lu-chia, Ибн Сина - это прежде всего философия)) хотя в мировом сообществе он считается лучшим медиком. И потом - медиком он был в совокупности с философией, астрономией и богословием.
не нашла его произведений в сети.. так, немножко поэзии, немножко медицины.. Угу, я знаю больше как врача.. Качнула Л.Саладзе себе.. Когда буду читать)) ..
Основателями цивилизации Дравидов стали Дравидийцы, Дравиды, Ланкийцы. Эта цивилизация положила начало цивилизации Индостана и дала толчок для развития шумеро-вавилонской цивилизации. Это предположение возможно, только если ранее между материками существовали сухопутные мосты. Согласно одному предположению, в результате вторжения кочевых племён варваров, арийцев, из Центральной Азии или Восточной Европы, была уничтожена высокоразвитая цивилизация Дравидов, народа, населявшего в то время территорию современной Индии. Согласно другому предположению коренные индоевропейцы происходят именно из долины Инда, а уже затем их потомки, сохранившие языковые и духовные традиции, распространились на обширных территориях от Индии и Шри Ланки до Англии и Ирландии. Дравидийская, южноиндийская раса - распространена среди населения Южной Индии у тамилов, телугу и других народов. Очевидно, представляет результат смешения индо-средиземноморской и веддоидной рас. Характерные признаки: кожа смуглая, губы сравнительно толстые, лицо слабо прогнатное, волосы прямые или волнистые, черные, глаза выпуклые, также черные, нос довольно широкий, выступает несильно, переносье вогнутое. Этим комплексом признаков дравидоиды очень похожи на представителей эфиопской расы, хотя непосредственная генетическая связь между ними маловероятна. Говорят дравиды на дравидийских языках. Генетические связи дравидийских языков неясны, ностратическая гипотеза предполагает их родство с уральскими языками. Антропологически дравиды настолько отличаются от остального населения Индии, что многие исследователи выделяют их в отдельную расу.
Дравиды входили в состав древнего (доарийского) населения Индии. По мнению многих учёных, предками дравидов в 3-2 тысячелетии до н. э. была создана Хараппская цивилизация. В свою очередь, дравидийские народы сами по себе также можно считать пришлыми по отношению к индийским народам австралоидной расы: их остатками предположительно являются носители языков мунда и андаманских языков. Индская, также называемая протоиндской или хараппской развилась в долине Инда в середине III тысячелетия до н. э. и просуществовала около тысячи лет. Следы этой дравидийской цивилизации найдены на полуострове Катхиявар в Гуджарате, а в 1922 г. археологи обнаружили остатки поселений бронзового века: Хараппы (в Пенджабе) и Мохенджо-Даро (в Синде). Дравиды-туземцы до сих пор населяют южную часть Индии часть Цейлона. Они образуют совершенно самостоятельную семью, и племена мунда, живущие небольшими островками в Центральной Индии, на юг и юго-восток от гор Виндхья и, быть может, родственные австралийским негритосам, как предполагает на основании данных языка фон дер Габеленц. Судя по разбросанному расселению мунда, а также ввиду существования на северо-западе, в пограничных с Индией областях Белуджистана, языка брахуи, если не вполне дравидского, то несомненно смешанного с дравидскими элементами, можно думать, что дравиды сами в пришли в Индию с запада (из Ирана), раздробили более древнее население мунда и оттеснили его на восток от хребта Виндия, в нынешние провинции Бенгалия и Орисса.
Амма, Хамман, Аммей («мать»), в дравидской мифологии общее наименование богинь. А. функционируют и как ипостаси общеиндийской богини-матери (Дэви), и как местные богини, выступающие под разными именами, различающиеся по своему облику. Таковы Коттравей (слившаяся затем с общеиндийской Дургой), Бхагавати (богиня-разрушительница), Мариямман («мать дождя»), Минакши («рыбоглазая»), Каннияма («мать-девственница»), Нили («синяя»), Хулияммд («мать-тигрица») и др. А. свирепы, необузданны и кровожадны. Насылают болезни (оспу, холеру, желтуху), несчастья, засуху. Для их умилостивления совершаются обряды, включающие кровавые жертвоприношения, оргиастические пляски, песнопения. Ублаготворённые, А. покровительствуют людям, защищают от болезней, обеспечивают урожай и процветание.
С этим именем связана самая большая тайна и, возможно, в будущем самая сенсационная находка, которая когда-нибудь может быть и произойдет. Ведь находят же до сих пор захоронения (в том числе и не разграбленные) египетских фараонов. Речь идет о Могиле Чингисхана, о тайне его захоронения. Но прежде напомню, хотя бы фрагментарно о нем самом. Тем более что, наверное, не все знают, что Чингисхан - уроженец Забайкалья.
Самый знаменитый забайкалец
Родился он предположительно в октябре 1155 года в урочище Делюн-Болдок на реке Онон. Это место и сейчас сохраняет свое название и находится неподалеку от села Цасучей, центра Ононского района Читинской области. Его отец Есугай-батыр был главой одного из древних родов. Об его детстве и юности известно больше измышлений и мифов, чем правды, что дает широкие возможности писателям выстраивать различные варианты этой темы. По-видимому, в 1183-1204 гг. Тэмуджин, как звали будущего завоевателя, разгромил основных соперников в борьбе за власть над степняками, и вожди степных народов и родов на курултае в 1206 г. провозгласил его великим ханом с титулом "Чингис" (от тюркского "тенгиз", то есть "море", "океан"). Чингисхан - властелин с безбрежной властью "от моря до моря". Через несколько лет, в 1211 г. проведя необходимую реорганизацию своего государства и армии, он начал свои завоевательные походы, которые буквально потрясли в ХШ веке всю Евразию. Умер Чингисхан на территории тангутского государства Си-Ся во время начатого им в 1226 г. похода в эту страну. Точная дата смерти известна, ибо в то время его уже сопровождали официальные летописцы его деяний. Он умер 25 августа 1227 г.
Листая древние манускрипты
"Жизнь Чингисхана послужила основой для двух монгольских хроник, из которых до нас дошли две редакции, видимо, составленные вскоре после смерти великого хана, - писал исследователь, автор книги "Чингисхан" (переведена с французского языка и издана в Ростове-на-Дону в 1997 году). Мишель Хоанг. - Первая хроника, Altan Debter ("Книга золотой династии"), воспроизводит историю потомков Чингисхана. Оригинал потерян, но существует китайский список 1263 года, Chengwu xin zhenglu ("Отчет о военных походах Святого Императора-воина"), и второй, персидский, 1303 года Djami at-Tawarikh ("Сборник летописей"), переписанный с подлинника Рашидаддином, который сам отметил, что оригинал фрагментарен. Вторая хроника, Mongol-un Ni,uca Tobci,an ("Сокровенное сказание о монголах"), представляет собой мифологическую генеалогию Чингисхана, эпическое повествование об его царствовании и частично о царствовании Угедея, его сына и преемника. Она также была потеряна и неизвестно, на каком языке была написана (уйгурско-монгольском вертикальном, китайско-монгольском или каком-нибудь другом)". Автор приводит далее весьма интересные, хотя и не бесспорные размышления о судьбе этих основных источников, рассказывающих о Чингисхане и его времени. Но, так у данного исследования цель несколько иная, их пропустим. Сразу обратимся к одному из первоисточников. Вот, что говорится в "Сокровенном сказании монголов" (в переводе С. Козина) о смерти Чингисхана: "Дважды ополчась на Тангутский народ за нарушение данного слова, Чингисхан, после окончательного разгрома Тангутов, вовратился и восшел на небеса в год Свиньи (1227)". Этой информации явно было недостаточно для поисков Великой Могилы. Но имеются и другие источники. Вот что по этому поводу писал Мишель Хоанг: "О самом Чингисхане существуют еще другие тексты, монгольские, китайские или персидские, созданные значительно позднее описываемых событий и восходящие к более ранним текстам: "Драгоценная история" (Yuan Shi) или "Хроника Санана Сечжена"… Сохранились также рассказы многих средневековых путешественников - Виллена де Рубрука, Плано Карпини, Ордирика де Порденоне, Марко Поло, которые оставили нам живописные зарисовки повседневной жизни монголов, а также записки таосского монаха Чан Чуня и нескольких китайских послов, свидетельства которых часто субъективны". Марко Поло писал: "Поцарствовал он, скажу вам, еще шесть лет от той битвы и много крепостей и стран покорил; а по исходе шести лет, пошел на крепость Канги и попала ему тут стрела в коленку; от той раны он и умер". Тоже, мягко говоря, далеко не полная информация. А потому вернемся к Мишелю Хоангу, очертившему круг возможных источников. "Средневековые восточные источники также неполны и необъективны, поскольку их авторы Рашидаддин, Ибн аль-Асир, Джувейни, Нессави сами пережили набеги кочевников, но они дают драгоценный исторический и этнографический материал. Добавим, что история монголов ХIII века рассказана почти исключительно иностранцами: китайцами, персами, арабами, армянами, грузинами, русскими и западноеврепейцами". Французский историк Д, Оссон в своей "Истории монголов", что была на русском языке издана в 1937 г. в Иркутске, рассказал о том, что монголы вторглись в Си-Ся. Разбили тангутские войска и осадили столицу Тангутского государства Нин Ся. Ли Сянь, тангутский царь, сначала оказал сильное сопротивление и этим вызвал со стороны Чингисхана бешеную злобу, которую тот, однако, на время затаил. Через некоторое время Ли Сянь, сознавая безнадежность своего положения, начал переговоры о сдаче. Чингисхан притворно выразил свое согласие и даже дал клятву сохранить Ли Сяню жизнь и смотреть на него, как на своего сына. Но это было только очередное коварство свирепого старика. В это время Чингисхан был болен и уже чувствовал приближение смерти. И вот, тайно призвав своих военачальников, он приказал им в случае его смерти скрыть это и когда тангутский король в условленное время выйдет из своей столицы, убить его и вырезать все население, не щадя ни старых, ни малых. Этот приказ был в точности выполнен. После 8-дневной болезни Чингисхан умер. А на следующий день Ли Сянь был убит, а население его столицы поголовно истреблено. По пути к заветному месту Ну, а дальше начался тайный путь тела великого завоевателя к месту погребения. Известно, что у древних народов существовали различные способы тайных похорон своих вождей. Можно вспомнить тех же египетских фараонов, правителей государств Майя или древнего Китая. Вестготы, к примеру, похоронили своего любимого короля Алариха в полном вооружении и с сокровищами на дне реки, заставив пленников отвести воду, а затем, после его погребения, вернуть реку в ее прежнее русло. Пленников же перебили. Когда умер великий полководец гуннов Аттила, то, по преданию, его тело положили в три гроба - золотой, серебряный и железный - и ночью похоронили с богатою добычею в пустынном месте. Пленников, помогавших рыть могилу и нести гроб, как и в предыдущем случае, уничтожили. Тайна этой могилы также не раскрыта до сих пор. Нечто подобное, даже еще в больших масштабах, происходило и в случае с Чингисханом. Чтобы помешать распространению слухов о его смерти, войска, сопровождавшие его тело, убивали всех встречных на длинном пути в главную орду. И лишь когда они достигли истоков Онона и Керулена, было объявлено об его кончине. После долгих, растянувшихся на несколько месяцев церемоний, гроб был… И вот тут начинаются вариации на тему. Одно точно - все "лишние", кто участвовал в похоронной церемонии, также были уничтожены. "Очевидно, - считает Ш.Н. Цыденжапов, автор вышедшей в Бурятии книги "Тайна Чингисхана" (Улан-Удэ, 1992 г.), - Чингис оказался дальновидным по сравнению с некоторыми правителями, если он, в отличие от них, перед смертью дал наставление детям о тайном погребении своего тела и тем самым предотвратил надругательство злоумышленников над его захоронением". А о том, что это было действительно так, сообщает в "Сборнике летописей" Рашид-ад-дин. В этой древнеперсидской летописи достаточно подробно описано и место захоронения, которые находится в пределах хребта Бурхан-Халдун, из которого вытекают реки Онон, Керулен и Гола. Вот как описывается в летописи выбор места: "Дело обстояло так: однажды Чингисхан был на охоте; в одном из этих мест росло одинокое дерево. Он спешился под ним и там обрел некую отраду. Он сказал: "Эта местность подходящая для моего погребения! Пусть ее отметят!" Во время оплакивания люди, которые слышали тогда от него эти слова, повторили их. Царевичи и эмиры, согласно его повелению, избрали ту местность для его могилы". А вот, к примеру, что писал, причем без всяких ссылок на исторические источники, Владимир Череванский в книге "Две волны. Историческая хроника", изданной в Санкт-Петербурге в 1898 году: "Ни искусство теленгутов, ни тибетские волшебницы не могли ослабить его страдания. Верховный шаман затеял было пляску, но его попросили удалиться, так как умиравший выразил желание сказать предсмертное слово. Оно было кратко: "Сыновья и багадуры! Я чувствую, что ко мне идут уже слуги Неба и Земли и, вот, когда они сделают свое дела, вы возьмите мои останки из мяса и костей и отнесите их туда, куда укажет вам Тули (его любимый сын - авт.)"… Останки последнего были вынесены из ордоского лагеря сыновьями и багадурами, направившимися к указанному Тули месту последнего успокоения. Таинственный кортеж их шествовал под охраною особого летучего отряда, на обязанности которого лежало убивать по дороге все живое, хотя бы и не обладавшее ни словом, ни волей, ни разумом. Люди и звери, птицы и гады - все одинаково падали под стрелами и палицами этого траурного караула, как того требовал старинный обычай погребения великих людей Монголии. Могилу вырыли сыновья и багадуры - под камнями многовекового кедра, опаленного не раз ударами алтайской грозы. Боевой плащ, пробитый во многих местах стрелами, послужил погребальною пеленою этого низвергателя царств и тронов. Седло послужило ему изголовьем. Здесь же, у могилы, разрезали живот у его боевого коня и из искусно снятой шкуры выделали чучело, которое подвесили к ветвям дерева. Неподалеку были так же подвешены лук и колчан, наполненные надломленными стрелами…" Вот и все, ни о каких богатствах в этом исследовании не говорится ни слова. И все же тайна могилы Чингисхана влекла и влечет к себе все новых исследователей и… авантюристов. По преданию же, местность, где была эта могила, покрылась со временем густым лесом, где затерялось то дерево, возле которого были погребены останки хана. Охрана леса была вверена тысяче воинов из племени урянхит, освобожденного по этой причине от военной службы. Но, в конце концов, охрана была снята. И с тех пор никто уже не знает, где находится эта могила. Так что вроде бы она находится на территории современной Монголии, но это лишь одна из версий, запущенная еще в ХIII веке. Но есть и другие предположения…
Таинственные древние артефакты Саньсиндуй заставляют пересмотреть китайскую историю
Наша Вселенная полна загадок, которые не вписываются в устоявшуюся систему знаний. Рубрика «Великой Эпохи» «За гранью науки» представляет статьи о феноменах, которые будоражат наше воображение и свидетельствуют о невиданных ранее возможностях. Правдивы ли они? Каждый решает сам.
В деревне Саньсиндуй, расположенной в китайской провинции Сычуань, было сделано замечательное открытие, которое сразу же привлекло всеобщее внимание и заставило переписать историю китайской цивилизации. Были раскопаны две гигантские жертвенные ямы, содержащие тысячи золотых, бронзовых, нефритовых, керамических и других артефактов, которые сильно отличались от найденных до этого в Китае. Археологи поняли, что открыли дверь в мир неизвестной древней культуры.
Весной 1929 года крестьянин в Саньсиндуй копал колодец и наткнулся на большой тайник нефритовых реликвий. Это событие позже привело к открытию загадочного древнего царства. Поколения китайских археологов безуспешно искали в том районе вплоть до 1986 года, пока рабочие случайно не раскопали ямы, содержащие тысячи артефактов, которые были разбиты, сожжены, а затем тщательно похоронены.
3000-летняя бронзовая статуя из деревни Саньсиндуй, Китай. (Shutterstock)
Среди интригующих артефактов, найденных в жертвенных ямах в Саньсиндуй, были статуэтки с головами животных, маски с ушами дракона и открытыми ртами, полными зубов, головы в масках из золотой фольги, декоративные животные, включая драконов, змей и птиц; гигантский жезл, жертвенный алтарь, 4-метровое бронзовое дерево, топоры, таблички, кольца, ножи и сотни других уникальных предметов. Особо выделяется бронзовая фигура стоящего человека ростом 2,62 м — самая крупная и наиболее хорошо сохранившаяся в мире.
Наиболее поразительными являются крупные бронзовые маски и головы с угловатыми чертами, огромными миндалевидными глазами, гранёными носами и огромными ушами. Такие черты не отражают облик азиатов.
После радиоуглеродного анализа артефакты были датированы XII — XI вв. до нашей эры. Они были созданы с помощью удивительно передовых технологий бронзового литья, с добавлением свинца в сплав меди и олова, что позволяло получать более прочный металл. Из этого сплава отлили более тяжёлые и крупные объекты — статую человека в натуральную величину и дерево высотой 4 метра.
3000-летняя бронзовая статуя из деревни Саньсиндуй, Китай. Фото: Shutterstock
Некоторые из масок были огромных размеров, одна из них — 40 см в ширину и 72 см в высоту — это самая крупная бронзовая маска из когда-либо найденных. Три крупнейших маски имеют самые сверхъестественные черты из всех артефактов Саньсиндуй — уши, как у животных, чудовищно выступающие зрачки и дополнительные, богато декорированные туловища.
Исследователи были поражены — это был художественный стиль, совершенно неизвестный в истории китайского искусства, которое развивалось в основном в регионе Жёлтой реки.
Впечатляющее открытие в Саньсиндуй в 1986 году сделало Сычуань фокусной точкой в исследованиях древнего Китая. Древние артефакты в Саньсиндуй датируются концом второго тысячелетия до нашей эры — это период правления династии Шан, которая процветала в долине Жёлтой реки, на севере Китая, за тысячи миль от провинции Сычуань. Подобных находок не было сделано где-нибудь ещё, и не найдено никаких записей в Саньсиндуй, которые могли бы пролить свет на эту таинственную культуру. По всей видимости, это была цивилизация бронзового века, не описанная в исторических текстах и ранее неизвестная. Это открытие привело к кардинальному изменению традиционного представления об одной цивилизации в Северном Китае и к признанию существования нескольких региональных культур, от которых Сычуань резко отличалась.
Культура, которая произвела эти артефакты, теперь известна как Саньсиндуй. Археологи соотносят её с древним царством Шу. Ссылки на царство Шу, которые могут быть надёжно датированы в такой ранний период китайских исторических записей, скудны (оно упоминается в Shiji и Shujing в качестве союзника Чжоу, победившего Шан), но упоминания о легендарных правителях Шу могут быть найдены в местных летописях.
Согласно «Хроникам Хуаян», составленным в эпоху династии Цзинь (265-420 гг.), царство Шу основал Цаньцун. Он описан как имеющий глаза навыкате, особенность, которая соотносится с фигурами в Саньсиндуй. Среди других правителей в летописи приводятся Богуань, Юйфу и Дуюй. Многие из артефактов являются рыбами или напоминают птиц. Учёные предполагают, что это тотемы Богуаня и Юйфу (Юйфу означает «рыба» и «баклан»).
3000-летнюю бронзовую маску нашли в Саньсиндуй, Китай. (Shutterstock)
Саньсиндуй занимал площадь около трёх квадратных километров, это было крупное поселение для того времени, с развитым сельским хозяйством, в том числе виноделием. Производство керамики, жертвенных инструментов и добыча полезных ископаемых были обычным явлением. Согласно данным археологов, жители по неизвестным причинам внезапно покинули Саньсиндуй около 1000 г. до н., и эта мистическая культура пришла в упадок.
Жертвенные ямы, как полагают, были местом, где древние люди Шу приносили жертвы Небу, Земле, горам, рекам и другим природным богам. Человекоподобные фигуры, бронзовые маски животных с выпученными глазами и плоским бронзовых животных лицом маски могли быть изображениями природных богов, которым поклонялись люди Шу.
«Судя по многочисленным бронзовым скульптурам людей и погребальным объектам, в древнем царстве Саньсиндуй люди поклонялись природе, тотемам и предкам. Там, вероятно, часто проводились грандиозные жертвенные службы, чтобы привлечь племена с различными религиозными убеждениями», — сказал Ао, сотрудник от музея Саньсиндуй, который изучает культуру Саньсиндуй в течение полувека. Он считает, что большое количество бронзовых артефактов в Саньсиндуй означает, что это место было Меккой для паломников.
С момента открытия эти артефакты вызвали большой международный интерес. Они были выставлены во всемирно известных музеях, таких как Британский музей, Национальный дворец-музей в Тайбэе, Национальная галерея искусств (Вашингтон), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк), Музей искусства Азии (Сан-Франциско), Художественная галерея Нового Южного Уэльса (Сидней) и Олимпийский музей в Лозанне (Швейцария).
Открытие Саньсиндуй потрясло мир, но история артефактов остаётся загадкой. Никогда и нигде в мире не было найдено ничего подобного. Нет исторических записей и древних текстов, которые говорят о них. Эксперты задаются вопросами о том, какова была цель создания этих странных объектов, как возникла эта таинственная культура и куда ушли люди, после того как похоронили свои самые драгоценные сокровища. Цивилизация Саньсиндуй — уникальная страница в долгой истории Китая — и в настоящее время остаётся загадкой.
Персеполис. Величайший из городов своего времени, столица Персидской империи времен Ахеменидов. Город, построенный Дарием Великим и сожженный Александром Македонским. Руины Персеполиса – одни из самых впечатляющих древних памятников. Пожалуй, с ними можно сравнить только античные развалины Афин и Рима.
Персидская империя в I тысячелетии до нашей эры была самым могущественным государством на свете, центром мира. Территории Персии простирались от Ливии до Индии, от Балкан до Гималаев. Западнее Персии формировался второй центр силы – античный мир Греции, и противостояние греков и персов стало первым актом в продолжающейся и поныне борьбе запада и востока – европейской цивилизации и «азиатчины».
Если мы с вами что-нибудь и помним из истории тех времен, то в основном, из европо-центрической версии античной истории, где симпатии авторов учебников были явно на стороне греков. Помните такие эпизоды греко-персидских войн как битву при Фермопилах или сражение при Марафоне? Персы в этой версии предстают агрессивными и неумелыми захватчиками, а греки – мужественными героями в борьбе за праведное дело.
Между тем, Персия в те времена была наиболее высокоразвитой цивилизацией. Мощеные дороги тянулись на тысячи километров, связывая самые отдаленные окраины империи, почта из одного конца страны в другой шла не более двух недель, а правители великой страны декларировали уважение нравов и обычаев всех племен и народов, населявших их бескрайние владения.
Первая Персидская империя стала складываться в VII веке до н.э., когда царь одного из персидских племен Ахемен создал единое государство на юге Ирана. В огромное могущественное государство империя Ахеменидов превратилась при потомке Ахемена, Кире II Великом, который взошел на трон в 559 г. до н.э.
Зороастр (Заратустра) (ок. 628-551 гг. до н.э.) – великий древнеиранский пророк. Знание, полученное им в Божественном Откровении, запечатлено в священной книге зороастризма – Авесте.
В культурах Зороастра изображается чаша с пламенем. Та же пламенеющая чаша отчеканена на древнееврейских серебряных шеклях времени Соломона и древнее. В индусских раскопках эпохи Чандрагупта Маурьи видим то же самое мощно стилизованное изображение. Святой Сергий Радонежский, трудясь над просвещением России, приобщался от пламенеющей чаши. На тибетских изображениях Бодхисатвы держат чашу, процветшую языками огня. Помним чашу жизни друидов. Горела чаша Святого Грааля. Не воображением, но именно делами сплетаются великие учения всех веков. Язык чистого огня.
Спирина Н.Д. Зороастр. Из радиопередачи (цикл "Светочи Мира") / Полное собрание трудов. Том 1. Отблески: 1944-1993. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2007. У Николая Рериха есть величественная и торжественная картина: на вершине высокой скалы Старец держит в руках пламенную чашу и изливает из неё огонь на землю. Лаконично и проникновенно передаёт на этом полотне художник значение великой миссии иранского Учителя и пророка древности Зороастра. И его ли одного? Не все ли великие духовные Учителя приносили во мрак человеческого существования свет огня Знания, Мудрости и Любви?! (…) Обратимся к Зороастру и тем вечным Основам, которые он в своё время дал и напомнил миру. Зороастр говорит о едином несотворённом Боге, существующем вечно, творце всего благого, которого он именует Ахурамазда. Он является воплощением мудрости, любви, справедливости, добра, правды, чистоты. Ахурамазда всё видит и всё знает. Зороастр говорит о шести Амеша Спента, бессмертных святых, которых Ахурамазда сотворил силою Святого Духа и единых с ним, так как они являются его эманациями и воплощают, или олицетворяют, его качества, блага и достоинства. Они так описываются в Авесте (священной книге, излагающей Учение Зороастра): "Они – одной мысли, одного слова, одного действия. Они творцы, создатели и делатели, защитники и хранители творений Ахурамазды". "Дивен Бог во святых Своих", – поётся в одном из христианских песнопений. Противник Ахурамазды – Ангро Майнью, злой дух. Ахурамазда создал мир в два этапа. Вначале он сотворил духовный, нематериальный мир, а затем материальный. И это материальное творение оказалось уязвимым для сил зла. Ангро Майнью стал вредить природе – сделал воду солёной, иссушил растения, образовал пустыни, огонь испортил дымом. Злой дух с демонами-дэвами вызвали и все нравственные пороки и духовное зло в человеке. Чтобы противостоять им, человек должен настолько почитать Ахурамазду и Амеша Спента, настолько полно принять их всем сердцем, чтобы не осталось в нём больше места для пороков и слабостей. Наполни сердце до краёв, Чтобы врагу не протесниться, – Тогда победная Любовь Огнём изгонит мрак темницы И Солнце в сердце воцарится! Н.Д.Спирина. Капли Основа этики Зороастра и мощное средство для борьбы со злом в себе и в мире – это добрые мысли, добрые слова, добрые дела. Здесь надо обратить особое внимание на качество мысли. "Прежде отвечали за действие, – говорит Живая Этика, – потом поняли значение слова, теперь пора знать пожар мысли. (...) Не только за действия, но и за мышление человечество накопляет тяжкую карму. За мысль приобретает мучение дух, ибо нет различия между словом и мыслью" (Листы Сада М. Озарение. 2-VII-1). Мысль насыщает пространство, мысль влияет на окружающих нас людей и природу, потому "важно, чтоб она была насыщена сознанием Общего Блага" (Агни Йога. 122). При таком мышлении мы становимся сотрудниками Сил Света… В Авесте "Добрая Мысль" мыслится как "дух Бога" в самом Боге и как "дух Бога" в человеческой душе. Зороастр указывает на то, что в своих помыслах человек не должен завидовать другим, впадать в необузданный гнев и другие страсти, ибо тогда он теряет добрую мысль, забывает о долге и справедливости и совершает необдуманные поступки. Зороастр предписывает быть умеренным в своих желаниях, не поддаваться корыстолюбию, жестокости, зависти, гордости, тщеславию, беззаконию. В противовес всему этому душевная чистота есть великое благо, от которого зависит процветание всей окружающей природы и человеческого общества. Человек в зороастризме обладает свободой воли и сам делает свой выбор между добром и злом; и вмешиваться в этот выбор не может ни одно божество. Истина и добро, равно как и страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы. "Во всём свобода воли, и сама планета во власти духа человеческого", – говорит Агни Йога (Агни Йога. 217). Зороастр был противником ритуальных обрядов, сопровождавшихся принесением в жертву крупного рогатого скота. Он считал, что средством индивидуального спасения являются не столько обряды и жертвоприношения, сколько правдивый, праведный образ жизни, триада добрых слов, мыслей и дел. Отвергая кровавые жертвоприношения, Зороастр признавал лишь почитание огня, который рассматривался как выражение божественной справедливости. Он требовал от своих последователей нравственной чистоты и правдивости, считал важным не ритуалы, а благочестивые поступки и связь души с праведным порядком. Бог взирает на доброту сердца людей и на их труды, а все обряды, гимны, жертвоприношения – только средство для великой цели приближения к Нему. Зороастр не установил для своих учеников никаких определённых религиозных богослужений, но предлагал верующим молиться словами по своему выбору. "Не молитесь всяко, но в духе", – говорит Христос. Учение Зороастра было чуждо всякой религиозной нетерпимости. Зороастр утверждал, что праведным может быть человек каждой религии, и для того чтобы быть в раю, не требуется непременно принадлежать к числу последователей Зороастра. Кастовые различия в этом вопросе тоже не играли никакой роли. Спасения или ада может достичь любой человек – не только жрец или аристократ, но и бедняк. Хотя в зороастризме и описывается суд над каждой душой, которая рассталась с телом, и на весах взвешивается то, что человек совершал в течение земной жизни – его мысли, слова и поступки, – и его душа отправляется соответственно или наверх – в рай, или вниз – в ад, но, по существу, ад изображается не как место жестоких мучений, а "как самая худшая жизнь", и Небо не как рай суеверного воображения, а как наилучшее состояние духа. Христианство учит, что "Царство Божие внутри нас" и "рай есть не место, а состояние духа", а "ад есть позднее раскаяние". "Нет более мощного Чистилища, нежели жизнь земная, если напряжены все потенциальности духа. Также нет мощнее Ада, нежели земные заразы духа", – говорит Живая Этика (Мир Огненный. III. 69). Прежде всего, по учению Зороастра, человек обязан трудиться. Труд наряду с молитвой указывается как могучее средство борьбы против зла, как приобщение к огню жизни… Наиболее почитаемым в зороастризме является труд земледельца. Поэзия Зороастра – поэзия труда. Трудовая деятельность человека у него окружена ореолом святости, и он ставит своей задачей воспитать в народе высокое уважение к труду. Авеста говорит: "Кто сеет хлеб, тот сеет праведность. Когда хлеб готовят мельницу для обмолота зерна, то дэвы теряют голову. Когда муку подготавливают для квашни, то дэвы стонут. Когда тесто подготовляют для выпечки, то дэвы ревут от ужаса". В вопросах воспитания и образования Зороастр вменяет в обязанность учить детей, причём не только мальчиков, но и девочек, и даже рекомендуется давать девочкам, как будущим матерям, лучшее воспитание, чем мальчикам. "...Истинный Зороастр высоко ставил женское начало..." – сказано в Письмах Елены Рерих (Т. 1. Рига, 1940. 31.05.1935). По учению Зороастра, человечество имеет с благими божествами общее назначение – постепенно победить зло. С победой над злом закончится вторая эра – "Смешение" (первая – "Творение") и начнётся третья – "Разделение". Добро будет отделено от зла; а поскольку зло будет окончательно уничтожено, то эта эра будет длиться вечно и все люди будут жить в полном спокойствии и мире. Тогда люди станут такими, как сами Бессмертные Святые, – едиными в мыслях, словах и делах, нестареющими, не знающими болезней и тления, вечно радующимися в царстве Бога на земле. Аналогичная картина будущего даётся и в Апокалипсисе, где описывается новое небо и новая земля, очищенные от зла, и город, сходящий от Бога с неба, где сам Бог будет пребывать со своим народом; и не будет там ни смерти, ни плача, ни болезней, "ибо прежнее прошло".
Абул Аббас Ахмад ибн Мохаммед ибн Казир аль-Фергани (798-861) – выдающийся среднеазиатский астроном, математик и географ. Биографических сведений о знаменитом ученом практически не сохранилось, однако, судя по его псевдониму, он был уроженцем Ферганы. Известно, что в среднем возрасте аль-Фергани жил в Багдаде, работая в знаменитом «Доме Мудрости», основанном правителем аль-Мамуном. Это была своеобразная Академии Наук, куда в ту пору со всех концов Средней Азии приглашались видные ученые и деятели науки. Так, плеяду замечательных имен, работавших в Академии того времени, кроме аль-Фергани могут продолжить: астроном и математик аль-Хорезми, физик Юсуф ибн Исхак (аль-Кинди), медики абу-Рези и Хунайн ибн Исхак. Академия аль-Мамуна была прибежищем всех направлений науки, однако особое значение здесь придавалось очень популярной в средние века астрономии. В Багдабе были выстроены две обсерватории, оснащенные самым лучшим, по тем временам, инструментарием, который позволял ученым наблюдать за звездным небом и делать математические вычисления. Группа талантливых астрономов: Яхья ибн Абу Мансур, Абдалмалик аль-Мерверруди, Хабаш аль-Мервези и Ахмад аль Фергани, под руководством главы «Дома Мудрости», замечательного математика и астронома - Аль-Хорезми, за долгие годы упорного труда сделала невероятное количество открытий, сумела расчитать величину земного меридиана, вычислить окружность Земли, составить зижды(таблицы звездного неба), содержащие точные координаты и описание тысяч небесных тел. В середине IX века аль-Фергани переехал в Каир, где и прожил до конца своих дней. Там он полностью погрузился в конструирование астролябии – прибора для определения местоположения небесных тел и расстояний между ними. Именно здесь увидел свет его научный трактат об этом инструменте, а немного позже стараниями ученого на острове Рауда был сооружен известный измерительный прибор – нилометр, служащий для расчета многоводности Нила и прогнозирования паводков. Он начал использоваться во время строительства Асуанской плотины и не потерял актуальности до наших дней, являясь одной из достопримечательностей столицы Египта. Ученый написал очень много научных трудов и был известен по всему миру. Так в Европе его знают под именем Альфрагануса (Alfraganus), а на Востоке, как Хасиба. Его перу принадлежат первые труды и трактаты по астрономии, написанные на арабском языке: «Книга о началах науки астрономии», «Книга о небесных движениях и свод науки о звездах», «Книга о причинности небесных сфер» и др. Самая известная работа ученого - «Книга о небесных движениях и свод науки о звездах», это по сути своей, комментарии к труду известного александрийского астронома Клавдия Птолемея -«Альмагест». В ней Аль-Фергани, задумавший свою работу как учебное пособие, дает доступное определение астрономии как науки, очень подробно останавливаясь на всех ключевых вопросах. Так же там отражены тщательно перепроверенные многочисленные астрономические расчеты его предшественника, внесены соответствующие изменения. В XII веке, этот труд был переведен на латинский язык и имел огромное влияние на развитие западной астрономии. Начиная с XIII века, «Свод науки о звездах» начинает свое триумфальное шествие по миру, переведенный почти на все европейские языки. В течение долгих 700 лет, труды аль-Фергани использовались человечеством в качестве энциклопедий и научных пособий, ведь как астроном - практик, ученый совершил множество открытий. Так он научно обосновал, что форма земли - шар, математически доказал существование самого короткого и самого длинного дней в году (22 июня и 23 декабря), наблюдениями установил, что на солнце есть пятна и предсказал солнечное затмение, произошедшее в 832 году. Астрономические вычисления аль-Фергани были неразрывно связаны с его географическими исследованиями, поэтому в конце трактата «Свод науки о звездах», ученый поместил таблицу известных географических объектов, разделив их на 7 климатических зон с Востока на Запад и указав точные координаты. В географическом сообществе до сих пор популярны такие его работы, как «Введение в географию» и «Название известных на Земле стран и городов, а также их климатические условия». В 1998 году, под эгидой ЮНЕСКО по всему миру широко отмечалось 1200-лети со дня рождения талантливого ученого.
...построенный еще в восьмом веке нашей эры великим предком узбекского народа Ахмадом аль-Фергани знаменитый «Каирский измерительный прибор Нила - Ниломер» исправно служит египтянам и по сей день.
Итак, для своего развития и благополучия, молодое арабское государство активно развивало науку. Для реализации такого масштабного предприятия халиф Харун Ар-Рашид (правил с 786 года по 809 год) построил в Багдаде библиотеку для хранения книг. Эта библиотека получила название Байт аль-Хикма, что переводится как «Дом Мудрости». Под словом «мудрость» здесь понималась и философия, и другие древние науки. При Харуне Ар-Рашиде эта библиотека использовалась халифом и его окружения в основном для переводов греческих работ по астрономии и математике. Как раз этой эпохой датируются переводы на арабский язык таких текстов как Алмагест. При Аль-Мамуне, правившем с 813 по 833 год, Дом Мудрости превратился в исследовательский центр. К тому времени значение Дома Мудрости, как образовательного центра, стало сопоставимо с Александрией. Дом Мудрости стал местом обсуждения и собраний ученых того времени. Книги, которые находились в Доме Мудрости были взяты у Византийской империи во время военных действий. Иногда же греки давали книги арабам как условие мира. Некоторые же книги прибывали с завоеванных территорий, таких как, Александрия, Сирия или Палестина. Несмотря на то, что не математика была основной деятельностью Дома Мудрости, она занимала в нем заметное место. Довольно большое количество известных деятелей его регулярно посещало, как например, братья Бану Муса во время правления халифа Аль-Мутаваккиля, или Аль-Хваризми во время правления Аль Мамуна. В Доме Мудрости не было ученых в области медицины, так как они по роду своей деятельности достаточно независимы от других ученых. К тому же большинство из них были христиане и это также могло быть дополнительной причиной, так как Дом Мудрости был официально ориентирован на ислам. Насчет того, до какого времени существовал Дом Мудрости, нет однозначного ответа. Предполагают, что он пришел в упадок в девятом веке в результате консервативной деятельности халифа Аль-Мутаваккиля, который не был сторонником развития науки. Во всяком случае известно, что библиотека была разрушена монголами во время взятия Багдада в 1258 году. Но к тому времени она уже даже не была халифской библиотекой. Скорее всего это был просто склад документов.
"Алгоритм" - Перевод манускрипта начинается словами: «Dixit Algorizmi» - «Сказал Алгорезми», однако, очень скоро имя автора становится нарицательным, а слово «Algorizm», сначала обозначает арифметику, а потом и любую систему вычислений, подчиненную определенному правилу. Так в нашу жизнь пришел «алгоритм», в последствие незаметно перебравшийся из математики в кибернетику.
Аль-Хорезми
Абу Абдаллах (или Абу Джафар) Мухаммад ибн Муса ал Хорезми (783–850) – среднеазиатский математик, астроном, историк, географ - один из крупнейших ученых средневековья. Биографических сведений об этом замечательном человеке почти не сохранилось и приведенные выше годы жизни, весьма условны. Из дошедшей до наших дней обрывочной информации известно, что Мухаммад аль-Хорезми родился в окрестностях Бухары в деревне Рамл в конце 8 века. В некоторых источниках того времени, к его имени добавляют определение «ал-маджуси» («маг»), из чего можно сделать вывод, что предками ученого вероятнее всего были зороастрийские маги и жрецы, представители высшей касты древнего духовенства. Из имеющихся сведений следует, что в 809 году ал-Хорезми служил при дворе хорезмшаха аль-Мамуна, а в 819 г., сопровождая просвещенного правителя, ставшего к тому времени халифом, перебрался в Багдад – столицу арабского халифата, где и прожил в предместье Каттраббула до конца жизни. В Багдаде ученый по указу халифа аль-Мамуна берет на себя бразды правления знаменитым в те годы «Домом Мудрости», который позже назовут «Академией аль-Мамуна».
По сути, «Дом Мудрости» действительно был Академией Наук. Там работали многие ученые из различных регионов Средней Азии и арабского Востока, в их распоряжении была богатейшая библиотека старинных рукописей, а так же большая, специально построенная обсерватория. Именно в стенах этого храма науки были написаны основные. Доподлинно известно, что ученый был автором 20 научных трудов, 9 из которых оформились в полноценные фолианты: «Книга об индийском счете», «Краткая книга об исчислении алгебры и алмукабалы», «Астрономические таблицы» (зидж), «Книга о построении астролябии», «Книга картины Земли», «Книга о действиях с помощью астролябии», «Книга о солнечных часах», «Книга истории», «Трактат об определении эры евреев и их праздниках». Однако, до наших дней дошло всего 7 книг. Чаще всего это переводы его работ на латынь, реже, комментарии к научным трудам аль-Бируни арабских ученых, и уж совсем мало уцелевших оригинальных рукописей. Трудно переоценить значение этих работ для развития научной мысли средневековья. Например, его труды по арифметике, изложенные в «Книге об индийском счете» привели к грандиозным последствиям в науке вообще и древней математике в частности. И хотя оригинальный текст документа утерян, сохранилась копия XII века, переведенная на латинский язык, из которой становится ясно, что в этом труде гениальный ученый впервые дал систематизированное изложение арифметики, как науки, основанной на десятичной системе исчисления.
В сочинении «Краткая книга об исчислении алгебры и алмукабалы» ученый представляет шесть основных типов уравнений и предлагает способы их решения. Пользуясь его термином «ал-джабр» в латинской транскрипции, европейские ученые и стали определять созданную им науку о решении квадратных и линейных уравнений, со временем трансформировавшуюся в современную алгебру. И даже географические труды аль – Хорезми тесно связаны с работами по математике и астрономии. Именно он считается первым автором написавшим сочинение по математической географии. Впервые на арабском языке ученым были описаны известные к тому времени обитаемые земли. Работа сопровождалась подробными картами с нанесенными на них реками, морями и океанами, важнейшими населенными пунктами. Важно, что все координаты в работе были очень точны, ведь написанию географического труда, предшествовала долгая и кропотливая работа по вычислению длины земного меридиана. Отдавая должное гениальности ученого, известный историк науки Дж. Сартон, так характеризует аль-Хорезми: «…величайший математик своего времени, а если принять во внимание все обстоятельства, и один из величайших ученых всех времен».
Аль-Хорезми – отец алгебрыВ 832 году халиф аль-Мамун из династии Аббасидов (родился в Багдаде в 786 году, умер в Тарсусе, Киликия, в августе 833 года) основал в Багдаде «Дом мудрости», который являлся исследовательским и учебным центром по образцу древнего Музея в Александрии.
В нем работали такие прославленные ученые, как математики Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми и Бану Мусса (сыновья Мусы) – братья, которые также занимались переводами трудов античных авторов с греческого языка.
Современное слово «алгоритм» произошло от имени аль-Хорезми, который был самым выдающимся математиком своей эпохи, и связано с названием его книги «Ал-китаб ал мухтасар фи хисаб ал-джабр ва-л-мукабала» (книга рассказывала о способах решения уравнений и задач, связанных с повседневной жизнью). В переводе название означает «Краткая книга о восполнении и противопоставлении».
«Аль-джабр» означает операцию по перенесению отрицательных членов из одной части уравнения в другую для получения положительных членов в обеих частях, «аль-мукабала» означает «противопоставление», то есть приведение подобных членов в обеих частях уравнения.
От заголовка этой книги происходит слово «алгебра». Труд аль-Хорезми стал первой письменной работой по этому предмету.
По словам самого аль-Хорезми, целью его книги было научить самым простым и полезным действиям в арифметике, таким, которые постоянно требуются человеку «в делах наследования, получения наследства, раздела имущества, судебных разбирательствах, торговых отношениях, или при измерении земельных участков, рытье каналов, геометрических вычислениях, а также в других случаях».
Хотя по этому определению не скажешь, что речь идет об алгебре, первая часть книги все же посвящена обсуждению того, что сегодня мы называемой алгеброй. Впрочем, важно понимать, что книга имела практическое назначение, а значит, алгебра появилась, чтобы решать реальные жизненные задачи, которые встречались на каждом шагу в жизни населения исламской империи того времени.
Книга начинается с введения натуральных чисел, после чего аль-Хорезми переходит к обсуждению решения уравнений. Здесь представлены линейные и квадратные уравнения, состоящие из чисел, корней и квадратов. Он первым свел уравнение к шести стандартным формам, используя операции сложения и вычитания, а затем показал, как решать эти стандартные типы уравнений. Он применял как алгебраические методы решения, так и геометрический метод дополнения квадрата.
Следующая часть состоит из описания области применения и примеров. Затем он переходит к рассмотрению правил нахождения площади фигур, таких как круг, а также объема шара, конуса и пирамиды.
Аль-Хорезми писал: «Когда я размышлял, что люди всегда хотят получить при подсчетах, я обнаружил, что это всегда число. Я также заметил, что каждое число состоит из единиц и что каждое число можно разделить на единицы. Более того, я обнаружил, что каждое число, которое может быть выражено цифрами от одного до десяти, превосходит предыдущее на одну единицу; затем десять удваивается или утраивается, как до этого единицы, так получается двадцать, тридцать и так далее до ста; затем сто удваивается и утраивается, также как единицы и десятки, до тысячи;… и так далее до крайнего предела исчисления».
Аль-Хорезми также написал трактат об индо-арабских цифрах. Его текст на арабском языке утрачен, но в латинском переводе имя автора книги «Об индийском счете» Algorismus (Algorithmus) стало обозначать всю систему десятичной арифметики, от него же берет начало современный термин «алгоритм».
К сожалению, известно, что латинский перевод не сохранил многие подробности оригинального текста аль-Хорезми, не сохранилось даже название.
Книга описывает индийскую десятичную позиционную систему записи чисел при помощи символов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, и 0. Возможно, что аль-Хорезми стал первым, кто использовал ноль как выражающий отсутствие значения данного разряда в записи числа. Он предложил различные методы арифметических вычислений. Известно, что в оригинале был описан и метод нахождения квадратного корня, хотя в латинском переводе он опущен. В то время десятичная позиционная система сравнительно недавно пришла из Индии и аль-Хорезми первым дал ей систематическое толкование. Таким образом, хотя это было сделано на элементарном уровне, это имело историческое значение.
Аль-Хорезми разработал подробные тригонометрические таблицы, содержащие функции синуса, куда позднее были добавлены функции тангенса. Книга аль-Хорезми об арифметике была переведена на латынь и издана в 1857 году в Риме князем Бальдассаре Бонкомпанья и вышла в качестве первой части книги под названием «Трактаты по арифметике».
Многие из его книг, в первую очередь «Китаб аль-джама валь-тафрик» и «Китаб аль-джабр Вааль-мукабала», были переведены на латынь и до 16 века использовались в европейских университетах как основные учебники по математике.
Вклад аль-Хорезми в математику и ее дальнейшее развитие огромен. В 12 и 13 столетиях на основании его книг на латыни были написаны работы Carmen de Algorismo и Algorismus vulgaris, которые сохраняли актуальность в Европе еще много столетий.
Исламский математик Абу Камил Шуджа говорил о влиянии работ аль-Хорезми на Леонардо Пизанского, выдающегося европейского математика 13 века.
Астрономия
Аль-Хорезми также стал автором серьезного труда по астрономии, рассказывающего о календарях, расчетах истинного положения солнца, луны и планет, сферической астрономии, составлении астрологических таблиц, расчетах параллакса и затмения, определении видимости луны.
Хотя в основу его астрономических работ легли индийские труды и большинство значений, на которых он строил свои таблицы, он позаимствовал у индийских астрономов, аль-Хорезми осуществил доскональные расчеты позиций солнца, луны и планет, солнечных затмений.
Кроме этого важного трактата по астрономии аль-Хорезми составил книгу астрономических таблиц, которые были переведены на европейские, а позднее, китайский, языки.
География
В данной области аль-Хорезми написал книгу «Китаб сурат аль-ард» (Книга картины земли). Его книга отличалась от аналогичных трудов Птолемея, в ней он уточнил некоторые взгляды древнегреческого астронома.
Она включала описание мира, каким он представлялся в то время, карту и список координат важнейших нанесенных на нее мест. Он внес коррективы в отклонения, имевшиеся в карте Птолемея с учетом средиземноморских географических координат. Однако его труды не заменили птолемееву географию, которая использовалась в Европе.
Аль-Хорезми написал фундаментальную работу по географии, в которой привел географические координаты 2402 пунктов и ориентиров, сформировав основу карты мира. Его книга, основанная на «Географии» Птолемея, перечисляет долготы и широты городов, гор, морей, рек, островов, географических регионов. К рукописи также приложены карты.
Ученый написал множество небольших трудов на другие темы, такие как «Книга о действиях с помощью астролябии», «Книга о солнечных часах», «Трактат об исчислении эры евреев». Он также написал книгу по истории, которая содержала гороскопы известных людей.
Аль-Хорезми систематизировал и откорректировал исследования Птолемея по географии, астрономии и астрологии, использовав свои собственные открытия. Чтобы составить карту «известного мира» он изучил работы 70 географов.
Он также работал над созданием измерительных инструментов по заказу халифа Мамуна аль-Рашида. Они предназначались для измерения объема и длины окружности земли.
Влияние аль-Хорезми на Европу
В 1140 году английский математик Роберт Честерский перевел книгу аль-Хорезми на латынь, озаглавив ее как «Книга об алгебре и алмукабале». Еще один перевод был сделан испанским евреем Иоанном Севильским.
С помощью латинских переводов книга аль-Хорезми приобрела известность в Европе, определив его огромное влияние на развитие западной науки. Его книга по алгебре познакомила европейцев с дотоле неизвестной дисциплиной и еще в течение нескольких веков служила классическим математическим текстом для студентов европейских университетов.
Аль-Хорезми стал одним из мусульманских ученых, подготовивших почву для прихода в Европу Возрождения и научной революции.
В начале 12 века английский философ Аделард Батский и итальянский ученый Герард Кремонский перевели многие труды аль-Хорезми на латынь. Трактаты аль-Хорезми по арифметике «Китаб аль-джама валь-тафрик» и алгебре «аль-Макала фи хисаб аль-джабр ва-л-мукабала» известны только по латинским переводам.
Введение в обиход арабских цифр вместо громоздких римских значительно упростило вычисления. Распространение более удобной системы чисел способствовало прогрессу в науке, развитию счетоводства и учета. Принципиальное значение имело использование цифры ноль, до этого неизвестной на Западе.
Уже через двести лет после написания труда «Об индийском счете», эта система распространилась по всему мусульманскому миру, но в Европе «арабские» цифры впервые упоминаются около 1200 года. Однако в силу привычки использовать римские цифры, европейцы перешли на арабские только в 16 веке, после того, как их удобство оценили итальянские купцы, позаимствовав у арабских партнеров.
Мусульманское влияние на Европу
В Средние века исламский мир произвел чрезвычайно важное воздействие на Европу, что, в свою очередь, сделало возможным Ренессанс и научную революцию. Одним из самых важных направлений этого влияния стала наука.
Уже вскоре после зарождения ислама мусульмане сделали огромный скачок в области науки. Такие города как Багдад, Дамаск, Каир и Кордова стали процветающими центрами цивилизации, где работали многие великие мусульманские ученые, сделавшие открытия как в теоретической науке, так и в прикладной сфере.
Но в Европе ситуация была совершенной иной. Там царило «мрачное средневековье».
Мусульмане воспринимали Европу как отсталый, неогранизованный регион, не имеющий стратегического значения и мало их интересующий. На тот момент, практически так и было.
Тем не менее, Католическая церковь, которая тогда обладала наибольшей властью в Европе, убеждала европейских христиан в неправильности исламской веры. Поэтому европейцы считали, что мусульмане в культурном смысле уступают Европе, и до 12 века считалось, что научные открытия, сделанные в странах исламской цивилизации, ничего не могут дать Европе. Таким образом, европейцы добровольно продлевали период невежества, тогда как исламская цивилизация, простиравшаяся на территориях от Китая до Испании, процветала.
Во время Крестовых походов христиане почти не контактировали с мусульманами, и мало у них переняли. Настоящий культурный обмен, приведший к научной революции и Возрождению, начался в мусульманской Испании.
Арабская математика в мире
В 11 веке арабские математики были одними из ведущих в мире. Они придумали геометрическую алгебру и преуспели в ней настолько, что нашли способы решения уравнений третьей и четвертой степени. После перевода разнообразных трудов с арабского языка на латынь, мир стал свидетелем наступления нового периода развития математической науки.
Вне всякого сомнения, аль-Хорезми с его арифметическими и алгебраическими методами имел огромное влияние в тот период, его сочинения переводились во многих странах Европы. Переводы его работ в Европе называли коротко «algorismi» (латинизированное «аль-Хорезми»), и вскоре так стали называть всю систему десятичной арифметики.
Арабские цифры, с которыми Европа познакомилась благодаря аль-Хорезми, как и многие другие новшества в математике, не слишком быстро приживались среди европейцев. Например, уже в 1299 году в итальянской Флоренции был издан закон, запрещающий использование арабских цифр. Первоначально их использовали только в университетах, позднее они распространились среди купцов и со временем получили широкое использование.
Со временем Европа осознала огромный потенциал арабской математики, и открытия мусульманских ученых начали находить здесь практическое применение.
Науки, в первую очередь, математика, процветали и развивались, постепенно превращаясь в дисциплины, которые мы знаем сейчас. Но все было бы по-другому, если бы не было книги аль-Хорезми «О восполнении и противопоставлении», не был бы придуман «ноль».
Любовь к науке и знаниям, подвигнувшая арабского математика предложить новые способы подсчетов методами «аль-джабр» и «аль-мукабала», во многом сделала сегодняшний мир таким, каким мы его видим.
Цифра «ноль»
Настоящую революцию в математике произвело введение такого понятия как «ноль». Впервые цифра «ноль» была предложена Мухаммадом бин Ахмадом в 967 году. Но на Запад она пришла намного позже, в 13 веке.
Появление в Европе десятичной системы и цифры «ноль» заложило основу научной революции. Европейцы также заимствовали арабские цифры, это значительно упрощало решение математических задач: если раньше подсчеты велись часами, теперь те же задачи решались за минуты.
Преодолеть границы
Конечно, Возрождение, Просвещение и индустриальная революция в Европе, а затем Америке, стали огромным достижением. Но они были бы невозможны, если бы не был позаимствован опыт остального мира, если бы западная цивилизация оставалась зажатой в своих тесных рамках.
Мировая цивилизация является результатом развития и деятельности всего мира, а не набором различных местных культур.
Когда современный математик из Бостона придумывает алгоритм решения трудной вычислительной задачи, он, возможно, не сознает, что тем самым отдает дань памяти арабскому математику аль-Хорезми, жившему в первой половине 9 века.
Выводы
Алгебра и алгоритмы позволили создать современные компьютеры и придумать шифрование. Без вклада мусульманских ученых, таких как аль-Хорезми, не было бы современных технологий.
Председатель компании Hewlett-Packard Карли Фиорина во время выступления в Миннеаполисе 26 сентября 2001 года сказала: «Когда-то существовала величайшая в мире цивилизация… И развитию этой цивилизации более, чем что-либо другое, способствовали изобретения и открытия. Ее архитекторы строили здания, которые бросали вызов гравитации. Ее математики придумали алгебру и алгоритмы, которые позволили создавать компьютеры и шифрование. Ее доктора изучали человеческое тело и обнаружили новые способы лечения заболеваний. Ее астрономы изучали небо, давали названия звездам и подготовили почву для космических полетов и изучения Вселенной… Когда другие народы боялись новых идей, эта цивилизация жила и процветала, благодаря им. Когда цензура грозила стереть знания прежних цивилизаций, эта цивилизация сохранила их и передала другим… Хотя современной западной цивилизации присущи многие эти черты, я говорю об исламском мире в период с 800 по 1600 год, это и Османская империя, и дворы Багдада, Дамаска и Каира, и просвещенные правители, такие как Сулейман Великолепный… Хотя мы часто не сознаем, что находимся в долгу у этой цивилизации, ее дары являются очень большой частью нашего наследия. Без вклада арабских математиков не было бы современных технологий».http://www.ansar.ru/science/al-horezmi-otec-algebry
Авиценна был Львом) Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина 16 августа 980 г. – 18 июня 1037 г.
Среди книг, написанных Авиценной, не только фундаментальные медицинские трактаты, но и книги по астрономии, математике, теории музыки, теории геологии, философские труды, книги по языкознанию и художественные повести. Авиценна внес новое во многие области человеческой деятельности. Некоторые серьезные научные книги он писал, как поэмы, звучными образными стихами.
Вот начало поэмы о медицине "Урджуза": "Поэты - принцы Вселенной, врачи руководят телом. Красноречие упомянутых выше радует душу, преданность последних исцеляет болезни. Эта поэма содержит всю теоретическую и практическую медицину. И в ней я излагаю в стихах все мои знания этой науки".
Многие серьезные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения — четверостишия и рубаи.
„Вино — наш друг, но в нём живет коварство: Пьёшь много — яд, немного пьёшь — лекарство. Не причиняй себе излишеством вреда, Пей в меру — и продлится жизни царство…“
„Когда к невеждам ты идешь высокомерным, Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным. Ослиных черт у них такое изобилье, Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.“
„О мудрости твердят: она бесценна, Но за неё гроша не платит мир.“
„Ты, оставивший в мире злодейства печать, Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать. Не надейся: вовеки не будет прощенья, Ибо сеявший зло — зло и должен пожать.“
„Чем реже рука поднимает застольную чашу вина, Тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она.“
„Море слов сокровенного смысла полно, Этот смысл я читать научился давно. Но когда размышляю о тайнах Вселенной, Понимаю, что мне их прочесть не дано.“
„Благо, если до последней из дорог Ум не знал бы ни сомнений, ни тревог.“
„Воистину чудесные дела: возносятся безмозглые тела, Их наделила тупостью природа, а родовая знатность вознесла.“
„От праха черного и до небесных тел Я тайны разглядел мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы, Лишь узел смерти я распутать не сумел.“
„Сердца наши, скальной породы, связала любовь оттого, Что ты неприступна, как камень, а я — терпеливей его.“
„Заклинаю тебя, небо, бога ради, дай ответ: Ты вращаешься, но есть ли в этом смысл какой иль нет?“
„Спокойно зажил бы, отраду обретя, О, если бы познать, кто я! Хотя бы раз Постигнуть, для чего скитаюсь я сейчас? А нет — заплакал бы я тысячами глаз.“
„По ушедшей молодости траур я ношу теперь. Почему же ночь приходит в чёрном, не познав потерь?“
„Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь, Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь. Делай сегодня то дело, что выполнить в силах, Ибо возможно, что завтра ты больше не встанешь.“
„Мой друг с моим врагом сегодня рядом был. Не нужен сахар мне, что смешан с ядом был! С подобным другом впредь не должен я дружить: Беги от мотылька, когда он с гадом был!“
„Земная радость — это лишь мгновенье Пред вечностью, которая нас ждет.“
„И счастье тот познал от суеты, Кто на мученья шел во имя правоты.“
„Велик от Земли до Сатурна предел, Невежество в нем я осилить хотел. Я тайн разгадал в этом мире немало, А смерти загадку, увы, — не сумел.“
Удивительно, что до средневековья, так называемо "ночи ислама" самые лучшие ученые были именно на востоке. Мало кто знает, что почти вся философия каатоличества (ранней его части) - это переработанная философия арабской мысли, приписывая в своем невежестве достижения философии античности, не делают глубокого анализа, что большая часть из них - восточная мысль.
А это как раз очень хорошо объясняет то, почему европейцы « не следуют « своей философии, идеалы которой заимствованы и не стали внутренним наполнением. Или поняли лишь применительно к себе , остальные народы считая неспособными - вообще бред некий)- стырить, озвучить, сказать что автор - бездарь тупой .. хотя такая схема вполне себе вписывается в людоедский сценарий. .