Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » По следам Демиарта » Теория по ИЗО, учебные марафоны » Вижу цвет (неспешный марафон, завершен)
Вижу цвет
Мюмла
Сообщение #1 | Пн, 08.01.2024, 15:33
Группа: модератор Деми
Сообщений: 238
25 Января 2018

Вижу цвет



Всем привет! Пришло время неспешного марафона. Попробуем разобраться с цветоведением.
Раз в две недели выдается кучка заданий, выполняем – выкладываем результат.
- любой уровень участников
- никаких голосований
- предварительная запись – до 28.01 включительно (можно присоединиться и в процессе, но тогда все равно нужно начинать с первого задания и выполнять их по порядку)
- старт марафона 29.01, окончание 22.04
- шесть заданий
- материалы – понадобятся акрил или гуашь, можно акварель, но это сложнее. Бумага. В некоторых заданиях – любые материалы. Желательно завести папку, чтобы сложить все вместе – может пригодиться
- основной источник заданий - книга Иоханнеса Иттена «Искусство цвета»
- сдавшие все задания вовремя получают два плюса в репутацию и подарок на память от гильдии живописцев
- сдавшие все задания к окончанию марафона – плюс и подарок.

БЛОК 1 - до 11.02
БЛОК 2 - до 25.02
БЛОК 3 - до 11.03
БЛОК 4 - до 25.03
БЛОК 5 - до 8.04
БЛОК 6 - до 22.04
lu-chia
Сообщение #2 | Пн, 08.01.2024, 16:00
Группа: wing
Сообщений: 27638


Блок 1. Ахроматические цвета + свое

29.01 - 11.02

Возможно, начинаем мы слегка издалека, но верно взятый тон важнее верного цвета, поэтому с тона и начнем 

1. Тональная шкала.

Нужно выстроить последовательность серых тонов, от белого до черного, 13 ступеней, так, чтобы степень затемнения каждой последующей ступени была одинаковой, серый цвет среднего тона будет расположен в центре шкалы. Каждая ступень должна быть одноцветной, между ступенями не должно быть ни темной, ни светлой линии. Рисуем теми красками, которыми собираемся работать с цветом (белой и черной или черной).

Будет здорово, если формат бумаги позволит нарисовать квадрат 13х13 квадратиков (наша тональная шкала примыкает к левой или верхней стороне) – пригодится для одного из следующих заданий.

2. Работа в тонах серого.
Тематика, жанр, материалы – на усмотрение авторов; плагиату – нет; черно-белое фото (даже свое) в качестве референса не используем; цвет в тон переводим сами.

3. Ну и, чтобы приблизиться к цвету, создаем собственную цветовую гармонию – ориентируясь не на цветоведение, а на свой вкус. Форма подачи – любая.
lu-chia
Сообщение #3 | Пн, 08.01.2024, 16:04
Группа: wing
Сообщений: 27638
Пример выполненного задания

Мюмла


1.

2.  В этом задании большим подспорьем оказалась шкала из первого - оказалось, гораздо легче держать в голове "фон - от второго до третьего тона, стол - шестой, листья... ну, и так далее, чем сравнивать все это между собой. Да и многоцветье перевести в тон проще глядя на шкалу.



3.  Как-то так. 

lu-chia
Сообщение #4 | Пн, 08.01.2024, 16:12
Группа: wing
Сообщений: 27638
Мюмла

Различают семь видов контраста. Самый простой из них - контраст по цвету. Этот вид контраста создает впечатление пестроты, силы, торжественности.
Интенсивность его наиболее велика при использовании первичных цветов и снижается по мере удаления от них. На контрасте по цвету часто основано народное искусство разных стран, витражи, особенно ранние, книжные миниатюры, картины многих художников.
Иттен в качестве примеров приводит эти -


Апокалипсис Сен Севера, "Церковь в Эфесе"





Блок 2. Контраст по цвету

12 - 25 февраля

1. Создаем двенадцатичастный цветовой круг. Ага, тот самый, что в шапке темы, только лучше).
«Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; желтый – не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка» - пишет Иттен. Здесь хочется добавить, что в наборе красок совершенно чистых красного, желтого и синего не окажется. Но все же стоит поискать цвета, максимально приближенные к чистым. Цвета второго и третьего порядка получаются смешиванием, причем нужно следить, чтобы они не тяготели к одному или другому цвету в смеси. Оранжевый не должен быть слишком красным или слишком желтым, и так для всех. Еще важно, чтобы все отрезки, занимаемые цветами, были одинаковыми – тогда дополнительные цвета окажутся напротив друг друга. Это проще шкалы, почти интересно даже)

2. Линейки
Линейки это вот такие штуки:



Клеточки заполняем цветом, цвета в линейке могут повторяться, только не подряд. Если вдруг пяти клеточек не хватает или много – можно удлинить или укоротить линейку.
Заполнять квадратики цветом стараемся в такой последовательности, чтобы добиться максимального контраста:
Линейка 1 - контраст первичных цветов (красный-синий-желтый)
Линейка 2 – контраст первичных цветов с добавлением белого и черного квадратиков;
Линейка 3 – контраст вторичных цветов (оранжевый-фиолетовый-зеленый);
Линейка 4 – контраст приглушенных, осветленных или затемненных цветов (Нужно, чтобы контраст оставался контрастом по цвету, а не по тону – то есть или все квадратики осветляем, или все затемняем, или приглушаем).

3. Сетка 5х5.



Сетка 1 – расположить по пять квадратов основных цветов так, чтобы контраст был максимальным. Незанятые ячейки заполняем ахроматическими цветами.
Сетка 2 – создать гармоничную композицию, сочетая чистые и приглушенные цвета. Контраст остается контрастом по цвету.

4. Подобрать картину, построенную на цветовом контрасте. Очень желательно, чтобы она Вам нравилась. Просто найти в интернете и приложить к своему посту, с указанием названия и имени автора, при желании - описать свои мысли. Подойдут как картины старых мастеров, так и современников – хоть с демиарта .

5. Рисунок, основанный на контрасте по цвету. Тематика, жанр – что угодно, плагиату нет; фотореференсы – можно.
lu-chia
Сообщение #5 | Пн, 08.01.2024, 16:33
Группа: wing
Сообщений: 27638
Пример выполненного задания

 zarzur

Наконец-то сделала все задания ко второму блоку.
1. Сразу мой цветовой круг. Выполнила акварелью.    



2. Контрастные линейки
в линейке со вторичным цветами использовала краску из
тюбиков. Какие-то странные цвета там... которые я намешала в цветовом круге мне больше нравятся.



3. Сетки. Было интересно их придумывать и составлять.  
Попробую сделать такую палитру для моих будущих картин.
я думаю это очень удобно, а то иногда не знаешь какого бы цвета добавить.
И примерное расположение цветовых пятен сразу продумать можно. 





5. Натюрморт из моих любимых баночек-скляночек. Жалко их выбрасывать..  
Нравятся их формы. Придумываю, где можно их использовать, 
где применить...
Вот такой я "Плюшкин".
Пригодились... Красный, синий (немножко), желтый, черный с белым...
вот что получилось.



lu-chia
Сообщение #6 | Пн, 08.01.2024, 16:36
Группа: wing
Сообщений: 27638
Мюмла

Можно подумать, что это повторение первого блока, но он был о контрасте темного и светлого в ахроматической области, а сейчас нам предстоит разобраться с тем, как соотносится светлота хроматических цветов и как это использовать.
Иттеновские примеры:
Франсиско де Сурбаран «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой»





Блок 3. Контраст темного и светлого

26.02-11.03


1. А. Сравниваем цвета из цветового круга по светлоте с тональной шкалой, пронумеровав ее квадратики (белый – 1, черный – 13). Возможно, для кого-то это повод переделать шкалу. А то и цветовой круг тоже. Простите.
Результат предоставляем в таком виде:
Желтый – число
Желто-оранжевый – число
Оранжевый – число
Красно-оранжевый… ну, и так далее до желто-зеленого.
Б. Создаем для выбранного цвета линейку длиной 13 клеточек, изменяя светлоту каждого цвета так, чтобы клетки по светлоте совпали с клетками тональной шкалы – располагаем чистый цвет в соответствии с частью А, осветляем его, двигаясь в сторону белого цвета и затемняем, двигаясь к черному. По сути это та же шкала из первого блока, только переход от белого к черному идет через цвет. Стараемся, чтобы цвет, становясь светлее и темнее, оставался самим собой – например, желтый при затемнении зеленеет, нужно добавлять что-то из красных, чтобы этого избежать.
От двух до двенадцати цветов.

2. Сетки 5х5
Сетка 1 – выбрать несколько (2 – 5) градаций светлоты одного цвета, создать гармоничную композицию. Можно использовать и белые квадратики.
Сетки 2-4 – среднюю клетку заполнить желтым, красным или синим цветом; остальные – другими цветами, изменяя их светлоту так, чтобы они были столь же светлыми или темными, как и средняя клетка (в идеале при съемке в черно-белом режиме сетка будет выглядеть как серый однотонный квадрат).

3. Подобрать картину, в которой контраст темного и светлого играет главную роль. Хорошо, если она Вам будет нравиться.

4. Рисунок, основанный на контрасте темного и светлого. Тематика, жанр – что угодно, плагиату нет; фотореференсы – можно.
lu-chia
Сообщение #7 | Вт, 09.01.2024, 13:01
Группа: wing
Сообщений: 27638
пример выполненного задания

  порт у







lu-chia
Сообщение #8 | Вт, 09.01.2024, 13:04
Группа: wing
Сообщений: 27638
«в сине-зеленом помещении рабочие жаловались на холод при температуре 15 градусов,
в то время как в красно-оранжевом помещении они начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11-12 градусов»
И. Иттен, Искусство цвета

Контраст теплого и холодного
- используется для передачи воздушной перспективы: то что дальше от зрителя – холоднее;
- важен при передаче освещения – теплый свет – холодные тени, и наоборот;
- помогает добиться большей живописности, звучности.
Красно-оранжевый цвет всегда теплый; сине-зеленый – всегда холодный, все стоящие между ними в цветовом круге цвета могут быть холодными или теплыми в зависимости от окружения.
Примеры использования контраста холодного и теплого от Иттена:
«Хор ангелов» в Изенхеймском алтаре Маттиаса Грюневальда





Блок 4. Контраст холодного и теплого

12-25 марта

Во всех заданиях нужно выровнять цвета по светлоте, иначе контраст светлого и темного забьет контраст холодного и теплого. Лучше всего придерживаться средней светлоты
.

1. Линейки (две штуки по пять клеточек). Показать один и тот же цвет теплым и холодным за счет соседних цветов.

2. Сетки 5х5 В вернем левом углу размещаем теплый цвет, в нижнем правом – холодный. Цвета выбирать так, чтобы в цветовом круге между ними было не больше двух цветов. Все остальные клетки заполнить так, чтобы образовался плавный переход между этими двумя клетками. 1 - 3 сетки.

3. Сетка 5х5. Составить гармоничную композицию из контрастных по теплохолодности цветов.

4. Чужая картина.

5. Своя.
lu-chia
Сообщение #9 | Вт, 09.01.2024, 13:10
Группа: wing
Сообщений: 27638
пример выполненного задания

alexnatalia

1.линейки





2. сетки





3. сетка композиция



4. чужие работы


Н.Фешин


П.Кончаловский


Пиет Лап

5. своя работа

lu-chia
Сообщение #10 | Вт, 09.01.2024, 13:12
Группа: wing
Сообщений: 27638
Контраст дополнительных цветов

Дополнительные цвета – те, которые при смешивании друг с другом дают нейтральный серо-черный цвет. Они взаимоуничтожаются при смешивании, но, будучи расположены рядом, усиливают друг друга. В цветовом круге дополнительные цвета располагаются напротив друг друга.

Иттеновские примеры использования контраста дополнительных цветов:
«Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка





Блок 5. Контраст дополнительных цветов

26 марта - 8 апреля


1. Линейки по пять клеточек. Показать переход цвета в дополнительный. Используем цвета из цветового круга (не обязательно смешивать из исходных, если есть готовые – можно брать их). Средняя клетка должна получиться нейтрального серого цвета (если не получается, значит, цвета не являются дополнительными). Шесть линеек.

2. Сетка 5х5. Композиция из двух дополнительных цветов и оттенков, возникающих при их смешивании.

3. Сетка 5х5. Мы же помним сетки с переходом от теплого цвета к холодному из прошлого задания? Практически то же самое, только сложнее – в угловых клетках по диагоналям располагаем две пары дополнительных цветов (например, красный – ЛВУ, дополнительный к нему зеленый – ПНУ; оранжевый – ПВУ, синий – ЛНУ), в оставшихся клетках организуем переход цветов друг к другу.

4. Чужая картина.

5. Своя.

Симультанный (одновременный) контраст
Возникает самопроизвольно – при восприятии какого-либо цвета глаз видит дополнительный к нему, причем этот цвет возникает как ощущение и в реальности не существует.
Симультанный контраст тем сильнее, чем насыщеннее и ярче основной цвет, больше занимаемая им площадь и чем дольше мы смотрим на него.
Чтобы усилить этот вид контраста, можно подмешать дополнительный к основному цвет к серому, чтобы ослабить – подмешать основной. Так же симультанный контраст менее выражен при наличии контраста светлого и темного.

Заданий на этот вид контраста не будет, но, если интересно, можно вырезать небольшой квадратик из серой бумаги и поразглядывать его на разных цветных поверхностях.
lu-chia
Сообщение #11 | Вт, 09.01.2024, 13:17
Группа: wing
Сообщений: 27638
пример выполненного задания

порт у

1. линейки



2. сетки



3. композиция



4. чужие работы


гармония контрастов Вл. Солдаткина фото

5. своя работа
lu-chia
Сообщение #12 | Вт, 09.01.2024, 19:14
Группа: wing
Сообщений: 27638
Контраст по насыщенности

Он основан на противопоставлении ярких и блеклых цветов.

Тут мы опять немного уткнулись в дискуссию о насыщенности и способах ее уменьшения, которая была где-то в начале темы. Поэтому давайте так – мы помним, что насыщенность – степень удаленности цвета от серого той же светлоты, но в рамках этой темы рассматриваем так же осветление и затемнение как способ снижения насыщенности цвета, иначе примеры будут выглядеть некорректно и третье-четвертое задание блока выполнить будет труднее.
Иттен предлагает четыре способа снижения насыщенности: добавление белого; добавление черного, добавление серого; добавление дополнительного цвета. Если нужно добиться контраста по насыщенности, нужно, чтобы чистый красный контрастировал с блеклым красным, чистый синий – с блеклым синим. Если же использовать, например, блеклый красный цвет и насыщенный синий, то контраст по насыщенности будет заглушен другими видами контраста.

Иттеновские примеры использования контраста по насыщенности:

«Новорожденный» Жоржа де Латура





Блок 6. Контраст по насыщенности

9-22 апреля

1. Сетки 5х5. В центре – чистый цвет, по углам – серый той же светлоты. Остальные клетки заполняются смесью чистого и серого цвета, образуя плавный переход от центра к углам. Две штуки.

2. Сетка 5х5. То же самое, но по углам – дополнительный цвет. Тоже две.

3. Чужая картина.

4. Своя.

Контраст по площади цветовых пятен.
- размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Основываясь на светлоте цветов, Иттен дает такое соотношение гармонично сочетающихся по размеру пятен цвета:
Жёлтый – 3 части
Оранжевый – 4
Красный – 6
Фиолетовый – 9
Синий - 8
Зеленый – 6
То есть, если изображение содержит желтый и красный цвета, то их площади должны соотноситься между собой как три к шести (один к двум), если желтый, красный и синий, то три к шести к восьми, и так далее. Цветовой круг, гармонизированный по площади, занимаемой различными цветами, будет выглядеть примерно так:


Цвет, которого меньше, производит более сильное впечатление, чем если бы он был использован в гармоничной пропорции:

lu-chia
Сообщение #13 | Вт, 09.01.2024, 19:20
Группа: wing
Сообщений: 27638
пример выполненного задания

zarzur

1. Сетки с серым по углам.



2.  Сетки с доп. цветом по углам.



3. Чужие работы.





4. своя работа
Магнолия.

Ракурсы » По следам Демиарта » Теория по ИЗО, учебные марафоны » Вижу цвет (неспешный марафон, завершен)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: