Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Взгляд » Цвето-свето-ведение » Тырса Николай
Тырса Николай
lu-chia
Сообщение #1 | Чт, 12.05.2022, 08:38
Группа: wing
Сообщений: 27598


https://veryimportantlot.com/ru....kartiny

Николай Андреевич Тырса (Nikolai Andreevich Tyrsa; родился 9 мая 1887 г. — умер 10 февраля 1942 г.) был советским графиком и живописцем первой половины XX века, представителем Ленинградской пейзажной школы и выдающимся художником-иллюстратором. Картины Николая Тырсы разнообразны по жанру: среди них много портретов, натюрмортов, пейзажей, обнаженной натуры, иллюстраций детской и классической литературы. Творчество этого мастера включает также плакаты и предметный дизайн в области изделий из стекла.
Источник: https://veryimportantlot.com/ru....kartiny


Натюрморт с васильками, 30-е годы


Портрет Ахматовой, 28год
lu-chia
Сообщение #2 | Чт, 12.05.2022, 08:43
Группа: wing
Сообщений: 27598

Эскиз панно "Сеятель"

(Не это ли панно пытался воспроизвести Остап Бендер, выдавая себя за выпускника ВХУТЕМАСа?)

https://eho-2013.livejournal.com/315143.html?ysclid=l32l1ih0uw
Melamory
Сообщение #3 | Пн, 07.08.2023, 08:36
Группа: Деми
Сообщений: 298
https://dzen.ru/a/ZH3jZnKosQC1Xx0V
Melamory
Сообщение #4 | Чт, 10.08.2023, 22:54
Группа: Деми
Сообщений: 298
https://houses.bidspirit.com/ui....lang=he
Melamory
Сообщение #5 | Чт, 10.08.2023, 22:56
Группа: Деми
Сообщений: 298
https://www.stydiai.ru/gallery....7147730
lu-chia
Сообщение #6 | Пн, 14.08.2023, 19:52
Группа: wing
Сообщений: 27598
https://pictures.pibig.info/10458-illjustracii-tyrsa.html
lu-chia
Сообщение #7 | Пн, 14.08.2023, 19:57
Группа: wing
Сообщений: 27598
https://rexstar.ru/content/alb1941?ysclid=llb49pisr070311008

Впервые он обратил на себя внимание критики в 1914 г., представив на выставке блестящие рисунки с изображениями обнаженных натурщиц. Творческие интересы его были очень разнообразны, и в каждой из областей он проявлял себя высокопрофессионально и самобытно.

В молодости Тырса отдал несколько лет изучению древнерусского искусства - копируя фрески и участвуя в их реставрации; потом занимался декоративной росписью петербургских особняков.

В 1920-х гг. внимание художника было сосредоточено на графике. В станковой графике - многочисленных рисунках и акварелях с натуры - он оттачивал свое мастерство. Графика промышленная была для него прежде всего средством заработка, но и над нею он трудился с увлеченностью.
В графику книжную Тырса вошел еще в 1921 г., оформив "Комедию о царе Максимилиане", а иллюстрации к "Козлику" (1923) положили начало работе в детской книге, где он вскоре стал одним из наиболее крупных мастеров. Ориентируясь на читателей-школьников и предпочитая темы современности или ближайшего прошлого, он оформил десятки книг, среди которых выделялись "Осада дворца" В. А. Каверина, "Республика ШКИД" Г. Г. Белых и Л. Пантелеева, "Снежная книга" В. В. Бианки, "Военные кони" Н. С. Тихонова, "Детство" М. Горького; чаще же всего он обращался к книгам Б. С. Житкова, своего постоянного и любимого автора. В увлекательных, динамичных иллюстрациях Тырсы реалистическая точность соединялась с романтическим чувством.

В 1920-х гг. он начал преподавать рисунок и акварель в разных институтах, воспитав немало прекрасных художников. С середины 1920-х гг. Тырса больше внимания уделял акварели, как бы подготавливая себе переход к масляной живописи в 1930-х гг.

Его картины - пейзажи, натюрморты, интерьеры, изображения обнаженных моделей - вырастали из натурных этюдов и, в отличие от иллюстраций, носили созерцательный характер, но они заряжены восторгом перед богатством и красочностью мира и увлекают темпераментностью воплощения этого мира на холсте.

В те же годы для него самостоятельный интерес приобрела литография, которую раньше он использовал лишь в иллюстрациях. Идея распространения высокохудожественных массовых картинок увлекла его и подвигла на создание отличных многокрасочных эстампов (в том числе знаменитого "Букета", 1939), а неутомимость ума подтолкнула к изобретению совершенно новой техники "размывки тушью по камню", небывало расширившей возможности литографии. В детской книге Тырса теперь работал меньше, зато обратился к книгам для взрослых и исполнил прекрасные иллюстрации к "Пиковой даме" А. С. Пушкина (1936), "Анне Карениной" Л. Н. Толстого (1939) и "Герою нашего времени" М. Ю. Лермонтова (1940). В 1940-41 гг. он занялся еще и стеклоделием и, работая вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, спроектировал около двух десятков изделий - графинов, стаканов и ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы и тонким ощущением природы стекла; его можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла. Большая персональная выставка Тырсы открылась 15 июня 1941 г., но продлилась лишь неделю - началась война. 29 января 1942 г. его, обессиленного блокадной зимой, эвакуировали из Ленинграда, но было уже слишком поздно.________________________ Алексей Иванович Пантелеев

Тырса

 Когда  я  с  ним  познакомился,  мне  было  очень  немного (а  точнее -
семнадцать) лет, я очень мало знал, а в живописи и вовсе не разбирался.
     Но и в то время Николай Андреевич Тырса казался мне чудом.
     Он  иллюстрировал несколько моих книг,  в  том числе "Республику Шкид".
Помню,  как страшно меня тогда удивляло, почему о нем говорят как об ученике
французов, упоминают рядом с его именем имена мирискусников, импрессионистов
и еще каких-то "истов".
     То,  что  он  сделал  с  "Республикой Шкид",  казалось (и  кажется) мне
стоящим на грани волшебства.
     Это  очень  точный  реалистический рисунок  с  едва  уловимым  оттенком
гротеска. Короче говоря, это стиль самой повести.
     Шкидцев рисовали и  после Тырсы -  и  у  нас и  за границей,  и  никому
никогда не удалось так верно, так легко, весело и победно схватить не только
фактуру, но и самый дух нашей беспризорной мальчишеской республики.
     Не  забуду,  как  поразило меня  и  моего соавтора,  покойного Григория
Георгиевича Белых, почти фотографическое сходство многих персонажей повести,
людей,  которых Николай Андреевич не  видел и  не  мог  видеть.  Рисовал он,
полагаясь только на  наш  далекий от  совершенства текст  и  на  собственную
интуицию.
     Похож  президент нашей  республики Викниксор,  чертовски похожи Янкель,
Японец,  Купец и другие аборигены Шкиды. А как верно, с каким необыкновенным
проникновением в  то,  что называется духом эпохи,  написан Петербург начала
двадцатых годов! Какое все точное и какое все тогдашнее - и Нарвские ворота,
и  старая Петергофская дорога,  и  шофер таксомотора,  и  малолетние уличные
торговки и  -  в  первую  очередь -  сами  шкидцы,  эти  гавроши Октябрьской
революции,  эти бесшабашные и  вместе с тем думающие,  читающие,  сочиняющие
стихи босяки!..
     Недавно мне показали рисунки,  сделанные молодым художником к одному из
"шкидских"  рассказов.  Человек  талантливый,  владеет  рисунком,  чувствует
композицию,  но  -  как  все  это  грубо,  примитивно,  как  безвкусно берет
иллюстратор самое,  на его взгляд,  яркое,  выигрышное,  каких дегенератов с
чубиками и в полосатых тельняшках он изобразил!..
     У  Тырсы Шкида одета так,  как она и  одевалась в  те суровые годы -  в
поношенную, потертую и бесцветную одежду. Художник не любуется этим рубищем,
но  он  знает и  любит каждую деревянную пуговку на холщовой рубахе,  каждую
складку,  каждую вмятину на штанах из чертовой кожи.  Он знает, так сказать,
не  только художественную,  но  и  потребительскую,  рыночную цену всем этим
предметам. И потому все это так долго живет и так глубоко трогает.
     Вспоминаю Тырсу, перелистываю другие книги с его рисунками.
     "Портрет".  Тоже о беспризорниках.  Как здорово сделан,  например,  тот
рисунок,   где  малолетний  правонарушитель  Коська,   укравший  на  вокзале
корзинку,  вскрывает ее под дощатым настилом дебаркадера. Казалось бы, более
неудобного,  невыигрышного положения для  героя трудно выбрать.  И  все-таки
художник усаживает Коську на корточки именно в таком,  согбенном, скрюченном
положении, и при этом мы видим, что Коська весь кипит, весь дрожит. Руки его
лихорадочно роются в корзине и выбрасывают оттуда -  белье, башмаки, коробки
и прочее "барахло".
     А  вот  повесть  "Пакет".  Серийное,  массовое издание.  Тонкий,  очень
экономный рисунок пером. Что называется, ничего лишнего.
     Генерал  Мамонтов  появляется в  штабе  белогвардейской казачьей части.
Перепуганные его  неожиданным появлением,  офицеры  вскочили,  вытянулись  в
струнку, приветствуют своего шефа. Во всем этом - никакой буффонады, никакой
карикатуры.  Наоборот,  автор как  будто даже любуется изысканной выправкой,
родовитостью и  сановитостью своих персонажей.  И  вместе с  тем нет никаких
сомнений,  что  эти люди -  враги.  А  вот другой персонаж -  Петя Трофимов,
этакий красноармейский Иванушка-дурачок,  герой повести,  от  имени которого
ведется рассказ.  Кажется, будто сам рисунок становится добрее, штрих мягче,
округлее, когда на бумаге возникает образ этого героя.
     Украшал  Николай Андреевич своими  рисунками и  другие  мои  работы.  И
всякий раз,  когда я брал в руки свежий, еще пахнущий краской журнал и видел
возле своего текста его неповторимый рисунок,  - это было всегда добавочной,
дополнительной радостью, было праздником.
     Я несколько раз бывал у Николая Андреевича -  по каким делам,  не помню
теперь.  Жил он,  если не ошибаюсь,  в "доме Бенуа",  у Никольского морского
собора.  От юношеской своей стеснительности, застенчивости я ничего не видел
и не запомнил. Помню только, что у него были три девочки, дочки.
     Николаю Андреевичу не было тогда сорока лет,  но мне он казался если не
старым,  то очень взрослым,  пожилым, солидным человеком. Таким он, впрочем,
казался не  мне  одному.  С  тридцати лет  он  уже  был метром,  профессором
академии...
     Внешность у него была запоминающаяся: рыжеватая борода, золотое пенсне,
котелок.  Чем-то  он  был  похож  на  того  французского  виконта,  которого
прославил Дега, изобразив его с двумя девочками и борзой собакой.
     Но  это был очень русский виконт -  такой же русский,  как и  некоторые
другие завсегдатаи верхних этажей Дома  книги,  поражавшие меня  тогда своей
"барственностью", элегантностью: В.В.Лебедев, Б.С.Житков, Д.И.Хармс...
     Кстати,  о смерти Николая Андреевича я узнал в тот же день, когда узнал
и  о  гибели Даниила Ивановича Хармса.  Оба они -  и поэт и художник -  пали
жертвами жестокого века...
     Время было  блокадное,  питерцы уже  давно привыкли к  утратам,  смерть
стала для  нас  явлением обычным и  привычным,  и  все-таки так больно,  так
горько было узнать,  что нет больше Тырсы,  что никогда не  поможет он  тебе
сделать новую книгу,  не  покажет своего искусства волшебника,  не  порадует
своим тонким, честным, умным и веселым мастерством.

http://lib.ru/RUSSLIT/PANTELEEW/tyrsa.txt_____________________
lu-chia
Сообщение #8 | Пн, 14.08.2023, 20:03
Группа: wing
Сообщений: 27598
https://vk.com/album-106006021_244287531
lu-chia
Сообщение #9 | Пн, 14.08.2023, 20:24
Группа: wing
Сообщений: 27598


lu-chia
Сообщение #10 | Пн, 14.08.2023, 20:32
Группа: wing
Сообщений: 27598






lu-chia
Сообщение #11 | Пн, 14.08.2023, 20:32
Группа: wing
Сообщений: 27598

Через реку, 1940-е
lu-chia
Сообщение #12 | Пн, 14.08.2023, 20:34
Группа: wing
Сообщений: 27598
lu-chia
Сообщение #13 | Пн, 14.08.2023, 20:35
Группа: wing
Сообщений: 27598


lu-chia
Сообщение #14 | Пн, 14.08.2023, 20:41
Группа: wing
Сообщений: 27598


lu-chia
Сообщение #15 | Пн, 14.08.2023, 20:49
Группа: wing
Сообщений: 27598






lu-chia
Сообщение #16 | Пн, 14.08.2023, 21:16
Группа: wing
Сообщений: 27598


Герой нашего времени


Букет на розово фоне


эскиз росписи Птицы


обезьянка на вантах


Модель в синемъ


Портрет Оли, 1920-е

lu-chia
Сообщение #17 | Пн, 14.08.2023, 21:21
Группа: wing
Сообщений: 27598


Ракурсы » Взгляд » Цвето-свето-ведение » Тырса Николай
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: