Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Время » Истоки » Пермь Великая
Пермь Великая
lu-chia
Сообщение #1 | Ср, 11.01.2017, 17:12
Группа: wing
Сообщений: 27105
http://well-p.livejournal.com/522237.html

Этот пост о городе Пермь Великая , который был стерт с лица земли в начале 18 века . И это мое расследование  и дань памяти этому городу . Ну обо всем по порядку .

( если не хотите читать все расследование с дополнениями, то можно прочитать краткую историю города Пермь Великая)

Вот что говорит Википедия о дате рождения города :
20 ноября (1 декабря) 1780 Екатерина II подписала указ о создании на основе завода города Перми и Пермского наместничества в составе двух областей — Пермской и Тобольской[8]. . Открытие города и наместничества состоялось 18 (29) октября 1781 . Днём основания Перми считается официальная дата начала строительства Егошихинского (Ягошихинского) медеплавильного завода — 4 (15) мая 1723 года[7][8].

В официальной истории нашей страны,  раньше этих двух дат , города с таким названием не было в принципе .

А теперь собственно как было на самом деле  :

Для начала посмотрите несколько карт  которые будут важны для понимания  дальнейшего текста
Это карта бассейна рек  Северная Двина и впадающей в нее реки Вычегда .Чуть выше Сыктывкара хорошо видна речка Вымь, она тоже важна для понимания  всей  истории .


А это уже собственно бассейн реки Кама с нынешним расположением города Пермь .В верхнем углу обратите на  впадающую в Каму реку Вишера . А в нее уже в свою очередь впадает река Колва .

Чуть выше того места , где Колва впадает в Вишеру расположен город Чердынь .

А теперь перейдем непосредственно к расследованию .Началось все несколько лет назад , когда я начал в интернете разглядывать старинные карты . Об этом я даже написал несколько постов , их можно посмотреть выше в "Избранном" . И набрел на одн Карту  1596 года nbsp;,где увидел город под знакомым названием  -Perm .Вот он  под словом RUSSIA .


Причем город почему то стоял не на Каме а на Вычегде . Меня это поразило и  я стал рыть дальше . И оказалось, что таких карт , где обозначен этот город просто море . Причем почти везде он называется Пермь Великая  .Вот например Карта 1706 года  


Под названием земли PERMIE  хорошо виден город   la Grande Perm . И стоит он на Вишере  . А чуть выше город  Surdin , т.е. Чердынь .Как раз в том месте где он  расположен и сейчас , недалеко от места где в Вишеру впадает Колва .
А вот еще карта Карта Дженкинсона, 1562 г   Как видите город Permvelick  тут тоже расположен на Вычегде .





Не буду тут приводить все подобные карты( как я и писал выше их очень много )  , за меня это  уже сделал один человек , на журнал которого я наткнулся в период моего расследования . Просто зайдите к нему и посмотрите  .

Но может быть карты врут , может быть быть люди , которые их делали, ошибаются ? Кстати одна немаловажная деталь , которую я заметил когда искал Пермь Великую .  Практически нет русских карт ранее 1745 года  . Я лично видел только две . При этом иностранных карт буквально сотни , тысячи .  Вот рекомендую , самый лучший ресурс по историческим картам , [url=http://www.davidrumsey.com/luna/servlet/view/all?sort=Pub_List_No_InitialSort,Pub_Date,Pub_List_No,Series_No]сайт David Rumsey[/url]  . Тысячи исторических карта в  великолепном разрешении , когда можно посмотреть любую закорючку и прочитать любую , сделанную самым мелким шрифтом , надпись . Но все это иностранные карты , английские , немецкие , французские а  вот русских нет  . Странно правда ? Я потом еще вернусь к этой теме . Продолжим .
Нет , люди которые делали эти карты не ошибались .  Оказывается есть множество и печатных доказательств существования города Пермь . Начнем с русских , так как их меньше всего .  Вот наприме География или краткого земнаго круга описание  1710 год  И в нем  перечень городов мира . Среди них и город Пермь или соль камская . И даже координаты есть . Понятно что они  в старой  системе . Я попытался методов сравнения  с координатами  известных нам городов ( вон там внизу Петербург есть ) понять , верны ли они . Да , город , указанный в этой книге , расположен примерно в нашем , современном Пермском крае . И даже где то близко от la Grande Perm, который вы видели на карте выше .


все не буду копировать, по ссылке можно .
lu-chia
Сообщение #2 | Ср, 11.01.2017, 19:18
Группа: wing
Сообщений: 27105
"Сердце Пармы", роман Иванова Алексея о покорении Перми Москвой. Это потом, когда получится.

Согласно словарю, парма на Северном Урале — это плосковершинные увалы и гряды, покрытые елово-пихтовыми лесами с густым моховым покровом[2]. Автор объяснял в письме своему редактору Олегу Дарку, что теперь такой тип леса мало где сохранился:

Я живу в районе Перми, который называется Закамск <…> примерно напротив Гляденовской горы. Он стоит как раз в этих борах правого берега в 10-20 км от центра города (который находится выше по течению и на левом берегу). Километрах в трёх от Камы чистые сосняки заканчиваются, и начинается смешанный берёзово-елово-сосновый лес на болотистых почвах. Почвы здесь болотистые от того, что эти места приходились на правое русло древней пра-Камы, некогда превратившееся сначала в старицу, потом в болото, а теперь в этот лес. <…>
Но всё-таки это — древняя парма, которой в окрестностях нигде больше нет


После того, как Алексей Иванов в начале 1990-х опубликовал несколько фантастических повестей и рассказов, он фактически ушёл из литературы, работал журналистом, учителем в школе, гидом в турфирме. Путешествуя по пермской земле вместе с группами туристов, он заинтересовался её историей. После этого он создал краеведческий кружок во Дворце пионеров и тогда задумал роман. В письме Олегу Дарку Иванов рассказывает о мистическом переживании, которое подтолкнуло его к написанию книги[3]. Начиная писать, Иванов не ждал быстрой публикации. Он писал для себя, стараясь делать так, как ему хочется. Роман был закончен в 2000 году. Иванов пытался опубликовать его в Перми. В 2002 году он был выдвинут на конкурс «Российский сюжет» издательства «Пальмира», но не был допущен к участию. Позднее издательство передумало. Большую роль в публикации сыграл земляк Иванова — писатель Леонид Юзефович.

Основа сюжета — реальные исторические события второй половины XV века. Вычегодско-Вымская летопись отмечает, что в 1451 году Василий II Тёмный отправил в Пермь верейского князя Ермолая с детьми Михаилом и Василием. Роман следует этой версии: автор противопоставляет русского Михаила и его пермское окружение. Однако в последние годы было выяснено, что род Ермоличей принадлежит, скорее, к местной, то есть пермской знати[4].

Другие персонажи романа также исторически достоверны: вогул Асыка и его сын Юмшан, пермские князья Качаим, Бурмот, Зырян и Мичкин, епископы Питирим, Иона и Филофей. Описанное в романе крещение пермяков епископом Ионой произошло в 1472 году. Важную роль в романе играет поход московского войска под руководством воеводы Василия Скрябы на Югру в 1465 году. Поход Фёдора Пёстрого на Пермь (1472) показан в романе как большая война, во время которой Михаил защищает Пермь. Однако исторический князь Михаил, вероятно, не вступал в активные боевые действия, именно поэтому Иван III отпустил его из плена[4]. Михаил действительно погиб при нападении Асыки на Чердынь в 1481 году. За границами текста остаётся дальнейшая судьба Матвея: он продолжал княжение после отца и был свергнут московским наместником Василием Ковром в 1505 году.
lu-chia
Сообщение #3 | Ср, 11.01.2017, 19:24
Группа: wing
Сообщений: 27105
В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место – плато Маньпупунер. «Малой горой идолов» называют его оленеводы местной народности манси. И название это не случайно. Подобно застывшим великанам возвышаются семь причудливых каменных фигур. Древняя мансийская легенда говорит, что когда-то каменные столбы были семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь уничтожить вогульский народ. Но когда они поднялись на Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпингнер — священную гору вогулов. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую вершину Койп, поднимающуюся южнее Маньпупунера, и все его спутники окаменели от страха.

Страшный идол
Но существует и другая легенда, которую, правда, реже можно услышать от манси, каждое лето перегоняющих стада оленей вдоль по Уральскому хребту. Если посмотреть на гору Койп со стороны небольшого безымянного холма, расположенного к западу от Уральского хребта, то отчетливо видна лежащая на спине женщина с резкими, пугающими чертами лица.
По преданию, которое я слышал от оленеводов, это окаменевшая шаманка, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, почитаемых когда-то всеми народами Севера, – Золотую бабу. Когда идол перебирался через Каменный пояс – Уральские горы, шаманка, считавшая себя хозяйкой гор, попыталась задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, и от звука этого голоса умерло все живое на много верст кругом, а шаманка упала навзничь и обратилась в камень.

О криках, которые издавала Золотая баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Так, итальянец Александр Гваньини в 1578 году писал: «Рассказывали даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев на подобии трубного».
Что же это за таинственный идол, наводивший на местных жителей страх страшным ревом? Откуда он появился и куда исчез?

Божество Перми Великой

В России древнейшим письменным упоминанием о Золотой бабе является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Он ходил по Пермской земле и ставил на месте древних святилищ храмы. В летописи записано, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе.
Предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной обширной страной, раскинувшейся в IX-XII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси земли эти называли Пермью Великой, а в скандинавских странах – могущественным государством Биармия или Бьярмаланд. Населявшие эту территорию народы поклонялись огромному идолу – Золотой бабе. Ее святилище, находившееся, по скандинавским сагам, где-то в устье Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежавшей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.

Однако шло время. Окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но малонаселенной области свои цепкие руки. Сначала это были новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого князя. Спасаясь от христианства, почитатели идола прятали Золотую бабу то в уральских пещерах, то в непроходимых лесах по берегам Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.

В поисках святыни

Откуда же появилось у народности манси такое странное божество? Большинство ученых считают, что Золотая баба – мансийская богиня Сорни-эква. Это имя на русский язык переводится как «золотая женщина».
По поводу происхождения самого идола мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую статую могли унести из разграбленного Рима в 410 году во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя стала символом северного народа.
Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, который в Поднебесной сливается с образом богини Гуаньинь. Есть сторонники и христианского происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что это статуя мадонны, которая была украдена во время набега на один из христианских храмов.
Завладеть Золотой бабой пытались давно. Во время своих походов на Югру новгородцы охотно грабили языческие святилища. Пытались добраться они и до скрывающегося в дремучих лесах золотого идола, но тщетно. Интересовались статуей и удалые отряды Ермака. О Золотой бабе они услышали от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде татарского городища. Чуваш поведал о том, что в осажденном городище остяки молятся «богу золотому, что в чаше сидит». Услышав о золоте, казаки с новыми силами кинулись на приступ городища. После кровопролитной сечи взяли они стены, но драгоценного идола не нашли. Накануне штурма его удалось по тайным подземным ходам вынести из осажденного городища.
Во второй раз казаки услышали о Золотой бабе, когда добрались до Белгородья на Оби. Здесь находилось самое почитаемое остяками капище. Именно сюда, по слухам, была привезена святыня сибирских народов. Но и в этот раз добраться до Золотой бабы Ермаку не удалось. При приближении его отрядов жители успели спрятать идола. Казаки расспросили остяков о Золотой бабе, и те подтвердили, что действительно было «у них мольбище большое богине древней».

Поклонение роботу?

Не обделили вниманием Золотую бабу и исследователи нашего времени. Большой интерес проявили к идолу уфологи. Уфологи говорят, что это божество нисколько не похоже на другие святыни северных народов, оно словно с неба свалилось.
Именно эту версию происхождения золотого идола выдвинул когда-то уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая баба – робот-инопланетянин, которого по какой-то причине, может, из-за частичной неисправности, оставили на Земле его хозяева. В течение некоторого времени Золотая баба могла передвигаться, и именно с этим связаны легенды манси о «живом» идоле. Потом, по мнению Ермакова, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать какие-то звуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.

Мне довелось несколько лет работать на Северном Урале, в местах, по которым, по мнению исследователей, и прошел золотой идол, скрывающийся от преследователей христиан. На Урале я услышал от оленеводов манси несколько историй, связанных с Золотой бабой.
На Северном Урале есть покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. «Давно-давно гора ходи нельзя. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори – там пупы стоял, Сони Эква, Золотая Баба. Страшно было близко ходи. Баба широко кричал. Люди говори страшный голос».
Немного севернее Манья-Тумп возвышается еще одна гора, с которой тоже связаны легенды о страшном крике Золотой бабы, – Койп. Окрестности этой горы удивительно подходят для зарождения легенды о капище идола. У подножия горы лежит почти круглое озеро. На его берегу можно увидеть покрытые лишайником глыбы, в которых, немного пофантазировав, можно угадать остатки древнего святилища.
Перегоняющие летом стада манси обязательно заезжают к этому святилищу, чтобы оставить свои дары на четырехугольной, будто бы вырубленной людьми гранитной плите.
Между горами Манья-Тумп и Койп есть еще одно место, которое также может быть связанно со страшными криками Золотой бабы. Это гора Отортен, самая высокая точка Урала. Зимой 1959 года здесь погибла прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса.
Некоторые члены комиссии, проводившей расследование причин трагедии, считали, что причиной, приведшей к такой страшной смерти, могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности.
Что могло издавать такие убийственные звуки? Вернемся к версии Станислава Ермакова о внеземном происхождении Золотой бабы. Почему же космический робот, созданный цивилизацией, далеко опередившей земную, неожиданно частично вышел из строя?
На этот вопрос может помочь ответить один эпизод в описании похода викинга Торира Хунда в Биармию: «Счастливо приплыли викинги в устье Двины к торговому городу в Биармии… Храм высшего божества биармов, как достоверно знали викинги, находился в дремучем лесу, недалеко от устья реки Вин (Двины). Туда-то и задумали они пробраться…
Торир Хунд, всадив топор свой в ворота, с его помощью перелез через них. Это же сделал и Карли, и они впустили товарищей внутрь обнесенного забором пространства. Подойдя к кургану, викинги набрали столько денег, сколько смогли унести…
Добрались они до самого изображения Юмалы, которое возвышалось среди священной ограды. На шее бирманского бога висела драгоценная цепь. Карли прельстился цепью и так сильно рубанул топором по шее истукана, что голова с ужасающим треском свалилась с плеч долой».
Отрубить голову литой статуе викинг вряд ли бы смог. Другое дело, если перед ним стоял робот, состоящий из металлического каркаса, покрытого тонким слоем золота. Подоспевшие сторожа святилища прогнали викингов. Те чудом смогли пробраться к кораблям, побросав собранные сокровища.
Где же сейчас находится золотой идол? В качестве последнего пристанища Золотой бабы называют три труднодоступных уголка России: низовье Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья плато Путорана.
Но, может быть, идол со страшным голосом находится значительно ближе и скрывается где-то в треугольнике между горами Койп, Отортен и Манья-Тумп. Ведь именно там слышали убивающие все живое страшные звуки.

http://dostoyanieplaneti.ru/2030-zolotaya-baba
lu-chia
Сообщение #4 | Ср, 11.01.2017, 19:33
Группа: wing
Сообщений: 27105
http://humus.livejournal.com/5169248.html  - скан изданной Кунгурской летописи, прочесть - вряд ли, так, картинки посмотреть..

http://ss69100.livejournal.com/1295212.html 

http://dokumentika.org/slavyan/remezovskaya-letopis 

Ремезовская летопись (также «История Сибирская» и «Летопись Сибирская, краткая Кунгурская») — одна из  сибирских летописей .
Время написания летописи датируется от конца  XVII века  до 1703 года . Автором считается  Семён Ульянович Ремезов , возможно также участие его сыновей и отца.
Летопись рассказывает о походе Ермака ] в  Сибирь  и разделена на 157 (154) глав. Она основана как на различных устных источниках, так и на  летописи Саввы Есипова (1636 г.) . В неё также включена  Кунгурская летопись ей. Каждое изображение занимает 9/10 страницы, 1/10 часть занимает текст. На эти рисунки, вероятно, оказали влияние иллюстрации Царственной книги и гравюры  «Синопсиса» Иннокентия Гизеля . Рисунки входящей в неё Кунгурской летописи отличаются иным стилем исполнения.
Известно два списка летописи. Первый — оригинал, бывший у Петра Фёдоровича Мировича, а затем перешедший в  БАН . Второй был скопирован для  Г. Ф. Миллера , который её и открыл.

Последний лист этой рукописной книги — клеймо генеалогического древа тобольских воевод — сын Семена Ремезова заполнил в 1730 году, когда его батюшки уж не было среди живых. С этого момента «Служебная чертежная книга» выпала из поля зрения историков Сибири и снова вынырнула из небытия в 1764 году в личной библиотеке Екатерины II. Вот и разгадывают сейчас: то ли рукопись конфисковали в семействе опальных Мировичей, то ли ее приобрел историк Миллер, то ли еще как... Ясно только, что преподнесли ее в дар царице как бесценный яхонт сибирских древностей. Затем атлас Семена Ремезова перекочевал в иностранную библиотеку Эрмитажа, где хранился среди других рукописных книг, а в середине 19 века передан в Публичную библиотеку Петербурга (сейчас Российская национальная библиотека). И вот тут-то четверть века назад в Эрмитажном собрании отдела рукописей мне отыскали сей раритет, и, надеюсь, понятен тот трепет, с каким я созерцала старинную буквенную вязь, темно-лиловые жилы рек, охристые горные цепи и пунктирные линии дорог, начертанные рукой тобольского изографа на александрийской бумаге с филигранью. Меня отделяли без малого три столетия от тех дней, когда Семен Ремезов с сыновьями Леонтием и Семеном заполняли эти листы (1703—1704 годы).
Конечно, отдельные графические фрагменты из этой рукописи воспроизводились, например, в книгах выдающегося историка архитектуры Виктора Кочедамова. Но все-таки факсимильное издание этой книги, а также «Истории Сибирской» и «Чертежной книги Сибири» один из историков неспроста приравнял по научной значимости события к открытию в русской литературе «Слова о полку Игореве». Что, круто?
А не круто ли покажется вам, что публичная презентация главных трудов Семена Ремезова, изданных благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» по личной инициативе его председателя Аркадия Григорьевича Елфимова, прошла в библиотеке Российской академии наук в Петербурге? Что издательский отдел фонда готовил этот проект 10 лет, что древние сибирские памятники сопровождаются томами научных комментариев, что рукописи отпечатаны в Италии (Верона) на высочайшем полиграфическом уровне...
«Служебная чертежная книга» — своеобразный рабочий архив Семена Ремезова и сыновей. Здесь карты сибирских земель, проекты каменного городового строения (кремля), планы кирпичных и железных заводов, чертежи пушек. Словом, листы насыщены элементами и сюжетами истории, исторической географии, топонимики, этнографии, инженерной графики, чертежного дела. Универсальность и широта познаний тобольского самородка сопоставимы разве что с кругозором деятелей Возрождения.
Ясно, что мне не по плечу замахиваться на роль рецензента. Но ведь негоже и молчать об уникальном культурном событии. Ограничусь некоторыми заметками дилетанта, соображениями, не претендующими на системность или научность аргументации. Так сказать, заметками в стиле «взгляд и нечто».
ПАНЦИРИ ЕРМАКАВсякий, кто хотя бы однажды оказывался в настоящем сибирском застолье, знает, как в какой-то момент всенепременно грянут вдруг «Ревела буря, дождь шумел». Не забыть, как я, застенчивый мышонок, пристроившись где-нибудь в уголочке, обмирала в детстве до сладкого ужаса, до мурашек по коже, когда голоса деда Лаврентия и его гостей наливались какой-то мрачной силой, а лица становились совсем другими — отрешенными и словно страдальческими, даже у страшного охальника дяди Гоши. Из всех слов мне понятней всего были «беспечно спали средь дубравы». Я понимала, что Ермака с его дружиной застали врасплох, что именно беспечность стоила казакам жизни.
Слова этой песни, ставшей поистине народной, сочинил известный поэт — Кондратий Рылеев, и ясно, что он придерживался той версии, что изложена Семеном Ремезовым в его летописи: в погибели Ермака роковую роль сыграли и беспечность, и драгоценные панцири. Еще бы не драгоценные! Ведь по легенде, царь послал Ермаку за его богатырские подвиги в Сибири серебряный ковш, шубу с царского плеча и эти двухаршинные кольчуги, сработанные «мудростно» в пять колец — их, кстати, видел и трогал своими руками, а может, и примерял в отцовской избе наш сибирский летописец (он тогда только входил в юношескую пору: 17 лет). Но об этом после

А вот как Ремезовская летопись об этом говорит. В начале августа 1584 года казачья дружина Ермака шла на стругах «встреч» хану Кучуму по Иртышу. Около устья реки Вагая казаки сделали привал на острове и, утомленные походом, отрубились в молодецкий сон. Ни гром, ни молнии, ни ливень не были им помехой. Но враг-то не дремал. Хан Кучум боялся открытого сражения с дружиной Ермака, и вот выпал для него звездный час. Его лазутчики давно усердно отслеживали продвижение врага, и в эту роковую для казаков ночь, когда «вихри в дебрях бушевали», нашелся отчаянный разведчик в татарском стане, который бродом прошел через реку, проник в лагерь русских и возвратился к хану, прихватив три пищали с патронташами. Смысл понятен: караульные дрыхнут, можно брать русских голыми руками. Вот такое вышло побоище: темень, ливень и «тать в нощи». Все казаки полегли, не оказав сопротивления, а Ермак кинулся к стругу (лодке), но не в силах был вскочить в него, одетый в два царских панциря. Словом, оступившись, атаман упал в реку, и двойная броня утянула его на дно.
А примерно через неделю у Епанчинских юрт (ниже по течению Иртыша) татарин, ловивший рыбу, петлей из переметной веревки вытащил на берег невиданную добычу —воина в богатых доспехах. И конечно сразу смекнул, что тут дело не просто, и кинулся в юрты к своим, чтоб созвать народ. По богатым панцирям все сразу поняли, что это Ермак. Но когда мурза стал их снимать, то из носа и рта утопленника пошла кровища. Задрожал старый мурза, поняв, что перед ними человек божий...
Тут мы сделаем передышку, потому что доподлинную картину в татарском стане вырисовывает «скаска» Аблая-тайши, калмыцкого князька, к которому тобольский воевода направил летом 1660 года Ульяна Ремезова (отца нашего летописца) с дорогим подарком — кольчугой Ермака.
Вам не покажется это уму непостижимым фактом? Служилые русские люди везут национальную реликвию какому-то калмыцкому тайше за тридевять земель, в степную ургу в верховьях Иртыша. Но это была дипломатическая миссия, продиктованная политическим расчетом. На южных окраинах Сибири обстановка тревожная, взрывоопасная, и московские власти решили уважить настойчивые попытки степного феодала Аблая завладеть чудодейственным сокровищем (а почему чудодейственным — об этом речь впереди). Он уж дважды присылал своих послов к тобольскому воеводе. Довольно испытывать терпение Аблая-тайши. Надо с союзниками жить миролюбиво. Вот почему Ульян Мосеев сын Ремезов с товарищами и отправился в далекую Барабинскую степь.
В ставке калмыцкого тайши казакам оказали самый радушный прием. Поломав весь официальный ритуал («чин весь оставил»), Аблай сразу спросил Ульяна, привез ли он панцирь. И когда получил кольчугу в руки то «вселюбезно облобыза» драгоценный дар, поднял его над головой, хваля царя Алексея Михайловича за щедрость. И сразу спрашивает: «Знаешь ли, Ульян, где ваш Ермак лежит?» И не потерялся мудрый Ульян в этой ситуации: мол, не знаем, не ведаем до сего дня, ни как похоронен, ни как погиб. И тут принялся, окрыленный подарками, Аблай таиша рассказывать по своим преданиям...
Как, сняв кольчуги, положили татары обнаженное тело Ермака на лабаз (помост) и стали метать в него стрелы, и как каждый раз нетленное тело кровоточило, приводя всех в трепет и ужас, и так длилось шесть недель. И как к месту происшествия (12 верст от Абалака) прибыл сам Кучум со знатной свитой. «И нарекоша его богом, и погребоша по своему закону на Баишевском кладбище под кудрявую сосну». И как совершили пиршество, какие бывают по знаменитым героям. И как после тризны муллы и мурзы под страхом смерти запретили всем татарам поминать имя Ермака и хранить в тайне его могилу.
Так растроганный, благодарный, потерявший от радости голову Аблай-тайша нарушил религиозный запрет и раскрыл Ульяну страшную тайну. А Ульян не будь простаком, да и попросил записать все эти легенды да скрепить их подписью и печатью тайши. Так возникла «скаска» Аблая.
А почему все-таки такая тайна окутала события? По татарским легендам, чудотворение исходило не только от тела Ермака, но и от его одежды, оружия, доспехов. Влиятельные татары еще до погребения тела разделили священные талисманы: кафтан взял царь Сайдяк, пояс с саблей достался Караче. «И пансыри его раздеиша на двое». Но как мы видим, отыскался только один — у тобольского служилого татарина Кайдаула мурзы, которому еще отец Аблая предлагал за него огромный выкуп: 10 семей ясыря (невольников), 50 верблюдов, 500 коней, 200 быков и коров, 1000 овец. Но тщетно. Видно, не все продается!
Аблай открыл тобольским послам и свою личную мотивацию. Когда он был мал и болен утробою, дали ему пить с земли, взятой с могилы Ермака, — и исцелился. И каждый раз, когда он едет на войну с горстью этой земли, победа обеспечена. А сейчас собирается в трудный поход на казачью орду. Как тут без панциря?
Конечно, между учеными историками ведется спор о достоверности Ремезовской летописи. Например, иные с подозрением оценивают версию гибели Ермака: да едва ли обрядился бы он на отдыхе в свои кольчуги... Но для меня убедительней звучат доводы академика Окладникова. Первый: Семен Ремезов выступает здесь в роли этнографа, записавшего народные легенды и поверья, отсюда и героизация образа Ермака. Довод второй: если зачеркнуть в нашем сознании этот культ нетленного Ермака у сибирских язычников, как бы мы объяснили, что сотни лет русские и татары живут в Сибири бок о бок как добрые соседи. Что касается моего особого интереса, то я догадываюсь, какой огонь любознательности возжег в сердце пытливого отрока Ульян Моисеевич, рассказывая не единожды про свою экспедицию. История словно делалась у Семена на глазах. Правда, посольская поездка в ургу Аблая имела для семьи Ремезовых и вполне прозаические последствия.
Пиркс
Сообщение #5 | Чт, 12.01.2017, 07:34
Группа: Летописец
Сообщений: 3303
Спасибо, Лу, очень всё интересно, и про Бабу, и про Ермака, Пермь Великую... А ведь есть еще и уфологический пермский треугольник!
lu-chia
Сообщение #6 | Чт, 12.01.2017, 10:55
Группа: wing
Сообщений: 27105
smile

Цитата Пиркс ()
А ведь есть еще и уфологический пермский треугольник!


Есть.. Что ж я за человек такой - куда ни ткнусь , добро пожаловать - необъятная тема, глобальная черная дыра.. Каменный пояс, Демидовы - тут я только по художественной литературе..
карты не укладываются в голове - что -где не пойму), индекс-карты все время куда-то уезжают

Молёбка аномальная зона
Знаменитая ныне деревня Молёбка, что в Кишертском районе Пермского края, расположена на берегу Сылвы, на границе со Свердловской областью.

Пермская геоаномальная зона, или Молебский треугольник, расположена напротив деревни, за рекой.

Некогда это место являлась святым для народов манси, в окрестностях был расположен молебный камень, на котором совершались обряды жертвоприношений и от которого позднее пошло название деревни. Кстати, по некоторым сведениям (П. Глоба), где-то в этом районе родился пророк Заратустра – создатель первой монотеистической религии мира.

В демидовские времена в Молебке выплавляли чугун, позднее делали картечь и ядра. И жили здесь тогда четыре тысячи человек, и дворов было несколько сотен. Теперь от былого расцвета остались лишь полуразрушенная дамба у заводского пруда, старинная церковь, которую так и не смогли взорвать большевики, да несколько десятков домов с провалившимися крышами.


краткий путеводитель - http://www.mestanet.ru/articles/148.html

Многие пермские историки и краеведы факт «молебской аномальности» отрицают, но в письмах Александра Григорьевича Демидова к супруге — Прасковье Матвеевне Олсуфьевой, дочери обер-гофмейстера Матвея Дмитриевича Олсуфьева и Анны Ивановны Сенявиной – были найдены строки, косвенно подтверждающие наличие таковой.
«Престранные и необъяснимые явления приключаются на Молебке…», — писал заводчик в 1789 г. жене, — «Свечения спонтанныя и всполохи, о природе коих здешние жители говорят, страшась, и предостерегают нас от поездки за речку…»
Известнейший пермский краевед Александр Козьмич Шарцев, в своё время, находил в пермских архивах сведения о «молебских странностях», которые пугали работников завода до того, что многие покидали завод или просили управляющих перевести их на Суксун. А. К. Шарцев так же приводил, услышанные и записанные им мансийские предания, в которых говорилось о том, что места за рекой Молебкой являются священными для мансийского народа, и «охраняются духами и неведомыми силами неземного происхождения».
http://molebka.ru/anomalnaya_zona/

Посмотрела, что за "вогулы", вогуличи такие - а это старое название народа манси.
Цитата
До 1920-30-х годов манси назывались по-русски словом вогулы, которое происходит из хант. u̯oɣaĺ, u̯oɣat́[7]. Это название до сих пор иногда употребляется в других языках, например, нем. Wogul, wogulisch.


история Молебки http://avtobrodiaga.ru/Molebka

Поселок Молебка в незапамятные времена был святым местом для марийского (скорей всего - ошибка, и народ этот - манси) народа, здесь был расположен молебный камень, давший название образовавшемуся тут поселению.
Строительство завода и развитие поселка напрямую связано с произошедшим в 1773 - 1774 годах восстанием, возглавляемым "мужицким царем" Емельяном Пугачевым. После разгрома Суксунского завода, принадлежащего в те времена еще Александру Демидову, и подсчета полученных убытков, горное ведомство выделило на восстановление достаточно крупные ссуды.

В результате получения «погорельческих денег» дела пошли столь успешно, что Демидов задумался о возведении нового завода. В 1775 году Суксунская контора донесла ему о «свободном и способном к построению доменного и молотового завода на месте» на Сылвенском притоке речки Молебки. Земли эти принадлежали марийцам, и потому в 1775 и 1779 г.г. с ними были заключены договоры на 4000 десятин.
В дальнейшем Демидов самовольно прирезал к даче Молебского завода несравненно большие площади.
Завод, задуманный как чугуноплавильный и железоделательный, был пущен в 1787г.
На речке Молебке возвели три плотины – главную и две вспомогательных. При главной работали доменная и две молотовые фабрики. Верхняя дополнительная плотина служила для накопления воды в запасном пруду, при нижней построили гвоздарную фабрику.
Выплавленный чугун пускался в передел не только на самом Молебском заводе, но и отправлялся в Суксун.
В 1811 – 1814 годах, в период войны между Россией и наполеоновской Францией, Суксунский и Молебский заводы исправно исполняли заказы на ядра, бомбы и картечь.
В дальнейшем демидовский заводы, преимущественно из - за смерти Александра Демидова, приходили в упадок, и имели «огромнейшие неоплатные долги».
В 1893 г. Суксунский, Тисовский и Молебский заводы были куплены братьями Каменскими.

Суксунский завод перерабатывал чугун, доставляемый из Молебки. Молебские крестьяне добывали руду пробивая «дудки», то есть узкие вертикальные шахты до гнездовых месторождений. Выбрав руду, «дудку» бросали и рыли новую.
Понятно, что столь примитивным образом нельзя было обеспечить должным количеством руды, поэтому ее возили со знаменитой горы Высокой.
Что бы увеличить производство чугуна в 1895 году на Молебском заводе была пущена в действие новая домна. По сравнению с серединой 19 века чугуна стали получать в два раза больше. И к 1899 году достигли наибольшей плавки за всю историю предприятия.
Однако чугун получался дорогим, из – за тяжести доставки руды. Поэтому большие надежды Иван Каменских возлагал на проведение новой железной дороги Пермь – Кунгур – Суксун – Сысерть – Каменский завод – Шадринск – Курган.
К сожалению, строительство железной дороги так и не началось, производство железа на Молебском заводе стало неумолимо падать.
В 1913 году выплавка металла в Молебке и Суксуне была окончательно прекращена.
В 1915 году И.Г. Каменский продал основную часть Суксунского имения Министерству императорского двора и уделов. В эту часть вошел и Молебский завод.
В течение последующих лет завод постепенно разрушали, на сегодняшний день от завода осталась только стена...
Плотина, также требующая постоянного ремонта, постепенно разрушилась.

Суксун-Молебка - 34 км по прямой)
lu-chia
Сообщение #7 | Пт, 13.01.2017, 10:48
Группа: wing
Сообщений: 27105
еще версия происхождениям названия 

Впервые слово "пермь" встречается в выдающемся памятнике Древней Руси начала XIIв. "Повесть временных лет". Среди народов, которые "иже дань дают Руси", названа и пермь. Если учесть, что первые походы русских на Урал проходили севернее бассейна Камы, то, вероятнее всего, так называли население Вычегодского бассейна, предков коми-зырян. Впоследствии эта территория в русских летописях именовалась Пермью Старой, Пермью Вычегодской. По мере знакомства русских с коренным населением Камского бассейна название "пермь" закрепляется и за этими землями. В отличие от Перми Вычегодской верхнекамские земли стали известны под именем Перми Великой. Это название часто встречается в письменных памятниках XIV в.
Откуда возникло слово "пермь"? Выяснением его происхождения занимались еще в XVIII в. Среди многих объяснений заслуживает внимания гипотеза Д. В. Бубриха. Слово "пермь" пришло от финноязычных вепсов, населявших землю между Онежским и Ладожским озерами. Именно здесь проходили первые пути новгородцев на европейский Север. Встретившись с вепсами, новгородцы, естественно, интересовались еще более дальней северной землей. На языке вепсов далекая земля, или земля за рубежом, и называлась "перама". Вепское "перама" было переделано сначала в "перемь", а затем в "пермь".
Ознакомившись с коренным населением на Вычегде и Каме, русские начали употреблять это слово как название и народа и территории, которую он населял. Верхнекамская земля, где вместе с коми-пермяками стало проживать и русское население, официально называлась до начала XVIII в. Пермью Великой.
В некоторых письменных памятниках, в частности в "Житии Стефана Пермского" и в Софийской первой летописи 1396 г., к этому названию добавлены уточняющие слова "глаголемая Чусовая".
Пермь Великая в XIV-XVII в. включала обширные земли по Каме от ее истоков на западе до Уральского хребта на востоке, а с севера от верховьев реки Печоры, где недалеко Чусовское озеро, до реки Чусовой на юге. Эта территория была намного больше Перми Вычегодской, и потому ее нарекли красивым и почетным словом "Великая".
http://www.perm.ru/?id=114055

а кто такие вепсы?

а, это чудь - Самоназвания — vepsäbepsävepsläižedbepsaažedlüdinikad. До 1917 года вепсы официально именовались чудьюЭтноним«вепсы» распространяется уже в современное время. В деревнях в бытовой русской речи также употреблялись названия «чухари»[8], «кайваны» (которые часто имели шутливо-иронический оттенок).

Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным». Однако в ряде финно-угорских языков похожим словом называют мифологического персонажа (см. ниже)[2]. В специальных этимологических работах предполагается, что первоначально этим словом обозначали восточных германцев, возможно, готов[3]. Вероятный источник — готское слово þiudа «народ», имеющее праиндоевропейское происхождение[4]. Одного корня с «чудь» прилагательное «чужой»
lu-chia
Сообщение #8 | Вт, 28.03.2017, 16:52
Группа: wing
Сообщений: 27105
У Пискаревой Майи встретилось о Золотой бабе, оставлю здесь тоже

http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansled3.shtml


Рисунок мансийского и первого ненецкого художника Константина Леонидовича Панкова.

Большое(Мировое) дерево, гора, ручей, два маленьких дерева.

После положенного срока воспитания его прогоняют на серебряную гору, стоящую под восточным небом. Купание и ныряние в бело-молочном озерке, находящемся там, превращает его в сокола. Этот сокол вспархивает на особое шаманское дерево о семи вершинах и девяти сучках. Там сокол обретает человеческое сознание и осознает свое предназначение."

Но нас интересует не сокол, а гусь.

- Место для родов тыхл - "гнездо". Почему сынские ханты-женщины называли место для родов тыхл 'гнездо'? В гнёздах своё потомство высиживали птицы.

Часто богиня Калтащ представляли в образе гусыни, сидящей в гнезде:

"В хорошем образе золотого гуся садится",

"В счастливом гнезде из тонкого шелка сидит, в богатом гнезде из тонкого сукна сидит".



О Золотой бабе отдельный разговор. Тема эта интересная, кого же называли Золотой бабой и почему Золотой? В этих вопросах я придерживаюсь направления, заданного когда-то кн. Н.Трубецким и дополненным полевыми исследованиями некоторых ученых, в том числе и путешественником Виктором Мальцевым.
Также верховное божества обских угров Нуми-Торем (ставший таким, вероятно, под влиянием христианства:
первоначально ≪нуми-торем≫ означало ≪верхний мир≫, ≪небо≫) окружен сыновьями, которые могут превращаться в различных зверей и птиц; их, почитали в образах лебедя, гуся, ястреба, щуки и т. п. Каждый из этих сыновей имел определенное место жительства в селениях обских угров и изображался в виде птицы или зверя (таким, вероятно, был ≪медный идол≫ с Оби, почитавшийся в образе гуся, сидевшего в гнезде, устроенном из сукна, холста и пр.).
Вот упоминание Н. Гондатти о превращении Мир-Сусне-Хума в гуся:
"Выбежала сестрица в чистое поле и только увидела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом. Тут она догадалась, что это они унесли её братца. Про гусей-лебедей давно шла дурная слава - что они пошаливали, маленьких детей воровали".
А почему? Почему белые птицы служили нечистой силе?
По А. Мазину, "лебеди являются неотъемлемой частью шаманских обрядов, и считалось, что именно они несут душу шамана в нужном направлении".
Птицы и кони - по А. Афанасьеву - обычные метафоры ветра. 
Б. Рыбаков указывал, что в прикладном искусстве древности идея суточного движения солнца выражалась при помощи животных: днём светило везут по небу кони, а ночью по подземному океану утки, лебеди, гуси.
У якутов, зырян, гиляков, селькупов и эвенков лебедь также священная птица. Его считают в прошлом человеком сибирские угры и кумандинцы, а остяки, нганасаны, селькупы - божеством. Для айнов лебедь - "дух снега".
Н.Гемуев тоже отмечает взаимосвязь божества манси Мир-Сусне-Хума с гусем.
..

"Отортен, гора (1182 м) на водораздельном хребте в самой вершине Лозьвы. Отортен находится на границе Свердловской области и Коми АССР, недалеки от него также границы Пермской и Тюменской областей.
Название, хорошо известное исследователям Северного Урала и туристам, возникло в результате ошибки, но утвердилось на карте. Это искаженное до неузнаваемости название горы Вот-Тартан-Сяхл, более низкой и находящейся в нескольких километрах северо-восточнее Отортена. Манси называют Отортен совсем по-другому: Лунт-Хусап - 'Гусиное гнездо' или Лунт-Хусап-Сяхл - 'Гора гусиного гнезда'. Дело в том, что юго-восточный склон Отортена круто обрывается к горному озеру Лунт-Хусап-Тур - 'Озеру гусиного гнезда', откуда начинается Лозьва (это озеро называется также Лусум-Талях-Тур - 'Озеро в верховье Лозьвы').
,,
Изучая рассказы путешественников прошлого времени и настоящего об озере Гусиного гнезда, заметила такую странность: никаких гусей там не было и в помине. Не только гусей и лебедей, но и уток, и прочих представителей пернатого мира. Наверно и рыбы там нет. Кроме куропаток, которыми богат тот район. Но озеро носит название гнезда гуся, не куропатки. В чем же дело? Путешественник Дмитрий Леванов, не раз бывавший на Отортене, объяснил мне эту странность отсутствия пернатых на озере их имени: "Само озеро для гнездования водоплавающих не совсем благоприятно. Мало корма для этих птичек. Гнездятся они в основном в долинах рек, где и корм и прибрежная растительность."
Осмелюсь выдвинуть предположение, что и раньше, в прежние века не было там никаких гусей и уток, а озеро и одна из вершин современного Отортена получила название у манси как Озеро Гусиного гнезда и Гора Гусиного гнезда - Лунт-Хусап-Сяхл, Лунд-Гуссем-Ур потому, что в тех местах когда-то хранилась святыня ханты-мансийского и других северных народов - Золотая баба, богиня Калтыщь в виде Гусыни, сидящей в гнезде. И сын ее, любимое божество хантов и манси, Мир-Сусне-Хум, принимающий образ Гуся, там родился, его это вотчина. Потому окрестности Отортена и Холат Чахля считались священными землями. И не зря ходили слухи в среде самих манси, что в верховьях Лозьвы находился какой-то важный идол, к которому не допускались все желающие поклониться ему, а только избранные. 
 (с)
lu-chia
Сообщение #9 | Чт, 06.04.2017, 17:27
Группа: wing
Сообщений: 27105
еще немножко о "Сердце Пармы"

"Вы -- свет мира.
Не может укрыться город, стоящий на верху горы."
Матфей, 5.14.

http://lib.ru/RUFANT//IWANOW_A/serdce_parmy.txt

Город шаманов:

Не таким уж и неприступным выглядел он вблизи. Валы начали оплывать. Вщелях частокола видны были подпорки, изнутри приставленные к бревнам. Давно
не чищенный ров заполняла черная вода с ряской, над которой дрожали комары.
Сторожевые вышки обветшали и рухнули бы под тяжестью двух-трех лучников, а
лестницы, ведущие на боевые площадки, недосчитывались ступеней. Только
черепа на кольях -- оленьи, медвежьи, человечьи -- выглядели устрашающе. На
страх и полагались шаманы, оберегая свой город. Но тот враг, который придет,
не испугается ни черепов, ни идолов, ни богов. Он устрашится лишь того, что
сейчас принес сюда в своей груди князь Асыка.
Город шаманов умел многое. Он восходил к богам и нисходил к ящерам,
изгонял демонов и призывал духов, он знал, как направить умершего к
Полуночному морю и как вернуть его обратно, он считал звезды, предугадывал
будущее и помнил прошлое, он умел лечить людей и добывать металл, сочинять
песни и вырезать идолов, он ссорил и мирил народы. Но шаманы не умели двух
самых простых вещей в этой жизни -- кормить себя и бороться с судьбой. Он,
князь Асыка, пришел сказать, что сделает это за них, если они поверят ему,
поймут его и передадут его волю Вагирйоме.
Пиркс
Сообщение #10 | Чт, 06.04.2017, 18:58
Группа: Летописец
Сообщений: 3303
Спасибо, почитаем.
lu-chia
Сообщение #11 | Пт, 14.04.2017, 18:00
Группа: wing
Сообщений: 27105
Читаю, по-тихоньку..Хорошо погружает..

Пам (шаман) знал, что про него говорят, будто он видит людей насквозь. Это былоправдой. Пам видел души человека -- две, три, пять, у кого сколько есть.
Душа-ворон живет с предками. Душа-филин -- с духами. Душа-сокол -- с богами.
Душа-лебедь -- там, выше богов, где движутся судьбы. А последняя душа,
живущая с людьми, у всех разная -- у кого утка, у кого воробей, у кого
ястреб. В хакане Асыке пам не увидел ни одной души. Он был глух и целен, как
камень.


-- Нет, ты меня не понимаешь, старик,-- с досадой сказал князь.-- Можномириться с набегами врагов, но нельзя мириться с их богами. Враги приносят к
нам свои мечи, а московиты принесут нам своего бога. Мечи мы сможем отбить,
а с богами человеку никогда не справиться. Если мы покоримся богу
московитов, то у нас уже не будет ни родных имен, ни песен, ни памяти --
ничего.
Шаман глубоко задумался. Еловые остроги постепенно сменялись остовами
берез, кедров, сосен, лиственниц -- тропа выводила к древней части святилища
на том склоне, под которым затонуло в болоте брошенное городище. Появились
прогалины, на которых лежали полуистлевшие идолы легендарного народа
Велмот-Вор, ушедшего с земли больше тысячи лет назад. Этот народ поклонялся
богам хаканов и хонтуев-страшным звероподобным чудищам с почерневшими от
жертвенной крови клювами, рылами, когтями, пастями.
-- Почему ты считаешь, что бог московитов погубит наши народы?-- с
трудом перешагивая идола, спросил пам.
-- Ты лучше разбираешься в делах богов... Скажи мне сам: какие они,
боги?
-- Боги?..-- останавливаясь передохнуть, пам взглянул на огромную голую
луну, на Звездную Воргу, распахавшую небо.-- Мне трудно ответить так, чтобы
тебе, воину, это стало понятно... Для каждого нашего народа есть священные
уста, с которых к нам долетают слова вечности. Мертвая Парма у нас, у
пермов. Пуррамонитур у зырян. Ялпынг у вас, у манси. Лонготьюган у хантов.
Хэбидя-Пэдара у ненцев... Для всех нас священна Солнечная Дева -- Заринь,
Мядпухоця, Вут-Ими, Егибоба, а по-вашему Сорни-Най. Ее устами говорит
Вагирйома. Но, ожидая ответа у этих уст, мы спрашиваем не гору, не предка,
не бога, не идола. Мы спрашиваем что-то большее, которое одновременно и
гора, и предок, и бог, и идол... Все является одним и тем же, все это --
одна цепь, а мы видим только ее звенья. Связь между звеньями этой цепи ваши
шаманы называют "ляххал" -- весть. Судьба -- это весть земли, боги -- вести
судьбы, люди -- вести богов, земля -- весть людей... Ты спрашиваешь меня
так, словно возможно дать окончательный, последний ответ, или наоборот,
словно бы есть первая, изначальная точка, от которой мы могли бы верно
отмерять правду в нашей жизни...
-- Не очень ясно, хотя я понимаю тебя, старик,-- кивнул хакан.-- Но
если ты сравниваешь мир с цепью, скованной в кольцо, то я скажу вот что.
Заменив своего бога на чужого, мы разрываем эту цепь, и мир рушится.
Они подошли к высокому идолу Торума. Прародитель был изображен сидящим,
а на его коленях покоилась чаша с монетами, перемешанными с землей. Хакан
отцепил с налобного кольца дирхем и тоже бросил его в чашу. По обеим
сторонам Торума сурово возвышались покосившиеся от времени балбаны сульдэ с
сучьями-крыльями и лосиными рогами. У их ног, до дыр проклеванные грачами,
белели черепа медведей. Пам, кряхтя, наклонился и поправил священную
выкладку. Пусть дух Великого медведя Оша не оскорбляется небрежением к
головам его детей.
-- Почему мир должен разрушиться, если здесь поселится русский бог?--
спросил пам, печально глядя на растрескавшийся лик Торума.-- Хакан, ты не
суеверный охотник, который видит лишь верс, вуншерих и вакулей. Ты знаешь:
пусть сменится облик, имя, обряд -- дух останется прежним. Ничего с миром не
случится. Уж не вообразил ли ты себя Мяндашем, спасающим Солнце от Йомы?
Они снова зашагали по тропинке, которая должна была привести к кладбищу
канов. За спиной Торума тихо позванивала на ветру целая роща мертвых берез,
увешанных бронзовыми и медными фигурками, обвязанных ленточками беременных
женщин. Этот звон звучал в темноте окостеневшего леса очень грустно.
-- Бог русов -- не наш бог,-- сказал Асыка.-- Наши боги рождены нашей
судьбой, нашей землей. А их бог рожден даже не их землей, а самой-самой
дальней, на краю мира, где садится солнце и почва от его жара бесплодна,
суха и горяча, как жаровня. Что делать этому богу у нас, среди снегов,
пармы, холодных ветров?
-- Мало ли кто где рожден,-- усмехнулся шаман.-- Мы с тобой вышли из
чрева матери, а Ен из яйца -- ну и что?
-- Наши боги -- это боги судьбы и вселенной. А бог русов -- это бог
человека и одного только человека. Для него ничего нет -- ни земли, ни
народа, ни предков. Я слушал русских шаманов. Их бог -- изгой, бродяга, он
бросил свою мать.
-- А ты убил отца.
lu-chia
Сообщение #12 | Сб, 22.04.2017, 13:21
Группа: wing
Сообщений: 27105
И странная тишина висела над холмом, над народом, пока Иона освящал
часовню, и только птицы и ветер были слышны вокруг, словно вода веков уже
затопила и людей, и города. А когда в часовне началась служба, зазвенели
кольчуги, зашуршала одежда, скрипнула земля под русскими коленями. Вслед за
русскими на колени стали опускаться и пермяки -- крещеные и язычники, князья
и голь. Когда Иона вышел на крыльцо и увидел коленопреклоненную толпу, глаза
его блеснули умиленным торжеством. Он снова вздернул крест и начал
проповедь.
Михаил перевел взгляд на ров с идолами. Во рву лежали в основном злые
духи: Омоль, придумавший холод и голод, ведьма Йома, суровый лесной мужик
Комполен, водяной Вакуль, пожиратель утопленников, и прочие кули-дьяволы.
Среди идолов не было ни Торума, ни Ена, ни мяндашей, ни ервов, ни
Перы-охотника, ни Кудым-Оша. Михаил присмотрелся и вздрогнул: среди черных
чудовищ стоял, покосившись, и резной Христос, выломанный Ионой из часовни.
-- Како же Володимер Креститель высек Перуна, та-ко же и я высеку
идолов!-- провозгласил Иона.
Он очутился у рва и звучно хлестнул плетью по идолам. Монахи со свечами
и факелами шли за епископом. Пермяки замерли в благоговейном ужасе. Конечно,
никто не любил ни Кайского лешего Висела, ни людоедку Таньварпекву, ни
огненного ящера Гондыра -- но ведь и никто не решался бить их доселе! А
плеть гуляла по деревянным глазам, ртам, рукам, туловищам. После каждых
трех-пяти ударов Иона властно протягивал назад руку, и монахи совали ему
факел, подожженный от церковной свечи. Иона швырял факел в ров и шагал
дальше.
И вдруг плеть полоснула по Христу, сломав ему ладонь у лица. Иона
задержался, с остервенением лупцуя Христа, а тот, безрукий, уже не мог
защититься и покорно подставлял впалые щеки. Какое-то нехорошее чувство
заворочалось в душе у князя. Он прищурился. Иона орудовал его плетью, всегда
висевшей на стене в горнице. "Вот и пусти в дом праведника..." -- подумал
Михаил и первым, не скрываясь, поднялся с колен.
Костер широко и жарко разгорался, и в пламени страшно кривлялись,
корчили бесовские рожи черные идолы. Иона отступил от жара, отбросил плеть и
взял в руки большую берестяную книгу.
Михаил знал, что это за книга. Ее много лет стефановской азбукой писал
слепец-сказитель. Он писал и сразу пел. Он пел о том, как был сотворен мир,
и лебедь-Ен снес яйцо-солнце, а злой Омоль разбил его; как была создана
земля, а потом начался потоп, и лишь святые горы-ялпынги спасли живущих; как
бобр украл для людей у Торума огонь; как Ош отдал людям шкуру греться в
страшный холод, насланный Омолем. Старик писал о Переохотнике, научившем
делать металл, и Кудым-Оше, научившем сеять рожь. О жене Кудыма, зверолицей
Хостэ, ставшей красавицей от любви мужа, и сыне их Руме, выпустившем солнце
из пещеры Ящера. О древних народах, их городах и святилищах, о злых
пришельцах -- лесных всадниках, научивших строить могильные курганы и
подаривших лошадей, о войне вису и утру о булгарах, мурманах и монголах, о
великих бедах и великих канах своего народа -- обо всем, о чем кто-то забыл,
а кто-то и не знал.
Эту книгу несколько дней назад принесли в дар Ионе. Пермяк, принесший
ее, передал и слова старика: "Народы наши сошлись на одной земле и вот
теперь меняются богами. Поменяемся же и мудростью, ибо жить нам вместе
вечно".
-- Идолам -- идолское!-- выкрикнул Иона Пустоглазый, поднимая книгу.
Сил воздеть огромный фолиант над головой ему не хватило, и он от груди
толкнул книгу в костер. Она упала на горящий хворост, раскинувшись, как
птица, и берестяные листы, испещренные выдавленными закорючками, тотчас
вспыхнули.
Глаза князя сами собою обратились на старика-сказителя. Тот стоял,
ничего не видя, и тихо улыбался, греясь теплом костра. Борода и волосы его
шевелились на горячем ветру, алые и золотые. Бисерка, дочь
старика-сказителя, стояла на коленях, вцепившись в отцовскую руку, и,
расширив глаза, в ужасе кусала губы. А за спиной слепца упрямо торчал
невеликий ростом охотник и резчик Ветлан. Смуглое лицо его от света костра
стало бронзовым.
-- А теперь -- в воду!-- провозгласил Иона.-- Пусть очистит вас река, и
да примете вы святое крещение!
Толпа, сбросив оцепенение, шевельнулась, распалась, и люди по тропкам
потекли вниз с крутого холма к Колве.
Иону свели под руки, принесли алтарь-складень.
-- В воду, в воду!..-- с образом и распятием в руках кричал Иона
огромной толпе, заполонившей весь пойменный луг.
Пермяки заходили в воду -- кто по колени, кто по пояс,-- умывались и
выходили обратно. Монахи, как милостыню, швыряли в толпу горсти кипарисовых
крестиков. Иона все что-то кричал. Люди ползали в пожухлой прибрежной траве,
собирая крестики, кто-то уже выпрашивал их у монахов с кошелем в руках,
кто-то подносил Ионе орущего младенца, ссорился с соседом, торговался из-за
находки, обменивая повыгоднее. Гомон огласил берег.
Летящая
Сообщение #13 | Сб, 22.04.2017, 15:29
Группа: Летописец
Сообщений: 2373
У меня тут приятель появился, с заполярного Урала. Один из наших клиентов, дядька такой занятный, в возрасте, очень основательный и без сантиментов и всякой мистики. много интересного рассказывает про свое заполярье. В том числе, когда оттаял и поверил, что над ним никто смеяться не станет - про шаманские всякие штуки. И знаешь еще Лу? Олди не зря свой атмосферный череп придумывали. Смех смехом, но этот совершенно земной дядя сам видел его несколько раз. Это указывает ни смещение миров, и череп огромный за ним летал. Пы. Сы. - он шофером там уже давно тарабанит, ему уже лет за 70, сейчас перебирается в Орел с севера.

lu-chia
Сообщение #14 | Сб, 22.04.2017, 15:56
Группа: wing
Сообщений: 27105
Я вот думаю , что такого страшного мог увидеть на охоте мой дед ? Они жили в Ивделе2, северный урал, перевал Дятлова недалеко . Мама недавно совсем рассказала - дед с друзьями часто ходили на охоту, но однажды что-то увидели в небе и больше он никогда не ходил по лесам. Если техника какая, вряд ли напугались бы, значит, что-то мистическое, причём именно в инфернальном виде. В магаданском крае таких переживаний у него не случалось .
Вообще чётко видно в описаниях теоретиков -этнографов предвзятое отношение , рассматривается сторона обычаев , допустим, манси - описывается как ужас и дикость и совсем нет попытки понять отчего такая традиция возникла и какой смысл в ней был, ведь обычаи эти неспроста, обоснованы.. просто так люди ничего никогда не придумывали ..
lu-chia
Сообщение #15 | Чт, 27.04.2017, 09:36
Группа: wing
Сообщений: 27105
Зимний закон

Другой молодой вогул из пленников что-то крикнул Зыряну и Зырян,
отвернувшись, махнул рукой. Стражник-пермяк пошел к толпе молодух-невольниц
и вытащил какую-то девушку.
-- Прощаться хочет,-- спокойно сказал Калина.-- Ему -- в рай, по их
понятиям, а ей -- в ад, в неволю.
Девушка плакала, вцепившись в малицу на груди вогула. Парень неловко
прижался щекой к ее мокрым глазам, погладил по голове, обнял. Почти
незаметный Рывок могучего плеча -- и девушка вдруг, как лента, тихо стекла
на снег к его ногам. Вогулы за оцеплением завопили, стражники с копьями
кинулись к убийце. Тот стоял спокойно, опустив голову, уронив руки. Он
первым и пошел к огромной колоде, в которую был воткнут широкий лесорубный
топор.
Подталкиваемые копьями стражи, невыкупленные пленники тоже потянулись к
плахе. Молодой вогул одной рукой выдернул крепко всаженный топор, протянул
его ближайшему товарищу, встал на колени и положил голову на колоду.
-- Зачем это?-- спросил Михаил, чувствуя, как жуть высасывает из него
тепло.
-- Зимний Закон,-- тихо сказал Калина.
Зырян повернулся к Михаилу. Глаза его слезились от ветра.
-- Бывает, что ни жена, ни отец, ни сын не могут собрать выкупа,--
прохрипел он.-- Бывает, и весь павыл не может... А народ может всегда. Если
они забывают об этом, то сами себя и казнят...
Топор поднялся, тускло блеснув на закатном солнце, и канул вниз, тупо
впившись в колоду. Голова вогула отскочила в снег, а тело дернуло руками,
загребло ногами, точно стараясь доползти до головы, и боком повалилось. От
звука удара стражники вздрогнули, а по толпе вогулов прокатился дружный
вздох, похожий на всхлип.
Тот вогул, что отрубил голову, выдернул топор, подал его следующему и
сам встал у колоды на колени. Топор взлетал и падал. Черно-кровавые,
облепленные волосами и снегом головы раскатились возле плахи.
..
У плахи оставался последний человек. Отрубив голову, он беспомощно
оглянулся на Зыряна, словно искал поддержки.
-- Князь, этого должен кончить ты,-- твердо и негромко произнес
Зырян.-- Ты -- победитель.
Топор палача застучал в висках князя в сто раз быстрее.
-- Я не кат,-- осипнув, ответил Михаил.
-- Ты -- только топор. Кат -- судьба. Глаза Зыряна были точно ледяные.
-- Иди,-- велел Михаилу Калина.-- Сумел устоять в Пелыми, когда на тебя
Асыка с копьем летел,-- сумей и сейчас. Это их земля, их закон.

-----

Войско собралось на совет. Люди были мрачные, ожесточенные. Михаил
почувствовал, что древняя воинская мудрость пермяков знает пути спасения, но
требуется человек, который подтолкнул бы прочих вперед по этой страшной
ворге судьбы. Сизые весенние тучи громоздились над сумрачной янгой. Черные,
ободранные вершины мертвых елей бороздили брюхо утекающему на север небу.
Желтыми полосами сукровицы сочился солнечный свет.
-- Зимний Закон!-- сказал Зырян молчавшему войску.

Князь измученно сидел на нартах Бурмота и даже не глядел, как рубят
прорубь. В душе Михаила не было ужаса. Он слишком присмотрелся, притерся к
смерти. Была только тоска, торчавшая голо и остро, как ободранные вершины
янги в облаках. "Конечно, они -- не убийцы. Убийца -- судьба. Убийцы --
холод, голод, весна, вогулы. А может, и я убийца,-- равнодушно думал
Михаил.-- Ведь это я повел их на Пелым... А может, убийца -- великий князь
Московский, которому обжег руки нецелованный вогулами крест? А впрочем,
ничто уже не важно..." И ощущение жестокого, нехристово мудрого милосердия
древних богов Каменных гор прохладой остудило тлеющее болью сердце князя.
Сначала в черную воду Сосьвы-Тагта спустили тех раненых, что были без
сознания. Пермяки быстро вталкивали их под урез льда, словно прятали. Потом
понесли к проруби и прочих -- исколотых, изрубленных, увечных, обмороженных,
больных. Некоторые из них снимали одежду, оставляя живым. Так же, как у
плахи на торгу, обреченные не сопротивлялись -- помогали друг другу. Михаил
сидел, отвернувшись, и слушал. Шаги, скрип снега, несколько негромких слов,
всплеск -- и все снова.
Тяжесть ладони на плече качнула князя. Это Бурмот грузно поднимался на
ноги, прижимая к груди укоротившуюся руку.
-- А мне, Михан, раньше тебя нельзя...-- просипел он.
-- Как, князь, о своих единоверцах прикажешь?-- спросил Зырян.
Михаил оглянулся. Поддерживая друг друга, несколько русских мужиков
стояли у проруби. Зипуны валялись на льду. Ветер трепал отросшие волосы,
бороды, надувал пузырями грязные рубахи в бурых пятнах запекшейся крови.
-- Не боись, княже,-- прогудел в бороду угрюмый, косматый мужик с
гноящимися язвами на распухшей шее -- солевар.-- Мы теперь своим не
кормильцы, незачем и небо коптить. Сами уйдем. Баб наших и деток не оставь,
а то с того света вернемся... Прощай.
Перекрестившись, он тяжело сел на краю проруби, спустил в воду ноги,
вздохнул и соскользнул вниз. Михаил видел, как на каждый всплеск Калина
кладет на грудь крест, шепча молитву.
Лишние нарты и ненужные вещи оставили у проруби, в которой плавала
шапка. Впрягшись в постромки, люди тронулись дальше, вверх по Сосьве --
туда, где в мглистом небе темнели Каменные горы.
lu-chia
Сообщение #16 | Пт, 28.04.2017, 14:10
Группа: wing
Сообщений: 27105
У Иванова менквы - это не мифологические создания, а реальные людоеды, просто они жили отдельно. Поел человеческого мяса- уходи к своим каннибалам ..как я понимаю, ели зимой, и в романе есть . Пишет так не о манси, а о пермяках.
lu-chia
Сообщение #17 | Пт, 12.05.2017, 17:36
Группа: wing
Сообщений: 27105
Иона разразился упреками, но Пестрый не стал спорить, молча ушел. ТогдаИона пошел искать Прокудливую березу.

  О березе ему много рассказывали. Колдуны слушали шум ее ветвей, чтобыпредсказать погоду; больные пили ее сок, беременные женщины, породняясь,
мазали ее кровью; даже сам князь Михаил свою жену-ведьму встретил под этой
березой. Прокудливая береза, решил Иона, падет первой, начиная отсчет
последних дней языческой вольницы в парме. Пусть лесные божки уросят по
своим берлогам, как плачут бабы по домам несчастного Уроса.

  Священная роща была видна издалека. Иона пошагал к ней по утоптаннойтропинке. Старые березы укрыли его ветхой, дырявой, желто-зеленой тенью,
зашептались над головой. В их ветвях пели птицы. В молодой траве чернели
круги кострищ и маленькие идолы с увядшими венками подснежников -- совсем
недавно здесь праздновали праздник Возвращения Птиц. Иона оглядывался,
выискивая Прокудливую березу. Она могла быть одной из многих, покрытых
клеймами сопр, из чьих стволов торчали деревянные колышки с подвязанными
подарками, на чьих ветвях висели пестрые лоскутки и ленты. Но Иона должен
был найти все-таки ту самую, заветную...
   Иона даже не понял, как это случилось. Ноги его вдруг отяжелели, шагзамедлился. Он остановился и медленно поднял голову. Прокудливая береза была
перед ним, над ним, вокруг него. В вершине ее туманом запуталось облако, а
сквозь листву били снопы солнечного света. Это вздымалась седая, дремучая
языческая вселенная. С каждого листка смотрели на Иону немые колдовские
глаза, ветви извивались ужами, перелетали зеленые птицы, древесные грибы
приобрели выразительные черты диких рыл чащобной нечисти, и в глубине
виднелись нагая женщина-сова с совенком на руках, лось с березовыми рогами,
прозрачные души предков, самоцветные рыбы, пернатые медведи, вороны с
человечьими личинами на груди, рысь с крыльями на лапах, подземный зверь
Маммут с древесными корнями вместо ног, конь с огненной гривой, человек с
тремя оленьими головами и Золотая Баба с неподвижной улыбкой и желтыми
волчьими зрачками. Барабанили дятлы, заливались соловьи, шелестели ветры,
журчали ручьи, тихо пели духи, стонали мертвецы, стрекотали кузнечики, выли
ведьмы, хлопали крыльями ястребы, гудело пламя, шипели змеи, скрипели на
мольбищах священные чамьи, стучали сердца, скрежетало железо, шумел дождь,
дышали снежные поля, гремели ледоходы, звенело ведро, падая на дно колодца,
и звякали колокольчики лошадок-оберегов на обнаженной груди светловолосой
девушки...
   Иона попятился, крестясь, оглянулся -- он был один. И снова поднялвзгляд на Прокудливую березу, и в глаза ему, как скопище демонов, кинулись
тысячи чужих глаз, когтей, рук, крыльев, рогов. Иона с воплем покатился по
траве, вскочил и бросился прочь.
lu-chia
Сообщение #18 | Пт, 12.05.2017, 17:37
Группа: wing
Сообщений: 27105
Во главе небольшой ватажки лесорубов Иона шел по священной роще. Сквозьветви деревьев било солнце, щебетали в листве птицы, но мужики двигались
сторожко, словно пробирались мимо спящих врагов. Иона нагнулся и поднял свой
посох, мертвенно белевший резной костью в свежей траве. Теперь он издалека
увидел Прокудливую березу. Колокола оглушительно зазвенели в его голове.
Береза надвигалась на идущих, как огромный корабль под всеми парусами.
 -- Вот она,-- указывая, остановился Иона. Мужики, задирая головы ипридерживая шапки на затылках, обошли дерево.  
 -- Пень ровно стешите!-- издалека крикнул им Иона.-- На пне в часовнепрестол пресвятой Богородицы воздвигнем!

  Перекрестившись, мужики взялись за топоры. От ударов с ветвей, вереща,посыпались птицы. Щепки полетели вокруг на траву. Иона глядел на могучую
березу. Она даже не вздрагивала, погрузившись вершиной в солнце, как в
озеро,-- словно не замечала, что ее рубят. Голова Ионы тряслась, губы
шевелились, читая молитвы. Сливочно-белые раны надрубов углублялись под
падающим железом топоров.

  Наконец мужики отошли в сторону и уперлись в ствол длинными слегами.
 -- Э-эх, р-раз!..-- крикнул артельный.
   И береза вдруг словно немного осела, охнула. Ионе почудилось, чтовнезапно в листве широко раскрылись мириады глаз и ошеломленно повели
взглядом вокруг -- побежали вокруг солнечные тени; закрутившись, ветер
взметнул ленты, подбросил в воздух жухлые прошлогодние листья; из травы
брызнули кто куда кузнечики.

  Страшный треск, как смертельный крик, потряс рощу, и Прокудливая березаначала падать головой на восток. Сминая и ломая соседние деревья, она
грянулась о землю, качнув даже небо над Камой, расшвыряла по кустам
привязанные берестяные туески с подарками, лоскутных куколок, резных
болванчиков. Птицы фонтаном взвились над вершинами, криком оглушая людей.
Ионе показалось, что мимо него пролетела и рухнула та языческая вселенная,
которая час назад его отсюда вышвырнула. Колокольный звон в ушах епископа
стал нестерпимым: захолонуло сердце, потемнело в глазах, изнутри расперло
череп. Иона опустился на колени и плача кланялся -- неизвестно кому.
  Весь вечер и всю ночь на берегу горели костры. Ратники разбивали набревна выволоченные плоты, дробью стучали топоры тесальщиков. Артели тащили
бревна в рощу по дорожке, освещенной огнями. Окопав пень священной березы,
наскоро бутили подножие, выкладывали венцы. Сотня человек строгала лемешины.
Уже к рассвету стены часовни поднялись до повала; к полудню четыре чела
накрыли охлупнями, на слеги и курицы постелили кровлю. Здесь, на севере,
солнце долго стоит в небе, словно очаровавшись тихой красотой холодных рек,
бескрайней пармы, каменных зубцов на горах. Задолго до темноты плотники
изладили барабаны и луковки в лемеховой чешуе, подняли кресты. Внутри уже
подогнали толстые половицы, навесили двери, поставили раму иконостаса, и
чья-то рука успела пройтись по брусу легким резцом.

 Первую службу войско, сотники, воеводы и князь отстояли в роще, покаИона святил храм. Маленькая, ладлая часовенка светилась, как теплый огонек,
среди вековой священной рощи -- будто лампада. Огромная крона Прокудливой
березы горой возвышалась за алтарем, шевелилась на ветру, перешептывалась,
словно духи шныряли меж листьев, прячась от новых хозяев. Птицы,
успокоившись, укрылись в чаще, лишь отважная маленькая синичка не побоялась
народа и задорно прыгала по кровле часовни.

  Ратники жертвовали в храм иконки, привезенные из дома. Князь отдалбольшой наперсный крест с жемчугами. Иона водрузил на иконостас черный образ
Стефанова письма, что достался ему от скудельника Лукьяна. Прозрачный и
слепящий алый закат освещал речную излучину, берег, рощу с часовней и
молчаливую толпу.

  А ночью Иона ушел из Бондюга в Чердынь. Никто из войска живым егобольше не видел.
lu-chia
Сообщение #19 | Чт, 08.06.2017, 14:46
Группа: wing
Сообщений: 27105
Покчинцы собрались на лугу, чтобы воззвать к самой надежной богине --
Матери Земли, Солнечной Деве Зарини. Они хотели молиться даже не за себя --
за весь свой народ, за всех богов, за свою землю, на которую пришли полки
московитов. Боги судьбы не остановили нашествия -- так пусть же сама земля,
что породила и судьбу, и всех на ней живущих, восстанет против врага, сгубит
его или изгонит прочь. Нашли старого шамана, согласившегося стать вестником.
Покчинский князь Сойгат сам затянул на его горле ременную петлю, чтобы
птицы-души не покинули тела в миг смерти. Обрядив труп в ягу, вывернутую
мехом наружу, другие шаманы возложили его на помост, под которым были дрова.
Каждый, кто пришел на камлание, обязан был принести огню если не ветвь, то
хоть завитушку бересты, хоть искорку сосновой иголки, чтобы в крыльях
Пил-Кая -- Птицы-Облака, улетающей к Зарини,-- от каждого было перо. А вслед
за Пил-Каем полетят и черные от горя и дыма птицы-души Чагала-удавленника,
которые расскажут Солнечной Деве о беде. Пермяки, размахивая горящими
метлами, плясали вокруг будущего костра, пели, кричали, били в бубны. Они
уже опились пьяными настойками из болотных трав, надышались дымом из
священных горшков, в которых тлели волшебные корешки.
Когда Иона ворвался в обезумевшую толпу, столб огня взвился над
головами, осыпав людей искрами. Толпа взвыла. Сумашествие светилось во всех
глазах, и епископ тоже окунулся в него, как и любой из камлавших. Голова его
лопалась от звона и грохота.
-- Перуновы дети! Идолское отродье!..-- кричал Иона, расшвыривая
пермяков перед собой с невесть откуда взявшейся силой.
Он пробивался вперед, к высокому огню. Князь Сойгат, узнав его, шагнул
ему навстречу, преграждая путь, растопырил руки, но Иона взмахнул Стефановым
посохом и ударил его острием Сойгата в грудь. Выхватив из-за пенькового
пояса топор, Иона выскочил к костру. Круг людей остался у него за спиной,
раздвинутый нестерпимым жаром могучего пламени. Иона жара не чувствовал.

И ведь сам сгорел в том костре, сжигая идолов..
Melamory
Сообщение #20 | Ср, 18.01.2023, 11:08
Группа: дебютант
Сообщений: 301
https://dzen.ru/media/fav_arts/permskie-bogi-634f8d934543ad6de0fa55be
Пермские боги
Ракурсы » Время » Истоки » Пермь Великая
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: