Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Время » Многомерности. Синергетика. Футурология » Божественная София
Божественная София
lu-chia
Сообщение #1 | Вс, 20.11.2016, 17:11
Группа: wing
Сообщений: 27113
http://demiart.ru/forum/journal.php?user=48332&comm=417918

Все, кто хоть чуть-чуть соприкасался с историей искусства, знают, что самый древний и знаменитый храм византийского Константинополя был храм Святой Софии, самые главные древние храмы Киева и Новгорода – Софийские соборы.
А почему, собственно, главные православные храмы были посвящены Софии, а не Христу, например, или Богоматери?
Многие, конечно, знают, что 30 сентября христиане празднуют «Веру, Надежду, Любовь и мать их Софью». В основе этого праздника лежит легенда, возникшая при императоре Адриане, о христианской мученице Софье, жившей во 2 веке в Риме и имевшей трех дочерей с такими именами. Это, конечно, мило и символично, но недостаточно круто для именования самых главных церквей православного мира. И они, действительно, не в честь этой святой древнеримской женщины. Да и сама легенда создана, чтобы донести до малограмотных масс хоть что-то из христианского богословия, также как настенные росписи и иконы, пояснявшие неграмотным русским крестьянам сюжеты из Священного Писания. И кстати об иконах. Существует определенная иконография, по которой пишутся иконы «София Премудрость Божия». Самым древним, пришедшим к нам еще из Византии, считается вариант, где в центре на троне сидит женщина красного цвета, в царской одежде, в короне и с крыльями. Над ней помещается полуфигура Иисуса Христа, над ним – престол-жертвенник с книгой или крестом на нем, по бокам женщины стоят: справа Богоматерь с медальоном посреди фигуры, а в нем Младенец, слева Иоанн Креститель. Могут быть и еще детали, но это основное. Мне стало интересно: а кто, собственно, эта женщина? Я полезла в интернет и нырнула в пучины христианского богословия.

Вынырнув и отдышавшись, я осмотрела свой улов.
Христианские богословы были люди, хоть и верующие, но любознательные и с потребностью в логике. И у них тоже возникали простые вопросы. Вот Иисус Христос родился во плоти в Назарете, у девы Марии. Однако он Бог, значит, до этого момента он тоже был, но в каком виде? Он – одно из лиц Предвечной Троицы, которая, при всей своей непостижимости, вполне может считаться советом. Советуются они там, втроем. Поэтому богословы решили именовать Христа до его воплощения Великим Ангелом Совета. Ангелов много, поэтому он «Великий», а «ангел» - потому что еще бестелесный. Практический вывод – рисовать этот образ в царской одежде и с крыльями.

Вопрос следующий: Иисус Христос – Сын Божий. После того, как он родился у Богоматери, это очевидно. А до того? Может ли он быть сыном, не имея матери? Самое очевидное решение – считать Святого Духа женским полом и матерью Сына, нашло много противников среди христианских богословов. Во-первых, это примитивно и, я бы даже сказала, не возвышенно. Во-вторых, эта идея была популярна среди гностиков. Но кто такие гностики? Сектанты безответственные. А Церкви необходимо о простом народе заботиться. Народ подобную идею может воспринять чересчур буквально, и это будет нехорошо и неприлично. Поэтому была разработана гораздо более хитрая и простым людям уж совсем непонятная концепция Премудрости Божией – Софии.

Сказано в Писании: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Этим Словом Бог всё и сотворил, когда начал процесс творения. Слово – это по-гречески Логос, и когда он воплотился, он оказался Иисусом Христом. Но до начала процесса творения Слово, которое было у Бога, пребывало в латентной форме, ибо еще не звучало. Эта латентная форма Слова являлась Премудростью, которая по-гречески именуется Софией, и по очень древней традиции считается женской сущностью, причем сущностью деятельной. В православном богословии также подчеркивается, что эта сущность, хоть и женская, но девственная.
Еще в 4 веке Афанасий Александрийский выразил это так: «Как воспевает Давид: «всё Премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 24)… и эта Премудрость есть Слово; и это Слово есть Христос» (Против ариан слово 1. § 19).
Таким образом, Великий Ангел Совета – это второе лицо Предвечной Троицы, объединяющее в себе Софию, Логоса и Христа. Однако, почему оно еще и Сын? А потому что Премудрость-София создала себе дом («Премудрость созда себе дом» - 9-я притча Соломонова).
Домом оказалась Мария, жена плотника Иосифа. И в этот дом Бог-Отец ниспослал Духа Святого, в результате чего из дома, созданного Премудростью Божией, вышел на свет Иисус Христос, который есть воплощенное Слово, которое есть воплощенная Премудрость-София. Этим своеобразным ходом устанавливается, что второе (многосоставное) лицо Троицы может быть Сыном, имея принцип матери внутри себя.
В то же время Богородица является олицетворением христианской Церкви, которую также понимают как «дом», который создала себе Премудрость Божия и в который вселилось Слово Божие, после чего воспринявшее это Слово скопище народа и стало Церковью.
Таким образом, София заключает в себе всю божественную Троицу, плюс Богоматерь, плюс Христианскую Церковь. Это достаточно круто, чтобы посвятить ей самые главные храмы.
И поэтому самый древний иконописный образ представляет Софию-Премудрость как Великого Ангела Совета (на троне, в царском одеянии и с крыльями), но отчетливо женского обличья.
Не буду останавливаться на прочих иконографических подробностях, но логику присутствия на иконе престола-жертвенника (Престола Приуготованного – Этимасии), а также Иоанна Крестителя я более-менее поняла. Но меня интересовало и еще одно обстоятельство: почему на большинстве икон София-Премудрость сплошь красного цвета?
Конкретного ответа я у христианских богословов не нашла, пара попавшихся объяснений были настолько притянуты за уши, что меня абсолютно не удовлетворили. Однако я немножко знакома с Ваджраяной – «третьей колесницей» буддизма, и там есть объяснение этого обстоятельства. Не вдаваясь в подробности, сообщу, что по Ваджраяне из центральной точки мироздания – непостижимого ади-Будды – эманируют четыре его ипостаси, именуемые дхьяни-буддами. Каждый из них имеет свою женскую составляющую, именуемую Мудрость и являющуюся в этой паре деятельной силой. Эти дхьяни-будды разного цвета: белого, желтого, красного и зеленого. И именно тот, который красного цвета (Амитабха), эманирует из себя следующую ступень иерархии – дхьяни-бодхисаттву Авалокитешвару, который уже персонально создает наш явленный мир.
Конечно, можно возразить: где возникло христианство и где, прости Господи, была эта буддийская Ваджраяна? Какие тут могут быть пересечения? Однако имеется немало сторонников теории, что Иисус Христос не описанную Евангелиями и весьма значительную часть своей земной жизни провел где-то в Индии, и кое-что из тех краев вполне могло проникнуть в христианскую теологию.
lu-chia
Сообщение #2 | Пн, 21.11.2016, 18:55
Группа: wing
Сообщений: 27113
В русской религиозной философии XIX—XX веков учение о Софии развивали В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский. Вл. Соловьёв определил «Софию Божества» как единую субстанцию божественной Троицы, её всеединство (фр. tout dans l’unite), абсолютное единство, образующее мудрость, и — в противоположность Богу, как безусловно единому, — множественность, содержащую единого (осиленную им и сведённую к нему). То есть целый, живой организм, вечный как Бог.[1] София Божества порождает бесчисленное множество возможностей и вновь поглощает их[2]. Её действия начинаются в момент создания «мировой души»
Ракурсы » Время » Многомерности. Синергетика. Футурология » Божественная София
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: