Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Ракурсы » Время » Мировые религии и учения » Зависть богов
Зависть богов
Летящая
Сообщение #41 | Вт, 20.02.2018, 07:26
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Вопрос, на который я ответила еще во времена изучения в школе Евгения Онегина - зачем Пушкин в своем произведении убил Ленского. И почему мы говорим о зависти богов, а не о социальных процессах. Гений Пушкина остался, скажем так, нетронутым старением в связи с гибелью А.С. Трудно представить Высоцкого в современном обществе, равно как и многих других. Старый Лановой, определивший судьбу огромного количества мальчишек, ставших офицерами только потому остался для нас тем, кем был, потому что не выпячивает на старости свое прошлое, просто живет. А другие? Если уж на то пошло - развались в свое время "Машина времени" и погибни Макаревич на "острие таланта" - в наших сердцах он остался бы гением талантливых текстов, а сейчас и тексты его потеряли свое содержание, поскольку написавший их решил, что владеет правом указывать остальным, где истина. ДДТ - уйди Шевчук со сцены, мы бы до сих пор слушали его песни затаив дыхание, а сейчас я из жалости выключаю любую программу с ним, Басилашвили остался бы в памяти интеллигентным и отличным актером, в настоящее время приравнен к такой же старой фемине Ахеджаковой, поскольку уходить надо вовремя, а не стараться вытащить побитые молью тушки бывших когда то звезд. Ушедшая Самохина так и осталась яркой красавицей, вызывая только сожаление и светлую память, вместе с тем Самойлова, чей фееричный талант и потрясающая красота  давным давно не ассоциируется с той старой бабуськой, вызывающей жалость. И помнят дряхлую неудачницу, а не яркую красавицу. Это не зависть богов, это милость судьбы - когда через некоторое время люди сожалеют о рано ушедшем таланте, не растерявшем его и не испоганившим своим дурным характером стареющего склочника, а не с жалостью и брезгливостью хоронят еще живого человека, который давно уже ничем не талант, но понимать это не хочет.

lu-chia
Сообщение #42 | Вт, 20.02.2018, 20:37
Группа: wing
Сообщений: 27400
Для создания трагичного мифа, остаются на вершине, не спускаясь с небес и ведь становятся очень большими в наших умах.. ещё и не каждому такая благость выпадает..

А я не могла простить Толстому интерес Наташи к Куракину и гибель Андрея ..

Да, к сожалению, думаю что Высоцкий был бы с той стороны , и это было бы ужасно , а ведь предпосылки есть , оставим этот вопрос открытым
Летящая
Сообщение #43 | Ср, 21.02.2018, 07:42
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Цитата lu-chia ()
Для создания трагичного мифа
Много уже сказано-пересказано - трагедия почему то больше привлекает людей в плане "смотрибельности" и сопереживания. Но вот жить чаще хотят как в сказке - что бы долго и счастливо и в один день. 
Я много на себе проверяю из психологических заморочек. И есть в моей жизни моменты, когда необходим катарсис, иначе вырвет клапаны. Достаточно включить ролик "Реквием" на стихи Рождественского, его на 9 мая ставят в минуту молчания, что бы вот уже сколько лет из души вытряхнуть всю пыль.


lu-chia
Сообщение #44 | Ср, 21.02.2018, 13:15
Группа: wing
Сообщений: 27400
Летящая, подумалось мне о Юнне Мориц, вот есть еще такой момент - привязка к реальному времени, истории. Ждала все свои долгие годы звездного часа, кто ж знал, что он настигнет ее под 80.. Да, это мое восприятие ее творчества, что звездный час - сейчас, в эти годы
Летящая
Сообщение #45 | Ср, 21.02.2018, 13:38
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
lu-chia, На счет пожилых, получивших свое признание в старости, или сохранивших его мне думается тут два варианта - необходимость показать людям, что это возможно. Я все время вспоминаю отца - ну как же так, гениальный ум, великая душа, а в старости стал словно совершенно другим - даже пить иногда начал, капризный и очень недоверчивый. А ведь если посмотреть - тот же Зельдин за 100 лет все еще сохранял свои мозги. А второй вариант - это, как ни печально - человек до самой старости не решил главную задачу своей жизни и приговорен влачить старческое существование, что бы найти все таки то, для чего он рожден.

lu-chia
Сообщение #46 | Ср, 21.02.2018, 16:45
Группа: wing
Сообщений: 27400
Летящая, открыла "Дикую охоту короля Стаха". Вот прямо второе предложение: -Говорят, что долгую жизнь судьба обычно дарит дуракам, чтобы они пополнили недостаток ума богатым опытом.
)
Летящая
Сообщение #47 | Пт, 23.02.2018, 19:46
Группа: Летописец
Сообщений: 2371
Думаю это надо бы сдублировать в новые прочтения мифов, но напишу сюда - мысль пришла из "зависти Богов". Миф о Афине, символизирующей мудрость и воинственность, которая считалась лучшей пряхой, однако на состязании ее победила Арахна - пряха, в связи с чем ее Афина превратила в паука, вечно прядущего паутину. Афина победила? но если копнуть глубже, то тут очень хороший ответ на так называемую тему зависти богов. Допустим Афина - это мудрость, скажем - многомерное проявление Афины-пряхи это ткань мироздания, где плетется многомерность всех измерений. Однако Арахна была человеком, мало понимающим все нюансы измерений, поэтому ее искусство было так сказать - трехмерным, и могло быть проявлено только в реальности человека. Можно даже предположить, что паутина Арахны - интрига человеческого против мироздания, или еще круче - мудрости мироздания против интриги паучихи. Однако выходит, что мир паука все таки победил мудрость? Но попытка остановить была хорошей, правда Афину обвинили в завистливости - ограниченность человеческого сознания не дает понимания того, что есть куда более высокая необходимость, чем мелкие человеческие проблемы. Дальше разовью потом, а то сын комп отбирает.

lu-chia
Сообщение #48 | Пт, 02.03.2018, 16:20
Группа: wing
Сообщений: 27400
Угу.. Так миф об Афине и  Арахне

однажды воскликнула гордая Арахна:
– Пусть даже сама Афина Паллада приходит состязаться со мной, все равно не победить ей меня. Что угодно поставлю залогом!
Услышала Афина эти горделивые слова, под видом седой сгорбленной старухи явилась она перед Арахной и сказала ей:
– О Арахна, Арахна, никогда не гордись тем, что дали тебе великие боги. И запомни. Есть одно хорошее свойство у годов преклонных: вместе с возрастом появляется опыт. Послушайся моего совета, Арахна, старайся лишь смертных превзойти своим искусством. И если ты сейчас попросишь у богини прощения за дерзкие слова, то она простит тебя.
Но Арахна не послушалась мудрого совета, она выпустила из рук тонкую пряжу и гневно воскликнула:
– Не хочу я слушать твоих наставлений, неразумная старуха. Читай их другим, а меня же оставь в покое. Я сама знаю, что мне делать и что говорить. Отчего же не идет Афина? Или она боится состязаться со мной?
– Я здесь, Арахна, – не выдержала богиня, приняв свой настоящий облик. Все склонились перед могущественной богиней, приветствуя ее. Одна лишь Арахна стояла молча и даже головы не склонила. Покраснела от гнева великая богиня. Ну что ж! Если эта гордая ткачиха не желает смириться перед великой богиней, то пусть она поплатится за свою гордость.
И вот встали соперницы по разные стороны станка, натянули полотна, и началось состязание. Величественный афинский Акрополь выткала богиня на дивном полотне. Изобразила она на нем свой давний спор с Посейдоном, когда они никак не могли решить, кто из них имеет больше власти в Аттике. Сам Зевс и еще двенадцать богов решали этот спор. Поднял Посейдон свой сверкающий трезубец, ударил им о скалу, и хлынул из пустого, безжизненного камня соленый источник. Напротив него стояла Афина в шлеме со щитом и в эгиде – своих постоянных доспехах с головой Медузы Горгоны в центре их, со змеями по краям. Она подняла свое копье, потрясла им и глубоко вонзила в землю. Из земли тут же выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признали ее дар сильнее, чем дар Посейдона. Потом на этом месте вырос город, который с тех пор носит имя Афины. Вот это и выткала Афина на своем полотне, а по углам его изобразила, как карают боги людей, которые пытаются соперничать с ними. Венок из листьев оливы тянулся вокруг этого чудесного полотна.
Арахна тоже изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов. Все свое искусство вложила она в эту работу, и ее полотно по красоте и мастерству не уступало работе Афины. Но в то же время их работы были очень разные. Если Афина на своем полотне показала богов во всем своем величии и могуществе, то боги Арахны были такими же грешными и слабыми, как и простые смертные. И видно было, как Арахна относится к ним: неуважительно, с насмешкой, и даже с презрением.
Яркой краской вспыхнуло лицо великой богини, она выхватила из рук Арахны прекрасное полотно, разорвала его на куски и ударила Арахну челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора, она свила крепкую веревку и решила повеситься на ней. Но безжалостная богиня и тогда не оставила несчастную ткачиху, она вынула ее из петли и сказала:
– Ты будешь жить и мучиться. С этого момента будешь ты вечно висеть и вечно ткать. Это же возмездие падет и на твое потомство: на детей, на внуков и на правнуков. И даже их дети и внуки будут терпеть это наказание.
Рассерженная Афина брызнула на бедняжку Арахну зельем ужасной богини Гекаты, и тотчас же голова ее вжалась, густые волосы отпали, тело стало совсем крохотным, а по бокам выросли тоненькие изогнутые, поросшие жесткой шерсткой, ножки. Обратилась в паука Арахна. С тех пор вечно висит паук-Арахна на своей паутине, по-прежнему тянет нитку и ткет свое бесконечное полотно.
Вот так поплатилась за свое высокомерие и хвастливость дочь Идмона, Арахна. Захотела она возвыситься над величественной Афиной, а превратилась в противного паука.


И вот тут пару дней назад, копаясь во влиянии Первой мировой войны на культуру и искусство наткнулась на статьи поэта Вячеслава Иванова ИДЕЯ НЕПРИЯТИЯ МИРА.

Источник: http://ivanov.lit-info.ru/ivanov....ira.htm


Иван Карамазов говорит Алеше, что не Бога он отрицает, а мира Его не принимает: и Алеша называет это неприятие мира — бунтом. Но не иначе «бунтует» и праведный Иов. Неприятие мира — одна из древних форм богоборства.Остановимся на этом последнем понятии, равно важном для историка и философа религии.Без противления Божеству нет мистической жизни в человеке, — нет внутренней драмы, нет действия и события, которые отличают религиозное творчество и религиозность динамическую (имя ей — мистика) от неподвижной преданности замкнутому в себе вероучению с его скрижалями нравственных заповедей и обрядовых установлений.Корни богоборства скрыты в тех экстатических состояниях, откуда проистекли первые религии. Божество овладевает сопротивляющейся душой, как у Вергилия Феб «одержит» упорствующую Сивиллу и толчками принуждает ее пророчествовать. Содержание древнейших оргий составляет священное убиение бога исступленными причастниками жертвы.Богоборствующее безумие, как всякий религиозный экстаз, может быть правым (ỏρθῶς μανῆναι) и неправым. Оно несет в себе награду непосредственного общения с божеством — и опасность божественной мести. Иов оправдан; и Иаков, боровшийся с Незримым, улучил благословение, хотя и остался хром. Прометей побеждает. Но сколько других богоборцев сокрушено! Титаны, Гиганты, «богоравные» гордецы, дерзнувшие мериться с богами, как Тантал и Танталида — Ниоба, безумцы и слепцы, не узнавшие божеского лика, как Пентей; у евреев — Каин и его потомство, строители вавилонского столпа, Люцифер. В Библии самая повесть о грехопадении людей приобретает черты богоборческие: «вы будете как боги (или: Бог — Элогим)».Это различение между угодным и неугодным божеству противоборством человека принадлежит, несомненно, эпохе позднейшей, когда не только первобытная оргийность уже успела кристаллизоваться в определенные религиозные формы, но и возникла потребность с одной стороны охранять эти формы от еще не успокоившихся вулканических судорог оргийного хаоса, с другой отстаивать и ограждать их в борьбе и соревновании с чуждыми религиозными образованиями.Правыми богоборцами, после более или менее упорного сопротивления, признаются религиозною мыслью как те, которые кончают преклонением и покорством, подобно Вергилиевой Сивилле, осиленной Фебом (— сам Прометей у Эсхила надевает венок из agnus castus на голову и железное кольцо на руку, символы покорствующего духа), — так и те, коим удается вынудить у божества уступки для своего рода или всего рода человеческого и заключить с ним сделку, договор, «завет» (Прометей, Израиль). Эти последние суть факторы постепенного расширения, смягчения и очеловечения идеи божества, прогрессивные моменты религиозно-исторического процесса.В эпоху такой гуманизации представлений о божестве возникает впервые проблема теодицеи (богооправдания), подсказанная тем углублением религиозной идеи, вследствие которого божество мыслится уже как сила ответственная за мироздание, как его обусловливающая, а не им обусловленная. Зачинается судьбище между Богом и Иовом.

В лоне еврейства родился мистический энергетизм, ставший душою христианской культуры и связанный с нашими конечными чаяниями. Еврейство дало нам в спутницы вечную Надежду, — она же распростирает свои радуги над всем нашим деланием, над всем творчеством европейской души, хотя бы душа эта и забыла до времени о своем таинственном и навеки действенном крещении.
В самом деле, евреи, с исключительною среди всех племен земли настойчивостью, провозгласили право человека на свое свободное самоутверждение; они поставили его судьей над миром и истцом перед Богом. Напротив, эллины не могли преодолеть уныния, взращенного в них сознанием природного неравенства бессмертной семьи и рода смертных; ведь и Прометей их только потому был столь могущественным и успешным поборником человечества, что сам родился бессмертным титаном и полубогом. Эллинам оставалось или подчиниться бессмертным, или отрицать мир, и по отношению к миру — или принимать его как извне и насильственно данный (хотя бы, по мысли позднейших философов, и не сущий во истину), или искать из него выхода в самоубийстве. Индусы же растворили человеческое самоутверждение в едином целом мировой жертвы и круговой поруки вселенской; на идее отвержения феноменального, на морали отрешенности от всего данного в обманчивом представлении и призрачном разделении построили они глубочайшие идеалистические системы, философские и религиозные: но их отвержение значило только идеалистическое «нет» миру, их возмущение, лишенное реального объекта борьбы, было только «угашением».
Для арийской мысли мир остался безусловно данною, насильственно навязанною познающему духу наличностью явлений. Евреям же предстал он как результат сочетания свободы и принуждения, как форма взаимодействия воли дающей и воли принимающей, как взаимный долг и обязательство Творца и сотворенного. Эта почти юридическая концепция первоначальной, едва ограниченной свободы, древнего правонарушения со стороны человека, его отсюда проистекшей кабалы и, наконец, дальнейших договоров, смягчивших кабальные отношения, — была закреплена в почти недвижных формулах прочно сложившейся религии; но мистика продолжала свое творческое дело и при этом не терпела в общем стеснений со стороны положительного вероучения вследствие принципиального допущения возможности «нового завета», в смысле обновленного, пересмотренного договора. Пророки посвятили себя предуготовлению этого нового завета, с некоторой поры уже, быть может, вдохновляемые и веяниями чужеземной мистики, пока Второму Исаии не удалось убедить сердца людей, что рай, «золотой век» и «Сатурново царство» древних, «новый Иерусалим» Апокалипсиса, «Гармония» Достоевского, иными словами — мир «преображенный», т. е. мир, по отношению к которому наше свободное Нет обращается в свободное Да, — не позади, а впереди живущих поколений.
Замена договорных отношений доверием любви и сыновства — в этом было содержание осуществленного Нового Завета. Если есть борение воль в их любовном слиянии, наложение своего я в беззаветной его отдаче, требование в поцелуе, — то и Христос — богоборец, Богом возлюбленный более всех. Христос раскрыл идею неприятия мира во всей антиномической полноте ее глубочайшего содержания. Он велит «не любить мир, ни всего, что в мире», — и сам любит мир в его конкретности, мир «ближних», мир окружающий и непосредственно близкий, с его лилиями полевыми и птицами небесными, веселиями и благовониями, и прекрасными лицами людей, как в солнечной разоблаченности прозрачного мгновения, так и под дымною мглой личин греха и недуга. Он говорит, что царство Его не от мира сего, — и вместе благовествует, что оно «здесь, среди нас». Он тоскует в мире, потому что «мир лежит во зле»; но каждое мгновение сам снимает зло и восстановляет мир истинный, который внезапно становится видимым и ощутимым тронутой Им душе, как исцелившемуся слепорожденному.
Такое неприятие мира мы называем правым, ибо оно — «непримиримое Нет», из коего уже сияет в своих сокровенных возможностях «слепительное Да». Здесь отрицающий дух уподобляется погруженному в землю зерну, которое не прозябнет, если не умрет. Это христианское неприятие мира составляет принцип мистического энергетизма, движущей силы нашей — явно или латентно — христианской души. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Посл. к Римл. 8, 22).

 

Статья большая довольно  таки,  почитаю еще.
lu-chia
Сообщение #49 | Пт, 02.03.2018, 17:21
Группа: wing
Сообщений: 27400
Теслу мы здесь вспоминали, сюда тоже положу:

.Буданов. В контексте атомного проекта поминается некий «заговор физиков». И Оппенгеймер, и Бор, и Эйнштейн исходили из того, что во имя паритета данные о милитаризации атома не должны быть доступны лишь одной державе. Поэтому они организовали утечку сведений. То же самое в свое время делал Тесла.
amator_sui
Сообщение #50 | Сб, 03.03.2018, 17:05
Группа: дебютант
Сообщений: 650
Цитата Летящая ()
Вопрос, на который я ответила еще во времена изучения в школе Евгения Онегина - зачем Пушкин в своем произведении убил Ленского.
Хороший вопрос, все мы на него отвечаем по мере взросления. Я помнится ответил так -  страдания душу очищают. Не мои это слова, но как я понял целиком и полностью в тему.
Человек должен испытывать мучения. Чем ярче мучение, чем оно убийственнее - тем больше появляется возможностей у человека в решении будущих, в смысле ожидающих его впереди проблем. Ну или подохнет от какой ни будь стенокардии ввиду непосильности мучений и его генетический набор удачно канет в вечность.

Цитата Летящая ()
Я много на себе проверяю из психологических заморочек. И есть в моей жизни моменты, когда необходим катарсис, иначе вырвет клапаны. Достаточно включить ролик "Реквием" на стихи Рождественского, его на 9 мая ставят в минуту молчания, что бы вот уже сколько лет из души вытряхнуть всю пыль.
Вот это очень правильно. Хотя и портит характер.

PS Чего-то в память лезут некоторые моменты из к/ф Констатин


lu-chia
Сообщение #51 | Пт, 09.03.2018, 20:18
Группа: wing
Сообщений: 27400
Прошу прощения, выделила я часть постов в другую тему, она интересна, может получить развитие, и не вполне связана с завистью богов.
Здесь - http://rakursy.ucoz.ru/forum/118-1106-1
Ракурсы » Время » Мировые религии и учения » Зависть богов
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск: