Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Ракурсы » Игры разума » Нейрон. Физиология мозга » Сборник
Сборник
lu-chia
Сообщение #1 | Пт, 20.05.2011, 16:41
Группа: wing
Сообщений: 27113
Гениальность Альберта Эйнштейна можно объяснить развитостью теменных долей мозга физика, переразвитыми "музыкальными шишками" и необычными бороздками в затылочной области мозга. Такую гипотезу выдвинула американский антрополог Дин Фальк, сообщает lenta.ru.
Исследователь изучала гениальность великого физика по фотографиям мозга. Дело в том, что после смерти Эйнштейна в 1955 году его мозг был извлечен из черепной коробки патологоанатомом Томасом Харви, который для микроскопического исследования изготовил 240 срезов мозга.
Эти срезы неоднократно изучались. Однако самым необычным показателем до сих пор была названа масса мозга - 1230 г, что близко к нижней границе нормы.
Те образцы не сохранились, но остались их фотографии. Именно их подвергла анализу автор нового исследования, антрополог из Университета штата Флорида Дин Фальк.
Сравнив полученные данные с характеристиками мозга "обычных" людей, ученый подтвердила, что, во-первых, теменные доли мозга Эйнштейна значительно превосходят по размеру среднестатистические. Такое наблюдение уже было сделано в одной из предыдущих работ.
Во-вторых, установила антрополог, у гениального физика были переразвиты определенные структуры моторной коры, контролирующие движения левой руки - обычно эти образования связывают с музыкальной одаренностью, за что их называют музыкальными шишками. Кстати, известно, что Эйнштейн прекрасно играл на скрипке.
Третья особенность головного мозга Альберта Эйнштейна, выявленная Фальк, - необычный рисунок бороздок в затылочной области обоих полушарий.
Антрополог подчеркивает, что утверждение о связи между этими структурными особенностями мозга Эйнштейна и его нестандартным мышлением и выдающимися умственными способностями - лишь гипотеза. Коллеги Фальк согласны, что делать однозначные выводы преждевременно, но исследование признают интересным.
lu-chia
Сообщение #2 | Пт, 20.05.2011, 16:43
Группа: wing
Сообщений: 27113
Тогда Сандра Вителсон, изучив полученные образцы, призналась: «Никогда не встречала ничего похожего у других людей». Непомерно большой у Эйнштейна оказалась так называемая Sylvian fissure - борозда, разделяющая височную и теменную доли. Она разрослась так, что изменила размеры и месторасположение других участков мозга. Это равносильно тому, как если бы у человека брови располагались не над глазами, а под ними.
- Самой необычной характеристикой мозга великого физика считается его масса - 1230 граммов, это почти ниже нормы, - говорит антрополог из Университета штата Флорида Дин Фальк. - Теменные доли мозга Эйнштейна значительно превосходят по размеру среднестатистические. Также у физика были переразвиты определенные структуры моторной коры, контролирующие движения левой руки. Эти образования обычно связывают с музыкальной одаренностью - они даже получили название музыкальных шишек. И еще нас удивил необычный рисунок бороздок в затылочной области обоих полушарий.

------------------------------------------------
«Получается, что предназначением мозга является быть завесой и сокрытием души человека, для того чтобы обеспечить положение, когда информация поступает к конкретному человеку только в соответствии с ограничениями его тела, времени и места, в которых он живет, а также в соответствии с его собственными действиями и усилиями в мире выбора и действия». Если это действительно так, то мозг является скорее не орудием мышления, а экраном и фильтром для информации, приходящей к человеку извне. В то же время, орудием восприятия и мышления является душа, возможности восприятия которой не ограничены. И только когда душа облачена в материальные одежды тела, ее возможности ограничены так же, как и у любого материального тела: местом и временем, количественно и качественно. Таким образом, именно тогда, когда мозг поврежден и не выполняет должным образом свои функции, появляется возможность заглянуть в чудесный мир души без какого–либо материального сокрытия или преграды. И вот как рав Деслер отвечает на поставленные выше вопросы: пророчество дано слабоумным, потому что «у них экран–завеса не так силен, как у нормальных людей”. А объяснение того, что младенец в утробе матери способен видеть «от края Мира и до края» и воспринять всю мудрость за такой короткий период времени, заключается в следующем: «Младенец видит и воспринимает, конечно же, не с помощью мозга, это постижения внутренние, вливаемые в его душу без ограничений места и времени, плавно и непосредственно. Они поступают из Высшего мира, из Источника всех знаний...» А когда ребенок выходит в мир, «приходит ангел и шлепает его по устам», т.е. его «ударяет» сила Природы, материального внешнего мира, и заставляет забыть все

http://www.spectr.org/1999/012/deti.htm

если вспомнить величину мозга Золя (где-то 900 грамм), Пастера у которого было лишь одно полушарие, не помню какое именно, можно сделать интересный вывод - чем меньше мозг) тем больше принципиально новой информации можно "скачать" из общего инфополя, хотя, конечно, связь не настолько прямая..
lu-chia
Сообщение #3 | Пт, 20.05.2011, 16:43
Группа: wing
Сообщений: 27113
Савельев, Сергей Вячеславович (род. 1959), российский ученый, эволюционист, палеоневролог[1], доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН. Член Союза художников РФ. Отвечает на вопросы читателей журнала" Наука и жизнь" :

Здравствуйте. Меня зовут Вячеслав. Я художник. Верующий. В данное время нахожусь в Оклахоме (США), расписываю православную церковь. Меня интересуют вопросы симметрии. В частности, по Вашей теме: какова роль симметрии в развитии мозга? Насколько симметричен мозг? Согласны ли Вы с точкой зрения, что первенство в науке должна занять симметрия? Спасибо. Желаю успехов!
Вячеслав

В мозге нет ни одной симметричной структуры – ни у животных, ни у человека. Рисунок извилин индивидуален в правом и левом полушарии. В учебниках по анатомии рисуют симметрично оба полушария просто для упрощения, но это не корректно. Если измерять точно структурные линии мозга, то окажется, что асимметрия очень велика. Она может быть двух-трехкратной, хотя внешне это может быть и не заметно.
Не только у взрослого мозга есть ассиметрия, она есть даже на стадии эмбрионального развития. Левая и правая половинки мозга развиваются асинхронно. Причем ассиметрия не связана с популярными идеями о том, что левое и правое полушарие принципиально различаются и предназначены для различных функций. Никаких принципиальных различий между левополушарными и правополушарными речевыми центрами нет. Также, как и моторных. Хотя у психологов есть убеждение, возникшее на статистически недостоверных материалах, что такое функциональное разделение должно быть.

Согласны ли Вы с утверждением, что Искусственный интеллект будет следующей ступенью эволюции?
Котов Денис

Нет, не согласен, потому что никаких реальных оснований для создания искусственного интеллекта нет. И то, что называется нейрокомпьютером – абсолютная липа, вымысел людей, занимающихся техническими науками, совершенно не представляющими ни принцип работы мозга, ни принципы мышления.

Мозг – морфогенетически активная система. Это означает, что связи между нейронами на протяжении всей жизни все время меняются, а поскольку нейронов у нас 150 миллиардов, то для того, чтобы хотя бы убого смоделировать эту систему, надо взять 150 млрд. процессоров, внутрь которых посадить людей, которые будут случайным образом непрерывно перепаивать связи между ними. При этом еще надо знать еще некоторые закономерности этой перепайки. Люди, которые занимаются построением «псевдонейрокомпьютеров», строят их на алгоритмах, принятых в математике, то есть на тех понятиях, которые для мозга являются казуистикой. Поэтому никакой следующей системы эволюции в виде искусственного интеллекта не будет, т. к. интеллект, т.е. мышление, построено на совершенно других принципах.

http://www.nkj.ru/interview/4624/

lu-chia
Сообщение #4 | Пт, 20.05.2011, 16:44
Группа: wing
Сообщений: 27113
Из огромного количество мифов и удивительных фактов, касающихся работы нашего мозга, The Daily Mail отобрала самые смешные и опубликовала весьма забавный рейтинг.

Факты:

1. Человек не может пощекотать сам себя. Дело в том, что человеческий мозг настроен на восприятие внешних раздражителей, чтобы не пропустить важные сигналы в потоке ощущений, вызванных действиями самого человека.

2. Разглядывать фотографию сложнее, чем играть в шахматы. Дело в том, что человеку зачастую довольно сложно идентифицировать визуальные объекты. Увиденный мельком объект можно легко принять за что-то другое. К примеру, фигура человека, стоящая на неосвещенной трассе, может вполне оказаться дорожным знаком.

3. Зевота помогает мозгу проснуться. Зевание часто ассоциируется с недосыпом и скукой, но на самом деле это помогает человеку проснуться. Во время зевания расширяется дыхательное горло, которое позволяет легким получить больше кислорода, который затем перемещается в кровь, делая нас бодрее.

4. Компьютерные игры учат делать несколько дел одновременно. Лучшим источником тренировки способности выполнять несколько заданий одновременно являются компьютерные игры. В шутерах, к примеру, необходимо застрелить как можно больше врагов, наступающих с разных сторон. Игры заставляют людей рассредоточивать внимание и молниеносно реагировать на малейшие изменения ситуации.

5. Упражнения помогают держать мозг в форме. Постоянные занятия спортом увеличивают количество капилляров в мозгу, что позволяет доставлять больше кислорода и глюкозы. Бывшие спортсмены с возрастом теряют ментальное здоровье гораздо реже остальных. Для эффективности занятия спортом должны продолжаться не менее 30 минут несколько раз в неделю.

6. Мозг человека использует меньше энергии, чем лампочка в холодильнике. Сообщения между клетками головного мозга передаются при помощи электрических сигналов. При этом используется 12 ватт энергии - меньше, чем для работы лампочки в холодильнике.

7. Дурацкую песню очень сложно забыть. Мозг помнит распорядок дня человека, начиная с приготовления кофе и заканчивая дорогой, по которой он должен поехать, чтобы добраться до дома. Способность вспомнить эту последовательность делает возможной каждодневную человеческую жизнь. Часто мозг автоматически включает услышанную мелодию в этот алгоритм и периодически напоминает ее человеку.

Мифы:

1. Человек может использовать только 10% своего мозга. Несмотря на расхожесть этого мнения, на самом деле человек каждодневно использует весь потенциал своего мозга. Различные исследования показали, что даже для выполнения простого задания активизируются практически все отделы головного мозга.

2. Слепые лучше слышат. Исследования показали, что слепые слышат слабые звуки не лучше всех остальных. Однако у незрячих лучше развита слуховая память. Они быстрее понимают смысл предложения на иностранном языке, а также лучше определяют источник звука.

3. Чем больше мозг, тем больше ума. Размер мозга не влияет на интеллектуальные способности человека. Тем не менее, по мнению исследователей, ум зависит от синапсов - контактов между нейронами. Количество синапсов растет в детский и юношеский период жизни человека и влияет на интеллект.

4. Музыка Моцарта делает детей умнее. Этот миф появился в 1993 году, когда в журнале Nature было опубликовано исследование, согласно которому 10 минут прослушивания произведений Моцарта улучшало результаты контрольных работ студентов колледжей. Новость была моментально растиражирована в СМИ, которые подменили "студентов" "маленькими детьми". Однако никаких доказательств влияния классической музыки на интеллектуальные способности человека с тех пор получено не было.
lu-chia
Сообщение #5 | Пн, 23.05.2011, 15:28
Группа: wing
Сообщений: 27113
физиология ЦНС - http://bibliotekar.ru/447/55.htm
lu-chia
Сообщение #6 | Чт, 20.10.2011, 21:57
Группа: wing
Сообщений: 27113
В начале девяностых годов мне довелось побывать на семинаре, который проводила Наталья Петровна Бехтерева в Радиевом институте, Санкт-Петербург. Её доклад был посвящён обзору основных результатов и методов исследований человеческого мозга, выполненных как в Институте мозга человека, носящем ныне имя Натальи Петровны, так и в мире в целом.

После очень интересного и насыщенного информацией доклада настало время для вопросов, и я задал свой:

- Наталья Петровна, результаты, о которых вы рассказали, производят впечатление, они интересны и значимы. Однако нет ли у вас ощущения, что наука о мозге постепенно заходит в тупик? Поясню, почему возник такой вопрос. Методы исследований, о которых шла речь, способны выявить лишь статистические закономерности, присущие той или иной совокупности испытуемых или событий. А основная функция мозга, мысль в широком смысле, единична. Любая мысль уникальна и неповторима. Между тем, в современной науке нет аппарата для исследования разовых, уникальных явлений. Соответственно, самое главное всегда оказывается вне поля проводимых исследований.

Наталья Петровна неожиданно серьёзно отнеслась к прозвучавшему вопросу. Да, у неё есть ощущение, что наука о мозге заходит в тупик. Более того, пару лет назад она с коллективом соавторов написала статью о том, что мозг исследуется совершенно не адекватными феномену сознания средствами, и послала её в ряд наиболее авторитетных международных журналов, - но статья была всюду отклонена и так и не вышла. Уже после доклада Наталья Петровна подошла ко мне, поблагодарила за вопросы. Мы разговорились, и я задал ещё один вопрос:

- Большинство исследований мозга, о которых сегодня шла речь, напоминают мне исследование влияния порчи различных деталей телевизора на показываемое изображение. Дескать, мы можем понять, как создаётся изображение, ломая детали или меняя режим их работы, а из наличия зависимости изображения от состояния тех или иных элементов делаем вывод, что видимая на экране картинка создаётся внутри самого телевизора. Действительно, зависимость картинки от состояния деталей будет, ну и что? Изображение вовсе не создаётся внутри телевизора, в нём оно лишь трансформируется из невидимой для нас формы в видимую. Источник изображения остаётся вне поля исследований, хотя декларируется иное. Наталья Петровна, что вы скажете о данной метафоре?

Вместо ответа она сказала, что хотелось бы обсудить эти вопросы в другой обстановке, и пригласила в удобное для меня время приехать к ней.

Через несколько дней мы встретились. В ходе разговора Наталья Петровна подробно рассказала про случай, который её очень удивил. За год-два до этого в клинике Института мозга лежал получивший тяжёлые ранения спецназовец, который, согласно всем канонам медицинской науки, просто не должен был двигать ногами – у него был перебит спинной мозг, и как показывали многочисленные исследования, все сигналы, идущие по нервам, до ног не доходили. Но он ими двигал, вопреки всем канонам медицины! Объяснить этого никто не мог. Мы сошлись во мнении, что если не допущено ошибок в диагнозе, этот случай свидетельствует в пользу наличия ещё одной неизвестной науке системы управления телом, стоящий над нервами и идущими по ним сигналами.

http://www.ppole.ru/ip_zar1.htm

подарок от bio )
lu-chia
Сообщение #7 | Пт, 21.10.2011, 20:37
Группа: wing
Сообщений: 27113
http://svitk.ru/004_book_book/8b/1969_yaroh-nervnie_bolezni.php неврные болезни

http://atlas.likar.info/Borozdyi_i_izvilinyibolshogo_mozga/ извилины

http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2016/p33.php

http://www.eurolab.ua/anatomy/87/
lu-chia
Сообщение #8 | Чт, 27.10.2011, 11:37
Группа: wing
Сообщений: 27113
Сегодня известно, что ощущения удовольствия, радости, счастья обеспечивают три класса веществ, если они появляются в определённых отделах мозга и в достаточной концентрации.

1. Энкефалины и эндорфины — это полипептиды, то есть короткие цепочки, состоящие из аминокислотных остатков. В живых организмах эти соединения образуются отщеплением фрагментов от намного более крупных белков-предшественников.

Энкефалины содержат всего пять аминокислотных остатков, например:
H2N—тирозин—глицин—глицин—фенилаланин—лейцин—СООН.

Длина эндорфинов — от 16 до 31 аминокислотного остатка, при этом конец цепочки обычно „совпадает“ с энкефалином.

Рис. 1. Производные арахидоновой кислоты (эндогенные каннабиноиды)

Энкефалины и эндорфины — действующие начала в наиболее древней системе регуляции. Эта система сформировалась одновременно с гормональной, в те времена, когда о нервной системе природа и не помышляла. Действительно, упомянутые полипептиды найдены у плоского червя планарии, пиявки, дождевого червя, некоторых моллюсков (улитки), ракообразных (крабы) и насекомых (тараканы). Возможность проведения исследований на этих простых моделях облегчает работу учёных.

http://wsyachina.narod.ru/psychology/sunshine_1.html
lu-chia
Сообщение #9 | Ср, 09.11.2011, 11:40
Группа: wing
Сообщений: 27113
Получается, что наш мозг чрезмерен. Эволюционируй мы медленнее, мы достигли бы той же эффективности при меньших размерах "процессора". Но первый вид, эволюционируя, должен был заплатить такую цену.

http://www.computerra.ru/own/shabanov/644234/

http://www.braintools.ru/article/865
lu-chia
Сообщение #10 | Чт, 19.01.2012, 09:04
Группа: wing
Сообщений: 27113
http://scorcher.ru/neuro/source.php

Нервная система крайне консервативна. Её структурные изменения начинаются тогда, когда исчерпаны все другие возможности адаптации организма. Это связано с тем, что даже незначительные изменения неврологической организации могут вызывать необратимые и губительные поведенческие последствия. Эволюция нервной системы проходила по своеобразным законам. Мозг должен был всегда адекватно выполнять свои функции и не мог подвергаться мгновенным и глобальным перестройкам. Для нервной системы характерны относительно медленные структурные изменения, которые не могли происходить вне специфических условий. Под такими условиями подразумевается некая среда, где могли бы потребоваться необычные органы чувств или глубокий ассоциативный анализ необычных условий.

Мышление и речь связаны неразрывными узами. При нарушении функций левого полушария, приводящих к расстройству речи, человек утрачивает и способность к абстрактному мышлению. Причина и характер расстройства мыслительных функций понятны и не вызывают недоумений. Неясно лишь, почему с утратой абстрактного мышления исчезает и хорошее настроение.
После левостороннего шока человек часто мрачнеет, сутулится, плечи опускаются вниз, исчезает улыбка, во взгляде печаль и тоска; все положительное встречается с недоверием. Глубокий пессимизм – главный критерий в оценке любого события. Каким образом появление отрицательных эмоций оказалось связанным с утратой абстрактного мышления, пока остается непонятным.
...При демонстрации кинофильмов можно с помощью контактных линз направлять зрительную информацию в правое или левое поле зрения, то есть преимущественно в правое или левое полушарие.
Удивительный эксперимент дал совершенно неожиданные результаты. Оказалось, что правое полушарие занимается главным образом оценкой неприятного и ужасного, а левое – приятного и смешного. Чувство юмора в большей степени связано с деятельностью левого полушария и меньше выражено у его правого собрата.
Таким образом, нельзя полностью отрицать разграничение функций между полушариями по формированию эмоций. Теоретически рассуждая, такую специализацию можно оправдать. Положительные эмоции, способствуя широкому распространению возбуждения по различным структурам мозга, активируют ассоциативную деятельность, это вызывает большое количество самых разнообразных, и достаточно обычных и нестандартных, ассоциаций, облегчая творческую деятельность левого полушария и тем самым стимулируя абстрактное мышление.
lu-chia
Сообщение #11 | Чт, 19.01.2012, 09:20
Группа: wing
Сообщений: 27113
Иваницкий Мозговая основа субъективных переживаний - http://scorcher.ru/neuro/science/recept/mem147.htm
Legenda
Сообщение #12 | Чт, 19.01.2012, 15:57
Группа: Заблокированные
Сообщений: 5
wing,
"Американский исследователь Дж. Боген показал, что преобладание активности одного из полушарий наряду с врожденными факторами может быть обусловлено особенностями воспитания и обучения, то есть тренировкой.
На самом же деле нормальная психическая деятельность предполагает совместную работу обоих полушарий. Но что значит совместная работа? В нейрофизиологии эта проблема формулируется как проблема взаимодействия полушарий.
Таким образом, оба полушария не независимы Друг от друга. Между ними складываются сложные и противоречивые взаимоотношения. С одной стороны, они дружески участвуют в работе мозга, дополняя способности каждог, о с другой стороны, соперничают, как бы мешая друг другу заниматься своим делом."


Почему-то подумалось, что отношения между мужчиной и женщиной, каким-то образом прорабатывают опыт взаимодействия полушарий мозга...
lu-chia
Сообщение #13 | Чт, 19.01.2012, 17:45
Группа: wing
Сообщений: 27113
Quote (PA_Uk)
Почему-то подумалось, что отношения между мужчиной и женщиной, каким-то образом прорабатывают опыт взаимодействия полушарий мозга...


вот-вот, и мне про мужчин и женщин тоже пришло в голову в связи с асимметрией)
lu-chia
Сообщение #14 | Пн, 19.03.2012, 09:50
Группа: wing
Сообщений: 27113
http://rusrep.ru/article/2012/02/21/m_j/

Наука все еще далека от окончательного ответа на этот вопрос — чем же мужчина отличается от женщины. Сегодня область, связанная с психологическими различиями между полами, — это поле жестокой битвы между двумя научными дисциплинами: гендерной и эволюционной психологией. Первые стремятся доказать, что фундаментальных психологических различий между гендерами не существует вовсе, а то, что мы наблюдаем, — лишь вредные стереотипы, навязанные нам культурой и воспитанием. Причем культуры в большинстве своем патриархальны, то есть вырабатывают правила, удобные для мужчин и угнетающие женщин.

1. Предназначение: культура vs. природа

История. Рассматривать М и Ж как идеальные субстанции мужественности и женственности придумал сумрачный гений Отто Вейнингер в начале ХХ века. В 22 года он написал «Пол и характер» — пожалуй, самую сексистскую книгу всех времен и народов, библию мужского шовинизма.

Вейнингер призывал к всеобщему целомудрию и победе над своей низкой природой, «внутренней женщиной». Его собственный «внутренний джихад» длился недолго: в год выхода книги он застрелился. Но вскоре этим трактатом уже зачитывалась половина Европы, делая перерыв только на участие в Первой мировой.
Теория. Только М по-настоящему разумен, Ж мыслит смутными ощущениями, она лишена логики. М живет сознательно, Ж — бессознательно. В каждом человеке есть что-то от М и что-то от Ж, но если М — «образ Бога», то Ж — его противоположность, инстинктивное начало.

Вейнингер считал, что эмансипация невозможна в принципе, потому что главный ее враг — сами женщины. А те из них, кто стремится к освобождению, проявляют мужские черты характера, то есть эмансипации жаждет вовсе не Ж, а М — мужское начало в женщине.

2. Стиль общения: инструментальность vs. экспрессивность


История. Разница в стиле общения мужчин и женщин бросается в глаза (и иногда даже пытается их выцарапать). Но в чем именно она заключается? Самая популярная версия — женщины обычно болтливее — не выдерживает экспериментальной проверки. В одном из исследований испытуемые много дней не снимали миниатюрный микрофон, записывающий все разговоры. Выяснилось, что женщины вовсе не болтливее мужчин, хотя и говорят в среднем быстрее.
lu-chia
Сообщение #15 | Пн, 19.03.2012, 09:52
Группа: wing
Сообщений: 27113
3. Способности: физики vs. лирики


История. Интеллектуальные тесты вроде бы доказали неправоту Чарлза Дарвина и многих других, считавших, будто Ж глупее М. Средние показатели IQ у них одинаковые. Правда, есть одна четко просматривающаяся тенденция: Ж явно успешнее в вербальных (связанных со словами) заданиях, а М — в технических и требующих пространственного мышления.

Теория. Любимые игры детей направлены на развитие их сильных сторон: мальчики больше оттачивают способности ориентироваться в пространстве, девочки чаще прокачивают способность к общению

Практика. Заблудившись в городе, М достанет карту и с глубокомысленным видом начнет ее изучать. Ж свою карту забыла дома, но она готова спрашивать прохожих — подскажут, а какой-нибудь встречный М даже сам куда надо доведет и по дороге развлечет.

Все технические изобретения принадлежат М, зато педагогические победы намного легче даются Ж. М не слишком ценит дипломатические способности Ж, но ситуация меняется: второй раз подряд главным американским дипломатом становится женщина.

4. Социальная мотивация: самоутверждение vs. отношения

История. В 1970-е, годы расцвета феминизма, американские женщины-психотерапевты пришли к выводу, что проблемы их клиенток коренным образом отличаются от мужских. Все дело в мотивах: Ж прежде всего стремятся к гармонии отношений, а М — к самоутверждению и успеху. Поэтому феминистки стали доказывать, что типичные учебники по психологии описывают М и не соответствуют опыту Ж.

Теория. М ищет независимости и самостоятельности, Ж — участия и контактов с людьми. М занимают конкуренция и власть, Ж добивается взаимопонимания и близости. М боится зависимости, Ж — изоляции. В семье Ж страдает от недостатка общения с М, а М — от недостатка уединения, ему необходимо свободное личное пространство
lu-chia
Сообщение #16 | Пн, 19.03.2012, 09:53
Группа: wing
Сообщений: 27113
5. Мораль: справедливость vs. сочувствие


История.
Наступление феминизма привело к тому, что психологам-исследователям пришлось выполнять противоречивый социальный заказ: с одной стороны, искать доводы, подтверждающие равенство мужчин и женщин, с другой — показывать превосходство женщин над жестоко угнетавшими их мужчинами.

Теория. По Джиллиган, нравственность М основана на его представлениях о справедливости, о правах других людей. М стремится следовать своим моральным установкам независимо от конкретной ситуации и готов принести им в жертву свои отношения с людьми («Платон мне друг, но истина дороже»), а иногда и самих людей. Для Ж справедливость сама по себе, как и другие абстрактные принципы, не имеет особого значения — она совершает те или иные поступки исходя из конкретной жизненной ситуации, проявляя заботу и сочувствие по отношению ко всем ее участникам.

Практика. Опросы американских студентов, проведенные после терактов 11 сентября, показали, что мужчины почти единодушно готовы бомбить талибов в Афганистане, требуя заслуженного возмездия и защиты своих прав. Среди женщин преобладало другое настроение: они считали, что контратака приведет к усилению взаимной ненависти и увеличению бессмысленных смертей. После таких опросов поневоле начинаешь задумываться о превосходстве женщин, а вовсе не какого-то там Борна
lu-chia
Сообщение #17 | Пн, 19.03.2012, 09:54
Группа: wing
Сообщений: 27113
6. Мозг: специализация vs. интеграция

История. В любимой многими комедии «Борат» казахский журналист приходит на встречу с американскими феминистками и в ответ на их слова о равенстве мужчин и женщин удивленно заявляет: мол, это невозможно, ведь, как всем известно, казахские ученые доказали, что мозг женщины по величине напоминает мозг белки. Феминистки в шоке. А между тем Борат не так уж далек от правды: мозг Ж действительно отличается размерами от мозга М, а с развитием методов сканирования ученые стали находить и другие различия.

Теория. Мозг Ж на самом деле меньше мозга М — правда, только на 10%. Но размер в данном случае не имеет особого значения — гораздо важнее то, что полушария мозга Ж соединены существенно большим количеством связей, чем у М. У мужчин отдельные зоны мозга более специализированы — например, левое полушарие у них жестко связано с речью. Женский мозг лучше интегрирован — так, в обработке речи активно участвуют оба полушария.

Ошибочным является представление о том, что у М лучше развита кора, а у Ж «подкорка». Скорее наоборот: у М особенно активно миндалевидное тело — подкорковая структура, связанная с инстинктивными эмоциональными реакциями, такими как агрессия и страх. Мужчинам это нужнее по причине их неустанной заботы о доминантности и конкуренции в рамках самцовой иерархии.

Практика. Предполагают, что высокая специализация полушарий и отдельных зон мозга М — причина его способности концентрироваться на одной задаче, тогда как внимание Ж отвлечь намного легче. У специализации, впрочем, есть и неприятные стороны: возможно, именно она мешает мужчинам выражать словесно свои чувства. Интегрированность мозга женщин предположительно обусловливает их манеру «нечеткого» мышления, развитую интуицию, предпочтение синтеза анализу.
lu-chia
Сообщение #18 | Пн, 19.03.2012, 09:54
Группа: wing
Сообщений: 27113
7. Гормоны: крутизна vs. мягкость

История. Обнаружение разницы в мозгах пошатнуло политкорректную теорию о том, что все различия между мужчинами и женщинами навязаны обществом. А эксперименты с половыми гормонами не оставили от нее камня на камне. Впрочем, феминистки этого не заметили.

У некоторых певчих птиц вокальным даром обладают только самцы. Но если сделать самке инъекцию тестостерона, она начинает петь. Введение тестостерона беременным обезьянам делает родившихся у них женских особей агрессивными и самоуверенными. И наоборот: если в период внутриутробного развития мальчик подвергнется воздействию ненормально высокого уровня эстрогена, он окажется в мужском теле, но с женским мозгом и вырастет миролюбивым, чувствительным, женственным.

Теория. Именно гормоны придают мужские или женские формы не только нашему телу и мозгу, но и душе. Наиболее явные отличия М от Ж, такие как агрессивность, склонность к риску, доминантность, энергичность, самоуверенность, нетерпеливость, желание соревноваться, определяются прежде всего уровнем тестостерона в крови.

В свою очередь эстроген развивает в Ж влечение к доминирующему самцу, сильному и опытному, признанному в обществе, и дает ряд других преимуществ: улучшает координацию и точность движений (Ж лучше М справляется с задачами, требующими быстрых искусных движений), усиливает языковые способности.

Собственно, именно от соотношения в организме тестостерона и эстрогена в первую очередь зависит то, насколько реальные мужчина и женщина будут походить на описанных в этой статье М и Ж или на них обоих сразу — если в организме много и того и другого гормона. Как выяснилось, Ж и М не исключают друг друга: в психологически бесполом человеке очень мало и М, и Ж, в феминном — мало М и много Ж, в маскулинном — много М и мало Ж, в андрогинном — много и М, и Ж.

Практика. Тестостерон заставляет М видеть вокруг больше сексуальности, чем склона замечать Ж: то, что женщина принимает за дружелюбное расположение, М понимает как флирт и делает соответствующие выводы. А сколько неприятностей из-за этого!..

Еще один источник взаимного непонимания М и Ж связан с тем, что количество тестостерона в организме стабильно, а уровень женских гормонов колеблется с менструальным циклом, определяя необъяснимые для М колебания настроения Ж (в одном российском исследовании было показано, что девушки успешней сдают экзамены в период овуляции — когда в их крови больше всего эстрогена).
lu-chia
Сообщение #19 | Пн, 19.03.2012, 09:56
Группа: wing
Сообщений: 27113
8. Репродуктивная стратегия: полигамия vs. моногамия


История. В последние десятилетия одной из самых модных наук стала этология человека — наука о поведении людей как одного из видов животных. Исследования этологов показали, что особенности мужского и женского поведения людей не уникальны: у многих животных наблюдаются те же различия. Самцы обезьян обладают лучше выраженными пространственными способностями и более агрессивны, самки склонны к кооперации и заботе о ближних.

Возникает резонный вопрос: зачем им это надо? Ответ достаточно очевиден: потому что у них разные репродуктивные стратегии. Самец стремится оплодотворить как можно больше самок, а значит, должен много перемещаться и быть способен побеждать других самцов. На самку ложится основная доля заботы о потомстве, а значит, она должна быть заботливой, способной к сочувствию и склонной к поучениям.

9.Роль в эволюции: инновации vs. традиции


История. Исследователи давно заметили, что, хотя среднее значение коэффициента интеллекта у мужчин и женщин одинаковое, у представительниц прекрасного пола наблюдается значительно меньший разброс по показателям IQ: как гениев, так и дебилов среди мужчин значительно больше. То же и с другими признаками: мужчин почему-то тянет к крайностям, женщин — к золотой середине. Эту загадку, как и многие другие, включая сам смысл существования двух полов (действительно, почему не один, не три?), разрешила эволюционная теория пола российского эволюциониста-теоретика Вигена Геодакяна.

Теория. Идея эволюции включает два непременных противоположных аспекта — сохранения и изменения. Живая система, чтобы лучше сохраниться, должна быть «подальше» от опасностей среды, но, с другой стороны, она же дает и полезную информацию о том, как нужно меняться, — и для получения ее системе надо быть «поближе» к среде.

Практика. По словам Геодакяна, «новаторство в любом деле — миссия мужского пола. Мужчины первыми осваивали все профессии, виды спорта; даже вязание, в котором сейчас монополия женщин неоспорима, изобрели мужчины (Италия, XIII в.)». Роль авангарда принадлежит мужчинам и в подверженности некоторым болезням и социальным порокам.
lu-chia
Сообщение #20 | Пн, 19.03.2012, 09:57
Группа: wing
Сообщений: 27113
10. Архетипы: инь vs. ян


История. Мудрецы всех времен видели в мире и человеке борьбу двух противоположных начал. Им поклонялись как богу и богине, отцу небесному и матери-земле, Солнцу и Луне, Марсу и Венере, Шиве и Шакти. Психотерапевт Карл Густав Юнг вернул в современную психологию представление об архетипах — идеальных врожденных образах М и Ж в нашей душе. Наткнулся он на эти образы, копаясь в бессознательном клиентов, приходивших к нему на сеансы психотерапии: чтобы прорваться к самым глубоким слоям психики, пациентки сталкивались с необходимостью осознать в себе мужчину, а пациенты — женщину.

Теория.
По Юнгу, мы можем найти внутри себя идеальный образ М — анимус и Ж — аниму. Сравнивая конкретных людей с этими интуитивно ощущаемыми образцами, мы можем судить об их мужественности и женственности. Каждый из нас — потенциальный андрогин, сочетающий в себе оба начала, но у мужчин женское начало вытесняется в бессознательное: кому захочется быть похожим на бабу? У женщин то же самое происходит с мужским началом.

Практика. В каждом из нас живет существо противоположного пола, и с возрастом оно становится все сильнее. Осознавать это немного страшно (особенно мужчинам), но именно это дает нам возможность понять друг друга, покончить с бесконечными гендерными войнами и обрести гармонию мужского и женского начал.
Ракурсы » Игры разума » Нейрон. Физиология мозга » Сборник
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: