Саксофон-сопрано (строй Bb) выпускается как прямым, так и изогнутой, характерной для саксофонов формы. Сопрано прямой формы иногда путают с кларнетом. Обладает пронзительным и сильным звуком. Нижний регистр обладает некоторой гнусавостью, что является яркой особенностью инструмента. Обладает высокими техническими возможностями, за что очень часто использовался в составе диксилендов.
Альт (строй Eb) звучит на квинту ниже сопрано-саксофона. Пожалуй, один из наиболее распространенных и популярных видов саксофона, используемых в совершенно разных жанрах музыки. Обладает довольно ярким и выразительным звуком и используется в основном в качестве солирующего инструмента.
Тенор (строй Bb) звучит на октаву ниже сопрано-саксофона. Обладает более хрипловатым, «шершавым», гнусоватым тембром. На нем прекрасно исполняются медленные соло с придыханием, почти шепотом. Тенор-саксофон имеет широкое применение в сольной, оркестровой и других видах музыки. Благодаря своему полному, «грудному» и сочному звуку и большим техническим возможностям ему доступно исполнение технически трудных пассажей.
Саксофон-баритон (строй Eb) на октаву ниже альта. В качестве сольного инструмента используется в основном в джазе, но чаще применяется в составе оркестров. Обладает густым и сильным звуком, особенно в нижнем и среднем регистрах. Но его верхний регистр звучит не так выразительно и немного сдавленно. Его технические возможности достаточны для исполнения беглых пассажей.
Бас-саксофон (строй Bb) применяется гораздо реже своих собратьев. В России практически не видел, а вот в США его используют и как солирующий и как оркестровый инструмент. Ему свойственно объемное и насыщенное звучание в нижнем и среднем регистрах. В верхнем же регистре инструмент звучит блекло и хрипловато. Практически нигде не упоминается контрбас-саксофон, но есть даже субконтрбас-саксофон (см. фото).
http://mus-life.ru/skolko-vidov-saksofona-sushhestvuet/http://www.mirm.ru/blog/wind/sax.htmlБо́льшая часть саксофонов —
транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты
до прозвучит
ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты
до прозвучит
си-бемоль).
В партитурах композиторов XX века (
Новая венская школа,
С. С. Прокофьев и др.) предпринимались попытки писать партии транспонирующих инструментов в соответствии с их действительным звучанием (для удобства чтения партитуры
дирижёром), однако такая практика не прижилась.