Ориген оказал огромное влияние на раннюю церковь. Диктуя целому штату стенографов, переписчиков и каллиграфов, присланных богатым патроном, Ориген написал почти две тысячи книг. Его почитают величайшим христианским мыслителем того времени. Один современный богослов сравнивает его с “дубом в степи” церкви третьего века.8
Несмотря на то, что он занимал выдающееся положение в ранней церкви, в четвертом и пятом веках Ориген впал в немилость, в основном, из-за своих учений о происхождении души и о ее судьбе. Однако церкви было трудно создать свою богословскую систему без него. Такие отцы церкви как Иероним и Григорий Нисский, публично критикуя радикальные идеи Оригена, тем не менее, тщательно списывали его проповеди.
Ориген (ок. 185 – ок. 254 гг.) жил в Александрии и прославился как глава местной катехизической церковной школы. Он отвечал за обучение обращенных в христианство молодых мужчин и женщин, у которых возникало множество вопросов.
Эти ученики были образованными людьми, искавшими исчерпывающих ответов. Более того, они жили в культурном и научном центре Римской империи, городе, дышавшем воздухом космополитизма, подобно Нью-Йорку и Парижу.
Тайное учение Оригена
Климент, предшественник Оригена на посту главы катехизической школы в Александрии, говорил о том, что является наследником тайной традиции, передаваемой от Петра, Иакова, Иоанна и Павла, которая должна была храниться для немногих избранных, способных ее понять. Климент говорил, что сокровенные таинства, которые Христос открыл апостолам, отличались от учения, данного рядовым христианам.
У Оригена тоже было тайное учение. В отличие от Климента он не утверждал, будто получил его через апостолов, но говорил, что оно вкраплено в Писания, что для его раскрытия необходимы вдохновение, знания и благодать.
Но это не означает, что он открывал это учение всем. По словам Оригена, человек, обретший сокровенный смысл Писаний, хранит его в тайне: “Человек, придя на поле... находит сокровище мудрости... И найдя, он прячет его, думая о том, что небезопасно открывать всякому тайный смысл Писаний или сокровища мудрости и знание во Христе”.
(Ориген Александрийский – отец церкви, живший в третьем веке, – исповедован веру и в реинкарнацию, и в возможность души стать единой с Богом через мистические размышления. Ориген был уважаемым христианским учителем на протяжении своей жизни, которого язычники-римляне подвергли пыткам за веру. Однако, в пятом и шестом веках его труды впали в немилость у церкви. Несмотря на то, что несколько церковных Соборов прокляли писания Оригена, христиане продолжают читать их и до нынешнего времени).
Каково содержание этого тайного учения? В книге “О началах” Ориген дает намек. В список самых важных для изучения доктрин он включает “рассуждение о различии душ, и откуда произошли эти различия”. 4 Исследователь Хансон пришел к заключению, что этот список доктрин явно представляет “статьи, содержащие тайное учение Оригена”. А если его занимал вопрос, почему души имеют прирожденные различия, логично сделать вывод, что не обошлось без предсуществования и реинкарнации.
Если еще остаются сомнения, давал ли Ориген учение о реинкарнации, мы можем положиться на отца церкви Иеронима (четвертый век), который обвинял его в этом. Иероним получил доступ к неизданным писаниям Оригена на греческом языке и сказал, что один отрывок из книги “О началах” “уличает” философа “в вере в переселение душ”.
В защиту Божественной справедливости
Если Ориген учил о реинкарнации, почему он считал это важным? Потому что это непосредственно связано с двумя его излюбленными темами: Бог справедлив, а человеческие существа обладают свободной волей. Справедливость Бога будет неоспорима, если только, как утверждал Ориген, каждый человек в самом себе “имеет причины того, что... [он] находится в том или ином порядке жизни”. Таким образом, мы можем поверить в то, что Бог справедлив, лишь считая свои действия в каких-то прошлых жизнях причиной нынешней судьбы. Если мы несчастны, то можем либо обвинять в этом Бога, либо рассматривать свои неудачи как результат собственных действий в прошлом – и тогда предпринять что-либо для изменения своей жизни.
Мысль о том, что мы несем ответственность за свою судьбу, ведет непосредственно к другому ключевому понятию в учении Оригена: свободной воле. Именно за эту идею, как ни за какую другую, его книги были преданы огню. Концепция свободной воли была неудобна для ортодоксии, ибо подразумевала, что кто-либо, уже обретший спасение, может однажды снова пасть, а нищий или продажная женщина способны подняться до уровня ангелов.
Ориген считал, что Бог создал Землю как место, предназначенное для испытания свободной воли человеческих существ. Для Оригена не было большого смысла в религии, где Бог предопределил судьбу каждого, хотя бы предопределенное было спасением. Он писал:
“Бог... для спасения всех Своих созданий... учредил все так, что никакие духи или души... не принуждаются силою делать, вопреки своей свободной воле, то, что несогласно с их собственными побуждениями, – и у них таким образом не отнимается свобода воли (в противном случае, у них было бы изменено, конечно, уже самое качество их природы)”.
Отцу церкви Иерониму не нравились намеки Оригена, перевернувшие небесную лестницу вверх тормашками. Где же тут удержаться, когда ангелы могут стать дьяволами, а дьявол – архангелом? Иеронима раздражало, что, если верить Оригену, “можно опасаться, что мы, которые сейчас являются мужчинами, впоследствии родимся женщинами, а нынешняя девственница, может статься, будет проституткой”.
Даже если картина мира, представленная Оригеном, и не дает абсолютной уверенности в будущем, в действительности она приятнее чем у Иеронима. Да, мы можем упасть с лестницы эволюции души, но можем и подняться по ней снова. По утверждению исследователя Баттерворта Ориген говорит, что беспредельна “сила Божественной любви, если однажды человеческая душа ответила на ее исцеляющее и вдохновляющее воздействие”.'
Реинкарнация связана с представлением о том, что душа, с Божьей помощью, в ответе за обретение спасения. Перевоплощение предоставляет ей новые возможности – жизнь за жизнью вершить собственное спасение.
Конфликт между зарождающейся ортодоксией, с одной стороны, и неоплатониками, адептами мистерий, гностиками и оригенистами, с другой, представляет собой извечный спор между теми, кто хочет навечно установленного, гарантированного пути к спасению, и теми, для кого религиозный путь индивидуален и непредсказуем.
Ориген считал, что о свободной воле говорится в Писаниях, а свободная воля, в свою очередь, подразумевает реинкарнацию. Он воспринимал каждый отрывок, утверждающий моральную ответственность, как утверждение свободной воли. Историк Джозеф Тригг пишет:
“Поскольку [такие отрывки] утверждают моральную ответственность, они предполагают наличие у нас способности творить добро и избегать зла”.
В книге “О началах” Ориген приводит цитаты из двенадцати текстов, дабы доказать наличие у человека свободной воли. Во “Второзаконии” (30:15,19) говорится: “Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое”.
Если Бог увещевает нас избрать добро, рассуждал Ориген, значит, у нас должна быть свобода выбора между добром и злом. Если Бог дал нам такую свободу, значит, мы продвигаемся вперед или совершаем падение, как того сами захотели. Если мы продвигаемся или падаем, как того сами захотели, но нам суждено вернуться к Богу, – у нас, по логике, должна быть не одна возможность совершить это.
Для Оригена свобода равняется возможности. Если есть лишь одна возможность, – да и та зачастую урезается, – значит, свободы нет. Он также верил, что свобода является частью Божественного плана. Разве не написано Павлом: “Где Дух Господень, там свобода”?
В толковании Оригеном Падения в Эдеме подразумевается и свободная воля, и реинкарнация. Согласно его учению эта история представляет собой опыт любой души. Каждый из нас некогда пребывал в изначальном состоянии божественного единения. Затем произошло Падение, в результате которого наши души попали в плен материи и обязаны возвращаться на Землю снова и снова, всякий раз совершая поступки и испытывая соответствующее им ответное действие. Таким образом, различия наших обстоятельств основываются не на прихоти Бога, а на наших собственных действиях. Божественное творение было равноценным и справедливым – в начале.
Возможно, Ориген был первым, кто сформулировал положение, запечатленное “Декларацией независимости” Соединенных Штатов Америки: “Все люди созданы равными”. Философ писал, что “всех, кого Он (Бог) сотворил, Он “сотворил равными и подобными”. Иными словами, Бог дал всем нам одинаковые возможности и способности. Но собственные наши действия стали причиной различий между нами.
В своей тихой гавани, Кесарии, Ориген проповедовал около двадцати лет. Широко распространились его знаменитые проповеди и комментарии, в которых особо выделялась идея единения души с Богом. Он был признан и почитаем прихожанами. Связь его с церковью была настолько тесной, что в возрасте около шестидесяти восьми лет он был арестован римлянами по приказу императора Деция.
Апокатастасис — древнее учение, появившееся еще в первые века христианской эры. Большинство церковных писателей заклеймили его как еретическое, но даже в наше время в Церкви немало тех, кто его разделяет. Это учение о том, что наказание грешников в аду не будет длиться вечно и рано или поздно все сотворенные Богом существа вернутся к своему Творцу.
Монофизи́тство (от др.-греч. μόνος — «только один, единственный» + φύσις — «природа, естество»), или Евтихианство, — христологическая доктрина в христианстве, постулирующая наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество. Приписывается авторству константинопольского архимандрита Евтихия (около 378—454). Евтихию, как создателю монофизитства, приписывается мысль, что человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, растворилась в божественной природе как капля мёда в океане и потеряла своё бытие.
В противоположность монофизитской ереси православное вероучение о том что Христос есть совершенный Бог и совершенный человек называется диофизитством - учением о двойственности природы Христа. На Халкидонском Соборе было составлено определение (ορος), по которому Христос исповедуется как совершенный Бог и совершенный человек, единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству, пребывающий и по воплощении в двух природах (εν δύο φύσεσιν) неслиянно и нераздельно, так что различие двух природ не устраняется через их соединение, а сохраняется особенность каждой природы при их совпадении в едином Лице и единой ипостаси.
Юстиниан был редкой, в своем роде единственной, фигурой в линии "ромейских", т.е. греко-римских, императоров послеконстантиновской эпохи. Он был племянником императора Юстина — безграмотного солдата. Юстину для подписания важных актов подавалась золотая пластинка с прорезанным на ней рисунком его имени. И он по этому трафарету выводил буквы своего имени. Но Юстин ценил просвещение и дал своему племяннику Юстиниану первоклассное образование, филологическое и юридическое. Перед самой смертью (1 августа 527 г.) Юстин формально приобщил Юстиниана к власти, обеспечив тем ее преемство.
Одним из учителей, давших Юстиниану блестящее классическое и юридическое образование, был известный ученый-богослов того времени скифский монах, известный под именем Леонтия Византийского. Он был аристотелик по философской школе и почитается основателем византийской схоластики.
По установившемуся со времени императора Льва I (457 г.) обычаю коронаций императоров, и Юстиниан короновался, приобщив к этому ритуалу и свою жену Феодору, которая происходила из народных низов и имела сомнительное прошлое.
Феодора — дочь хранителя зверинца на столичном ипподроме — была рано втянута в жизнь цирковой актрисы. Будучи яркой красавицей, ступила на путь амурных и громких похождений, от которых даже бежала в Александрию. Там она пережила резкий перелом. Ее заинтересовали фиваидские подвижники. Она вернулась в Константинополь другим человеком. Увидевший ее соправитель Юстина, тогда еще молодой Юстиниан, сразу влюбился, женился на ней и нашел в ней верную жену, мужественную советницу в самых больших вопросах церковной и имперской политики. Теперь это был достойный брак. Феодора была умна, властолюбива и охотно вмешивалась в государственные дела. Произошло размежевание интересов. Муж проводил общие линии политики, жена интересовалась деталями — назначением лиц. Сановники и политики очень считались с Феодорой и стремились через нее проводить разные планы.
Вот пример ее роли в больших политических делах: усмирение бунта, прозванного словом "νίκα!" Случилось это 11 января 532 г. Присутствовавшие на ипподроме две партии — так называемые "зеленые" и "голубые" — объединились вместе против Юстиниана. Сожгли самый центр столицы, в том числе Св. Софию, Св. Ирину, Сенат, Термы и прилегающую к ним часть города. Выдвинули претендентами на престол племянников бывшего императора Анастасия — Ипатия и Помпея. Юстиниан, забрав деньги и сокровища, хотел бежать, но Феодора повернула дело. Явилась к Синклиту и вдохновила на борьбу. Брошены были деньги для подкупа, и бунтовщики разделились. Привели в порядок и вооруженные силы. Под командой великого Велизария и Мунда (остгота) возобновилась борьба, начиная с ипподрома. Бунтовщики были раздавлены и безжалостно перебиты в количестве 30 тысяч. Ипатия и Помпея казнили. Порядок удалось восстановить.
Феодора чувствовала себя по праву у власти. После тяжелого опыта своей молодости она искренно тяготела к благочестию и была почитательницей аскетов Востока. Есть гипотеза о сирской родине семейства Феодоры. Она была знакома с Севиром еще до замужества с Юстинианом. Севир именует ее "царицей, которая чтит Христа". Для Иоанна Ефесского она — "правоверная царица". Михаил Сириянин свидетельствует, что она заботилась о мире церквей больше, чем муж, и побуждала его работать в этом направлении. Восточное монашество, чтимое Феодорой, было носителем монофизитской заразы. И с заразой, и с монашеством боролась систематически высшая государственная власть. Но борьба была сложная, до виртуозности религиозно-компромиссная. Компромиссы имперского православия с монофизитствующими монахами и целыми провинциями начались столетием раньше Юстиниана и продолжались еще столетие после него. Зная расположение к себе на верхах власти в лице Феодоры, монофизитствующие монахи Востока стимулировали через Феодору церковную политику Юстиниана именно в этом направлении.
Непредвиденный богословский указ Юстиниана 533 г
Установившаяся мягкость в отношении монофизитства и в частности пропаганда любимцев Феодоры в Константинополе приносила неожиданные для Юстиниана плоды. Настроение в пользу монофизитов повышалось. B ноябре 533 г. случилось землетрясение. Жители Константинополя, высыпав на улицы, вдруг начали петь Трисвятое с монофизитским добавлением: "Распныйся за ны". A затем послышались крики: "Август, сожги томос Халкидонского собора!"
Юстиниан был испуган и издал богословский указ, растянутый и не вполне ясный, в духе вскоре сочиненной им песни "Единородный Сыне и Слове Божий" с формулами: "Одному и Тому же Христу принадлежат и чудеса и страдания". Так понемногу сдавались позиции Халкидонского собора.
Этим указом, как единолично императорским приказом иерархии, Юстиниан заложил первый основной камень создания V Вселенского собора. Теперь он всей силой своей власти предписал выполнение своего богословского указа всей иерархии с особым дополнительным насилием над папами и Западом.
Суть этой "реалистической", в глазах Юстиниана, линии сводилась к тактическим и внешним уступкам восточной монофизитствующей психологии, при сохранении православной, вселенской, западно-восточной, романо-византийской догмы первых четырех вселенских соборов. Пусть это иллюзия, но иллюзия добросовестная. Так сознавался высший долг сохранения высшей для императора ценности — единственной мировой христианской империи.
…
Оригенизм и Ориген
Очень сложные и утонченные христологические споры переплетались в истории с другими богословскими спорами, которые велись не на главном пути догматического развития, не на шоссейном тракте, а как бы на параллельной проселочной дороге. Создавал эту "особность" широко распространившийся институт монашества, жившего обособленными массами. Ориген был богословским героем аскезы, и его крайние суждения о духе и плоти в стиле спиритуализма еще языческой александрийской философии влекли к себе богословствующих аскетов. Они неотрывно штудировали Оригена. И его полуязыческие гадания о начале мироздания, о предсуществовании души, о душепереселении, об апокатастасисе с увлечением переживались монахами. Наиболее авторитетными и руководящими центрами таких увлечений были палестинские монастыри Мар-Саба (т.е. св. Саввы) и Новая Лавра в Фекое (Текуа) близ Вифлеема. От этих палестинских монахов-оригенистов на соборе Константинопольского патриарха Мины в 536 г. были представителями Домициан и Феодор Аскида. Оба они в столице проявили свою богословскую интеллигентность и были назначены на выдающиеся епископские кафедры: Домициан — на Анкирскую, а Феодор Аскида — на Кесарие-Каппадокийскую. Как полезные помощники по церковному управлению, оба они даже и не были посланы на свои места, а остались в столице. Особым доверием у самого императора Юстиниана пользовался Феодор Аскида.
Из учебников всем известно, что этот великий христианский ученый III в., аскет и исповедник, осужден на V Вселенском соборе. Между тем суждения об Оригене не было ни на одном из заседаний собора. Но вот, однако, в 11-м анафематизме 8-го заседания читаем: "Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена с их нечестивыми писаниями (και Οριγενην ματα των ασεβων αυτων συγγραμματων) θ всех других еретиков, осужденных и анафематствованных св. кафолической и апостольской церковью и вышеуказанными четырьмя св. соборами, и всех мудрствовавших и мудрствующих подобно вышеупомянутым еретикам и до кончины пребывавших в их нечестии — таковой да будет анафема".
Часть старых (Garnier, Walch) и новых (Vincenzi) ученых — издателей текстов полагают, что здесь имя Оригена вставлено позднее. Ибо:
Феодор Аскида не допустил бы этого. Но, заметим мы, ведь Феодор Аскида подписал в 543 г. строгое анафематствование оригенизма Юстинианом. Этот искушенный "политик" спокойно мог подписать такой текст и в 553 г. Имя Оригена отсутствует в 10-м анафематизме "Исповедания веры Юстиниана" (551г.). A этот 10-й анафематизм буквально совпадает с 11-м: "...если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и подобно им мудрствующих или мудрствовавших, да будет анафема". Собор шел все время по следам подготовленных Юстинианом формул. Очевидно, высокопоставленный автор не считал здесь уместным пускать стрелу в Оригена. Теории Оригена не имеют ничего общего с этой серией христологических еретиков. И Арий, и Евномий, и Аполлинарий здесь берутся по их христологической стороне. Хотя можно оригенову христологию, исходящую совсем из других оснований, сблизить с Несторием. Но все-таки это было бы искусственно и нетождественно с христологией эпохи V Вселенского собора. Среди еретиков, осуждавшихся на первых четырех вселенских соборах, никому в голову не приходило припоминать имя Оригена и осуждать его. Однако нельзя не учитывать того, что в древних рукописных материалах римского архива, может быть скопированных с оригинала, привезенного папой Вигилием (VI в.), имя Оригена есть. Примечательно, что палестинские монахи-оригенисты из Новой Лавры порвали с епископами иерусалимскими как раз после подписания деяний V Вселенского собора. Анафематствование в этих деяниях так называемых "трех глав" не могло особенно задеть палестинских монахов. Со времени V Вселенского собора всюду встречаем убеждение, что этот собор осудил Оригена и оригенизм. Легче всего это объяснялось бы тем, что в 11-м анафематизме было упоминание имени Оригена. Но если бы все это было и не так, то осуждение Оригена по времени и по составу лиц, его судивших, очень близко совпадает и с моментом V Вселенского собора, и с личным составом последнего. Создается впечатление, что это суждение того же состава лиц, который работал в марте и апреле данного 553 г. в качестве уже Вселенского собора.
Ариа́нство — одно из учений в христианстве в IV—VI веках н. э., утверждавшее сотворённую природу Бога-Сына. Получило название по имени его основоположника — александрийского священника Ария
Словом, вселенский пожар арианства очень характерен для начала государственного покровительства церкви и, может быть, отчасти им объясняется, указывая на обратную сторону, которая есть у всякой медали.
Внешняя история начала арианского спора не заключает в себе никаких данных к его необычайному развитию. Ни сам по себе спор богословов, ни личность ересиарха Ария не представляли ничего выдающегося. Но внутренняя сущность спора, конечно, была чрезвычайно важной с точки зрения существа христианской догмы и церкви. Однако исключительный резонанс его объясняется условиями среды и момента.
Момент политический заключался в пламенной мечте императора Константина утвердить pax Romana на базе кафолической церкви.
Он всячески боролся с донатизмом, только бы сохранить единство и авторитет епископата кафолической церкви. Замученный этим на Западе, Константин с надеждой взирал на Восток, где ему рисовался цельным и ненарушенным этот духовный мир церковного единства. Переселяясь, так сказать, душой и телом в восточную половину империи, приближаясь к ликвидации соперничества и интриги Ликиния [2], Константин вдруг с горечью узнает, что и здесь загорается раздор, и притом соблазнительно совпадающий отчасти с границами владычества Ликиния. Друг и защитник Ария, епископ столицы Никомидии Евсевий, родственник Ликиния и его придворный приближенный, мог рисовать Константину тревожную картину, когда кафолическая церковь, до сих пор бывшая другом в его восхождении к единодержавию, вдруг как бы перестала быть такой единой базой и в какой-то части своей сделалась бы партией его соперников. Константин горячо принялся тушить пожар церковный со всем добросовестным усердием. A разделившийся епископат начал увлекаться в своей борьбе нажимами на кнопки придворных настроений и захватом власти через политическое покровительство. Так разные диалектические уклоны богословской мысли начали превращаться в государственные акты, передаваемые по проводам государственной почты во все концы империи. Отрава ересей и раздоров почти искусственно и насильственно разливалась по всей империи.
Но был в этой широте арианских волнений и вполне естественный свободный духовно-культурный момент. A именно, невольное и случайное соответствие арианской доктрины, низводившей иррациональную христианскую триадологию к упрощенному математическому монотеизму, механически соединенному с политеизмом, поскольку Сын Божий считался "богом с маленькой буквы". Такое построение было очень симпатично и приемлемо массе интеллигентного и служилого язычества, влекомого политикой и государственной службой в лоно церкви, принятой императором. Монотеизм в этой массе, разделявшей идею и почитание Единого Бога под именем "Summus Deus", был очень популярен, но он был полурационалистичен и чужд христианской Троичности Лиц в Божестве. Так, подольщаясь ко вкусам языческого общества через арианские формулы, церковь могла бы предать всю свою христологию и сотериологию. Потому праведный инстинкт православных епископов и богословов так героически и упорно восстал на борьбу с арианскими тенденциями и не мог успокоиться, пока борьба не увенчалась победою. Встал вопрос жизни и смерти: быть или не быть самому христианству? Вот почему герои православия проявили дух ревности, напоминавшей только что миновавший период героизма мученичества.
Вопрос заострялся до формулы "быть или не быть?" не в смысле исторического бытия и роста христианства, а в смысле качественном: в смысле возможной неприметной для масс подмены самой сути христианства как религии искупления. Может быть, было бы и проще и успешнее преподносить массе христианство как религию моралистическую. На это упрощение и рационализирование христианства как раз и соскользнуло арианство. С арианской догматикой христианство, может быть, и не теряло бы своего пафоса, как религия евангельского братолюбия, аскезы и молитвенного подвига. По благочестию оно конкурировало бы и с иудаизмом и с исламом. Но все это был бы субъективный морализм, как и в других монотеистических религиях. Для такой рациональной, натуральной религиозности достаточно было бы и Синайского Божественного откровения. И уж совсем лишне и даже бессмысленно чудо Боговоплощения.
Вот это-то объективное чудо, эта-то объективная тайна христианства упраздняется арианством. Для простого педагогического водительства и учительства Небесному Отцу достаточно было облагодатствованных пророков, священников, судей, царей. Зачем вочеловечение "сынов Божиих", ангелов, посредников, эонов?.. Что это прибавляет к делу богооткровенного изучения и спасения человечества? Не есть ли это просто бред языческой мифологии и гносиса? Не трезвее ли просто признать в Иисусе Христе высшего из пророков? Диалектически арианство вело к антитроичности Бога, к обессмыслению вочеловечения хотя бы и Высшего, Единородного, Единственного из сынов Божиих. Это был бы стерильный монотеизм, подобный исламу и иудаизму. Не понимало арианство, что суть христианства не в субъективной морали и аскезе, а в объективной тайне искупления. A что есть искупление? Отвечает песнь церковного канона: "Ни ходатай, ни ангел, но Сам Господи воплощься и спасл еси всего мя человека". Чем же спас? Тем, что Сам Абсолютный через акт вочеловечения взял на Себя бремя ограниченности, греха, проклятия и смерти, лежавших на человеке и всей твари. И только став не каким-то ангелочеловеком, а реальным Богочеловеком, Он возымел истинно божескую силу и власть освободить творение от вышеуказанного бремени, искупить, вырвать его из-под власти "миродержителей тьмы века сего" (Еф. 6:12). Крестным страданием, смертью и воскресением Своим вывел Он мир из царства тления и открыл дорогу к нетлению и жизни вечной. И всякий, свободно желающий усыновитъся Ему в Его Теле — Церкви — через таинства, мистически приобщается к победе Богочеловека над смертью и становится "сыном воскресения" (Лк. 20:36).
Донати́зм (греч. Δονατισμός) — церковный раскол в Карфагенской церкви, начавшийся в первом десятилетии IV века и сохранившийся до мусульманского завоевания. Причиной раскола стала реакция части христиан на поведение тех клириков, которые в силу разных причин во время диоклетиановских гонений пошли на сотрудничество с имперскими властями. Главным действующим лицом на начальном этапе был епископ Нумидийский Донат.
У донатистов сложилась собственная экклезиология: они учили, что главным признаком истинной церкви является святость, проявляющаяся в личном совершенстве её служителей, и что действительны только те таинства, которые совершаются праведным епископом; кроме того, по учению донатистов, совершённые таинства теряют свою силу, если совершивший их священнослужитель впоследствии провинился против Церкви, или совершаются в церкви, сохраняющей связь с виновными. В 314 году донатизм был объявлен ересью.
В пределах Римской империи в начале нашей эры появляется христианство, которое выступило с проповедью идей всеобщего равенства и свободы людей. Ранние христиане обрушивались с нападками и проклятиями на всех богатых и властвующих, клеймили порядки Римской империи, отвергали частную собственность, деление людей на свободных и рабов, богатых и бедных, отдавали свое имущество в распоряжение своих сект и общин (церквей). В «Откровении Иоанна Богослова» («Апокалипсисе»), написанном в 68—69 гг., предрекается гибель Риму, «великой блуднице»; «яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее». Защита бедных и критика богатых отчетливо звучит в «Евангелии от Луки»: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь... Напротив, горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение». Резкие выпады против богатых содержатся и в «Соборном послании апостола Иакова». В раннехристианских общинах, как об этом сообщается в «Деяниях святых апостолов», никто не имел своего имущества, «но все у них было общее», а средства для жизни члены общины делили между всеми «смотря по нужде каждого».В своем новом подходе к вопросам собственности, труда и распределения ранние христиане проповедовали принципы всеобщей обязанности трудиться и вознаграждения каждого по его труду. Эти новые требования звучат в таких положениях, как:«Каждый получает свою награду по своему труду»; «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Для правопонимания ранних христиан, апеллировавших к божественному «закону свободы», характерно использование в духе требований новой религии целого ряда прежних естественно-правовых идей и представлений. Существенное значение при этом придавалось принципу равенства всех людей и соблюдению такого равенства в различных сферах человеческих взаимоотношений. Весьма энергично ранние христиане проповедовали (в общем контексте устремлений, идей и ценностей своей новой религии) основной принцип естественного права и естественно-правовой справедливости — воздаяние равным за равное. Этому посвящен ряд максим раннехристианской правовой идеологии: «Каким судом судите, таким будете судимы»; «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам». Появление и утверждение христианства как мировой религии свободы и равенства людей стало важным фактором обновления мира и оказало существенное влияние на все последующее историческое развитие. Но реальная практика и земные дела новой религии оказывались во многом иными, чем это представлялось энтузиастам раннего христианства. Уже во II в. жизнь в христианских общинах заметно изменяется. Усиливается власть руководителей общин, налаживается постоянная связь между ними, формируется церковная бюрократия (духовенство). Одновременно с этим идет процесс формирования официального вероучения, канонизации христианской литературы. Церковь начинает делать акцент на божественном характере всякой власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление насилию. Уже апостол Павел подчеркивал в своем «Послании к римлянам»: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение». Павел отмечал, что «начальник есть Божий слуга», поэтому «надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Процесс становления церковной иерархии, епископата и единой церкви, канонизации христианства сопровождался острой борьбой против разного рода сект и ересей, отклонявшихся от «истинного» вероучения. Приверженцы этих сект и ересей во II в. (в частности, «монтанисты» в Малой Азии, «агонистики» в Северной Африке) выступали за скорейшую реализацию идеалов раннего христианства, за уничтожение рабства, частной собственности и неравенства людей. В борьбе против ересей формировавшаяся и укреплявшая свои позиции христианская церковь нередко находила себе союзницу в лице официальной власти. Правда, во II—III вв. сама Церковь была на полулегальном положении и христиане нередко подвергались гонениям. Но уже в 311 г. христианство было официально признано одной из равноправных религий в Римской империи, а в 324 г. оно стало государственной религией. Видным выразителем официальной христианской доктрины и политической идеологии христианства в это время был Аврелий Августин. Превращается в полет, что так легок и лучист, Глубина не предает, если светел ты и чист! Ты тянешь руки в небеса, ты вдруг услышишь голоса: "Потерпи еще чуть-чуть, мы тебе укажем путь".
Сообщение отредактировал: wing - Ср, 15.07.2015, 17:27
Уже во II в. жизнь в христианских общинах заметно изменяется. Усиливается власть руководителей общин, налаживается постоянная связь между ними, формируется церковная бюрократия (духовенство).
все таки сто лет немалый срок - пара поколений ушла и "энергетика" ослабла, похоже.. Интересно, хочется разобраться..
----------
Летящая, спасибо.
Апостолы (от греч. άπόστολος — посланник, вестник) – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, избранные Им и посланные для благовестия о Царствии Божьем и устроения Церкви. Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:
Андрей (греч. андреас, «мужественный», «муж сильный»), брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.
Симон (евр. шимон – «Услышанный» в молитве), сын Ионин, прозванный Петром ([url=http://azbyka.ru/biblia/?Act.10:5,18]Деян. 10:5,18[/url]). Греч. слово петрос соответствует арамейскому кифа, передающемуся русским словом «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой (Мф. 16:18).
Симон Кананит или Зилот (от арам. канай, греч. зелотос, что значит «Ревнитель»), уроженец Галилейского города Каны, по преданию был тем женихом, на браке которого были Иисус Христос и Его Матерь, где Христос претворил воду в вино (Ин. 2:1-11).
Иаков (от евр. глагола акав – «побеждать») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 – 44 г. по Р.Х.) через усекновение главы (Деян. 12:2). Для отличия от Иакова младшего, его обыкновенно именуют Иаковом старшим.
Иаков младший, сын Алфеев. Был призван Самим Господом в число 12 апостоловь. После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте. (Многие источники ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Вероятно, путаница произошла из-за того, что обоих апостолов именовали Иаковоммладшим).
Иоанн (греч. форма Иоаннес от евр. имени Иоханан, «Господь милостив») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего. Апостол Иоанн прозван Евангелистом как писатель четвертого Евангелия и Богословом за глубокое раскрытие христианского учения, автор Апокалипсиса.
Филипп (греч. «любитель лошадей»), уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (Ин. 1:44). Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея).
Варфоломей (с арам. сын Талмая) Нафанаил (евр. Нетанэл, «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1:47).
Фома (арам. Тома, в греческом переводе Дидим, что означает «близнец»), известный тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, чтобы устранить его сомнения в Своем воскресении.
Матфей (греч. форма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень»), упоминается также и под своим еврейским именем Левий. Автор Евангелия.
И предавший Спасителя Иуда Искариот (прозван по месту рождения в г. Кариот), вместо которого уже по вознесении Христа, был избран апостолами по жребию Матфий (одна из форм др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень») (Деян. 1:21-26). Матфий следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения.
К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный самим Господом (Деян. 9:1-20). Первоначальное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи. Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа (Лк. 10:1), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен в V–VI вв. и носит символический характер, туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»). Таким образом, в этот день Церковь вспоминает не только 70 апостолов, но и все первое христианское поколение. Написавшие Евангелие апостолы – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – именуются Евангелистами. Апостолы Петр и Павел – первоверховными апостолами, т. е. первыми из верховных. http://azbyka.ru/dictionary/01/apostoly-all.shtml
хм , Павел назван апостолом уже после вознесения Христа.
Лу... это опять из области личного и общественного, как бы Ната не сопротивлялась. Если все дружно хотят убежать из гиблого места - но куда не знают, а тут мостик через пропость. Есть вариант - пройти по одному - и разведать, понять, стоит ли туда идти, или надо искать другой путь. Допустип пришли разведчики, рассказали - и тут или все ломанулись на хлипкий мостик и с воплями ухнули вниз, крича, что их надули, или начали строить бизнес - купитебилетик, а кому вип доставку на мостик, а для остальных очередь не доходит. К Богу приходят по одиночке.
я бы сказала - не личного, а внутреннего (состояния человека), души. Значит, общины были -ошибкой? Вряд ли можно так сказать - как ни крути, но человек со всем своим внутренним наполнением - существо общественное. К Богу ходят по одиночке(согласна) , а вот стать человеком без других людей с самого рождения - вот никак..
я и не говорю - вне общества. просто сама идея общности, направленной на одну идею подразумевает отсутствие индивидуальной воли и разума - а на фига богу стаи рыб, ой простите - людей ? если созданы мы по образу и подобию - следовательно индивидуальны. Но вот тут то и засада - чистота помыслов первопроходцев всегда затопчется прагматизмом тех, кто идет следом и хочет таки вкусно кушать и мягко спать. и можно не только со своей женой. Ошибкой раннего христианства была именно попытка ввести свое мировозрение на общество
Летящая, а строй же тогда был - рабство . И в количество рабов , подозреваю , было куда больше, чем свободных граждан- наверно 10-20 к 1му. И психология соответствующая ...
он и сейчас рабство. а попытки очень умных людей, считавших, что право на свободу духа - неотъемлемое право каждого - казнили те же, за кого эти умные боролись. Откуда фраза про "святую простоту?" исторический факт однако. И если раньше обходились пучком сухого хвороста в ноги костра того, кто говорит тебе о свободе духа, то сейчас методы интереснее и разнообразнее. И вместо геройской смерти - можно заработать фобию - когда тебя в психушке сгноят. .Все те же люди, за чей дух обеспокоится некто умный, но неосторожно пытающийся внушить, что свобода духа - главное служение Богу
Летящая это опять из области личного и общественного, как бы Ната не сопротивлялась.
это ты о чём? о групповом сознании, что ли? так это совсем из другой оперы))
а ты говоришь о двойственностях, в которых запуталось человечество, и которые не под силу разрешить тем, кто центрирован в ЛИЧНОСТИ.. набор этих двойственностей прост - я и Мы, индивидуализм и соборность, личное благо и Общее Благо, личность и Душа.... материальное и духовное... волна и частица ...интеграция и обособление ....анализ и синтез...дальше перечислять..?.. пока ты центрирован в Личности, ты всегда будешь противопоставлять одно другому, и пока человек не перестанет быть личностью, а станет ДУШОЙ, тогда он вдруг осознает, что ВСЁ- ОБЩЕЕ, что индивидуальность не теряется в Общем, а только обогащается и расширяется до бесконечности))) А то о чём ты говоришь как о тропе к богу.... это как плутать в густом лесу , в котором много разных тропинок, а куда они заведут... то ли в болото к кикиморам, то ли в чащу к лешему, то ли к бабе-яге в гости)) без коллективного сознания, без помощи опыта , накопленного лучшими умами человечества, из заколдованного леса иллюзий и наваждений не выбраться.... это и есть Групповое Сознание...
Ты знаешь о разнице между бодхисатвами и пратьека - буддами? первые поклялись не принимать ЛИЧНОГО освобождения, пока на Земле не останется ни одной души не обогретой любовью, а вторые - стремились только к ЛИЧНОМУ освобождению....
кто тебе больше по душе?)) «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился»
Сообщение отредактировал: nata_radzha - Чт, 16.07.2015, 00:52
Мы и говорим о ПУТИ к Богу) по сути, как я поняла из твоего оппонирования , ты выбираешь путь индивидуального постижения Бога,
ЦитатаЛетящая ()
а на фига богу стаи рыб, ой простите - людей ? если созданы мы по образу и подобию - следовательно индивидуальны. Н
так? это и есть путь пратьека -будд)
по сути это путь разделения, обособленности, типа - я вне стаи) или стада) я - индивидуальна) путь самости) А ересь разделённости - это то, что Бог не принимает) поэтому путь пратьека -будд считается недостойным в Индии)
I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолыоставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь. Миссия апп.Павла и Варнавы показала, что для успеха проповеди не следует связывать обращаемыхязычников устаревшим иудейским законом. Апостол ьский Собор в 49 г. в Иерусалиме утвердил этупрактику. Но не все были согласны с его решением. Т. н. «иудействующие» образовали раскол эвионитов иназореев. Эти первые десятилетия иногда называют временем «иудео-христианства», когдаНовозаветн ая Церковь ещё существовала внутри Ветхозаветной, христиане посещали Иерусалимскийхрам и т. д. Иудейская война 66—70 гг. положила конец этому симбиозу . Она началась с восстанияиерусалимских националистов против римской власти. Нерон направил на усмирение провинцииВеспасиана и Тита. В итоге Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжён. Христиане, предупрежденные откровением, заранее удалились из обречённого города. Так произ ошёлокончательный разрыв между христианством и иудейством. После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, освященному мученичеством апп. Петра и Павла. С п равления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 годa , и с ним заканчивается апостольский век. Приблизительная хронология апостольского века Пятидесятница (Деян 2:14)
28 мая 30 г. Мученичество Стефана (Деян 7:54—60) около 33—34 г. Обращение Павла (Деян 9:1—19) около 34—35 г. 1-е миссионерское путешествие Павла (Деян 13—14) между 46—48 гг. Иерусалимский собор (Деян 15:1—29) 48 или 49 г. 2-е миссионерское путешествие Павла (Деян 15:36—18:23) между 49—53 гг. 3-е миссионерское путешествие Павла (Деян 18:23—21:17) между 54—58 гг. Арест Павла в Иерусалиме (Деян 21:27—33) 58 г. Тюремное заключение Павла в Кесарии (Деян 24:27) 58—60 гг. Путешествие Павла в Рим (Деян 27—28) осень 60 — весна 61 г. Павел под домашним арестом (Деян 28:30) 61—63 гг. Освобождение Павла из 1-го тюремного заключения в Риме (патристические источники II—IIIвв.) 63 г. Последующие миссионерские путешествия Павла (патристические источники) 64—67 гг. 2-е тюремное заключение и смерть Павла в Риме (патристические источники) 67—68 гг. Смерть Иоанна в Эфесе (патристические источники)
после 98 г. Апостольские мужи
Апологеты Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (греч. «оправдание») — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдываяхристианство как справедливую и разумную религию, апологеты во льно или невольно переводили истиныверы на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов бы л мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для б орьбы с еретиками-гностиками
. Иустин Философ погиб в гонение имп. Марка Аврелия в 166 г. В 170 г. был созван Лаодикийский Собор, первый крупный собор после апостольского времени. На нёмрешался вопрос о дне празднования Пасхи. Ок. 179 г. африканский философ-стоик Пантен преобразовал Александрийское огласительное училище(по преданию, основанное ещё апостолом и еванг елистом Марком) в богословскую школу. Здесь родиласьдревнейшая традиция Александрийского богословия, у истоков которого стояли: * св. Климент Александрийский († 215 г.) — ученик Пантена, автор знаменитой трилогии «Протрептик» — «Педагог» — «Строматы»; * св. Ориген Александрийский († 253 г.), энциклопедически образованный и очень плодовитый автор, крупнейший экзегет, пытавшийся согласовать х ристианство с высшими достижениями эллинской мысли. Учение Оригена впоследствии было отвергнуто Церковью из-за уклона в сторону неоплатонизм а; * святитель Афанасий Великий; * святитель Кирилл Александрийский; * святитель Дионисий, епископ Александрийский († 265 г.) — ученик Оригена, ок. 232 г. возглавивщийАлександрийскую школу, автор первой Пасхалии, известный своей обширной перепиской, а такжеполемикой с еретиками монархианами; * святитель Григорий Чудотворец († 270 г.) — ученик Оригена, выдающийся аскет, автор первого Символаверы, епископ Неокесарийский, глубокий проповедник, борец с ересью Павла Самосатско го. Отцом христианской догматики считается западный богослов сщмч. Ириней Лионский († ок. 202 г.). Он былучеником сщмч. Поликарпа Смирнского, а о к. 180 г. стал епископом Лионской Церкви в Галлии, гденаписал обширный труд «Пять книг против ересей»
Философия С богословской стороны для древнего христианства были характерны: * идея, что Дух Святый во все времена действовал в церкви, и * правильная вера необходима для душевного спасения; Cледовательно, думать, что тот или иной догмат до такого-то собора по содержанию не существовал илипонимался церковью иначе, чем определено н а соборе, значит думать, что Дух Святый попускал христиандо неведения или заблуждения, при котором невозможно самое спасение. Исторически церковь оправдывает свой взгляд, указывая: * на то, что древняя церковь не признавала за собою сил и права развивать догматы по существу и * всегда считала себя в праве анафематствовать еретиков минувших времён, даже если при жизни ихпочему-либо не судили и не осудили; * на то, что далеко не все догматы вообще подверглись общеобязательной формулировке вселенскогособора, что, однако, не мешало и не мешает им существовать (число таинств определено на Востоке и наЗападе в XII веке одинаково и независимо). http://dic.academic.ru/dic.nsf/catholic/1016/Раннее
типа - я вне стаи) или стада) я - индивидуальна) путь самости)
А люди и не стадо..
Натараджа, у тебя почему-то светятся две крайности -или общественно или индивидуально - та кне бывает ни на одном уровне, ни на одном.. Я не знаю как познавать Бога коллективно. На мой взгляд -процесс внутренний, и очень-очень интимный - как цветы распускаются на рассвете). Характеры разные, психика разная у людей, нервы разные - откуда взяться одному одинаковому пути? Или поясни, ка кты это понимаешь.
Индивидуальность -это хорошо...эти люди не станут говорить на чёрное что оно белое- когда толпой манипулируют.
Почему хлопоты о коллективном... потому что светлые разрозненны...Тёмные как не странно очень сплочены. А те кто несёт свет- они борцы индивидуалисты, у них методы такие- без навязывания своего...Это путь одинокий.
ИМХА, потому НатаРаджа особенно уделяет внимание что бы всех собрать под правильный зонтик...