Пётр Васильевич Митурич (2 (14) октября 1887 года, Санкт-Петербург — 27 октября 1956, Москва) — русский и советский художник, теоретик искусства, изобретатель.
Родился в Санкт-Петербурге 2 (14) октября 1887 года, в семье потомственного военного и литератора.
С 1900 по 1905 год учился в Псковском кадетском корпусе, откуда был исключён за хранение нелегальной литературы. Учился с 1906 по 1909 год в Киевском художественном училище у И. Ф. Селезнёва, соученика и друга М. А. Врубеля. С 1909 по 1915 год учился у Н. С. Самокиша в петербургской Академии художеств.
Участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах.
В 1910-е—1920-е годы был близок с В. Е. Татлиным, Л. А. Бруни, Н. И. Нисс-Гольдман, Н. Н. Пуниным, футуристами. Из этого периода известны его портреты поэтов О. Мандельштама и Вяч. Иванова, музыканта А. Лурье, посмертный портрет Врубеля и др. В начале 1920-х сблизился с поэтом В. Хлебниковым, который ушёл из жизни в семье художника в деревне Санталово (Новгородская губерния). Санталовский цикл произведений Митурича 1922—1923 годов (портреты поэта, пейзажи, графические образы, навеянные поэтическим творчеством Хлебникова) представляют собой золотой фонд отечественной графики.
С 1923 по 1930 год преподавал во ВХУТЕМАСе (Высших художественно-технических мастерских), где сложился круг его учеников-единомышленников (П. Захаров, Е. Тейс и др.). Помимо художественного наследия, оставил значительное количество теоретических работ и дневники (изданы лишь частично).
Изучал движение рыб и судов. Автор многих изобретений, в частности авторское свидетельство № 33418: «Движитель в форме рыбьего корпуса для судов, глиссеров, самолётов и дирижаблей, отличающийся тем, что он представляет собой приводимые во вращение изогнутые стержни, расположенные внутри эластичного корпуса, в целях сообщения этому корпусу при помощи шатунов, связанных со стержнями, волнообразного движения».
Известны его работы: портрет композитора А. С. Лурье, поэта О. Э. Мандельштама, «Зимой. Семья за столом», пейзажи Хвалынска (1926—1929), пейзажи Астрахани (1926), пейзажи Судака (1937 и 1939).
Умер Пётр Митурич в Москве 27 октября 1956 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Очень важную роль в биографии П. Митурича сыграло знакомство и тесная дружба с поэтом Велимиром Хлебниковым (1885–1922). Художник много рисовал на темы стихов друга, пытаясь найти зрительные интерпретации поэзии («Композиция на тему “Закона времени”) Эти рисунки — образцы «чистой графики», построенные на черно-белых ритмах, динамичные, часто закрученные в спирали или «взрывающие» плоскость листа композиции («Графический мотив». 1918–1922. Бумага, тушь, кисть, графитный карандаш). Абстрактные листы конца 1910-х годов, самые «левые» в искусстве П. Митурича, поступили в коллекцию Третьяковской галереи в 1929 году после расформирования Музея живописной культуры.
Май Петрович Митурич-Хлебников (29 мая 1925[1], Москва — 30 июня 2008[1], Москва) — советский художник, Народный художник РСФСР (1986), лауреат Государственной премии РФ (1993), действительный член Академии художеств СССР (1991).
Родился в семье художников Веры Хлебниковой и Петра Митурича.
В ноябре 1942 года ушёл на войну и дошёл до Берлина. Работал во фронтовой бригаде художников с такими мастерами, как Анатолий Никич, Борис Попов, Евгений Рачёв[2].
В 1948 году поступил на заочное отделение Московского полиграфического института, окончил его в 1953 году. Многие годы преподавал в этом институте[3].
Выполняя просьбу отца, Митурич нашёл под Новгородом заброшенную могилу Велимира Хлебникова и перевёз в Москву останки поэта[4].
Лауреат Государственной премии РФ 1993 года за настенную роспись Палеонтологического музея РАН им. Ю. А. Орлова. За эту же работу в 1987 году — серебряная медаль АХ СССР.
Серебряная медаль и диплом Международной выставки искусства книги в Лейпциге (ИБА-65) в 1965 г. за иллюстрации к книге С. Маршака «Стихи для детей».
Серебряная медаль и диплом Международного биеннале иллюстраций детской книги в Братиславе (БИБ-67) в 1967 г. за иллюстрации к книге К. И. Чуковского «Краденое солнце».
В 2005 году награждён японским Орденом Восходящего солнца.
Лауреат премии «Человек книги» (2004 г.)
Среди основных работ кроме того иллюстрации к книгам: К. Чуковского «Бармалей» (1968), К. Чуковского «Тараканище» (1970), «Муха-Цокотуха» (1986), С. Маршака «Стихи для детей» (1971), С. Михалкова «Лиса, бобёр и др.» (1975), Р. Киплинга «Маугли» (1976), Г. Снегирёва «Чудесная лодка» (1977), С. Аксакова «Аленький цветочек» (1985), С. Маршака «Азбука» (1984), «Двенадцать месяцев. Умные вещи» (1987), В. Бианки «Красная горка» (1986), Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе» (1989).
Автор многочисленных акварелей: «Подмосковная зима» (1991), «Березы» (1992), «Хоккайдо. Взморье» (1999), «Вековая олива» (1997); эстампов, серий рисунков, а кроме того живописных работ — «Ирисы и маргаритки» (1967), «Под дубом» (1969), «Автопортрет» (1990), «Весенние березы» (1992), «В мастерской» (1996), «Оливковая роща» (1997), «Греческий берег» (1997), «Храм Афеа. Остров Эгина. Греция» (1998), «Греция. Древняя Олива» (1997), «Долина на острове Закинор» (1997).
Умер 30 июня 2008 года, похоронен на Новодевичьем кладбище
Петр Митурич 1887, Петербург – 1956, Москва.График, живописец. Член Союза художников СССР.1906-1909 учился в Киевском художественном училище.1909-1915 студент Академии художеств в Петербурге (преподаватель Н.С.Самокиш).С 1915 участие в выставках. Начинал творческий путь в Петербурге, в кругу молодыххудожников, стремившихся к обновлению художественного языка, однако не склонныхк крайностям авангардных течений.С 1922 работал в Москве.1923-1930 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине.http://www.visit-city.com/exhibitions/petr-miturich-grafika/