Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Взгляд » Авангард и из него вытекающее, 20 век » Михаил Матюшин и Елена Гуро
Михаил Матюшин и Елена Гуро
lu-chia
Сообщение #1 | Вт, 24.05.2022, 18:39
Группа: wing
Сообщений: 27718
Михаи́л Васи́льевич Матю́шин (1861, Нижний Новгород[1] — 14 октября 1934, Ленинград) — русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины XX века. Композитор футуристической оперы «Победа над Солнцем» (1913), прославившей Казимира Малевича.
В 1908—1910 годах Матюшин и его жена Елена Гуро входили в складывающийся круг русских кубофутуристов-«будетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников), они встречались в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге (ныне Музей петербургского авангарда на улице Профессора Попова, Петроградская сторона), там было основано издательство «Журавль», в 1910 вышел первый сборник кубофутуристов «Садок судей». До 1917 в этом издательстве Михаил Матюшин выпустил 20 футуристических книг.


Елена ГУРО. Портрет Михаила Матюшина. 1900 г. Рисунок.

Михаил Матюшин родился в Нижнем Новгороде. С 1894 по 1905 годы посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, затем — школу-студию Я. Ф. Ционглинского.

Матюшин считается одним из лидеров авангардизма 20-го века. К середине 1910-х годов у Матюшина образовалось собственное научно-философское видение изобразительного искусства — его он распространял среди своих учеников, со временем объединив их в художественную группу «Зорвед» («взор» и «ведать»).

В период работы Матюшина в ГИНХУКе (где он заведовал отделом органической культуры) группа «Зорвед» проводила исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета — то есть влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. Выводы из исследований фиксировались на таблицах, которые экспонировались на отчетных выставках отдела в ГИНХУКе в 1924, 1925, 1926 годах.

Рассказ об этом известном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других музеях России и стран дальнего зарубежья, а также в частных собраниях в нашей стране и за ее пределами, продолжает серию публикаций.

https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-318/?

https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post288554091 - Гуро
А тёплыми словами потому касаюсь жизни, что как же иначе касаться раненого? Мне кажется, всем существам так холодно, так холодно…

Елена Гуро. Из книги Небесные верблюжата, 1914

Отец Гуро был высокопоставленным военным, секретарём штаба Петербургского ВО и войск гвардии при в. кн. Владимире Александровиче, генерал-лейтенантом; дед по матери — педагог и детский литератор Чистяков; сестра Елены, Екатерина Низен, участвовала в публикациях футуристов.

В 1909 Елена Гуро издала первую книгу рассказов, стихов и пьес «Шарманка»; тираж при её жизни остался нераспроданным, и оставшиеся экземпляры поступили повторно в продажу после её смерти. К книге Гуро сочувственно отнеслись Вячеслав Иванов, Лев Шестов, Алексей Ремизов и Александр Блок, с которым Гуро была знакома лично (Гуро иллюстрировала его стихи в альманахе «Прибой») и который проявлял к её творчеству и личности постоянный интерес.
lu-chia
Сообщение #2 | Вт, 24.05.2022, 18:44
Группа: wing
Сообщений: 27718
Матюшин М.



«Беспредметность (Кристаллизация в пространстве)», 1915-1917 годы, холст, масло, 71,5 х 80 см., Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.
«Цвето-музыкальная конструкция», 1918 год, дерево, масло, 51 х 63 см., Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.


«Сиверская. Пейзаж со всех сторон», 1924 год, бумага, акварель, 22,2 x 34,3 см., частное собрание.


«Цветок человека», 1918 год, холст, масло, Государственный Русский музей.

Наделенный совершенным слухом, юный Михаил в шестилетнем возрасте научился по слуху подбирать и исполнять различные мелодии и песни, звучавшие вокруг, а в возрасте девяти лет сам смастерил скрипку, правильно ее настроив. Виртуозную игру юного самородка оценил приятель его старшего брата, который за руку привел его к Василию Юльевичу Виллуану (1850—1922), директору открывшейся в Нижнем Новгороде консерватории и основоположнику профессионального музыкального образования в этом волжском городе. После прослушивания мальчика без лишних разговоров сразу приняли в местную консерваторию на полный пансион, где его учителем стал помощник директора Николай Васильевич Лапин, мало уделявший своему юному ученику внимания, но зато определивший его в 1870 году хористом в церковный хори учителем певчих. В семилетнем возрасте Михаил самостоятельно выучился читать, писать и считать и увлекся рисованием, перерисовывая различные лубочные картинки и церковные иконы.
В 1874 году Михаил Матюшин вместе со старшим братом уехал в Москву, где в 1877 году поступил в Московскую консерваторию, обучаясь по классу скрипки. Все это время Матюшин не забывал и о своем увлечении живописью, занимаясь самостоятельно на натуре и копируя полотна старых мастеров. Ему было предложено поступать в Строгановское училище, но отсутствие средств на обучение вынудило его отказаться от поступления. Студент консерватории подрабатывал уроками музыки и настройкой роялей. Учеба дала ему знакомство с музыкальной классикой, а на репетициях он уже тогда делал первые попытки сформулировать для себя проблему синтеза «звучания и цветности». В 1881 году после окончания Консерватории Михаил переехал в столицу, где сумел выдержать конкурс на место скрипача Придворного оркестра и был принят на службу в Придворный оркестр Санкт-Петербурга.
lu-chia
Сообщение #3 | Вт, 24.05.2022, 18:49
Группа: wing
Сообщений: 27718
С 1894 по 1903 год Матюшин посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, затем с 1903 и по 1905 год — школу-студию Яна Францевича Ционглинского (1858—1913), а с 1906 и по 1908 год — студию Елизаветы Николаевны Званцевой (1864—1921), занимаясь у Мстислава Добужинского (1875—1957) и Леона Бакста (1866—1924). В студии Ционглинского Матюшин познакомился со своей второй женой, художницей Еленой Гуро (1877—1913), впоследствии оказавшей большое влияние на все его творчество. Всемирная выставка в Париже, на которой побывал Матюшин в 1900 году, подарила ему незабываемые эмоции. В своей автобиографии он отмечал «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, «Завтрак на траве» Эдуарда Манэ, работы Клода Моне и Эдгара Дега. Особо выделял полотна итальянского импрессиониста Джованни Сегантини.



«Лахта», 1920 год, бумага, акварель, 22 х 22 см., Художественный музей им. братьев А.М. и В.М. Васнецовых, Вятка (Киров).


«Композиция на смерть Елены Гуро», 1918 год, бумага, акварель, 27 x 38,4 см., Государственный Русский музей.


Портрет М.И. Патцак, первой жены художника. 1900-е. Бумага, акварель. Частное собрание.


Дерево. 1909 г. Иллюстрация к книге «Творческий путь художника». Типографский оттиск. 1934 г.


Дорога. 1909 г. 


Кипарис. 1909 г. Холст, масло. 60х41 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.


Золотые облака (природная фрактальная геометрия). 1909 г. Холст, масло. 15,5х34,5 см. Собрание А. Еремина, Москва.
lu-chia
Сообщение #4 | Вт, 24.05.2022, 18:50
Группа: wing
Сообщений: 27718
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post431592081
lu-chia
Сообщение #5 | Вт, 24.05.2022, 19:00
Группа: wing
Сообщений: 27718
Гуро

В истории русского авангарда нет другого такого художника, для которого литература, поэзия и живопись были бы так неотторжимо слиты, как это было у Елене Гуро. О ней нельзя говорить только как о художнике или как о поэте, авторе дневников или же катализаторе художественных идей. Она не создала системы или школы, не попала в силки какой-либо, пусть собственной, художественной платформы, но взгляды и личность Гуро оказывали влияние на художников и поэтов, окружавших ее, и во многом определяли концепции по крайней мере двух художественных группировок - "Союза молодежи" и "Гилей".Полевые мои Полевунчики,Что притихли? Или невесело?
— Нет, притихли мы весело -
Слушаем жаворонка.

Полевые Полевунчики,
Скоро ли хлебам колоситься?
— Рано захотела — еще не невестились.

Полевые Полевунчики,
что вы пальцами мой след трогаете?
— Мы следки твои бережем, бережем,
а затем, что знаем мы заветное,
знаем, когда ржи колоситься.

Полевые Полевунчики,
Что вы стали голубчиками?
— Мы не сами стали голубчиками,
а знать тебе скоро матерью быть -
То-то тебе свет приголубился.

Тринадцати лет Гуро поступила в Рисовальную школу при ОПХ в Петербурге. В 1903-05 годах посещала студию художника импрессионистического толка  Ционглинского. Там она познакомилась с талантливым музыкантом и живописцем, а впоследствии и теоретиком искусства Матюшиным, ставшим ее другом и единомышленником. В 1906-07 они вместе посещают художественную школу Званцевой (располагавшуюся в том же петербургском доме, что и знаменитая "башня" поэта Вячеслава Иванова), где преподавали такие мастера модерна, как  Добужинский и Бакст.


Е.Гуро . Матюшин у окна

1900-е. Холст, масло. Музей петербургского авангарда. Дом М.В. Матюшина, Санкт-Петербург.


Женщина в платке
«Женщина в платке (Скандинавская царевна)», 1910.Гордо иду я в пути.
      Ты веришь в меня?
Мчатся мои корабли
      Ты веришь в меня?
Дай Бог для тебя ветер попутный,
      Бурей разбиты они -
Ты веришь в меня?
      Тонут мои корабли!
Ты веришь в меня!
      Дай Бог для тебя ветер попутный!
1913

Натюрморт на фоне пейзажа


Утро великана


Осенний сон , 1911
lu-chia
Сообщение #6 | Чт, 26.05.2022, 10:17
Группа: wing
Сообщений: 27718

Автопортрет. 1900-е. Холст, масло. Музей петербургского авангарда. Дом М.В. Матюшина, Санкт-Петербург



Кристалл. 1919-1920 гг. Холст, масло. 68х50 см. Государственная Третьяковская галерея.



Композиция с цветами. 1919 г.

https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post431592081
Ракурсы » Взгляд » Авангард и из него вытекающее, 20 век » Михаил Матюшин и Елена Гуро
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: