Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Игры разума » Психология » Густав Теодор Фехнер
Густав Теодор Фехнер
lu-chia
Сообщение #1 | Чт, 13.07.2017, 08:06
Группа: wing
Сообщений: 27400


немецкий экспериментальный психолог, философ и писатель
Основной вклад (чем известен): Он был пионером в области экспериментальной психологии и основателем психофизики.
Вклады: Он предположил, что разум и тело, хотя и появляются как отдельные сущности, на самом деле разные стороны одной реальности. Он также разработал экспериментальные процедуры, которые по-прежнему применяются в экспериментальной психологии, для измерения отношения ощущений к физической величине раздражителей.
Философия Фехнера является философией монизма, утверждающей, что единый мир можно рассматривать с физической и психологической точек зрения.Он стремился экспериментально подтвердить это понимание, посредством раскрытия тесных количественных соотношений между сознательным опытом и физиологическими стимулами.
lu-chia
Сообщение #2 | Чт, 13.07.2017, 08:07
Группа: wing
Сообщений: 27400
Цитата Пиркс ()
неясно над чем конкретно работал


опаленный Солнцем он был:

Фехнер (Fechner) Густав Теодор (1801-1887) — немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики.

Биография.
В 1832-1843 гг.- профессор физики в Лейпцигском университете. После ряда исследований феномена остаточных изображений, вызываемых наблюдением Солнца, частично потерял зрение, что вынудило его оставить физику и заняться философией. Опубликовал под псевдонимом доктор Мизес несколько сатирических произведений.

Исследования.
В своих философских работах пытался связать естественнонаучные подходы и учение пантеизма и панпсихизма. По его представлениям, вся Вселенная одушевлена и материальное — лишь теневая сторона психического.


Возможно, этому и появился тот самый ребенок в Океане

Стремился обосновать эту позицию экспериментальными исследованиями, в которых центральной проблемой было установление математической зависимости между психическим и физическим. Эти исследования нашли свое выражение в работе «Элементы психофизики» (Elemente der Psychophysik. Leipzig, 1860), которая стала программной для зарождавшейся экспериментальной психологии. Предложил систему методов косвенного измерения ощущений, в частности разработал три классических метода измерения порогов. Вывел основной психофизический закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя. Дал описание иллюзии веса (1860): если после многократного взвешивания в двух руках тяжелого и легкого весов даются одинаковые веса, то возникает ощущение, что в той руке, где раньше был тяжелый вес, теперь лежит меньший вес.
http://www.psychology.ru/whoswho/Gustav_Fechner.stm

Густав Теодор Фехнер — это одна из тех великих фигур прошлого, чьи имена в головах людей, изучающих ту или иную дисциплину, обычно связываются с рядом разрозненных идей или фактов. Последние как бы плывут в пустом пространстве, оставаясь до конца не понятыми и не раскрытыми. Контекст, в котором зарождались и воспринимались эти идеи, бесследно исчез, а вместе с ним исчезло и подлинное значение этих идей. Также ушла навсегда и породившая их мощная фигура, ушел человек с богатым и оригинальным воображением истинного мыслителя, образец ученого, без которого очень трудно представить себе сегодняшнюю науку.

Из учебников по психологии мы узнаем о Фехнере как о человеке, основавшем науку психофизику и обобщившем для этого закон Вебера, согласно которому рост интенсивности ощущения в арифметической прогрессии требует увеличения силы физического раздражителя в геометрической прогрессии. Кроме того, в учебниках можно прочесть, что Фехнера интересовал вопрос, каким размерам прямоугольников и каким соотношениям между размерами люди отдают предпочтение. Тем самым он не только положил начало экспериментальной эстетике, но также, будучи хорошим математиком, проанализировал различные методы построения статистических распределений вообще. Связь двух полярно противоположных областей человеческого знания, казавшаяся многим весьма странной, впоследствии была убедительно раскрыта Робертом С. Вудвортом, который в книге «Экспериментальная психология» (1983 г.) воспользовался эстетическим материалом для демонстрации возможности применения к нему статистических методов анализа.
Поскольку источники, откуда можно было бы почерпнуть хоть какие-нибудь сведения об этом, отсутствуют, до сих пор остается неясным, имеют ли два упомянутых выше важных результата, полученные Фехнером, какое-либо отношение друг к другу и как вообще оказалось, что они принадлежат одному и тому же лицу.

он каждый раз подчеркивал необходимость большого числа проверок полученных в ходе эксперимента данных и утверждал, что до тех пор, пока эстетика не превратится в такую же точную науку, как физика, она будет оставаться столь же несовершенной, как физиология. «Делай для этого, что можешь»,— писал он.
Тем более замечательно, что в одном человеке слились воедино великий мистик-мечтатель и едкий, насмешливый сатирик. Еще в молодости Фехнер опубликовал под псевдонимом юмористическое эссе по сравнительной анатомии ангелов. В вышедшем под Заратустровым именем «Зенд-Авеста» трактате 1851 года речь шла о том, что все органические и неорганические элементы, включая землю и другие планеты, имеют душу. Общий тон и направленность этой и некоторых других близких по теме работ Фехнера тесно перекликаются с его «Элементами психофизики». Фехнер, этот глубоко верующий пантеист, которому мы обязаны появлением самой поэтической из когда-либо написанных экологий, собрал количественные характеристики примерно 20 000 картин из 22 художественных музеев для статистического изучения живописи.
Две ведущие идеи определяют особенности размышлений ученого: 1) предметы и события в нашем мире не просто согласованы и подчинены определенным категориям классификаций, а занимают свои места на скользящих эволюционных шкалах, начиная с самых нижних и примитивных форм существования вплоть до самых высших и организованных; 2) содружество разума и тела распространено по всей Вселенной, причем всякое психическое явление имеет свой физический субстрат и, наоборот, большая часть физических феноменов находит отражение в соответствующем психическом опыте.
Первый из этих принципов ставит Фехнера в один ряд с эволюционистами девятнадцатого века. Хотя Фехнер и выдвигал серьезные возражения против принципа естественного отбора, провозглашенного Дарвиным, он ставил учение Дарвина об эволюции выше теоретических концепций традиционных таксономистов, которые еще со времен Платона и Аристотеля считали, что «каждый из выше стоящих в иерархическом ряду видов создается, так сказать, заново из примордиальных вод» [4, с. iii]. Особенно отличает Фехнера от его современников всеохватывающая грандиозность космологии, являющейся «завершением и высшим умозаключением психофизики». Фехнер полагал, что космологические образы составляют произрастающие из корня цветы и плоды, которые психофизика пытается обнаружить непосредственно в знании» [5, с. 101]

Вторую свою основную идею Фехнер берет непосредственно у Б. Спинозы, который считал, что разум и тело — это две ипостаси одной непознаваемой бесконечной субстанции. Эта гипотетическая субстанция может принимать форму разума, будучи ограниченным атрибутом мысли, и форму тела, являясь атрибутом пространственной протяженности.
Этой идее Спинозы Густав Фехнер придал более психологический характер, утверждая, что такого рода двойственность является следствием разных углов рассмотрения. В качестве примера он приводил человека, смотрящего на цилиндр (в действительности Фехнер называл его диском) сначала изнутри, а затем снаружи. Вогнутая поверхность при взгляде изнутри и выпуклая при взгляде снаружи не совмещаются: поверхности не могут быть восприняты одновременно. Еще один пример, приводимый Фехнером, относится также к области восприятия, а именно, к восприятию Солнечной системы, увиденной с поверхности Солнца. Идея разных точек восприятия фактически помещает Фехнера в рамки релятивистской традиции, берущей свое начало от Коперника и тянущейся к Эйнштейну; кроме того, она связана с принципом дополнительности Н. Бора. Развивая эту идею двух разных точек восприятия, Фехнер писал, что коль скоро точка зрительного восприятия, обеспечивающая непосредственное психическое ощущение, принадлежит одному только лицу, а потому допущение, что люди (и, возможно, животные) обладают таким же разумом, как и наш собственный, остается не более чем допущением, не существует сколь-нибудь веских аргументов против расширительного толкования этой гипотезы, и можно считать, что все объекты материального мира наделены разумом и психикой. В частности, Фехнер размышлял о душе растений и до мельчайших подробностей описывал, каким образом Земля и другие планеты могут функционировать как сознательные существа, не пользуясь при этом преимуществом обладания нервной системой.


хм, да-да.. Интересно, читал ли Лем Фехнера?

полностью http://sdamzavas.net/4-39912.html

до Декарта я еще не дошла(, это оттуда же, или нет?
Пиркс
Сообщение #3 | Чт, 13.07.2017, 08:07
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Да в Вики на него ссылаются про Фехнера.
Если у Лема есть о Фехнере, то на этом строится весь базис Соляриса.


Сообщение отредактировал: Пиркс - Вт, 13.06.2017, 21:34
lu-chia
Сообщение #4 | Чт, 13.07.2017, 08:07
Группа: wing
Сообщений: 27400
Цитата Пиркс ()
Если у Лема есть о Фехнере, то на этом строится весь базис Соляриса.

Есть и о Фехнере, и о Бертоне. Нет только отца, матери, тетки, знакомства Бертона с отцом ..

"В те годы я был особенно хорошо информирован о новейших научных течениях. Дело в том, что краковский кружок был чем-то вроде коллектора научной литературы, поступавшей во все польские университеты из США и Канады. Распаковывая эти ящики с книгами, я мог «позаимствовать» заинтересовавшие меня труды, в частности «Кибернетику и общество» Норберта Винера. Всё это я проглатывал по ночам, чтобы книги пришли к их истинным адресатам как можно быстрее. Набравшись так ума-разума, я в течение нескольких лет написал романы, за которые мне и теперь не стыдно,— «Солярис», «Эдем», «Непобедимый» и т. д.

Все романы типа «Солярис» написаны одним и тем же способом, который я сам не могу объяснить… Я и теперь ещё могу показать те места в «Солярис» или «Возвращении со звёзд», где я во время писания оказался по сути в роли читателя. Когда Кельвин прибывает на станцию Солярис и не встречает там никого, когда он отправляется на поиски кого-нибудь из персонала станции и встречает Снаута, а тот его явно боится, я и понятия не имел, почему никто не встретил посланца с Земли и чего так боится Снаут. Да, я решительно ничего не знал о каком-то там «живом Океане», покрывающем планету. Всё это открылось мне позже, так же как читателю во время чтения, с той лишь разницей, что только я сам мог привести всё в порядок." С.Лем


Цитата
где я во время писания оказался по сути в роли читателя.

Вот и Мёбиус пришел)) в гости к Фехнеру
Пиркс
Сообщение #5 | Чт, 13.07.2017, 08:07
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Вороватый был по сути способ накопления материала, а мы то думали: какой образованный человек...
lu-chia
Сообщение #6 | Чт, 13.07.2017, 08:07
Группа: wing
Сообщений: 27400
Цитата Пиркс ()
Вороватый был по сути способ накопления материала
 Да, есть такое чувство, что вороватый. Зато стало понятно, что он так взъелся на режиссеров, экранизирующих его роман - отзеркалило же.
Пиркс
Сообщение #7 | Чт, 13.07.2017, 08:07
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Вся жизнь и научная деятельность Фехнера—это близкое к навязчивой идее преклонение ученого перед светом и зрением. В возрасте тридцати девяти лет ему пришлось пережить глубокий духовный кризис, во время которого его религиозная и поэтическая натура восстала против материализма и атеизма, унаследованных им еще с юного возраста, когда он изучал медицину и был профессором физики в университете в Лейпциге. Вдруг он стал бояться света и три года жил почти в полной темноте; одновременно он начал испытывать отвращение к еде и перестал принимать пищу, из-за чего очутился на пороге смерти. Фехнер чувствовал, что свет не простит ему предательства, и возмездие пришло. В ходе оптических экспериментов, когда он без должного внимания отнесся к силе света и пренебрег ею, он был наказан темнотой, которой боялся более чего бы то ни было. Внезапное избавление от тяжелой болезни подтолкнуло Фехнера к построению мистической космологии, послужившей началом целого ряда работ по психофизике и эстетике.
Столь же характерно для научного творчества Фехнера повторяющееся отождествление геометрического символа совершенства— сферы — с глазом. Планеты у него — живые существа, сферическая форма которых определяет их превосходство над другими телами. Круглая форма планет красивее, чем все выступы я асимметрии человеческого тела. Когда планеты сублимировали свою деятельность до чистого созерцания, то они превратились в глаза.

lu-chia
Сообщение #8 | Чт, 13.07.2017, 08:08
Группа: wing
Сообщений: 27400


и кто скажет, что он был неправ?

или око Сахары


- на Марсе

Цитата Пиркс ()
Планеты у него — живые существа, сферическая форма которых определяет их превосходство над другими телами.


универсальная форма, в чем превосходство может быть не знаю, расчетах разве что. Но тела эти гигантские, возможно, вступает в действие физика больших тел, если такая есть
Красивая идея, о живых планетах, перекликается с осознающей себя вселенной. вот так , по крупицам -где собака, где человек, где планета , глядишь и вся вселенная осознается..

Я и предположить не могла, что так все может собраться..
Пиркс
Сообщение #9 | Чт, 13.07.2017, 08:08
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Нет, вы только вдумайтесь в это:,,Когда планеты сублимировали свою деятельность до чистого созерцания...."
lu-chia
Сообщение #10 | Чт, 13.07.2017, 08:08
Группа: wing
Сообщений: 27400
единственная планета, которая не сублимировала до чистого созерцания - это Солярис..

Где вы это нашли, про созерцающие планеты?
Пиркс
Сообщение #11 | Чт, 13.07.2017, 08:08
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Видимо где-то здесь
http://sdamzavas.net/4-39912.html
Ага, пункт 56.


Сообщение отредактировал: Пиркс - Вс, 16.07.2017, 16:42
lu-chia
Сообщение #12 | Чт, 13.07.2017, 08:08
Группа: wing
Сообщений: 27400
Наверно,о Фехнере следует сделать другую тему ..
http://journals.rhga.ru/upload/iblock/a8a/npgbizjbd.pdf - эссе философа Аскольдова о Фехнере, издано в сто лет назад примерно.
Не могу найти самих работ Фехнера по психофизике и эстетике, не издавали, похоже, у нас
http://svitk.ru/004_book_book/1b/179_fehner-germetizm_magiya.php
Пиркс
Сообщение #13 | Ср, 19.07.2017, 21:19
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Вот это бы ещё понять:

Вторую свою основную идею Фехнер берет непосредственно у Б. Спинозы, который считал, что разум и тело — это две ипостаси одной непознаваемой бесконечной субстанции. Эта гипотетическая субстанция может принимать форму разума, будучи ограниченным атрибутом мысли, и форму тела, являясь атрибутом пространственной протяженности.
Этой идее Спинозы Густав Фехнер придал более психологический характер, утверждая, что такого рода двойственность является следствием разных углов рассмотрения. В качестве примера он приводил человека, смотрящего на цилиндр (в действительности Фехнер называл его диском) сначала изнутри, а затем снаружи. Вогнутая поверхность при взгляде изнутри и выпуклая при взгляде снаружи не совмещаются: поверхности не могут быть восприняты одновременно.


Сообщение отредактировал: Пиркс - Ср, 19.07.2017, 21:26
lu-chia
Сообщение #14 | Чт, 20.07.2017, 10:46
Группа: wing
Сообщений: 27400
Цитата
Б. Спиноза 1632-1677
крайний рационалист, развиваемая им картина мира строится строго дедуктивно - формулируются аксиомы и доказываются теоремы.

Вводит представление об единой субстанции, как о первооснове мира, которой обуславливаются все явления природы, включая человека. Субстанция имеет бесконечное число атрибутов, из которых человеку открыты лишь два - мышление и протяженность. Противостояния нет, атк как все атрибуты относятся к одной субстанции, Богом. Единичной проявленности субстанции присваивается название модуса.

О Боге:
1.Под субстанций подразумевается то, что существует само по себе, и не нуждается ни в чем, из чего бы могло образоваться
2.атрибут - то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность
3.модус- состояние субстанции - то, что существует в другом и представляется через другое
4 Бог - абсолютно бесконечное существо, субстанция из бесконенчо многих атрибутов

Тело - модус, выражающий определнным образом сущность Бога, поскольк у оно протяженное
Идея - понятие, образуемое душой, потому что она мыслящая

Объектом идеи служит тело
Душа способна к восприятию очень многого и тем способнее, чем большее количество состояний может проходить ее тело. Сознает тело и знает о его существовании только через идеи о состояниях, испытваемых телом

http://rakursy.ucoz.ru/forum/48-48-1519-16-1337000410

Цитата Пиркс ()
Этой идее Спинозы Густав Фехнер придал более психологический характер, утверждая, что такого рода двойственность является следствием разных углов рассмотрения. В качестве примера он приводил человека, смотрящего на цилиндр (в действительности Фехнер называл его диском) сначала изнутри, а затем снаружи. Вогнутая поверхность при взгляде изнутри и выпуклая при взгляде снаружи не совмещаются: поверхности не могут быть восприняты одновременно.

Значит, по Фехнеру, люди думают о себе то, как о душе, то как о теле, и никогда одновременно. Любопытно, может быть так и есть.
Пиркс
Сообщение #15 | Чт, 20.07.2017, 15:19
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Не уверен, что люди думают о себе. Это и сейчас, а уж тогда и тем более.
lu-chia
Сообщение #16 | Чт, 20.07.2017, 19:07
Группа: wing
Сообщений: 27400
я имею в виду что-то типа внутреннего осознания себя, как себя - другого же ничего нет, мир человек воспринимает через себя - холодно, жарко, мокро, светло, смешно, обидно, душа поет и т.д..

Я поняла тот абзац так - есть душа и тело и эта двойственность "следствие разных углов рассмотрения".. А кто смотрит-то?
Если это о чем-то другом, поясни.
Пиркс
Сообщение #17 | Чт, 20.07.2017, 19:41
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Наверное смотрит никто..наблюдатель..некий представитель разума. Конечно материи свойственно развитие. А, о, это Дух. Знаю набилось это оскомину, но ...
Душа подобна эфиру, что разлита по небу,
На земле царство материи,
В космосе дух. Солнце - есть чистый дух,
А мы его дети.
Но возможны путешествия..
Одних царств в другие.
Ракурсы » Игры разума » Психология » Густав Теодор Фехнер
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: