Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 13 из 13
  • «
  • 1
  • 2
  • 11
  • 12
  • 13
Ракурсы » Взгляд » Взгляд » Древо Сталкера » СОЛЯРИС. От книги до будущего (Экскурс по фильму)
СОЛЯРИС. От книги до будущего
lu-chia
Сообщение #241 | Вт, 22.09.2020, 18:20
Группа: wing
Сообщений: 27411
Почему ребёнок такой омерзительный?
Продолжаем разбираться в символике прекрасного и загадочного «Соляриса» Андрея Тарковского. В предыдущих частях мы успели рассмотреть первые минут 12 фильма, а уже обнаружили множество важных образов. Идём дальше.

1. Вырезанный диалог
Дождь закончился, и Крис с пилотом Анри Бертоном собираются смотреть видео давнего научного совещания, посвященного проблемам изучения планеты Солярис. В этом месте режиссёр вырезал довольно продолжительный фрагмент (скорее всего, просто для сокращения хронометража): отец говорит, что не будет смотреть плёнку, потому что видел её много раз, а тётя Криса Анна наоборот просит остаться, на архивных кадрах один из учёных рассказывает предысторию изучения Соляриса...

Интересный факт: в этой сцене в роли председателя научной комиссии появляется писатель Юлиан Семёнов, автор «Семнадцати мгновений весны» (съёмки легендарного сериала как раз происходили в этот период). В романах Семёнова («ТАСС уполномочен заявить», «Пресс-центр», «Аукцион» и др.) действует журналист Дмитрий Степанов, являющийся альтер-эго автора. В частности, Степанов вспоминает и о съёмках в фильме «Солярис».



2. «Кино в кино»

В первый, но далеко не последний раз в фильме «Солярис» демонстрируется ещё один фильм. Позднее тем же способом – посредством экрана – с Крисом будет общаться покойный Гибарян, а Крис будет с помощью киноплёнок знакомить Хари со своим прошлым.
Этот приём (фильм в фильме) напоминает о живописи Ренессанса, когда художники включали в свои картины ещё одни картины (например, с символическими изображениями или библейскими сюжетами).
Можно заметить, что некоторые архивные съёмки в фильме цветные (о детстве), а некоторые – чёрно-белые (об учёных). Этим может подчёркиваться непосредственность мировосприятия ребёнка, его открытость переживанию жизни, в то время, как учёные, которые любят всё анализировать, в силу своей излишней рациональности теряют цветное видение.
В сцене заседания учёной комиссии происходит даже нечто более сложное. Мы, зрители, смотрим фильм «Солярис», в котором Крис и Бертон смотрят фильм о заседании, в котором учёные смотрят фильм, снятый Бертоном. То есть, чем больше мы пытаемся понять загадочную планету, оперируя документами и доказательствами, тем дальше оказываемся от её разгадки.
Неспроста и само заседание происходит в нервозной обстановке, речь участников постоянно прерывается раздражающим электронным звуком.

3.  Портреты

Бертон при этом в кадре аккуратно «вписан» между портретами Циолковского и Гагарина, которые словно смотрят из-за его плеча.



Вероятно, Бертон, которые первым стал осваивать духовный космос планеты Солярис выступает здесь как пионер, равный по своим открытиям отечественному теоретику космических полётов и первому человеку в космосе. Только если те стремились исследовать внешнее пространство, то Бертон на Солярисе открывает внутреннее – своего сознания и памяти.

4. Сад и «неприятный» ребёнок

Бертон рассказывает о тех образах, которые он увидел на поверхности океана Соляриса. Вначале он упоминает сад, который затем распался на части. Поскольку Тарковский всегда тяготел к христианской образности, в этом можно разглядеть ещё одну отсылку к Эдему, который человечество потеряло.
Затем пилот описывает гигантского новорожденного ребёнка с голубыми глазами. «Это было омерзительно», – завершает он.
Позднее причина появления этого ребёнка будет объяснена в фильме: в телефонном разговоре Бертон вспомнит, что незадолго до полёта в гостях видел очень похожего новорождённого. Следовательно, мыслящий Солярис «вытащил» это воспоминание из его памяти. Но всё не так просто...
В мире Тарковского дети всегда связаны со светлыми чувствами. «Каток и скрипка», «Иваново детство» – настоящие поэмы о подростках, воспевающие их возраст. Почему же единственный раз, только в «Солярисе», образ ребёнка оказывается у него связан с такими сильными негативными эмоциями?
Позволим себе предположить, что в этом эпизоде Бертон пересказывает образ из финала «Космической одиссеи» Стенли Кубрика, фильма, который привёл Тарковского в бешенство и вдохновил на съёмки «Соляриса».

 

 

"Дитя звёзд" из финала "Космической одиссеи 2001
"В последних кадрах фильма Кубрика ребёнок своими большими голубыми глазами безжалостно смотрит на зрителя под музыку симфонии «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, знаменуя собой рождение ницшеанского «сверхчеловека», преодолевшего все слишком земные (обезьяньи) недостатки.Тарковский, который, напомним, воспринимал человечество скорее в христианской парадигме, конечно, вряд ли мог с сочувствием отнестись к этой достаточно циничной концепции американского коллеги.
lu-chia
Сообщение #242 | Вт, 22.09.2020, 18:25
Группа: wing
Сообщений: 27411
https://zen.yandex.ru/media....d56da9a

1. Неловкость

Последующие после просмотра видео диалоги полны неловких моментов: Бертон не может говорить с Крисом при его отце, у Криса не клеится разговор с отцом, тётка вклинивается с вопросом где будут ночевать гости. Все эти нестыкущиеся фразы резко обрываются буквально на полуслове, когда отец говорит: «Послушай, Крис...» Всё это развивает атмосферу затруднённой коммуникации между родными, казалось бы, людьми.



В кадре между Крисом и отцом лежит медицинская металлическая коробка, которая, скорее всего, напоминает Крису о самоубийстве его жены (в котором он хоть и косвенно, но виноват). Эта неизбытая виновность и отделяет Криса от близких людей.Интересно и что научное сообщество сочло Бертона чуть ли не сумасшедшим. Он единственный из всех персонажей близко соприкоснулся с Солярисом – разумным океаном, который обращается прямо к сознанию, памяти и совести человека. Теперь он как бы «не от мира сего», поэтому выглядит посторонним и непонятным для остальных, особенно для учёных, в категории которых с трудом вписываются понятия типа совести.

2. Ребёнок боится лошади

Следом идёт сценка, где ребёнок бежит из конюшни (он называет её гаражом) и жалуется тёте Криса, что там «стоит что-то большое». В фильме это одна из первых примет того, что действие происходит в будущем – где люди настолько оторвутся от природы, что перестанут знать животных.Кстати, во многих мифах кони и лошади – СОЛЯРные символы.И в итоге ребёнок всё же перестал бояться и стал гладить лошадь.3. Спор об истинеКрис и Бертон рассуждают о будущем соляристики. Крис здесь выступает с позиции того, что в поиске истины годятся любые методы, а Бертон напоминает ему о Хиросиме. Этот короткий диалог имеет за собой серьёзный исторический фон. Ну, вот например.



Это  русский философ XIX века Николай Фёдоров, и он оказал заметное влияние как на мистически настроенных поэтов-символистов, так и на сугубо рациональных советских учёных. Он считается отцом русского космизма.

Сильно упрощая, его идеи можно пересказать следующим образом. Самым страшным для человека является смерть: она стирает личность и делает бессмысленным его существование. Поэтому настоящей миссией науки должно стать преодоление смерти, иначе говоря, бессмертие. Мало этого: достигнув его, мы должны будем воскресить всех уже ранее ушедших людей. Но поскольку тогда человечество не поместится на Земле, необходимо расширять обитаемые территории, орошая пустыни и растапливая Антарктиду, и осваивать другие планеты. Но такая толпа людей станет опасной самой для себя без нравственного роста. Так что развитие наук и морали (а Фёдоров при всём своём интересе к науке был убеждённым христианином) должны идти рука об руку.Идеи космических полётов и переоборудования Земли были восприняты советской наукой (К. Циолковский), при этом этический аспект концепции Фёдорова оказался для неё не столь важен; а мысль о нравственном преображении человечества разрабатываласьмистическими философами (В. Соловьёв). Спор героев бессмыслен, потому что они по-разному понимают само слово «истина»: для Бертона это моральная категория, а для Криса – чисто научная в позитивистском смысле (то, что можно измерить, взвесить и т.д.). Поэтому уходя Бертон говорит: «Он бухгалтер, а не учёный».
Сам Тарковский комментировал: 
Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Далее следовала ещё одна вырезанная сцена, где тётя смотрела телевизор, по которому рассказывалось об обитателях орбитальной станции «Солярис». Скорее всего, режиссёр решил, что это лишняя информация, поскольку зрители и так с ними познакомятся впоследствии.

4. Виноват  

Передача по телевизору прерывается видеозвонком Бертона, и он начинает с того, что «сам виноват».

В этом фильме понятие вины исключительно важно. Например, на станции внутренне изменившийся Крис скажет Сарториусу (самому несимпатичному персонажу из всех): «Вот вы не виноваты, а я виноват». Чувство вины означает наличие у человека совести и, следовательно, внутреннего развития. В начале картины этим чувством сполна наделён только Бертон – единственный, напомним, из показанных пока персонажей, который был близко к загадочному всезнающему океану Солярису.
lu-chia
Сообщение #243 | Вт, 22.09.2020, 19:04
Группа: wing
Сообщений: 27411
6 https://zen.yandex.ru/media....cda3f60  
7 https://zen.yandex.ru/media....0d8f4c2
8 https://zen.yandex.ru/media....16385bf
9 https://zen.yandex.ru/media....0f2909f
10 https://zen.yandex.ru/media....d83650a

11 https://zen.yandex.ru/media....ea98dc6
12  https://zen.yandex.ru/media....a811c0f
13 https://zen.yandex.ru/media....4751009
14 https://zen.yandex.ru/media....cb5a586

15 https://zen.yandex.ru/media....1594983
lu-chia
Сообщение #244 | Чт, 03.12.2020, 15:30
Группа: wing
Сообщений: 27411
https://u.to/gEVoGg два платья

https://u.to/gUVoGg Тарковские

https://zen.yandex.ru/media....e2edf70
Ракурсы » Взгляд » Взгляд » Древо Сталкера » СОЛЯРИС. От книги до будущего (Экскурс по фильму)
  • Страница 13 из 13
  • «
  • 1
  • 2
  • 11
  • 12
  • 13
Поиск: