Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Взгляд » Авангард и из него вытекающее, 20 век » Степанова и Родченко
Степанова и Родченко
lu-chia
Сообщение #1 | Чт, 26.05.2022, 17:55
Группа: wing
Сообщений: 27559
https://u.to/aQArHA Степанова

https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post483623354/ 2-я часть

https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post483673260/ 3-я часть
lu-chia
Сообщение #2 | Пн, 30.05.2022, 09:13
Группа: wing
Сообщений: 27559
https://u.to/HzksHA Родченко

Александр Михайлович Родченко (1891-1956) - советский художник, график, фотограф, дизайнер, скульптор, плакатист и педагог. Один из признанных творцов русского авангарда, классик конструктивизма, пионер дизайна и новой фотографии. Родился в Санкт-Петербурге в семье театрального бутафора и прачки. После переезда семьи в Казань закончил Казанскую художественную школу, где встретил свою будущую жену и творческого соратника – Варвару Степанову. В 1916 году переехал в Москву и поступил в Строгановское училище. Был одним из организаторов профсоюза художников-живописцев. С 1918 по 1921 год работал в отделе ИЗО Наркомпроса, параллельно создавая первые серии своих работ, связанные с линией и плоскостью. В 1921 году он сменил Василия Кандинского на посту председателя Института художественной культуры.

Александр Родченко родился 23 декабря (5 декабря по новому стилю) 1891 года в Санкт-Петербурге здании театра на Невском проспекте в семье театрального бутафора Михаила Михайловича Родченко (1852-1907) и прачки Ольги Евдокимовны Палтусовой (1865-1933). С ранних лет мальчик был связан с миром искусства: семья жила над театром, поэтому на улицу они выходили через сцену. «Закулисная жизнь» быстро наскучила ему, идти по стопам отца он не хотел. Да отец и сам надеялся, что сын получит «настоящую» профессию. После переезда в 1901-м году в Казань Родченко стал учиться на зубоврачебного техника и несколько лет работал по специальности, но врачебное дело было ему не по душе.

В 1911-м году Родченко бросил профессию, чтобы стать вольнослушателем в Казанской художественной школе. У юноши не было свидетельства об образовании после четырех классов церковно-приходской школы, поэтому он не мог поступить на полное обучение. Тем не менее через год успешной учебы вольнослушатель Родченко сдал экзамены и поступил в класс живописи. В Казанской художественной школе он проучился с 1911 по 1914 год, одновременно подрабатывая уроками и оформительскими работами для Казанского университета. Среди преподавателей особенно ценил Н.И. Фешина. Любимыми художниками были Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Обри Бердслей и японцы Утамаро и Хокусай.
«Казанская художественная школа отличалась большой терпимостью ко всяким новаторствам своих студентов. Правда, в этой глубокой провинции наша „левизна“ была очень относительной. Например, мы, т.е. Никитин и я, писали одновременно под Врубеля и Гогена, „левее“ до нас не доходило» (Из воспоминаний А. Родченко).

В 1913-м году в училище Родченко познакомился с Варварой Степановой, своей будущей женой и соратницей. Варвара, увлеченная модерном и экспериментами с формой и цветом, вместе с мужем в будущем станет у истоков конструктивизма. Они будут организовывать выставки, участвовать в художественных объединениях, искать и развивать свой стиль.
«У нас будет фантастическая обстановка, не правда ли, Нагуатта, мы будем жить странно? Действительность сделаем грезой, а грезу — действительностью... Жить в своем собственном мире, где нет никого, кроме нас!» Так писал Родченко своей возлюбленной во время долгой разлуки, когда Степанова одна уехала покорять Москву. С тех пор в переписке Варвара всегда оставалась в образе королевы Нагуатты, а Родченко - Леандра Огненного. В минуты разлуки они писали друг другу сонеты в патетическом возвышенном стиле, используя символы и метафоры, создавая в стихах свой собственный мир.
В будущем супруги будут работать как единый творческий организм, вдохновляя друг друга в авангардной репортажной фотографии и в агитационной моде и текстиле, в которой работала Варвара. Художница придумывала орнаменты для повседневной одежды и разрабатывала практичную форму для рабочих. Где бы ни жили Родченко и Степанова, их дом становился творческой мастерской, пространство напоминало производственный цех, где каждый день создавалось что-то новое, производились «опыты для будущего».

В конце 1915-го года вслед за возлюбленной Александр Родченко переехал в Москву, где поступил в Строгановское училище, откуда был призван на военную службу. После демобилизации через общих друзей молодой живописец познакомился с Владимиром Татлиным, одним из ведущих московских авангардистов. Тогда Татлин организовывал футуристическую выставку «Магазин» и предложил Родченко поучаствовать в ней в обмен на помощь в организации. Это стало первой экспозицией художника.
Организуя выставку, Родченко общался и с другими знаменитыми художниками. Однако супрематисты во главе с Казимиром Малевичем, с его глубокими философскими идеями о чистом искусстве и игрой геометрических фигур и оттенков на полотнах, живописца не впечатляли. Отталкивали идеалиста Родченко неискренность и самовлюбленность Малевича. Концептуальный подход его живописи привлекал его меньше, чем монументальные скульптуры Татлина, в которых форма была важнее содержания, а практичность становилась основой произведения.

Александр Родченко начал преподавать во ВХУТЕМАСе — на Высших художественно-технических мастерских. Преподаватели-конструктивисты обучали «производственному искусству»: учили проектировать многофункциональные предметы, используя возможности формы и трансформирующейся структуры. Красота нового искусства рождалась из практичности и удобства. Многие выпускники курсов ВХУТЕМАС стали ведущими советскими дизайнерами.
lu-chia
Сообщение #3 | Пн, 30.05.2022, 09:24
Группа: wing
Сообщений: 27559

А.М. Родченко (1981-1956). Портрет матери. 1909 г. Бумага, цветные карандаши. 
17,5 х 14 см. Собрание дочери художника В.А. Родченко.  

А.М. Родченко (1981-1956). Танцовщицы. 1913-1914 гг. Бумага, акварель. 


А.М. Родченко (1981-1956). Мужская фигура. 1916 г. Бумага на картоне, масло. 45х 30 см. 
ГМИИ им. А.С. Пушкин, Отдел личных коллекций.


А.М. Родченко (1981-1956). Фигура. 1915 г. Холст, масло. 
ГМИИ им. А.С. Пушкин, Отдел личных коллекций. 


Портрет Варвары Степановой. «Очарованный паж». 1915 г. 
Картон, масло. 35,3 х 36,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций. 


 Рисунок циркулем и линейкой (1). 1915 г.
lu-chia
Сообщение #4 | Пн, 30.05.2022, 09:45
Группа: wing
Сообщений: 27559

Без названия (Линейно-циркульная композиция). 1915 г. 
Бумага, акварель, перо, черная тушь. 29,5 х 20 см. Институт искусств, Чикаго. 


 Необъективная композиция. 1917 г.  


Композиция. 1917 г.


 Композиция. 1917 г. Бумага, гуашь, перо, тушь. 
44 х 38 см. Б. Галерея Гмуржинска, Цюрих. 


Портрет В.Е. Татлина. 1913 г. Холст, масло. 89 х 72 см. 
Центр Жоржа Помпиду, Париж.  


Композиция. 1918 г. Холст, масло. 71 х 62,3 см. 
Пермская художественная галерея. 


1919 Композиция № 66 (86). Плотность и вес. 
1918 г. Холст, масло. 122,3 х 73 см. Государственная Третьяковская галерея.
lu-chia
Сообщение #5 | Пн, 30.05.2022, 09:47
Группа: wing
Сообщений: 27559

Футболист


 Реклама «Моссельпрома». Конкурсный проект 
газетного киоска. Девиз «Бизиакс». Будущее - единственная наша цель. 
1919 г. Бумага, черная и цветная тушь. 53,2 x 34,3 см. ГМИИ им. А.С. Пушкин, 
Отдел личных коллекций.
lu-chia
Сообщение #6 | Пн, 30.05.2022, 09:51
Группа: wing
Сообщений: 27559
Александр Михайлович Родченко (1891-1956) - «Великий экспериментатор», по определению коллекционера Георгия Костаки. Продолжая поиски в области кубофутуристической и беспредметной живописи, высоко оценивая К.С. Малевича и В.Е. Татлина (которого в молодости считал своим учителем), с 1917 по 1921 год создал оригинальную радикальную систему абстрактного искусства, основанную на геометрической структуре и минимальных средствах выразительности, вошел в число авторитетных мастеров русского авангарда 1920-х годов.


 Один из первых рекламных плакатов «Техника-Триумф». 
1919-1920 гг. Колллаж. 28,3 x 23,5 см. Консорциум пяти колледжей и исторического
музея Дирфилда, штат Массачусетс, США


Живописная композиция на черном фоне III. 1920 г. 


Фигура в круге. 1920-1922 гг. 


Александр Родченко перед своими висящими конструкциями. 
Фотография Михаила Кауфмана, 1924 г. 

Помимо живописи и графики Родченко занимался пространственными конструкциями. Первый цикл - «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) из плоских картонных элементов, второй - «Плоскости, отражающие свет» (1920-1921), свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий - «По принципу одинаковых форм» (1920-1921), пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединённые по комбинаторному принципу. В 1921 Родченко подвёл итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству».
lu-chia
Сообщение #7 | Пн, 30.05.2022, 09:58
Группа: wing
Сообщений: 27559
Родченко первым стал делать фотоколлажи и фотомонтажи в СССР: для коллажа он брал вырезки из журналов, а для монтажа специально снимал фотографии. Преимущество фотоколлажей и плакатов для авангардиста было очевидно: лаконичность и яркость, широкий выбор материалов и композиционных возможностей. Для Родченко это стало той самой новой индустриальной тематикой, о которой он мечтал. Искусство, неограниченное для экспериментов и практично используемое в обществе.


Обложка журнала «Кино-фот». 1922 г. № 4. 
На снимке В. Маяковский в роли поэта Ивана Нова в фильме 
«Не для денег родившийся», 1918 г.


Б. Арватов. О Маяковском. Обложка А. Родченко. Издание ЛЕФ, 1923 г. 


А.М. Родченко (1891-1956). Обложка книги «Маяковский улыбается. Маяковский смеется. 
Маяковский издевается». Издательство «Круг», Москва, 1923 г. 


А.М. Родченко (1891-1956), Варвара Степанова (1894-1958). «Печать наше оружие». 
Текст В. Маяковского. 1923 г. Государственный музей В. Маяковского, Москва.


Проект чайного трактирного сервиза. Реконструкция. 
По заказу керамического факультета ВХУТЕМАСа. 1922 г.

 Иллюстрация к поэме В. Маяковского «Про это». 1923 г. 
Фотомонтаж на бумаге, наклейка, черная и красная тушь, розовая бумага. 42,5 x 32,5 см. 
Музей В. Маяковского, Москва. 
«И это стоит столетья
как было.
Не бьют 
и не тронулась быта кобыла…»
lu-chia
Сообщение #8 | Пн, 30.05.2022, 10:03
Группа: wing
Сообщений: 27559

А.М. Родченко (1891-1956), В.В. Маяковский (1893-1930). Плакат. Окна РОСТА. Освобождение Крыма.
«Враг последний готов!». 1920-1923 гг. 



А.М. Родченко (1891-1956). Ленгиз. Книги по всем отраслям знания. Рекламный плакат для 
ленинградского отделения Госиздата. 1925 г. Фотобумага на картоне, гуашь. 63 х 88 см. 
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций.

Шахматный стол для «Рабочего клуба» на фоне линейных композиций. 1925 г. 
Реконструкция. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций.
lu-chia
Сообщение #9 | Пн, 30.05.2022, 10:07
Группа: wing
Сообщений: 27559
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post491599615/ 1-я часть

https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post491659839/ 2-я часть

https://www.liveinternet.ru/users/marginalisimus/post491795995/ 3-я часть

https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post491792784/ - 4я часть
Ракурсы » Взгляд » Авангард и из него вытекающее, 20 век » Степанова и Родченко
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: