Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Взгляд » Авангард и из него вытекающее, 20 век » Туркестанский авангард
Туркестанский авангард
lu-chia
Сообщение #1 | Сб, 12.02.2022, 07:58
Группа: wing
Сообщений: 27559
https://u.to/IOf-Gw

Искусство Востока уникально. Оно кардинально отличается от Западного. Смыслом, содержанием, сутью. Способом передачи и изобразительным языком. Но диалог между Востоком и Западом существует. К «плодам» этого союза можно отнести творчество художников Туркестанского авангарда — закономерная линия развития широко известного и крайне популярного явления «Русский Авангард». Итак, к 10-м годам ХХ столения Россия переживает мощнейшее экономическое развитие. В Москве бурлит художественная жизнь, порождая все новые и новые течения, сторонники беспредметного искусства, а также всевозможных «-измов» проводят эпатажные выставки. Однако, период этот краткосрочен и уже с середины 20-х годов ХХ века Советская власть начинает «избавляться» от уже ненужного бунтарства, сложного и непонятного широким массам. Художники авангардных направлений признаются «формалистами». Перед ними встает выбор: либо менять себя, и работать в стиле, который впоследствии назовут социалистическим реализмом, либо лишиться всего — членства в образуемых союзах художников, мастерских, жилья, карточек на продукты… Многие художники сломались. Иные — были сломлены. Но были и те, кто сохранив себя — бежал от этих новых реалий. Физически уезжал. Кто — в Европу и Америку, а кто и на Восток. В те времена воображение манил таинственный Туркестан (территории современных Таджикистана, Узбекистана, Туркмении). И «беглецы», находившиеся под влиянием передовых направлений искусства, приехав в Среднюю Азию, оказываются в уникальной ситуации. Они видят сохранившиеся великолепные памятники средневековой архитектуры, старинные рукописи книг с миниатюрами, красочные изделия народных мастеров. Так, Туркестанский край становится для художников — авангардистов, приехавших из России «землей обетованной». Они могут здесь жить, творить, вдохновляться красками и традициями этой древней и великой земли. Авангардное искусство ХХ века известно и востребовано. Кандинского и Малевича, Гончарову, Ларионова, Шагала, Давида — знают все. Они уже получили всемирное признание. Но есть и другая часть. По определению крупнейшего специалиста в этой области Джона Боулта «Восточное крыло русского авангарда». Это — путешествие художников-авангардистов в таинственный и захватывающий мир Востока. Этих авторов много, мы можем говорить о целом явлении: Александр Волков (Мастер гранатовой чайхоны), Рувим Мазель, Кузнецов П.В., многие другие.. Наследние некоторых сохранилось. Наследние других — безвозвратно утеряно, разошлось «распылилось», кануло в небытие. Мне удалось найти одного из замечательных, почти неизветных, но тем не менее ярчайших представителей этого течения. Гофман. Эрвин Адольфович. Этнический немец. Точные годы жизни не известны. Предоложительно, родился в 20-е, 30-е годы ХХ века. Известно, что со своей семьей переехал в Среднюю азию и обосновался в г. Лениннабад (ныне — Ходжент). Был крайне нелюдим. Сумасшедше талантлив. Будучи человеком духа — все страдания, выпавшие на долю народа «переплавил» в своих картинах. В них — от «счастливого» лучизма в стиле И. Ларионова, к осознанию ужасов войны. Посвящение его другу — В. Попкову, талант которого, будучи сам ярким мастером, ценил. Жизнь века в его работах!
Хочу чтобы его знали и помнили.
lu-chia
Сообщение #2 | Пт, 18.02.2022, 08:39
Группа: wing
Сообщений: 27559
ТУРКЕСТАНСКИЙ АВАНГАРД - ВИКТОР ИВАНОВИЧ УФИМЦЕВ (1899–1964)





Пейзажный этюд. 1920-е. Картон, масло. 17,5х23,3 см. Омский ГМИИ им. М.Врубеля.


Женский портрет. 1920-е. Бумага, картон, гуашь, акварель.


Цыганки. Самарканд. 1923 г. Бумага, гуашь, карандаш, белила 31,5х39,7 см. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус


Пьеро. 1924 г. Бумага, акварель 35х21,5 см. Частное собрание.


К поезду. 1927 г. Холст, масло, аппликация 67,3х58,3 см. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус. 


Караван. 1927 г. Холст, масло 51,4х65,5 см. Частное собрание, Москва.
lu-chia
Сообщение #3 | Пт, 18.02.2022, 08:43
Группа: wing
Сообщений: 27559

Цветущие деревья. 1939 г. Холст, масло 67х81 см. Частное собрание.


Вьетнамский натюрморт. 1957 Картон, смешанная техника 76х56 см. Частное собрание.


Дерево. 1956 г. Холст, масло.


Интерьер столовой. 1956 г. Холст, масло 65х84 см.<


Окно. Пейзаж. 1956 г. Холст, масло. 80x60 см. Галерея Леонида Шишкина.

lu-chia
Сообщение #4 | Пн, 21.02.2022, 19:59
Группа: wing
Сообщений: 27559
«туркестанского авангарда» – Александра Волкова, Урала Тансыкбаева, Николая Карахана, Александра Николаева (Усто Мумина), Виктора Уфимцева, которые стремились выработать свой особый художественный язык для передачи пафоса созидательных перемен в Средней Азии. Специально для выставки в Москве впервые покинет Нукус картина Василия Лысенко «Бык», ставшая символом музея.

Дополняют тему «потерянного поколения» творчество тончайшего живописца Михаила Соколова; примитивистские работы Ефросиньи Ермиловой-Платовой; ученицы Павла Филонова - Алисы Порет; участников группы «13».

Будут представлены археологические экспонаты, часть которых была найдена при раскопках в Хорезме – одном из древнейших цивилизационных и культурных центров на территории Узбекистана. Экспозиция дополнена некоторыми археологическими памятниками, хранящимися в Государственном музее Востока в Москве, также найденными в Хорезме.

Иллюстрации к материалу - ГМИИ им. Пушкина:
Виктор Уфимцев. К поезду. 1927
Алексей Подковыров. Голубой вечер в горах. Автопортрет. 1935
Урал Тансыкбаев. Портрет узбека. 1934
Николай Карахан. Выход на работу. 1934
Алексей (Алессио) Исупов. Восточное кафе. 1914–1921.
Василий Лысенко. Бык.


Лосенко Бык


Лысенко Силы земные


Зеленый петух Лысенко
lu-chia
Сообщение #5 | Пн, 21.02.2022, 20:00
Группа: wing
Сообщений: 27559
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post429837716/

Имя «Василия Лысенко, странника и ясновидца, художника, одно время близкого к «Мастерам Нового Востока», ученика Казимира Малевича, раздавленного репрессиями и канувшего в Лету» вернул в историю искусств директор Нукусского музея искусств Игорь Витальевич Савицкий[3]. В 1972 году он привёз в музей из Ташкента две картины Лысенко, где и получили свои названия — «бык» и «автопортрет», так как авторских названий у картин не было. Только у картины «Бык» были авторская подпись и дата. Эта картина служит теперь своеобразной эмблемой Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого[3]. Позднее в музее появились ещё 4 работы Лысенко. Первые две картины были взяты И. В. Савицким у сестры художника Галины Александровны Лысенко. Имя художника — Евгений, так его назвала сестра. Достоверно пребывание художника в Узбекистане в 1920—1930-х годах. Данный факт подтверждён участием Лысенко в Первой республиканской художественной выставке в Ташкенте в 1932 г. в Центральной газете Узбекистана «Правда востока» его работы и ещё некоторых других участников выставки были раскритикованы, так как художники не увидели главного. Спустя несколько десятилетий в руках коллекционера из Санкт-Петербурга оказались работы Лысенко и в довольно большом количестве. Ирина Карасик отнеслась к появлению новых работ с профессиональной заинтересованностью, стала по существу серьёзным исследователем творчества художника. Нукусский музей активно пропагандирует своё собрание: «авангард остановленный на бегу..», «аврора», 1989, и "советское искусство 1920—1930-х годов из собрания Государственного музея искусств Каракалпакской АССР им. И. В. Савицкого, Л. «Аврора», 1991 г. В 2012 году вышел альбом «Евгений Лысенко» где репродуцировано более 200 произведений художника. Карасик изучила множество источников с целью обнаружения следов контактов, связей, упоминаний о Лысенко. Она обосновала свои свои выводы о профессиональной подготовке художника — об усвоении им супрематизма у Малевича, знакомством с методом «строения картины» Филонова. Мир произведений художника — это автопортрет мастера, его чувства, размышления, отражение личности. Частная коллекция произведений Лысенко — это его работы, выполненные с 1920 по конец 1950 годов. В собрании есть работы, написанные ранее реального времени: «коты» 1919 г., «волк в овечьей шкуре» 1919 г., «бараны» 1920 г., «святое семейство» 1925 г., «брачующиеся волки» 1931—1934 г. В творчестве Евгения Лысенко есть и прямые автопортреты: «моя мечта» 1931—1934 г., «автопортрет с цветами» 1950-е годы, «свидание в кафе» 1950-е годы.
lu-chia
Сообщение #6 | Вт, 22.02.2022, 20:58
Группа: wing
Сообщений: 27559
Эрвин Гофман https://u.to/gMkFHA

https://asiaplustj.info/ru....kusstvo
lu-chia
Сообщение #7 | Вт, 19.04.2022, 19:01
Группа: wing
Сообщений: 27559
овсем по-иному воспринял встречу с Востоком Александр Николаев. До приезда в Туркестан он был увлечен супрематизмом. Этого художника, проникшегося искусством Востока и даже принявшего мусульманство и новое имя Усто Мумин, можно считать авангардистом только с философской, а не изобразительной точки зрения. В "Радении с гранатом" 1923 года в иконной технике (темпера на доске) и с использованием иконной композиции (житийной иконы) в стилистике восточной миниатюры написан чувственный сюжет. Павел Щеголев — художник молодого поколения, о котором известно только, что он входил в "бригаду Волкова",— это еще один вариант туркестанского авангарда. На выставке представлены его монументальные полотна на пропагандистские сюжеты 1930-х годов (красноармейцы, строительство моста), в которых объемные, скульптурные формы фигур соседствуют с "космическим", плоскостным пейзажем. Зинаида Ковалевская, учившаяся в Ленинграде и приехавшая в Самарканд в 1930 году, представлена эскизами тюбетеек с вышивкой на агитационные сюжеты, Надежда Кашина и Елена Коровай, работавшие на Самаркандской изофабрике,— декоративными рельефами из папье-маше, созданными для украшения "красных чайхан". 
https://www.kommersant.ru/doc/1323103?
lu-chia
Сообщение #8 | Ср, 20.04.2022, 19:58
Группа: wing
Сообщений: 27559
https://u.to/ZM0fHA Александр Николаев

Александр Васильевич Николаев - Усто Мумин


(1897—1957)

Восток издавна увлекал и волновал своими тайнами воображение европейских и русских художников.

Александр Васильевич Николаев — один из тех русских живописцев, для которых Восток стал всем содержанием творчества.

Художник родился в Воронеже, в семье военного инженера; окончил кадетский корпус в Сумах и рисовальную школу, в которой преподавал один из учеников Репина, однако посвятить свою жизнь искусству он решил только в 1918 году, когда в ровинциальный Воронеж приехал на гастроли филиал московского Свободного Театра. В декорациях его спектаклей юноше впервые открылся мир современного искусства. Вскоре Николаев отправился в Москву и поступил во Вхутемас, где проучился полтора года у Казимира Малевича, но учение было прервано мобилизацией и отправкой на фронт Гражданской войны. Только в 1920 году он вернулся к творчеству.

Вместе с группой художников и архитекторов Николаев отправился в Туркестан, где жил в разных городах: Андижане, Намангане Ташкенте. Вначале Поселился в Самарканде,в одной из келий старого медресе Шер-Дор. Его очаровал строго размеренный и одновременно необычайно красочный быт и вся многовековая культура среднеазиатского Востока. Николаев погружается в изучение мусульманской философии, поэзии и искусства, Он овладевает узбекским языком и даже принимает новое мусульманское имя Усто Мумин (буквально - кроткий мастер). Сюжеты своей живописи художник черпает из реальной жизни. Пишет он в это время на деревянных досках темперой.



Одна из лучших картин начала двадцатых годов - «Дутарист» (1923) написана в стиле, напоминающем стиль художников «Бубнового валета».

Наиболее характерен для стиля николаевских работ в двадцатые годы сплав современного видения с элементами искусства средневекового Востока, Древней Руси и итальянского Ренессанса XV века. Художник находит своего постоянного героя — из картины в картину через все его творчество проходит полный созерцательного лиризма и изысканной красоты образ узбекского юноши.

Он является в разных обличьях: то мальчика «бачи», музыканта и танцора на мужских пирушках, то юного «суфи» (последователя мистико-поэтического направления в мусульманской философии), образ, олицетворяющий в понимании художника весь Восток. Произведения этих лет: «Дутарист» (1923) «Суфи» (1924) «Дорога жизни». (1924) Наряду с масштабными (несмотря на весьма небольшие размеры самих картин) образами, Николаев пользовался в своей живописи языком миниатюры. Это маленькие доски с одним центральным изображением («Жених») или композицией, повторяющей схему икон с «клеймами» («История юноши «гранатовые уста»).

В самаркандский период Николаев много рисовал, иногда создавая подлинные шедевры, как, например, рисунок тушью «Мальчик - водоноша». В 1925 году художник переселяется в Ташкент и продолжает активно работать и в живописи, и в графике — сотрудничает в ряде журналов и газет, иллюстрирует книги узбекских писателей, пробует свои силы в монументальной живописи, создает театральные декорации и эскизы костюмов.

Творчество Николаева — яркая страница в истории искусства. В наши дни его художественное наследие сохраняет свою актуальность и притягательную силу и вдохновляет новые поколения художников.


Мальчик с перепёлкой
lu-chia
Сообщение #9 | Чт, 21.04.2022, 08:07
Группа: wing
Сообщений: 27559
https://u.to/ZM0fHA

Усто Мумин

Александр Николаев (30 августа 1897 — 27 июня 1957). В 1908-1916 годах Александр Николаев учился в Сумском кадетском корпусе близ Полтавы, затем в Уланском корпусе в Твери. В 1918 году посещал студию художника А. Бучкури в Воронеже. В 1919 году продолжил художественное образование во II-х Государственных Свободных художественных мастерских у К. Малевича в Москве. В этом же году был мобилизован на фронт. После демобилизации в 1920 году Николаева отправляют в Ташкент по мандату комиссии ТуркЦИКа (Туркестанский Центральный Исполнительный Комитет) для укрепления и развития культуры и искусства в Средней Азии. Николаев был покорен Востоком. Он глубоко и серьезно изучает культуру Востока. Традиции, народный быт, народные ремесла, природа Узбекистана на протяжении всей жизни неизменно вдохновляли художника и оказали влияние на все его творчество. После принятия мусульманства художник получил новое имя Усто-Мумин, что означает – Мастер Нежный. В своем творчестве прошел через увлечение супрематизмом (конец 1910-х — начало 1920-х), в середине 1920-х обратился к фигуративной живописи. Испытал влияние традиционного средне-азиатского искусства: книжной миниатюры, орнамента. Писал пейзажи, портреты, жанровые композиции. Во время работы главным художником Узбекского павильона на ВСХВ (Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка) в Москве в 1938 году Николаев неожиданно был арестован и заключен в тюрьму. Поначалу в тюрьме ему не разрешали заниматься живописью, что было для художника настоящей трагедией. Но уже в 1943 году Николаев получает Почетную Грамоту ЦИК (Центральный Исполнительный Комитет) Узбекской ССР за участие в создании Уйгурского театра. В последующие годы жизни А. Николаев вел активную творческую и общественную работу. Экспонировал работы на выставке «Старый Самарканд» в Самарканде (1924, совместно с В. И. Уфимцевым), художественной выставке в Астрахани (1924), юбилейной выставке искусства народов СССР в Москве (1927), 1-й выставке картин ташкентского филиала АХРР в Ташкенте (1928) и других. В 2006 в Ташкенте прошла ретроспективная выставка художника. Произведения Усто-Мумина находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном музее искусства народов Востока, Государственной Третьяковской галерее, Каракалпакском государственном музее искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте и других.


Мальчик с перепёлкой 2. 1921

Манюня


Рассказчик былин. 1930-е гг.



Мальчики с перепёлкой. 1921


Жених
lu-chia
Сообщение #10 | Пт, 27.05.2022, 10:02
Группа: wing
Сообщений: 27559
https://www.advantour.com/rus....ky.htm?

Игорь Витальевич Савицкий родился в Киеве в 1915 году, умер в Москве в 1984 году, похоронен на православном кладбище в Нукусе.О легендарном основателе Нукусского музея искусств в последние десятилетия написаны сотни статей, сняты неисчислимые интервью, документальные фильмы и телерепортажи на фоне популярности руководимого им в течении 18 лет музея. Поиск в интернете даст сотни материалов о его жизнедеятельности и персонажах его коллекции. Судьба этого собрания до сих пор будоражит мировое арт-сообщество.Стоит упомянуть, однако, что до начала 2000х годов воссоздание биографии самого Савицкого, а не только подопечных музею художников, было одним из вызовов для его учеников, т.к. при жизни он практически избегал откровений на тему личной жизни. Лишь очень близкий круг его друзей и однокурсников смогли поведать о некоторых обрывочных сведениях. Мы долгие годы собирали воспоминания о нем у родственников художников, к которым он приходил за картинами. Но это уже история 1970-начала 1980 х годов. До сих пор мы ведем эти поиски. Так, например, автору этих строк удалось посетить в 2018 году могилу близких родственников Игоря Витальевича, эмигрировавших в Ниццу после революции 1917 года. Семейное захоронение на русском кладбище Кокад позволило установить круг родственников Савицкого, который очень впечатляет. По линии матери, дочери расстрелянного в дни «красного террора» в Киеве в 1919 году, известного во всей Европе профессора Т. Д. Флоринского, оказались представители многих родовитых фамилий русской аристократии.Совсем недавно, в конце прошлого года нашлись следы второго дяди Игоря Савицкого, преподававшего всю жизнь в Стэнфордском университете США и похороненного в Швейцарии. Первый дядя, как мы сообщали в более ранних публикациях, был начальником протокольной службы Народного Комиссариата Иностранных дел, автором первого советского дипломатического протокола. Был арестован дважды и расстрелян в 1937 году, во время «чисток» советского дипломатического корпуса. Сведения о его захоронении в братской могиле Донского монастыря в Москве, стали достоянием гласности лишь недавно. Об этом, вероятно, не знал даже сам Игорь Витальевич, хотя и жил с матерью у него после переезда из Киева в МосквуУникальность Савицкого на этом поприще в том, что он, отбросив все установки и штампы, создал ни на что не похожий в те времена музей. Отказавшись от диктуемой руководящими органами модели «малых третьяковок», он создал музей по своему собственному пониманию.Метод массовости и монографичности, когда представлена вся «кухня» художника, от набросков до завершенных работ, целые школы и течения в искусстве начала ХХ века, отразился не только в отборе экспонатов, но и в их экспонировании. Все стены музея были увешаны картинами от пола и до потолка.Особая гибкость и его дар предвидения будущего, вкус и смелость в выборе новых имен и явлений в искусстве, отступление от закоснелых канонов музейного дела, дали свой результат и доказали не просто жизнеспособность, а правильность и оригинальность его концепций. Савицкий разыскал сотни имен, забытых и до сих пор неизвестных искусствоведам России и Ташкента. Такие художники, как В. Лысенко, Н. Тарасов, А. Ставровский , И. Штанге и др. представлены только в Нукусе.Когда-то Савицкий отчаивался говоря, что запертые на полках запасников картины, как в Освенциме, недоступны истинному ценителю из-за невежества чиновников, ограничивающих его деятельность, но в то же время он верил, что «наступят времена и будут к нам из Парижа приезжать специально посмотреть наш музей».И. В. Савицкий удостоен ряда правительственных наград, в том числе и ордена «Буюк Хизматлар Учун» в 2002 году посмертно. Ученики установили на его могиле памятник , выполненный ташкентским скульптором Д. Рузыбаевым , в виде символической скорбящей души искусства – мальчика, играющего на флейте. Многие визитеры со всех уголков планеты идут на могилу Савицкого после осмотра музея, чтобы отдать дань памяти великому собирателю ХХ века.
lu-chia
Сообщение #11 | Чт, 14.07.2022, 14:23
Группа: wing
Сообщений: 27559
Рахим Сафаров https://u.to/lYY3HA



«Танец с саламандрами». Холст, масло, 2012 годПодробнее: https://asiaplustj.info/ru....kusstvo
lu-chia
Сообщение #12 | Пт, 15.07.2022, 12:27
Группа: wing
Сообщений: 27559
Эрвин Гофман
https://u.to/E8I3HA

Гофман. Эрвин Адольфович. Этнический немец. Точные годы жизни не известны. Предоложительно, родился в 20-е, 30-е годы ХХ века. Известно, что со своей семьей переехал в Среднюю азию и обосновался в г. Лениннабад (ныне — Ходжент). Был крайне нелюдим. Сумасшедше талантлив. Будучи человеком духа — все страдания, выпавшие на долю народа «переплавил» в своих картинах. В них — от «счастливого» лучизма в стиле И. Ларионова, к осознанию ужасов войны. Посвящение его другу — В. Попкову, талант которого, будучи сам ярким мастером, ценил. Жизнь века в его работах!









Родился в Симферополе, Крым, в 1934. Закончил: «Уральское училище прикладного искусства», Нижний Тагил, 1951-55/56? Живописец, художник-график. Участвовал в выставках с 1961. Жил и работал в Ленинабаде, Таджикистан.

 
lu-chia
Сообщение #13 | Вт, 28.02.2023, 19:16
Группа: wing
Сообщений: 27559
Михаил Гайдукевич

https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post462865489/


Чайхана. 1925 г. 
Бумага, акварель, гуашь, тушь. 39 х 30 см.
lu-chia
Сообщение #14 | Вт, 28.02.2023, 19:18
Группа: wing
Сообщений: 27559

 Зима. 1929 г. Бумага, акварель. 22,5 х 21 см. 
Аукционный дом BonArt, Алма-Аты


Киргиз на лошади. 1929 г. Бумага, акварель. 13 х 11 см. 
Государственный музей Востока, Москва.
gaviota
Сообщение #15 | Вт, 21.11.2023, 18:14
Группа: wing
Сообщений: 224
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post499260142/ Усто Мумин










Жених


Чайханщик

Гребцы




Ракурсы » Взгляд » Авангард и из него вытекающее, 20 век » Туркестанский авангард
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: