| Сообщение #21 | Чт, 12.12.2019, 13:45 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27420
|
Петр Саввич Уткин родился 9 октября 1877 года в Тамбове.
Займище
Лунное
Натюрморт с белым кувшином
Любители бури
Сон
|
|
| Сообщение #23 | Чт, 12.12.2019, 13:45 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27420
| Павел кузнецов, Голубая роза
|
|
| Сообщение #26 | Пн, 28.09.2020, 16:13 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27420
| и снова о Николае Сапунове
Голубая гортензия
М. Волошин "Сапунов"
Когда смерть внезапно обрывает жизнь талантливого человека в самом ее расцвете, не дав выявиться силам и возможностям, в нем затаенным, ум невольно начинает искать смысла, обобщения, причины. Нельзя подавить в себе убеждения, что смерть не может быть случайна; что удары ее, как бы ни были прихотливы, вызываются неким, скрытым от нашего сознания, законом; что смерть наступает только тогда, когда дух дает внутреннее, тайное согласие на прекращение своих земных действенных проявлений… Поэтому каждая неожиданная смерть вызывает потребность произвести Суд над умершим, следствие о его жизни, найти оправдание Смерти. Но Смерть не нуждается в оправданиях, а причины ее таятся в тех извивах человеческой души, в тех складках тайных помыслов, желаний и намерений, которые недоступны посмертному исследованию. Лишь очень редко приходится иметь дело с такими проницательными исследованиями смысла судьбы, как, например, статья Владимира Соловьева о смерти Пушкина. Но здесь мы имеем дело с судом над жизнью человека, который был средоточием всего национального самосознания России и жизнь которого исследована и выявлена с большой полнотой. Но что мы можем знать о сокровенной жизни юноши-художника, который случайно утонул полтора года назад в Финском заливе, катаясь на лодке в беззаботной компании молодежи? Кто-то шутил, качая лодку. Лодка опрокинулась. Многие не умели плавать, но спаслись. Никто не утонул, кроме Сапунова. Вода избрала его одного. Выбор воды всегда загадочен и странен. Она безошибочно умеет выбирать самых молодых, наиболее кипящих жизнью и творческими возможностями. Память сейчас же напоминает нам Шелли, Коневского, Писарева, Эннекена… Все они погибли, купаясь или катаясь на лодке, в минуты чувственного растворения во влажных недрах праматери жизни – Моря или в часы тихого полуденного созерцания. Сперва является вопрос: что же общего между Шелли и Писаревым, критиком Эннекеном и поэтом Коневским? Но попробуем вспомнить другую группу безвременно погибших не от воды, а от оружия: Пушкин, Лермонтов, Лассаль, Арман Каррель… Единство первой группы сразу определяется: первые – юноши, стоящие на пороге своих осуществлений, вторые – мужи, пораженные в полдень своего творчества; даже Шелли внутренне гораздо больше юноша, чем Лермонтов. Первых – смерть уязвила в их мечте. Уязвимое место вторых – их любовь, страсть, воля; отбор их логически яснее – все они убиты на дуэли, сознательно взирающие в глаза возможной смерти. Мы можем продолжить их ряд теми, кто погиб смертью насильственной, не на поединке: Грибоедов, Поль-Луи Курье, Теодор Кернер, Реньо… Здесь определяется еще новая черта – это люди или перешагнувшие за полдень, или связанные с жизнью иным делом, чем их искусство. Режущая холодная ирония Поль-Луи Курье и Грибоедова как бы отточила ножи их убийц; Кернер, Реньо не играли со смертью на дуэли, но дело привлекло их в смертоносную сферу войны. Сопоставление это еще ярче определяет отбор воды, которая всегда посягает на юность, остановившуюся на пороге, с влагой мечты, с неосуществленными, предвосхищенными возможностями. В ее выборе нет ничего насильственного, а скорее вкрадчивая, завлекающая мягкость, чара, вызывающая представление об ундинах и русалках, похищающих юношей в тихие омуты. Загадочный, но не случайный выбор. Напротив, он необычайно точен. Кажется, что именно тяжесть жизненных возможностей, насыщенность творчеством и талантом влечет ко дну… У Сапунова были предчувствия. Незадолго до гибели ему была предсказана смерть от воды. Когда за несколько недель до катастрофы он с теми же самыми друзьями катался на лодке и кто-то точно так же стал раскачивать ее, он был перепуган и умолял перестать. Кажется, что повторяются греческие мифы о юношах, которых привозили каждый год в Лабиринт Минотавру, и об Андромеде, отданной морскому чудовищу. Ундины не умерли и так же завлекают в свои омуты, как и прежде. Магия учит, что они обладают природой изменчивой, чувственной, мягкой, холодной, восприимчивой к образам и творящей призрачные формы… Натуры богатые, гибкие, слабые невольно тяготеют к водам. Бессознательное творчество юности дробится водными радугами в лучах солнца, она отдается безвольно плодотворящим ливням и не имеет еще воли преодолеть влажную стихию в ее силе и не поддаться? Й в ее слабости. В ундинах смертельное очарование сочетается с ангельским ликом. «Ангел с мертвыми очами», заклинают Духа Вод старые гримуары… «Да будет твердь посреди вод, и да отделятся воды от вод; что вверху, то и внизу, что внизу, то и вверху, да исполнится воля единой сущности. Солнце их отец, мать – земля, и ветер носил их во чреве своем. Да подымутся они к небу от земли и с неба на землю низойдут. Заклинаю тебя, Дух Вод: будь мне зеркалом Бога живого в делах его, источником жизни и очищением от грехов». Это старое заклинание, составленное из образов «Изумрудной скрижали», может быть молитвой каждого художника, обращенной к своей собственной влажной стихии души. «Ангел с мертвыми очами» безошибочно избрал Сапунова из круга современных художников. Среди них нет другого, который был бы более погружен в радужную влагу чувственного осязания цвета и более тяжел художественными возможностями. При имени его сейчас же вспоминается дымная насыщенность тусклого воздуха; глубокие, линялые и лоснящиеся пятна цвета; высокие вазы строгого стекла, пышные букеты тяжелых цветов, отливы синих и сверкания желтых тонов, являющихся музыкальным ключом его колорита… И теперь, после его смерти, что-то выявилось в его картинах. Стала понятна подводность их красок. Это не сумеречный воздух, это зеленоватый кристалл водной глубины дает такую расплывчатость их линиям, влажность их тону; эти синие текучие отливы, в глубине которых светит охлажденное золото высокого земного дня, говорят о призрачном подводном царстве, где давно жила его душа… Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/139918/read-sapunov-maksimilian-voloshin
|
|
| Сообщение #31 | Ср, 09.02.2022, 15:31 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27420
|
Портрет Л. Н. Гауш кисти Николая Милиоти. 1905 год
|
|
| Сообщение #32 | Ср, 09.02.2022, 15:34 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27420
| «Алая роза» — художественная выставка, прошедшая в апреле-мае 1904 года в Саратове.
Выставка была открыта 27 апреля 1904 года в колонном зале Саратовского Дворянского собрания (угол ул. Московской и Соборной). Инициаторами выставки были учащиеся МУЖВЗ Павел Кузнецов и Пётр Уткин.
Ещё в конце 1890-х годов Павел Кузнецов и Пётр Уткин объединили вокруг себя группу единомышленников. Вскоре после объединения их группа получила наименование Алая роза.
По одной из версий роза была выбрана как символ чистоты и целостности, однако существуют и другие интерпретации подобного названия. Возможно, художники хотели подчеркнуть одновременность существования материального и духовного[3] в своём искусстве и мировоззрении. Кроме того, розы часто появлялись на полотнах учителя живописцев Виктора Борисова-Мусатова, что тоже могло повлиять на их решение принять такое многозначное название для своей экспозиции. Однако и эти объяснения не являются окончательными. Отметим, что в христианских преданиях роза символизировала Деву Марию - таким образом, символисты могли основываться и на религиозной логике. Более того, алая роза - романтический цветок: в 1888 году в Абрамцево Савва Мамонтов поставил свою драму-оперу с одноимённым названием; в ней роза названа «цветок любви благоуханный».
На выставке экспонировались работы художников Анатолия Арапова, Николая Сапунова, Мартироса Сарьяна, Сергея Судейкина, Николая Феофилактова, Павла Кузнецова, Петра Уткина и др., а также майолика из мастерской в Абрамцево. Почётными участниками «Алой розы» тогда стали М. А. Врубель и В. Э. Борисов-Мусатов.
В 1907 году художники «Алой розы» составили ядро группы Голубая роза.
В 1995 году Радищевский музей организовал выставку, посвящённую 90-летию «Алой розы»
|
|