Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Взгляд » Взгляд » Древо Сталкера » Белый день (о фильме "Зеркало")
Белый день
lu-chia
Сообщение #1 | Пн, 24.12.2012, 12:29
Группа: wing
Сообщений: 27113

Андрей Тарковский

"Мне трудно говорить об этом фильме, так он для меня сложен и важен. Если излагать полностью весь замысел, то это займет слишком много времени. Если рассказать в нескольких словах, то ничего не будет понятно. В данном случае и к этому замыслу я отношусь крайне осторожно. Поэтому речь не пойдет об экранизируемом сюжете — слишком дорог для меня материал, положенный в его основу. Возможно, было бы даже нескромно говорить о нем. Но картина «Белый, белый день…» должна быть — более всех остальных — независима от других искусств. Мне хочется добиться выражения своих мыслей чисто кинематографическими, почти беспримесными средствами.

Конечно, здесь может возникнуть проблема зрительского восприятия картины: будет ли она интересна и понятна всем? Но я давно не верю в то, что можно сделать какой-то фильм, всеми адекватно воспринимаемый. Мне кажется, глубоко ошибочно считать, что чем большее количество людей посмотрели фильм, тем лучше. Для кого? Для чего лучше? Для фильма? Можно согласиться только с тем, что это лучше для кассы. Это правда! Но здесь-то и возникает проблема подлинного художественного творчества в условиях кинорынка: совершено ясно, что с одинаковым успехом воспринимается лишь общепринятое.

хроника - http://mirror.nyrainbow.com/xron1.htm



lu-chia
Сообщение #2 | Пн, 24.12.2012, 12:31
Группа: wing
Сообщений: 27113
По поводу грима Ларисы Тарковской, хозяйки дома, между гримером Верой Федоровной и Рербергом возникает спор, который венчается его недовольством: «Слишком много мастеров собрались на одной картине!..»

Рерберг пробует поставить зеркало, чтобы добиться дополнительного светового эффекта. Тарковский сомневается: «Нет, Гоша, это не прочтется в кадре». «Прочтется-прочтется! — заверяет Рерберг. — А сейчас получается самый обыкновенный, то есть никакой крупный план с контровым светом. Вот посмотри. Видишь? Стандарт!» Заглянув в глазок камеры, Андрей соглашается.

Но поймать в кадре нужный блик света оказывается делом непростым — приходится долго и кропотливо повозиться. Андрей молчит, не вмешивается, посвистывает, меряет кольцо от нечего делать. Вдруг встает со своего стула, идет к Рербергу и предлагает ему закрепить свет на Тереховой. «Давайте сюда Риту! — кричит Рерберг и вскоре снова подзывает Андрея: — Есть! Сделано! Вот смотри!» Тарковский припадает к глазку камеры и восторженно тянет: «Краси-и-во!» Но счастье оказывается недолгим: «По свету мне очень нравится, а по ракурсу нет. Хотя должно быть очень красиво. Идеально! Или, может быть, я не понимаю». Рерберг подводит итог: «Ну, не идеально, но какое-то ощущение все же поймали».

Ощущение это «ловили» около часа!
lu-chia
Сообщение #3 | Пн, 24.12.2012, 12:32
Группа: wing
Сообщений: 27113
Эдуард Артемьев: Нашу первую встречу я хорошо помню. Это было весной 1968 года на квартире у Михаила Ромадина. известного художника, бывшего, кстати, консультантом в фильме "Андрей Рублев". Собственно, я оказался там случайно, Было обычное московское застолье с разговорами. Речь шла, помнится, об "Андрее Рублеве", о том, что фильм этот, возможно, все-таки выйдет. Говорили и о "Солярисе" - сценарии, предстоящих съемках... На стене, кстати. висел портрет самого Тарковского работы Ромадина - во "фламандском" стиле, с точно выписанными мельчайшими деталями, и я помню, что Андрей все время просил продать ему эту картину, на что автор категорически не соглашался.

lu-chia
Сообщение #4 | Пн, 24.12.2012, 12:32
Группа: wing
Сообщений: 27113
При этом у него были свои пристрастия. Классика. В каждом фильме у него обязательно звучали Бах, Гендель, Моцарт. Он очень любил Баха, это, пожалуй, был его главный "домашний" автор: когда бы я ни приходил к Андрею, у него всегда звучала именно эта музыка. Клавирные сюиты, органные прелюдии, "Страсти", Бранденбургские концерты. В "Солярисе", например, в четырех или пяти местах звучит органная прелюдия И. С. Баха. Я тут был совершенно ни при чем - это была идея Тарковского. Я лишь предложил: "У тебя Бах звучит в обычной органной версии. Хочешь, я "одену" эту прелюдию по-новому?" В результате прелюдия стала как бы "темой для вариаций" - поверх органа возникли новые наслоения. Они звучали в том же барочном, "баховском" духе, но это был уже новый (мой) материал.

Музыку я всегда писал "под экран". Пытался работать с точным хронометражем, расписывать все по секундам. В кино ведь всегда так... Но не с Тарковским! Для него важным был не хронометраж, а "состояние". Пожалуй, сама эстетика была у него иной, у него вообще мало стремительных кадров. Он говорил: "Вот здесь должна быть музыка. Начни отсюда... а впрочем, можешь начать и раньше". То есть он давал свободу, которая порой как раз сковывала!

http://www.edwardartemiev.ru/kazdyj-....e-nuzna
lu-chia
Сообщение #5 | Пн, 24.12.2012, 12:32
Группа: wing
Сообщений: 27113
А. П.: Как шло ваше сотрудничество при работе над фильмом "Зеркало"?

Э. А.: Сложно. "Наехали" одна на другую две работы, и, поскольку я договорился с Никитой Михалковым несколько раньше (речь шла о ленте "Свой среди чужих"), я решил, что халтурить нельзя и надо отказываться от работы с Тарковским. Хотя сама тема его картины меня чрезвычайно заинтриговала.

Итак, мы расстались. Я работал с Михалковым, а у Тарковского начались неприятности с "Зеркалом": фильм долго не принимали, цензуре придиралась к любому пустяку. К этому времени я в свою очередь освободился от работы у Михалкова. Попросту довольно быстро закончил ее. Звоню Тарковскому, докладываю, что свободен. Андрей просто сказал: "Приезжай смотреть картину. Можешь?..." Являюсь. Смотрю. И опять слышу хорошо знакомое: музыка мне не нужна, а нужно организовать звукошумовое пространство... Итак, необходим господин оформитель. Но ведь это Тарковский!

lu-chia
Сообщение #6 | Пн, 24.12.2012, 12:35
Группа: wing
Сообщений: 27113

фотографии со съемок - http://www.tarkovsky.su/photo/id/13/

http://kino-stalker.ru/2011....lzhenie очередная беседа обсуждения сценария

""слова не могут выразить чувств, они вялые" (с)

lu-chia
Сообщение #7 | Пт, 08.02.2013, 17:34
Группа: wing
Сообщений: 27113
Когда мы с Тарковским и оператором Юсовым только приступили к работе над фильмом "Солярис", нам удалось увидеть новый фильм - "Космическая Одиссея" Стэнли Кубрика. Захотелось сделать что-то прямо противоположное. Ведь каждый кадр "Одиссеи" - это иллюстрация из научно-популярного журнала, то есть то же изобразительное искусство, прямо перенесенное в кино, к тому же не лучшего качества. Тарковский находил не прямые, а более отдаленные связи живописи и кино. Для фильма "Солярис" он предложил создать атмосферу, подобную картине художника раннего итальянского Возрождения Витторе Карпаччо. На картине - набережная Венеции, корабли, на переднем плане - много народу. Но самое главное то, что все персонажи погружены внутрь себя, не смотрят ни друг на друга, ни на пейзаж, никак не взаимодействуют друг с другом. Появляется странная "метафизическая" атмосфера инкоммуникабельности. В фильме для создания эквивалента ей используется прием остране-ния. По ходу действия фильма космонавт (актер Д.Банионис) прощается с Землей - дождь падает на него, а он никак не должен, по замыслу режиссера, на это реагировать. Но Банионис поежился. "Загублен кадр, как жаль!" - сказал Андрей. Это только один небольшой пример воздействия живописи на киноязык Тарковского. Образ, рожденный в живописи, должен был претерпевать сильные метаморфозы, прежде чем стать образом фильма. Что нам помогало в работе над фильмом? Во-первых, несколько лет дружбы, почти ежедневного общения в годы, предшествующие нашей совместной работе. (Позднее наши дороги разошлись.) Мы понимали друг друга с полуслова, нам не нужно было тратить время на долгое объяснение.
Во-вторых, объединяла нас нелюбовь к научной фантастике вообще. Почему же Андрей взялся экранизировать именно "Солярис", научно-фантастический роман Станислава Лема?

http://niek17.narod.ru/gallery/tark/romad_tar_i_xud.html

http://forum.rozamira.ws/viewtop....start=0
lu-chia
Сообщение #8 | Пт, 08.02.2013, 17:37
Группа: wing
Сообщений: 27113
Тема ностальгии всегда интересовала Андрея, она - почти во всех его фильмах. В одном случае это но стальгия по дому, в другом - по родине, в "Солярисе" - ностальгия по земной цивилизации вообще.
В романе Лема герои прилетают на планету Солярис, которая есть не что иное, как огромное живое существо - океан. Океан сам ищет контакта с прилетевшими космонавтами. Для этой цели он материализует подсознание космонавтов, воспроизводит двойников, фантомы их снов, бредовых идей.
Ностальгия по Земле у Тарковского находит решение в материализации океаном объектов земной культуры: длинный бездушный железный коридор на станции, в глубине появляется фигура святого Себастьяна с картины Антонелло да Мессина, на заднем плане развешаны ковры, как в картине, летят стрелы, образ разрушается.
К моему сожалению, Андрей сам в дальнейшем отказался от этого эпизода, "цитирующего" живопись, ибо эпизод этот вступал в противоречие с его концепцией проблемы о "киноязыке". Язык "живой картины" для него неприемлем. Но, понимая, что без живописи тут не обойтись, он снимает эпизод в библиотеке с как бы реально существующей на станции картиной Питера Брейгеля Старшего "Зима" - эпизод ностальгии существует теперь в рамках эстетики режиссера.
В каждом фильме Тарковского есть эпизод с обязательным исутствием живописи, с помощью которой выражается идея всего фильма.
В "Ивановом детстве" это "Апокалипсис" Дюрера, в "Андрее Рублеве" - иконы и фрески самого Рублева, единственный эпизод в цвете. В "Солярисе" - картина Брейгеля, в "Ностальгии" - картина Пьероделла Франческо. В последнем его фильме, "Жертвоприношение", - картина Леонардо и русские иконы.
Так образ фильма, во многом навеянный живописью, затем преображенный режиссером в язык кино, снова возвращается на экран в своем первозданном виде - в виде живописной картины.
ДоРеМи
Сообщение #9 | Вт, 18.06.2013, 16:26
Группа: Летописец
Сообщений: 291
Идея президента фестиваля режиссера Павла Лунгина - создать атмосферный фестиваль в духе кино Тарковского. Но быть может фестиваль художественного кино, поможет сберечь и старинный Плес, уникальную топографию места, столь значимую важную для художников. Да что там художников, для людей, способных пережить «личный эмоциональный опыт», ради которого снимал Тарковский, называвший кино «самым личным искусством, самым интимным». Звавший себя и нас к размышлениям над вечными вопросами, в том числе и самым трудным – «откуда мы?»
 
 
http://www.novayagazeta.ru/arts/58643.html
 
lu-chia
Сообщение #10 | Ср, 03.07.2013, 13:51
Группа: wing
Сообщений: 27113
Предстоит публикация главыиз книги. Поэтому Андрей делает поправки к тем кускам,
где речь идет о «старом» «Сталкере». Итак, монолог Тарковского

«Кино и проза — это разные искусства, и наивно говорить о том, что у кино больше
возможностей, чем у прозы. Сценарий фильма не имеет ничего общего с повестью.
Есть только два слова, два понятия, которые перешли в сценарий из повести, — это
«Зона» и «сталкер»… У нас в фильме Зона выглядит так, точно это территория,
оставшаяся после «пришельцев». Существует легенда, что в Зоне есть одно
труднодоступное место, где сбываются все желания. Монтажные склейки должны
делаться в картине таким образом, чтобы они не отсекали какие-то куски
времени, чтобы они соединяли реальную длительность, проведенную героями в Зоне.
И так вплоть до возвращения в город, когда возникает единственный разрыв во времени.
Что касается идеи «Сталкера», то ее нельзя вербально сформулировать. Говорю тебе
лично: это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других
во что-то верить. Для этого он ходит в Зону. Понимаешь? В насквозь прагматическом
мире он хочет заставить кого- то во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому
не нужен, и это место — Зона — тоже никому не нужно. То есть фильм о победе материализма…
Раньше, в «Солярисе», мне важна была мысль о том, что человеку нужен только человек. В «Сталкере» она
выворачивается наизнанку: зависимость от других людей, даже любовь к ним, перерастающая
в невозможность своего отдельного существования, — это недостаток, выражающийся в неумении
построить собственную жизнь независимо от других. И это настоящая трагедия, когда
человек ничего не может дать другому человеку! — Тут Андрей хитро и лукаво
улыбнулся, хлопнув по листу бумаги, на котором я писала. — Мы ничего
исправлять не будем… Вот пусть все так и останется…« Я в восторге от его нового
решения, которое так типично для Андрея, — начать с категорического заявления,
что идею «Сталкера» не сформулируешь, а закончить прямо противоположным. В этом он весь!
«Но картина совсем стала другая, совсем… — продолжает Тарковский. — Вот монолог о музыке,
который в ней звучит, не имеет окончания, но каждый „имеющий уши“ поймет, что речь в нем идет
о существовании Бога… А Толя играет лучше всех!..» Слава Богу, теперь «Толя
играет лучше всех», а совсем недавно Андрей «крыл» его последними словами. Опять
типичный Тарковский! «А Кайдановский вам меньше нравится?» — спрашиваю я.
«Нет, так нельзя сказать. Говорят, что он играет неважно, но ведь никто ничего
не понимает… У Кайдановского есть по напряженности такие куски, которые Толя
никогда бы не сделал. Я с ужасом думаю, как он их озвучит, мне казалось,
что у Толи самая выигрышная роль, но сейчас… Я не знаю. Сталкер?.. Хотя до конца
не ясно, что он за человек. А вообще, у меня уже почти все смонтировалось, только
еще много работы с музыкой…» «А что же вы в результате решили с музыкой?» — спрашиваю я,
потому что помню мечту Тарковского сделать этот фильм вовсе без музыки.
«Не знаю еще, но ее будет мало…»
Значит, музыка все-таки будет
lu-chia
Сообщение #11 | Вт, 13.01.2015, 14:12
Группа: wing
Сообщений: 27113
Обратная перспектива «Зеркала»

/Алексей Лубков,
профессор, доктор исторических наук/

http://pereformat.ru/2012/02/zerkalo/ , выдержки:


 Автор настоящей статьи попытается применить герменевтический метод для истолкования жизненного пути великого режиссера, его человеческой и творческой биографии. Подобное расширение, на наш взгляд, вполне оправданно и применимо для исторического исследования. Ведь история – это и есть истолкование прошлой жизни, попытка ее понимания и обретение смысла прошедших событий. Интерпретация исторического прошлого или, как выразился В.Л. Махлин1, герменевтическое истолкование «мира жизни» и культуры всегда составляла и составляет основное содержание ремесла историка. Использование герменевтического метода применительно к анализу творчества Тарковского весьма успешно было продемонстрировано Д.А. Салынским, в недавно изданной фундаментальной монографии.2
 
Основное значение фильма «Зеркало» (да и всего кинематографа Тарковского), как нам представляется сегодня, – это попытка художественными средствами восстановить историческую связь времен, вернуть человеку память, обратить его к своим истокам, к своему дому, к матери, к детству, к своей духовной сущности, к своей культуре и истории. И в этой «обратной перспективе», в возвращении к самому себе, когда «все еще впереди и все возможно», человек находит внутреннюю свободу. Память неподвластная внешней силе, помогает творить свободную личность. Происходит, как утверждал Л.П. Карсавин «воскресение через воспоминание».
 
«Обратная перспектива» в таком значении есть выражение особого ракурса и особого взгляда, взгляда из высшего измерения. Соединяя потоки непрерывности движения отечественной и мировой культуры, Тарковский в своей картине возвращает советскому человеку середины 1970-х годов возможность надежды и веры, закладывает основы будущего духовного возрождения (а вслед за тем и политического, если угодно). Причем, осуществление последнего становится не менее сложной задачей и для отдельного человека, и для страны в целом. Оказывается, что этот процесс определяется своим конкретно-историческим контекстом и его отношением с общим потоком времени, не осмыслив и не учтя который, нельзя и обрести эту желанную политическую и гражданскую свободу.

Пиркс
Сообщение #12 | Ср, 14.01.2015, 17:39
Группа: Летописец
Сообщений: 3303
,,Основное значение фильма «Зеркало» (да и всего кинематографа Тарковского), как нам представляется сегодня, – это попытка художественными средствами восстановить историческую связь времен, вернуть человеку память, обратить его к своим истокам, к своему дому, к матери, к детству, к своей духовной сущности"

Да, интересно.. ,,Зеркало" никогда не шло у меня почему-то. Вот ,,Сталкер" или ,,Солярис" - они как два столпа, от которых можно рулить в ту или иную сторону, а ,,Зеркало"... Можно предположить, что
Пиркс
Сообщение #13 | Ср, 14.01.2015, 17:46
Группа: Летописец
Сообщений: 3303
...здесь говорит чистое восприятие, душа Андрея, хотя и ,,андрея" - весьма условно.
lu-chia
Сообщение #14 | Ср, 14.01.2015, 20:00
Группа: wing
Сообщений: 27113
Цитата Пиркс ()
они как два столпа, от которых можно рулить в ту или иную сторону, а ,,Зеркало".
 Зеркало внутрь рулит.. в детство.. Не знаю, чтобы я видела в этом фильме, если б была мужчиной.

Вспоминает М. Тарковская (сестра Андрея):
Мама была блондинка, с густыми длинными волосами, со спокойными серыми глазами, с нежной кожей. Мария Сергеевна Петровых говорила, что в молодости у мамы было «лицо как бы озарённое солнцем». Но эта озарённость быстро погасла. Есть пословица — каждый кузнец своего счастья. Мама была плохим кузнецом. Она не умела устраиваться в жизни и как будто нарочно выбирала для себя самые трудные пути. Она не вышла второй раз замуж, она пошла работать в типографию с её потогонными нормами, она не поехала в эвакуацию с Литфондом — и всё потому, что не могла кривить душой даже перед собой. Казалось, что в жизни ей ничего не нужно — была бы чашка чая с куском хлеба да папиросы. Вся её жизнь была направлена на наше с Андреем благо…

В дневнике Марии Ивановны (мать Андрея) есть такая красноречивая запись, говорящая, помимо всего прочего, о недюжинной её саморефлексии и самокритичности.

… Я теперь поняла, в чём весь кошмар: я — «натура» творческая, то есть у меня есть всё, что должны иметь творческие люди — и в отношении к окружающему, и способность обобщать, и умение процеживать, и, самое страшное, требования к жизни, как у «творца». Не хватает одного — дарования — и вся постройка летит кувырком и меня же стукает по макушке, а требования мои никогда не смогут быть удовлетворены, потому что они мне не по силам. Т. (Тоня, Антонина Бохонова, — вторая Жена Арсения Т. — Н. Б.) когда-то мне сказала, что она мечтала быть другом, правой рукой какого-нибудь большого человека, а я удивилась, потому что хотела сама быть созидателем. В 14 лет я писала: «Я хочу музыки дикой и властной, / Я хочу жизни широкой, опасной / Я не хочу на земле пресмыкаться, / Я хочу с вихрями, с бурями мчаться»…
Быть приживалкой чужого дарования! Надо иметь дар самоотречения. И насколько в жизни и в быту он мне свойствен по полному безразличию к тому, от чего я с лёгкостью отрекаюсь, настолько я жадна к своему внутреннему миру, и попробуйте сделать из меня святую! Потому-то я и не смогла бы быть ничьей нянькой, и вот поэтому-то я и не могу никак изменить свою жизнь.

http://www.vilavi.ru/sud/190108/190108.shtml
lu-chia
Сообщение #15 | Пн, 13.04.2015, 17:16
Группа: wing
Сообщений: 27113
Леонардо да Винчи, обращаясь к своим ученикам, советовал не пропускать и внимательно вглядываться в поверхности старых стен, на которых оставило свои отпечатки время. Он писал: «Ты можешь там увидеть подобия различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами, холмами и домами самым различным образом...» Советы Леонардо пробуждают у истинных художников визуальное воображение, позволяют находить в сложных сочетаниях старой штукатурки, разводах плесени и накопившихся за долгое время слоях пыли образы будущих полотен, новые цветовые сочетания. 
      
 
      Слитность, нераздельность мира и человека необходимо мыслить не как безразличное, нивелирующее единство (как единство капель в реке и самой реки), а по аналогии, например, с неразрывным единством окружности и ее центра: последний формально отделен от окружности, но не мыслим без нее, точно так же, как она не может существовать без своего центра, который определяет ее сущность. Человек — это метафизический центр мира; если бы не было его, то мир не имел бы ни смысла, ни определенной формы, не было бы в нем ни его несовершенств, дефектов, ни его красоты и возможностей бесконечного совершенствования. 

http://tarkovskiy.su/texty/analitika/Tarasov.html
lu-chia
Сообщение #16 | Пн, 02.11.2015, 09:55
Группа: wing
Сообщений: 27113
Немножко воспоминаний от Марины Тарковской, сестры Андрея:

 — Мама была удивительным человеком: очень мудрым, любящим и нас, и папу. Она смогла сохранить добрые отношения с ним и никогда не препятствовала нашим встречам. В основном это были наши дни рождения, на которые папа обязательно приходил. Случались и совместные поездки. Он хотел свозить нас в Кировоград, город его детства. Но так и не случилось... 

        — Есть стихи, которые отец посвящал вам? 

        — Есть — посвященные Андрею. А мне... Вот случилось недавно чудо! Мы с дочерью Катей собирались на дачу и в московской квартире решили освободить от книг антресоль. Муж подавал нам сверху книги, и вдруг из одной выпал листок: я сразу узнала папин почерк. Нарисован мышонок (меня дома звали «Мышкой», а Андрея «Рыськой»), и под ним эпиграмма: 

        Кто видал такое встарь: 
        сидя, как в кутузке, 
        сочиняет мышь словарь 
        русский и французский. 

        Лучше с мышью мы вдвоем 
        танцевать в танцкласс пойдем! 
        Наш танцкласс в подполье, 
        где мышам раздолье. 

        И подпись: «А. Пушкин. 1975 год, 9 сентября». 

        
lu-chia
Сообщение #17 | Сб, 26.01.2019, 15:52
Группа: wing
Сообщений: 27113
https://history.wikireading.ru/72294
Ракурсы » Взгляд » Взгляд » Древо Сталкера » Белый день (о фильме "Зеркало")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: