Иван Ильич Леонидов - архитектор - конструктивист, один из наиболее ярких представителей авангардного течения в России начала прошлого века и настоящий мастер так называемой "бумажной архитектуры".
http://architime.ru/architects/a_leonidov_i_i.htm Опираясь на научный подход и метод, новые теоретики разразились немалым количеством исследовательских работ, в т. ч. об объективном влиянии цвета, формы и композиции на человеческое восприятие. Для архитектуры же непосредственным прорывом стал уход от плоского планировочно-фасадного проектирования («рисование» архитектуры) к проектированию пространственно-трёхмерному, где требовалась целесообразная функциональная организация сооружения. Одно из наиболее выдающихся в этой области имён — имя архитектора-конструктивиста Ивана Леонидова. Существенным моментом его творчества стало переосмысление социальной сущности сооружений. Расчёт был на нового человека с его гуманизмом и демократичностью, стремлением вперёд, в «космический» век, в эпоху познания и прогресса.
Большинство новаторских архитектурных проектов не получили своего физического воплощения в силу технической недоразвитости строительного процесса на тот момент. Это стало одним из опорных пунктов критики авангарда в последующем десятилетии. К тому же экономика страны ориентировалась на индустриальное развитие, средства шли на строительство промышленных сооружений и весьма ограниченно расходовались на создание сооружений общественных. Проекты авангардистов, будучи практичными, имели точный инженерный расчёт. Сам же Леонидов использовал достижения современной техники, в том числе максимальные возможности новых конструкций, считая единственно правильным близкое сотрудничество архитектора и инженера уже на первоначальной стадии работы над проектом технического сооружения. Рассмотрим одно из знаковых произведений этого автора, повлиявшее на его дальнейшее творчество, ставшее его творческим кредо.
Опираясь на научный подход и метод, новые теоретики разразились немалым количеством исследовательских работ, в т. ч. об объективном влиянии цвета, формы и композиции на человеческое восприятие. Для архитектуры же непосредственным прорывом стал уход от плоского планировочно-фасадного проектирования («рисование» архитектуры) к проектированию пространственно-трёхмерному, где требовалась целесообразная функциональная организация сооружения. Одно из наиболее выдающихся в этой области имён — имя архитектора-конструктивиста Ивана Леонидова. Существенным моментом его творчества стало переосмысление социальной сущности сооружений. Расчёт был на нового человека с его гуманизмом и демократичностью, стремлением вперёд, в «космический» век, в эпоху познания и прогресса.
Большинство новаторских архитектурных проектов не получили своего физического воплощения в силу технической недоразвитости строительного процесса на тот момент. Это стало одним из опорных пунктов критики авангарда в последующем десятилетии. К тому же экономика страны ориентировалась на индустриальное развитие, средства шли на строительство промышленных сооружений и весьма ограниченно расходовались на создание сооружений общественных. Проекты авангардистов, будучи практичными, имели точный инженерный расчёт. Сам же Леонидов использовал достижения современной техники, в том числе максимальные возможности новых конструкций, считая единственно правильным близкое сотрудничество архитектора и инженера уже на первоначальной стадии работы над проектом технического сооружения. Рассмотрим одно из знаковых произведений этого автора, повлиявшее на его дальнейшее творчество, ставшее его творческим кредо.
Дипломный проект Ивана Леонидова: Институт библиотековедения имени Ленина на Ленинских горах («Институт Ленина»), показанный в 1927 г. на Первой выставке современной архитектуры в Москве, обошедший не одно архитектурное издание за пределами страны, оказал прямое или косвенное влияние на мировую архитектуру вплоть до 60-х гг. XX века. Диплом сопровождался большим демонстрационным макетом. Институт имел сложную объёмно-пространственную композицию, развитую по трём координатным осям. Лишённый «фасадности», являя собою сочетание ясных геометрических объёмов, комплекс был одновременно статичным и динамичным. Монументальность достигнута по-новому, не в архаическом смысле, а благодаря возможностям технических достижений тех лет. Содержание комплекса: шарообразный объём аудитории на 4000 человек и вертикально поставленный параллелепипед книгохранилища, вознесённые над плоскостью стилобата, а так же корпуса лабораторий и кабинетов для научной работы, уходящие в трёх направлениях от центра композиции в зелень парка.
Здания в виде шара проектировались до и после проекта Леонидова, но у него законченная форма получила полноценное выражение. Автор рискнул оторвать шар от земли, что явилось принципиально новым в тектоническом и эстетическом мышлении. Шар стоит на одной опорной точке, запроектированной шарнирной. Это снимало дополнительные напряжения — опора приняла только вертикальные усилия от шара, все остальные усилия передавались на растяжки (ванты). Изнутри шар делился на сектора подвесными движущимися перегородками, давая возможность варьировать количество аудиторий и их площадь. Штора-экран в шаре превращала купол в планетарий — научный оптический театр (как это звучало в пояснительной записке к проекту). Вертикальный объём книгохранилища, из эстетических и функциональных соображений, должен был иметь нетолстые стены и облегчённую конструкцию в целом, при этом необходимо было предотвратить опасность продольного изгиба и обеспечить устойчивость к ветровым нагрузкам. Для достижения перечисленных целей Леонидов выводит в средней части параллелепипеда несущую конструкцию — пространственные металлические фермы, соединённые растяжками с основанием и верхушкой книгохранилища. Тут шпренгельные фермы, ранее используемые лишь в инженерных сооружениях, конструируют архитектуру, выступая в качестве новых средств художественной выразительности. Весь процесс трансформации пространства и взаимодействия с посетителем был механизирован. Так, подача книг читателю и обратно в книгохранилище происходила по горизонтальным и вертикальным конвейерным системам. Автоматический запрос из зала каталогов передавал требуемую книгу по конвейерной системе в читальный зал. В проекте выявилось новое понимание принципов застройки современного города, пространственной организации элементов.
макет Института библиотековедения
Дипломный проект Ивана Леонидова: Институт библиотековедения имени Ленина на Ленинских горах («Институт Ленина»), показанный в 1927 г. на Первой выставке современной архитектуры в Москве, обошедший не одно архитектурное издание за пределами страны, оказал прямое или косвенное влияние на мировую архитектуру вплоть до 60-х гг. XX века. Диплом сопровождался большим демонстрационным макетом. Институт имел сложную объёмно-пространственную композицию, развитую по трём координатным осям. Лишённый «фасадности», являя собою сочетание ясных геометрических объёмов, комплекс был одновременно статичным и динамичным. Монументальность достигнута по-новому, не в архаическом смысле, а благодаря возможностям технических достижений тех лет. Содержание комплекса: шарообразный объём аудитории на 4000 человек и вертикально поставленный параллелепипед книгохранилища, вознесённые над плоскостью стилобата, а так же корпуса лабораторий и кабинетов для научной работы, уходящие в трёх направлениях от центра композиции в зелень парка.
Здания в виде шара проектировались до и после проекта Леонидова, но у него законченная форма получила полноценное выражение. Автор рискнул оторвать шар от земли, что явилось принципиально новым в тектоническом и эстетическом мышлении. Шар стоит на одной опорной точке, запроектированной шарнирной. Это снимало дополнительные напряжения — опора приняла только вертикальные усилия от шара, все остальные усилия передавались на растяжки (ванты). Изнутри шар делился на сектора подвесными движущимися перегородками, давая возможность варьировать количество аудиторий и их площадь. Штора-экран в шаре превращала купол в планетарий — научный оптический театр (как это звучало в пояснительной записке к проекту). Вертикальный объём книгохранилища, из эстетических и функциональных соображений, должен был иметь нетолстые стены и облегчённую конструкцию в целом, при этом необходимо было предотвратить опасность продольного изгиба и обеспечить устойчивость к ветровым нагрузкам. Для достижения перечисленных целей Леонидов выводит в средней части параллелепипеда несущую конструкцию — пространственные металлические фермы, соединённые растяжками с основанием и верхушкой книгохранилища. Тут шпренгельные фермы, ранее используемые лишь в инженерных сооружениях, конструируют архитектуру, выступая в качестве новых средств художественной выразительности. Весь процесс трансформации пространства и взаимодействия с посетителем был механизирован. Так, подача книг читателю и обратно в книгохранилище происходила по горизонтальным и вертикальным конвейерным системам. Автоматический запрос из зала каталогов передавал требуемую книгу по конвейерной системе в читальный зал. В проекте выявилось новое понимание принципов застройки современного города, пространственной организации элементов.