Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 2 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Инферно (то, говорить о чем не хочется..но нужно)
Инферно
lu-chia
Сообщение #21 | Пт, 25.11.2011, 12:49
Группа: wing
Сообщений: 27498
хм.. интересный человек..в какую статью не окунись? везде найдется нечто..
http://papardes.blogspot.com/2010/12/blog-post.html

Деконструкция и постмодернистская ирония

Прежде всего, задача воспроизведения внутренней противоречивости объекта может быть проиллюстрирована опытами деконструкции. Техника философской деконструкции стремилась показать, каким способом в готовых философских текстах, претендующих на единство и целостность, скрыты противоречивые и саморазрушающие эту ее стройность фрагменты исторических представлений. Спрятать эти хвостики противоречий философские тексты, по мнению основателя деконструкции Жака Деррида, смогли только с помощью хитрости, риторики особых – поэтических, а не логических, – способов построения текста. Таким образом, Деррида сам приходил к двум противоположным итогам. Разоблачая риторические приемы построения философских текстов, он, с одной стороны, подчеркивал их логические недостатки и тем самым как бы обновлял интерес к логической строгости. Но, с другой стороны, придавая своей теории статус всеобщности, он неявно утверждал, что достичь требуемой логической строгости в принципе невозможно и что остается лишь следить за тем, как и где она нарушается в каждом историческом случае, из которых он не исключал и своей грамматологии.

В архитектуре же интерес к деконструкции получил прямо противоположный смысл. Архитекторы не столько демонстрировали противоречивость исторических стилей и произведений в стилях, сколько показывали способность превратить в стиль внутренние противоречия самого стиля. При этом брался, как правило, собственно конструктивизм, а разоблачался он с помощью разного рода технологии сдвигов и разрывов в его геометрической канве.

Разумеется, это был крайне узкий по сравнению со всеобщей деконструктивистской программой вариант применения идей деконструкции, но его хватило на то, чтобы создать несколько экстравагантных проектов, выгодно отличающихся своей взрывной алогичностью на фоне однообразных геометрических схем современной архитектуры.

Что будет с деконструктивистскими опытами в дальнейшем, мы не знаем, хотя можем предположить, что так называемый постмодернизм и был попыткой применить ту же технику на материале не конструктивистских, а исторических стилей и классики.

По сути дела постмодернистская ирония продемонстрировала, что стилевые архитектурные концепции возможно разбирать на части и вновь складывать в коллажи в произвольном порядке, и что то, что придавало этим стилевым формам целостность и единство не есть собственно требования самой архитектуры (хотя бы в витрувианских категориях пользы, прочности и красоты), а внешние по отношению к архитектуре идеологические требования социального декорума.

Деконструкция в данном случае оборачивалась иронией, как оппозицией идеологической « серьезности». С точки зрения неомарксизма такой ход можно объяснить и как попытку разоблачения мнимой «серьезности» исторических стилей как камуфляжа власти, и как игру новой буржуазии самой категорией символической серьезности, которая ей больше идеологически не нужна, так как вся реальная серьезность в современном капиталистическом обществе сведена к игре на бирже, и тут уж никакой иронии быть не может.

Собственно вот тут то круг и замкнулся. Свобода от серьезности отправляет историю и вечность в архив и открывает дорогу конъюнктуре, которая теперь уже свободна от упреков, раздававшихся от лица вечности и истории. Теперь можно быть и проституткой и сумасшедшим и требовать невозможного в качестве реального.

Вопрос, который остается открытым – опять таки упирается в категорию времени.
lu-chia
Сообщение #22 | Ср, 21.12.2011, 15:56
Группа: wing
Сообщений: 27498
Человек — это единственное животное, которое не только знает объекты, но и понимает, что он это знает. Он осознает свое отчуждение от враждебного мира, бессилие, неведение, неизбежность смерти. Грехопадение — превращение твари в человека через осознание себя. Человек не может вернуться под защиту утробы, в животное состояние гармонии с природой. Нарушение физических связей с миром ведет к экзистенциальным потребностям в психических связях. Их можно удовлетворить творчеством, стремлением к справедливости, независимости, правде, а можно — нарциссизмом, ненавистью, садомазохизмом, деструктивностью. Объединяясь вокруг лидера, государства и т.д., люди становятся подчиненными и боязливыми. Товары и развлечения делают человека жадным и неудовлетворенным. Свобода — это благо лишь при созидательной реализации, иначе страх перед ней ведет к авторитарному мазохизму тоталитарных обществ или приспособленчеству "развитых демократий”. Потребность в воздействии на мир требует познания и преобразования мира, но часто ведет к подавлению других (садизм) и разрушению окружающего мира (деструктивность). Здесь корни того, что цивилизации как психической общности даже при достаточно высоком уровне техники и благосостояния постоянно грозят застой, сползание в регресс, быстрое или медленное самоуничтожение.

http://svobodavnutri.ucoz.ru/publ....-1-0-33
lu-chia
Сообщение #23 | Ср, 21.12.2011, 16:03
Группа: wing
Сообщений: 27498
Но оседлая, особенно городская жизнь все более искажают природу человека и его представления о красоте как природной целесообразности. В древности идеалом красоты было здоровое тело, что касается Эллады, древнейших матриархальных культур Крита, Микен, Анатолии, Ближнего Востока, протоиндийской и дравидийской цивилизации. Напротив, художники европейского Ренессанса изображали вытянуто высоких, узкобедрых, малогрудых рахитичек с отвислыми животами и выпуклыми лбами: в качестве моделей ранним итальянцам служили запертые в средневековых городах натурщицы, не видевшие солнца, лишённые подвижности и витаминов в пище. Сандро Боттичелли взял моделью своей "Венеры" типичну горожанку -- рахитичную и туберкулёзную. Русский поэт Дмитрий Кедрин, загипнотизированный авторитетом художников Возрождения, восторгается "гордыми лбами винчианских мадонн", хотя высокие лбы "красоток" времён Леонардо да Винчи объяснялись обычным выпадением волос и облысением из-за авитаминоза, рахита и нездорового образа жизни, что вело к отодвиганию границы волос на лбу и вызвало моду, продержавшуюся 200 лет, когда в подражание рахитичной аристократии волосы на лбу специально выбривались. Позднее итальянцы обратились к моделям из сельской и приморской местности, что значителько улучшило, так сказать, кондиции обнажённой натуры на их полотнах. Интересно, что следы вырождения городской массы заметны уже на позднеримских фресках.

http://svobodavnutri.ucoz.ru/publ....-1-0-31

благодарю автора сайта за подборку.

Ефремов первым в советской беллетристике и фантастике обратился к психологии. С конца 1950-х гг. в зарубежной и советской фантастике возникла тенденция изображать будущее в мрачных красках катастроф. Это объяснимо уже хотя бы угрозой мировой атомной войны. По Ефремову, западные фантасты и футурологи как основу таких предсказаний и литературного творчества вообще использовали учение Зигмунда Фрейда. Из него делался вывод о принципиальной невозможности создания высшего разумного общества, об извечной борьбе и грызне между людьми, погрязшими в звериных, эгоистических, сексуальных и разрушительных инстинктах. Из-за идиотского "железного занавеса", отсутствия знаний и литературы в этой области в СССР был огромный пробел в психологии бессознательного, а литераторы оказались застигнутыми врасплох потоком зарубежной фантастики, основанной на фрейдизме.

Если официальная советская идеология категорически отвергала фрейдизм как таковой, то Ефремов, будучи настоящим материалистом-диалектиком, вслед за Фрейдом, признавал объективное существование бессознательного, которое решающим образом влияет на жизнь людей. Но далее Ефремов выступает с уничтожающей критикой взглядов Фрейда, обвиняя его в том, что он психику к человека "свёл к инстинктам безмозглого молюска", проигнорировав тысячелетний "естественный отбор на социальность", который дал огромный пласт наследственной информации. Фрейд дал основания для обвинений. Но излишне жёсткая критика Ефремова была либо данью советской моде, когда Фрейда было положено ругать, либо объяснялась тем, что Ефремов не смог в полной мере ознакомиться и понять труды Фрейда, его учеников и последователей из-за идеологического "забора" в СССР. (См. очерк автора о Фрейде "Гениальные заблуждения" в "Свободе" № 18, 2006 г.).

В романе "Лезвие бритвы" Ефремов в увлекательной и доступной для неспециалистов форме описывает исследования "кода генетической памяти" при помощи психоделиков. По Ефремову, у нормального человека в нормальном состоянии стрелка психики трепещет на нуле -- тонкой грани между сознанием и подсознанием, которые взаимодействуют и сливаются вдоль этого тонкого, как "лезвие бритвы", психического стержня, здорового "я". Равновесие обеспечивается сложной системой химических процессов, взаимодействием гормонов, энзимов, полярно противоположных и, в свою очередь, качающихся на тонких осях. Одна из главных осей -- ось гормонов гипофиза и надпочечников, иначе питуитарно-адреналиновая ось, регулирующая оборот фосфора в мозгу и организме. Задержать выведение фосфора из организма и расшатать эту ось может, например, полусинтетический препарат ЛСД-25 -- производное спорыньи, диэтиламид-тартрат д-лизергиновой кислоты. В результате в течение нескольких часов будет наблюдаться искусственный психоз типа глубокой истерии или шизофрении, т.е. расщепление сознания и подсознания. В это время для возбуждения угнетённого сознания нужно нарушить установившийся баланс в мозгу (ещё одно "лезвие бритвы") между ацетилхолином, который снижает мышление, и холинестеразой, которая стимулирует деятельность мозга, обостряя мышление.
lu-chia
Сообщение #24 | Ср, 21.12.2011, 16:04
Группа: wing
Сообщений: 27498
Три кита современной нашей цивилизации: зависть, болтовня во всех её видах и покупка бесчисленных вещей… как это оценят потомки!" Но за 50 лет, прошедших с тех пор, потомки стали ещё хуже, а страсть к престижу, пустой болтовне (информационное общество!) и потреблению стала ещё более патологической! О массовой патологии "цивилизованной" городской жизни Ефремов говорит так: "На улицах -- бешенство автомобилей… В спешке суетятся толпы безыменные и безликие, огромные дома набиты людьми, скученными в низких душных комнатах, согнувшимися над столами и станками в монотонной и нудной работе. А вечером начнётся погоня за развлечениями, раздастся грохот воющей и стучащей ритмической музыки, призраки кино, экраны телевизора, сочащиеся голубым ядом <добавим компьютеры с интернетом! -- А.К.>. И выпивка за выпивкой, сотни тысяч людей пропитаны алкоголем <добавим также наркотики -- А.К.>, умеряющим нервынй спазм нетерпения, ожидания чего-то лучшего, что не приходит, да и не может прийти. И незаметно жизнь ухудшается и нищает, человек стремящийся к успеху, видит, что он обманут. Квартира… оказывается дешёвой <?! -- А.К.> клетушкой, заработок по прежнему не обеспечивает исполнение даже скромных желаний, дети становятся не радостью и опорой, а обузой и обидой. И тогда перед человеком встаёт колоссальный вопросительный знак -- зачем?"

В сознательной, а чаще подсознательной попытке дать ответ на этот, пожалуй, самый страшный экзистенциальный вопрос, стоящий перед каждым индивидом и цивилизацией вцелом, и начинается эскалация социальной патологии. Агрессивное мещанство ведёт к приобретению всё увеличивающегося количества всё больших автомашин, огромных особняков, бессмысленных драгоценностей, украшений, моды и т.д. Возникает множество психических сдвигов, причём в странах с высоким уровнем жизни эти сдвиги развиты сильнее. Это опровергает расхожий штамп о том, что бытие определяет сознание, и фактически отбрасывает одно из наиболее распространённых направлений в психологии, известное как "бихевиоризм", т.е. поведенчество. Реально прямая связь между бытием и сознанием далеко не всегда очевидна, весьма сложна и запутанна, а часто именно сознание, а точнее психика определяет социальное бытие. Возникают пьянство и наркомания как попытки дать отдых перегруженной нервной системе, уйти от давления условий жизни, понизить уровень восприятия мира до тупости животного. Затем дикие взрывы хулиганства и ксенофобии, рост разрушительности и жестокости, часто беспричинных, не имеющих разумного объяснения, в результате ослабления тормозящих центров мозга и прежде всего самодисциплины. Так возникают модные нынче проповеди врождённого зла, усиливающейся ненормальности, извращений и садизма, якобы свойственные человеку и без конца пережёвываемые нынешним так называемым искусством, хотя реально -- это массовый психический дефект. Так возникает то, что на Западе получило название "эскапизм" (от англ. "escape" -- бегство) -- стремление уйти куда попало от непосильной тревожности. (В этом месте мысли Ефремова созвучны идеям Эриха Фромма, с которыми Ефремов, похоже, был знаком, что также удивляет в свете "железного занавеса"). Спасаются "попсой", копьютерами, интернетом, играми, телевизором, мобилками, тусовками и т.д.
lu-chia
Сообщение #25 | Ср, 21.12.2011, 16:05
Группа: wing
Сообщений: 27498
Более тонкий вид эскапизма -- уход в бесплодные мечты о других мирах, магии, "толкьенутых гарри поттерах" и прочем "фэнтези" с высосанными из пальца сюжетами. Это имеет глубокие архетипичные корни в виде идеи первобытного рая, пронизывающей мечты, религию, даже науку. Правда, никакого первобытного рая не было -- жизнь человека всегда сопровождалась борьбой и трудностями. Но идея рая амбивалентна, т.е. может служить путеводной нитью к высшему предназначению, но может уводить к деградации в виде виртуальных и пустых мечтаний.

Наука и искусство всё более отклоняются от своего высшего предназначения к частностям и виртуальностям: от широких мыслей и эмоций -- к частным деталям, от просторов неба и моря -- к их отражению в луже, от просторов планеты -- к цветочному горшку типа "экибана" среди бетона и асфальта, от чувства -- к декорации, от людей -- к куклам, от безграничной реальности -- к смоделированной виртуальности. Ефремов едко замечает, что "человеческое знание имеет свойство узнавать всё больше и больше о всё меньшем и меньшем". В этом мире прихотливых и несбыточных иллюзий получается психосдвиг к иррациональности, неприятию реальности и её искажению. В "Лезвии бритвы" индийский йог говорит своему ученику: "Никогда не переступай… ни порога бессмысленности, ни познания, которое превращается в тупое нагромождение фактов, ни других порогов, которые мы часто переступаем в обычной жизни, гоняясь за дешёвкой, едой, пошлым удовольствием смеха, бесполезной умственной игры…Тебе придётся бороться со всё распространяющимся влиянием бездельников, думающих ловким трюком, фокусом, удивляющей безвкусных глупцов выдумкой подменить настоящее искусство… Они будут каждый найденный ими приём, отдельное сочетание двух красок, набор мазков или удачно найденную светотень объявлять открытием, называть элементом мира, не понимая, что в нашем ощущении природы и жизни нет ничего простого. Что везде и во всём -- сложнейший узор…"

С одной стороны, Ефремов был "поэтом научно-технического прогресса". Но с другой стороны, писателю, как человеку образного, а не абстрактного мышления, развитие научно-технической цивилизации справедливо представлялось валом, вздымающимся на гигантскую, зловещую высоту. Психика человека не подготовлена к таким темпам, что и ведёт к массовым психозам. Стандартизация, унификация, сведение всего к абстрактной математической логике создают склонность к параноидной психике.

Попытка в ХХ веке найти выход из тупика цивилизации путём "построения коммунизма", привела к тотальным трагедиям и была обречена на провал именно из-за неготовности массовой психики к реализации высшего предназначения человека. Настоящий коммунист Иван Ефремов искренне веровал в идеалы коммунизма, но, интуитивно предчувствуя крах, предупреждает о главных причинах: высшие формы общества могут быть созданы только воспитанными, сознательными и дисциплинированными людьми; воспитание, образование и психологическая подготовка должны стать элементами "базиса", а не чем-то "надстроечным", как было принято считать.

Без разносторонних интересов человек быстро делается равнодушным ко всему эгоистом, что было известно ещё в Древнем Риме под греческим названием "ацедия". "Человек, подавляющий себя без познания, есть такое же зло, как если бы он предался злому", -- так говорит древняя индийская мудрость, и это полностью отвечает законам психофизиологии. Ещё одна древняя формула гласит: "Неисполненные желания разрушают изнутри". По Ефремову, распространённый нынче конформизм -- это остановка или задержка в развитии; ту же мысль высказывал Фромм. Внутренняя диалектическая борьба -- вот основа всякого устройства жизни. В наше время имеет место огромный рост производительности труда, что вроде бы является благом. Но диалектика заставляет за всё платить: люди всё больше освобождаются от бесконечного и монотонного труда, но, вместо постановки более широких и серьёзных задач, получают психологический провал -- бесцельную праздность, которую заполняют играми, наркотиками, алкоголем, телевизором, компьютером… А ведь самая главная проблемв жизни -- держать человека в алертном состоянии, собранным физически и духовно, иначе он неминуемо деградирует.

http://svobodavnutri.ucoz.ru/publ....-1-0-31
lu-chia
Сообщение #26 | Пн, 26.12.2011, 14:37
Группа: wing
Сообщений: 27498
тоска..

деградационная теория мироздания, да еще с обвинением Ж проникла так глубоко, что руки опускаются, или это я в своей глупости и романтизме вижу не так, блокируя то, что мне не нравится
lu-chia
Сообщение #27 | Чт, 15.03.2012, 07:43
Группа: wing
Сообщений: 27498
Вот приведу в пример Public Relations:
"Например, именно психологи рассказали PR-специалистам об ”эффекте края” : слоган и броское изображение в начале и побуждение к действию в конце обращения. Лучше всего человек запоминает то, что встретилось в самом начале и конце его деятельности. Часто полученная первичная информация и эмоция будут долгое время корректировать всю последующую информацию о PR-объекте. Емкость оперативной памяти человека 7 плюс, минус 2 простых объекта (типа букв, цифр) , что называется эффектом Миллера. А для сложных объектов (типа образов, доводов, сравнений) - всего 4 плюс, минус 2 (эффект Эльштейна) . Поэтому количество эмоционально-смысловых ударений в одной PR-акции целесообразно иметь в пределах 3-5."
Броское изображение-видеоряд, побуждение к действию "The revolution is now".

Смена канала восприятия
Если воздействие по выбранному каналу на Клиента недостаточно, то следует прибегнуть к: - смене метода; - смене канала восприятия (при этом надо учесть, что ориентировочно человек запоминает 10% того, что читал, 20% того, что слышал, 30% того, что видел, 50% того, что слышал и видел, 70% того, о чем сам рассказывал, 90% того, что сам делал) ; - смене времени или места воздействия; - параллельному воздействию по разным каналам.
Видеоряд со сменой на черные экраны с голосом за кадром.

"Оттяжка"
Композиция разнесена во времени: первая часть рекламы создает некую загадку, проблему, внимание Клиента намеренно отводится в сторону. А во второй части как правило ответ дается быстро и неожиданно, связанный с рекламируемыми Т/У, Героями и тп. Композиция часто применяется для сбивания Клиента с его Ст и для привлечения внимания.
Весь Zeitgeist и первая половина Zeitgeist Addendum – антиреклама существующего строя,
вторая половина Zeitgeist Addendum – продвижение PR объекта.

[b]” Чудо” и последующие рассказы о нем.
Способы создания ”чуда” : а) аномально большие объекты и рекордные достижения; б) постановка Клиента в тупик... с последующим чудесным освобождением из него.
в) преодоление или нарушение запретов, норм поведения (реальное или мнимое) .
2) "чудо" в данном случае Venus и предлагаемый строй.
3) нарушение норм поведения – предлагаемое бойкотирование банков, энерг. компаний и т.д.

"Для иллюстрации можно привести небольшой пример. Сразу после принятия решения об уничтожении химического оружия, в Москву для обсуждения этого вопроса приехали представители крупной американской фирмы. Принимающая сторона тут же начала говорить о заводах, оборудовании, средствах, месте... Но американцы неожиданно поразили всех своим заявлением: аспект уничтожения химического оружия - вопрос второстепенный. Первое и главное - необходимо провести разъяснительную работу среди населения территории, где предполагается уничтожать химическое оружие. Словом, сначала нужно было создать благоприятный психологический климат, успокоить людей, пресечь панические слухи, а лишь затем браться за работу.
Через год справедливость слов американских специалистов подтвердилась - началось массовое движение с пикетированием, плакатами, лозунгами"

Полный текст Public Relations можно прочитать здесь http://studyspace.ru/marketi....la.html
lu-chia
Сообщение #28 | Сб, 19.05.2012, 08:52
Группа: wing
Сообщений: 27498
Е.Н. Волков
Основные модели контроля сознания

http://www.aquarun.r...ih/ks/ks12.html

В американской психологической науке существует несколько основных моделей деструктивного воздействия тоталитарных групп. Классической является модель Р. Дж. Лифтона, изложенная в работе «Реформирование мышления и психология тотализма». Лифтон выделяет восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению сознания:

1) Контроль окружающей обстановки (среды) — жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется.
2) Мистическое манипулирование — использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа».
3) Требование чистоты — резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта — «хорошая» и «чистая», все остальное — «плохое» и грязное».
4) Культ исповеди — требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины.
5) «Святая наука» — объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной.
6) Нагруженный (культовым смыслом) язык — создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления.
7) Доктрина выше личности — доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.
8) Разделение существования — члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные — нет, т.е. «цель оправдывает любые средства»
.
Впоследствии Лифтон развил свою концепцию, дополнив ее моделью «удвоения личности» в работе «Нацистские врачи: медицинское убийство и психология геноцида». Он попытался объяснить психологические механизмы, которые позволили профессиональным врачам стать профессиональными убийцами, когда они были частью самого эффективного конвейера убийств, известного западной цивилизации: нацистских лагерей смерти.
Это исследование привело к более точному пониманию того, как люди, психически здоровые, часто интеллектуальные, образованные и идеалистичные, довольно быстро могут становиться фанатиками движений, вся идеология и деятельность которых прямо противоречит их первоначальным взглядам на мир. Такая резкая и глубокая ресоциализация личности является результатом специфической адаптивной реакции в условиях чрезвычайного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями. Лифтон назвал ее «удвоением». Удвоение заключается в разделении системы собственного «я» на две независимо функционирующие целостности. Разделение происходит потому, что в определенный момент член культовой группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовместимо с докультовым «я». Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от «старого «я», что обычной психологической защиты (рационализации, вытеснения и т.п.) недостаточно для жизненного функционирования. Все мысли, убеждения, действия, чувства и роли, связанные с пребыванием в деструктивном культе, организуются в независимую систему, частичное «я», которое полностью согласуется с требованиями данной группы, но происходит это не по свободному выбору личности, а как инстинктивная реакция самосохранения в почти невыносимых — психологически — условиях.
lu-chia
Сообщение #29 | Сб, 19.05.2012, 08:52
Группа: wing
Сообщений: 27498
Удвоение отличается от традиционных концепций «расщепленного» сознания и «расщепленных» психологических систем личности (то есть составных личностей). Эти процессы считаются пожизненными моделями, которые начинаются в раннем детстве, обычно в ответ на серию травматических событий и крайне конфликтных отождествлений, которые незрелая психика не может постигнуть или интегрировать и остаться при этом нетронутой или «целой». Более того, диссоциированные или множественные «системы личности» индивида обычно сознательно не подозревают друг о друге и скорее действуют независимо. При удвоении, однако, две «личности» знают друг о друге, и все-таки действия «злой» половины не имеют никаких моральных последствий для того «я», которое не несет на себе зла. Удвоения не бывает у детей даже тогда, когда они сталкиваются с подавляющей травмой. Оно происходит у взрослых, реагирующих на крайнюю, но не непостижимую ситуацию (такую, как тоталитарный режим). Более того, у взрослого, который «раздваивается», присутствует элемент активного, адаптивного, участия как средство приспособления к крайности.
Удвоение включает массированную психическую перестройку, однако оно может быть относительно временным и относительно легко обратимым. Само по себе удвоение не является ни плохим, ни хорошим. Говоря вообще, приспособительная потенциальная способность к удвоению является присущей человеческой психике и может быть со временем спасительной для жизни: для солдата на войне, например; или для жертвы жестокости, такой, как заключенный в Аушвице, который должен испытать какой-то вид удвоения, чтобы выжить. Но адаптивно «удвоенное «я» может стать опасно необузданным, как это произошло у нацистских докторов. К тому же, кроме социальной опасности массового «удвоения» это явление в любом случае наносит тяжелейшую травму душе и психике человека, вынужденного его пережить, что прекрасно известно по опыту узников лагерей и ветеранов войн.
Именно интенсивность и особенности воздействия в деструктивных культах таковы, что их трудно приравнять к обычным способам социализации и жизнедеятельности. Ближе всего к тому, что происходит в тоталитарных сектах — подготовка новобранцев в армии, пребывание на войне, тюрьмы, концлагеря и разные подпольные группы. Чрезвычайность однонаправленного воздействия — чрезвычайного по силе и специально созданным условиям, резко отличающимся от обыденно-повседневного процесса социализации, — при отсутствии равносильной конкуренции, равновесного выбора — вот что такое деструктивная культовая группа в социально-психологическом смысле. Если в нормальном обществе предлагаются различные (и противоположные, взаимоисключающие) идеи с более или менее одинаковой силой, то деструктивный культ, с этой точки зрения, это целенаправленная система для обеспечения исключительно одностороннего воздействия с максимальным исключением возможности выбора и с максимальным обеспечением силового воздействия одной идеи или личности.
lu-chia
Сообщение #30 | Сб, 19.05.2012, 08:52
Группа: wing
Сообщений: 27498
Социально-психологические модели

В одном из исследований культа НЛО (по общему мнению, не отвечающего критерию деструктивного культа) выдвигается предположение, что теория принятия ролей недостаточно объясняет поведения членов культа. В нем делается вывод, что «когда люди присоединяются к религиозному культу, они сначала меняют свое поведение, усваивая новую роль... безграничная вера истинного верующего обычно развивается только после продолжительного участия в культовой повседневной деятельности».
В противоположность этому стэнфордский психолог Филип Зимбардо и его коллеги изыскивают интегрированную социально-психологическую модель того, что они определяют как «обращение с помощью убеждения». Обрисовывая «принципы обращения убеждением», они отмечают, что члены культа «погружены в группу и поощряются к деиндивидуализирующим действиям и чувствам... индивида заставляют ощутить силу группы, которую он разделяет». Новичкам предлагают слушать некритически, безоценочно и с преднастроенным восприятием повторяющиеся лекции и другие «информационные вливания», в то время как привлекательные, ничем не отличающиеся от новичков люди моделируют искренность, счастье, жизнеспособность и безусловное принятие идей культа. Изменению позиции и поведения помогают путем мощных социальных подкреплений, которые раздаются свободно. Эти подкрепления включают улыбки, благоприятное мнение, похвалу, одобрение, физический контакт и видимую любовь. Неприемлемое поведение со стороны новичка, однако, вызывает немедленную единообразную реакцию всех членов группы; они все опечалены, никогда не гневаются на отклоняющиеся от нормы действия или мысли. Культовые центры по идеологической обработке имитируют типичные ролевые отношения типа гость-хозяин (т.е. член культа — новичок культа)», и чувство вины — мощный модификатор поведения — является результатом, когда новичок огорчает своего «хозяина».
lu-chia
Сообщение #31 | Сб, 19.05.2012, 08:53
Группа: wing
Сообщений: 27498
Модели измененного состояния и гипнотические/метапознавательные

В отчетах депрограммированных культистов немало схожих описаний процессов обращения и последующего погружения в культ. Они описывают чувство «пребывания в другом мире», отмеченное сосредоточенным вниманием, искаженными восприятиями, стереотипными аффектами и суженным критическим суждением. Эти факторы привели ряд исследователей к гипотезе, что в контексте социального контроля окружающей среды и давления группы участие в культе вызывает «похожее на транс» измененное состояние сознания, близкое во многих отношениях к гипнозу, характеризующееся повышенной внушаемостью, узким фокусом самоосознания, возрастающей зависимостью и усиливающимся принятием навязываемой роли. Они сравнивают процесс культового обращения с искажением информации и манипулированием вниманием, используемыми в качестве лечебных средств в гипнотерапии и представляют концепцию культового обращения и поддержания членства как частично вызванных похожим на гипноз феноменом: «Когда приступают к процессу вовлечения в культ... стимуляция трансом часто становится формализованной и ценимой практикой, вводимой путем монотонного пения... медитацией или деятельностью типа «говорения на языках». Хотя, как в фазе обращения, состояния транса продолжают усиливать групповую преданность и поглощение информации, их первая задача в процессе вовлечения в культ явно заключается в том, чтобы бороться с сомнением, скептицизмом и внешней критикой».
Многие первичные культовые взаимодействия направлены на возвращение в состояния, похожие на детские. В ходе уик-энда лидер группы управляет похожим на детское поведением, поощряя вновь принятых членов петь детские песенки, играть в детские игры, есть детские легкие закуски и проговаривать вслух примитивные утверждения о мире и любви. От группового лидера можно услышать поощрение членов группы к тому, чтобы «растопиться вместе как арахисовое масло и желе», чтобы быть друг к другу ближе. Групповые лидеры отучают от характерных черт взрослого поведения, включая независимость суждений, установление контекста, личное принятие решений или индивидуальное истолкование.
lu-chia
Сообщение #32 | Сб, 19.05.2012, 08:53
Группа: wing
Сообщений: 27498
Эверетт Шостром. Манипуляторами не рождаются.

существует восемь основных манипулятивных типов, и вы их наверняка с легкостью узнаете, поскольку каждый из них есть среди ваших друзей или знакомых.

1. ДИКТАТОР. Он безусловно преувеличивает свою силу, он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты — короче делает все, чтобы управлять своими жертвами.
Разновидности ДИКТАТОРА: Настоятельница, Начальник, Босс, Младшие Боги.

2. ТРЯПКА. Обычно жертва Диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Она
преувеличивает свою чувствительность. При этом характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать.
Разновидности Тряпки — Мнительный, Глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий.

3. КАЛЬКУЛЯТОР. Преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой —
перепроверить других.
Разновидности: Делец, Аферист, Игрок в покер, Делатель рекламы, Шантажист.

4. ПРИЛИПАЛА. Полярная противоположность Калькулятору. Изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и
исподволь заставляет других делать за него его работу.
Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный Ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный, Человек с девизом «Ах, жизнь не удалась, и поэтому...».

5. ХУЛИГАН. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз различного рода.
Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация Хулигана — Сварливая Баба («Пила»).

6. СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ. Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором смысле столкновение с ним куда
труднее, чем с Хулиганом. Вы не сможете бороться со Славным Парнем. Удивительно, но в любом конфликте Хулигана со Славным Парнем Хулиган проигрывает.
Разновидности: Угодливый, Добродетельный Моралист, Человек организации.

7. СУДЬЯ. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает.
Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Собиратель улик, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.

8. ЗАЩИТНИК. Противоположность Судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Он портит других, сочувствуя сверх всякой меры, и
отказывается позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным. Вместо того чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах
других.
Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник,Самоотверженный.

Повторю, мы обычно являем собой какой-то один из этих типов в наиболее выраженной форме, но время от времени в нас могут просыпаться и
остальные. Манипулятор безошибочно находит себе партнера, наиболее подходящего ему по «типу».
lu-chia
Сообщение #33 | Сб, 19.05.2012, 08:55
Группа: wing
Сообщений: 27498
Итак, предлагается следующее определение.

Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Разумеется, конкретные слова оказываются не вполне точными. Поэтому можно предложить и иные формулировки — в том числе упрощенные — определения межличностной манипуляции:

Манипуляция — это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент.

Манипуляция — это психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им.

Манипуляция — это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий.

Манипуляция — это искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели.

В практических целях иногда удобнее пользоваться непосредственно метафорой: манипуляция — это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.

Читатель волен сам выбрать импонирующее ему определение или сконструировать собственное на основе отобранных для этого критериев.

http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks7.html
lu-chia
Сообщение #34 | Сб, 19.05.2012, 08:55
Группа: wing
Сообщений: 27498
Картина разрушений от манипуляции содержит также и ущерб, наносимый самому манипулятору. Все указанные виды разрушения с не меньшим «успехом» действуют и на инициатора манипуляции. Апеллируя к низменным мотивам, манипулятор невольно повышает их значимость в собственных глазах (например, как нечто очень полезное или эффективное). Деформация или задержка личностного роста для манипулятора возможно чревата даже большими издержками, чем для адресата, поскольку в данном случае он не жертва манипуляции, а «сам того хочет». Манипулятор, особенно успешный, в угоду манипуляции сужает свой арсенал средств достижения целей, поэтому ему со временем все труднее вырваться из «своей колеи».
Что касается разрушения личности, то манипулятору и здесь достается. Сама технология манипулятивного воздействия требует от манипулятора известной внутренней раздвоенности. Как правило, таковая уже имеется, поскольку именно желание справиться со своими же затруднениями, защититься от своего же «разбитого нарциссизма» ведет человека к использованию для этой цели других людей. Однако расщепление других не проходит для него бесследно, поскольку достигается это посредством активной эксплуатации собственной противоречивости. Таким образом, используя другого, манипулятор наносит вред не только ему, но и самому себе.
Добавим к намеченному эскизу неизбежные для манипулятора трудности в межличностных отношениях, связанные с реакциями жертв, и мы получим нерадостную батальную панораму, на которой атакующая сторона несет большие потери, чем обороняющаяся. Не будем, однако сгущать краски. Если манипуляция используется спорадически и не превращается в единственный способ жизни, деструктивный эффект заметно ниже. В основном потому, что в таком случае не происходит полного отождествления человека с манипулятивными действиями, благодаря чему сохраняется состояние диссоциированности. Последнее, правда, тоже может быть рассмотрено как мягкий вариант внутреннего расщепления.

http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks7.html
lu-chia
Сообщение #35 | Ср, 11.07.2012, 15:33
Группа: wing
Сообщений: 27498
http://efremov-fiction.ru/publicity/118/page/1

"Человек - та же вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая. Самое главное, найти в человеке все, что ему нужно теперь же, не откладывая на сотни лет в будущее и не апеллируя к высшим существам из космоса, - писал он в своем романе "Лезвие бритвы". - Я не представляю себе дальнейшего развития человечества без контакта с другими цивилизациями".

А в июне следующего года он сообщает: "...В июле буду в Москве, пока решится судьба книги. Боюсь, что пока она не пойдет, сейчас момент неблагоприятный для умствований на социальную тему, да еще с концепцией инферно... Закон Финнегана, точнее - его дальнейшее развитие в виде Стрелы Аримана, будет лупить по самому хорошему..."

Закон Финнегана - закон "неудачной концентрации совпадений". Действуя в природе, он многократно увеличивал страдания живых существ, ибо, идя по пути совершенства биологического вида, природа усложняла их нервную организацию и психику, что неизбежно увеличивало и обостряло восприимчивость к внешним влияниям сложного и жестокого мира. В социальное инферно человек попал под воздействием "направленного зла" - Стрелы Аримана. Так Ефремов открывает закономерность усиления инферно (или, как он пишет, "сгущения") по мере усиления власти государства над человеком в условиях тоталитарных режимов.

(Следует пояснить, что Ариман и Ормузд - имена богов в религиозно-философском учении перса Мани - манихействе, олицетворяющих борьбу светлого и темного начал, где добро побеждает зло).

Ефремов считал, что писатель-фантаст обязан показать выход из грозных ловушек, которые будущее готовит человечеству. В одном из последних интервью он говорил: "...Негативный опыт человечества несравнимо сильнее, ярче и глубже позитивного, иными словами, зло и злодеяние всегда доступнее для человеческого понимания, именно в силу тысячелетнего накопленного, инфернального, как говорится в "Часе Быка", опыта. Поэтому мрачные картины, всякого рода чудовища, садистские проявления - все это, увы, воспринимается сильнее и ярче, чем картины прекрасного будущего, добрых человеческих отношений и так далее. Я назвал бы это темными струнами человеческой души, которые всегда легче затронуть, чем светлые струны.

Игра на темных струнах души - это опасная игра... Эту склонность больше прислушиваться к мрачному и злобному, больше верить в несправедливость и зло, чем в добро, надо побеждать "магией очарования".

"Искусство, - утверждал Репин, - должно быть очаровательным".

Поэтому одаренные писатели должны способствовать накоплению прекрасного в людях, прежде всего в новом поколении, а не играть, и часто безответственно играть, на темных струнах души".

Если в душе человека нет того, что горит, влечет и тревожит, то ему бесполезно говорить об этом... Надо говорить с теми, в ком есть непробужденное богатство - тогда придет отклик. Так говорит один из героев Ефремова. Прежде всего для людей, подобных этому герою, создавал писатель свои произведения и через них обращался к человеческой душе.
lu-chia
Сообщение #36 | Ср, 11.07.2012, 15:33
Группа: wing
Сообщений: 27498
....
После страшных потрясений и дегуманизации Эры Разобщенного Мира мы стали понимать, что действительно можно уничтожить душу, то есть психическое "я" человека, через ненужное и самовозносящееся умствование. Можно лишить людей нормальных эмоций, любви и психического воспитания и заменить все это кондиционированием мыслительной машины. Появилось много подобных "нелюдей", очень опасных, потому что им были доверены научные исследования и надзор за настоящими людьми и за природой...

Пока природа держит нас в безвыходности инферно, в то же время поднимая из него эволюцией, она идет сатанинским путем безжалостной жестокости. И когда мы призываем к возвращению в природу, ко всем ее чудесным приманкам красоты и лживой свободы, мы забываем, что под каждым, слышите, каждым цветком скрывается змея. И мы становимся служителями Сатаны, если пользоваться этим древним образом. Но, бросаясь в другую крайность, мы забываем, что человек - часть природы. Он должен иметь ее вокруг себя и не нарушать своей природной структуры, иначе потеряет все, став безымянным механизмом, способным на любое сатанинское действие. К истине можно пройти по острию между этими двумя ложными путями..."

Академик В.Соколов - научный консультант кинофильма "Откровения Ивана Ефремова" и сопредседатель комиссии по наследию В.Вернадского, хорошо знавший И.Ефремова, отмечал, что он "первым поднял в художественной литературе вопрос о нравственности и морали человека будущего, а роман "Час Быка" - это роман-предупреждение с таким величием нравственных и философских идей, к которому историки будут обращаться неоднократно. Навсегда врезался в память образ этого удивительного человека - могучего, уравновешенного, независимого в мыслях и поступках, знающего истинную цену слов, всегда готового поделиться своими необозримыми и всегда точными познаниями... Поклонник красоты, он сам был красив во всем".

http://www.noogen.su/iefremov/about/arimana.htm
lu-chia
Сообщение #37 | Ср, 11.07.2012, 15:34
Группа: wing
Сообщений: 27498
Закон Стрелы Аримана

— Что еще за Стрела?

— Так мы условно называем тенденцию плохо устроенного общества с морально тяжелой ноосферой умножать зло и горе. Каждое действие, хотя бы внешне гуманное, оборачивается бедствием для отдельных людей, целых групп и всего человечества. Идея, провозглашающая добро, имеет тенденцию по мере исполнения нести с собой все больше плохого, становиться вредоносной. Общество низшего, капиталистического типа не может обойтись без лжи. Целенаправленная ложь тоже создает своих демонов, искажая все: прошлое, вернее представление о нем, настоящее — в действиях и будущее — в результатах этих действий. Ложь — главное бедствие, разъедающее человечность, честные устремления и светлые мечты.

Иван Ефремов. "Час Быка
lu-chia
Сообщение #38 | Ср, 11.07.2012, 16:53
Группа: wing
Сообщений: 27498
Виктория Чаликова
ИДЕОЛОГИИ НЕ НУЖНЫ ИДЕАЛИСТЫ

http://иванефремов.рф/publ....-1-0-83

Утопия - литературный жанр, утопия - философская идея, утопия - проект лучшего будущего. Но всегда, в любой форме это - попытка приподнять завесу тайны. Во все времена не было тайны более важной и волнующей - что будет завтра?

В последние годы внимание к утопии стало особенно напряженным. Человечество, приближающееся к третьему тысячелетию, как будто ищет ответа на свои скопившиеся и порой безысходные "почему?" и "как?". Лихорадочно идет поиск ответов - разумеется, острее всего в нашем отечестве. Многие из нас только что узнали социальную фантастику XX века - это Зазеркалье утопической мечты, где клубятся зловещие тени, громоздятся искаженные, изломанные контуры утопического идеала. Это знакомство изначально окрашено целым спектром нарастающих эмоций, связанных вначале с мучительной переоценкой прошлого, а позже - с разочарованием в перестройке. Мы видим страшные следы утопии в прошлом, и еще страшнее для нас опасение, не впадаем ли мы вновь в утопию в настоящем - не есть ли слово "перестройка" синоним слова "утопия".

Для таких тревог имеются основания: сколь далеко мы ни углубимся в историю, не отыщется времени, когда бы в мире не было власти утопического идеала над умами людей, не было утопического жанра в литературе или в фольклоре. Но мы находим в прошлом и времена, когда утопия была, а страха перед ней, агрессии по отношению к ней не было. В старых энциклопедиях писали, что утопия исключительно полезна для молодости, ищущей идеала, но также и для зрелого, умудренного опытом сознания - она утешает, позволяет надеяться, что мир станет лучше.

Наши деды и прадеды не поверили бы, что можно бояться утопии и ненавидеть ее. Теперь же распространено убеждение, что фашистский ад, сталинистский ад - это и есть реализованные утопии. Игнацио Силоне, один из знаменитых и первых исследователей тоталитаризма, писал, что каждый, входя в концлагерь, вглядываясь в эти прямые линии, в эту четкость, рациональную продуманность, узнает в них утопический проект - то, о чем мечтали кампанеллы всех времен и народов.
lu-chia
Сообщение #39 | Ср, 11.07.2012, 16:54
Группа: wing
Сообщений: 27498
Если говорить о самых известных и ученых критиках утопии, таких, как К. Поппер, то они, предъявляя утопии кровавый счет, имеют в виду скорее идеологию, чем литературный жанр. Но где мы найдем сегодня критика утопии, благожелательно относящегося к утопическому роману? В страхе перед революционной идеологией все предают анафеме даже столь невинную разновидность литературы, как путешествия во сне или на машине времени или рассказ выдуманного путешественника о том, как он побывал на прекрасном острове.

Этот поворот произошел на границе между первой и второй половинами XX века, когда разразились катастрофы, произошли беспримерные геноциды и во весь рост встал вопрос об источниках бедствий. Отныне любой критик будет называть Мора, Кампанеллу и - через запятую - социальных фантастов в ряду виновных во всех грехах. (Сюда же приспосабливают и Стругацких, и Лема - хотя они антиутописты.)

Старые энциклопедии доброжелательно писали об утопии потому, видимо, что авторы статей все-таки имели в виду не "утопический проект" - программу устроения будущего общества, - а утопический роман, то есть произведение, в котором фантазия заявлена самим жанром, где предполагается, что речь идет о чем-то несбыточном. Автор такого романа как бы заявляет: "Я не настолько слеп, чтобы полагать написанное правдой; не так глуп, чтобы побуждать людей воспроизвести это в реальности". В роман можно играть, воплотить его в жизнь невозможно.

Мы вправе отвести от романистов крайние обвинения, вправе утверждать, что формула: "Утопия - всего лишь лозунг, сопровождающий политический террор" - абсолютно неприложима к литературе. Но отделить литературу от социального проекта наглухо - невозможно. Социально невинных жанров попросту не существует.

Хочу напомнить слова великого литературоведа М. М. Бахтина, что жанр - не просто эстетическая категория, а поле ценностного восприятия мира. Бахтин проследил, как историческая эпоха порождала жанр. Роман нельзя было себе представить до определенного века. Он возник, пишет Бахтин ("Эпос и роман"), в средневековье в связи с резким ощущением индивидуализации личности, новым ощущением своей самости, своего права, своей ответственности, претензии личности на самостоятельную и уникальную жизнь. Эта претензия несла в себе серьезный элемент фантазии, и мечты, и воображения, и вызова. В самой природе романного жанра заложено убеждение, что человек может прожить иную жизнь - не запрограммированную его родом, его племенем и реальными условиями, - и человек начинал придумывать эту жизнь. Действие любого романа, даже самого раннего, романа в письмах, происходит в настоящем, от какого лица он бы ни был написан. Но там всегда случается нечто, чего в жизни не бывает, нечто необыкновенно привлекательное. Поэтому роман уже века остается наиболее любимым жанром.
lu-chia
Сообщение #40 | Ср, 11.07.2012, 16:55
Группа: wing
Сообщений: 27498
Постоянная тяга к роману - таково мое мнение - держится на том, что читатель хочет верить в невозможное, в то, чего с ним никогда не случалось. Ведь роман строится на ирреальных совпадениях, которых в жизни практически не бывает, - но, подчиняясь обаянию искусства, человек начинает верить: небывалое рано или поздно случится. Наступит иное будущее. Отсюда тонкое замечание Бахтина: роман соприроден будущему. У романа и утопии одна природа - и здесь и там дается фора фантазии.

В конце концов и "Утопия" Т. Мора - роман; вымысел лежит в его основе - это фантазия, скажем, предроман.

Поэтому гнев авторов антиутопических трактатов закономерно не минует романа, если даже это невинная фантастическая выдумка.

Другое дело, что столь же правомерно говорить о противоположности романа и утопии. Чем дальше развивался роман и чем больше утопия, выходя из жанра утопического путешествия, превращалась в проект "светлого будущего", в наукоподобную концепцию, тем больше она отдалялась от романа, и сегодня как раз можно говорить, что утопия и роман - вещи противоположные. Ныне место утопии как плацдарма для свободной фантазии заступила антиутопия. Это всегда "настоящий" роман: с любовью, приключениями, невозможными совпадениями. Ее герои живут в приземленном, человеческом мире, в отличие от условного мира утопии.

Антиутопические романы как бы имитируют жизнь в ее наиболее драматических и трагических изломах. В них есть то, что современному человеку необходимо: ирония, сатира, карикатура. Поэтому их успех огромен, и можно бы говорить о том, что одновременно с идеологическим восстанием против утопии произошло эстетическое торжество антиутопии как литературного жанра. Мы видим это в современной фантастике: утопических вещей там практически нет.

Но в 50-е, и в 60-е годы, и особенно в 80-е мы были не в состоянии увидеть все это. Мы были - да и остаемся - в слишком сильном возбуждении, чтобы воспринять безусловный скептицизм и трагический идеализм Платонова как единое целое, как начала, дополняющие друг друга. Мы не смогли заметить, что если Замятин шел от утопии к антиутопии, то Хаксли двигался в обратном направлении и, высмеяв в 30-х годах "прекрасный новый мир", спустя двадцатилетие воспел новые идеальные миры в романах "Остров" и "Врата восприятия".

Все это было нам "ни к чему". Оказывается, и в общественном сознании действуют психологические уловки индивидуального: разозлись - и успокоишься. Суд над утопией всех как-то успокоил и упорядочил, задал направление "общепринятой интеллигентской" ориентации: не на будущее, а на прошлое, не на фантазию, а на память. Нужно ли доказывать и естественность, и плодотворность для нашего общества такой установки? Но с годами ясно обозначилась ее ущербность: мы долго и дружно смеялись над лозунгом "Все впереди!" и вдруг услышали, что смех звучит неприятно и угрожающе; почувствовали, что лозунг "Все позади!" - такая же бессмыслица и такая же опасность. Смысл этой опасности прекрасно сформулировал М. Эпштейн: "...под знаком перевернувшейся системы ценностей пойдем - уже от имени прошлого - в наступление на будущее, зарывая в почву традиции бесценный талант воображения".
Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Инферно (то, говорить о чем не хочется..но нужно)
  • Страница 2 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск: