Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Взгляд » Авангард и из него вытекающее, 20 век » Александр Волков
Александр Волков
lu-chia
Сообщение #1 | Чт, 14.07.2022, 16:08
Группа: wing
Сообщений: 27555


Александр Николаевич Волков. Персиянка, 1916 г. ГМВСмуглые девушки - маки зацветшие,
Грудь их - в корзинах гранаты созревшие,
Смех - хороводы звенящих пиал,
К солнцу поднявшийся край,
О Нанай-Нанай!
(стихи Александра Волкова)


(фрагмент)

Два цветка на фоне гор, 1914 г. Фонд Марджани:



http://life-on-earth.ru/khudozh....86-1957
lu-chia
Сообщение #2 | Чт, 14.07.2022, 16:08
Группа: wing
Сообщений: 27555
Александр Волков 

* * *
В чайхане над родниками
Верят в рыб, ушедших в землю,
И, прикрыв виски руками,
 Плеску струй часами внемлют.


 (А.Н.Волков)

https://u.to/WTUFHA

Художник, один из основоположников современного искусства Средней Азии.
Заслуженный деятель искусств УзССР(1941).
Народный художник УзССР(1946).
Родился в 1886 году в городе Скобелев - нынешней Фергане в семье гарнизонного врача. Детство его прошло в Туркестане. В 1905 году после окончания Оренбургского кадетского корпуса, он поступил в Петербургский университет. Учась на естественном факультете Петербургского университета, он одновременно посещал класс мастера бытового жанра В. Е. Маковского в АХ (1908-10). Решающее влияние на судьбу будущего художника оказал Н. К. Рерих.
Проучившись несколько лет в университете, он оставил его поступив учится в мастерскую акварелиста Д. И. Бортникера, затем в Высшее Художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт — Петербурге. Продолжил учебу в Киевском художественном училище (1912- 16) у крупнейшых мастеров-монументалистов Ф. Г. Кричевского и В.К.Менка,постигал законы монументальной живописи. Он увидел неограниченные возможности образного обобщения в величественных мозаиках древней Софии Киевской. Его заворожила символика росписей М. А. Врубеля в Кирилловском монастыре. Под их влиянием художник создал свои первые самостоятельные работы.
Большое влияние на судьбу будущего художника оказали занятия в частной школе М. Д. Бернштейна, где преподавали Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, скульптор Л. В. Шервуд (1910 -1911).Вернувшись в 1916 г. на родину, в Среднюю Азию (Ташкент), Волков, преподавал в Ташкентском художественном училище (1916-19).
Творческая жизнь Волкова была чрезвычайно активна.В 1920, 1921, 1922 годах в Ташкенте состоялись персональные выставки художника.В 1923 году такая выставка состоялась в Москве, вызвавшая многочисленные отклики в прессе, отмечавшие талантливость и неординарность живописного языка художника, его любовь к Востоку, а в 1934 году работы художника представляли искусство Узбекистана на выставке в Филадельфии (США).
В 1918 году А.Волков стал первым директором созданного в Ташкенте Государственного художественного музея. Художник активно занимается педагогической работой - преподает в Туркестанской Краевой народной художественной школе, на педагогическом факультете Туркестанского университета, ведет занятия композиции в изостудии. С 1929 по 1941 год он преподает в Ташкентском художественном техникуме - позднее Республиканском художественном училище, работает художником декоратором в студии Рабочего театра.В 30-е годы А.Волков становится «вождем монументализма», организуется «Бригада Волкова».
В ее состав входили У.Тансыкбаев, Б.Хамдами, Н.Карахан, А.Ташкенбаев, Ч.Ахмаров, П.Щеголев, А.Венедиктов, А.Подковыров.Бригадой художники выезжали на новостройки и в самые отдаленные уголки Узбекистана, создавая тематические полотна, устраивая отчетные выставки, встречи и творческие дискуссии.
Волшебную по цвету, как будто горящую и горячую «Гранатовую чайхану» Александр Волков написал в 1924 г., в середине жизни, когда был уже сформировавшимся художником. В этой картине была соблюдена идеальная и органичная для него мера условности изображения. Фигуры трех склонившихся над белым чайником героев сложены из треугольников, которые не расчленяют пространство, как у кубистов, а собирают его в четком ритме. Живописная условность представляет традиционное восточное чаепитие как таинство, влекущее зрителя, но непостижимое для его понимания. И чалмы у героев как нимбы, и лица как лики, и слишком уж таинственно сгущена атмосфера вокруг них. И эта тайна вместе со светоносным цветом превращают «Гранатовую чайхану» в одну из лучших картин русской живописи.
Впечатляющая цветовая энергия сохраняется и в волковских вещах, написанных по программе соцреализма. Шумный, пронзительно яркий мир Востока, опаленный жгучим солнцем, оживает в его серии "Горный кишлак" (1926-27). Волшебную по цвету, как будто горящую и горячую Сцены колхозного труда обретают у него подобие эпических фресок (Девушки с хлопком, 1932). Волков пишет колхозные стройки и сбор урожая, но и в этих картинах сохраняет условность рисунка, яркую красочность, четкий ритм и ощущение Востока как места особого, веками сложившегося уклада жизни. Колхозники у него не становятся героями-энтузиастами, они и во время уборки хлопка словно погружены в транс и на тракторе хранят недоступную пониманию европейца невозмутимость. Своим лаконизмом, чистым цветом, монотонным ритмом произведения Волкова напоминают восточные ковры. Серьезно изучая национальные особенности узбекской музыки и прикладного искусства, художник стремился перенести их традиционные мотивы на свои полотна. В изображениях панорамы старого города он использовал законы условной перспективы восточной миниатюры. В конце 1920-х гг. Волков отошел от внешнего декоративизма и обратился к более сложному изображению натуры. Художественные импровизации живописца были посвящены жизни и быту Узбекистана. Он писал все, что видел, - людей, памятники старины, природу, но произведения эти перерастали значение жанровых сценок, превращаясь в сказочно прекрасные живописные поэмы о Средней Азии. Художник достиг редкой интенсивности звучания цвета, соединяя в своих натюрмортах темперную краску и масляную. Требования, предъявлявшиеся к советскому искусству в 1930-е гг. (среди них в первую очередь - большая конкретность изображения), Волков принял с трудом.
Он поставил перед собой задачу: "...не утрачивая насыщенности тона и большой красочности, свойственной моим прежним исканиям, дать простые и понятные картины, связанные с современностью". Его картинам этого периода присуще монументально-эпическое начало. Он пишет новостройки, хлопковые поля, портреты тружеников ("Штурм бездорожья", 1932; "Колхозник", 1933; "Утро в Шахимардане", 1934, и др.). Волков стал вдохновителем рождения декоративно-монументальной живописи в Средней Азии. Вместе с бригадой художников он расписывал здания, оформлял праздники. Своим творчеством и педагогической работой Волков оказал значительное влияние на становление современного национального узбекского искусства. Смелые, неожиданные работы А.Волкова всегда вызывали множество бурных споров до самых последних дней его жизни.Он оставил прекрасный добрый клад в виде своих произведений родной земле, своему народу, страстную любовь к которым он воплотил в своем творчестве.Сегодня его произведения представлены в лучших музеях мира, входят состав самых престижных выставок.Не раз ошельмованный за «формализм» и в 1946 отстраненный от преподавания в Ташкентском художественном училище (где он работал с 1929), мастер, однако, и в поздний период создал немало примечательных вещей – в частности, по-своему уникальный, «неофициально»- экспрессионистский образ войны, картину Пиета (1944, собственность семьи художника, Москва). Он был сильным и во многом талантливым человеком - всю жизнь писал стихи, пел, любил долгие пешие походы. А потому и сохранил свою личную и профессиональную независимость. Своим творчеством и педагогической работой Волков оказал значительное влияние на становление современного национального узбекского искусства.
Назым Хикмет в 1959 г  писал о художнике: «Говорят, он не знал узбекского языка, но зато он очень хорошо умел рисовать по-узбекски!..» Феномен русско-азиатского художника А. Н. Волкова заключается именно в том, что его творчество и его лучшие произведения важны для истории искусства Узбекистана и для истории формирования национальной туркестано-узбекской школы живописи.Этот замечательный живописец, педагог и поэт стал легендой в истории искусства Узбекистана.Он вошел в плеяду художественных индивидуальностей, заложивших основы узбекского изобразительного искусства в 20-40-х годах XX века.Именно А.Н.Волкову, благодаря его творчеству, было суждено создать связующий мост между стилистической эволюцией изобразительного искусства Западной Европы и России первой четверти XX века и художественной культурой и народным искусством Узбекистана. Он оставил прекрасный добрый клад в виде своих произведений родной земле, своему народу, страстную любовь к которым он воплотил в своем творчестве.Сегодня его произведения представлены в лучших музеях мира, входят состав самых престижных выставок.Умер Волков в Ташкенте 17 декабря 1957. Место захоронения:Кл№1(Боткинское).
lu-chia
Сообщение #3 | Чт, 14.07.2022, 16:08
Группа: wing
Сообщений: 27555
https://u.to/UDYFHA





Гранатовая чайхана 1924




 Певцы узбеки. 1927 (ГМИ Уз)







lu-chia
Сообщение #4 | Чт, 14.07.2022, 16:09
Группа: wing
Сообщений: 27555
https://u.to/kWAfHA  - Александр Волков
  https://www.liveinternet.ru/users/4652778/post251554380 

https://u.to/UWEfHA

Мы здесь только кочевники –
Верблюд, да юрта, да степь.
Горы – лучеприемники –
Земляного счастья цепь.
К чему многоэтажности –
Горы все-таки выше.
Земля не стерпит жадности,
Выбросит все лишнее…
( Из книги «Дорога в горы», 1923 – 1924)


Звон верблюжьих колокольчиков


Беседа под веткой граната


Арба


Беспредметная композиция


Беспредметная композиция
lu-chia
Сообщение #5 | Чт, 14.07.2022, 16:09
Группа: wing
Сообщений: 27555

Пейзаж. Горная мозаика.
А.Волков
lu-chia
Сообщение #6 | Чт, 14.07.2022, 16:09
Группа: wing
Сообщений: 27555
А.Волков


Узбекский праздник. (1927) бумага, темпера


Чайханщик. (1926) бумага, итальянский карандаш


Кишлак Шахимардан, пионеры. (1930) бумага, цветные карандаши


Игра в ашички. (1926) бумага, пресованный уголь


Старейший в колхозе. (1930) бумага, карандаш
lu-chia
Сообщение #7 | Чт, 14.07.2022, 16:09
Группа: wing
Сообщений: 27555
Александр Волков

 В 1923 году в Туркестанском университете в Ташкенте вновь проходит показ работ А.Н. Волкова на его Третьей персональной выставке. Стоит упомянуть, что 14 картин с первых трех персональных выставок художника были приобретены Среднеазиатским художественным музеем (ныне Государственный музей искусств Узбекистана). Они-то и положили задел будущей солидной коллекции волковских произведений в Ташкенте, насчитывающей около 130 работ в живописи и графике.

Третья экспозиция стала своего рода заявкой на персональную выставку в Москве. И выставка эта состоялась, причём, при содействии Сергея Есенина, с которым, как упоминалось в первой части очерка, Волков встречался весной 1921 года, во время пребывания поэта в Ташкенте. Есенин называл его «имажинистом в живописи». О встрече двух мастеров рассказывает в статье «Поэт среди художников, художник среди поэтов», опубликованной в журнале «Звезда Востока» (1999, № 6), знаток истории Туркестанского края, Научный сотрудник Музея Сергея Есенина Б. А. Голендер: «Во время своего приезда в Туркестан великий русский поэт побывал в мастерской ташкентского живописца на улице Садовой, 10 вместе с Александром Ширяевцем. А. Волков пишет в своих воспоминаниях о С. Есенине: «Часа три сидели мы все вот так на полу. Вдруг Есенин нервно вскочил, прислонился к стене и стал читать прекрасным звонким голосом. После этого пошли с ним в старый город… Да, что-то было в нём странное. В 1921 году приехал в Ташкент, неожиданно… Я тогда писал картину «Свидание». Углы глаз и дуги бровей, круг солнца… Есенину нравилось». Спустя два года С. Есенин помог А. Волкову организовать персональную выставку в Москве, получившую большой резонанс.

…В фондах Государственного музея С. Есенина в Ташкенте хранится макет намеченного к изданию сборника стихов туркестанских поэтов, предположительно датируемый 1923 годом, в который включены неизвестным составителем наряду со стихами Александра Ширяевца, Дмитрия Кирьянова и других популярных в то время поэтов Ташкента четыре стихотворения Александра Волкова. Следовательно, уже тогда он был известен и как поэт. Но при жизни А. Волкова его стихи не публиковались. Лишь в 1968 году в журнале «Звезда Востока» изданы впервые одиннадцать волковских стихотворений и девять четверостиший. Они же были перепечатаны в известной книге М. И. Земской «Мастер «Гранатовой чайханы», вышедшей в 1975 году в Москве».В 1923 году А.Н. Волков привёз в пролетарскую столицу 120 работ, которые были показаны в клубе Университета трудящихся Востока. Свойственные его картинам динамические ритмы были близки футуристическим устремлениям. Поэтому, увидев как то на улице Москвы Владимира Маяковского, он подошел к первому поэту пролетарской России и представился: «Я художник Александр Волков. Можно на вас посмотреть?» — Маяковский остановился: «Вот он я — весь, как на ладони!» Узнав об этой встрече из рассказа сына Александра Николаевича, Александра Волкова, невольно вспомнила строки Маяковского «Эй, солнце, снимите шляпу, — Я иду!» И улыбнулась, подумав, что своего берета с головы Волков при встрече, конечно же, не снял, как не снимал его ни перед кем.

 https://nuz.uz/kultura....2.html?
lu-chia
Сообщение #8 | Чт, 14.07.2022, 16:22
Группа: wing
Сообщений: 27555
Выдержки из интервью московского художника и скульптора Александра Александровича Волкова (младшего сына Александра Николаевича Волкова) Информационному агентству "Фергана" (Нигора Хасанова, Ташкент 29.12.2006 г.):Самое главное в творчестве Волкова, и об этом он писал сам, то, что после «Гранатовой чайханы» он отошел от системы треугольников. Вот, к примеру, в чем была проблема Малевича и его учеников? Ученики Малевича все были супрематисты, и, в принципе, отличить их работы друг от друга практически невозможно, они все делали похожие вещи. Но после «Квадрата» сам Малевич не знал, что делать. Когда он вернулся к фигуративной живописи, у него пошли уже слабые вещи. В тридцатые-сороковые годы Волков сумел свои находки из области формальной системы перевести в новую живопись. Правда, по этому поводу некоторые ошибочно считают, что «вот его давили, и поэтому он поддался, стал писать красные обозы, колхозы и прочее». Но Волков очень живо реагировал на жизнь. А жизнь менялась. И он говорил: «Жизнь меняется, а мы всё – бедана (перепелка. – Ред.), чайхана, караван... Надо искать новые формы». Когда строился Ферганский канал, в течение сорока дней народ выходил как на праздник. Художник не мог этого не видеть, не мог не запечатлеть. И он это делал совершенно искренне. И здесь я хотел бы сделать четкое разделение – мы с вами говорим сейчас о социалистическом реализме. Художники тогда действительно боролись за то, чтобы быть представителем соцреализма. Волков здесь, в Ташкенте, Фальк – в Москве, кто-то еще. Но соцреализмом потом стали называть то, что официально поддерживалось, а это совсем другое. В те годы шла борьба между искусством глубоким, личным и искусством официальным.Сейчас, изучая работы отца, я все больше убеждаюсь, насколько глубоки его поздние работы. Мало того, интерес к ним сегодня колоссальный. Это говорит о том, что в любой жизненной ситуации художник может остаться самим собой, выражать свои мысли. Отец говорил такую, очень сложную, вещь, которую я понял с годами: «Карьеризм не страшен, страшен карьеризм в искусстве». То есть, если человек делает карьеру, но остается художником, – это не страшно, а когда он в искусстве начинает подделываться, пытаясь таким образом сделать карьеру, – вот это опасно. То, что говорил Пушкин – «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Нельзя продать вдохновенье!Я помню, что после одной из отцовских выставок училище разделилось на так называемых «волкистов» и «антиволкистов». Дело даже доходило до драк. Но, говоря о шорах на глазах у людей, отец успокаивал: «Вот не видят люди, но пройдет время и увидят». Предстоит еще глубокое изучение творчества Волкова. В наше время, когда возникают такие сложности между культурами, такие разрывы между религиями, какие-то исторические коллизии, когда стало важно, кто где родился, где вырос, где проходят границы, единственное, что по-настоящему объединяет людей, – это истинная культура, это истинная наука. И искусство – это одна из самых важных нитей, связывающих человеческие сердца и человеческие судьбы. Отец отдал этому всю свою жизнь.Отец когда-то говорил: «В нашей жизни не хватает двух вещей – свободы искусства и свободы торговли». Дело в том, что он, конечно, свободный человек и многое не принимал в официальном искусстве, которое называлось соцреализмом, но которое на самом деле таковым не являлось. Волков же был одним из тех людей, которые создавали искусство эпохи соцреализма. Он всегда был прямым человеком и считал, что нельзя жить так, а писать иначе. Ведь очень часто в современном искусстве художники придумывают себе имидж или говорят: сейчас мы играем по этим правилам, а потом будем играть по другим. Волков никогда не играл, он шел, повинуясь внутреннему своему чутью, чувству правды жизни, которое было в нем. И поэтому когда менялась жизнь, он тоже менялся. Это была естественная реакция. Когда он почувствовал, что слишком много художников пишет официальные картины о стройках или о чем-то еще, он стал писать более интимные вещи, ушел в себя, но оставался самим собой.Я помню, что буквально несколько лет назад люди говорили: ну что это - стройка, колхозы, это уже упадок... Люди просто находились в плену периода, когда все советское принято было ругать. Но ведь они смотрели работы Ван Гога «Едоки картофеля» или Милле «Аржелис», где изображены молящиеся труженики. Тема труда всегда присутствовала в мировом искусстве как одна из форм человеческого существования, это особенно сильно проявляется в протестантской религии, в которой ко всему относятся очень серьезно: только трудом ты можешь заработать что-то, и ничего не должен получить случайно - это не богоугодное дело. В этом смысле Волков был очень последовательным человеком. Он очень любил людей, которые окружали его, у него были друзья из простых семей. Это является основой его творчества и, своего рода, заветами для нас с братом и наших учеников.Приятно, что Волков считается крупнейшим узбекским мастером, одним из создателей школы изобразительного искусства Узбекистана. И до него были художники, но - другого характера. Школа Волкова, вероятно, самое значительное явление, может быть, наиболее плодотворное, которое имеет возможность развиваться и сейчас. Вместе с братом Валерием и моим сыном я преподавал в частной академии в Москве, и там выросла целая плеяда новых учеников Волкова. Так что это явление продолжает жить и развиваться. И не только в Москве, но и в Ташкенте, в Узбекистане живут и активно работают его ученики. Ведь Волков многим обязан родной земле, и он оставил после себя немало прекрасных живописцев.Отцу хотелось, чтобы простые люди видели его вещи. Он приглашал домой дворничиху тетю Нюру, столяра, который делал ему подрамники, соседей, мальчишек. Помню также, что его работы приходили смотреть Сара Ишантураева, Аброр Хидоятов. В двадцатые годы в Среднюю Азию из России прибыл для работы в университете очень сильный профессорско-преподавательский состав. Среди ученых были Успенский, Корженевский, другие люди. Волков организовал в университете выставку своих работ, из-за которых затем разгорелся диспут. Споры длились трое суток, сторонники Волкова защищали его, а вечером приходили противники и сбрасывали со стен картины, которые утром опять оказывались вывешенными, – этот факт зафиксирован.Говоря об отношениях Волкова со зрителем, стоит вспомнить о книге отзывов на его юбилейной выставке в 1967 году в Ташкенте. Отец, к сожалению, тогда был очень болен, не смог присутствовать на выставке, и мы каждый день рассказывали ему о ней, приносили книгу отзывов. Помнится, было бурное обсуждение выставки в Союзе художников, продолжавшееся до часа ночи. В стенограмме обсуждения зафиксировано выступление, в котором говорилось, что «такая выставка, как выставка Волкова, привела к венгерским событиям 1956 года» (!). А вы, наверное, знаете, как утопили в крови венгерскую революцию. Как можно было сопоставлять творчество с такими кровавыми событиями? А еще один художник говорил: «Творчество Волкова мне напоминает одного американского художника «Взгляд на мир через таз женщины». А картина называлась «Взгляд на мир через берцовую кость». Вот до такого доходило... Но выступали и такие люди, как профессор Ходокин, замечательный археолог Юренев, Игорь Витальевич Савицкий. Свои поздравительные телеграммы отцу тогда прислали Фальк, Фаворский, Сергей Герасимов, Тышлер......наверное, самое главное, что отец вложил в нас такую мысль: «Ты можешь боготворить своего мастера, ты можешь его любить, но не нужно слепо подражать – раз, а самое главное – не надо чувствовать себя карликом при этом, чтобы ты рухнул под авторитетом и понял, что тебе нужно сто лет, чтобы добиться этого. Нет, будь самим собой! Ищи себя, смотри жизнь». Как-то он набирал учеников, среди них был и Павел Мартаков. Отец спрашивает у них: «Что вы любите?». Один говорит «я люблю Шишкина», другой называет еще кого-то, а Мартаков заявляет «А я люблю степь…». Отец сказал: «Это - самое главное, жизнь - она важнее всего!»Как-то я пришел с выставки и пренебрежительно отозвался об одном художнике. Отец сказал: «Ты неправильно смотришь. На художника надо смотреть так, чтобы увидеть в нем что-то хорошее. Плохое ты всегда увидишь. Если не увидишь ничего хорошего, тогда можешь отвергнуть, а если хоть что-то увидишь – за это надо зацепиться». Ведь стать художником очень трудно, и у отца было очень бережное отношение к личности. Волкова никто не может обвинить в том, что он, будучи председателем живописной секции, кого-то прижимал или придавливал. Он мог спорить с Курзиным, они называли себя «друзья-враги в искусстве». Но они друг друга любили и ценили как художников. Курзин после своей ссылки к нам первым пришел в дом. А спустя время мой брат Валерий первым сделал выставку-открытие Курзина для Узбекистана.Отец был бродяга, путешественник, он никогда не мог сидеть на месте, всегда был в движении, и когда ему не хватало красок – стали появляться слова. А еще он очень любил музыку. Между прочим, одной из причин, почему он решил заняться живописью, стал концерт Эрденко, замечательного скрипача, цыгана по происхождению. Волков любил слушать концерты Скрябина, эта новая музыка подействовала на него с невероятной силой.Отец писал стихи где-то до 1926 года. Потом перестал. У меня есть две его поэтические тетради. К его поэзии сейчас наблюдается очень большой интерес. О ней писал Эдуард Бабаев - ташкентец, уехавший в Москву, замечательный поэт, писатель, тонкий исследователь и большой знаток творчества Л.Н.Толстого, много лет работавший заместителем директора по науке Музея Толстого и преподавателем факультета журналистики МГУ.
Земля, степи, горы, реки, деревья, люди, – все это всегда было символом и смыслом творчества отца, и в самые трудные годы помогало ему выстоять, выдержать тот сложный путь, который ему пришлось пройти. В сложные периоды жизни, когда были гонения, он уходил в горы и там черпал новые силы. Он любил простых людей, он любил простую жизнь, и у него есть замечательные стихи на эту тему:Горы – лучеприемники,Золотого счастья цепь.Мы здесь – только кочевники.Верблюд да юрта, да степь...
lu-chia
Сообщение #9 | Чт, 14.07.2022, 16:23
Группа: wing
Сообщений: 27555
Выдержки из лекции «Среднеазиатская чайхана» московского художника и скульптора Александра Александровича Волкова (младшего сына Александра Николаевича Волкова) в Государственном музее Востока в Москве (по материалам Информационного агентства "Фергана", лекцию записала Мария Яновская):Стихи Александра Николаевича Волкова: В чайхане над родникамиВерят в рыб, ушедших в землю,И, прикрыв виски руками, Плеску струй часами внемлют. *** Пыль и шелка БухарыСкрипы арбы на извилистых улицах,Стадо баранов под арбами крутится.Пыль и шелка Бухары!Крики мальчишек в чуплашках с корзинами,Свисты погонщиков, вопли ослиные.Пыль и шелка Бухары!Втиснулись клином верблюды горбатые,Сбоку идут каравано-вожатые.Пыль и шелка Бухары!Звоны пиал в чайхане разливаются,В пыль дым чилима спирально врывается.Пыль и шелка Бухары!Девушки с визгом кричат за дувалами,В щели впиваются лица их алые.Пыль и шелка Бухары!А старые люди листают страницы,И стих из Корана в губах шелестится.Пыль и шелка Бухары! ***
 ТанецТыни мини тын тын,тыни мини тын…Под удар дутара тюбетейки клинВзвился точно кречет к серой биданеПерья крыл трепещут в пыльной синеве.Ах, моя услада,сладость спелых дынь,Золотятся ноги – тыни мини тынь …Дост!!!Лапа лапа лап лап, Лапа лапа лап…Барабанов трепет в яром скрипе арб.Хруст циновок нежен, взор ее – цветок.В исступленьи диком кружится сто ног.Барабанов вопль – тяпы дапы ляпБубен бьет под пляску --Лапа лапа лап.Дост!!!Тыка тыка тын тын, тыкы тыки тынПиала Аллаха и кальяна дым.Так пылают щеки – точно два граната,Падают в истоме руки от халата.Ах, моя услада, спелых много дыньНа больших подносах тыка тыка тын.Дост!!!
Рассказывает Александр Александрович Волков:
У отца был хорошо поставленный голос, в Петербурге он учился пению у итальянского педагога. От природы у отца был баритон, а итальянец хотел перевести его в драматический тенор. Но наступил момент, когда педагог ему сказал: вы должны выбрать или пение, или живопись, потому что совмещать и то, и другое профессионально нельзя. Отец выбрал живопись. Но петь очень любил, и продолжал петь еще потом долгие годы. При мне, правда, уже не пел: война, болезни, что-то случилось с голосом. Но иногда он брал ноту и говорил: три ноты у меня есть… Через какое-то время говорил: у меня есть две ноты. Потом осталась лишь одна нота. Но он ее брал…Отец знал многие вещи, связанные с мистическим Востоком. У него было любимое кресло, которое он купил после революции на распродаже имущества генерал-губернатора. Обычное садовое кресло, купил за три копейки. Кажется, в нашем доме это была единственная мебель, более-менее стоящая. Время от времени отец садился в это кресло, заворачивался с головой в одеяло и говорил: «Я ушел в нирвану». И мы знали, что несколько часов к нему не нужно подходить. Видимо, он практиковал какие-то вещи, связанные с внутренней концентрацией, и меня учил. Например, как отдохнуть, если очень устал: лечь на пол, расслабить все мышцы - и минут 15 полежать на ровной поверхности. Помню, когда я был в Каире, то присутствовал на радении (молитве) дервишей, суфиев. И их танец произвел на меня большое впечатление. Когда я вышел из мечети, то вдруг понял, что вокруг меня, как вокруг оси, вращается весь Каир. И одна узбечка, которой я рассказал про это, сказала: это же было погружение в суфийское действо. Ведь суфий где остановился - там ему и мечеть, и этот танец-вращение дает возможность физической концентрации и погружения в этот мир. Ось между богом и миром проходит через человека, это личное общение с высшими небесными силами. Отец, очевидно, и в этом понимал. В молодости, когда собирались гости, в основном, русские и европейцы, он любил танцевать. Танец его назывался «лампочка» - он поднимал руки к электрической лампочке, делал вид, что его словно ударило током - и начинал танцевать. Отец входил в мистический раж, иногда мог запрыгнуть на стол с посудой. В некоторых домах побаивались танца Волкова, но все равно просили, чтобы он станцевал. И он сам мне рассказывал, как однажды зашел в узбекский дом, гости сидели на крыше, летом там часто сидят, когда солнце уходит, и пьют чай. И он начал там танцевать, вошел в транс и начал двигаться в сторону края. Публика же была заворожена настолько, что никто не успел его предупредить - и отец упал с крыши на землю. Но отец в свое время закончил Кадетский корпус, занимался гимнастикой и вообще был человек спортивный, кроме того, стена была сделана с откосом, и он успел убрать голову, съехав по стене на землю. Но главное - не прекращая танца, он поднялся по лестнице - и снова вышел на эту крышу, а публика сидела в шоке, думая, что Волков уже сломал себе шею. А он продолжил танцевать.Выдержки из лекции московского художника и скульптора Александра Александровича Волкова (младшего сына Александра Николаевича Волкова), состоявшейся 26.04.2017 г. в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве в рамках выставки "Сокровища Нукуса".(Выставка изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства каракалпаков и предметов археологии «Сокровища Нукуса» из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого (Узбекистан) (сайт ГМИРК им. И.В. Савицкого) проходила 07.04 – 30.05.2017 г. в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (перейти в соответствующий раздел сайта ГМИИ им.  А.С. Пушкина)
lu-chia
Сообщение #10 | Чт, 14.07.2022, 16:25
Группа: wing
Сообщений: 27555




lu-chia
Сообщение #11 | Чт, 14.07.2022, 16:26
Группа: wing
Сообщений: 27555
Материалы, из которых можно узнать об Александре Николаевиче Волкове и художниках его круга:

1. Документальный фильм Фонда Марджани об основателе Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан Игоре Витальевиче Савицком "Страсть Игоря Савицкого" (2015 г., Автор сценария и режиссер - Али Хамраев, Генеральный продюсер - Рустам Сулейманов) Подробная информация о фильме в соответствующем разделе сайта Фонда Марджани
Посмотреть фильм можно на странице Facebook Историко-культурологического проекта о старом Ташкенте и Узбекистане "Ташкент - ретроспектива" по следующей ссылке: https://www.facebook.com/tashkentretrospective/videos/918098511710763/  2. Программа «Пятое измерение» на телеканале «Россия-Культура» о выставке «Сокровища Нукуса». Президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова беседует с куратором выставки, ведущим научным сотрудником Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, Анной Юрьевной Чудецкой: (только на ютубе можно посмотреть)

https://www.youtube.com/watch?v=qLEqeRmyx3g 

http://life-on-earth.ru/khudozh....86-1957
lu-chia
Сообщение #12 | Чт, 14.07.2022, 16:39
Группа: wing
Сообщений: 27555


Голгофа. 1915. Бумага, акварель, графитный карандаш. 12 х 15
lu-chia
Сообщение #13 | Пт, 15.07.2022, 10:54
Группа: wing
Сообщений: 27555


Ракурсы » Взгляд » Авангард и из него вытекающее, 20 век » Александр Волков
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: