Всем привет! Пришло время неспешного марафона. Попробуем разобраться с цветоведением. Раз в две недели выдается кучка заданий, выполняем – выкладываем результат. - любой уровень участников - никаких голосований - предварительная запись – до 28.01 включительно (можно присоединиться и в процессе, но тогда все равно нужно начинать с первого задания и выполнять их по порядку) - старт марафона 29.01, окончание 22.04 - шесть заданий - материалы – понадобятся акрил или гуашь, можно акварель, но это сложнее. Бумага. В некоторых заданиях – любые материалы. Желательно завести папку, чтобы сложить все вместе – может пригодиться - основной источник заданий - книга Иоханнеса Иттена «Искусство цвета» - сдавшие все задания вовремя получают два плюса в репутацию и подарок на память от гильдии живописцев - сдавшие все задания к окончанию марафона – плюс и подарок.
Возможно, начинаем мы слегка издалека, но верно взятый тон важнее верного цвета, поэтому с тона и начнем
1. Тональная шкала.
Нужно выстроить последовательность серых тонов, от белого до черного, 13 ступеней, так, чтобы степень затемнения каждой последующей ступени была одинаковой, серый цвет среднего тона будет расположен в центре шкалы. Каждая ступень должна быть одноцветной, между ступенями не должно быть ни темной, ни светлой линии. Рисуем теми красками, которыми собираемся работать с цветом (белой и черной или черной).
Будет здорово, если формат бумаги позволит нарисовать квадрат 13х13 квадратиков (наша тональная шкала примыкает к левой или верхней стороне) – пригодится для одного из следующих заданий.
2. Работа в тонах серого. Тематика, жанр, материалы – на усмотрение авторов; плагиату – нет; черно-белое фото (даже свое) в качестве референса не используем; цвет в тон переводим сами.
3. Ну и, чтобы приблизиться к цвету, создаем собственную цветовую гармонию – ориентируясь не на цветоведение, а на свой вкус. Форма подачи – любая.
2. В этом задании большим подспорьем оказалась шкала из первого - оказалось, гораздо легче держать в голове "фон - от второго до третьего тона, стол - шестой, листья... ну, и так далее, чем сравнивать все это между собой. Да и многоцветье перевести в тон проще глядя на шкалу.
Различают семь видов контраста. Самый простой из них - контраст по цвету. Этот вид контраста создает впечатление пестроты, силы, торжественности. Интенсивность его наиболее велика при использовании первичных цветов и снижается по мере удаления от них. На контрасте по цвету часто основано народное искусство разных стран, витражи, особенно ранние, книжные миниатюры, картины многих художников. Иттен в качестве примеров приводит эти -
Апокалипсис Сен Севера, "Церковь в Эфесе"
Не совсем уверена, что это именно "Церковь в Эфесе", но точно по теме. В этой рукописи вообще большая половина миниатюр построена на контрасте по цвету - вот, например:
Поль Лимбург, Великолепный часослов герцога Беррийского, "Май".
Е. Шаронтон "Коронация Марии"
Пит Мондриан, "Композиция 1928"
Блок 2. Контраст по цвету
12 - 25 февраля
1. Создаем двенадцатичастный цветовой круг. Ага, тот самый, что в шапке темы, только лучше). «Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; желтый – не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка» - пишет Иттен. Здесь хочется добавить, что в наборе красок совершенно чистых красного, желтого и синего не окажется. Но все же стоит поискать цвета, максимально приближенные к чистым. Цвета второго и третьего порядка получаются смешиванием, причем нужно следить, чтобы они не тяготели к одному или другому цвету в смеси. Оранжевый не должен быть слишком красным или слишком желтым, и так для всех. Еще важно, чтобы все отрезки, занимаемые цветами, были одинаковыми – тогда дополнительные цвета окажутся напротив друг друга. Это проще шкалы, почти интересно даже)
2. Линейки Линейки это вот такие штуки:
Клеточки заполняем цветом, цвета в линейке могут повторяться, только не подряд. Если вдруг пяти клеточек не хватает или много – можно удлинить или укоротить линейку. Заполнять квадратики цветом стараемся в такой последовательности, чтобы добиться максимального контраста: Линейка 1 - контраст первичных цветов (красный-синий-желтый) Линейка 2 – контраст первичных цветов с добавлением белого и черного квадратиков; Линейка 3 – контраст вторичных цветов (оранжевый-фиолетовый-зеленый); Линейка 4 – контраст приглушенных, осветленных или затемненных цветов (Нужно, чтобы контраст оставался контрастом по цвету, а не по тону – то есть или все квадратики осветляем, или все затемняем, или приглушаем).
3. Сетка 5х5.
Сетка 1 – расположить по пять квадратов основных цветов так, чтобы контраст был максимальным. Незанятые ячейки заполняем ахроматическими цветами. Сетка 2 – создать гармоничную композицию, сочетая чистые и приглушенные цвета. Контраст остается контрастом по цвету.
4. Подобрать картину, построенную на цветовом контрасте. Очень желательно, чтобы она Вам нравилась. Просто найти в интернете и приложить к своему посту, с указанием названия и имени автора, при желании - описать свои мысли. Подойдут как картины старых мастеров, так и современников – хоть с демиарта .
5. Рисунок, основанный на контрасте по цвету. Тематика, жанр – что угодно, плагиату нет; фотореференсы – можно.
Наконец-то сделала все задания ко второму блоку. 1. Сразу мой цветовой круг. Выполнила акварелью.
2. Контрастные линейки в линейке со вторичным цветами использовала краску из тюбиков. Какие-то странные цвета там... которые я намешала в цветовом круге мне больше нравятся.
3. Сетки. Было интересно их придумывать и составлять. Попробую сделать такую палитру для моих будущих картин. я думаю это очень удобно, а то иногда не знаешь какого бы цвета добавить. И примерное расположение цветовых пятен сразу продумать можно.
5. Натюрморт из моих любимых баночек-скляночек. Жалко их выбрасывать.. Нравятся их формы. Придумываю, где можно их использовать, где применить... Вот такой я "Плюшкин". Пригодились... Красный, синий (немножко), желтый, черный с белым... вот что получилось.
Можно подумать, что это повторение первого блока, но он был о контрасте темного и светлого в ахроматической области, а сейчас нам предстоит разобраться с тем, как соотносится светлота хроматических цветов и как это использовать. Иттеновские примеры: Франсиско де Сурбаран «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой»
Харменс ван Рейн Рембрандт (или художник его круга) «Мужчина в золотом шлеме»
Пабло Пикассо «Гитара и кларнет на камине»
Блок 3. Контраст темного и светлого 26.02-11.03
1. А. Сравниваем цвета из цветового круга по светлоте с тональной шкалой, пронумеровав ее квадратики (белый – 1, черный – 13). Возможно, для кого-то это повод переделать шкалу. А то и цветовой круг тоже. Простите. Результат предоставляем в таком виде: Желтый – число Желто-оранжевый – число Оранжевый – число Красно-оранжевый… ну, и так далее до желто-зеленого. Б. Создаем для выбранного цвета линейку длиной 13 клеточек, изменяя светлоту каждого цвета так, чтобы клетки по светлоте совпали с клетками тональной шкалы – располагаем чистый цвет в соответствии с частью А, осветляем его, двигаясь в сторону белого цвета и затемняем, двигаясь к черному. По сути это та же шкала из первого блока, только переход от белого к черному идет через цвет. Стараемся, чтобы цвет, становясь светлее и темнее, оставался самим собой – например, желтый при затемнении зеленеет, нужно добавлять что-то из красных, чтобы этого избежать. От двух до двенадцати цветов.
2. Сетки 5х5 Сетка 1 – выбрать несколько (2 – 5) градаций светлоты одного цвета, создать гармоничную композицию. Можно использовать и белые квадратики. Сетки 2-4 – среднюю клетку заполнить желтым, красным или синим цветом; остальные – другими цветами, изменяя их светлоту так, чтобы они были столь же светлыми или темными, как и средняя клетка (в идеале при съемке в черно-белом режиме сетка будет выглядеть как серый однотонный квадрат).
3. Подобрать картину, в которой контраст темного и светлого играет главную роль. Хорошо, если она Вам будет нравиться.
4. Рисунок, основанный на контрасте темного и светлого. Тематика, жанр – что угодно, плагиату нет; фотореференсы – можно.
«в сине-зеленом помещении рабочие жаловались на холод при температуре 15 градусов, в то время как в красно-оранжевом помещении они начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11-12 градусов» И. Иттен, Искусство цвета
Контраст теплого и холодного - используется для передачи воздушной перспективы: то что дальше от зрителя – холоднее; - важен при передаче освещения – теплый свет – холодные тени, и наоборот; - помогает добиться большей живописности, звучности. Красно-оранжевый цвет всегда теплый; сине-зеленый – всегда холодный, все стоящие между ними в цветовом круге цвета могут быть холодными или теплыми в зависимости от окружения. Примеры использования контраста холодного и теплого от Иттена: «Хор ангелов» в Изенхеймском алтаре Маттиаса Грюневальда
«Танцы в Мулен де ля Галетт» Огюста Ренуара
«Лондонский парламент в тумане» Клода Моне
«Яблоки и апельсины» Поля Сезанна
Блок 4. Контраст холодного и теплого
12-25 марта
Во всех заданиях нужно выровнять цвета по светлоте, иначе контраст светлого и темного забьет контраст холодного и теплого. Лучше всего придерживаться средней светлоты.
1. Линейки (две штуки по пять клеточек). Показать один и тот же цвет теплым и холодным за счет соседних цветов.
2. Сетки 5х5 В вернем левом углу размещаем теплый цвет, в нижнем правом – холодный. Цвета выбирать так, чтобы в цветовом круге между ними было не больше двух цветов. Все остальные клетки заполнить так, чтобы образовался плавный переход между этими двумя клетками. 1 - 3 сетки.
3. Сетка 5х5. Составить гармоничную композицию из контрастных по теплохолодности цветов.
Дополнительные цвета – те, которые при смешивании друг с другом дают нейтральный серо-черный цвет. Они взаимоуничтожаются при смешивании, но, будучи расположены рядом, усиливают друг друга. В цветовом круге дополнительные цвета располагаются напротив друг друга.
Иттеновские примеры использования контраста дополнительных цветов: «Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка
«Гора Сен-Виктор» Поля Сезанна
Блок 5. Контраст дополнительных цветов 26 марта - 8 апреля
1. Линейки по пять клеточек. Показать переход цвета в дополнительный. Используем цвета из цветового круга (не обязательно смешивать из исходных, если есть готовые – можно брать их). Средняя клетка должна получиться нейтрального серого цвета (если не получается, значит, цвета не являются дополнительными). Шесть линеек.
2. Сетка 5х5. Композиция из двух дополнительных цветов и оттенков, возникающих при их смешивании.
3. Сетка 5х5. Мы же помним сетки с переходом от теплого цвета к холодному из прошлого задания? Практически то же самое, только сложнее – в угловых клетках по диагоналям располагаем две пары дополнительных цветов (например, красный – ЛВУ, дополнительный к нему зеленый – ПНУ; оранжевый – ПВУ, синий – ЛНУ), в оставшихся клетках организуем переход цветов друг к другу.
4. Чужая картина.
5. Своя.
Симультанный (одновременный) контраст Возникает самопроизвольно – при восприятии какого-либо цвета глаз видит дополнительный к нему, причем этот цвет возникает как ощущение и в реальности не существует. Симультанный контраст тем сильнее, чем насыщеннее и ярче основной цвет, больше занимаемая им площадь и чем дольше мы смотрим на него. Чтобы усилить этот вид контраста, можно подмешать дополнительный к основному цвет к серому, чтобы ослабить – подмешать основной. Так же симультанный контраст менее выражен при наличии контраста светлого и темного.
Заданий на этот вид контраста не будет, но, если интересно, можно вырезать небольшой квадратик из серой бумаги и поразглядывать его на разных цветных поверхностях.
Он основан на противопоставлении ярких и блеклых цветов.
Тут мы опять немного уткнулись в дискуссию о насыщенности и способах ее уменьшения, которая была где-то в начале темы. Поэтому давайте так – мы помним, что насыщенность – степень удаленности цвета от серого той же светлоты, но в рамках этой темы рассматриваем так же осветление и затемнение как способ снижения насыщенности цвета, иначе примеры будут выглядеть некорректно и третье-четвертое задание блока выполнить будет труднее. Иттен предлагает четыре способа снижения насыщенности: добавление белого; добавление черного, добавление серого; добавление дополнительного цвета. Если нужно добиться контраста по насыщенности, нужно, чтобы чистый красный контрастировал с блеклым красным, чистый синий – с блеклым синим. Если же использовать, например, блеклый красный цвет и насыщенный синий, то контраст по насыщенности будет заглушен другими видами контраста.
Иттеновские примеры использования контраста по насыщенности:
«Новорожденный» Жоржа де Латура
«Пион» Анри Матисса
«Волшебная рыба» Пауля Клее
Блок 6. Контраст по насыщенности
9-22 апреля
1. Сетки 5х5. В центре – чистый цвет, по углам – серый той же светлоты. Остальные клетки заполняются смесью чистого и серого цвета, образуя плавный переход от центра к углам. Две штуки.
2. Сетка 5х5. То же самое, но по углам – дополнительный цвет. Тоже две.
3. Чужая картина.
4. Своя.
Контраст по площади цветовых пятен. - размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Основываясь на светлоте цветов, Иттен дает такое соотношение гармонично сочетающихся по размеру пятен цвета: Жёлтый – 3 части Оранжевый – 4 Красный – 6 Фиолетовый – 9 Синий - 8 Зеленый – 6 То есть, если изображение содержит желтый и красный цвета, то их площади должны соотноситься между собой как три к шести (один к двум), если желтый, красный и синий, то три к шести к восьми, и так далее. Цветовой круг, гармонизированный по площади, занимаемой различными цветами, будет выглядеть примерно так:
Цвет, которого меньше, производит более сильное впечатление, чем если бы он был использован в гармоничной пропорции: