Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Игры разума » Нейрон. Физиология мозга » Межполушарная асимметрия
Межполушарная асимметрия
lu-chia
Сообщение #1 | Вт, 26.04.2011, 10:57
Группа: wing
Сообщений: 27487
Зайдель разработал новый метод ограничения подачи зрительных стимулов к одному полушарию. Он использовал устройство, известное под названием Z-линза. Z-линза - это контактная линза, позволяющая больному свободно двигать глазами, когда он что-то рассматривает, но в то же время она обеспечивает поступление зрительной информации только к одному полушарию мозга пациента. Z-линза дает испытуемому возможность видеть стимул долго, но позволяет исследователю предъявлять этот стимул изолировано одному полушарию.

Зайдель проверял способности каждого полушария к пониманию речевых стимулов, применяя стимулы, которые ранее использовались для исследования детей и больных с афазией. Производилось сравнение показателей, характеризующих способности правого полушария, которые были получены на выборке детей и больных с афазией, с данными, выявленными у больных с расщепленным мозгом. В тестах с восприятием слов на слух больной с рассеченным мозолистым телом слушал слово, произносимое экспериментатором, а затем рассматривал через Z-линзу три картинки. Задачей пациента было выбрать ту картинку, которая соответствует слову. Пути слухового анализатора организованы таким образом, что информация от каждого уха идет к обоим полушариям. В обычных условиях невозможно определить, одно или оба полушария поняли устное сообщение. А Z-линза позволила Зайделю латерализовать выбор ответа, так что он мог определить, насколько хорошо каждая половина мозга подбирает к сказанному слову его зрительный эквивалент. Работа Зайделя [Zaidel, 1978] показала, что правое полушарие обладает удивительно разнообразными способностями к пониманию. Со словарными тестами правое полушарие справлялось так же хорошо, как мозг нормального десятилетнего ребенка, хотя с выполнением знаковых тестов с предметами оно испытывало затруднения, характерные для больных с афазией. Предположение Зайделя было следующим: разница между полушариями в способности к пониманию несколько меньше, чем думали прежде. Выявленные ранее различия в понимании глаголов и существительных могли быть артефактом способа предъявления стимулов. Когда правое полушарие располагает достаточным временем для того, чтобы обработать глагол (как это возможно в процедуре с использованием Z-линзы), создается впечатление, что оно справляется с заданием так же хорошо, как левое. Тем не менее, полученные результаты так и не дали Зайделю возможности сделать вывод относительно лингвистического "возраста" или "здоровья" правого полушария.

В тех редких случаях, когда повреждение левого полушария имело место в раннем возрасте, больные с расщепленным мозгом демонстрируют способность говорить правым полушарием. Исследования М.Газзанига и коллег [Gassaniga et al., 1979] предполагают, что интактное неповрежденное полушарие может принимать на себя функции поврежденного. Но это пока лишь гипотеза, вызывающая новые вопросы, ответы на которые еще предстоит получить.

Изучение зрительно-пространственных функций полушарий при исследовании расщепленного мозга позволило определить виды деятельности, осуществляемые лучше правым полушарием. Представляется, что восприятие пространственных соотношений между частью и целым осуществляется лучше правым полушарием. Это очень наглядно проявляется при решении задачи с кубиками Кооса. При этом испытуемый с расщепленным мозгом действует правой рукой нерешительно и медленно, левая же выполняет задание быстро и правильно. Возможно, что правое полушарие доминирует при внешнем выражении понимания зрительной информации. Однако следует принимать во внимание наличие исполнительного манипуляционного компонента в выполнении подобного рода задач. Если же задание сделать только зрительным, асимметрии, обязанные свои появлением правому полушарию, могут исчезнуть или уменьшиться.

lu-chia
Сообщение #2 | Вт, 26.04.2011, 10:57
Группа: wing
Сообщений: 27487
Дальнейшие исследования пациентов с расщепленным мозгом расширили представления о межполушарной асимметрии и разграничении роли каждого полушария строились на основе способа обработки информации каждым отдельным полушарием. В соответствии с анализом результатов исследований Дж. Леви и К.Тревартен [Levy, Trevarthen, 1977] пришли к выводу, что левое полушарие специализировано на языковых функциях, следствие этого - преобладание аналитических процессов, а превосходство правого полушария в выполнении зрительно-пространственных задач связано с его синтетическим способом обработки информации. Особого внимания заслуживают эксперименты с «химерными» стимулами (рис.6).

http://www.cerebral-asymmetry.narod.ru/Sergienko.htm

собственно беседу эту о преобладании одного из полушарий я завела после чтения соционики - психологические типы людей - считается, что левополушарные - "рациональны ". а правополушарные -"иррациональны" и все что с этими разделениями связано, причем, утверждается психологами, что этот фактор - преимущества одного из полушарий не меняется втечение жизни.
однако, не знаю-не знаю, есть перекрестные функции в долях полушарий - речь, зрение, пространственное ориентирование, но можно ли при этом говорить именно о преобладании одного из полушарий..

lu-chia
Сообщение #3 | Вт, 26.04.2011, 10:57
Группа: wing
Сообщений: 27487
Существует ли «девичья» память?

Проведенное недавно британскими учеными исследование, в котором приняли участие 4,5 тысячи человек от 49 до 90 лет, продемонстрировало, что у женщин вовсе не «девичья» память, как принято было считать. Дамы, в отличие от джентльменов, помнят все – и годовщины знаменательных событий, и подробности «того самого спора три месяца назад».

---------
Обычно считается, что у представительниц прекрасного пола лучше развито вербальное восприятие информации, тогда как у сильного – пространственное воображение. Тем не менее в трудах британских исследователей показано, что женщины в тестах памяти в пространственном измерении также опережают мужчин.

С результатами этого исследования коррелируют выводы американских психологов. В ходе проведенного ими научного проекта оказалось, что диагноз «старческое слабоумие» все чаще ставится пожилым джентльменам. Статистический анализ данных показал, что появляющиеся с возрастом проблемы различного характера, касающиеся интеллектуальных возможностей и памяти, в большей степени возникают среди представителей сильной половины человечества. Дальнейшее исследование выявило, что в результате нарушений в работе мозга у мужской части населения чаще наблюдается слабоумие на ранних стадиях.
Ранней стадией деменции (слабоумия) считается то, что больные порой забывают свои ежедневные или еженедельные дела, которые им предстоит совершить. Это может касаться ведения домашнего хозяйства, посещения спортивных и тренажерных залов и т.п. Специалисты отмечают, что такую забывчивость многие люди считают вполне нормальным возрастным проявлением. Однако провалы в памяти даже на бытовом уровне являются свидетельством того, что головной мозг посылает тревожные сигналы о возникших у него проблемах.

Таким образом оказалось, что мужская память значительно слабее, чем женская. Теперь многие ученые уверены, что способность женщин запоминать и воспроизводить информацию значительно превосходит способности мужчин.

Мужчины – теоретики, женщины – практики

Там, где нужно быстро воспринимать детали и часто переключать внимание, женщины показывают бóльшую эффективность, чем мужчины. Поэтому на такие должности, как секретарь, бухгалтер, операционист и другие подобные им, где требуется учитывать множество мелочей, не отвлекаясь от основной задачи, работодатели чаще приглашают девушек. С точки зрения науки это объясняется тем, что дамский ум ориентирован на конечную цель своей деятельности, то есть женщины более практичны, в то время как мужской разум больше внимания уделяет самому процессу – тому, как достичь результата или каким образом добиться успеха.

Миф о «женской» логике основан на половых различиях в психологическом осмыслении работы сознания. Дело в том, что цепь логических рассуждений у женщины возникает в подсознании, на поверхность же выходит готовый вывод. А когда ее спрашивают, почему так, а не иначе, она может привести первый случайный мотив, причем не самый лучший. Со стороны складывается впечатление, что женщина мыслит не логически, а интуитивно. Однако на самом деле такое «чутье» основано не на шестом чувстве, просто обычно дамы не считают нужным вдаваться в ненужные подробности мыслительного процесса. Главное – добраться до истины, независимо от конкретного пути. Психологи поясняют, что для женщин важно общее, конечное свойство, и они меньше внимания уделяют конкретным внутренним механизмам, будь то механизм работы машины или внутренний ход мысли.

-----------
Что сильнее – гормоны или мозг?

Насчет причин существования гендерных особенностей запоминания информации специалисты еще не пришли к единому мнению. Пока что исследователи рассматривают два возможных пути – либо влияние гормонов, либо особенности строения головного мозга.

Интересный эксперимент, в котором участвовали женщины до и после родов, провели американские ученые. В период, когда в организме участниц уровень женского гормона эстрогена уменьшался, они успешнее справлялись с решением определенных интеллектуальных задач. Эти данные согласуются с полученными ранее, которые свидетельствуют, что высокий уровень в крови женщин мужского гормона тестостерона помогает выполнять задания на пространственное мышление (которое лучше развито у мужчин).

------

lu-chia
Сообщение #4 | Вт, 26.04.2011, 10:58
Группа: wing
Сообщений: 27487
И все-таки половые различия в строении головного мозга не могут не играть определенной роли. До недавних пор нейробиологи считали, что эти различия ограничиваются структурами, ответственными за половое поведение. Однако десять лет назад появилась возможность изучать мозг живого человека с помощью бескровных методов визуализации – позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и функциональной магнито-резонансной томографии (МРТ). Выяснилось, что некоторые зоны лобной коры, ответственные за познавательные функции, а также участвующие в развитии эмоциональных реакций, у женщин крупнее, чем у мужчин. Зато у последних лучше развиты части теменной коры, участвующие в восприятии пространства, а также миндалина – структура, чувствительная к информации, пробуждающей эмоции и вызывающей сердцебиение и выброс адреналина в кровь.

http://www.zdorovieinfo.ru/exclusive/99253/884271/

Конечно, головной мозг мужчин и женщин устроен по-разному, с этим никто не спорит. Связь между половыми различиями в организации мозга и особенностями познавательной деятельности и поведения мужчин и женщин интересует серьезную науку. Надо заметить, что уже получены многочисленные данные, которые свидетельствуют о влиянии полового фактора на самые разнообразные аспекты познания и поведения – память, эмоции, зрительное и слуховое восприятие, узнавание и стресс.

Начиная с самого младенчества, когда мужские гормоны у мальчиков и женские – у девочек оказывают свое влияние на развитие мозга, уже тогда начинаются половые отличия в поведении. Собственно, еще во время внутриутробного развития эти стероиды определяют формирование нервных связей в мозге развивающегося плода. Разный уровень активности половых гормонов обуславливают анатомические различия между головным мозгом мальчиков и девочек. В течение дальнейшей жизни эти различия углубляются.

Для женского мозга характерна более высокая плотность нейронов в зонах височной коры, связанных с переработкой и пониманием речевой информации. Именно этим объясняется преимущество женщин в вербальном отношении. Но поскольку височные доли мозга отвечают за запоминание, этим может объясняться хорошая память у женщин.

Однако на развитие интеллекта огромное влияние оказывает окружающая среда – воспитание, образование, культурный уровень. Поэтому нельзя те или иные способности полностью списывать на половую принадлежность.

Подробная идентификация всех половых различий строения и функций мозга, а также понимание их влияния на познавательные способности и психическое здоровье людей – дело далекого будущего. Все-таки я полагаю, что вряд ли существуют значительные половые различия в восприятии и запоминании информации. До сих пор никаких убедительных доказательств связи между анатомией мозга и умственными способностями людей не получено. Стандартные тесты по оценке общего уровня интеллекта испытуемые обоего пола выполняют примерно одинаково: в одних более высоких показателей добиваются женщины, в других – мужчины. И хотя уже выявлено множество различий в биохимии и структурах женского и мужского головного мозга, говорить о том, что они могут влиять на познавательные успехи, не приходится.
Котов Сергей Викторович,

заведующий кафедрой нервных болезней факультет усовершенствования врачей Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского Департамента здравоохранения г. Москвы, доктор медицинских наук, профессор.

lu-chia
Сообщение #5 | Вт, 26.04.2011, 10:58
Группа: wing
Сообщений: 27487
Межполушарная асимметрия психических процессов — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.

Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных.

lu-chia
Сообщение #6 | Вт, 26.04.2011, 10:59
Группа: wing
Сообщений: 27487
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА: 109 РАЗЛИЧИЙ

По материалам журнала "Psychology Today" (США).

Чем бы ни разнились два пола человеческой расы, все корни этих различий уходят в две хромосомы. Как известно, в каждой клетке человека имеется по два экземпляра всех хромосом. За одним исключением: в клетке мужчины одна из пар состоит из неравных партнеров. Небольшой Y-хромосоме соответствует довольно крупная Х-хромосома, а у женщин Y-хромосомы нет, зато имеются две одинаковые Х-хромосомы.

Y-хромосома невелика по сравнению с остальными, в ней помещается всего 25 генов (в Х-хромосоме, насколько известно, от тысячи до полутора тысяч генов, а всего их у человека порядка 30 тысяч). Или, считая в парах нуклеотидов ("букв" генетического кода), в Y-хромосоме 23 миллиона пар, а в Х-хромосоме - 150 миллионов.

Чтобы хоть немного выравнять шансы, природа отключает в каждой клетке женского тела одну Х-хромосому. Но около 19% генов все же избегают этого отключения, и женщина получает некоторые из Х-генов в двойном экземпляре. Многие из них связаны с развитием и работой мозга. Этим ученые объясняют тот факт, что психические расстройства, от аутизма до шизофрении, чаще затрагивают мужчин.

С другой стороны, женщины менее защищены от депрессии. По американским данным, на протяжении жизни 21,3% женщин и 12,7% мужчин хотя бы однажды переживают период серьезной депрессии. Такая разница между полами появляется к 13 годам: до этого возраста мальчики чуть более склонны к серьезной хандре, чем девочки.

Один из генов Y-хромосомы обеспечивает появление семенников, а они еще в утробе матери начинают вырабатывать мужской половой гормон - тестостерон. Расходясь с током крови по телу будущего ребенка, гормон влияет на все клетки, в том числе на клетки развивающегося мозга.

Некоторые неврологи считают, что в ранний период развития мозга тестостерон стимулирует рост левого полушария и замедляет рост правого. Как известно, левое полушарие более рационально, а правое живет эмоциями. Люди с преобладанием левополушарного мышления активно берутся за возникающие проблемы и решают их логично, используя интуицию, только если другого пути нет. Напротив, те, у кого правое полушарие преобладает, придерживаются эмоционального и интуитивного подхода к проблемам (см. "Наука и жизнь" № 4,2000г.).

Поразительно, что уровень тестостерона во время беременности влияет в дальнейшем на овладение языком. Чем выше уровень этого гормона в период развития плода, тем меньшим будет лексикон ребенка в возрасте двух лет. Поэтому девочки, как правило, начинают говорить раньше мальчиков.

http://www.azerilove.net/articles/343/1/%C...%CB%C8%D7%C8%C9 - полностью

еще ссылки - http://psylive.ru/articles/8289_mozg-muzhc...-zhenshini.aspx
http://aboutyourself.ru/articles/interesno...enii-mozga.html
http://www.newsland.ru/News/Detail/id/558131/cat/69/

lu-chia
Сообщение #7 | Пт, 09.12.2011, 11:05
Группа: wing
Сообщений: 27487
Исследования позволили выявить половые различия в строении целого ряда структур, расположенных в разных частях мозга. Так, например, Джилл Голдстейн (Jill M. Goldstein) из Гарвардской медицинской школы использовала МРТ для определения размеров многих корковых и подкорковых областей. Помимо прочего она обнаружила, что некоторые зоны лобной коры, ответственные за высшие когнитивные функции, а также участки лимбической коры, участвующие в развитии эмоциональных реакций, у женщин крупнее, чем у мужчин. Зато у последних лучше развиты части теменной коры, участвующие в восприятии пространства, и миндалина — структура, чувствительная к информации, пробуждающей эмоции и вызывающей сердцебиение и выброс адреналина в кровь. Различия в размерах этих структур, а также других отделов головного мозга весьма относительны.

Другие исследователи попытались выявить анатомические различия между мужским и женским головным мозгом на клеточном уровне. Например, Сандра Уителсон (Sandra Witelson) из Университета Макмастера показала, что для женского мозга характерна более высокая плотность нейронов в зонах височной коры, связанных с переработкой и пониманием речевой информации. Подсчитав число нейронов в посмертных образцах мозговой ткани, исследовательница обнаружила, что в двух из шести слоёв коры плотность нейронов на единицу объёма ткани у женщин выше, чем у мужчин.

Все описанные анатомические различия в значительной степени обусловлены разным уровнем активности половых гормонов, воздействующих на мозг человека во время его внутриутробного развития. Эти стероиды определяют формирование нервных связей в мозге развивающегося плода и влияют на строение и нейронную плотность его различных образований. Любопытно, что у животных наибольшее количество рецепторов половых гормонов в мозге отмечается в тех областях, которые, по данным Голдстейн, наиболее различаются размерами у мужчин и женщин. Такая корреляция между размерами мозговых структур у взрослых особей и активностью половых стероидов у плода заставляет предположить, что некоторые половые различия познавательной функции не служат следствием культурных влияний или гормональных сдвигов во время полового созревания организма, а носят сугубо врождённый характер.

http://wsyachina.narod.ru/biology/brain_14.html

эх), и скорость выше и связей больше, на пять минут расстроилась, хоть и без статьи знала), но делать нечего- других нет.
lu-chia
Сообщение #8 | Пт, 09.12.2011, 12:53
Группа: wing
Сообщений: 27487
Эксперименты, проведённые американскими учёными, показали, что температура, при которой развиваются яйца миссисипского аллигатора, определяет пол будущего потомства. При температуре выше 34°С из яиц вылупляются самцы, ниже 30°С — самки, а при промежуточных температурах — и те и другие. Исследование гнёзд аллигаторов в естественной среде подтвердило результаты лабораторных опытов. Из самых тёплых гнезд появлялись самцы, из прохладных — самки. В тех гнёздах, где в центре было тепло, а по краям прохладнее, из середины выходили в основном самцы, а из периферической зоны — самки. Заметка, материал которой я здесь использую, завершается фразой: „Учёные пока затрудняются объяснить это явление“.

Связав катастрофическое давление среды с феминизацией, мы с вами, читатель, рискнём дать объяснение миссисипскому феномену. В диапазоне температур 30–34°С данный вид, по всей вероятности, находит вполне приемлемые условия для своего существования. В таких условиях складывается нормальная вторичная половая пропорция. Если температура выше 34°С, условия „расцениваются“ эмбрионами как неблагоприятные. В такой ситуации объективно требуется коррекция и, разумеется, осуществляющие её корректировщики, то есть самцы. При температуре ниже 30°С теплолюбивым аллигаторам грозит катастрофа. Понятно, что реакцией является упор на количество — на производство самок. Как видим, и феномен „выбора“ пола неплохо укладывается в теорию.
http://wsyachina.narod.ru/biology/sex_proportion.html
lu-chia
Сообщение #9 | Чт, 19.01.2012, 09:09
Группа: wing
Сообщений: 27487
Сегодня можно указать лишь на одну уникальную особенность нашего головного мозга — функциональную асимметрию.

Мозг всех животных и мозг человека симметричен — его правая и левая половины построены однотипно как по составу и количеству отдельных элементов, так и по общей архитектуре. У животных правая и левая половины мозга выполняют и одинаковую работу. У человека же правое и левое полушария мозга имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности. С незапамятных времен было известно, что при очаговых поражениях коры (вследствие кровоизлияний, травм, опухолей и т. п.) может возникать полная или частичная потеря речи — афаэия. Однако лишь немногим более ста лет назад было доказано, что афазия развивается только при поражениях левого полушария.

На протяжении второй половины XIX и начала XX века в неврологических клиниках велось интенсивное изучение тех дефектов сложной деятельности мозга, которые возникают при очаговых поражениях одного из его полушарий. При этом, как это нередко бывает, к массе достоверных фактов примешивались и данные, подобранные в угоду предвзятым взглядам и теориям. В результате с деятельностью левого полушария неврологи связали не только речь, но и все высшие функции нервной системы — интеллект, сложные формы восприятия и деятельности. В результате левое полушарие получило название «большого», или «доминантного». Правое же полушарие считалось второстепенным, подчиненным левому, обслуживающим его. Оно получило название «малого», или «субдоминантного», полушария. В учебниках невропатологии это полушарие называли «немым», ибо неизвестно было, по каким симптомам диагностировать его поражение.

До середины нашего века функциональной асимметрией мозга интересовались преимущественно врачи-невропатологи, искавшие опорные признаки для точного распознавания очаговых заболеваний мозга. Наряду с углубленным изучением поражении левого полушария настойчиво велись поиски симптомов поражения и «немого» правого полушария. И, наконец, к началу пятидесятых годов эти поиски увенчались успехом — были найдены функции, свойственные только правому полушарию. Стало ясно, что правое полушарие нельзя рассматривать как простой придаток левого, что оно вносит свой и существенный вклад в нервную деятельность.

Произошла ломка традиционной концепции — представление о доминировании одного полушария сменилось представлением о функциональной специализации каждого из них. С этого момента проблема асимметрии вышла из исключительной компетенции невропатологов и привлекла внимание физиологов, психологов, специалистов по возрастной физиологии и даже представителей социальных дисциплин. Сегодня функциональная асимметрия становится едва ли не первостепенной проблемой науки о мозге человека.

http://scorcher.ru/neuro/science/base/mem197.htm

общая ссылка - http://scorcher.ru/neuro/source.php
lu-chia
Сообщение #10 | Чт, 19.01.2012, 09:13
Группа: wing
Сообщений: 27487
«ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ» ЧЕЛОВЕК

Так условно называется человек, у которого выключено правое полушарие и психическая деятельность осуществляется только левым.

Первая и главная особенность «левополушарного» человека — у него сохранена речь. Этого следовало ожидать, ведь левое полушарие — речевое. Неожиданно другое: он охотнее и легче вступает в беседу, захватывает инициативу в разговоре, его словарь становится богаче и разнообразнее, ответы более развернутыми и детализированными. Он излишне многословен, даже болтлив. Наряду с этим у него улучшается и восприятие чужой речи.

Для изучения восприятия речи проводят речевую аудиометрию. Специально подобранные группы слов, записанные на магнитную ленту, подают через наушники раздельно на каждое ухо. Сначала измеряют порог обнаружения звуков речи — минимальную интенсивность речевого сигнала, при которой человек уже слышит речь, но еще не может разобрать слов. Затем громкость постепенно увеличивают, и человек должен повторять слова, которые он слышит. Измеряется разборчивость речи — количество правильно повторенных слов в % ко всем услышанным.

У «левололушарного» человека снижается порог обнаружения звуков речи—он улавливает более тихую речь, чем мог это сделать в обычном «двуполушарном» состоянии, Он быстрее и гораздо точнее повторяет слышимые слова. В целом у «левололушарного» человека речевая активность повышена, а речевой слух облегчен.

Достаточно ли этих фактов, чтобы утверждать, что речевая деятельность в отсутствии правого полушария улучшается? Прислушаемся внимательно к «левополу-шарному» человеку. Хотя он стал разговорчивее, его речь теряет интонационную выразительность — она монотонна, бесцветна, тускла. Мало того, не только утеряна выразительность, придаваемая речи голосом, сам голос изменяется: он приобретает носовой, несколько гнусавый оттенок либо становится неестественным, как бы лающим. Такой дефект речи называется диспросодией, поскольку интонацион-но-голосовые компоненты речи называются просодическими («просодия»—«мелодия»).

Наряду с диспросодией у «левополушар-ного» человеке нарушается восприятие просодических компонентов речи собеседника.
lu-chia
Сообщение #11 | Чт, 19.01.2012, 09:15
Группа: wing
Сообщений: 27487
Выяснилось, что «левополушарный» человек теряет способность понимать значение речевых интонаций. Он внимательно вслушивается, пытается расшифровать бессмысленные слоги, очень точно их повторяет, но сказать, с каким выражением (вопросительным, гневным и т. п.) они произнесены, не может. Не может он и отличить мужской голос от женского.

У «левополушарного» человека опознание таких звуковых образов резко ухудшается — многие хорошо знакомые звуки теперь вызывают лишь недоумение. В тех же случаях, когда он все же узнает их, это распознавание требует от него намного больше времени. По существу, у «левополушарного» человека развивается слуховая агнозия—нарушение восприятия сложных звуков. Аналогичное расстройство можно выявить и в отношении музыкальных образов.

Он практически не может заметить различий, для него все звучит одинаково. Таким образом, дело не в нарушении памяти, а в своеобразии слухового восприятия.

В обычном состоянии человек, как правило, испытывает сомнения и указывает на два равновероятных способа классификации. «Левополушарный» человек колебаний не испытывает, он неизменно выбирает абстрактный символический признак — в одну группу всегда кладет пятерки, в другую—десятки, независимо от начертания цифр.

Из сказанного ясно, что у «левополушарного» человека наблюдается расслоение психической деятельности — образное восприятие дефектно, а восприятие слов облегчено; оперирование наглядными конкретными признаками объектов дефектно, а оперирование понятиями облегчено.

Иногда даже, глядя на голые деревья и сугробы снега за окном, «левополушарный» человек не может сразу сказать, зима на дворе или лето

Что дефектно, что пострадало? А что сохранилось или усилилось? Пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе образного мышления. Сохранились или даже усилились те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного теоретического мышления. Такое расслоение психики сопровождается положительным эмоциональным тонусом.
lu-chia
Сообщение #12 | Чт, 19.01.2012, 09:17
Группа: wing
Сообщений: 27487
"ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ" ЧЕЛОВЕК

В отличие от «левополушарного» у «правополушарного» человека речевые возможности резко ограничены — словарь беден, из него выпали слова, обозначающие отвлеченные понятия, с трудом вспоминаются названия предметов, особенно редко употребляемых, хотя «правополушарный» человек и может объяснить назначение любого предмета и показать, как им пользоваться. Это говорит о том, что он узнает предметы. Речь он понимает плохо, с ним надо говорить очень короткими, просто построенными фразами. Его собственная речь также состоит из простых фраз, нередко из отдельных слов. Речевая активность «правололушарного» человека резко снижена — он немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами, чем словом. Беседовать с ним трудно, кратко ответив на один-два вопроса, он умолкает. Снижено и речевое внимание, когда к нему обращаются, он этого не замечает, приходится специально привлекать его внимание. Порог обнаружения звуков речи у "правополушарного" человека повышен — он замечает только громко звучащие слова. Но даже достаточно громко произнесенные слова он далеко не всегда может правильно воспринять и повторить, хотя такое падение чувствительности к звукам речи вовсе не связано с каким-либо нарушением слуха.

В то же время голос «правополушарного» человека остается таким же, каким он был: несмотря на скупость речи, сохраняется ее интонационный рисунок. Не пострадал и слух на просодические компоненты речи: «правополушарный» человек даже лучше, чем обычно, различает мужские и женские голоса, тоньше и правильнее оценивает интонации собеседника.

«правополушарного» человека произошла перестройка восприятия. Но она противоположна той, что наблюдалась у «левололушарного»: у «правополушарного» человека мы сталкиваемся с особым состоянием — ухудшением словесного восприятия и избирательным улучшением всех видов образного восприятия.

Это подтверждают и другие исследования. «Правополушарный» человек легко подбирает пары треугольников и квадратов, разбитых на заштрихованные или окрашенные секторы, причем делает это быстрее, чем в обычном состоянии. Он не испытывает затруднений в оценке незаконченных рисунков и быстро подмечает дефект изображения. Особенно эффектно проступает преобладание образного восприятия в ситуации, где «правополушарному» человеку предоставлена свобода выбора признака. Классифицируя четыре карточки с арабскими и римскими цифрами, он выбирает признак наглядный шрифтовой, а не абстрактный числовой — объединяет в одну группу римские цифры, в другую — арабские. Он узнает все цифры, но ориентируется при классификации на способ начертания, а не на значение цифр.

Подведем итог тому, что мы узнали о «правополушарном» человеке — человеке с выключенным левым полушарием. Очевидно, что и здесь мы имеем дело с дезорганизованной психикой, но дезорганизация эта иная, чем у «левололушарного» человека. У «правополушарного» пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного теоретического мышления, и сохранились или даже усилились те ее виды, которые связаны с образным мышлением. Такому типу расслоения психики соответствует отрицательный эмоциональный тонус.
lu-chia
Сообщение #13 | Чт, 15.03.2012, 11:14
Группа: wing
Сообщений: 27487
Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество Иванов В.В - http://scorcher.ru/neuro/science/base/asimmetry.php
lu-chia
Сообщение #14 | Вс, 16.12.2012, 11:01
Группа: wing
Сообщений: 27487
http://oddandeven.narod.ru/FunctionalAsymmetryOfHuman/index.htm ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
АСИММЕТРИИ ЧЕЛОВЕКА
спасибо, дождик!

Время как фактор, опосредующий асимметрию функций полушарий мозга
В парной работе полушария мозга функционируют асимметрично во времени: правое — в настоящем времени с опорой на прошлое, левое — в настоящем с обращенностью в будущее время. Это предположение было сформулировано [Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н., 1975] с учетом только различий психических нарушений правшей с поражением одного из полушарий мозга. К дальнейшему обоснованию и развитию этой гипотезы должны быть привлечены новые клинические данные: выявленные корреляции между индивидуальным профилем асимметрии больного и клиническими проявлениями очагового поражения мозга; отличия левшей от правшей по психическим нарушениям, в частности возникновение у левшей невозможных у правшей психических феноменов.
В становлении функциональной асимметрии мозга в эволюции, может быть, более значимым оказалось время (временное различие полушарий), чем пространство (пространственное различие полушарий). Ведь правизна и левизна половин мозга есть и в неживом мозге. Правизна и левизна функций половин мозга обусловлены структурно и опосредуются, по всей вероятности, временем.
Мысль о большой значимости времени высказывалась на основе изучения других явлений, чаще физических. Об особом значении времени для живых организмов говорил В. И. Вернадский (1975): «В основе явлений симметрии в живом веществе время выступает в такой форме и значении. в каких это не имеет места в косных телах и явлениях... живое вещество — это единственный пока случай, где именно пространство — время, а не пространство, наблюдается в окружающей натуралиста природе... смерть есть разрушение пространства — времени тела организмов».
Различие полушарий мозга по времени их функционирования в парной их работе, по всей вероятности, более фундаментально, чем их пространственное различие. Временное различие отличается от пространственного: оно наглядно непредставимо; вступает в силу лишь тогда, когда мозг функционально активен; должно быть индивидуальным для мозга каждого человека и, в частности, существенно несходно может проявляться у правшей и у тех левшей, которые при очаговой патологии мозга обнаруживают особые феномены; это различие полушарий мозга оказывается, по всей вероятности, подвижным, изменчивым, способствуя собой формированию наиболее адекватного конкретным условиям деятельности психического состояния человека и т. д.
Одна более или менее общая «схема» функционирования полушарий во времени присуща, видимо, большинству людей — правшам. В мозге как бы строго распределены прошлое и будущее между правым и левым полушарием. Здесь временное различие полушарий означает их противоположность друг другу в том смысле, что с опорой на прошлое работает только правое, с обращенностью в будущее — только левое полушарие. Это обстоятельство определяет, по-видимому, пределы и ограничения психики правшей благодаря тому, что отмеченная для полушарий мозга временная противоположность, вероятно, продолжается и в обеспеченных ими психических процессах. Этот переход в суждениях о временном различии полушарий мозга (материальное) к временному различию зависимых от полушарий психических процессов (идеальное) представляется наиболее трудным. Трудности остаются непреодоленными, по-видимому, из-за того, что психические процессы, зависимые от правого и левого полушарий мозга, выглядят реализующимися во времени несходно, даже противоположно, Психосенсорные процессы, чувственное познание реализуются в настоящем времени, вне будущего времени; они зависимы от функционирования правого полушария.
Это обстоятельство, по всей вероятности, определяет невозможность возникновения у правши феномена предвосхищения; правша никогда с помощью органов чувств неспособен воспринять событие, еще не состоявшееся, еще не реализующееся в настоящем времени. Логично думать, что в момент обнаружения феномена предвосхищения парная работа полушарий мозга левши во времени осуществляется иначе, чем у правши. Остается без ответа вопрос о том, как иначе во времени функционируют полушария. Может быть, каждое из полушарий мозга работает во всех трех временах — настоящем, прошлом, будущем?

http://oddandeven.narod.ru/FunctionalAsymmetryOfHuman/108.htm#l037
lu-chia
Сообщение #15 | Пт, 22.02.2013, 15:11
Группа: wing
Сообщений: 27487
Учитывая то, что интегративная деятельность мозга {психические функции) обеспечивается сочетанным функционированием обоих полушарий или чув ственной и языковой системами, становится понятной выявляемая в ряде случаев более высокая эффектив ность модификаций аутогенной тренировки, формулы самовнушения при которых не только произносятся, но и образно представляются, что способствует включе нию в психотерапевтический процесс обоих уровней пси хической активности. Являясь филогенетически более старой, система чувственного (образного) восприятия, несомненно, играет огромную роль в психической деятельности человека. В то же время, за исключением аутогенной тренировки, она практически не используется в процессе психотерапевтического воздействия, чаще всего реализуемого на вербальном (левополушарном) уровне (гипноз, рациональная терапия и др.). Эти наши наблюдения подтверждают исследования М. Н. Валуевой, которая показала, что реакция на мысленное воспроизведение образа всегда является более сильной и устойчивой, чем на словесное обозначение этого образа. С учетом проблем изучения механизмов аутогенной тренировки представляют существенный интерес и данные о том, что в период отдыха, снижения внешней активности наблюдается регистрируемое на электроэнцефалограмме снижение активности левого полушария и повышение активности правого, деятельность которого, как предполагается, связана и с формированием мотивацйонных установок.Проблема функциональной асимметрии головного мозга в последние годы привлекла особое внимание клиницистов и нейрофизиологов. Это обусловлено тем, что латерализация функций (у правшей, левшей и амбидекстров) оказывает определенное влияние на клинические проявления органических поражений и функциональных нарушений деятельности головногомозга [Ананьев Б. Г., 1963; Бабенкова С. В., 1971; ЛурияА.Р., 1973;ДвирскийА. Е., 1975, 1983; ЛобзинВ. С, Михайленко А. А., 1980; Брагин Н. Н., Доброхотова Т. А., 1981]. Ряд исследователей указывает на гораздо большую частоту леворукости среди лиц со снижением интеллекта, больных эпилепсией, страдающих заиканием, косоглазием и некоторыми другими заболеваниями (В. А. Гиляровский, М. Кларк, В. Пенфилд, Л. Роберте). Имеются сообщения о том, что шизофрения у леворуких встречается гораздо чаще, при этом заболевание начинается раньше (в 20 — 24 года) и в 57% случаев имеет непрерывнотекущую форму (у праворуких — 43 wacko с преобладанием параноидной симптоматики и галлюцинаций различных модальностей [Кауфман Д. А., 1976, 1979; Двирский А. Е., 1976, 1983, и др.]. Наши расчеты, проведенные с учетом данных из различных источников, показали, что относительное количество леворуких среди психоневрологических больных (7,5 — 8%) существенно превышает данные о распространенности леворукости в популяции: по А. Р. Лурия — 4,8%; по Б. В. Огневу—3%; по А. Е. Двирскому —5% среди мужчин и 3% среди женщин; по Г. Брабин — 5%. Следует отметить, что приведенные данные не учитывают амбидекстров. В то же время они позволяют сделать вывод, что леворукость как внешнее проявление выраженной межполушарной асимметрии, по-видимому, можно рассматривать как врожденно искаженный и закрепленный в процессе онтогенеза вариант функциональных нарушений интегративной деятельности мозга, характеризующийся повышенной билатеральностью в ущерб филогенетически и структурно обусловленной межполушарной специализации.
http://autogen-tren.ru/13.php
lu-chia
Сообщение #16 | Пт, 22.02.2013, 15:12
Группа: wing
Сообщений: 27487
По данным Фокин В.Ф. и Понамарева Н.В. асимметрия деятельности полушарий зависит в основном от трех факторов: асимметрии внешней среды, характера межполушарных отношений и специфических особенностей работы каждого полушария. Влияние асимметрии внешней среды на асимметрию деятельности полушарий, помимо вышесказанных авторов, исследовал и R.L. Collins, который считает, что асимметрия внешней среды формирует асимметрию деятельности головного мозга и соответственно поведенческие реакции.Наиболее интересным является изучение вопроса о межполушарном отношении при функциональной асимметрии. Л.М. Мухаметов и А.Я. Супин (1978) при исследовании ЭЭГ активности у дельфинов выявили чередование фаз сна и бодрствования в правом и левом полушарии. В.Ф. Фокин и Н.В. Понамарева останавливаясь на этой проблеме, подчеркивают, что межполушарное взаимодействие в основном происходит за счет транскаллозиальных связей, которые в основном представляются тормозными, однако существуют и возбуждающее влияние. F.Kimura и R.W. Baughman установили, что в механизме транаскалозиальных влияний участвуют ГАМК-эргические механизмы. При активации одного полушария увеличивается тормозное влияние на другое, приводя второе полушарие к снижению активности. В силу каких то воздействий процесс развивается в противоположном направлении. В результате получается попеременное преобладание правого и левого полушария, которое позволяет более экономно расходовать энергетические резервы.
http://neuromania.pro/home.php?page=assimetry&left=anatomy_menu&hd=assimetry
lu-chia
Сообщение #17 | Пн, 15.06.2015, 11:12
Группа: wing
Сообщений: 27487
Традиционно считается, что за распознавание речи отвечает левое полушарие головного мозга. Однако новые исследования ученых Пекинского университета и их коллег из Гонконга обнаружили, что это верно не для всех языков. И если, например, при распознавании английской речи мозг действительно задействует лишь левое полушарие, то распознавание китайской требует активности и от правого. Дело в том, что классический китайский (мандаринский) относится к так называемым тоновым языкам. Высота звука в них повсеместно используется для различения смысла слов.
В своих экспериментах ученые с помощью магнитно-резонансной томографии наблюдали активность мозга добровольцев, слушавших речь на китайском либо английском языках (которые в каждом из случаев были для них родными). Как выяснилось, у англоговорящих участников исследования активировались три специфические области левого полушария мозга, ответственные за распознавание речи, – нижняя лобная извилина, передняя верхняя височная извилина и задняя часть средней височной борозды. Те же области активировались и у участников, говорящих на китайском. Однако помимо этого у них регистрировалась еще и активность в верхней височной извилине правого полушария (1). Эта область ранее связывалась учеными с восприятием музыки и, в частности, высоты звука.

«Высота звука критически важна для восприятия музыки, но имеет не меньшее значение и для понимания смысла в тоновых языках, – прокомментировал открытие один его соавторов, ученый Университета Гонконга Ганг Пенг (Gang Peng) порталу QZ.com. – Основываясь на наших результатах, можно предположить, что правое полушарие участвует в распознавании речи и на всех остальных тоновых языках». К тоновым, помимо китайского, относятся, например, вьетнамский, бирманский, тайский и ряд других языков, преимущественно азиатских.
Данные исследования важны для общего понимания деятельности мозга и взаимодействия полушарий при обработке речи. На практическом уровне они могут быть полезны нейрохирургам при проведении операций на мозге. Ну а кроме того, они отчасти объясняют, отчего «китайская грамота» с большим трудом дается людям, привыкшим говорить на языках, в которых высота звука никак не связана со смыслом, – например, на русском или английском. По этой причине, скажем, Марку Цукербергу или британскому принцу Уильяму, изучающим китайский мандаринский, приходится во время своих уроков в буквальном смысле больше работать головой – задействуя не одно, а сразу оба полушария. via

http://matveychev-oleg.livejournal.com/2324727.html
Ракурсы » Игры разума » Нейрон. Физиология мозга » Межполушарная асимметрия
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: