Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 4 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Бурления идей 19 века в России
Бурления идей 19 века в России
Пиркс
Сообщение #61 | Вс, 15.10.2017, 14:26
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Клим Самгин видел, что Томилин учит Дронова более охотно и усердно, чем его.
- Итак, Ваня, что же сделал Александр Невский? - спрашивал он, остановись у двери и одергивая рубаху. Дронов быстро и четко отвечал:
- Святой, благоверный князь Александр Невский призвал татар и с их помощью начал бить русских...
- Подожди, - что такое? Откуда это? - удивился учитель, шевеля мохнатыми бровями и смешно открыв рот.
- Вы сказали.
- Я? Когда?
- В четверг...
Учитель помолчал, приглаживая волосы ладонями, затем, шагая к столу, сказал строго:
- Это не нужно помнить.
У него была привычка беседовать с самим собою вслух. Нередко, рассказывая историю, он задумывался на минуту, на две, а помолчав, начинал говорить очень тихо и непонятно. В такие минуты Дронов толкал Клима ногою и, подмигивая на учителя левым глазом, более беспокойным, чем правый, усмехался кривенькой усмешкой; губы Дронова были рыбьи, тупью, жесткие, как хрящи. После урока Клим спрашивал:
- Ты зачем толкался?
- Хи, хи, - захлебывался Дронов. - Наврал он на Невского, - святой с татарами дружиться не станет, шалишь! Оттого и помнить не велел, что наврал. Хорош учитель: учит, а помнить не велит.
Говоря о Томилине, Иван Дронов всегда понижал голос, осторожно оглядывался и хихикал, а Клим, слушая его, чувствовал, что Иван не любит учителя с радостью и что ему нравится не любить.
- Ты думаешь - он с кем говорит? Он с чортом говорит.
- Чертей нет, - строго заявил Клим.
Дронов пренебрежительно заглянул в глаза его, плюнул через левое плечо свое, но спорить не стал.



Сообщение отредактировал: Пиркс - Вс, 15.10.2017, 14:42
Пиркс
Сообщение #62 | Ср, 18.10.2017, 18:13
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Ах, какой язык...

- Облетели цветы, - добавил отец, сочувственно кивнув лысоватым черепом, задумчиво пил пиво, молчал и становился незаметен.
Мария Романовна тоже как-то вдруг поседела, отощала и согнулась; голос у нее осел, звучал глухо, разбито и уже не так властно, как раньше. Всегда одетая в черное, ее фигура вызывала уныние; в солнечные дни, когда она шла по двору или гуляла в саду с книгой в руках, тень ее казалась тяжелей и гуще, чем тени всех других людей, тень влеклась за нею, как продолжение ее юбки, и обесцвечивала цветы, травы.
Споры с Марьей Романовной кончились тем, что однажды утром она ушла со двора вслед за возом своих вещей, ушла, не простясь ни с кем, шагая величественно, как всегда, держа в одной руке саквояж с инструментами, а другой прижимая к плоской груди черного, зеленоглазого кота.



Сообщение отредактировал: Пиркс - Ср, 18.10.2017, 22:49
Пиркс
Сообщение #63 | Чт, 19.10.2017, 14:55
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Сделаем маленькую вставку из цикла ,,Женщины, что их окружают" и расскажем о страсти писателя, которой тот посвятил роман...

Сталин, попыхивая трубкой, перебирал лежащие перед ним фотоснимки страниц из дневника Горького. Остановил тяжелый взгляд на одной.
«Досужий механик подсчитал, что ежели обыкновенную мерзкую блоху увеличить в сотни раз, то получается самый страшный зверь на земле, с которым никто уже не в силах был бы совладать. При современной великой технике гигантскую блоху можно видеть в кинематографе. Но чудовищные гримасы истории создают иногда и в реальном мире подобные преувеличения… Сталин является такой блохой, которую большевистская пропаганда и гипноз страха увеличили до невероятных размеров».
…В тот же день, 18 июня 1936 года, в Горки, где лечился от гриппа Максим Горький, отправился Генрих Ягода в сопровождении нескольких своих сподручных, в числе которых была таинственная женщина в черном. Нарком НКВД заглянул к Алексею Максимовичу совсем ненадолго, а вот женщина, по словам очевидцев, провела у постели писателя более сорока минут…
Утром 19 июня в советских газетах было помещено траурное сообщение: великий пролетарский писатель Алексей Максимович Горький скончался от воспаления легких.


А познакомил ее с Горьким Корней Чуковский. Он же описал первое редакционное заседание, на котором присутствовала Закревская. «Как ни странно, Горький хоть и не говорил ни слова ей, но все говорил для нее, распустил весь павлиний хвост. Был очень остроумен, словоохотлив, блестящ, как гимназист на балу».
Надо сказать, что Горький постоянно нуждался в притоке новых впечатлений. Чтобы творить, ему были необходимы повышенный тонус, состояние возбужденности и «неувядающая молодость души». А все это могла обеспечить только женщина. Недаром Алексей Максимович однажды заметил: «Самое умное, чего достиг человек, — это любить женщину».
Скорее всего, не красота (Мария Игнатьевна не была красавицей в полном смысле этого слова), а своенравный характер и независимость Закревской пленили Горького. Сначала он взял ее к себе литературным секретарем. Но очень скоро, несмотря на большую разницу в возрасте (она была моложе писателя на 24 года), предложил ей руку и сердце. Официально выйти замуж за буревестника революции Мария не пожелала, а может, не получила благословения на брак от своих «крестных» из НКВД, однако, как бы там ни было, на протяжении 16 лет она оставалась гражданской женой Горького.

http://www.peoples.ru/family/mistress/budberg/


Сообщение отредактировал: Пиркс - Чт, 19.10.2017, 15:00
lu-chia
Сообщение #64 | Чт, 19.10.2017, 18:55
Группа: wing
Сообщений: 27470
Цитата Пиркс ()
Ах, какой язык...
 вот именно, что "ах". Поймала себя на том, что соскучилась по такому языку.

Цитата Пиркс ()
Закревской
Из Полтавы она, даже уже и не удивляюсь.

Детектив шпионский ведь -" А Закревская-Будберг отбыла в Лондон… Навсегда.". Каким же образом отбыла..

В официальной версии она личный секретарь..  Надо посмотреть что-нибудь еще..
lu-chia
Сообщение #65 | Чт, 19.10.2017, 19:02
Группа: wing
Сообщений: 27470
Концепция бессмертия Горького

Метафизическая концепция бессмертия — не в религиозном смысле, а именно как физического бессмертия человека, — занимавшая ум Горького на протяжении десятилетий, базировалась на его тезисах о «полном переходе всей материи в психическую», «исчезновении физического труда», «царстве мысли»[147].
Эта тема обсуждалась и была подробно законспектирована писателем в ходе беседы с Александром Блоком, состоявшейся 16 марта 1919 года в Санкт-Петербурге, в издательстве «Всемирная литература», на праздновании мнимого 50-летнего юбилея Горького («юбиляр» убавил себе год). Блок был настроен скептически и заявил, что в бессмертие не верит. Горький в ответ возразил, что число атомов во Вселенной, каким бы невообразимо огромным оно ни было, — всё равно конечно, а следовательно вполне возможно «вечное возвращение». И через многие столетия опять может получиться так, что Горький и Блок снова будут вести диалог в Летнем саду «таким же хмурым вечером петербургской весны». Спустя 15 лет тему бессмертия Горький с прежней убеждённостью обсуждал с врачом, профессором А. Д. Сперанским[148].
По возвращению в СССР в 1932 году, Горький обратился к Сталину с предложением создать Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ), который занимался бы, в частности, и проблемой бессмертия. Сталин поддержал просьбу Горького, институт был в том же году создан в Ленинграде на базе прежде существовавшего Императорского института экспериментальной медицины, основанного принцем Ольденбургским, являвшимся попечителем института до февраля 1917 года. В 1934 году институт ВИЭМ был переведён из Ленинграда в Москву. Одной из приоритетных задач института было максимальное продление человеческой жизни, эта идея вызвала сильнейший энтузиазм Сталина и других членов Политбюро. Сам Горький, будучи тяжело больным человеком, относясь к собственной неотвратимо приближающейся смерти равнодушно, иронически и даже презирая её, верил в принципиальную возможность достижения научными средствами человеческого бессмертия. Друг и врач Горького, заведующий отделом патофизиологии ВИЭМ, профессор А. Д. Сперанский, с которым Горький постоянно вёл доверительные беседы о бессмертии, считал в разговоре с писателем максимальным научно обоснованным пределом продолжительности жизни человека, и то в отдалённой перспективе, — 200 лет. Однако профессор Сперанский прямо сказал Горькому, что сделать человека бессмертным медицина не сможет никогда. «Плохая ваша медицина», — вздохнул Горький с большой обидой за возможности идеального человека будущего

lu-chia
Сообщение #66 | Чт, 19.10.2017, 19:11
Группа: wing
Сообщений: 27470
Из книги писателя Максима Горького (1868-1936) "Несвоевременные мысли: Заметки о революции 
и культуре" (М.: Советский писатель, 1990).

Все чаще разные люди пишут мне: «Мы не верим в народ». «Я потерял веру в народ». «Я не могу верить в народ, не верю партиям и вождям». Все это искренние вопли людей, ошеломленных тяжкими ударами фантастической и мрачной русской жизни, это крики сердца людей, которые хотят любить и верить. Но — да простят мне уважаемые корреспонденты! — их голоса не кажутся мне голосами людей, желающих знать и работать. Это вздыхает тот самый русский народ, в способность которого к духовному возрождению, к творческой работе отказываются верить мои корреспонденты. Уважаемые мои корреспонденты должны признать, что они плоть того самого народа, который всегда, а ныне особенно убедительно, обнаруживал — и обнаруживает — полное отсутствие веры в самого себя.
Это народ, вся жизнь которого строилась на «авось» и на мечтах о помощи откуда-то извне, со стороны — от Бога и Николая Угодника, от «иностранных королей и государей», от какого-то «барина», который откуда-то «приедет» и «нас рассудит». Даже теперь, когда народ является физическим «хозяином жизни», он, все-таки, продолжает надеяться на «барина»; для одной части его этот барин — «европейский пролетариат», для другой — немец, устроитель железного порядка; некоторым кажется, что их спасет Япония, и ни у кого нет веры в свои собственные силы.Вера — это всегда хорошо для удобств души, для спокойствия ее, она несколько ослепляет человека, позволяя ему не замечать мучительных противоречий жизни,— естественно, что все мы стремимся поскорее уверовать во что-нибудь, в какого-нибудь «барина», способного «рассудить» и устроить добрый порядок внутри и вне нас.

Мы очень легко веруем: народники расписали нам деревенского мужика, точно пряник, и мы охотно поверили — хорош у нас мужик, настоящий китаец, куда до него европейскому мужику.Было очень удобно верить в исключительные качества души наших Каратаевых — не просто мужики, а всечеловеки! Глеб Успенский «Властью земли» нанес этой вере серьезный удар, но верующие не заметили его. Чехов, столь нежно любимый нами, показал нам «Мужиков» в освещении еще более мрачном,— его поругали за неверие в народ. Иван Бунин мужественно сгустил темные краски — Бунину сказали, что он помещик и ослеплен классовой враждой к мужику. И, конечно, не заметили, что писатели-крестьяне — Ив. Вольный, Семен Подъячев и др.— изображают мужика мрачнее Чехова, Бунина и даже мрачнее таких уже явных и действительных врагов народа, как, например, Родионов, автор нашумевшей книги «Наше преступление».

У нас верят не потому, что знают и любят, а именно — для спокойствия души,— это вера созерцателей, бесплодная и бессильная, она — «мертва есть». Верой, единственно способной горы сдвигать, мы не обладаем. Теперь, когда наш народ свободно развернул пред миром все богатства своей психики, воспитанной веками дикой тьмы, отвратительного рабства, звериной жестокости, мы начинаем кричать:— Не верим в народ! Уместно спросить неверов:
— А во что же и почему вы раньше верили? Ведь все то, что теперь отталкивает вас от народа, было в нем и при Степане Разине, и Емельяне Пугачеве в годы картофельных бунтов и холерных, в годы еврейских погромов и во время реакции 907—8 гг. Во что верили вы? Хороший честный мастер, прежде чем сделать ту или иную вещь, изучает, знает материал, с которым он хочет работать.

Наши социальных дел мастера затеяли построение храма новой жизни, имея, может быть, довольно точное представление о материальных условиях бытия народа, но совершенно не обладая знанием духовной среды, духовных свойств материала. Нам необходимо учиться и особенно нужно выучиться любви к труду, пониманию его спасительности. Вера — это очень приятно, но необходимо знание. Политика — неизбежна, как дурная погода, но, чтобы облагородить политику, необходима культурная работа, и давно пора внести в область злых политических эмоций — эмоции доброты и добра. Верить нужно в самого себя, в свою способность к творческой работе, остальное приложится. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться», чтобы спорить с мерзостями жизни и преодолеть их. Верить — это удобно, но гораздо лучше иметь хорошо развитое чувство собственного достоинства и не стонать по поводу того, в чем все мы одинаково виноваты.

собственно сами "Несвоевременные мысли" - http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-376-3.htm

В одной из битв на Западе француз-капитан вел свою роту в атаку на позиции врага. Он с отчаянием видел, как падают один за другим его солдаты, убиваемые свинцом, а того больше — страхом, неверием в свои силы, отчаянием пред задачей, которая казалась им невыполнимой. Тогда капитан, как и следует французу, человеку, воспитанному героической историей, крикнул:

— Встаньте, мертвые!

Убитые страхом воскресли, и враг был побежден.

Страстно верю, что близок день, когда нам тоже кто-то, очень любящий нас, кто умеет все понять и простить, крикнет:

— Встаньте, мертвые!

И мы встанем. И враги наши будут побеждены.

Верю.

Источник: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-376-3.htm
lu-chia
Сообщение #67 | Чт, 19.10.2017, 19:30
Группа: wing
Сообщений: 27470
Вильям Джемс, философ-прагматист, говорил:

«Текущие события в России очень подняли интерес к ней, но сделали ее еще менее понятной для меня. Когда я читаю русских авторов, предо мною встают люди раздражающе интересные, однако я не решусь сказать, что понимаю их. В Европе, в Америке я вижу людей, которые кое-что сделали и, опираясь на то, что они уже имеют, стремятся увеличить количество материально и духовно полезного. Люди вашей страны, наоборот, кажутся мне существами, для которых действительность необязательна, незаконна, даже враждебна. Я вижу, что русский разум напряженно анализирует, ищет, бунтует. Но — я не вижу цели анализа, не вижу — чего именно ищут под феноменами действительности? Можно думать, что русский человек считает себя призванным находить, открывать и фиксировать неприятное, отрицательное. Меня особенно удивили две книги: «Воскресение» Толстого и «Карамазовы» Достоевского, — мне кажется, что в них изображены люди с другой планеты, где всё иначе и лучше. Они попали на землю случайно и раздражены этим, даже — оскорблены. В них есть что-то детское, наивное и чувствуется упрямство честного алхимика, который верит, что он способен открыть «причину всех причин». Очень интересный народ, но, кажется, вы работаете впустую, как машина на «холостом ходу». А может быть, вы призваны удивить мир чем-то неожиданным».

Среди таких людей я прожил полстолетия.

Надеюсь, что эта книга достаточно определенно говорит о гом, что я не стеснялся писать правду, когда хотел этого. Но, на мой взгляд, правда не вся и не так нужна людям, как об этом думают. Когда я чувствовал, что та или иная правда только жестоко бьет по душе, а ничему не учит, только унижает человека, а не объясняет мне его, я, разумеется, считал лучшим не писать об этой правде.

Ведь есть немало правд, которые надо забыть. Эти правды рождены ложью и обладают всеми свойствами той ядовитейшей лжи, которая, исказив наше отношение друг к другу, сделала жизнь грязным, бессмысленным адом. Какой смысл напоминать о том, что должно исчезнуть? Тот, кто просто только фиксирует и регистрирует зло жизни, — занимается плохим ремеслом.

Мне хотелось назвать этот сборник: «Книга о русских людях, какими они были».

Но я нашел, что это звучало бы слишком громко. И я не вполне определенно чувствую: хочется ли мне, чтоб эти люди стали иными? Совершенно чуждый национализма, патриотизма и прочих болезней духовного зрения, все-таки я вижу русский народ исключительно, фантастически талантливым, своеобразным. Даже дураки в России глупы оригинально, на свой лад, а лентяи — положительно гениальны. Я уверен, что по затейливости, по неожиданности изворотов, так сказать — по фигурности мысли и чувсгва, русский народ — самый благодарный материал для художника.

Я думаю, что когда этот удивительный народ отмучается от всего, что изнутри тяготит и путает его, когда он начнет работать с полным сознанием культурного и, так сказать, религиозного, весь мир связующего значения труда — он будет жить сказочно героической жизнью и многому научит этот, и уставший, и обезумевший от преступлений, мир.

Источник: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/vospominaniya/vmesto-poslesloviya.htm

http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/vospominaniya/vospominaniya.htm - каталог воспоминаний Горького
Пиркс
Сообщение #68 | Пт, 27.10.2017, 16:18
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
И снова О...
,,Мадам О" нашего театра сегодня стала Екатерина Павловна ПешкОва, именно с ударом на букву ,,о" следует читать их с Алексей Максимычем фамилию

Родилась в семье дворян в городе Сумы. Известны три варианта даты её рождения.

Гимназию окончила в Самаре (1895). В 1895 году работала корректором в «Самарской газете», в редакции которой познакомилась с Алексеем Пешковым (Горьким), публиковавшимся в издании[1]. З0 августа 1896 года они обвенчалась, в 1897 году Екатерина родила сына Максима, а в 1901 году — дочь Катю. В 1902—1903 семья жила в Нижнем Новгороде (сейчас музей-квартира А. М. Горького). Разошлись по взаимному согласию. Пятилетняя дочь Катя умерла от менингита летом 1906 года, когда Горький с Марией Андреевой находились в США, откуда Алексей Максимович прислал покинутой жене в Нижний утешительное письмо с требованием беречь оставшегося сына[2][3]. Однако у них «всю жизнь сохранялись особые отношения», — отмечала их внучка Марфа[4]. По опубликованным данным, развод так и не был официально оформлен, что отчасти объясняет то обстоятельно, что ни в один зарегистрированный брак Горький больше не вступал[1].

На этом можно было и закончить, однако существуют письма Горького к жене и ее огромная правозащитная деятельность в самом тогда недрожелюбном к защите прав государстве - нашем. Екатерину Павловну не трогали... Видимо, жену легенды боялись трогать. Нет, она не была ,,примой" российского театра, как Ольга Леонардович Книппер - супруга ,,ушедшего'' Чехова - скорее Алексей Максимыч променял ее на приму, но дело она выбрала воистину добропорядочное.


Сообщение отредактировал: Пиркс - Пт, 27.10.2017, 17:52
Пиркс
Сообщение #69 | Пт, 27.10.2017, 18:04
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Выделенное очень по-самгиновски, так что Алексей Максимыч ,,скромно блефовал", говоря, что роман несколько не о нем, а об эпохе...

<14(27) июня 1917, Петроград>
Я так и думал, что с тобой случилось что-нибудь неладное — или заболела, или неожиданно для себя улепетнула куда-нибудь. Очень советую тебе, как только встанешь на ноги, убраться в Крым, — с легкими нельзя шутить! К тому же ты так истощена и замучена. Если хочешь жить — пожалуйста, удирай скорее в спокойное, тихое место.
Города отравлены грязью, здесь, например, ужас что творится, не столица это, а клоака. Никто не работает, улицы безобразны, во дворах — свалки гниющего мусора. И жарко!
Думаю бежать куда-нибудь недели на две, на три. Вероятно, на Волгу. Устал душевно — до безумия! Физически еще держусь. Но каждый день усиливает тревогу, и я думаю, что безумная политика Ленина уже скоро вызовет гражданскую войну. Он совершенно изолирован, но его лозунги очень популярны в массе несознательных рабочих и среди некоторой части солдат1.
Явился Зиновий, лейтенант французской армии, с тремя наградами, весь в орденах и в хорошем настроении2. То, что он рассказывает об Америке, Англии, Франции, невольно возбуждает у меня чувство зависти и печали: какие люди! Какая сила! И как они легко, быстро организуются для жизни и смерти. А у нас — говорить не хочется, до чего плохо у нас!
Идет организация лени, трусости и всех тех подлых чувств, против которых я всю жизнь боролся и которые, кажется, погубят Русь.
В конце концов я боюсь, что, будучи пацифистом и ненавидя войну, я скоро стану орать — в наступление! Ибо необходима активность, необходимо живое отношение к жизни.
Вот когда сказалась проповедь Толстого о непротивлении. Этого не замечают, полагая, что всему виной — Ленин. Нет, тут не Ленин, а наша русская подоплека, тут толстовская сказка о трех братьях3 действует, это сказался «пассивный анархизм» наш.
Будь здорова! Скоро еще напишу.
А.

https://archive.is/20130127033547/www.istrodina.com/old/2001_09/16.htm


Сообщение отредактировал: Пиркс - Пт, 27.10.2017, 20:32
lu-chia
Сообщение #70 | Пт, 27.10.2017, 19:28
Группа: wing
Сообщений: 27470
14 мая 1925, Сорренто Сорренто, 14 мая.
Я глубоко тронут Вашим письмом, мой дорогой Цвейг!
Я не ответил Вам тотчас же, так как был немного болен, немного угнетён письмами русских писателей, проживающих в России, очень поглощён работой над романом, который пишу и в котором хочу изобразить тридцать лет жизни русской интеллигенции ("Жизнь Клима Самгина" – Ред.). Это будет, как мне кажется, нечто чрезвычайно азиатское по разнообразию оттенков, пропитанное европейскими влияниями, отражёнными в психологии, умонастроении совершенно русском, богатое как страданиями реальными, так, в равной мере, и страданиями воображаемыми. Эта кропотливая и трудная работа страстно увлекает меня.
Книга, которую я посвятил Роллану ("Дело Артамоновых" – Ред.), будет скоро напечатана на русском языке в Германии. Уже давно я не имел новостей о Роллане - мне кажется, что моя статья об Анатоле Франсе произвела на него неблагоприятное впечатление. Но я не мог рассматривать Франса - художника - иными глазами, - тогда как Франса - человека - я не знаю и не могу судить. Я люблю игру его ума, изящную, лёгкую и острую - хотя его эпикурейство чуждо мне. Я нахожу, что для нашего брата, русских, скептическая улыбка французов была бы очень полезна, так как мы всегда слишком торопимся верить и верим всегда слепо. Вот почему я завидую нации, которая числит за собой Монтеня (Мишеля (1533-1592), французского писателя и философа – Ред.), Ренана (Эрнеста (1823-1892), французского философа и историка религии – Ред.), Франса. Признайте, что несколько трудно жить с Толстым и Достоевским. Наш величайший гений А.Пушкин был убит 90 лет тому назад, и только теперь начинают его читать, понимать всю его широту, глубину его таланта и восхищаться его духовной мощью.
Ещё раз спасибо за Ваше милое письмо, и знайте, что для меня будет огромной радостью познакомиться с Вами. Я, по всей вероятности, буду здесь осенью, - приезжайте, я буду очень рад Вашему приезду. Горячо жму Вашу руку.
М.Горький

Источник: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/pisma/pismo-791.htm
lu-chia
Сообщение #71 | Пт, 27.10.2017, 19:35
Группа: wing
Сообщений: 27470
У Горького есть два эссе " О женщине", почему два -не знаю, собирался писать большой роман о жизни женщины, не реализовал. Как я понимаю, это не о романе "Мать", он был написан ранее

http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-318.htm - О женщине /1930 г/
http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-317.htm О женщине /1934г/  

Источник: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-317.htm
lu-chia
Сообщение #72 | Пт, 27.10.2017, 19:39
Группа: wing
Сообщений: 27470
Цитата Пиркс ()
И как они легко, быстро организуются для жизни и смерти. А у нас — говорить не хочется, до чего плохо у нас!


Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей как в океане
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? кто
Толпе мои расскажет думы?
Я - или бог - или никто!

написано в 1832 году
Пиркс
Сообщение #73 | Пт, 27.10.2017, 21:04
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Цитата lu-chia ()

более широкое объяснение взрыва «женофобии» и возникновения тревоги в сердце буржуазии, мне кажется, дал Н.Ф.Федоров, малоизвестный писатель, автор «Философии общего дела», человек, которого Лев Толстой и Ф.Достоевский считали «гениальным мыслителем».

В статье, написанной им по поводу Парижской выставки 1889 года, — выставки, устроенной в ознаменование столетия французской революции, он указал, что «буржуазный строй не может сам и явно выразить то начало, которому он служит, тот идеал, которым он живёт и движется». По мнению Федорова, идеал этот был разоблачён в России.

«Наша местная всероссийская мануфактурно-художественная выставка 1862 года была близка к истине, она почти открыла, кому служило и служит то общество, выражением которого была всемирная выставка 1889 года, — она открыла это, поставив при входе на выставку изображение женщины (или лучше — дамы, барыни, гетеры, — будет ли это наследница Евы, Елены, Пандоры, Европы, Аспазии...) в наряде, поднесённом ей промышленностью всей России из материй, признанных, вероятно, наилучшими из всех представленных на выставку, — изображение женщины, созерцающей себя в зеркале и, кажется, сознающей своё центральное положение в мире (конечно, европейском только), сознающей себя конечною причиной цивилизации и культуры.»

Далее Н.Ф.Федоров приходит к заключению, что основа хозяйственной жизни буржуазии — гипертрофированный, то есть болезненно преувеличенный, доведённый до высокого напряжения половой инстинкт и что жизнь — «царство женщин», всестороннее выражение их «господства, не тяжёлого, но губительного» (Цитирую по брошюре Н.А.Сетницкого «Капиталистический строй в изображении Н.Ф.Федорова» - М.Г.).

Источник: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-318.htm

Пиркс
Сообщение #74 | Вт, 31.10.2017, 13:26
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Цитата lu-chia ()
Люди вашей страны, наоборот, кажутся мне существами, для которых действительность необязательна, незаконна, даже враждебна. Я вижу, что русский разум напряженно анализирует, ищет, бунтует. Но — я не вижу цели анализа, не вижу — чего именно ищут под феноменами действительности? Можно думать, что русский человек считает себя призванным находить, открывать и фиксировать неприятное, отрицательное.

lu-chia
Сообщение #75 | Вт, 31.10.2017, 15:24
Группа: wing
Сообщений: 27470
Я потому и процитировала эту мысль про враждебную действительность - ведь так и есть, особенно в детстве остро было, что вот это все вокруг неправильное, как бы черновик, хорошо и правильно где-то и когда-то будет. Потом поняла, ни фига), вот то сейчас оно неправильное, но другого нет, только вот в мечтах, как у Горького , а для настолько счастливые минуты или часы, но завтра снова что то случается . Тем не менее прогресс есть, но он столь медленный и болезненный , что Некоторые и не разглядят..
lu-chia
Сообщение #76 | Ср, 08.11.2017, 10:13
Группа: wing
Сообщений: 27470
Собрала имеющиеся материалы о Толстом сюда - http://rakursy.ucoz.ru/forum/19-1028-1#83250
Пиркс
Сообщение #77 | Сб, 11.11.2017, 14:30
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Немного о ,,философском пароходе".
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 г. является интервью В.А.Мякотина берлинской газете "Руль": "...Из Москвы высылаются 30—35 человек, среди них профессора Кизеветтер, Бердяев, председатель общества сельского хозяйства Угримов, Интецкий, кн. С.Е.Трубецкой, затем Франк, Айхенвальд, Ясинский, Пешехонов, агроном Ромодановский и кооператоры Булатов, Баккал, Сигирский, Любимов, Матвеев (члены сельского союза) и Шишкин с женой. Бывший директор департамента общих дел министерства внутренних дел сенатор Арбузов, Абрикосов и еще какой-то третий. Далее, один из редакторов "Русских Ведомостей" В.А.Розенфельд4, два члена правления "Задруги", B.C.Озерецковский и В.М.Кудрявцев и др. И того из Москвы с семьями выслано около 100 человек. Часть этих москвичей уже выехала, а другая часть должна была выехать 28 сентября. Из Петрограда высланы профессора Лапшин, Лосский, Карсавин, Питирим Сорокин, литератор Петрищев, члены правления "Дома Литераторов" журналисты М.М.Волковысский5 и Харитон. В общем из Петербурга высылаются 34 человека. Из Одессы высланы профессора Б.П.Бабкин (физиолог), А.В.Флоровский и ассистент Г.А.Скачков (эти лица уже прибыли в Константинополь), затем профессора Н.П.Кастерин (физика), К.Е.Храневич (кооперация), А.П.Самарин (медик), Е.П.Трефильев (русская история), А.С.Мумокин (государственное и административное право), Д.Д.Крылов (судебная медицина), П.А.Михайлов (уголовное право), Ф.Г.Александров (языковедение), ассистент Ф.Л.Пясецкий (агрономия), ассистент С.Л.Соболь (зоолог), А.Ф.Дуван-Хаджи (хирургия) и Г.Добровольский (невропатолог). Из Киева высланы академики С.Ефремов и Корчак-Чепурковский, а также несколько украинских деятелей, в том числе премьер Петлюровского правительства Чеховский. Высланы несколько лиц также из Харькова и из Нижнего Новгорода. Между прочим, всем разрешили уехать с семьями. Германский представитель в Москве, к которому явились наши уполномоченные Ясинский и Угримов от первой группы и Булатов от второй группы, после запроса германского правительства заявил им, что германское правительство согласно дать нам убежище, если мы сами это просим, но что это не следует рассматривать как оказание содействия большевикам по приему высылаемых"6. Следует добавить к этому перечню фамилий и тех, кто в силу обстоятельств, по своей "инициативе" покинул Россию. Берлинская газета "Руль" писала: "На пароходе "Preussen" в Германию, кроме высланных, прибыл еще ряд представителей петербургской интеллигенции: академик Нестор Котляревский, — директор петербургского Пушкинского дома, профессор] петербургского Политехнического Института Ф.Ю.Левинсон Лессинг, б[ывший] директор Технологического] Института Кирпичев, известный режиссер Н.Н.Евреинов, драматург Виктор Рышков, и др."7.
По сохранившимся "Сведениям для составления сметы на высылку"8 "антисоветской" интеллигенции можно оценить ее примерные размеры. Руководством партии и государства первоначально планировалось репрессировать 200 человек. Однако, истинные масштабы этой акции во многом остаются до конца неизвестными. Тем более ограниченный материал имеется о судьбе конкретных лиц, попавших в печально знаменитые "списки на высылку" (Московский, Петроградский и Украинский). По данным А.С.Когана (на основе архивных материалов РГАСПИ) в списках на высылку значилось на 3 августа 1922 г. — 74 чел., на 23 августа — 174 чел., из них: 1) по Украине — 77 чел.; 2) по Москве — 67 чел.; 3) по Петрограду — 30. По подсчетам В.Л.Соскина, сделанных на базе архивных материалов Архива Президента Российской Федерации, в списках на высылку значилось 197 человек. Из документальных материалов, хранящихся в Центральном архиве ФСБ России, следует, что "кандидатами" на высылку числились 228 человек10. В настоящее время удалось выявить сведения о судьбе 224 человек, которые, в той или иной мере, пострадали в результате репрессий 1922—1923 гг.
Современные исследователи отмечают, что трагедия "передовой части" русской интеллигенции, долгие годы готовившей революцию, заключается в том, что в результате она оказалась не востребованной новой властью. До февральской революции 1917 г. интеллигенция не имела возможности воплотить в жизнь свои социально-политические идеалы, а после падения самодержавия она оказалось не способной удержать, упавшую ей в руки власть. Пришедшие к управлению страной радикальные силы потопили в море насилия и разрушения высокие идеи свободы и справедливости. "Духовные" вожди, планируя будущее общество, забыли о человеке.


russcience.chat.ru/papers/mak03vf.htm

http://russcience.chat.ru/papers/mak03vf.htm


Сообщение отредактировал: lu-chia - Сб, 11.11.2017, 15:33
Пиркс
Сообщение #78 | Сб, 11.11.2017, 15:12
Группа: Летописец
Сообщений: 3301


Сообщение отредактировал: Пиркс - Сб, 11.11.2017, 15:13
lu-chia
Сообщение #79 | Сб, 11.11.2017, 16:51
Группа: wing
Сообщений: 27470
Цитата Пиркс ()
Немного о ,,философском пароходе".
список пассажиров интересный.. например:
12. Булгаков Валентин Федорович (1886—?) — заведующий Толстовским домом-музеем, литератор. Из семьи чиновника. До 1914 г. — личный секретарь Л.Н.Толстого. Член "Общества Истинной свободы в духе Л.Толстого". 30 марта 1923 г. выслан за границу по обвинению в "антисоветской агитации и пропаганде отказа от службы в Красной Армии".Замятин Евгений Иванович (1884—1937) — прозаик, теоретик литературы. С 1903 г. принимал участие в революционном движении. В 1929 г. журнал "Воля России" (Прага) опубликовал без его согласия роман "Мы". Высылка в 1922 г. была отсрочена до особого распоряжения. С ноября 1931 г. — в эмиграции (Франция, Париж), но сохранил советское гражданство.

Где-то лишь десятую часть  людей этих знаю, об остальных впервые слышу.
lu-chia
Сообщение #80 | Вт, 05.12.2017, 08:44
Группа: wing
Сообщений: 27470
Тютчев, Федор Иванович

РОССИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ
(перевод с французского)

Для уяснения сущности огромного потрясения, охватившего ныне Европу, вот что следовало бы себе сказать. Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия1. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества.

Факт такого противостояния всем сейчас бросается в глаза, однако отсутствие ума в нашем веке, отупевшем от рассудочных силлогизмов2, таково, что нынешнее поколение, живя бок о бок со столь значительным фактом, весьма далеко от понимания его истинного характера и подлинных причин.

До сих пор объяснения ему искали в области сугубо политических идей; пытались определить различия в принципах чисто человеческого порядка. Нет, конечно, распря, разделяющая Революцию и Россию, совершенно иначе связана с более глубокими причинами, которые можно обобщить в двух словах.

Прежде всего Россия — христианская держава, а русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то еще более задушевному3. Он является таковым благодаря той способности к самоотречению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Революция же прежде всего — враг христианства4. Антихристианский дух есть душа Революции, ее сущностное, отличительное свойство. Ее последовательно обновляемые формы и лозунги, даже насилия и преступления — все это частности и случайные подробности. А оживляет ее именно антихристианское начало, дающее ей также (нельзя не признать) столь грозную власть над миром. Кто этого не понимает, тот уже в течение шестидесяти лет5 присутствует на разыгрывающемся в мире спектакле в качестве слепого зрителя.

Человеческое я, желающее зависеть лишь от самого себя, не признающее и не принимающее другого закона, кроме собственного волеизъявления, одним словом, человеческое я, заменяющее собой Бога, конечно же, не является чем-то новым среди людей; новым становится самовластие человеческого я, возведенное в политическое и общественное право и стремящееся с его помощью овладеть обществом.6 Это новшество и получило в 1789 году имя Французской революции.

С того времени Революция во всех своих метаморфозах сохранила верность собственной природе и, видимо, никогда еще не ощущала себя столь сокровенно антихристианской, как в настоящую минуту, присвоив христианский лозунг: братство. Тем самым можно даже предположить, что она приближается к своему апогею. В самом деле, не подумает ли каждый, кто услышит наивно богохульственные разглагольствования, ставшие как бы официальным языком нашей эпохи, что новая Французская республика явилась миру, дабы исполнить евангельский закон?7 Ведь именно подобное призвание торжественно приписали себе созданные ею силы, правда с одной поправкой, которую Революция приберегла для себя, — дух смирения и самоотвержения, составляющий основу христианства, она стремится заменить духом гордости и превозношения, свободное добровольное милосердие — принудительной благотворительностью, а взамен проповедуемого и принимаемого во имя Бога братства пытается установить братство, навязанное страхом перед господином народом. За исключением отмеченных различий, ее господство на самом деле обещает стать Царством Христа.

Это пренебрежительное доброжелательство, которое новые власти выказывали до сих пор по отношению к католической Церкви и ее служителям, никого не должно вводить в заблуждение. Оно является едва ли не важнейшим признаком действительного положения вещей и самым очевидным показателем достигнутого Революцией всемогущества. В самом деле, зачем Революции выказывать себя враждебной к духовенству и христианским священнослужителям, которые не только претерпевают, но принимают и усваивают ее8, превозносят все ее насилия для предотвращения исходящих от нее угроз и, не подозревая того, присоединяются ко всем ее неправдам? Если бы в таком поведении содержался лишь расчет, то и тогда он оказался бы отступничеством; но, если к расчету примешивается убеждение, отступничество усугубляется в гораздо значительной степени.
Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Бурления идей 19 века в России
  • Страница 4 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск: