Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Игры разума » Психология » Фриц Риман
Фриц Риман
lu-chia
Сообщение #1 | Вс, 29.04.2018, 17:58
Группа: wing
Сообщений: 27113


(1902-1979)
немецкий психолог, психоаналитик, психотерапевт, астролог и писатель
1934 году поехал в Лейпциг и стал учеником астролога Герберта Фрайхера фон Клокера.

После войны Фриц Риман организовал вместе со своими друзьями Учебный институт психотерапии.

В 1961 году опубликовал первое издание своего шедевра «Основные формы страха».

В 1979 году у Фрица Римана был обнаружен рак, который привёл к смерти.

lu-chia
Сообщение #2 | Вс, 29.04.2018, 18:06
Группа: wing
Сообщений: 27113
Основные формы страха по РимануnikolgrigJune 5th, 2011«Преодоление страха – это победа, которая делает нас сильнее,  
уклонение от борьбы – это поражение, ослабляющее и уязвляющее нас». 
Фриц Риман

Каждый человек чего-либо боится. Существуют глубинные страхи, которые оказывают влияние на наше поведение и мироощущение. Немецкий психолог, психоаналитик, психотерапевт, астролог и писатель Фриц Риман в своей книге «Основные формы страха» создал уникальную типологию личностей.  

Риман выделил четыре типа страха, с которыми сталкивается каждый человек в своей жизни:

1. Страх потери собственной идентичности, т.е. потери собственного «Я». Мы живем в обществе, где нам приходится подстраиваться под других людей. Изо дня в день нам навязывают определенные модели мышления и поведения. Поэтому многие люди боятся утратить собственную индивидуальность, раствориться в обществе себе подобных. 

2. Страх одиночества, неприятия нас обществом. Мы чувствуем себя беззащитными и изолированными. Мы хотим сохранять свою индивидуальность, но при этом стремимся к налаживанию отношений с окружающими людьми. 

3. Страх конечности нашего существования. Только человек осознает, что он смертен, в отличие от других живых существ. Это осознание вызывает у нас страх. Обычно эта боязнь трансформируется в боязнь всяческих изменений. 

4. Страх перед неизменностью. Мы понимаем, что мы несвободны и ограничены. Мир устанавливает рамки в виде правил, норм поведения, которые не дают нам возможности проявлять свою жизненную активность и спонтанность. 

Если человек гармонично развит, то он преодолевает эти страхи. Однако когда какой-то из страхов не преодолен, возникают следующие личностные типы:

1. Шизоидный тип. Этот человек испытывает страх перед самоотдачей. Он стремится к самостоятельности и самодостаточности. Ему не нужна ничья помощь, он не хочет никому быть обязанным. Такой человек держит с людьми дистанцию, не давая никому пересекать созданной им границы. У него возникают проблемы с проявлением чувств, однако он обладает развитым интеллектом. 

Этот тип личности формируется в первые месяцы жизни ребенка, когда ему нужна забота и эмоциональный контакт с матерью. Недостаток этого приводит к страху перед окружающим миром и развитию недоверия к миру. Шизоидный тип иногда носит легкий характер – т.е. небольшие проблемы в общении, но может быть и тяжелым случаем с психологическими расстройствами – аутсайдерство, асоциальность или криминальность. 

2. Депрессивная личность. Такой человек испытывает страх перед одиночеством и изоляцией. Здесь важную роль для него играет желание любить и быть любимым, стремление к доверительным отношениям. Он очень зависим от мнения окружающих. Сближаясь с кем-то, депрессивная личность постоянно чувствует страх утраты. Он отдает себя всего другому, забывая о своей индивидуальности, отказываясь от собственных желаний, потребностей и мнений. 

Этот тип личности формируется из-за длительного периода чрезмерной зависимости от матери. После периода абсолютной заботы и эмоционального контакта ребенок должен учиться автономности и самостоятельности. Нельзя матери потакать всем желаниям ребенка, ограждать от внешнего мира, иначе он становится пассивным и безвольным. В самом легком варианте депрессивная личность – это склонный к созерцательности и стыдливости интроверт. В тяжелом случае – безнадежность, депрессия, самоубийство, полная апатия, праздность или склонность к употреблению наркотических средств.

3. Личность с навязчивостями. Такой человек испытывает страх перед изменчивостью и ненадежностью. Это консерватор, который стремится себя во всем обезопасить. Он всегда все заранее планирует и старается все предусмотреть. Такой человек боится перемен, боится любви, которая не поддается логике и неуправляема. Поэтому в брак он вступает по расчету. Этот человек стремится к власти, чтобы все контролировать. 

Эта личность формируется в возрасте от двух до четырех лет, когда ребенок сталкивается с системой правил и запретов. Чрезмерный контроль вызывает расстройства у ребенка. В легком случае – это аккуратный и пунктуальный, деловой человек с огромным чувством долга, в сложном – скептический, педантичный подхалим или «фанатик здоровья».

4. Истерическая личность. Этот человек испытывает страх перед необходимостью и ограничением свободы. Он боится всяких ограничений, традиций и порядка. Истерическая личность избегает ответственности, склонна идти на поводу у своих чувств, высокого мнения о себе. Такой человек обожает праздники и стремится всегда быть в центре внимания, отличается импульсивностью. 

Этот тип личности формируется в возрасте от четырех до шести лет, когда ребенок овладевает новыми поведенческими моделями. Если окружение ребенка нестабильное, отсутствуют четкие правила, если с ребенком обращаются как с малышом, он не имеет хороших примеров для подражания – развиваются истерические наклонности. В легком варианте – жизнерадостно-импульсивный, эгоистичный и напористый человек, в тяжелом – мужененавистницы и донжуаны.  

Полноценная личность способна решить проблему страхов. Однако большинство людей склоняются к тому или иному типу, так и не избавившись от своей боязни. Поэтому необходимо преодолевать эти страхи, чтобы не доводить дело до крайности. Типология Римана применяется эффективно до сих пор многими психологами. 
http://shkolazhizni.ru/archive....s
lu-chia
Сообщение #3 | Вс, 29.04.2018, 18:07
Группа: wing
Сообщений: 27113
Основные формы страха

Страх является неизбежной принадлежностью нашей жизни. Постоянно изменяясь, он сопровождает нас от рождения до смерти. История человечества от прошлого до настоящего состоит из попыток преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх. Магия, религия и наука прилагают усилия для этого. Посвящения себя Богу и любви, исследование законов природы, аскетический образ жизни и философское познание едва ли устраняют страх, но помогают его переносить и, может быть, делают более плодотворным наше развитие. Надежда на возможность прожить без страха остается иллюзией; он содержится в нашем существовании и является отражением нашей зависимости и нашего знания о неизбежности смерти. Мы можем только пытаться противопоставить развитию страха наше мужество, доверие, знания, силу, надежду, покорность, веру и любовь. Это может помочь нам ужиться со страхом и объяснить его, но он постоянно побеждает вновь. К методам, которые направлены на освобождение от страха, мы относимся скептически; они несправедливы по отношению к бытию и возбуждают несбыточные ожидания. Хотя страх неотступно пронизывает нашу жизнь, это не обязательно означает, что мы продолжительное время осознаем его. Он может возникать в сознании лишь на мгновение, концентрируясь на внутренних или внешних переживаниях. Мы имеем склонность с помощью различной развивающейся техники смягчать, преодолевать, успокаивать, обманывать и отрицать страх. Однако, как смерть не прекращает свое существование, несмотря на то, что мы о ней не думаем, так не исчезает и страх. Страх существует независимо от культуры и уровня развития народа или его отдельных представителей; единственное, что изменяется, – это объекты страха, ибо, как только мы полагаем, что победили или преодолели страх, появляется другой вид страха, а также другие средства и мероприятия, направленные на его преодоление. Мы в настоящее время не боимся больше грома и молнии, солнечных и лунных затмений и относимся к ним как к интересным явлениям природы, но не можем избавиться от переживаний страха, так как исчезновение некоторых предрассудков не исключает возможности гибели мира. В связи с этим мы сегодня испытываем страх перед угрозой новых болезней, перед возможным несчастным случаем на транспорте, страх старости или одиночества. Методы борьбы со страхом до сих пор почти не изменились. Только вместо принесения жертв и магических заклинаний сегодня модно прикрывать страх с помощью фармакологических средств, но он по-прежнему остается с нами. Новой серьезной возможностью переработки страха является современная психотерапия в ее различных формах: она, в первую очередь, вскрывает индивидуальную историю развития страха, исследует его взаимосвязь с индивидуально-семейными и социально-культурными условиями и организует «очную ставку» индивидуума с источниками его страха в целях его плодотворной переработки и преодоления. Очевидным является закономерность жизни, переживаемая от ее колыбели до наших дней, – преодолевая определенные страхи благодаря успехам науки и техники, мы обмениваем их на новые страхи. В сущности, страх является неизбежным спутником жизни, иного не дано. Один новый вид страха относится к нашей теперешней жизни: мы знаем, что страх увеличивается тогда, когда наш образ жизни и деятельности изменяется вопреки нашему желанию. Мы испытываем страх перед тем, что можем лишиться собственных сил, мы думаем об опасностях, которые могут нанести нам злоупотребление атомными силами или нарушение природного равновесия. Наше существование носит двойственный характер и кажется нам бумерангом, направленным на нас самих. Наша воля к могуществу, любви и смирению ошибочна, так как воля к могуществу и обладанию направлена против природы и жизни и вызывает у нас страх, который при манипулировании им вызывает душевную опустошенность. Если раньше человек испытывал страх перед силами природы, будучи беззащитным перед нею, угрожающими демонами и могущественным Богом, то теперь мы боимся самих себя. Представляется иллюзией, что прогресс и, в равной степени регресс, имеют влияние на наши страхи. Иногда это может быть и так, но следствием (прогресса или регресса) являются новые страхи. Переживание страха содержится в самом нашем существовании. Общепринятым является то, что каждый человек имеет свои личностные видоизменения страха: страх тем меньше выражен, чем более абстрактными являются для данной личности смерть, любовь или другие представления. Каждый человек имеет собственную индивидуальную форму страха, которая так же относится к образу жизни человека, как присущая только ему форма любви и его собственная, индивидуальная неизбежность смерти. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека, он имеет место при всех общественных устройствах. Наш личный страх связан с нашими индивидуальными условиями жизни, нашей предрасположенностью и нашим окружением, он имеет свою историю развития и начинается, практически, с момента начала нашего развития (т. е. рождается вместе с нами). Если рассматривать страх «без страха», то создается впечатление, что он имеет двойственный аспект: с одной стороны, страх активизирует нас, а с другой – парализует. Страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности, в равной степени он содержит предложение, т. е. импульс к преодолению этой опасности. Предположения об источнике страха и его осознание свидетельствуют об определенной ступени развития, о достижении зрелости. Уклонение от формулирования и объяснения страха приводит к его стагнации; это тормозит наше дальнейшее развитие и оставляет нас на том уровне детства, когда границы страха непреодолимы. Страх всегда возникает в тех случаях, когда мы оказываемся в неразрешимой или еще неразрешенной ситуации. Каждое развитие, каждый шаг к зрелости связаны со страхом, если они приводят нас к чему-то новому, до этого неизвестному и неизведанному во внутренней или внешней ситуации, не пережитому нами. Все новое, неизвестное, впервые случившееся или пережитое, наряду с привлекательностью нового, влечением к авантюрам и риску, также сопровождается страхом. Так как наша жизнь всегда приводит к новому, недостижимому и неизведанному, ее всегда сопровождает страх. Он появляется раньше всего в сознании как важный пункт нашего развития и по мере взросления утрачивает привычные пути и направления для разрешения или преобразования новых задач. Развитие, взросление и созревание со всей очевидностью сопровождаются деятельностью по преодолению страха, и каждый возраст с соответствующими ступенями зрелости сопровождается страхом, который возникает вновь и усиливается после преодоления каждой ступени. Представляются совершенно нормальными страхи, связанные с возрастными изменениями, которые здоровый человек переносит и перерастает и которые важны для его успешного развития. Вспомним свои первые самостоятельные шаги в детстве. Мы испытываем страх, возникающий тогда, когда материнские руки впервые оставляют нас, и страх одиночества перед необходимостью преодоления свободного пространства. Вспоминая о наиболее значительных событиях нашей жизни, мы говорим о страхе, который овладевает ребенком в начале школьного периода его жизни, когда ребенок меняет привычные в семье отношения на новое общество и утверждает себя в этом обществе. Мы вспоминаем наше отрочество и юность с первым знакомством с противоположным полом, эротическим томлением и тягой к сексуальным встречам, первые шаги профессиональной жизни, создание своей собственной семьи, материнство, наконец, родителей и встречу со смертью – и всегда находим страх, который овладевает нами перед первым приобретением нового опыта. Все эти виды страха являются органичными составляющими нашей жизни, так как связаны с соматическим, душевным и социальным развитием, с овладением новыми функциями при вступлении в общество или содружество. Страх всегда сопровождает каждый новый шаг по пересечению границ привычного, требующий от нас решимости перейти от изведанного к новому и неизвестному. Наряду с этими страхами имеется изобилие индивидуальных страхов, нетипичных для указанных выше пограничных ситуаций. Эти страхи не могут быть поняты другими, потому что они непознаваемы для нас самих. Для одних пусковым механизмом страха является одиночество, для других – скопление людей, у третьих приступы страха возникают, когда они переходят через мост или пустое пространство, четвертью не могут находиться в замкнутом пространстве; некоторые испытывают страх при виде безвредных безобидных животных – жуков, пауков или мышей.

https://libking.ru/books....ha.html еще ссылка, простите тут шрифт крупнее, а там разбивка на главы), на любой вкус
caterleccleo71
Сообщение #4 | Ср, 02.05.2018, 20:58
Группа: дебютант
Сообщений: 28
Весьма и весьма интересно.
lu-chia
Сообщение #5 | Чт, 03.05.2018, 18:15
Группа: wing
Сообщений: 27113
да, интересно.

Влияние основных форм страха по Ф.Риману на диагностику ТИМа

Краткие тезисы:

Нулевая точка отсчета – это состояние полного равновесия, когда «я принимаю себя и весь мир таким, какой он есть». В душе мир и гармония, в голове ясность, в глазах любовь, в речах мудрость, движения наполнены силой и смыслом. Это естественное состояние сознания считается идеальным, его трудно достичь, но к нему можно стремиться.

Шизоидная форма страха
В одиночестве будь сам себе толпой.
Т. Альбин
Обнявшись, веку не просидеть.
Пословица

Депрессивная форма страха Без тебя, мой друг, постеля холодна, одеялочко заиндевело.
ПословицаМы в ответе за тех, кого приручили.
Антуан де Сент-Экзюпери

Истерическая форма страха Дозволь спросить, смазливая мамзель: доколе будешь строить мне ты глазки!
Асов АрсенВесь мир — театр, и люди в нем — актеры…
Уильям Шекспир

Навязчивая форма страха Чем более неистовы страсти, тем более необходимы законы, чтобы их сдерживать.
Жан-Жак РуссоЗаткнитесь, а то наведём порядок. Нас – больше.
И. Геворгя

Степень выраженности форм страха 

Выраженность проявлений форм страхов в течение жизни может ослабевать либо, наоборот, усиливаться – в зависимости от условий жизни, психологического состояния и здоровья человека. Но сама форма – тип личности – остается неизменной. Прорабатывая свои формы страхов с помощью психолога или самостоятельно, человек может улучшать качество жизни и общения, повышать успешность и стрессоустойчивость.В зависимости от степени выраженности формы страха меняется поведение и психологическое состояние: от нормы до патологии. Деление на норму и патологию принято связывать со степенью социальной адаптации человека. При этом к норме относят людей с хорошей адаптацией и людей с акцентуациями характера. К патологии же относят людей с пограничными состояниями и с психическими заболеваниями.В случае нормальной адаптации, когда человек вписывается в общество, не нарушая своим поведением жизни других людей, форма страха может выглядеть как свойство характера, «изюминка», выгодно отличающая личность в социуме, человек нормально социализирован, и форма страха дает ему определенное преимущество.
  • Шизоид при этом будет восприниматься как талантливый и углубленный в свои мысли, идеи, им восхищаются.
  • Депрессивный – как добрый, заботливый душевный человек, ему доверяют.
  • Истероид – как веселый, открытый, общительный, яркий, привлекательный и обаятельный, к нему тянутся люди.
  • Навязчивый – как серьезный, ответственный, осторожный, внимательный к подробностям, его уважают.


При усилении выраженности это перейдет в область акцентуации характера, которая ведет к сложностям в общении и, по определению Леонгарда, превращается в «крючок», которым человек «цепляется» за все, даже незначительные препятствия. При этом он задевает окружающих, «цепляет» и «царапает». На таких людей смотрят косо, говорят о них, как о людях с тяжелым характером, их поведение мешает им нормально осваиваться в человеческом обществе. И тогда уже
  • шизоидом восхищаются, но любить его, холодного, очень сложно;
  • депрессивному доверяют, но вынуждены терпеть его бесконечные переживания;
  • к истероиду тянутся, но приходится доделывать за него брошенные дела;
  • навязчивого уважают, но мирятся с его неуступчивым характером.


Вот как это выглядит в описании Ф. Римана.

Шизоидные личности. Выдающееся интеллектуальное развитие при эмоциональной недостаточности. Склонен к подозрениям, недоверию, его впечатления об окружающих - проекция его воображения. Для самозащиты соблюдает дистанцию, переживая приближение как угрозу. Высокая самооценка и самоудовлетворенность.
Депрессивные личности. Думает об окружающих лучше, чем они есть. Поведение отличается детскостью и наивностью. Альтруист, не решается на собственные желания и потребности, боясь осуждения. Воспринимает все как требование к себе. Не может сказать «нет». Занимает промежуточную позицию между собой и другими.
Истерические личности. Живет без четких планов и целей, в жажде новых раздражителей. Нуждается в чувстве свободы, уклоняется от обязанностей, пренебрегает последствиями. Ненадежность, непоследовательность. Играет разные роли в зависимости от момента. Хвастовство, стремление к расточительству. Оттесняет других, чтобы быть на первом плане.
Личности с навязчивостями. Сдержан в чувствах, затягивает решения. Серьезен, старается держать все под контролем, придерживается правил, традиций. Догматизм, консерватизм, принципиальность, предубежденность, фанатизм. Установка на длительный период жизни, неосознанный мотив вечности, даже бессмертия. Склонность к коллекционированию.

Если человек хочет, он может существенно улучшить свою жизнь и характер. В не очень запущенных случаях он может делать это сам или при доброжелательной поддержке близких, но лучше в случае акцентуации характера обратиться за помощью к психологу. Однако психолог с психологическим образованием может заниматься только частью проблем такого рода, в сложных случаях акцентуаций работает психотерапевт, не просто психолог, а человек с медицинским образованием.В самых сложных случаях формы страхов проявляются как варианты расстройства психики, патология, с такими пациентами работает врач-психиатр.Следует отметить, что мы берем для рассмотрения именно зону нормы, потому что нас интересуют здоровые люди и их диагностика. Соционика и психология не занимаются областью патологии, наша сфера – это нормальная адаптация, здоровые люди с той или иной степенью выраженности основных форм страхов, но мы должны осознавать, где та граница, которую нельзя переступать, работая с клиентом. Для этого нам необходимо иметь некоторое представление о патологических проявлениях, куда мы просто не имеем права лезть, чтобы не навредить клиенту и себе.
Ракурсы » Игры разума » Психология » Фриц Риман
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: