Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Ракурсы » Игры разума » Нейрон. Физиология мозга » мозг и информация
мозг и информация
lu-chia
Сообщение #41 | Чт, 23.08.2018, 21:50
Группа: wing
Сообщений: 27420
https://postnauka.ru/courses/86307 Навыки цифрового мира
Melodia
Сообщение #42 | Пт, 01.02.2019, 19:12
Группа: Летописец
Сообщений: 2658
«В мире рухнуло сразу всё». Татьяна Черниговская о недоверии к информации и растерянном человеке.Как научить мозг работать в новых условиях, рассказала профессор СПбГУ, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, руководитель лаборатории когнитивных исследований, доктор филологических и биологических наук Татьяна Черниговская на Гайдаровском форуме. С тезисами ее выступления знакомит корреспондент «Росбалта» Анна Семенец.

«Мы попали вообще в другой мир. Он текучий, прозрачный, нестабильный, сверхбыстрый, гибридный. В нем рухнуло сразу все. Автономная жизнь цифрового мира идет полным ходом: интернет вещей, самоорганизация сетей. Цифровая реальность уже признак отбора в социум. Если представить себе некую страну, которая не может себе позволить войти в цифровой мир, можно считать, что ее вообще нет. Она не игрок. Люди могут там жить себе, корзиночки вязать, но они не участники общего дела», — отмечает Черниговская. 

«Еще одна интересная фишка — растущее недоверие к информации. Я об этом много в последнее время думаю. Сейчас к информации такое отношение, как раньше было к сплетням: „Ну, мало ли, кто что сказал? Почему я должна верить?“ Но фокус в том, что это отношение сейчас обращено в сторону настоящих источников информации», — говорит она. Получается, люди еще не научились ориентироваться в растущем потоке информации и предпочитают не верить ничему.

По словам нейролингвиста, цифровая реальность рождает «новый вид» человека. «Я называю это „хомо конфузус“ или „человек в растерянности“. Этот „хомо конфузус“ еще даже не понял, где он находится. Еще не осознал, в какую опасность мы уже попали. Но мы не можем откладывать решение. Потому что это наша жизнь», — считает она.

Вместо этого в обществе идут совершенно противоположные процессы. «Существует такая вещь как синдром отложенной жизни. Люди живут так, как будто сейчас идет черновик. Более того, так воспитывают детей: ты пока делай вот это и вот это, а потом, когда жить начнешь... А ведь он начал жить в тот момент, когда отцовкая и материнская клетка соединились. Это не черновик. Нельзя 20 лет человека держать, чтобы он что-то там потом начал», — отмечает Черниговская.

Наступает цивилизация праздности, к которой мы тоже, в общем, не готовы. «Что собираются делать все те люди, которых заменят цифровые системы? Когда мне говорят: „освобождается простор для творчества“, это вызывает у меня саркастическую улыбку. Вы что, правда считаете, что несметные тысячи, на самом деле — миллионы людей, в освободившееся от тяжелой работы время начнут писать мадригалы и играть на лютне? Вы это всерьез? Произойдет совершенно противоположное. И мы не можем делать вид, что это не так», — подчеркнула она.

«Я веду вот к чему. Как бы мы ни рассуждали о том, хорошо это или плохо — то, что с нами происходит, это уже происходит. Мы уже попали в этот мир, и пути назад нет. Тут не нужно кокетничать. Нужно понять, как в этом мире жить. Я бы поставила вопрос жестко. А мы вообще планируем еще на этой планете жить, или мы все позиции сдаем? Потому что если мы их сдаем цифровому миру, тогда не о чем говорить. Можно пойти кофе пить. Если у нас какие-то планы на собственную жизнь есть, тогда нужно думать, как жить здесь», — считает она.

По словам Черниговской, мы такие, какие есть, вместе со всеми достижениями и провалами нашей цивилизации, благодаря нашему мозгу. «Люди живут не только в мире стульев, микрофонов и апельсинов, но еще и в мирах, которые они сами же и придумали. У нас есть способность оперировать знаками: человеческий язык, математика, музыка. У нас, действительно, сложнейшая нейронная сеть — квадрилион соединений. Если начать на самом деле их считать, нам придется написать десятку и 85 нолей после нее. В нашем языке даже нет слова, чтобы назвать это число. Это не просто больше, чем звезд во Вселенной. Это больше, чем элементарных частиц во Вселенной. То есть, мы должны отдавать себе отчет в том, что у нас находится в черепной коробке», — отмечает она.

Эксперты цифрового мира говорят, что мозг — это компьютер, набор алгоритмов, который гоняет себе нули с единицами. И что рано или поздно они смогут воссоздать его устройство.
«Но разве мозг — только алгоритмы? Сейчас то мы точно знаем, что нет. И если мозг — это компьютер, то как минимум не один — по типу. Какая-то часть мозга, может, и алгоритмы, и там действительно идет этот механический процесс. Но другая часть — это аналоговые вещи. Не будем сейчас про поэтов, художников. Но даже Энштейн говорил: «Интуиция — священный дар, а разум — покорных слуга». Он прямо пишет: «Даже если вывод, имеется в виду научный вывод, выглядит как результат логической работы, это только финал этой работы. Основная часть ее шла отнюдь не путем счетов-пересчетов», — отмечает Черниговская.

Но главное, что нужно понять: нет объекта, который содержит информацию. Всегда есть объект и тот, кто читает все это. «Если перед нами будет лежать древнейший папирус, и не будет человека, который умеет его прочитать, то это никакая не информация. Это просто физический объект. То, что я вычитаю оттуда, зависит от того, какое у меня образование, какие у меня планы, зачем я это читаю.

К чему я клоню? Мы не можем встать на позицию, что люди не важны. Люди важны, потому что это они организуют информацию. Сама по себе информация болтается там где-то, нам от нее ни холодно, ни жарко», — говорит она.
Как поделят мир человек и компьютер, пока не ясно. В этих вопросах вообще очень много неизвестных. «Например, что такое — глупый человек? Можем ли мы утверждать, что мозг абсолютного дурака все равно самое совершенное во Вселенной? Вопрос звучит как игривый, но на самом деле это очень серьезный вопрос. Если там все равно квадрилионы соединений, тогда мы можем вообще сказать, какой мозг умный, а какой — глупый? В таком случае, мы какой искусственный интеллект создаем? Умный? А что это значит? Все тесты интеллекта в основном заточены на счет: умный тот, кто быстро считает. Простите за нескромность, но я вынуждена сказать: считаю я очень плохо, но что-то мне не кажется, что я полная дура. Поэтому нужно делить эти вещи. Мы знаем: можно быть человеком с очень низким интеллектом, но с абсолютной памятью. Это медицинский факт.

А гениальный искусственный интеллект возможен? И что это значит? Если удастся что-то такое создать, мы вообще узнаем, что он гениальный? Узнаем, что он — личность? Есть у нас для этого способ?
Будет ли искусственный интеллект чувствовать боль, страдать, сопереживать, или он будет все это имитировать? Ведь в цифровом мире нет боли и нет смерти, и это кардинально меняет всю картину. Компьютеры работают в измерениях, в которых живое не живет — в нанометрах и наносекундах. И это те системы, которые будут принимать решения. И не надо тешить себя иллюзией, что все равно палец на кнопке будет человеческий. Это все — разговоры в пользу бедных. В конечном итоге все будет зависеть от того, какую информацию он получит», — считает она.

И в то же время сейчас очевидно, что готовить по-старому к новому миру нельзя. «Это очень трудный вопрос. Если полуторагодовалый ребенок может сказать ‚Окей, Гугл‘, и система ему выдаст все, что он хочет, зачем ему приходить в класс, где плохо подготовленная учительница читает ему учебник?

Очевидно, система должна измениться. Мы должны сформировать способность жить в цифровом мире и не потерять человечность. Ведь в итоге все зависит от того, удалось ли вам выстроить отношения с семьей, с детьми, с коллегами и обществом в целом. Должны научить верифицировать информацию, противостоять стрессу, воспитать способность к переменам, научить постоянно учиться. Если мы не свиньи, мы не можем так подставить наших детей, не подготовив их к тому, что их ждет», — считает Черниговская. Поэтому образование будущего — это образование понимания, а не запоминания.

«В прошлом году меня позвали на сессию, которая называлась ‚Новая архитектура образования‘. Я думала, что архитектура — это что-то метафорическое. Но оказалось, что она не только метафорическая, но физическая. Финны, например, массово перестраивают здания школ. Они цветные, там нет стандартных аудиторий — все они меняют форму. Дети учатся то в одной, то в другой, то лежат, то бегают. Их учит то их один учитель, то другой. Все время меняются условия. Это очень важная вещь. Это значит, что они готовы к переменам», — говорит эксперт.

«Последний, кого я хотела бы взять к себе на работу — это отличник, который хорошо считает. У меня для этого компьютер есть. Он все сосчитает сам. Мне нужен безумный какой-нибудь, который не так все делает, всем мешает, какую-то чушь порет. Из него получится какой-нибудь Нильс Бор. Точнее говоря, он уже есть Нильс Бор», — говорит она.

Как тренировать мозг? «Он, как любая мышца, должен тяжело работать. Если мы ляжем на диван, и будем там лежать полгода, то мы не сможем встать. Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Мой ответ такой: мозг должен тяжело работать. Тяжело — ключевое слово. Мозгу должно быть трудно. Книга, которая может быть для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где не ясно: что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой. Не нужно искать трюки, которые улучшают мозг. Их нет. Эти трюки — сама жизнь», — подчеркнула Черниговская.

via: philologist


lu-chia
Сообщение #43 | Пт, 01.02.2019, 20:16
Группа: wing
Сообщений: 27420
Цитата Melodia ()
В нем рухнуло сразу все.

 а я с ней согласна ..

Спасибо, Мелодия
lu-chia
Сообщение #44 | Ср, 17.04.2019, 21:41
Группа: wing
Сообщений: 27420
https://u.to/G_8qFQ

Татьяна Черниговская: «Нельзя читать глупые книги, общаться с придурками и слушать плохую музыку – все это остается в вашем мозгу»

Почему коммуникация – это не главная задача языка, опасно ли для мозга оттягивать работу до дедлайна и почему фраза о том, что нервные клетки не восстанавливаются, безнадежно устарела? Об этом рассказала профеcсор СПбГУ, доктор филологии и биологии, лицо и посол современной науки в Петербурге Татьяна Черниговская.
lu-chia
Сообщение #45 | Чт, 30.01.2020, 07:42
Группа: wing
Сообщений: 27420
https://u.to/LRNZFw

Мы — инициативная группа энтузиастов, которые считают, что назрела необходимость объединить усилия людей, озабоченных явным отставанием общественного контроля от развития цифровых высоких технологий.  Возможности этих технологий неоспоримы, но риски также нарастают, что требует своевременного анализа, лучшего прогнозирования, выработки  взвешенных оценок и рекомендаций для защиты интересов граждан, бизнеса, общества и государства. 

Наряду с несомненными благами и выгодами для человечества, высокие технологии, в частности, цифровые, несут и ряд угроз, как уже очевидных, так и еще неизученных. Задаем ли мы себе вопросы – и даем ли честные ответы – о том, зачем, с какой целью мы развиваем цифровые технологии, чего мы хотим добиться?
Некоторые тенденции бесконтрольного использования таких технологий уже сегодня вызывают тревогу и могут привести к труднопредсказуемым последствиям. Речь идет об уже подкрепленных исследованиями психологов и нейрооученых фактах «цифрового аутизма»: повышения тревожности у детей, ухудшения их памяти, снижения усидчивости, способности к обучению, прежде всего математике и точным наукам. Появляются и грозные признаки новых проблем, вызываемых так называемой «экономикой внимания» и «капитализмом слежки». 
 
Транснациональные гиганты научились извлекать огромные прибыли, продавая, по сути, фьючерсы на человеческое внимание, эмоции, поведение, монетизируя психику и делая таким образом «новой нефтью» самого человека, во все большей степени ставя его под контроль безличных алгоритмов.

Генсек ООН Антониу Гутерьеш в недавнем выступлении в Давосе назвал тёмную сторону хайтека одним из «всадников Апокалипсиса». Гутерьеш говорил о том, что бесконтрольная эксплуатация природных ресурсов привела человечество на край экологической катастрофы. Сегодня природа наносит ответный удар и речь идет о самом выживании нашего вида. Но не приведет ли агрессивная эксплуатация человеческого сознания, эмоций и поведения к тому, что природа, выведенная из равновесия, в будущем обрушится на нас с новой силой? Готовы ли мы к новому апокалипсису и не лучше ли его предотвратить сегодня, чем оставить расхлебывать эти проблемы нашим детям завтра? 

Мы считаем, что прогресс нельзя остановить, но общество может и должно его направлять, просчитывая последствия на перспективу. Русский писатель и философ Иван Ефремов полагал, что человечество с самого начала своей истории развивается между двумя крайностями, балансируя на «лезвии бритвы», и что только так оно может создавать великое и прекрасное, достигать вершин. Нужно и сейчас провести человечество, общество, по «лезвию бритвы», не останавливая прогресс, а задавая ученым и инженерам вектор на усиление возможностей и способностей человека, а не на их ослабление.  

К сожалению, в российском обществе, во многом застигнутом переменами врасплох, серьезный и аргументированный разговор на эти темы толком не начинался. Необходима «новая цифровая осознанность», при которой и отдельные люди, и общество в целом перестанет быть бездумными «пользователями», объектами управления со стороны алгоритмов, вернут себе человеческое достоинство и возможности сознательного личностного и общественного развития.   

Прежде всего нужно начать широкое общественное  обсуждение вызовов и рисков, которые масштабная повестка цифрового развития ставит перед российским обществом. «Новая цифровая осознанность» или просто «новая осознанность» - это комплексный, междисциплинарный подход к разработке и  использованию цифровых высоких технологий, для выработки которого необходимо собрать экспертов в разных областях знания, ученых, философов, представителей общественных организаций, бизнеса и государственных структур. 

Некоторыми из этих вопросов, в частности, влиянием цифрового информационного поля на человека и общество, занимаются специалисты в области медийной грамотности, работают и психологи-консультанты в области цифровой детоксикации. Однако нам представляется, что в условиях бурного развития новых технологий этого явно недостаточно. Необходим более активный и более всеобъемлющий подход, при котором подходы и методики «новой осознанности» будут доступны для всех без исключения членов общества, безотносительно их материального положения, возраста, пола или уровня образования. Необходима и работа над перспективой, постановка задач перед учеными, философами, политиками, но не с тем, чтобы ускорить бездушное извлечение из человека его эмоциональных и когнитивных ресурсов, а чтобы добиться настоящего прогресса – в резком расширении человеческих способностей без того, чтобы слепо полагаться на посредство технологических «протезов». «Новая осознанность» — это не отрицание технологического развития и науки, напротив, это возвращение этим понятиям, которые сегодня все больше отрываются от человека, их истинных значений. Нам представляется, что на этом пути человечество может добиться настоящих прорывов и в расширении человеческих возможностей, и в объединении для решения насущных глобальных проблем, доставшихся от прошлого, полного бездумной эксплуатации природных и внутренних ресурсов.

«Новая осознанность» — это и активный, творческий и гуманистический подход в использовании высоких цифровых технологий, при котором человек перестает быть «юзером», пользователем, и становится личностью, принимающей решения.  
 «Новая осознанность» должна стать основой здорового цифрового общества, сделать развитие способностей человека ядром новой философии. Её принципы должны создать препятствия на пути распространения бесконтрольного «капитализма слежки», низводящего человека до уровня «пользователя»,  который платит за якобы бесплатный доступ к цифровому окружению не только своим здоровьем, личными данными, возможностями и будущим своих детей, но и зачастую своей свободой. Ведь алгоритмические цифровые системы безжалостно вторгаются в частное и общественное пространство, как следствие резко ограничивая такие права человека, как неприкосновенность частной жизни и человеческой личности. 

Мы приглашаем к сотрудничеству ученых, философов, активистов, инженеров, предпринимателей, вне зависимости от их политических убеждений и пристрастий, потому что считаем, что повестка осознанного человеческого развития объединит все здоровые силы.  Мы будем рады видеть Вас среди участников рабочей группы, которая должна будет выработать основные подходы к деятельности движения «новой осознанности», определить ближайшие мероприятия и обсудить формат взаимодействия участников.
lu-chia
Сообщение #46 | Пн, 20.07.2020, 14:43
Группа: wing
Сообщений: 27420


Если Илон Маск и другие предприниматели, работающие над интерфейсом «мозг — компьютер», будут идти к своей цели и дальше, учебные заведения больше не будут актуальны в ближайшие несколько десятилетий, по крайней мере, в своем нынешнем виде. Мы сможем загружать знания с компьютеров прямо в наш мозг. К 2038 году эти технологии  будут доминировать в большей части нашей системы формального образования. То же самое относится и к профессиональной подготовке. 
Начать загрузку Такие технологии уже существуют и работают на благо человека. Люди управляют беспилотниками, используя наушники для чтения мыслей. Пациенты с болезнью Паркинсона уже могут использовать мозговые чипы, чтобы успокоить свои дрожащие руки. Машинные интерфейсы позволяют людям молча общаться друг с другом или с устройствами. Такие технологии работают путем записи паттернов мышления мозга – конфигурации нейронов, которые по-разному запускают разные мысли, – и репликации этих паттернов обратно в мозг посредством электростимуляции от не биологического устройства. За последние несколько лет количество денег, вложенных в технологию электроэнцефалограммы и другие исследования в области интерфейса «мозг — компьютер», значительно возросло, особенно в штате Калифорния, где предприниматели вложили несколько сотен миллионов долларов в такие стартапы. Это количество финансирования, вероятно, еще возрастет, теперь, когда FDA разработало руководящие принципы для регулирования технологии нейрокомпьютерный интерфейса. Такие предприниматели, как Брайан Джонсон, основатель технологической компании Kernel из Лос-Анджелеса, считают, что эта технология в конечном итоге окажется в наших головах. Илон Маск сказал, что он верит, что у его компании Neuralink, занимающейся нейрокомпьютерными интерфейсами в Силиконовой долине, появится потребительский продукт, который позволит соединять людей с компьютерами без физического соединения. Ведущий инженер Google Рэй Курцвейл прогнозирует, что мы сможем загрузить образовательную информацию в наш мозг в ближайшем будущем. Людям скорее всего придется загружать файлы со знаниями в свой мозг, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Пожарный, знающий всю историю каждого пожара, будет более ценным, чем пожарный, имеющий лишь ограниченный карьерный опыт. Прежде чем мы это сделаем Конечно, загрузка чего-либо в ваш мозг включает в себя больше, чем просто нажатие кнопки. И образование – это гораздо больше, чем просто запоминание учебников. Где вы ходите в школу и как преподаются знания – будь то академический университет, или религиозная школа – может существенно изменить то, как и что вы изучаете.

Также важно, кто занимается преподаванием: будь то лауреат Нобелевской премии, помощник неопытного учителя или скучный ИИ, передающий код в вашу голову. Будет ли будущие поколение людей загружать знания бесплатно? Помимо стоимости загрузки обучения, мы должны учитывать стоимость оборудования, доступа и удобств, необходимых для того, чтобы в первую очередь получить эту информацию. Устройства для нейрокомпьютерного интерфейса, которые можно приобрести в настоящее время стартуют от 99,99 долл. США за NeuroSky MindWave Mobile 2 на Amazon до 19,995,00 долл. Freedom 24D Wireless EEG Headset. Ничто из этого пока не может загрузить знания или определенный опыт, но некоторые устройства способствуют спокойствию и концентрации. Когда технологии действительно смогут загружать знания и опыт, поначалу, скорее всего, это будет очень дорого – возможно, даже миллионы долларов. Но рынок таких технологий огромен, цена скорее всего, быстро снизится. Раньше сложно было представить себе, что самые бедные люди смогут позволить себе иметь мобильные телефоны, но сейчас это обыденная реальность. Миллиарды людей смогут в итоге получить десятки докторских степеней, владеть несколькими музыкальными инструментами и получить практически любой навык, о котором мы только можем подумать.

Источник: https://4everscience.com/2020....G28nFsk
lu-chia
Сообщение #47 | Пн, 20.07.2020, 16:51
Группа: wing
Сообщений: 27420
https://leafclover.club/vozmozh....iuUnwb4
lu-chia
Сообщение #48 | Пт, 25.09.2020, 00:06
Группа: wing
Сообщений: 27420
https://econet.ru/article....-gotovy
Черниговскач
lu-chia
Сообщение #49 | Чт, 24.12.2020, 18:49
Группа: wing
Сообщений: 27420
https://rg.ru/2020....ik.html

Константин Анохин: Да, уже есть подходы, разработанные за последние десятилетия. Скажем, мозгу надо запомнить новую информацию. Оказывается, для этого в его нервных клетках включается особая молекулярная реакция. Принципиально важно, что этот механизм универсальный, он работает во всех нервных клетках, которые участвуют в запоминании новой информации. И мы уже можем увидеть в мозге животных, как новая информация "вспыхивает". Засечь все клетки, в которых это происходит. Таким образом можно измерить, сколько бит новой информации получил мозг. Но этого мало. Уже есть математические методы, которые позволяют совершить обратный трюк: только по мозговой карте нейронов, которые "загораются" в мозге при работе с новой информацией, примерно сказать, а что это была за информация.Вы рассказываете удивительные вещи. А можно немного подробнее рассказать, что позволяет заглянуть в мозг, увидеть наглядно, как он работает с информацией? Как в нем рождаются мысль, чувство, намерение?Константин Анохин: Это сложные инструменты оптики, лазерной физики, фотоники, которые работают совместно с методами генетической инженерии. Например, нам удалось сделать мозг мыши, сгенерировавший новую информацию, в прямом смысла прозрачным, поместив его в специальный раствор, имеющий тот же коэффициент преломления, как клеточная мембрана и некоторые белки. И это позволяет увидеть весь нейронный след новой информации, задать мозгу вопросы, где, когда, при каких условиях она в нем возникает. Как она попадает в те или иные клетки? Почему, когда мышь увидела кошку, информация попадет именно в эти клетки, а не в соседние? И наконец, как мозг ее запоминает, хранит и извлекает?
Ракурсы » Игры разума » Нейрон. Физиология мозга » мозг и информация
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск: