Русский космизм
|
|
| Сообщение #41 | Вт, 01.08.2017, 19:44 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27451
| И ведь есть сайт - http://www.nffedorov.ru/mbnff/nff/nffkart.html
|
|
| Сообщение #42 | Ср, 02.08.2017, 15:48 | | |
|
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
| «Весна была весною даже в городе», говорит Толстой. «Солнце грело, трава оживала... березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие листья...; галки, воробьи по-весеннему, радостно готовили уже гнезда... Веселы были и растения, и птицы, и насекомые и дети» (sic!) «Но люди, — большие, взрослые люди... считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта «красота» мира Божия, данная для блага всех существ, — «красота», располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что «они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом».
|
|
| Сообщение #43 | Чт, 03.08.2017, 08:19 | | |
|
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
| Пристальный интерес к личности и идеям Федорова у многих значительных деятелей русской и советской культуры в прошлом и в наше время вызван тем, что автор «Философии общего дела» воспринимается как своеобразный мыслитель, наследие которого наряду с идеалистическими положениями, религиозно-христианскими мотивами содержит ряд плодотворных научно-философских идей, таких, как «регуляция природы», мысли о земно-космической взаимосвязи явлений, управляемой эволюции и др., которые перекликаются с рядом идей, получивших научное развитие в трудах К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского.
К. Э. Циолковский был лично знаком с Федоровым. На протяжении трех лет, с 1873 по 1876 год, Федоров руководил самообразованием будущего «отца русской космонавтики». В своих воспоминаниях, написанных незадолго до смерти, среди немногих знаменательных событий своей жизни Циолковский отмечает встречу с Федоровым: «В Чертковской библиотеке я однажды познакомился с одним из служащих. Он давал мне запрещенные книги. Потом оказалось, что это известный аскет Федоров, друг Толстого, изумительный философ и скромник. Федоров раздавал все свое крохотное жалованье беднякам. Теперь я понимаю, что и меня он хотел сделать своим пенсионером»[5]. Сам Циолковский ничего не говорит о влиянии на него идей Федорова. И хотя позднее он с интересом знакомится с двумя томами «Философии общего дела», на его философских работах влияние этого произведения Федорова не сказалось. Можно утверждать лишь одно: в «Философии общего дела» в противоречивой системе взглядов были предвосхищены некоторые собственно научно-технические проекты Циолковского (выход человечества в космос, регуляция природных стихий, освоение околосолнечного пространства) http://readli.net/chitat-online/?pg=1&b=263569
Сообщение отредактировал: Пиркс - Чт, 03.08.2017, 08:21
|
|
| Сообщение #44 | Чт, 03.08.2017, 16:40 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27451
| Цитата Пиркс ( ) Можно утверждать лишь одно: в «Философии общего дела» в противоречивой системе взглядов были предвосхищены некоторые собственно научно-технические проекты Циолковского (выход человечества в космос, регуляция природных стихий, освоение околосолнечного пространства) любопытно совпадение такое - Цитата Николай Федорович Федоров, незаконнорожденный сын князя П. И. Гагарина, понимаю, что Юрий был не князь, но все равно любопытно раскидываются знаки.
В своих статьях о Толстом Ленин показал, что противоречия во взглядах великого русского писателя «не случайность, а выражение тех противоречивых условий, в которые поставлена была русская жизнь последней трети XIX века», и прежде всего выражение противоречий экономического уклада и психологии патриархального крестьянина. Ленинский анализ философских взглядов Толстого может быть в известной степени применен и к федоровскому учению, в котором некоторые плодотворные философские идеи уживаются с общинно-утопическими проектами и религиозностью. Слабость и противоречивость идей Федорова во многом были обусловлены ограниченностью идеологии крестьянства, от имени которого он выступает; учение Федорова отражает консервативность, иллюзии и утопические чаяния этого класса пореформенной России. Они проявились, в частности, в его отношении к общественным институтам. Здесь и идеал «всесословной» общины, братского всеединства человечества — и защита утопического, идеализированного самодержавия; утверждение равенства всех, решительное неприятие националистических предрассудков, любой национальной исключительности — и идеализация патриархального быта России.
Федоров — идеалист в понимании общественных явлений: его социологические построения страдают умозрительностью, утопическим характером, отсутствием адекватного представления об основных законах исторического развития, его произведения перегружены религиозной символикой. Вместе с тем в федоровской мысли ценны требование трудовой активности человека, выдвижение роли практики, призыв к сознательному овладению природными процессами. Он решительно отвергал агностицизм как в явных, так и в скрытых его формах; более того, мысль Федорова отличает гносеологический оптимизм, вера в творчески-преобразовательную деятельность человечества (он пишет о превращении в будущем гносеологии в «гносеоургию»). Необходимо также подчеркнуть, что активно эволюционные взгляды и естественнонаучные представления Федорова, выразившиеся в проекте «регуляции природы» и овладения космосом, содержат стихийно-материалистическое начало.
крутится голове что-то по этому поводу, поймаю - выскажусь
|
|
| Сообщение #45 | Чт, 03.08.2017, 16:55 | | |
|
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
| Тоже вчера читал Ленина и его критику меньшевистско-эсеровского блока после гражданской войны http://leninism.su/works....44.html
|
|
| Сообщение #46 | Чт, 03.08.2017, 17:33 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27451
| Удивил.. А почему именно это?
|
|
| Сообщение #47 | Чт, 03.08.2017, 17:42 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27451
| Федоров
Наконец, он не только горячо откликается на крупнейшие литературно-художественные и общественно-исторические события своего времени, но и сам стремится в них участвовать. Даже его выходы в свет с учением «общего дела» всегда имели какой-либо актуальный повод (предстоявший «конгресс мира», сближение с Францией, вопрос международного книжного обмена, вопрос о голоде и т. д.). Его статья «Разоружение», напечатанная в «Новом времени» 14 октября 1898 г., в которой он выступил с проектом превращения армии в «естествоиспытательную силу», имела известный резонанс в русской печати и заинтересовала некоторых английских общественных деятелей. В газете «Асхабад» в 1899–1902 гг. была напечатана целая серия статей, излагавших федоровские идеи (авторами их были сам Федоров и Петерсон). Эти статьи стали настоящей духовной «злобой дня»; вокруг них развернулась довольно ожесточенная полемика. Однако к концу жизни Федоров окончательно убеждается в ошибочности такого фрагментарного изложения своего учения в связи с частными, конкретными поводами, что неизбежно приводило к непониманию и искажению его идей.
Но дело тут было не только в «тактической» ошибке. Идеи Федорова о регуляции природы, освоении космических пространств, борьбе со смертью соединялись с консервативно-патриархальными чертами его общественной утопии, с переосмысленными христианско-евангельскими образами, особым архаизмом стиля. Это ставило федоровское учение в трудное положение, когда оно, с одной стороны, по словам самого Федорова, прекрасно осознававшего это положение, казалось «диатрибою из времен невежества», а с другой — выражением «крайностей» материализма, «неслыханной дерзостью» знания. Недаром единственная попытка Федорова опубликовать свою работу «В защиту знания и дела» потерпела неудачу: ее запретила цензура.
в настоящее время на сайте выложен только 4й том , остальное в процессе обработки http://www.nffedorov.ru/mbnff/biblio/nffbibl/ivall.html там статьи-заметки о Толстом, Соловьеве, Достоевском, Ницше, о разоружении 6 много всего в общем
|
|
| Сообщение #48 | Чт, 03.08.2017, 18:54 | | |
|
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
| Цитата lu-chia ( ) А почему именно это? А почему бы не это? Да нет, просто на самом деле смотрю где были сделаны перекосы, почему мы например Ленина не можем назвать русским космистом.
Сообщение отредактировал: Пиркс - Чт, 03.08.2017, 19:00
|
|
| Сообщение #49 | Пт, 04.08.2017, 16:23 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27451
| Вот оно что). Ленин был практик.. Космизм проявился в том, что дал Вернадскому работать, и даже практически освободил от ареста по обвинению в шпионаже, необразованных дураков всегда хватало же..
Ой, вот же да, еще Вернадский.. Ноосфера.. Живое вещество ..
За рубежом Вернадский работает над книгой «Научная мысль как планетное явление», которая была опубликована только в 1977 году. Дальше еще посмотрим.
|
|
| Сообщение #50 | Сб, 12.08.2017, 22:17 | | |
|
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
| o Федорове
|
|
| Сообщение #51 | Пн, 14.08.2017, 09:06 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27451
| Спасибо, посмотрела.
в библиотеке находится портрет этот
и Три философа
|
|
| Сообщение #52 | Пн, 14.08.2017, 12:11 | | |
|
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
| Я сегодня у Марианны видела набросок отца Алексея, поразило - точная иллюстрация к идее русского космизма. Попробовала выпросить)))) обещали, если будет большая работа - то эскиз будет мой.
|
|
| Сообщение #53 | Чт, 17.08.2017, 13:33 | | |
|
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
| По-моему в духе Федорова, хотя боюсь дать правильную оценку
Или почитать http://gilliotinus.livejournal.com/101710.html
Сообщение отредактировал: Пиркс - Чт, 17.08.2017, 13:36
|
|
| Сообщение #54 | Пт, 18.08.2017, 19:48 | | |
|
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
| Идея бессмертия как практическая установка в идеях космистов:
|
|
| Сообщение #55 | Пт, 18.08.2017, 20:39 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27451
| Пиркс, поразительно - это я про учебник для офицеров. Это , чтоб были готовы не только к походу на Северный полюс, но и на тайные тропинки далеких планет.
Интересное направление в ролике названо - не думала о русском комизме, как проектной философии.
Сетницкий Николай Александрович О конечном идеале и параллельно выскочило http://www.odinblago.ru/path/36/8 - Бердяев о работе Сетницкого, пусть будет
"Овладение временем" Валериан Муравьев
http://nffedorov.ru/wiki/Семенова_Светлана_Григорьевна
|
|
| Сообщение #56 | Пт, 18.08.2017, 22:48 | | |
|
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
| Муравьев у меня не открывается.
|
|
| Сообщение #57 | Пт, 18.08.2017, 23:03 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27451
| Там скан страниц.
Может, здесь откроется - http://az.lib.ru/m/murawxew_w_n/text_1924_ovladenie_vremenem.shtml
|
|
| Сообщение #58 | Пт, 18.08.2017, 23:26 | | |
|
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
| Цитата lu-chia ( ) Может, здесь откроется - Да, есть. Спасибо.
|
|
| Сообщение #59 | Пт, 18.08.2017, 23:42 | | |
|
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
| Маленькая справка пока:
Родился в семье прокурора Москвы, Н. В. Муравьёва. Закончил Александровский лицей, с золотой медалью в 1905 году. Прослушал курс в École des Sciences Politiques в Париже. В 1907 году поступил на дипломатическую службу. Работал в дипломатических миссиях Российской империи в странах Западной Европы. Исполнял должность секретаря 2-й Гаагской мирной конференции. Позже работал в центральном аппарате МИД, в годы Первой мировой войны занимал должность вице-директора дипломатической канцелярии в Ставке Верховного Главнокомандующего.
После Февральской революции продолжил работу в государственных учреждениях, став начальником политического кабинета министра иностранных дел. После Октябрьской революции сотрудничал с контрреволюционным движением. В феврале 1920 года был арестован, в августе приговорён Верховным трибуналом ВЦИК к смертной казни, заменённой тюремным заключением, но вскоре амнистирован.
По рекомендации Л. Д. Троцкого принят на работу в дипломатическое ведомство РСФСР, недолгое время заведовал подразделением Народного комиссариата иностранных дел. Вынужден был перейти на работу в концессионный отдел Главного лесного комитета, работал научным консультантом Центрального управления лесной промышленности, библиотекарем ВСНХ. С 1924 года работал в Центральном институте труда в качестве учёного секретаря; в 1929 году в ходе очередной «чистки» вынужден был покинуть его, работал дворником.
26 октября 1929 года был арестован и 10 ноября того же года приговорён Особым совещанием за антисоветскую агитацию к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года.
Точные дата и место смерти неизвестны: предполагают, что он умер спустя несколько месяцев после вынесения приговора от тифа, и это произошло в 1930 году в Нарыме[3], по другим данным Муравьев скончался в 1932 году
Сообщение отредактировал: Пиркс - Пт, 18.08.2017, 23:47
|
|
| Сообщение #60 | Сб, 19.08.2017, 00:14 | | |
|
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
| Интересно, о чем здесь речь:
В области физики, механики и математики было создано трудами целого ряда мыслителей и завершено работами Эйнштейна столь нашумевшее в последнее время учение об относительности времени. Здесь намечается переворот в точных науках, в основе которого лежит признание четырехмерного пространства Минковского с временем в качестве четвертой координаты. В дальнейших трудах Эйнштейна учение это выработало стройную, хотя и трудно представимую концепцию множественных времён, связанных каждое с известной системой и потому различных и относительных.
|
|