Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
Ракурсы » Взгляд » Взгляд » Древо Сталкера » СОЛЯРИС. От книги до будущего (Экскурс по фильму)
СОЛЯРИС. От книги до будущего
Пиркс
Сообщение #221 | Пн, 22.05.2017, 19:18
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
И всё же я хотел поинтересоваться у вас про начальный диалог в фильме. Значит социальное неравенство все же победимо?
lu-chia
Сообщение #222 | Вт, 23.05.2017, 10:03
Группа: wing
Сообщений: 27475
Пиркс, я не знаю, победимо ли. Роман этот, и, допустим, Туманность Андромеды, цикл Мир Полудня были написаны около 60-х годов, и в социалистических странах, причем авторы совершенно не рассматривали переходный период достижения социального равенства. И доживет ли человечество до этого момента, не самоуничтожившись при этом, неизвестно ..
Но, прогресс есть - до установления христианства было относительное равенство внутри каждого сословия, в христианстве появилось " перед Богом все равны", позже подключилась экономика и политика. Вы же интересуетесь историей, буржуазные революции в Европе дали толчок ремесленничеству, торговле, стали писаться какие-то уравновешивающие права правила.. В политике - в данный момент каждый гражданин имеет право принимать участие в выборах, на медпомощь, обратиться в суд, это же было не всегда. Торговля людьми, по-моему, везде запрещена на законодательном уровне, а всякие подковёрности типа протаскивания сыновей, друзей, знакомых на руководящие должности , это будет долго - думаю, что огромное количество людей и не хочет никакого равенства - "Нет, генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели…"
Пиркс
Сообщение #223 | Вт, 23.05.2017, 12:04
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
...Нет и Бога, а это уже буддизм."
Где-то мы уже обсуждали то сходство буддизма и коммунизма в своей цели...
Пиркс
Сообщение #224 | Чт, 01.06.2017, 21:54
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Радиобиолог Вишняков, Бертон и пр.

lu-chia
Сообщение #225 | Пт, 02.06.2017, 19:32
Группа: wing
Сообщений: 27475
smile
И пенное, и материализовавшееся, и фантомное..
Пиркс
Сообщение #226 | Пн, 24.07.2017, 08:09
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Удивительно похоже на симметриады Лу (не знаю как она к этому отнесется.....) smile



Сообщение отредактировал: Пиркс - Пн, 24.07.2017, 08:15
lu-chia
Сообщение #227 | Пн, 24.07.2017, 12:01
Группа: wing
Сообщений: 27475
Хорошо отнесусь, спасибо. Он замечательный художник.
Я видела их, может как-то повлияли они на меня , хотя старалась по-своему) -вот как прочитала.
Мне хотелось больше блеска , больше прозрачности, и больше своеобразия конструкций , планировала же в масло потом переводить, не все, кое-что хотя бы..
Melodia
Сообщение #228 | Ср, 15.11.2017, 13:04
Группа: Летописец
Сообщений: 2658


мы слушаем, который год слушаем как медленную симфонию,

вместо сообщений по радио, звонков телефонных

огромный шумящий океан.

там, на земле, 

наши одноклассники женятся на хороших девушках, 

они рожают им красивых детей.

дети ждут, когда божья коровка принесет с неба хлебушка,

а на небе только мы и звезд рой.

мы всегда мечтали стать мореплавателями,

или, на худой конец, строителями космических судов.

мы не понимали, что главное —

смотреть, как воздух касается пахнущих домом трав.

я скучаю по тебе. или нет еще.

я даже не знаю, знакомы ли мы уже.

здесь время приобретает другой счет.

не хватает дождей.

человек обречен на отсутствие выбора — 

существовать в рамках парадигмы земли.

и звезды — как неподвижные идолы,

которых кто-то смастерил из разных сортов глин.

наверху все кажется таким незначительным — 

расставания, трагедии, страшные сны.

в тишине звенящей и оглушительной,

под блеклым светом чужой луны,

в мире, где отделяет от смерти

обшивка шаттла и желание понять хоть что-нибудь,

любой шум звучит как твоя непроизнесенная клятва

всегда рядом быть.


lu-chia
Сообщение #229 | Чт, 07.12.2017, 13:33
Группа: wing
Сообщений: 27475
... Я не знаю вообще ни одной [научно-фантастической] книги, где бы речь шла не о сегодняшнем. Потому что, в конечном счете, о будущем можно говорить, только оценивая скрытое до поры до времени сегодняшнее. Что же касается романа Лема, то я полагаю, что это лучшее из его произведений. У нас [в фильме] кое-что изменилось. У Лема совершенно нет Земли, у него совершенно иначе решен финал... Правда, мы постарались в своем финале выразить мысль, которую имел в виду Лем. У него там — человек, вставший на какую-то новую моральную ступень, решив в своей душе некий познавательный феномен, но именно потому, что он человек, он не теряет надежды... Мы же сделали финал, в котором Океан исторгает из себя новые трансформации, в основе которых — феномен того, как становятся человеком, — а именно мечту Кельвина: возвращение в свой дом. Для нас это было очень важно, потому что Земля — это наша родина, мы уже имеем сейчас право говорить, что нашей родиной является вся Земля. И мы не имеем права даже подумать о том, что можем освободиться от самых простых человеческих «вещей»: от любви, от деревьев, от воды..., то есть — от той Земли, которую мы обязаны нести в себе и сохранить во что бы то ни стало. В определенном смысле, в отличие от Лема, нам хотелось не столько посмотреть на космос, сколько из космоса на Землю. То есть, преодолев какой-то новый рубеж, взглянуть опять на самое начало — в духовном и моральном, нравственном аспекте. 

       Действительно: картина трудная, длинная — ну, не короткая же. Но, видите ли, в чем дело: роман — очень большой, вернее, он очень плотный. Очень много всяких аспектов... И мне казалось, что если освободить его от «лишних» точек зрения, взглядов на проблему, то он мог бы совсем приблизиться к жанру научной фантастики, и от него осталось бы одно только действие... Может быть, фильм нужно было организовывать покороче, но я уже заметил за собой такую слабость: я люблю делать длинные картины, такие картины, которые совершенно «уничтожают» зрителя физически. Мне кажется, что фильм от этого превращается из развлекательного во что-то более серьезное... Отвечая на ваш вопрос, я хочу сказать, что «скучные» места должны быть в любом произведении. Вспомните, к примеру, «Волшебную гору» Томаса Манна. Или вспомните Толстого... Ведь это тяжелая работа — смотреть фильм или даже смотреть на живописное полотно. И я думаю, что это достойная работа — и для авторов, и для зрителей. Потому что, допустим, хороший фильм — не хороший, нет, не хороший: серьезный фильм — смотреть так же трудно, как сделать его. Так что во многом я и не хотел бы, чтобы фильм смотрелся легче.
 

..
 В Москве мне сказали такую вещь: «Не кажется ли вам, что вы здесь выражаете агностицистские концепции, концепции невозможности познать мир?» Я говорю: «А в чём это выражается?» — «Ну, как же: вот человек полетел на другую планету, но он о ней ничего не узнал». — Я отвечаю: «В этом-то и все дело, дело в том, что он узнал себя — разве он ничего не узнал?.. Даже в физике существовали проблемы, которые висели в воздухе лет по двести без возможности решения, — это не значит, что они не будут никогда решены». — «Хорошо, но почему же вы взяли именно вот этот момент?» — «А оттого, что нас интересовал не момент открытия, а проблема напряжения человека в процессе познания». Это так же, как в свое время меня спрашивали про Рублева, почему он [у меня] никогда не пишет — ну, не видно! Разве это художник? И я, отвечая на этот вопрос, вспоминал такой... ну, что ли, анекдот короткий. Художник стоит у окна и уже несколько часов смотрит во двор или на улицу. А жена его спрашивает: «Когда ты будешь работать?» — «Оставь меня в покое, я работаю». Так что нас скорее волновало то, что происходит в человеке, в процессе, — а когда всё откроется, когда всё станет ясно, тогда это будет проблема совсем другого рода. Проблема пожинания лавров, проблема снимания пенок, — а нам важен был процесс преодоления. 
http://www.tarkovskiy.su/texty/Tarkovskiy/Solaris02.html

наеврняка уже было, ну да пусть..
Пиркс
Сообщение #230 | Ср, 13.12.2017, 21:29
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Да, и вот эта сцена, где хари меняется с матерью Криса местами ни у кого ни вызывает изумления, как будто так и должно было быть. И мать говорит голосом хари, так же надрывно и сдавлено.
lu-chia
Сообщение #231 | Чт, 14.12.2017, 12:35
Группа: wing
Сообщений: 27475
Цитата Пиркс ()
где хари меняется с матерью Криса местами ни у кого ни вызывает изумления, как будто так и должно было быть.

этот прием также использован в Зеркале, очевидно и был задуман для Зеркала ( сценарий писался в 68 году примерно, а фильм был снят уже после Соляриса). Мать и жену вообще играет одна актриса. Что это, зачем -возвращение к истокам, дежавю, ностальгия, кажущаяся периодичность жизненных циклов, поиск матери в жене как поиск младенцем абсолютной зашиты и покоя, не знаю.
Пиркс
Сообщение #232 | Чт, 14.12.2017, 12:49
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Цитата lu-chia ()
поиск младенцем абсолютной зашиты и покоя, не знаю.
возможно это поиск сознанием начальной точки своего отсчёта, чтобы вернуться
lu-chia
Сообщение #233 | Чт, 01.11.2018, 10:16
Группа: wing
Сообщений: 27475


 "Солярис" . Михаил Бруня, Кишинев,   холст на картоне, 70 х 80 см, 2018 год
lu-chia
Сообщение #234 | Чт, 13.12.2018, 13:44
Группа: wing
Сообщений: 27475
Ромадин Михаил, как мы помним, он рисовал эскизы к Солярису, и уже, вероятно, встречается в этой теме.  Все равно

 «Темперамент Ромадина скрытый, загнанный внутрь. В лучших его произведениях темперамент из внешне понятного динамизма и хаоса, поверхностно упорядоченного, как это часто бывает, переплавляется в спокойную и благородную форму, тихую и простую. В моем понимании, в этом принципе скрыто высокое художественное начало» — Андрей Тарковский. 







http://maxpark.com/community/5920/content/3407396
Пиркс
Сообщение #235 | Пт, 14.12.2018, 05:35
Группа: Летописец
Сообщений: 3301


Сообщение отредактировал: lu-chia - Пт, 14.12.2018, 09:12
lu-chia
Сообщение #236 | Вт, 03.09.2019, 21:07
Группа: wing
Сообщений: 27475
https://kulturologia.ru/blogs....j6kZQDw Немного о Наталье Бондарчук
Пиркс
Сообщение #237 | Вт, 03.09.2019, 23:37
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Фи
lu-chia
Сообщение #238 | Вт, 22.09.2020, 18:05
Группа: wing
Сообщений: 27475
https://zen.yandex.ru/media....33d34ad

Фильм « Солярис» Андрея Тарковского – одна из главных картин за всю историю отечественного кинематографа и одна из вершин нашей культуры. Однако многим зрителям он кажется сложным для понимания. Действительно, режиссер вдохновлялся не столько романом Станислава Лема, послужившим литературной основой сюжета, сколько духовно-религиозной живописью, музыкой и литературой, превращая каждый кадр в своеобразную икону (перед этим он снял «Страсти по Андрею» про средневекового иконописца Андрея Рублева), насыщая сцены отсылками к произведениям мировой культуры, превращая образы в символы с бесконечными значениями. «Солярис» во многом вырос из заочного спора с «Космической одиссеей 2001 года» Стенли Кубрика и не всегда может быть понят вне контекста этой полемики. Поэтому мы поможем вам разобраться, в чем смысл «Соляриса». И начнем сегодня с расшифровки самых первых минут картины.

1. Удаленные титры
По первоначальному замыслу, фильм должен был открываться прологом – фрагментом интервью Криса Кельвина (психолога и главного героя фильма) журналистам:Ответ: ... Нет, с тех пор как человек уничтожил социальное неравенство и покончил с войнами, наука достигла огромных успехов. И, тем не менее, вы ошибаетесь, считая, что наука всемогуща.
ВопросРазве человеческое познание ограничено?
Ответ: Я вижу, вам мучительно хочется услышать от меня то, что вы должны были бы усвоить еще в школе. Доставлю вам это удовольствие: человеческое познание бесконечно и безгранично. Но это не значит, что проблему, над которой мы бьемся, удастся решить в этом году, в этом десятилетии, в этом веке.
Вопрос: Но ведь опыт изучения Вселенной свидетельствует...
Ответ: Вы, кажется слишком много знаете о Вселенной... (смех в зале) Если бы мы знали столько же, нам бы нечего было делать в Космосе.
Вопрос: Значит, в Космос вас влечет неведомое?
Ответ: Вы опять меня не поняли: меня интересует ч е л о в е к . . .(Из интервью психолога проф. К. Кельвина сотрудникам журнала «Наше время»)Тарковский откровенно не любил жанра фантастики, считая его развлекательным и подростковым, и этим прологом давал зрителям понять, что его занимают не полеты в космос и сражения на звездолетах, а вечные человеческие проблемы, которые не способна решить никакая наука. Тем самым, он дистанцировался от типичных фантастических тем (к большому неудовольствию, надо заметить, автора книги Станислава Лема). Режиссер избрал фантастику просто в качестве удобной и разрешенной в СССР формы для своей картины-притчи, ставящей в том числе и такой вопрос, как «что такое человек?» 

2. Бах!

Прекрасная и печальная музыка, сопровождающая титры, в которых нас знакомят с составом съёмочной группы, – хоральная прелюдия фа-минор И.С. Баха в обработке композитора Эдуарда Артемьева.Бах, труженик, всю жизнь писавший музыку для богослужений, при этом был простым человеком, главой большого семейства и даже несколько скуповатым. Он всегда нравился Тарковскому больше других композиторов.Эдуард Артемьев в тот период находился под большим впечатлением от рок-оперы «Иисуис Христос-суперзвезда», интересовался христианством и искал возможности выразить свои духовные искания в музыке. Переложение Баха на новый лад оказалось для этого идеальным подспорьем. Это – единственная музыка в фильме, и она сопровождает начало, финал и несколько ключевых сцен. Артемьев заканчивает прелюдию минорным аккордом, в то время, как Бах замышлял ее окончание как мажорное. Минор оставляет оттенок печали, усиленный драматичным звучанием колокола, а мажор дарил слушателю успокоение в надежде. По сути, это совместное творчество двух авторов – старинного и современного, и синтезаторы придают футуристичное, космическое звучание вечной музыке. 

3. Вода

Первый кадр – текущая вода, в которой колеблются растения. Вода – важнейшая стихия фильмов Тарковского, одна из примет его стиля. Традиционно текущая вода напоминает о ходе времени. Вода очищает. В ней зарождается жизнь. Собственно, не зря и здесь в воде обитают растения. Эти кадры визуально похожи на эпизоды, где показана поверхность океана Соляриса.Сходство вряд ли случайно: в начале фильма главный герой душевно мертв, но на космической станции под действием Соляриса и его «гостей» душа Криса оживает, а в жестяной коробке, привезенной с Земли, символично всходят растения. Эти трансформации уже предсказаны началом, где показана вода, в которой зародилась своя жизнь.Начало фильма – это начало творения режиссером своего мира. Камера «проезжает» над водой, возможно, отсылая зрителя к библейской истории творения, где, как говорится в книге Бытия, «дух святой носился над водой» .

4. Человек

Затем «взгляд камеры» поворачивается к суше и натыкается на человека. Это и есть главный герой – психолог Крис Кельвин (Донатас Банионис). Режиссер продолжает здесь творить свой мир – после воды, растений, птиц, чьи голоса мы слышим за кадром, «населяет» пространство фильма и людьми. Можно сказать, что и здесь он следует за библейским мифом о творении и пропускает животных как промежуточное звено (по воспоминаниям оператора Вадима Юсова, среди прочего в фильме «Космическая одиссея» Тарковского возмутила идея происхождения человека от обезьян).Крис кажется отрешенным, никак не реагирующим на окружающую жизнь. При первом просмотре это может показаться странным, однако в кадре есть подсказки, объясняющие его состояние.

5. Загадочная коробка

Это последний вечер Криса на Земле перед полетом в космос. Из-за временнЫх парадоксов, когда он вернется, никого из близких может не оказаться в живых (об этом говорится потом в фильме). Возможно, и это место, где он стоит, вместе с садом и домом, навсегда изменится. Однако он как будто мало переживает из-за этого. Крис пришел к берегу речки набрать земли, чтобы взять ее с собой в полет для напоминания о родной планете и вдруг о чем-то задумался. Ключ к его состоянию – именно коробка в руке. Она явно служит для хранения медицинских инструментов. Скорее всего, шприцов. Как знают все, кто знаком с сюжетом, жена Криса – Хари – когда-то убила себя после ссоры с ним, вколов себе препарат, по неосторожности оставленный Крисом. Он мог бы тогда предотвратить это самоубийство, если бы переступил через свою гордость и позвонил ей. Но он этого не сделал. То, что он держит в руке – причина гибели его любимой жены (ну, или очень похожая на ту коробка). На нем лежит печать неискупленного преступления, которая и делает его нечувствительным к окружающей жизни...
lu-chia
Сообщение #239 | Вт, 22.09.2020, 18:05
Группа: wing
Сообщений: 27475
https://zen.yandex.ru/media....d9cee2 

Почему Крис не смог «умыть руки»

1. Сад

Мы продолжаем знакомиться с местом действия и понимаем, что это сад, причем не такой, где всё подстрижено и высажено по линейке, а именно естественный. Сад – это, конечно, образ Эдема. Таким Эдемом в фильме выступает родной дом и семья. Однако Крис в начале – это Адам уже в состоянии после грехопадения. Неслучайно он так отчужден по отношению к окружающей его красоте.
В этот пейзаж фильм вернёт зрителя в самом финале, и значит, он очень важен для режиссера. Только в конце он будет осенним и пустынным.

2. Дом

Дом – настолько объемное понятие в творчестве Тарковского, что автор его биографии для серии «Жизнь замечательных людей» Виктор Филимонов даже дал своей книге подзаголовок «Сны и явь о доме».В жизни Тарковский всегда ценил домашний уют (которым был вечно обделен). Дом для него – чуть ли не священное понятие. Например, в его позднем «Жертвоприношении» герой осознает, что ради благополучия мира должен лишить себя чего-то самого дорогого – и сжигает свой старинный дом, жертвует здание за мироздание. Так что дом выступает символом происхождения человека, духовной родины, Земли... Однако Крис в начале не особенно ценит эти понятия, не зря мы вместе с ним впервые видим этот дом перевернутым в искаженном отражении.

3. Лошадь

В начале фильма режиссёр буквально каждую секунду вводит свои излюбленные образы. Кони и лошади тоже встречаются у него почти в любом фильме и порой, как в «Солярисе», их появление ничем сюжетно не подкреплено. Лошадь – это развитие темы природы и связи человека с ней. В дальнейшем, например, мы увидим, что люди перемещаются по бесконечному городу в машинах – и это очень неприятная в звуковом отношении сцена, показывающая, как человек оторвался от своей естественной среды обитания.

4. Крис «умывает руки» 

Затем Крис кладет коробку с землей и моет руки в пруду. Чисто по-человечески это понятный жест: он только что набирал почву и испачкался. Однако на крупном плане видно, что руки у него и так чистые. Скорее, его гнетет несмытый грех, отсюда и желание избавиться от коробки, с которой связаны тяжелые воспоминания, и очиститься. Однако сделать это ему не удается: заглушая пение птиц и журчание воды, в звуковую картину фильма врезается шум мотора машины и отвлекает Криса.

 5. Первые слова

После примерно восьми минут тишины и музыки раздаются первые слова фильма. Произносит их не главный герой, а его отец: «Крис, иди сюда! Ты очень кстати». Так мы узнаём имя героя. Крис идёт в обратную от отца сторону. Сделано это, конечно, намеренно, чтобы показать, как в финале изменится герой, когда он сам бежит навстречу отцу. Ещё из первых фраз отца мы получаем представление о Крисе как о человеке. Оказывается, сам он не любит гулять, а делает это только по настоянию отца, которому он «напоминает бухгалтера, готовящего годовой отчет». И нежелание быть на природе, и сравнение с бухгалтером обозначает, что Крис на этом этапе своей жизни закрыт для чувств, слишком холоден и рационален.

6. Отец

Кстати, об отце. Все, кто мало-мальски знаком с биографией режиссёра, знают, что его папа – прекрасный поэт Арсений Тарковский – оставил семью и практически не занимался сыном.
Эта травма дает о себе знать во всех фильмах Тарковского. Например, герои его ранних лент «Каток и скрипка» и «Иваново детство» – из поколения военной безотцовщины и каждый на свой лад тянется к взрослым мужчинам, которые годились бы им в отцы. Равнодушие Криса к отцу – ещё один знак неблагополучия его души. Кроме того, в христианстве «Отец» – обращение к Богу, так что Крис отпал и от Бога, однако в конце, после испытаний, найдёт путь к Нему. Появление в сюжете отца (к раздражению автора романа Станислава Лема) превращает «Солярис» в космическую притчу о евангельском блудном сыне.
lu-chia
Сообщение #240 | Вт, 22.09.2020, 18:11
Группа: wing
Сообщений: 27475
https://zen.yandex.ru/media....0cba30f

1. Старики и дети

На какое-то время Крис пропадает из поля зрения камеры, и нас знакомят с контекстом происходящего. В короткой, на пару секунд, сценке здороваются дети, а затем мы оказываемся внутри дома, где пилот Бертон и отец Криса, Ник, обсуждают его будущий полёт к Солярису. В какой-то момент отец прерывает диалог словами «как мы всё-таки постарели». Таким образом, в соседних эпизодах оказываются рядом дети и старики, напоминая об утекающем для всех людей времени (в развитие мотива, с которого начинается фильм).

2. Дом, как у деда

Между тем, в обстановке дома тоже много интересного: восточная ваза, гравюры на стенах, бюст греческого философа – здесь начинаются отсылки к культурной памяти человечества. Этот дом хранит в себе прошлое (старики и старинные предметы), без которого невозможно движение в будущее.

Ник дальше говорит, что этот дом – точно такой же, как у его деда, то есть соединяет в себе разные времена. Вся «земная» часть картины вообще должна пробуждать в зрителях ностальгию – чувство, давшее название поздней работе Тарковского. Важно, что в начале Крис, будучи человеком, устремлённым в будущее, не ценит этот дом и только в финале, изменившись, ищет в нём утешения.

3. Дождь

И снова в кадре вода как оживляющая и очищающая стихия: начинается летний дождь. На него по-своему отзываются все: задумывается отец, убегают дети с собаками. Только Крис продолжает оставаться погруженным в себя и словно не замечает происходящего. О съёмках этого момента сохранилось воспоминание оператора Вадима Юсова:В кадре, где Крис прощается с Землей и идет дождь, Банионис, по замыслу режиссера, никак не должен на это реагировать. Но актер поежился от холода. «Загублен кадр, как жаль» – сказал Андрей.Режиссёр вообще мало объяснял актёрам, что и как им играть. В этом был его замысел, чтобы они как можно меньше вкладывали в игру эмоций, выглядели растерянными и отчуждёнными.

4. Яблоки

При этом на столе виднеются два яблока: целое и наполовину съеденное. Если вспомнить, что мы находимся в саду, символизирующем Эдем, то надкушенный плод  это, конечно, отсылка к грехопадению первых людей, евших от древа познания.

Именно в таком «павшем» состоянии и находится Крис в начале.



Сюжет о грехопадении встречается у многих художников, но мы для иллюстрации возьмём офорт Рембрандта, художника, который неоднократно цитируется на протяжении «Солярис
Ракурсы » Взгляд » Взгляд » Древо Сталкера » СОЛЯРИС. От книги до будущего (Экскурс по фильму)
Поиск: