, но своевременно не опубликованных. Потом эти резервы исчерпались, и жизнь заставила штамповать новые книги на конвейере со скоростью от полста печатных листов в год и выше.
Поневоле авторы начали повторяться. Что у Лукьяненко, который уже на что патриарх, раз за разом встречается близкое к оргазму слияние разумов звездолета и астронавта («Лорд», «Холодные игрушки», «Геном»). У патриарха русской космооперы Андрея Ливадного уже осточертело эти переливания Разума по машинам и биологическим существам, а читая следующие романы начинаешь чувствовать себя больным дежа-вю – настолько сюжеты повторяются – тот же «Душа «Одиночки»» не отличить от «Омикрона». Кстати, то же, что у Лукьяненко, единение астрогатора с бортовым компьютером и похожая ситуация с пренебрежительным отношением Сильных Рас к человечеству встречается у В. Васильева в «Смерть или слава» и «Черной эстафете». Словно разные авторы описывают один и тот же мир, будучи не в силах вырваться из заколдованного круга ставших привычными образов.
Другая раздражающая особенность книг последнего времени - искусственное растягивание текстов, получившее название «слоновой болезни». Как ни прискорбно, наш читатель не только развращен потоком примитивных триллеров, но вдобавок успел избаловаться, а в 10-х ещё и обнищаться, безбожно скачивая тексты с Сети, но так как читать с экрана утомительно, а удобно толстой книгой в твердой глянцевой обложке такие и надо издавать. Во всяком случае, так считают издатели, требующие от фантастов сдавать двадцатилистовые романы. В ответ в Сети пошли аудиороманы… - но в целом это состязание «брони и снаряда» в литературе нас не касается, но оно здорово отразилось на писателях. Зачастую писателям приходится откровенно «лить воду», раздувая рукопись до контрактных габаритов. Как следствие, даже лучшие романы едва ли не на треть состоят из совершенно ненужных диалогов, а также наращиваются за счет эпизодов с драками и перестрелками, которые ничего не добавляют к авторскому замыслу и лишь тормозят действие. Качество произведения при этом падает даже быстрее, чем тиражи и валютные курсы в августе 1998-го года...
К прискорбию, фантастика остается безбожно ограниченной по жанровому разнообразию. После крушения СССР не появилось ни одной великолепной утопии. Нет даже серьезных антиутопий. Последнюю мысль придется пояснить, ибо постапокалиптика и разного рода поделки про «мир после ядерного Армаггеддона» ну и прочих катастроф – забил прилавки: хорошая антиутопия должна показать грядущую опасность, проистекающую из тенденций, реально наметившихся в современности. Между тем наши авторы предпочитают придумывать либо совершенно невероятные - а потому весьма глупые, но удобные для критики - общественные системы и гневно клеймят социумы, в которых не могут повзрослеть дети, в которых преследуется любое отличие от среднестатистического стандарта, либо берут современную проблему, но, не зная меры, проводят тренд до вопиющего абсурда за гранью здравого смысла – те же боевики Тармашева: обожрались ГМО - стали уродами, американцы запустили ХААРП – Земля вся замерзла… и тэ дэ – тут не только Тармашев, несть числа таким авторам... С тем же успехом можно осуждать варианты будущего, где у людей отрастают змеиные хвосты, а тоталитарный режим принуждает сограждан питаться отварными младенцами. Откровенная надуманность исходной предпосылки напрочь лишает такие произведения актуальности, превращая в тривиальное чтиво третьего сорта.
Жажда реванша приобрела в нашей фантастике весьма своеобразные формы – а именно форменную лавину фантастических произведений про «попаданцев». Начал Звягинцев – сейчас в этом жанре море авторов и несть им числа. Попадают наши современники во все времена – начиная от динозавров заканчивая Кремлём 1991-го года, помогая замочить забравшегося на танк Ельцина. Качество этой форменной – повторюсь - лавины произведений зачастую ниже среднего, но в последнее время, благодаря коллективному написанию и вычитке на профильных форумах, стали намного грамотнее в историческом плане, и то хорошо.
Далее, практически вымерла научная фантастика - потеря, которая может оказаться невосполнимой. Имплантированная рынком мода на пустые, но высокодоходные боевики и мелодрамы удушила требующую определенного IQ (как от читателя, так и от авторов) литературу о процессе интеллектуального творчества, постижения тайн природы, создания новых знаний. За произведениями такого рода приходится просто гоняться, ища их как натуральные открытия чисто для себя. Из последних авторов можно выделить Роберта Ибатуллина с его великолепнейшим романом «Роза и Червь», а больше ничего на ум не приходит.
Как не странно, засилье «action»-ов не привело к появлению отечественной поросли «космических опер». Это, безусловно, очень малочисленный поджанр фантастики: даже среди опубликованного за бугром можно назвать лишь единицы полноценных произведений, созданных в данном течении. Но чтобы сотня литераторов, обожающих изображать боевые сцены, не сумела написать настоящую космическую войну с масштабными сражениями - это уже знаковое явление, указывающее на моральную и творческую деградацию фантастов, как биологического подвида. Лукьяненко был пионером, но за ним пошли единицы. На сегодня в этом жанре творят буквально «три мушкетёра»: Андрей Ливадный, Алекс Орлов и Александр Зорич… всё. Отсутствие оперных произведений тем более странно, что в период 1980-х на всех писательских тусовках стоял стон: мол, избавили бы нас от цензурных ограничений, вот бы мы написали космических опер...
В чём мы оказались в фантастике так сказать «ноздря в ноздрю» с Западом так это в жанре развития «фантастических Вселенных», когда одно произведение дополняется сериями, спинн-оффами, параллельными сериями в том же сеттинге или второстепенном повороте сюжета базового произведения. Хоть тут западные авторы лишились удовольствия пососать прибыль в большом масштабе с нашего читательского рынка. На Западе бесспорными лидерами «Вселенных» стали «STARTREK», «WARHAMMER- 40 000» и «STAR WARS», у нас - «Сталкер» и «Метро». Не претендуя на какую-то глубокую проработку, они имеют свою читательскую аудиторию, так что тут наши фантасты да – молодцы – не дали сдавать без боя эту нишу. 
Ну, и, конечно, полноценное фэнтэзи у нас появилось, и то хорошо. Именно с романа Н.Перумова «Кольцо Тьмы» началась массовая публикация русских фантастов. В этом поджанре написана едва ли не большая часть издаваемых сегодня фантастических книг. Такой феномен можно лишь приветствовать: чем больше книг будет написано, тем больше вероятность, что в волнах этого потока промелькнут хотя бы несколько хороших произведений.
Вместе с тем на качестве романов очень сильно сказывается влияние переводных прототипов. Многие отечественные авторы, поверхностно понимая суть фэнтэзи, слепо перенимали внешние атрибуты, создавая повторяющиеся винегреты из прекрасных дев, могучих воинов, рукопашных поединков, драконов, вурдалаков и неминуемо побеждаемых темных властителей. При этом оставлялись без внимания те элементы, которые покоряли читателей «Властелина Колец», «Колдовского мира», «Сломанного меча» и других вершин жанра - тонкое знание национальной мифологии, а также близкая читальской массе высокая сверхидея. Драки на мечах с последующим спасением принцессы хороши для детской сказки, но серьезный роман должен увлечь актуальностью, анализом глобальных проблем, попыткой найти ответ на вечные вопросы. За приключениями эльфов и хоббитов угадывались коллизии великой войны против гитлеризма, равно как традиционное противостояние Запада (Гондор, Эльфийские Королевства и Хоббитания) и Востока (Мордор и Ристания). Но какую, скажите, вдохновляющую идею скрывают похождения Волкодава?
На сериале М.Семеновой хотелось бы остановиться, поскольку восторженные рецензенты поспешили окрестить её «пионеркой русского фэнтэзи». Позволю себе не согласиться с подобным поклепом. Семенова написала типично «дамский» роман об идеальном мужике - могучем, верном, «чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил», безропотно мыл полы и колол дрова. Но при чем здесь фэнтэзи, да еще РУССКАЯ? Имена у персонажей (Ниилит, Бравлин, Айр-Донн) - мягко говоря, не славянские, мистические компоненты не имеют никакого отношения к славянской мифологии, сюжет также лишен точек соприкосновения с русской жизнью или историей. Даже самая малоопытная Баба-Яга с удовлетворением бы резюмировала, что русским духом здесь даже не пахнет.
Незнание отечественной мифологии аукнулось массовым воспроизводством малоотличимых друг от друга кирпичей в глянцованных переплетах, построенных на сказаниях нордических стран. Между тем создание оригинальных произведений вполне возможно даже без обращения к неосвоенной зарубежными предшественниками, а потому неведомой русскоязычным литераторам мистике народов экс-СССР. Это доказал, к примеру, все тот же вездесущий Лукьяненко, написавший (порой в соавторстве) «Осенние визиты», «Не время для драконов» и оба «Дозора». При самом минимальном привлечении набора сверхъестественных компонент сугубо наднационального происхождения автор сумел поставить сложные вопросы о взаимодействии личности и общества, об ответственности человека перед собственной расой и цивилизацией, заодно в «Дозорах» заложив начало нового поджанра «городской фэнтези», где сегодня и поныне царствует и творит, удивляя читателей – в основном москвичей – Вадим Панов с его «Тайным городом»…
Тут же выделился вездесуще-скандальный Юрий Никитин с его «Трое из Леса»… раскрыв полностью славянскую мифологию он перетащил «Троих» в современность, написав знакомую городскую фэнтэзи… вроде ничего особенного, но когда Никитин потащил фэнтэзийных «Троих» в технотронное Будущее тут бомбануло у читателей не по-детски так как писатель-скандалист в том же «Зачеловеке» смешал всё - и фэнтэзи и научную фантастику и футуристику и войны будущего (технотронные)… естественно, что такие творческие эксперименты нельзя не приветствовать!
Однако, основная доля русских фэнтэзи строится на однообразном повторении многократно использованных штампов. Потому-то кажутся столь смешными точные приколы А.Свиридова, составившего «Малый типовой набор» для авторов третьесортных фэнтэзи. 
Ну может кто читал там чётко описано:
- Герой (героиня) - молод мускулист красив
- Возлюбленная (возлюбленный) героя (героини) – такой красоты, что Шэрон Стоун выпила йаду (Ван Дамм повесился в сортире)…
- На первом листе произведения - карта мира с морями- землями-окиянами и островами…
- Злодей – аццкий сотона…
- Все куда-то зачем-то идут…
- ну и прочее.
Увы, автор «Набора» попал в самую точку. Непонимание законов фэнтэзи, комичное преувеличение роли второстепенных признаков этого течения очень отчетливо проявились в других литературоведческих работах последнего времени.
Что касается формирования образа будущего, то к сожалению, фэнтэзи тут стоит на последнем месте – не заточена она на это. В НФ фантастическая компонента получает материалистическое (квазинаучное) обоснование, тогда как в фэнтэзи - сверхъестественное. Фэнтэзи не может даже формировать образ хотя бы ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО, если отбросить технотронную компоненту. Среди персонажей Толкиена мы встречаем множество сверхъестественных тварей и всего лишь двух людей, причем Боромира автор поспешил грохнуть в первом томе, тогда как Арагорн - не вполне человек, поскольку имеет эльфийские корни. Что же делается у отечественных фэнтезийщиков? Логинов пишет о многоруких богах, Дяченки - о скрутах, Олди - о бесах, Больших Тварях, оборотнях, Голодных Глазах из бездны, одушевленных машинах, а у Лукьяненко со товарищи действуют сверхъестественные двойники, Иные. Единственным стопроцентным человеком в этой компании остается незабвенный киммериец Конан. А вот в научной фантастике все до единого главные герои - люди. Чтобы удостовериться, достаточно хотя бы изредка читать что-нибудь кроме историй о колдунах, драконах и вампирах.
Фэнтэзи в принципе не может поставить вопрос о проблеме БУДУЩЕГО, так как там даже самые сложные проблемы решаются экстремально решительно и примитивно-прямолинейным образом: положительные герои просто убивают любого, кого сочли своим врагом. Легко убедиться, что на страницах романов-фэнтэзи количество убийств на порядки превышает число тех же развлечений, встречающихся в НФ. И дело тут даже не в том, что научные фантасты менее кровожадны - даже один и тот же писатель, создавая НФ и фэнтэзи, относится к цене человеческой (Чужие не в счет!) жизни, согласно законам каждого поджанра. Рекомендую читателям, взяв на вооружение калькулятор, подсчитать трупы у того же Лукьяненко в «Геноме» и «Не время для драконов». Выводы делайте сами.
Еще один принципиальный момент: герои НФ всегда побеждают благодаря собственным силе, интеллекту, отваге, решая определённую ПРОБЛЕМУ, которая как раз и должна быть разрешена, допустим, в реальности на пути к РЕАЛЬНОМУ БУДУЩЕМУ – вот она настоящая работа – Архитектора! А персонажи фэнтэзи мало на что способны без союза с мудрым волшебником (Гэндальф при отряде Хранителей), божества (Кром при Конане) или найденного в последний миг супероружия («Темный мир» Г.Каттнера). Другой хитрый прием, придуманный ремесленниками от фэнтэзи: существует, дескать, заложенное в ткань Мироздания стремление к равновесию сил Добра и Зла, а потому Зло в принципе не способно добиться победы. Хороша активная жизненная позиция - надеяться на помощь высших сил или на доброго дедушку с волшебной палочкой!
Заканчивая разговор о современном литературоведении, нельзя не отметить его тусовочный характер: среди второстепенных действующих лиц многих книг можно без труда опознать намеки на вполне реальных персонажей писательского окружения.
И последнее - по порядку, но не по важности - замечание. В отличие от предыдущего десятилетия, сегодняшние фантасты худо-бедно научились писать финальные сцены, хотя по-настоящему УДАРНЫХ концовок как не было, так и нет. Другое плохо - утеряно умение создавать связные сюжеты. Романы превращаются в свалку эпизодов, не объединенных общим смыслом, не говоря уже о логической последовательности. Немалую долю глав можно вовсе выкинуть или заменить другими, и при этом мало что изменится. 
Искусство всегда развивается в едином потоке, тем более сей закон справедлив в отношении массового псевдоискусства. И здесь дешевая фантастика слепо следует в кильватере попсы. В последние годы на эстраде стремительно распространяется новая тенденция, успевшая получить меткое прозвище: «субкультура маза-фака». Все больше появляется песен, прославляющих наркоманию, половые извращения, разрушение моральных ценностей, с радио и сцены несётся уже площадный мат и это вроде как нормально. Попсовая фантастика неизбежно должна была сползти в ту же выгребную яму.
Фантастика без новых - а то и старых! - фантастических идей, построенная на эпизодах ролевухи или бродилки, без сквозного сюжета, без энергичного финала, без четкого понимания законов жанра - такая фантастика производит ужасающее впечатление. Сегодняшняя публика окончательно утонула в канализационных потоках дешевой мистики и не желает верить науке. Тысячи лет борьбы интеллекта против мракобесия отправлены волкодлаку под хвост.
При таком раскладе писателям-фантастам, которые, как и все винтики в машине рынка, и критически зависят от спроса на свое творчество, остается лишь повторять за попсой: «…Ты скажи, ты скажи, чё те надо, чё те надо - может, дам, может, дам, чё ты хошь…». 

Сегодня в нашей фантастике есть проблемы. Это плохо, но не трагично - проблемы бывают всегда и у всех. Ситуация отнюдь не безнадежна и безусловно может быть выправлена. 
- Издательства выпускают много барахла? 
Так и должно быть. Во все времена и во всех странах на каждое удачное произведение приходится десяток посредственных и сотня очень плохих - таков закон природы.
- Поглупевший читатель развращен потоком дешевых боевиков и не способен воспринимать серьезную литературу? 
С этим надо бороться, создавая хорошие книги и тем самым подтягивая повыше примитивные вкусы читателей и издателей. Иного выхода нет, это тоже закон природы.
Поэтому не стоит закатывать истерик, вопя благоглупости о кризисе. Пора уяснить, что природа фантастической компоненты - просто инструмент и ничего больше, а потому имеет значение лишь способность фантаста грамотно и эффективно воспользоваться имеющимися в наличии инструментами. Может быть, читательской массе это невдомек, но каждый, кто профессионально пишет фантастику, наверняка понимает: практически любую серьезную идею – в том числе и даже сокровенный ОБРАЗ БУДУЩЕГО - можно художественно раскрыть на ЛЮБОМ сюжете и в ЛЮБОМ поджанре, будь то НФ, фэнтэзи, боевик, космическая опера, альтернативная история.
А вот о чем не следует забывать - более того, о чем надлежит вспомнить как можно скорее - так это о мессианском предназначении жанра. Фантастика была и останется могучим орудием пророчества и разведки будущего, виртуальной машиной времени, созданной специально, чтобы оповещать человечество о грядущих переменах.
В наши дни - вот уж и времечко нам досталось! - планета Земля уже подошла к ТОЧКЕ ПЕРЕХОДА, нового качественного СКАЧКА в ИТ, биологии, энергетики, транспорте, освоении космоса, роботизированных производств 3D-принтирования, целой линейки новых материалов и нанотехнологий
Все страны СНГ барахтаются по уши в дерьме, впридачу к существующим назревают всевозможные новые конфликты, заключаются экзотические альянсы, а тем временем рычаги всемирного диктата, монополизированные единственной сверхдержавой, начинают выпадать из её слабеющих трясущихся рук. Как будут развиваться дальнейшие события, возродится ли великая Империя Добра на руинах северо-восточной Евразии? Или же превратятся оные руины в населенную лишь киллерами и проститутками свалку радиоактивных испражнений? Или же нас ждет какая-либо иная перспектива?
Кроме того, близятся к полному исчерпанию природные ресурсы планеты Земля, на глазах вырождается институт традиционной семьи, гонка вооружений готова вырваться в космос и виртуальное пространство, обостряется разрыв в уровне жизни между горсткой транснациональных элит, давно уже наплевавших на свои страны и остальной частью человечества, обреченной на участь безропотного поставщика дешевого сырья и не менее дешевой рабсилы. 
При некотором интеллектуальном напряжении можно сформулировать немалое количество подобных проблем, образующих почти не тронутое поле фантастических сюжетов. Конечно, Запад тут, как всегда оказался первым – были у него, уже ставшие классикой «Джонни-мнемоник», «Гаттака», «Матрица» и даже прогремевший «Аватар» - но все ИХ произведения о будущем - это и darkfuture (чёрное будущее), даже «Аватар» относится именно к нему – чего стоит обращение Джейка Салли к Эйве – «…Посмотри в мой разум, посмотри в разум Грейс, если она с тобой – и ты увидишь наш мир. Там нет жизни… Они убили свою мать…» Зашибись какое светлое будущее!
Сегодня мы обязаны анализировать замаячившие впереди глобальные тревоги, во-первых, со своих собственных позиций, а, во-вторых, с учетом самых последних событий в области науки и политики.
На мой взгляд, совершенно не важно, будут ли посвященные этим темам книги научно-фантастическими, мистическими или альтернативно-историческими. Главное, чтобы они были написаны талантливо, умно и честно. 

все
Ракурсы » Время » Фантастика » Фантастика при смерти?
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: