Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Игры разума » Психология » Оздоравливающее (саногенное )мышление
Оздоравливающее (саногенное )мышление
lu-chia
Сообщение #1 | Пн, 19.10.2015, 06:50
Группа: wing
Сообщений: 27109
Очевидно, термин "саногенное" взять от слова "санация" — лечебно-профилактические меры по оздоровлению организма.
Теория разработана Юрием Михайловичем Орловым
"Орлов Ю.М создатель теории и практики саногенного (оздоравливающего) мышления, профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, где в течение 20 лет заведовал кафедрой педагогики и медицинской психологии, доктор психологических наук («Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности»), кандидат философских наук («Диалектика абсолютной и относительной истины»), профессор педагогики, психологии и философии, действительный член международной академии информатизации (МАИ), член президиума Московского Отделения общества психологов, президент Отделения психологии МАИ."

"... Если признать, что поведение человека управляется душой, то любые изъяны души немедленно проявляются в поведении. Ведь любое поведение можно рассматривать как саногенное, патогенное или нейтральное в зависимости от его влияния на здоровье субъекта поведения. То, что в традиционном понимании выступает как здоровый или вредный образ жизни, получает более точное выражение с помощью поведенческого подхода, который вносит в термин фактор порождения. Если рассматривать мышление как умственное поведение, функцией которого является управление поведением и жизнью человека в определенных обстоятельствах, то благополучие и неблагополучие, здоровье и болезнь могут в значительной степени зависеть от сознательной и бессознательной работы души. Это мышление может называться саногенным если оно порождает здоровье и благополучие, и — патогенным — в противоположном случае.

Безвредное обычное мышление становится патогенным с изменением обстоятельств, к которым человек не может приспособиться или по незнанию или вследствие наличия предрассудков и стереотипных шаблонов мышления. Например, мышление, основанное на принципе справедливости, запускает программу: "Поступай по справедливости. Хорошего поощряй, плохого наказывай». Это мышление полезно применительно к чужому человеку. Но всё обстоит иначе, когда дело касается близких. Здесь возникает неразрешимый конфликт, суть которого может быть кратко описана так: "Если ты плохая, то я должен по справедливости наказать тебя, то есть сделать тебе плохо. Но ты близка мне и я тебя люблю". Реализация справедливости становится источником сильного эмоционального стресса, так как я должен наказывать любимого человека, причинять ему боль. Если же я отказываюсь применять эту идею к близкому человеку, то проблема не решается, так как я сам буду переживать внутренний конфликт: я должен быть справедливым, но я не выполняю свой долг. Как в этом случае быть? Ответ даёт саногенное мышление.

Саногенное мышление состоит в правильном употреблении уже имеющихся мыслей. Когда Гераклита спросили, что такое мудрость, то он ответил загадочно: «Многознание не научает мудрости». Это можно понять так, что мудрость состоит в правильном употреблении мыслей. Я привёл здесь пример неправильного применения идеи справедливости. Получается тупик. В одном случае от идеи справедливости будет хорошо, а в другом — плохо. Если совсем нет этой идеи, то, наверное, будет ещё хуже.

На принципе «жена должна быть верна мужу» держится семья, но на этом же принципе основана ревность, которая иногда доводит человека до крайности. Безличный принцип программирует человека. Отелло ревновал Дездемону. Он не мог остановиться до тех пор, пока не выполнил полностью программу ревности и не задушил её. Вот вам пример патогенного и автоматического мышления, когда страсть не даёт возможности обдумать ситуацию правильно.

Видимо, он действовал, как биоробот, а Яго только стимулировал и поддерживал в нём эту установку. "И что", — спросит критически настроенный читатель, — "значит, по вашему, ревновать не следует совсем?".

Всё плохо, что не в меру. Ведь, по существу, ревность это сложная эмоция, которая способствует моногамии и осуществляет безличный социальный контроль за половым поведением женатого человека. Это хорошо. Но, плохо, когда эта программа защиты семьи начинает работать автоматически и слепо. Ревность работает через мысль, а когда человек мыслит патогенно, автоматически, то это порождает зло и боль.

Ещё пример. Когда ваш любимый человек ведёт себя в соответствии с вашими ожиданиями, то вы получаете огромное удовольствие. Однако в случае, когда его поведение отклоняется от ваших ожиданий, вы страдаете от обиды. ..."

"... Вопрос: Если обиженный упрётся и не захочет корректировать свои ожидания?

Ответ: Вольному воля. Тогда он должен смириться с тем, что за своё упрямство каждый раз платит болью от обиды. Обжегшись однажды на свечке и осознав свойство огня, даже маленький ребёнок не будет ради любопытства вторично ощупывать пальцами ласкающий глаз огонёк свечи. Он этого не делает просто потому, что осознал отчего ему больно.

Патогенное мышление делает нас похожими на того дебила, который второй... десятый раз суёт палец в огонь, злится и плачет от боли. Есть люди, которые десятилетиями обижаются на одно и то же и ничто их не может спасти от хронического эмоционального стресса. «Как только я остаюсь одна и отвлекаюсь от дел, — рассказывает мне одна пациентка, — я не нахожу себе места от мыслей. С кем бы, Вы думаете, он изменил мне? С моей лучшей подругой!». Эта обида периодически делает её больной и гневной в течении десяти лет.

Вопрос: Вы хотите сказать, что тот бессознательный дебил, который сидит в ней, побуждаемый свободными ассоциациями постоянно при удобном случае, суёт свой палец в огонь? По З. Фрейду, наша бессознательная часть души примитивна и лишена чувства реальности.

Ответ: Это главное заблуждение З. Фрейда, хотя он и утверждал, что, если человек осознает свой комплекс, то постепенно наступит исцеление. Но ведь он не предложил никакой концепции, никакой теории. Его метафоры не описывают умственные операции. Бессознательное — совершеннейший информационный автомат. Отработанное многими тысячелетиями эволюции человека, оно обеспечивает выживание. Однако, этот инструмент без помощи сознания часто употребляется не к месту. СГМ-терапия как раз и должна сделать для женщины, о которой я рассказал, её боль от обиды сознательной. Сохранять ожидания о целомудрии своего супруга для неё так же болезненно, как для дебила совать палец в огонь и обжигаться в течении десяти лет подряд. Ей нужно было либо принять своего мужа таким, каков он есть и скорректировать свои ожидания, либо расстаться с ним. Но она этого не может. Мысли об этом рассогласовании ожиданий и реальности стимулируют её гнев и агрессию. Но воспитание делает её сдержанной. Её респектабельность, привычка к сдерживанию агрессии делают её гнев бессознательным. Но ведь организм не различает сознательный это гнев или бессознательный. Он делает одно: раз возник гнев — предстоит бой и нужно делать всё, что для этого необходимо. Здесь и повышение артериального давления (АД), свертываемости крови, активирование имунной системы и т.д. Вот всё это уже осуществилось, а драки то нет! Ничего удивительного в том, что эта женщина страдает гипертонической болезнью. Её ситуация отличается от ситуации упомянутого мной дебила в том, что огонь свечи видим, а её ожидания невидимы и скрыты во тьме бессознательного. Подлинная причина её гнева и обиды — это рассогласование ожидаемого и реального поведения близкого человека, скрыта во тьме бессознательного. СГМ-терапия должна сделать эту боль видимой для умозрения и вылечить больную.

Саногенное мышление ведёт не только к осознанию бессознательных ожиданий, но и оказывает помощь в корректировке этих ожиданий. То есть это уже терапия, а не только психоанализ. ..."

"... Любая идея представляет собою некоторую программу поведения, которой человек научается и в результате она действует автоматически. Та же идея может воплощаться в жизнь сознательно. В зависимости от осознания могут быть и плюсы и минусы. Я уже приводил пример со справедливостью, которая может быть источником стресса и одновременно фактором консолидации общества.

А становление идей или социальных стереотипов происходит по законам научения в процессе социализации личности. Известен фундаментальный закон психологии: если поведение, и умственное в том числе, сочетается с положительным подкреплением, то есть сопровождается удовольствием, то происходит научение этому поведению. Сильнейшим подкреплением, как вам известно, является удовольствие облегчения, избавления от беспокойства и страдания.

Мысли, возбуждаемые плохой энергией, дают временное облегчение от страдания, переключая энергию переживаний на эмоциональную экспрессию. Это временное облегчение положительно подкрепляет акты патогенного мышления, вырабатывая склонность совершать умственные действия, порождающие эмоцию. Повторяясь, они закрепляются и становятся умственной привычкой. Как я обучаюсь обижаться? Очень просто. Если поведение любимого человека совпадает с моими ожиданиями, то возникает привычка строить эти ожидания и получать удовольствие. Однако наступает момент, когда эти ожидания не подкрепляются. Получается боль, но человек не знает её происхождения. Поэтому если ему объяснить, что его ожидания не реалистичны, то он сможет их осознать и скорректировать в сторону большей реальности. Но если он их не осознаёт, то не может их и изменить, вследствие чего десятилетиями обижается на одно и то же и истощает своё здоровье. ..."

http://radarsgm.ru
lu-chia
Сообщение #2 | Пн, 19.10.2015, 09:42
Группа: wing
Сообщений: 27109
Вопрос: Какова функция эмоций?

Ю.М. Функция эмоции состоит в достижении более полного согласия с окружающей средой. Эмоции призваны обеспечить социальное выживание человека. Однако эмоции, став длительными, навязчивыми, становятся источником конфликтов и болезней. Обиженный человек оказывается во власти обиды, все видит и оценивает через обиду. Он глупеет, становится злым. Когда функция эмоции становится чрезмерной, она перестает выполнять свое назначение и становится дисфункцией.

Мысли, возникающие под влиянием эмоции, не дают информации, как это считают. Они способствуют только реализации программы эмоции. Они ослепляют нас, отрывают от действительности и превращают в автоматы. Эмоциональный человек теряет свою связь с реальностью. Это похоже на временное помешательство.

О чём говорят классические духовные учения? Они учат, что человек может оказаться в царстве небесном, то есть быть благополучным, в том случае, если он прекратит все свои эмоции, свои потребности и остановит движение мысли. И если и вправду прекратит и остановит, то погрузится в Нирвану или сон. Эта философия похожа на рецепт от головной боли с помощью обезглавливания. Всё! У тебя нет потребностей, и ты перестаешь их удовлетворять, по сути, ты перестаешь жить! Ты не испытываешь эмоции, ты не рискуешь! Твоё сознание совершенно спокойно и может начисто исчезнуть. И тогда центром вселенной станет место в сумасшедшем доме в отделении шизофреников с диагнозом «эмоциональная тупость».

Вопрос: Сколько времени нужно затратить на обучение обычному человеку, если у него, например, комплект неполноценности.

Ю.М. Столько, сколько нужно, чтобы изучить это. Во-первых, нужно узнать от чего у него комплекс, чего именно он стыдится.

Вопрос: Адлер считал, что комплекс неполноценности базируется на переживании – «я чем-то хуже, чем другие». Вы с ним не согласны?

Ю.М.
Если человек страдает комплексом неполноценности ему не нужно проходить тренинги, где он самоутверждается. Если неуверенного в себе человека обучить нахальному поведению, то получится неуверенный в себе нахальный человек. Еще хуже получится. Сердцевиной комплекса неполноценности является не переживание того, что кто-то лучше меня, а стыд, эмоция стыда. Еще один предрассудок есть у психоаналитиков. Они считают, что человек с комплексом неполноценности, страдает от низкой самооценки, поэтому её надо повышать. На самом деле, как низкая самооценка, так и высокая самооценка, являются отклонениями. Человеку надо принять себя таким, каков он есть.

Вопрос: Сколько сеансов нужно пройти, чтобы избавиться от комплекса неполноценности?

Ю.М.
Один. Такие вещи как обида проходятся за одну беседу?

Вопрос: А что делать с тем, что хранится в подсознании? Например, обиделся в два года. Ведь человек даже вербализировать это не может?

Ю.М.
Чтобы что-то переживать нужно, чтобы это было в сознании, а если это где-то там находится, то оно и не переживается.

Пример. Я пришёл в гости к человеку и бутылку водки ему не купил. Он на меня обиделся. Пришел я в гости к другому, и тоже бутылку водки не купил. А он на меня не обиделся. Чем они отличаются друг от друга? Тем, что первый ожидал от меня, что я куплю бутылку водки, а второй не ожидал этого. Первый сидит в обиде. Обида от чего происходит? Существует ожидание, которое автоматически запускает обиду, когда поведение другого человека не соответствует ему. Если человек осознает, от чего у него обида происходит, то он может включать это или не включать.

Другой пример. Вы дали мне конфетку. Хорошо! Вкусно! Еще раз дали. Замечательно! А в следующий раз не дали. Я на Вас обижаюсь. Почему? Вы же имеете право выбирать – давать мне конфетку или не давать. Почему я тогда на Вас обижаюсь? А потому, что я автоматически построил систему ожидания, которая не соответствует реальности. Когда человеку без автоматического мышления дают конфетку, он наслаждается божественной радостью. Он осознаёт, что могут давать или могут не давать. Если мысль патогенна, он так не может. Человек с автоматической системой ожидания «берет кинжал» или «идет душить». Эмоция обиды часто превращается в эмоцию гнева или злости.

Дети не обижаются долго. Почему? Потому что они ещё не находятся во власти автоматизмов. Пример. Мама забыла и не дала ребенку игрушку. Он плачет. Затем, мама вспомнила и дала ее ребенку. Он сразу успокаивается. Он радуется.
Взрослый так не может. Он обиделся, делает каменное лицо. Всем своим видом демонстрирует, какой он обиженный. Если обида и вызываемый ею стресс продолжаются долго, то возникают болезни.

Вопрос: Карма?

Ю.М.
Да. Но здесь нет никакой мистики, нет никаких аффермаций. Не надо внушать себе перед зеркалом, что «я – хороший». Можно, конечно, внушать себе, что угодно, но если ты обижаешься, то и будешь обижаться.

Вопрос: «Наука разума» тоже претендует на то, что она воздействует на поведение и здоровье через мысли. Вы не согласны с тем, что с ее помощью можно достичь каких-то результатов?

Ю.М.
Эта система основана на самовнушении и медитации. Это простая система, но её действие очень ограничено.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, а на чём Вы основывались? Есть у Вас какие-то учителя или, может быть, в основе лежит какая-то система, которую Вы переработали или доработали?

Ю.М.
Я думаю, что человечество билось над этим в течение трех тысяч лет. Еще античные философы задавались вопросом: «Как достичь покоя и равновесия?». И так до настоящего времени. Десять лет назад умер Геннадий Андреевич Шичко. Он алкоголиков лечил. Он пытался обучить их правильному мышлению. Заставлял своих алкоголиков вести дневник, когда срываются, когда дерутся, какие мысли при этом им в голову приходят. Все это способствовало усилению контроля. Однако настоящего контроля при этом не достигалось. Можно вести дневник, но проблема состоит в том, как это делать и о чём при этом думать, какими вопросами задаваться.

Я разработал свою систему, когда стал исследовать умственные операции. Мне пришло в голову, что человеческое мышление божественно и вся вселенная мыслит также. Я не стал обращаться к писаниям, как это сейчас модно. Там много глупости. Читали пророков?

Например, Тора. Пророки там уж свирепые какие-то. А мудрость их там с лупой разглядывать надо. Труд тяжкий, а главное неблагодарный. Очень глупости всякой много. А когда я начал изучение информационных систем, то обнаружил, что языки программирования – это и есть божественные языки. Когда программисты работали, перед ними, по сути, стояла задача – обучить машину думать. Они не были философами. Они не были логиками. Программисты начали работать и решать свою задачу и, по неволе, должны были заняться изучением того, как думает Вселенная. Они разработали систему и сами не поняли, что они сделали. Когда я занялся всем этим, то понял, что люди так и мыслят. Сейчас спорят о том – может ли машина мыслить. Почему может? Она мыслит!

Вопрос: Вы считаете, что искусственный интеллект уже создан? Интеллект человека отличается чем-то от интеллекта машины?

Ю.М.
Отличается тем, что все живое находится в постоянном движении. Программы человека постоянно корректируются. В них постоянно вносятся какие-то изменения. Та или иная программа человека включается или отключает окружающей его обстановкой. Но принцип действия мышления машины и человека тот же. Совершается ряд операций:

1. Присвоение имени.

2. Присвоение значения.

3. Отожествление и различение.

Вдумайтесь в это… Так и люди…

Рассмотрим подробнее, как это происходит у человека, и какие ошибки здесь возможны:

Первым актом ума, с которого начинается мышление, является присвоение бытия чему-либо. Нечто есть. Это совпадает с присвоением ему имени. Имена даются для различения объектов не только для себя, но и для других. И здесь возможны ошибки. Признав, что-то существующим на этом месте в данное время, я ошибусь, если его там нет. Это ошибка присвоения бытия. Я могу ошибаться, считая существующим одно, а на поверку оказывается, что на этом месте в данное время существует что-то другое, или вообще ничего не существует. Данное мной имя может не соответствовать с именем данным другими.

Далее происходит присвоение признака. Здесь также есть возможность ошибки. Например, я определяю яблоко как пищевой объект, но надкусив обнаруживаю, что оно из воска. Этому яблоку я присвоил пищевое значение и ошибся. Последствием ошибочного присвоения значения могут быть переживания. Если я голоден или сломал себе зуб, то эта ошибка может вызвать всплеск эмоций. Если не голоден и зубы целы, эта ошибка не вызовет какого-то переживания. Если присваемому признаку я придаю значение, которого оно не имеет в жизни, то оказываюсь дезориентированным.

Дважды пять сколько? Это меня трогает? Нет. А если пятерым людям я должен по 2000 долларов, а денег у меня нет? Долларам я присваиваю значение и от этого значение переживаю.

Я присваиваю любимому человеку поведение, и ожидаю, что так он и поведет себя, но он ведет себя иначе. Из этой ошибки возникает обида. И чем большее значение я придаю своим ожиданиям, тем сильнее обида.

Вернемся к случаю с водкой. Поскольку я водке присваиваю значение, то переживаю, если ее нет. С водкой у меня могут быть связаны и определенные переживания и какой-нибудь тип поведения – сидишь пьешь, беседуешь – «уважаешь не уважаешь».

Когда ожидание и происходящее в действительности не согласуются, это разрывает душу. Не кто-то разрывает, а мы сами разрываем её тем, что приписываем чему-то ложное значение. Ошибки могут касаться многих объектов, например, системы ценностей. Люди, которые придают большое значение приобретению богатства в ущерб другим сторонам жизни, не получают в итоге ожидаемого удовлетворения.

Саногенное мышление позволяет безошибочно анализировать ошибки присваивания. Саногенное мышление – это, прежде всего, защита от химер, которыми может быть наполнен наш ум, оно свободно от ошибок присваивания. Саногенное мышление позволяет анализировать всевозможные значения объекта. Объективное понимание значений обеспечивает человеку правильное определение ситуации и выбор соответствующего ей поведения.

Пример. Приходит ко мне клиентка и говорит:

– Я не могу простить мужа. Десять лет уже вместе живем, а тут…
Я её спрашиваю:
– А что случилось?
– Я уехала. Потом вернулась, а он с моей подружкой в постели.
– Что ты устроила?
– Орала, буянила
– Ну и что он?
– Стал просить прощения.
– Как у Вас с мужем обстоят дела в интимной сфере?
– Ну…
– Как это долго длится? – спрашиваю я.
– Уже лет десять, – отвечает она.
– Как это происходит?
– Вот, мы сидим. Он раз, руку на меня положит. Ну, мне не удобно как-то становится. Я начинаю ему говорить, что он мало зарабатывает, дети голые, на него нельзя положиться, ему доверять нельзя.
– Все время так.
– Почти.
Я её спрашиваю:
– А что он сказал тогда, когда ты его с подружкой застала?
– Он сказал, что ничего с ней не делал, только собирался.
– И что ты думаешь?
– Что наврал.
– А может правду сказал.

Далее я выяснил, что у неё очень жесткие ожидания, относительно того, как ее муж должен себя вести. Когда он за ней ухаживал, то сказал: «Я ни на кого смотреть не буду, только на тебя, буду тебе идеальным мужем». Дальше спрашиваю

– И ты этому идиотизму поверила?
– Наверно поверила.
– Это глупость твоя!
Она мне заявляет:
– Он у меня идеальный!
– Это вторая глупость твоя! Ты всегда считала, что он идеальный?
– Считала. У других мужья пьют, гуляют, а у меня нет.
– Ты совершаешь постоянные ошибки, и твоя душа наказывает тебя за это.
– Это что карма что ли?
– Да никакая не карма. Твой муж самый обыкновенный мужчина. Дает обещанья – нарушает. Нет присмотра, тащит твою подружку в постель.
Она чуть не взорвалась. Говорит мне:
– Я сама психолог. Пришла к Вам. Прошу облегчить мне, помочь как то, а Вы…
Я ей говорю:
– Иди, иди, иди…
И я знаю, что делаю. Я специально так говорю, к фикциям её обращаюсь, чтобы они ушли. И что Вы думаете? Пришла она ко мне и рассказывает:
– Ушла я от Вас, пришла домой и сразу как то отпустило. Думаю – так он такой же…
– Так, ты же говорила, что он идеальный?
– Увы!
Я её сразу отпустил.

Вопрос: Вы не обучаете? Вы только даёте толчок для сознания?

Ю.М.
Конечно. Зачем я буду кого-то обучать? Я разработал систему необычайно эффективного заочного обучения саногенному мышлению, основываясь на синтезе теории и практике. Люди платят мне деньги и получают пособия, где это все есть.

Вопрос: Вы ведёте приём?

Ю.М.
Редко. Мои ученики ведут. Некоторые этим способом наркоманов и алкоголиков лечат. Как человек становится наркоманом? Ему страшно обидно, больно, плохо. Как он пытается от этого избавиться? Химическую блокаду применяет. После того как он уже несколько раз употребил ее, она уже автоматически действует, защищая его от переживаний. Все обычные негативные эмоции не переживаются, а переходят на бесчувственный уровень. Вместо них вся энергия идет на наркотик. Допустим, человек пролечился обычным медицинским способом, но процесс влечения так остановить невозможно.

Представьте себе ситуацию. Вот, человек лечится от алкоголизма… Выходит как святой, преисполненный самыми благими намерениями. Говорит: «Больше не прикоснусь к этой гадости. Близко не подойду». А когда у него снова позывы появляются? Пришел домой, посмотрел, а «там ты сидишь и меня не любишь». Это же обидно. И эта обида сразу же превращается во влечение. Он начинает снова употреблять наркотики. А если обучить такого человека саногенному мышлению, он научится осознавать свои обиды, страхи, свой гнев и таким образом влечение у него пропадет и он выздоровеет.

Сейчас очень многие люди зарабатывают деньги на лечении наркоманов. Но, далеко не все методы являются эффективными.

Вопрос: Можете Вы назвать кого-нибудь из своих учеников?

Ю.М
. Самый колоритный – Иванов.

Вопрос: А Маршак? Он тоже алкоголиков лечит.

Ю.М
. Маршак? Ну, нет. Он лечит самым варварским способом. В основном, как сейчас алкоголиков лечат? Вшивают им ампулу. Если выпьешь – шок. И что получается? Враждебность к миру, навязчивость и так далее. Это можно назвать лечением? Скорее напоминает укрощение строптивого. А задача лечения состоит в том, чтобы освободить человека.
lu-chia
Сообщение #3 | Пн, 19.10.2015, 09:42
Группа: wing
Сообщений: 27109
Вопрос: Вы сказали, что обида может превращаться в гнев. Но если обида – это собственная ошибка в присвоение значения или свойства, тогда обида может превращаться в самые разные эмоции, в страх, например? Известно, что многие люди бездействуют, потому, что боятся совершить какую-то ошибку, боятся неудачи.

Ю.М.
Это связано с ожиданиями, построенными в отношении самого себя. «Я всегда должен быть удачлив». В этом случае если человека постигает неудача в каком-то его предприятии, он переживает, и его переживание может превратиться в страх перед другими его действиями. Он может начать бояться рисковать. Но доля риска есть в любом предприятии. Здесь возможна цепочка: переживание – страх – избегание. Гнев может возникать по разному поводу и для каждой типовой ситуации существует своя программа реализации гнева. Может быть цепочка: страдание – гнев – агрессия. Если Вы сдерживаете внешние проявления гнева, считая их неприличными, то все равно у вас появляются гневные мысли, которые вызывают гневную агрессию. Можно составить даже список как все эти программы реализуются у вас или у другого человека. И если вы сможете хотя бы один раз проследить как эта программа у вас или у кого-то реализуется, то в дальнейшем эта последовательность будет автоматически прослеживаться вашим умом и обеспечит точное понимание самого себя или другого.

А обида, стыд или вина действительно легко превращаются в гнев, и часто реализуются в виде критики, ругательств, замечаний, упреков, которые автоматически включаются от рассогласования наших представлений о другом человеке с тем, что он делает. Все это готовые программы, которые были выработаны в рамках нашей культуры. Таким образом, наша культура использует нас для экспансии. Но не следует забывать, что мы не только продукт культуры, но каждый из нас, сам того не подозревая, является инструментом культуры.

Вопрос: А как Вы относитесь к Грамши?

Ю.М.
К итальянскому политологу?

Вопрос: Да, к Антонио Грамши – философу, политологу, антропологу. У него много работ, конечно всяких. Но, самая известная, это учение о гегемонии, о том, что культура наша создается искусственно с определенной целью, которую ставит себе правящий класс. У него тоже получается, что обычный человек становится инструментом этой, искусственно сформированной, культуры? Сейчас интерес к его работам вырос в связи с тем, что произошло недавно в нашей стране.

Ю.М.
По Грамши в нашей стране целая революция недавно произошла. Сначала шёл подрыв сложившейся «культурной философии» – огромное количество книг, статей во всех журналах, бесед и передач по TВ со всякими разоблачениями всех и вся, принадлежащих к культуре, которую решили низвергнуть. Все это повторялось и повторялось в новых лицах, с небольшими изменениями в деталях. Простое, но очень действенное воздействие на обыденные, маленькие мысли человека. Этакая пропаганда под видом гласности.

Вопрос: Операция под кодовым название «перестройка»?

Ю.М
. Народу были внушены новые программы действия и отвращение к старым. У Грамши это называется «массовая воля». У него есть понятие «об активном согласии», которое формируется. А как Вы сами думаете, почему никто не возмутился?

Вопрос: Почему не возмущались? Возмущались… и даже те, кто в прошлом считал себя антисталинистом.

Ю.М
. И сколько таких возмутившихся было? Кто их слышал? Что они сделали? Несколько книжечек написали, которые мало кто читал? На кухне пошептались? Это адекватный ответ на происходящее? Все дело в том, что наша культура принуждает нас выполнять свои программы с помощью эмоций, которыми она поощряет и наказывает при отклонении. Большая часть гнева является ответом на поведение человека, который не соответствует сложившимся в культуре представлениям о хорошем. При проведении любой, более или менее большой компании, по изменению господствующей культурной философии общества, надо, прежде всего, воздействовать на эмоции, вызвать народный гнев, направленный против существующих устоев.

Люди, которые в основной своей массе мыслят патогенно, автоматически отреагируют эмоцией гнева или страха на то, что в их представлении является злом. А человек в гневе здраво мыслить не может. Он и не подумает, что возможно следует проверить то, о чём говорят. И «чем ужасней ложь, тем действует сильнее». Реальная статистика, циферки какие-то… Меня это волнует? Нет. А вот многомиллионные жертвы, несправедливость. И если об этом эмоционально вещает кто-то, представляясь жертвой? Это да.

Результатом эмоциональных состояний часто является втягивание человека в энергоинформационный хаос и его деградация. В эмоциональных состояниях поведением человека управляют не ум, а стремление к удовольствиям. Если ему что-то обещается, что сулит удовольствие, его туда и влечет. Социальные стереотипы, сформированные таким или похожим образом, представляет собой психические образования, и патогенное сознание не может охватить их в целостности. Сознание суживается и концентрируется на чем-то одном, упуская другое. Расширение сознания предполагает осознание автоматизмов ума и, соответственно, приобретение способности контролировать эмоции, потребности и социальные стереотипы. Расширение сознания в том и состоит, чтобы человек начал осознавать те элементы его поведения, думанья, «своего мнения», которые при автоматизме не осознаются.

Автоматизмы, или умственные привычки, могут быть выгодны для выживания или нет. Если они выгодны, мы их не замечаем, если нет – ищем объяснения, которые услужливо предлагаются нам различными видами психологической защиты.

Вопрос: Вы говорили, что психосоматика – это следствие наших эмоций. А можно поподробнее?

Ю.М.
Психосоматика всегда есть следствие, потому, что ум управляет. Но одно дело говорить об этом, другое дело управлять процессами. Если у человека на обиду или другую эмоцию, в организме начинает выделяться кислотный сок, и сколько над ним не колдуй, никто его не вылечит. А что надо? Надо изжить обиду или эту эмоцию.

Ещё пример на психосоматику. Женщина, у которой муж мордоворот, боится. Что она делает? Когда он злой и свирепый она становится мягкой и нежной. Она считает, что это главное её оружие. Через какое-то время даже её подружки замечают: «Какая молодец! Какого мордоворота приручила!». А когда она оказывается в кабинете у гинеколога, то обнаруживается, что у нее огромное количество проблем. У неё сложился следующий механизм: когда она испытывает страх перед мужчиной, у нее появляется половое влечение, но сама она этого не осознает. В организме при этом всё нарушается, растет миома, появляется целый букет проблем. А с мужем что происходит? Его свирепость поощряется и у него уже его же злость включает половое влечение, но он тоже этого не осознаёт. Затем мы видим, что в 50-55 лет мужчина ложится на операцию с простатой. У него там всё нарушено.

У людей формируются разные механизмы соматического реагирования на страх .

У меня одна студентка проводила исследование. Когда исследовала женщин, она задавала им банальный вопрос: «Когда Вы боитесь, то, что чувствуете?».

Одни говорили: «Я чувствую вибрации, под ложечкой сосёт, тянет что-то, колени трясутся, руки дрожат». А другие говорили следующее: «У меня какие-то странные ощущения в промежности». У кого миома растет? У того кто чувствует какие-то странные ощущения в промежности. Есть различные медицинские обоснования, такие-то и такие-то микробы способствуют росту миомы. Но вся проблема в том, что вылечить они этого не могут.

А с мужчинами, что происходит? Некоторые из них говорят: «Когда я испытываю гнев, у меня появляются какие-то странные ощущения в предстательной железе, жидкость какая-то выделяется». С чего бы это от гнева жидкость выделялась? От гнева должно мышечное напряжение расти, появляться готовность к драке. А у них аденома растет. И уже к пятидесяти годам они не состоятельны как мужчины.

полностью
lu-chia
Сообщение #4 | Пн, 19.10.2015, 09:46
Группа: wing
Сообщений: 27109
http://royallib.com/author/orlov_yuriy.html - книги
lu-chia
Сообщение #5 | Пт, 12.02.2016, 16:52
Группа: wing
Сообщений: 27109
«НЕ ПОДХОДИ КО МНЕ! Я ОБИДЕЛАСЬ!»

Обида — всем знакомая эмоция, но в то же время загадочная. Пошел дождь — я промок, но мне не обидно. Осел лягнул — мне больно, но не обидно. А вот когда близкий мне человек сделал что-то не так — я обижаюсь. Разве не странно? Как такое может быть? Видимо, у меня есть ожидания относительно того, что другой человек будет делать. Если его действия совпадают с моими ожиданиями, то все хорошо. А если совпадения нет, то я на него обижаюсь.

Итак, вот три составляющие, из которых устроена обида:

мои ожидания о том, как другой человек должен вести себя;
сопоставление моих ожиданий с реальным поведением другого человека
и расхождение между ними.

Для появления обиды необходимы все пункты. Если нет хотя бы одного из них — ожидания, сопоставления, расхождения — нет и обиды. Важно подчеркнуть два момента: ожидания обычно не осознаются, а умственная операция сопоставления выполняется автоматически.

Первый вопрос, который нужно задать себе для «размысливания» (1) обиды:
«Как должен был бы вести себя другой человек, чтобы я на него не обижался?» Отвечая на этот вопрос, мы проясняем свои ожидания — первую составляющую обиды.

Следующий шаг в нашей работе — корректирование ожиданий в сторону большей реалистичности. Если я этого не делаю, значит, я не принимаю другого человека таким, какой он есть, принимаю его только «хорошим», удобным для меня. Для того чтобы мыслить саногенно, важно осознать и прочувствованно понять, что мои ожидания живут в моей голове, а другой человек — вот реальность. Получается, что, отказываясь корректировать свои ожидания, я отказываюсь принимать реальную действительность. Как говорил Орлов: «Человек с жесткими ожиданиями несчастен». Важно постараться понять причины, мотивы, цели действий другого человека. Спросите себя: «Почему он вел себя иначе, чем я ожидал?» Если это удалось, то получится сделать и следующий шаг — простить, то есть принять человека таким, каков он есть, разрешить ему возможность быть собой. Здесь можно и остановиться, но желательно пойти дальше и задать себе еще один вопрос: «Откуда у меня взялись такие ожидания? Каким образом (от кого) они попали мне в голову?» Обиды имеют свойство накапливаться, но СГМ дает возможность работать и с прошлыми обидами, потому что их структура такая же, меняется лишь объект: я могу обижаться по разным поводам, но сама обида устроена одинаково. Когда вспоминаются прошлые обиды, нужно не гнать их, а «размысливать» по той же самой схеме: прояснить свои неосознанные ожидания, постараться понять причины поступка другого человека, простить его и принять таким, какой он есть, скорректировать свои нереалистические ожидания.

«НЕ ВИНОВАТАЯ Я!»

Обида и вина ходят вместе. Тот, кто обижается, наказывает обидчика чувством вины. Хотя эти эмоции вызывают страдания, но они нужны людям для того, чтобы приспосабливаться друг к другу, без них человек не может контактировать с обществом. Поэтому СГМ, как было сказано выше, не стремится их уничтожить. Итак, на меня обижаются, а я испытываю чувство вины. После разбора устройства обиды уже легко понять, из каких составляющих складывается чувство вины: ожидания другого человека относительно того, как я должен себя вести; мое реальное поведение; сравнение ожиданий с моим реальным поведением и рассогласование между ними. Таким образом, «пусковой крючок» вины заключается в том, что мое реальное поведение отклоняется от ожиданий, которые есть у кого-то, кто мне небезразличен. Тогда он обижается, а у меня появляется чувство, что я виноват. Тонкий момент состоит в том, что про ожидания другого человека относительно меня я могу лишь догадываться (пока не спрошу). Часто получается так, что мы предполагаем, приписываем людям то, что они думают обо мне, то есть как я должен себя вести. Конечно же, строить эти догадки нам «помогают» культурные стереотипы. К примеру, если я — твой муж, то я уже могу предполагать, что у тебя есть определенные ожидания о том, как я должен себя вести, и если я себя веду иначе, я буду чувствовать перед тобой вину. Ситуация отягчается тем, что в детстве, когда мы в чем-то провинились, нас наказывали. Поэтому и во взрослом возрасте мы — частично неосознанно — ожидаем наказания за проступок…

Вернемся к составляющим вины. Как и в случае обиды, первый вопрос, который нужно себе задать, «размысливая» вину, — про ожидания: «Как я должен был себя вести, чтобы не чувствовать вину?» Поскольку, как уже было сказано, мы приписываем другим людям ожидания относительно нашего поведения, имеет смысл расставить точки над «и» — надо просто спросить об ожиданиях и выяснить, действительно ли другой человек ждет от меня такого поведения? Правда ли, что у него есть такие ожидания?

Источник: http://www.psyh.ru/rubric/6/articles/390/
© Наша Психология
Ракурсы » Игры разума » Психология » Оздоравливающее (саногенное )мышление
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: