Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Безумие судить, что истинно и что ложно, на основании нашей (Осведомленности . Монтень, Лосев, Валери, Переслегин, Вийон)
Безумие судить, что истинно и что ложно, на основании нашей
lu-chia
Сообщение #21 | Пн, 26.03.2012, 17:57
Группа: wing
Сообщений: 27113
Сама по себе "Проблема мышления" - не нова. Ею занимается философия почти с момента своего рождения, во всяком случае, начиная с Платона. И результаты: этой работе весьма велики, если нам и удастся что-нибудь добавить, то очень немногое к их результатам. Однако, их достижения несколько затушеваны той полемической формой в которой они развивались и навсегда остались в философской литературе. Для того, чтобы показать как диалектически развивалось и накапливалось положительное знание о мышлении было бы необходимо проделать особую специальную работу, и она наверняка делается и будет проделана, но се­годня я готовился не к ней и в своем сообщении хотел бы затронуть лишь тот кусочек истории исследований мышления, который охватывает конец 19, начало 20 века и который, как ни странно, насколько ж могу судить, несколько уклонился от кардинальной дороги развития этого вопроса в истории, с весьма невыгодными для себя последствиями. Но речь и не об этом, я лишь кратко коснусь некоторых моментов в развитии психологии мышления за последнее время, в руках которой и находится сейчас почти вся "наука о мышлении" / довольно полно этот вопрос освещен в недавно вышедшей книге А.А. Леонтьева "Психолингвистика", где дано изложение развития психологии мышления от Гумбольдта до наших дней. Ленинград 196? /
В конце 19 века мышление наконец " освободилось" от философской опеки и его изучением занялись позитивные ученые - психологи. Психология в то время сулила человечеству очень много, ибо она направила непогрешимый "объективный" метод естественнонаучного анализа на самое "тайну бытия" - на психическую жизнь человека. Однако результаты исследований оказались значительно скуднее надежд. Фунда­ментальнее исследования Вундта и его школы не дали значительных результатов. Вундт изучал " состояния сознания" интроспективно, путем самонаблюдения. Он являлся т.о. одновременно и субъектом и объектом исследования. А надо сказать, что мышление Вундт понимал как раз как деятельность индивида, его душевную , особую психическую деятельность, интроспективный метод не мог дать " объективных" результатов, что дало основание последующей школе бихевиористов заявить, что интроспективисты совсем потеряли предмет психологии. Они предложили его заменить подлинно научным наблюдением за поведением субъекта и регистрацией общеочевидных черт такого поведения. При этом основная модель их эксперимента строилась по принципу стимул-реакция позаимствованному у Павловской физиологии.

http://papardes.blogspot.com/2012/01/1968.html - Проблема эталона в мышлении. 1968 Раппопорт
lu-chia
Сообщение #22 | Чт, 17.05.2012, 23:16
Группа: wing
Сообщений: 27113
Франсуа Вийон

Баллада повешенных

Ты жив , прохожий , погляди на нас.
Teбя мы ждeм нe пepвyю нeдeлю.
Гляди - мы выcтaвлeны нaпoкaз.
Нас было пятеро, мы жить хотели,
и нас повесили. Мы почернели.
Мы жили как и ты. Нас больше нет.
Не вздумай осуждать, безумны люди.
Мы ничего не возразим в ответ.
Взглянул и помолись, а бог рассудит.

Дожди нас били, ветер тряс и тряс,
Нас солнце жгло, белили нас метели,
Летали вороны. У нас нет глаз,
Мы не посмотрим. Мы бы посмотрели,
Ты посмотри - от глаз остались щели.
Развеет ветер нас, исчезнет след.
Ты осторожней нас живи. Пусть будет
Твой путь другим. Но помни наш совет.
Взглянул и помолись, а бог рассудит.

Гocпoдь пpocтит - мы знaли мнoгo бeд.
A ты зaпoмни - cлишкoм мнoгo cyдeй.
Tы мoжeшь жить - пepeд тoбoю cвeт,
Bзглянyл и пoмoлиcь, a бoг paccyдит.

(Перевод Ильи Эренбурга)

Вийон
lu-chia
Сообщение #23 | Чт, 17.05.2012, 23:16
Группа: wing
Сообщений: 27113
Франсуа Вийон.

От жажды умираю над ручьем,
Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя,
Куда бы ни пошел, везде мой дом,
Чужбина мне – страна моя родная.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышнее всех господ,
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Я скуп и расточителен во всем,
Я жду и ничего не ожидаю,
Я нищ, и я кичусь своим добром.
Трещит мороз – я вижу розы мая.
Долина слез мне радостнее рая.
Зажгут костер – и дрожь меня берет,
Мне сердце отогреет только лед.
Запомню шутку я и вдруг забуду,
И для меня презрение – почет,
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Не вижу я , кто бродит под окном,
Но звезды в небе ясно различаю.
Я ночью бодр и засыпаю днем.
Я по земле с опаскою ступаю,
Не вехам, а туману доверяю.
Глухой меня услышит и поймет.
И для меня полыни горше мед.
Но как понять, где правда, где причуда?
И сколько истин? Потерял им счет.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Не знаю, что длиннее – час иль год,
Ручей иль море переходят вброд?
Из рая я уйду, в аду побуду.
Отчаянье мне веру придает.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
lu-chia
Сообщение #24 | Чт, 11.01.2018, 16:03
Группа: wing
Сообщений: 27113
Откуда в теме про познание-мышление - сознание взялся Вийон могу только догадываться).

http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=740
Мышление как объект исследования, опыты Тихомирова( описаны где-то у Лема, должно быть в Сумме технологий.)

Исследования мыслительной деятельности О.К. Тихомирова были направлены на решение вопроса о соотношении кибернетического и психологического подходов к изучению мышления. Но началось исследование мышления с изучения процессов решения задач у больных с локальными поражениями мозга и в патопсихологии (работы 1959—1963 гг.). В работах нейропсихологического плана был получен материал, в котором выступил факт характерных нарушений решения мыслительных задач. У лобных больных активный поиск оптимального решения подменялся перебором альтернативных возможностей, причем избыточность не сокращалась по мере тренировки. Для больного не выступала смысловая структура задачи. В патопсихологических исследованиях расстройства мышления выразились в распаде мышления как целостной деятельности. Из полученных материалов был сделан вывод об обусловленности мышления мотивами, потребностями и установками человека. В целом эти ранние исследования нарушения процессов решения мыслительных задач дали важный материал о психологических особенностях мыслительной деятельности человека. Они показали включенность личностного компонента в структуру познавательной деятельности. Исследования нарушений процессов мышления О.К. Тихомиров всегда оценивал как один из методов изучения мыслительных процессов, представляющих общепсихологическую значимость. Эти данные представляют также интерес в контексте осуществленных в дальнейшем его основных исследований проблемы сравнения процессов мышления человека с процессами переработки информации в машине.

Бурное развитие вычислительной техники, внедрение электронных вычислительных машин в деятельность человека, появившиеся факты воспроизведения на вычислительных машинах процессов, имитирующих человеческое мышление, выдвинули на передний план проблему взаимоотношения психологии мышления и кибернетики. Разработанные программы игровых задач, в частности на модели шахматной игры, обусловили выработку новой методики исследований. Так, в 1963 г. начался основной цикл исследований О.К. Тихомирова на материале шахматной игры (по предложению А.Н. Леонтьева). Шахматы выступили удобной моделью для исследования принципиальных общепсихологических вопросов о соотношении мыслительной деятельности человека и процесса решения задач на ЭВМ. Уточняя эту мысль, О.К. Тихомиров приводит чье-то высказывание: «Иногда шахматы называют "дрозофилой программирования"» (1969, с. 84).
lu-chia
Сообщение #25 | Чт, 11.01.2018, 16:11
Группа: wing
Сообщений: 27113
http://www.libma.ru/psihologija/neraskrytye_tainy_gipnoza/p16.php
lu-chia
Сообщение #26 | Чт, 11.01.2018, 16:15
Группа: wing
Сообщений: 27113
Немецкий психолог Нарцисс Ах (Ach) нашел, что «производительность ума» в гипносомнамбулизме выше в полтора раза по сравнению с обычным состоянием. Л. Лёвенфельд эту метаморфозу объяснил тем, что ассоциативная деятельность и внимание не встречают в течение продолжительного времени каких-либо серьезных препятствий. Другими словами, как уже было замечено, вне круга внушенных идей царствует тьма; концентрация на поставленную задачу предельная, все существо сомнамбулы до такой степени переполнено одной идеей, что для другой не остается места. Это позволяет продуктивно решать задачу. Примечательно, что круг внушения можно бесконечно расширять. За счет этого сомнамбула способна не только к упорядоченным интеллектуальным и оценочным действиям, но и к аналитическим обобщениям (Лёвенфельд, 1903).

Если приведенные рассуждения о повышении способностей и интеллекта кому-то покажутся недостаточно убедительными, то степень обоснованности нижеследующей работы профессора МГУ О. К. Тихомирова, надеемся, не вызовет сомнения. На психологическом факультете МГУ под руководством О. К. Тихомирова проводились эксперименты с целью выявления уровня интеллектуальных способностей находящихся в гипносомнамбулическом состоянии. В этих опытах была установлена быстрая обучаемость (по сравнению с контрольной группой), а также показана активная творческая деятельность в гипносомнамбулизме. Заметьте, не пассивность, при которой испытуемый неспособен к упорядоченным и оценочным действиям, долгое время приписываемая сомнамбулам, а творческая активность. В этих опытах принимал участие врач-гипнотизер В. Л. Райков. Опыты О. К. Тихомирова иллюстрируют, что у сомнамбулы спонтанно активизируются интеллектуальные резервы: способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. В психологии эти интеллектуальные способности выделены в особый тип и названы креативностью (от лат. creatio — сотворение, создание).

Из проведенных О. К. Тихомировым экспериментов видно, каковы испытуемые в гипносомнамбулическом состоянии по сравнению с самими собой в бодрствовании и с контрольной группой. Одной группе, находящейся в гипносомнамбулизме, Тихомиров дал роли «выдающихся людей», а другой, контрольной, группе в обычном состоянии (это были профессиональные актеры) поручил играть роли «великих людей» — ученых и изобретателей. Результаты были следующие. Мы приведем их близко к тексту… В не гипносомнамбулической серии испытуемый встречал задание с некоторой опаской, поскольку оно было совершенно новым и в обыденной жизни не приходилось придумывать нетрадиционные назначения привычным вещам. Обычно испытуемый начинал выполнение заданий словами: «Ну что же, давайте попробуем. Посмотрим, что у меня получится». И по ходу выполнения задания ждал оценки экспериментатора, спрашивая, правильно ли он поступает в каждом конкретном случае. Поведение испытуемого в образе «выдающегося человека» абсолютно менялось. Он чувствовал себя уверенно, смотрел на экспериментатора «свысока», говорил размеренно, степенно, с чувством собственного достоинства. После прослушивания инструкции говорил примерно следующее: «Я начинаю. Пишите!»

Часто в гипносомнамбулизме испытуемые давали не отдельные ответы, как это всегда было в обычном состоянии, а целое стройное рассуждение «философского характера». Причем они были совершенно безразличны к вмешательствам экспериментатора, который пытался спорить и критиковать некоторые высказывания. В этой ситуации они начинали объяснять очевидные, с их точки зрения, истины или в лучшем случае не обращали особого внимания, продолжая высказываться. Тот факт, что испытуемые почти не повторяли ответов, данных в обычном состоянии, объясняется тем, что внушение образа делало ряд ответов просто неприемлемым для испытуемых.

С одним из участников был проведен опыт по нахождению) вариантов применения простым хозяйственным предметам. После того как он выполнил задание и определил все способы применения щетки, его спросили, почему он не назвал еще некоторые возможные применения, и повторили ряд его же ответов в негипносомнамбулической серии. На что он с возмущением ответил, что «говорить так он не может» и чтобы «не ждали от него подобных ответов».

Опыты показали, что испытуемые по-новому «видят» старый предмет, замечают такие его свойства, которые ранее оставались для них скрытыми. Если в обычном состоянии испытуемые ищут применение предложенному предмету вне связи с другими вещами, то почти все испытуемые в гипносомнамбулизме начинают его «совершенствовать», строить, основываясь на нем, сложные сооружения или использовать его как часть (может быть, даже несущественную) какого-нибудь другого агрегата.

Ответы испытуемых при внушении им образа выдающейся личности отличаются большой необычностью, неожиданностью, они очень интересны по своему построению. Часто испытуемый дает ответ, с точки зрения экспериментатора, совершенно абсурдный, но его обоснование оказывается весьма логичным. Сравнение контрольной группы с гипносомнамбулической по числу актуализированных свойств всех предметов показывает, что испытуемые в гипносомнамбулизме называют почти в 2,5 раза больше свойств. Общее число всех использованных свойств у контрольной группы равно 15, сомнамбулической — 35. Негипносомнамбулическая группа, сказав, что ключ можно использовать как проводник электрического тока, предлагала применить и другие предметы. В гипносомнамбулизме такая тактика встречается редко, так как образ великого человека «не дает» повторяться, он делает такой путь поиска неинтересным для испытуемого. Факт изменения в сомнамбулизме набора используемых признаков и «отказ» от старого решения задания при сохранении стабильного количества ответов заслуживает внимания. Испытуемый в образе «великого человека» находит новые признаки и на их основе строит новые ответы, происходит «новое видение» старых объектов, а актуализация старого стереотипа заменяется «новым мышлением». То же наблюдается при сравнении понятий. В опытах с использованием гипносомнамбулизма испытуемые находят скрытые свойства предметов и устанавливают связи между ними на основе этих маловероятных свойств.
lu-chia
Сообщение #27 | Чт, 11.01.2018, 16:19
Группа: wing
Сообщений: 27113
http://vikent.ru/enc/2153/ - перед принятием интуитивно творческого решения падает сопротивление кожи. Вот это да.

http://cmcmsu.info/download/tikhomirov.psychology.of.thinking.pdf
lu-chia
Сообщение #28 | Ср, 04.07.2018, 15:51
Группа: wing
Сообщений: 27113
https://postnauka.ru/talks/82198 - взгляд на русскую, совестную философии с запада
Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Безумие судить, что истинно и что ложно, на основании нашей (Осведомленности . Монтень, Лосев, Валери, Переслегин, Вийон)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: