Туркестанский авангард
|
|
| Сообщение #1 | Сб, 12.02.2022, 07:58 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27557
| https://u.to/IOf-Gw
Искусство Востока уникально. Оно кардинально отличается от Западного. Смыслом, содержанием, сутью. Способом передачи и изобразительным языком. Но диалог между Востоком и Западом существует. К «плодам» этого союза можно отнести творчество художников Туркестанского авангарда — закономерная линия развития широко известного и крайне популярного явления «Русский Авангард». Итак, к 10-м годам ХХ столения Россия переживает мощнейшее экономическое развитие. В Москве бурлит художественная жизнь, порождая все новые и новые течения, сторонники беспредметного искусства, а также всевозможных «-измов» проводят эпатажные выставки. Однако, период этот краткосрочен и уже с середины 20-х годов ХХ века Советская власть начинает «избавляться» от уже ненужного бунтарства, сложного и непонятного широким массам. Художники авангардных направлений признаются «формалистами». Перед ними встает выбор: либо менять себя, и работать в стиле, который впоследствии назовут социалистическим реализмом, либо лишиться всего — членства в образуемых союзах художников, мастерских, жилья, карточек на продукты… Многие художники сломались. Иные — были сломлены. Но были и те, кто сохранив себя — бежал от этих новых реалий. Физически уезжал. Кто — в Европу и Америку, а кто и на Восток. В те времена воображение манил таинственный Туркестан (территории современных Таджикистана, Узбекистана, Туркмении). И «беглецы», находившиеся под влиянием передовых направлений искусства, приехав в Среднюю Азию, оказываются в уникальной ситуации. Они видят сохранившиеся великолепные памятники средневековой архитектуры, старинные рукописи книг с миниатюрами, красочные изделия народных мастеров. Так, Туркестанский край становится для художников — авангардистов, приехавших из России «землей обетованной». Они могут здесь жить, творить, вдохновляться красками и традициями этой древней и великой земли. Авангардное искусство ХХ века известно и востребовано. Кандинского и Малевича, Гончарову, Ларионова, Шагала, Давида — знают все. Они уже получили всемирное признание. Но есть и другая часть. По определению крупнейшего специалиста в этой области Джона Боулта «Восточное крыло русского авангарда». Это — путешествие художников-авангардистов в таинственный и захватывающий мир Востока. Этих авторов много, мы можем говорить о целом явлении: Александр Волков (Мастер гранатовой чайхоны), Рувим Мазель, Кузнецов П.В., многие другие.. Наследние некоторых сохранилось. Наследние других — безвозвратно утеряно, разошлось «распылилось», кануло в небытие. Мне удалось найти одного из замечательных, почти неизветных, но тем не менее ярчайших представителей этого течения. Гофман. Эрвин Адольфович. Этнический немец. Точные годы жизни не известны. Предоложительно, родился в 20-е, 30-е годы ХХ века. Известно, что со своей семьей переехал в Среднюю азию и обосновался в г. Лениннабад (ныне — Ходжент). Был крайне нелюдим. Сумасшедше талантлив. Будучи человеком духа — все страдания, выпавшие на долю народа «переплавил» в своих картинах. В них — от «счастливого» лучизма в стиле И. Ларионова, к осознанию ужасов войны. Посвящение его другу — В. Попкову, талант которого, будучи сам ярким мастером, ценил. Жизнь века в его работах! Хочу чтобы его знали и помнили.
|
|
| Сообщение #2 | Пт, 18.02.2022, 08:39 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27557
| ТУРКЕСТАНСКИЙ АВАНГАРД - ВИКТОР ИВАНОВИЧ УФИМЦЕВ (1899–1964)
Пейзажный этюд. 1920-е. Картон, масло. 17,5х23,3 см. Омский ГМИИ им. М.Врубеля.
Женский портрет. 1920-е. Бумага, картон, гуашь, акварель.
Цыганки. Самарканд. 1923 г. Бумага, гуашь, карандаш, белила 31,5х39,7 см. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус
Пьеро. 1924 г. Бумага, акварель 35х21,5 см. Частное собрание.
К поезду. 1927 г. Холст, масло, аппликация 67,3х58,3 см. Государственный музей искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Караван. 1927 г. Холст, масло 51,4х65,5 см. Частное собрание, Москва.
|
|
|
| Сообщение #4 | Пн, 21.02.2022, 19:59 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27557
| «туркестанского авангарда» – Александра Волкова, Урала Тансыкбаева, Николая Карахана, Александра Николаева (Усто Мумина), Виктора Уфимцева, которые стремились выработать свой особый художественный язык для передачи пафоса созидательных перемен в Средней Азии. Специально для выставки в Москве впервые покинет Нукус картина Василия Лысенко «Бык», ставшая символом музея.
Дополняют тему «потерянного поколения» творчество тончайшего живописца Михаила Соколова; примитивистские работы Ефросиньи Ермиловой-Платовой; ученицы Павла Филонова - Алисы Порет; участников группы «13».
Будут представлены археологические экспонаты, часть которых была найдена при раскопках в Хорезме – одном из древнейших цивилизационных и культурных центров на территории Узбекистана. Экспозиция дополнена некоторыми археологическими памятниками, хранящимися в Государственном музее Востока в Москве, также найденными в Хорезме.
Иллюстрации к материалу - ГМИИ им. Пушкина: Виктор Уфимцев. К поезду. 1927 Алексей Подковыров. Голубой вечер в горах. Автопортрет. 1935 Урал Тансыкбаев. Портрет узбека. 1934 Николай Карахан. Выход на работу. 1934 Алексей (Алессио) Исупов. Восточное кафе. 1914–1921. Василий Лысенко. Бык.
Лосенко Бык
Лысенко Силы земные
Зеленый петух Лысенко
|
|
| Сообщение #5 | Пн, 21.02.2022, 20:00 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27557
| https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post429837716/
Имя «Василия Лысенко, странника и ясновидца, художника, одно время близкого к «Мастерам Нового Востока», ученика Казимира Малевича, раздавленного репрессиями и канувшего в Лету» вернул в историю искусств директор Нукусского музея искусств Игорь Витальевич Савицкий[3]. В 1972 году он привёз в музей из Ташкента две картины Лысенко, где и получили свои названия — «бык» и «автопортрет», так как авторских названий у картин не было. Только у картины «Бык» были авторская подпись и дата. Эта картина служит теперь своеобразной эмблемой Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого[3]. Позднее в музее появились ещё 4 работы Лысенко. Первые две картины были взяты И. В. Савицким у сестры художника Галины Александровны Лысенко. Имя художника — Евгений, так его назвала сестра. Достоверно пребывание художника в Узбекистане в 1920—1930-х годах. Данный факт подтверждён участием Лысенко в Первой республиканской художественной выставке в Ташкенте в 1932 г. в Центральной газете Узбекистана «Правда востока» его работы и ещё некоторых других участников выставки были раскритикованы, так как художники не увидели главного. Спустя несколько десятилетий в руках коллекционера из Санкт-Петербурга оказались работы Лысенко и в довольно большом количестве. Ирина Карасик отнеслась к появлению новых работ с профессиональной заинтересованностью, стала по существу серьёзным исследователем творчества художника. Нукусский музей активно пропагандирует своё собрание: «авангард остановленный на бегу..», «аврора», 1989, и "советское искусство 1920—1930-х годов из собрания Государственного музея искусств Каракалпакской АССР им. И. В. Савицкого, Л. «Аврора», 1991 г. В 2012 году вышел альбом «Евгений Лысенко» где репродуцировано более 200 произведений художника. Карасик изучила множество источников с целью обнаружения следов контактов, связей, упоминаний о Лысенко. Она обосновала свои свои выводы о профессиональной подготовке художника — об усвоении им супрематизма у Малевича, знакомством с методом «строения картины» Филонова. Мир произведений художника — это автопортрет мастера, его чувства, размышления, отражение личности. Частная коллекция произведений Лысенко — это его работы, выполненные с 1920 по конец 1950 годов. В собрании есть работы, написанные ранее реального времени: «коты» 1919 г., «волк в овечьей шкуре» 1919 г., «бараны» 1920 г., «святое семейство» 1925 г., «брачующиеся волки» 1931—1934 г. В творчестве Евгения Лысенко есть и прямые автопортреты: «моя мечта» 1931—1934 г., «автопортрет с цветами» 1950-е годы, «свидание в кафе» 1950-е годы.
|
|
| Сообщение #6 | Вт, 22.02.2022, 20:58 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27557
| Эрвин Гофман https://u.to/gMkFHA
https://asiaplustj.info/ru....kusstvo
|
|
| Сообщение #7 | Вт, 19.04.2022, 19:01 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27557
| овсем по-иному воспринял встречу с Востоком Александр Николаев. До приезда в Туркестан он был увлечен супрематизмом. Этого художника, проникшегося искусством Востока и даже принявшего мусульманство и новое имя Усто Мумин, можно считать авангардистом только с философской, а не изобразительной точки зрения. В "Радении с гранатом" 1923 года в иконной технике (темпера на доске) и с использованием иконной композиции (житийной иконы) в стилистике восточной миниатюры написан чувственный сюжет. Павел Щеголев — художник молодого поколения, о котором известно только, что он входил в "бригаду Волкова",— это еще один вариант туркестанского авангарда. На выставке представлены его монументальные полотна на пропагандистские сюжеты 1930-х годов (красноармейцы, строительство моста), в которых объемные, скульптурные формы фигур соседствуют с "космическим", плоскостным пейзажем. Зинаида Ковалевская, учившаяся в Ленинграде и приехавшая в Самарканд в 1930 году, представлена эскизами тюбетеек с вышивкой на агитационные сюжеты, Надежда Кашина и Елена Коровай, работавшие на Самаркандской изофабрике,— декоративными рельефами из папье-маше, созданными для украшения "красных чайхан". https://www.kommersant.ru/doc/1323103?
|
|
| Сообщение #8 | Ср, 20.04.2022, 19:58 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27557
| https://u.to/ZM0fHA Александр Николаев
Александр Васильевич Николаев - Усто Мумин
(1897—1957)
Восток издавна увлекал и волновал своими тайнами воображение европейских и русских художников.
Александр Васильевич Николаев — один из тех русских живописцев, для которых Восток стал всем содержанием творчества.
Художник родился в Воронеже, в семье военного инженера; окончил кадетский корпус в Сумах и рисовальную школу, в которой преподавал один из учеников Репина, однако посвятить свою жизнь искусству он решил только в 1918 году, когда в ровинциальный Воронеж приехал на гастроли филиал московского Свободного Театра. В декорациях его спектаклей юноше впервые открылся мир современного искусства. Вскоре Николаев отправился в Москву и поступил во Вхутемас, где проучился полтора года у Казимира Малевича, но учение было прервано мобилизацией и отправкой на фронт Гражданской войны. Только в 1920 году он вернулся к творчеству.
Вместе с группой художников и архитекторов Николаев отправился в Туркестан, где жил в разных городах: Андижане, Намангане Ташкенте. Вначале Поселился в Самарканде,в одной из келий старого медресе Шер-Дор. Его очаровал строго размеренный и одновременно необычайно красочный быт и вся многовековая культура среднеазиатского Востока. Николаев погружается в изучение мусульманской философии, поэзии и искусства, Он овладевает узбекским языком и даже принимает новое мусульманское имя Усто Мумин (буквально - кроткий мастер). Сюжеты своей живописи художник черпает из реальной жизни. Пишет он в это время на деревянных досках темперой.
Одна из лучших картин начала двадцатых годов - «Дутарист» (1923) написана в стиле, напоминающем стиль художников «Бубнового валета».
Наиболее характерен для стиля николаевских работ в двадцатые годы сплав современного видения с элементами искусства средневекового Востока, Древней Руси и итальянского Ренессанса XV века. Художник находит своего постоянного героя — из картины в картину через все его творчество проходит полный созерцательного лиризма и изысканной красоты образ узбекского юноши.
Он является в разных обличьях: то мальчика «бачи», музыканта и танцора на мужских пирушках, то юного «суфи» (последователя мистико-поэтического направления в мусульманской философии), образ, олицетворяющий в понимании художника весь Восток. Произведения этих лет: «Дутарист» (1923) «Суфи» (1924) «Дорога жизни». (1924) Наряду с масштабными (несмотря на весьма небольшие размеры самих картин) образами, Николаев пользовался в своей живописи языком миниатюры. Это маленькие доски с одним центральным изображением («Жених») или композицией, повторяющей схему икон с «клеймами» («История юноши «гранатовые уста»).
В самаркандский период Николаев много рисовал, иногда создавая подлинные шедевры, как, например, рисунок тушью «Мальчик - водоноша». В 1925 году художник переселяется в Ташкент и продолжает активно работать и в живописи, и в графике — сотрудничает в ряде журналов и газет, иллюстрирует книги узбекских писателей, пробует свои силы в монументальной живописи, создает театральные декорации и эскизы костюмов.
Творчество Николаева — яркая страница в истории искусства. В наши дни его художественное наследие сохраняет свою актуальность и притягательную силу и вдохновляет новые поколения художников.
Мальчик с перепёлкой
|
|
| Сообщение #9 | Чт, 21.04.2022, 08:07 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27557
| https://u.to/ZM0fHA
Усто Мумин
Александр Николаев (30 августа 1897 — 27 июня 1957). В 1908-1916 годах Александр Николаев учился в Сумском кадетском корпусе близ Полтавы, затем в Уланском корпусе в Твери. В 1918 году посещал студию художника А. Бучкури в Воронеже. В 1919 году продолжил художественное образование во II-х Государственных Свободных художественных мастерских у К. Малевича в Москве. В этом же году был мобилизован на фронт. После демобилизации в 1920 году Николаева отправляют в Ташкент по мандату комиссии ТуркЦИКа (Туркестанский Центральный Исполнительный Комитет) для укрепления и развития культуры и искусства в Средней Азии. Николаев был покорен Востоком. Он глубоко и серьезно изучает культуру Востока. Традиции, народный быт, народные ремесла, природа Узбекистана на протяжении всей жизни неизменно вдохновляли художника и оказали влияние на все его творчество. После принятия мусульманства художник получил новое имя Усто-Мумин, что означает – Мастер Нежный. В своем творчестве прошел через увлечение супрематизмом (конец 1910-х — начало 1920-х), в середине 1920-х обратился к фигуративной живописи. Испытал влияние традиционного средне-азиатского искусства: книжной миниатюры, орнамента. Писал пейзажи, портреты, жанровые композиции. Во время работы главным художником Узбекского павильона на ВСХВ (Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка) в Москве в 1938 году Николаев неожиданно был арестован и заключен в тюрьму. Поначалу в тюрьме ему не разрешали заниматься живописью, что было для художника настоящей трагедией. Но уже в 1943 году Николаев получает Почетную Грамоту ЦИК (Центральный Исполнительный Комитет) Узбекской ССР за участие в создании Уйгурского театра. В последующие годы жизни А. Николаев вел активную творческую и общественную работу. Экспонировал работы на выставке «Старый Самарканд» в Самарканде (1924, совместно с В. И. Уфимцевым), художественной выставке в Астрахани (1924), юбилейной выставке искусства народов СССР в Москве (1927), 1-й выставке картин ташкентского филиала АХРР в Ташкенте (1928) и других. В 2006 в Ташкенте прошла ретроспективная выставка художника. Произведения Усто-Мумина находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном музее искусства народов Востока, Государственной Третьяковской галерее, Каракалпакском государственном музее искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте и других.
Мальчик с перепёлкой 2. 1921
Манюня
Рассказчик былин. 1930-е гг.
Мальчики с перепёлкой. 1921
Жених
|
|
| Сообщение #10 | Пт, 27.05.2022, 10:02 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27557
| https://www.advantour.com/rus....ky.htm?
Игорь Витальевич Савицкий родился в Киеве в 1915 году, умер в Москве в 1984 году, похоронен на православном кладбище в Нукусе.О легендарном основателе Нукусского музея искусств в последние десятилетия написаны сотни статей, сняты неисчислимые интервью, документальные фильмы и телерепортажи на фоне популярности руководимого им в течении 18 лет музея. Поиск в интернете даст сотни материалов о его жизнедеятельности и персонажах его коллекции. Судьба этого собрания до сих пор будоражит мировое арт-сообщество.Стоит упомянуть, однако, что до начала 2000х годов воссоздание биографии самого Савицкого, а не только подопечных музею художников, было одним из вызовов для его учеников, т.к. при жизни он практически избегал откровений на тему личной жизни. Лишь очень близкий круг его друзей и однокурсников смогли поведать о некоторых обрывочных сведениях. Мы долгие годы собирали воспоминания о нем у родственников художников, к которым он приходил за картинами. Но это уже история 1970-начала 1980 х годов. До сих пор мы ведем эти поиски. Так, например, автору этих строк удалось посетить в 2018 году могилу близких родственников Игоря Витальевича, эмигрировавших в Ниццу после революции 1917 года. Семейное захоронение на русском кладбище Кокад позволило установить круг родственников Савицкого, который очень впечатляет. По линии матери, дочери расстрелянного в дни «красного террора» в Киеве в 1919 году, известного во всей Европе профессора Т. Д. Флоринского, оказались представители многих родовитых фамилий русской аристократии.Совсем недавно, в конце прошлого года нашлись следы второго дяди Игоря Савицкого, преподававшего всю жизнь в Стэнфордском университете США и похороненного в Швейцарии. Первый дядя, как мы сообщали в более ранних публикациях, был начальником протокольной службы Народного Комиссариата Иностранных дел, автором первого советского дипломатического протокола. Был арестован дважды и расстрелян в 1937 году, во время «чисток» советского дипломатического корпуса. Сведения о его захоронении в братской могиле Донского монастыря в Москве, стали достоянием гласности лишь недавно. Об этом, вероятно, не знал даже сам Игорь Витальевич, хотя и жил с матерью у него после переезда из Киева в МосквуУникальность Савицкого на этом поприще в том, что он, отбросив все установки и штампы, создал ни на что не похожий в те времена музей. Отказавшись от диктуемой руководящими органами модели «малых третьяковок», он создал музей по своему собственному пониманию.Метод массовости и монографичности, когда представлена вся «кухня» художника, от набросков до завершенных работ, целые школы и течения в искусстве начала ХХ века, отразился не только в отборе экспонатов, но и в их экспонировании. Все стены музея были увешаны картинами от пола и до потолка.Особая гибкость и его дар предвидения будущего, вкус и смелость в выборе новых имен и явлений в искусстве, отступление от закоснелых канонов музейного дела, дали свой результат и доказали не просто жизнеспособность, а правильность и оригинальность его концепций. Савицкий разыскал сотни имен, забытых и до сих пор неизвестных искусствоведам России и Ташкента. Такие художники, как В. Лысенко, Н. Тарасов, А. Ставровский , И. Штанге и др. представлены только в Нукусе.Когда-то Савицкий отчаивался говоря, что запертые на полках запасников картины, как в Освенциме, недоступны истинному ценителю из-за невежества чиновников, ограничивающих его деятельность, но в то же время он верил, что «наступят времена и будут к нам из Парижа приезжать специально посмотреть наш музей».И. В. Савицкий удостоен ряда правительственных наград, в том числе и ордена «Буюк Хизматлар Учун» в 2002 году посмертно. Ученики установили на его могиле памятник , выполненный ташкентским скульптором Д. Рузыбаевым , в виде символической скорбящей души искусства – мальчика, играющего на флейте. Многие визитеры со всех уголков планеты идут на могилу Савицкого после осмотра музея, чтобы отдать дань памяти великому собирателю ХХ века.
|
|
| Сообщение #11 | Чт, 14.07.2022, 14:23 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27557
| Рахим Сафаров https://u.to/lYY3HA
«Танец с саламандрами». Холст, масло, 2012 годПодробнее: https://asiaplustj.info/ru....kusstvo
|
|
| Сообщение #12 | Пт, 15.07.2022, 12:27 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27557
| Эрвин Гофман https://u.to/E8I3HA
Гофман. Эрвин Адольфович. Этнический немец. Точные годы жизни не известны. Предоложительно, родился в 20-е, 30-е годы ХХ века. Известно, что со своей семьей переехал в Среднюю азию и обосновался в г. Лениннабад (ныне — Ходжент). Был крайне нелюдим. Сумасшедше талантлив. Будучи человеком духа — все страдания, выпавшие на долю народа «переплавил» в своих картинах. В них — от «счастливого» лучизма в стиле И. Ларионова, к осознанию ужасов войны. Посвящение его другу — В. Попкову, талант которого, будучи сам ярким мастером, ценил. Жизнь века в его работах!
Родился в Симферополе, Крым, в 1934. Закончил: «Уральское училище прикладного искусства», Нижний Тагил, 1951-55/56? Живописец, художник-график. Участвовал в выставках с 1961. Жил и работал в Ленинабаде, Таджикистан.
|
|
| Сообщение #13 | Вт, 28.02.2023, 19:16 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27557
| Михаил Гайдукевич
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post462865489/
Чайхана. 1925 г. Бумага, акварель, гуашь, тушь. 39 х 30 см.
|
|
| Сообщение #14 | Вт, 28.02.2023, 19:18 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 27557
| Зима. 1929 г. Бумага, акварель. 22,5 х 21 см. Аукционный дом BonArt, Алма-Аты
Киргиз на лошади. 1929 г. Бумага, акварель. 13 х 11 см. Государственный музей Востока, Москва.
|
|
|