Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Ракурсы » Миры земные » Крылья » Серебряный век » Марина Цветаева (поэтические диалоги)
Марина Цветаева
Melodia
Сообщение #21 | Чт, 01.02.2018, 10:53
Группа: Летописец
Сообщений: 2658
В одном я — настоящая женщина: я всех и каждого сужу по себе, каждому влагаю в уста — свои речи, в грудь — свои чувства. Поэтому - все у меня в первую минуту: добры, великодушны, щедры, бессонны и безумны.

Я, когда люблю человека, беру его с собой всюду, не расстаюсь с ним в себе, усваиваю, постепенно превращаю его в воздух, которым дышу и в котором дышу, – и всюду и в нигде.

У меня сейчас чувство, что я уже нигде не живу.... У меня вообще атрофия настоящего, не только не живу, никогда в нем не бываю.

Благородство сердца — органа. Необычайная настороженность. Всегда первое бьет тревогу. Я могла бы сказать: Не любовь вызывает во мне сердцебиение, а сердцебиение — любовь.

Чувство не нуждается в опыте, оно заранее знает, что обречено. Чувству нечего делать на периферии зримого, оно — в центре, оно само — центр. Чувству нечего искать на дорогах, оно знает — что придёт и приведёт — в себя.

М. Цветаева (Записные книжки)


lu-chia
Сообщение #22 | Пт, 02.02.2018, 10:48
Группа: wing
Сообщений: 27518
О любви

(Из дневника)
 
1917 год
Для полной согласованности душ нужна согласованность дыхания, ибо, что — дыхание, как не ритм души?
Итак, чтобы люди друг друга понимали, надо, чтобы они шли или лежали рядом.
__________
Благородство сердца — орг?на. Неослабная настороженность. Всегда первое бьет тревогу. Я могла бы сказать: не любовь вызывает во мне сердцебиение, а сердцебиение — любовь.
__________
Сердце: скорее орг?н, чем ?рган.
__________
Сердце: лот, лаг, отвес, силомер, реомюр — все, только не хронометр любви.
__________
“Вы любите двоих, значит, Вы никого не любите!” — Простите, но если я, кроме Н., люблю еще Генриха Гейне, Вы же не скажете, что я того, первого, не люблю. Значит, любить одновременно живого и мертвого — можно. Но представьте себе, что Генрих Гейне ожил и в любую минуту может войти в комнату. Я та же, Генрих Гейне — тот же, вся разница в том, что он может войти в комнату.
Итак: любовь к двум лицам, из которых каждое в любую минуту может войти в комнату, — не любовь. Для того, чтобы одновременная моя любовь к двум лицам была любовью, необходимо, чтобы одно из этих лиц родилось на сто лет раньше меня, или вовсе не рождалось (портрет, поэма). — Не всегда выполнимое условие!
И все-таки Изольда, любящая еще кого-нибудь, кроме Тристана, немыслима, и крик Сары (Маргариты Готье) — “О, л’Амур! Л’Амур!”, относящийся еще к кому-нибудь, кроме ее молодого друга, — смешон.
__________
Я бы предложила другую формулу: женщина, не забывающая о Генрихе Гейне в ту минуту, когда входит ее возлюбленный, любит только Генриха Гейне.
__________
“Возлюбленный” — театрально, “любовник” — откровенно, “друг” — неопределенно. Нелюбовная страна!
__________
Каждый раз, когда узнаю, что человек меня любит — удивляюсь, не любит — удивляюсь, но больше всего удивляюсь, когда человек ко мне равнодушен.
__________
Старики и старухи.
Бритый стройный старик всегда немножко старинен, всегда немножко маркиз. И его внимание мне более лестно, больше меня волнует, чем любовь любого двадцатилетнего. Выражаясь преувеличенно: здесь чувство, что меня любит целое столетие. Тут и тоска по его двадцати годам, и радость за свои, и возможность быть щедрой — и вся невозможность. Есть такая песенка Беранже:
…Взгляд твой зорок…
Но тебе двенадцать лет,
Мне уж сорок.
Шестнадцать лет и шестьдесят лет совсем не чудовищно, а главное — совсем не смешно. Во всяком случае, менее смешно, чем большинство так называемых “равных” браков. Возможность настоящего пафоса.
А старуха, влюбленная в юношу, в лучшем случае — трогательна. Исключение: актрисы. Старая актриса — мумия розы.
__________
— …И была промеж них такая игра. Он ей поет — ее аккурат Марусей звали — “Маруся ты, Маруся, закрой свои глаза”, а она на постелю ляжет, простынею себя накроет — как есть покойница.
Он к ней: “Маруся! Ты не умри совсем! Маруся! Ты взаправду не умри!” — Кажный раз до слез доходил. — На одной фабрике работали, ей пятнадцать годочков было, ему шешнадцать…
(Рассказ няньки.)
__________
— А у меня муж, милые: бы — ыл!!! Только и человецкого, что обличие. Ничего не ел, всё пил. Подушку мою пропил, одеяло с девками прогулял. Всё ему, милые, скушно: и работать скушно, и со мной чай пить скушно. А собой хорош, как демон: волоса кучерявые, брови ровные, глаза синие… — Пятый год пропадает!
(Нянька — подругам.)
__________
Первый любовный взгляд — то кратчайшее расстояние между двумя точками, та божественная прямая, которой нет второй.
__________
Из письма:
“Если бы Вы сейчас вошли и сказали: “Я уезжаю надолго, навсегда”, — или: “Мне кажется, я Вас больше не люблю”, — я бы, кажется, не почувствовала ничего нового: каждый раз, когда Вы уезжаете, каждый час, когда Вас нет — Вас нет навсегда и Вы меня не любите”.
__________
В моих чувствах, как в детских, нет степеней.
__________
Первая победа женщины над мужчиной — рассказ мужчины о его любви к другой. А окончательная ее победа — рассказ этой другой о своей любви к нему, о его любви к ней. Тайное стало явным, ваша любовь — моя. И пока этого нет, нельзя спать спокойно.
__________
Все нерассказанное — непрерывно. Так, непокаянное убийство, например, — длится. То же о любви.
__________
 полностью - http://www.tsvetayeva.com/prose/pr_o_lubvi
lu-chia
Сообщение #23 | Пт, 29.06.2018, 23:31
Группа: wing
Сообщений: 27518
http://socionics.wiki-wiki.ru/socioni....Часть_3

Марина Цветаева – была неутомимым противником позы, театральности, мелодраматических страстей – вопреки распространенным представлениям людей, судящих о Море – по поверхностным волнам, а о Человеке – по его наружным страстям.

Но тесна вдвоём
Даже радость утр.
Оттолкнувшись лбом
И подавшись внутрь,

(Ибо странник — Дух,
И идёт один),
До начальных глин
Потупляя слух —

Над источником,
Слушай-слушай, Адам,
Что; проточные
Жилы рек — берегам:

— Ты и путь и цель,
Ты и след и дом.
Никаких земель
Не открыть вдвоём.

В горний лагерь лбов
Ты и мост и взрыв.
(Самовластен — Бог
И меж всех ревнив).

Над источником
Слушай-слушай, Адам,
Что; проточные
Жилы рек — берегам:

— Берегись слуги,
Дабы в отчий дом
В гордый час трубы
Не предстать рабом.

Берегись жёны,
Дабы, сбросив прах,
В голый час трубы
Не предстать в перстнях.

Над источником
Слушай-слушай, Адам,
Что; проточные
Жилы рек — берегам:

— Берегись! Не строй
На родстве высот.
(Ибо крепче — той
В нашем сердце — тот).

Говорю, не льстись
На орла, — скорбит
Об упавшем ввысь
По сей день — Давид!

Над источником
Слушай-слушай, Адам,
Что; проточные
Жилы рек — берегам:

— Берегись могил:
Голодней блудниц!
Мёртвый был и сгнил:
Берегись гробниц!

От вчерашних правд
В доме — смрад и хлам.
Даже самый прах
Подари ветрам!

Над источником
Слушай-слушай, Адам,
Что; проточные
Жилы рек — берегам:

— Берегись…

(М. Цветаева «Но тесна вдвоем…»)

http://socionics.wiki-wiki.ru/socioni....й,_2012
http://socionics.wiki-wiki.ru/socioni....Часть_2
lu-chia
Сообщение #24 | Вт, 09.10.2018, 08:47
Группа: wing
Сообщений: 27518
Прошлогоднее - Юбилейное - от Юнны Мориц

8 октября – 125 лет – век с четвертью – со дня рождения великого русского Поэта Марины Ивановны Цветаевой.

Естественно, с 1955 года, с 18-ти лет, мы знали её стихи наизусть, – и отнюдь не из кинофильмов, а из тайников, сохраняющих поэмы Гомера в доиздательские, докнижные времена. Марина Цветаева – из таких тайников, потому и сохранна, как неистребимая планета великой русской поэзии. 

ЯБЛОЧКИ ЦВЕТАЕВОЙ

В Праге ела яблочки, которые
Осень напиликала к ногам, –
Мелкие, корявые, бесцветные
Яблочки, умытые дождём.
Никакой румяной бутафории –
В этих бледных яблочках истории,
Не доступных никаким деньгам.

Мелкие, корявые, бесцветные,
Ела эти яблочки Цветаева,
Яблочки, пронзительно душистые,
Из-под ног, но чистые-пречистые,
Яблочки, умытые дождём.
Ничего мы слаще не найдём,
Чище этих яблочек, которые
Осень напиликала к ногам, –

За окном нетаемой Цветаевой,
В яблочках изгнанья обитаемой,
Яблочками этими питаемой.
Здесь она, прислушайся к шагам
Яблочек…

Из книги "СквОзеро"

* * *

Когда повесилась, ей стало хорошо,
гораздо лучше, чем в писательской общине,
где репутаций варится горшок,
который был готов к её кончине.

Когда повесилась, ряды, ещё тесней
сплетясь, её выдавливали имя -
и были правы, потому что с ней
такой кошмар творился, а не с ними.

Когда повесилась, десятки лет спустя,
одни её повесить вновь хотели,
другие, лавры для неё сплетя,
носить их стали, как бельё на теле.

Когда повесилась, любой, кто с нею был
едва знаком, заврался мемуарно
и, напуская некоторый пыл
загадочности, выглядел товарно.

Когда повесилась и перестало течь
её дыханье, за неё наелись
и напились, в её крутую речь
своей подливки добавляя прелесть.

Когда повесилась, украсив общий фон,
где так верёвку ей сплетали дружно,
она сочла, взглянув со всех сторон,
что из удавки вылезать не нужно.

Из книги "Таким образом"
Пиркс
Сообщение #25 | Ср, 10.10.2018, 10:33
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
На Земфиру похоже
lu-chia
Сообщение #26 | Пн, 30.09.2019, 21:41
Группа: wing
Сообщений: 27518
* * *
Та ж молодость, и те же дыры,

И те же ночи у костра...

Моя божественная лира

С твоей гитарою - сестра.

Нам дар один на долю выпал:

Кружить по душам, как метель.

- Грабительница душ! - Сей титул

И мне опущен в колыбель!

В тоске заламывая руки,

Знай: не одна в тумане дней

Цыганским варевом разлуки

Дурманишь молодых князей.

Знай: не одна на ножик вострый

Глядишь с томлением в крови, -


Знай, что еще одна. .. - Что сестры

В великой низости любви.

(Март 1920)
lu-chia
Сообщение #27 | Пн, 30.09.2019, 21:41
Группа: wing
Сообщений: 27518
* * *
Звезда над люлькой - и звезда над гробом!

А посредине - голубым сугробом -

Большая жизнь. - Хоть я тебе и мать,

Мне больше нечего тебе сказать,

Звезда моя!..


http://www.crea.ru/cvetaeva/versarchiv/1920.html

ПОЖАЛЕЙ…

— Он тебе не муж? — Нет.
Веришь в воскрешенье душ? — Нет.
— Так чего ж?
Так чего ж поклоны бьёшь?
— Отойдёшь —
В сердце — как удар кулашный:
Вдруг ему, сыночку, страшно —
Одному?

— Не пойму!
Он тебе не муж? — Нет.
— Веришь в воскрешенье душ? — Нет.
— Гниль и плесень?
— Гниль и плесень.
— Так наплюй!
Мало ли живых на рынке!
— Без перинки
Не простыл бы! Ровно ссыльно-
Каторжный какой — на досках!
Жёстко!

— Чёрт!
Он же мёртв!
Пальчиком в глазную щёлку —
Не сморгнёт!
Пёс! Смердит!
— Не сердись!
Видишь — пот
На виске ещё не высох.
Может, кто ещё поклоны в письмах
Шлёт, рубашку шьёт…

— Он тебе не муж? — Нет.
— Веришь в воскрешенье душ? — Нет.
— Так айда! — …нагрудник вяжет…
Дай-кось я с ним рядом ляжу…
Зако — ла — чи — вай!

Декабрь 1920
lu-chia
Сообщение #28 | Пн, 30.09.2019, 21:41
Группа: wing
Сообщений: 27518
* * *
На царевича похож он.

- Чем? - Да чересчур хорош он:

На простого не похож.

Семилетняя сболтнула,

А большая - вслед вздохнула.

Дуры обе. - Да и где ж

Ждать ума от светлоглазых?

Обе начитались сказок, -

Ночь от дня не отличат.

А царевичу в поддевке

Вот совет наш: по головке

Семилетнюю погладь.

Раз за дочку, раз за мать.

. . . . . . . . .

Впрочем, можно и однажды.

Март 1920


 x x x 
     Короткие крылья волос я помню, 
     Метущиеся между звезд. -- Я помню 
     Короткие крылья 
     Под звездною пылью, 
     И рот от усилья сведенный, 
     -- Сожженный! -- 
     И все сухожилья -- 
     Руки. 
     Смеженные вежды 
     И черный -- промежду -- 
     Свет. 
     Не гладя, а режа 
     По бренной и нежной 
     Доске -- вскачь 
     Всe выше и выше, 
     Не слыша 
     Палач -- хрипа, 
     Палач -- хруста 
     Костей. 
     -- Стой! 
     Жилы не могут! 
     Коготь 
     Режет живую плоть! 
     Господь, ко мне!.. 
     То на одной струне 
     Этюд Паганини. 
     Декабрь 1920
lu-chia
Сообщение #29 | Пн, 30.09.2019, 21:42
Группа: wing
Сообщений: 27518
ПАМЯТИ Г. ГЕЙНЕ

Хочешь не хочешь - дам тебе знак!

Спор наш не кончен - а только начат!

В нынешней жизни - выпало так:

Мальчик поет, а девчонка плачет.

В будущей жизни - любо глядеть! -

Ты будешь плакать, я буду - петь!

Бубен в руке!

Дьявол в крови!

- Красная юбка

В черных сердцах!

Красною юбкой - в небо пылю!

Честь молодую - ковром подстелешь.

Как с мотыльками тебя делю -

Так с моряками меня поделишь!

Красная юбка? - Как бы не так!

Огненный парус! - Красный маяк!

Бубен в руке!

Дьявол в крови!

Красная юбка

В черных сердцах!

Слушай приметы: бела как мел,

И не смеюсь, а губами движу.

А чтобы - как увидал - сгорел! -

Не позабудь, что приду я - рыжей.

Рыжей, как этот кленовый лист,

Рыжей, как тот, что в лесах повис.

Бубен в руке!

Дьявол в крови!

Красная юбка

В черных сердцах!

(Начало апреля 1920)
lu-chia
Сообщение #30 | Пн, 30.09.2019, 21:42
Группа: wing
Сообщений: 27518
М. Цветаева

Асе

Ты мне нравишься: ты так молода,
Что в полмесяца не спишь и полночи,
Что на карте знаешь те города,
Где глядели тебе вслед чьи-то очи.

Что за книгой книгу пишешь, но книг
Не читаешь, умиленно поникши,
Что сам Бог тебе — меньшой ученик,
Что же Кант, что же Шеллинг, что же Ницше?

Что весь мир тебе — твое озорство,
Что наш мир, он до тебя просто не был,
И что не было и нет ничего
Над твоей головой — кроме неба.
<1915>

Читать дальше: http://www.tsvetayeva.com/poems/ase2#ixzz3gnz1fNJ9
lu-chia
Сообщение #31 | Пн, 30.09.2019, 21:42
Группа: wing
Сообщений: 27518
М. Цветаева

Поэма Воздуха

Ну, вот и двустишье
Начальное.
Первый гвоздь.
Дверь явно затихла,
Как дверь, за которой гость.
Стоявший — так хвоя
У входа, спросите вдов —
Был полон покоя,
Как гость, за которым зов
Хозяина, бденье
Хозяйское. Скажем так:
Был полон терпенья,
Как гость, за которым знак
Хозяйки — всей тьмы знак! —
Та молния поверх слуг!
Живой или призрак —
Как гость, за которым стук
Сплошной, не по средствам
Ничьим — оттого и мрем —
Хозяйкина сердца:
Березы под топором.
(Расколотый ящик
Пандорин, ларец забот!)
Без счету — входящих,
Но кто же без стука — ждет?
Уверенность в слухе
И в сроке. Припав к стене,
Уверенность в ухе
Ответном. (Твоя — во мне.)
Заведомость входа.
Та сладкая (игры в страх!)
Особого рода
Оттяжка — с ключом в руках.
Презрение к чувствам,
Над миром мужей и жен —
Та Оптина пустынь,
Отдавшая — даже звон.
Душа без прослойки
Чувств. Голая, как феллах.
Дверь делала стойку
...

полностью - http://www.tsvetayeva.com/big_poems/po_poema_vozduha.php
lu-chia
Сообщение #32 | Пн, 30.09.2019, 21:42
Группа: wing
Сообщений: 27518
Поэма Горы

ПОСВЯЩЕНИЕ

Вздрогнешь — и горы с плеч,
И душа — горе’.
Дай мне о го’ре спеть:
О моей горе’.

Черной ни днесь, ни впредь
Не заткну дыры.
Дай мне о го’ре спеть
На верху горы.

I

Та гора была, как грудь
Рекрута, снарядом сваленного.
Та гора хотела губ
Девственных, обряда свадебного

Требовала та гора.
— Океан в ушную раковину
Вдруг-ворвавшимся ура!
Та гора гнала и ратовала.

Та гора была, как гром.
Зря с титанами заигрываем!
Той горы последний дом
Помнишь — на исходе пригорода?

Та гора была — миры!
Бог за мир взымает дорого!
Горе началось с горы.
Та гора была над городом.
....
http://www.tsvetayeva.com/big_poems/po_poema_gory.php
lu-chia
Сообщение #33 | Ср, 29.01.2020, 17:57
Группа: wing
Сообщений: 27518
Федерико Гарсиа Лорка

А потом…

Прорытые временем
лабиринты –
исчезли.

Пустыня –
осталась.

Немолчное сердце –
источник желаний –
иссякло.

Пустыня –
осталась.

Закатное марево
и поцелуи –
пропали.

Пустыня –
осталась.

Умолкло, заглохло,
остыло, иссякло,
исчезло.

Пустыня –
осталась.

Перевод М. Цветаевой

https://zen.yandex.ru/media....a286665
lu-chia
Сообщение #34 | Чт, 30.01.2020, 12:38
Группа: wing
Сообщений: 27518
lu-chia
Сообщение #35 | Вт, 04.02.2020, 14:34
Группа: wing
Сообщений: 27518
Георгий Эфрон Сегодня, 29го марта 40го года, я и мать получили новый и громкий удар по кумполу.
   В чем этот удар заключается? Утром мать вышла на улицу и встретила Серафиму Ивановну (директоршу Дома отдыха), которая сообщила, что теперь мы должны платить в два раза больше, чем раньше. Конечно, мама этого платить никак не может. Тогда Серафима позвонила в Литфонд, и там сказали - пусть платит как раньше (т.е. - теперь за одного). Итак, теперь мы будем ходить в Дом отдыха и брать пищу на одного человека и делить между собою. Кончено теперь хождение в Дом отдыха! Будем, конечно, есть дома. Так, 29го, после 3х месяцев и 16ти дней общение с пребывающими в Доме отдыха прекратилось. Это - конечно, большой удар по кумполу, и мы опять внизу волны. Смешно! Брать пищу на одного человека и делить поровну! К тому же вчера мать, не зная нового решения, послала прошение о продлении пищевой путевки на старых условиях. Возможно, что продлят на новых условиях (плата за одного человека), а возможно, что не продлят совсем, а тогда школа полетит к чортовой матери. Вот скучища! Надоело. И все, мне смешно: пища на одного человека, брать, как воры, и не быть там за столом. Мне-то лично наплевать, но каково-то маме! И вдвое увеличили цену - это здорово! Во всяком случае, до 12го апреля есть еда (на одного, делимая на два), и мы остаемся пока здесь. Если продлят на тех же условиях, то мы останемся здесь до мая, а потом придется переезжать в другую комнату в Голицыне, чтобы я смог кончить здесь школу и выдержать испытания; потом переедем (после конца испытаний, в июне) в Москву, т.е. не в Москву, а в Сокольники, в крохотную комнатушку. Нда!
   Перспективы, нечего сказать! И так несладко жить, и вот новый удар, который не только лишает нас много пищи, лишает собеседников, но и удар, который некрасивый и несправедливый. В сущности, наплевать. Посмотрим, что будет дальше.
https://royallib.com/read/efron_georgiy/dnevniki.html#184320
lu-chia
Сообщение #36 | Пт, 28.02.2020, 18:17
Группа: wing
Сообщений: 27518
https://photochronograph.ru/2015....-obraza
lu-chia
Сообщение #37 | Вт, 11.08.2020, 20:18
Группа: wing
Сообщений: 27518
Август

Август — астры,
Август — звезды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! — Сердце!

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных —
Август! — Месяц
Ливней звёздных!

lu-chia
Сообщение #38 | Вт, 11.08.2020, 20:26
Группа: wing
Сообщений: 27518
Блоку

15
Без зова, без слова, —
Как кровельщик падает с крыш.
А может быть, снова
Пришел, — в колыбели лежишь?
Горишь и не меркнешь,
Светильник немногих недель…
Какая из смертных
Качает твою колыбель?
Блаженная тяжесть!
Пророческий певчий камыш!
О, кто мне расскажет,
В какой колыбели лежишь?
«Покамест не продан!»
Лишь с ревностью этой в уме
Великим обходом
Пойду по российской земле.
Полночные страны
Пройду из конца и в конец.
Где рот-его-рана,
Очей синеватый свинец?
Схватить его! Крепче!
Любить и любить его лишь!
О, кто мне нашепчет,
В какой колыбели лежишь?
Жемчужные зерна,
Кисейная сонная сень.
Не лавром, а тёрном —
Чепца острозубая тень.
Не полог, а птица
Раскрыла два белых крыла!
— И снова родиться,
Чтоб снова метель замела?!
Рвануть его! Выше!
Держать! Не отдать его лишь!
О, кто мне надышит,
В какой колыбели лежишь?
А может быть, ложен
Мой подвиг, и даром — труды.
Как в землю положен,
Быть может, — проспишь до трубы.
Огромную впалость
Висков твоих — вижу опять.
Такую усталость —
Ее и трубой не поднять!
Державная пажить,
Надежная, ржавая тишь.
Мне сторож покажет,
В какой колыбели лежишь.
22 ноября 1921

http://www.tsvetayeva.com/cycle_poems/stihi_k_bloku#n15
lu-chia
Сообщение #39 | Пн, 09.11.2020, 23:32
Группа: wing
Сообщений: 27518
Редкое фото
lu-chia
Сообщение #40 | Пн, 05.07.2021, 21:48
Группа: wing
Сообщений: 27518
https://literaguru.ru/tvorche....10
Ракурсы » Миры земные » Крылья » Серебряный век » Марина Цветаева (поэтические диалоги)
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск: