Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Взгляд » Цвето-свето-ведение » Чистяков Павел Петрович
Чистяков Павел Петрович
lu-chia
Сообщение #1 | Пн, 27.03.2023, 18:21
Группа: wing
Сообщений: 27559
https://artchive.ru/publica....uchitel'_i_ego_blestjaschie_ucheniki_v_vospominanijakh_khudozhnikov?ysclid=lfqz494d3y569412293

http://cultobzor.ru/2015....2540965



П.П. ЧИСТЯКОВ(1832 – 1919)
В одной из статей, написанных в середине 90-х годов 19 века, В.В. Стасов, сравнивая П.П. Чистякова с М.И. Глинкой, говорил, что их роднит понимание серьезной школы профессионального мастерства и виртуозное владение этим мастерством.Как Глинке мы обязаны созданием национальной музыкальной школы, так и Чистякову – рождением уникальной в истории изобразительного искусства художественно-педагогической системы идейного реализма, послужившего формированию дарований Репина, Сурикова, братьев Васнецовых, Поленова, Серова, Остроухова и других выдающихся русских художников.Но зная о блестящих результатах чистяковской школы, о том, как ценилась она его учениками и современниками, мы немногое знаем о личности и творчестве самого художника. Очень мало написано им законченных произведений, и очень мало говорят они о выдающейся фигуре в истории русского искусства.Павел Петрович Чистяков родился 23 июня (5 июля) 1832 года в селе Пруды Тверской губернии в семье крепостного крестьянина. Первые уроки рисования Павел Чистяков получил в Бежецком уездном училище, окончив которое работал помощником землемера.Учился в Академии Художеств (184901861) в классе исторической живописи у П.В. Басина. В 1860 за программу «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту о роспуске ополчения» (НИМ РАХ) награжден малой золотой медалью.За картину «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Владимира Косого пояс, некогда принадлежавший Дмитрию Донскому» (ГРМ) в 1861 году награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право на пенсионерскую поездку за границу.В 1863-1870 годах Павел Чистяков пенсионер ИАХ, работал в Италии и Франции, совершил поездки в Германию и Австрию.По возвращении в России за свои произведения удостоен звания академика исторической живописи. В 1892 Павел Чистяков получил звание профессора. Преподавал в ИАХ (1872-1910), с 1905 по 1915 (с перерывами) – член Совета ИАХ. В 1889-1912 – заведовал Мозаичным заведением при ИАХ, в этом качестве наблюдал за работами по отделке Исаакиевского собора и храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге.Помимо работы в Академии, Павел Чистяков вел многочисленные кружки и группы, давал письменные рекомендации по композиции, технике и технологии живописи. Оставил большое эпистолярное наследие, автор воспоминаний, заметок по искусству, методике преподавания.В 1987 году в городе Пушкине на даче П.П. Чистякова открыт Дом-музей художника, являющийся отделом НИХ РАХ.
lu-chia
Сообщение #2 | Чт, 30.03.2023, 15:58
Группа: wing
Сообщений: 27559
Павел Петрович Чистяков (1832−1919) часто рассказывал своим ученикам, как приехал в Петербург пареньком из Тверской губернии с единственным желанием — стать художником. Закончив Академию с несколькими золотыми медалями,он отправился в так называемую«пенсионерскую»(оплачиваемую Академией) поездку по Европе. Вернувшись на родину в 1870 году,получил звание академика за картину«Римский нищий», которая к тому же была очень благосклонно встречена на Всемирной Выставке в Лондоне. В 1872 году Чистяков стал адъюнкт-профессором Академии, что подразумевало лишь педагогическую деятельность и полностью исключало возможность принимать участие в делах учебного заведения.


Джованнина, сидящая на подоконнике
Павел Петрович Чистяков1864, 99×52 см


Голова девушки в повязке. Этюд

Павел Петрович Чистяков1874, 56×41.5 см
lu-chia
Сообщение #3 | Чт, 30.03.2023, 16:00
Группа: wing
Сообщений: 27559
Система преподавания ЧистяковаПавел Петрович пытался научить, насколько в искусстве важно знать его законы, что первооснова принадлежит рисунку, и тому что для художника нет недостойной и легкой задачи, «что в искусстве все одинаково трудно, все одинаково интересно,важно и увлекательно». Грабарь оставил нам любопытные воспоминания о том, как Чистяков встречал «новеньких»: «Придя в мастерскую, новенький в восторженном настроении садился перед моделью и начинал ее рисовать, а иногда и прямо писать. Являлся Чистяков, и, когда очередь доходила до него,учитель принимался разбирать каждый миллиметр начатого этюда, причем свою уничтожающую критику сопровождал такими прибаутками, словечками, усмешками и гримасами, что бедняка бросало в холодный пот и он готов был провалиться от стыда и конфуза в преисподнюю. В заключение Чистяков рекомендовал бросить пока и думать о живописи и ограничиться одним рисованием, да притом не с живой натуры, которой ему все равно не осилить, и даже не с гипсов, а „с азов“. Он бросал перед ним на табуретку карандаш и говорил: „Нарисуйте вот карандашик,оно не легче натурщика будет, а пользы от него много больше…“ На следующий вечер снова являлся Чистяков, в течение десяти минут ухитрявшийся доказать „новенькому“ воочию, что он не умеет нарисовать и простого карандаша. „Нет, — говорил он ему, — карандашик-то для вас еще трудненек, надо что-нибудь попроще поставить“. И ставил детский кубик».

Надо сказать, что Чистяков был меток в выражениях, и его комментарии били«не в бровь, а в глаз». В памяти студентов навсегда остались его знаменитые афоризмы — ироничные, колкие,насмешливые:

«У Вас чемоданисто» или «Ну и чемодан!» — указывал профессор на неуклюжий, грубый рисунок с неумелой лепкой формы и полным отсутствием вкуса. «Верно, да скверно» или «Так натурально, что даже противно» и затем пояснял: «Не надо стараться написать всё точь-в-точь, а всегда около того, чтобы впечатление было то самое, как в природе».

«Большой талант — но художник не выйдет».

«Когда рисуешь глаз, смотри на ухо» — не сразу ученики понимали всю премудрость замечаний своего учителя,но запоминали их, и со временем начинали понимать суть высказываний мастера.
lu-chia
Сообщение #4 | Чт, 30.03.2023, 16:02
Группа: wing
Сообщений: 27559
«Чтобы найти себя, будьте искренни. Покрепче стучитесь в дно души своей — там чудный родник, в нем таится творчество"
П.П. Чистяков

Для Чистякова самыми главными были талант и знания: «Чувствовать,знать и уметь — полное искусство», говорил профессор и вел своих учеников в Эрмитаж,объясняя на работах старых мастеров и древних греков секреты мастерства. Ученики обожали его слушать.

Серов вспоминал о том, что учитель так образно объяснял законы искусства, что сразу становилось понятным, насколько глубоки должны быть знания анатомии для работы с натурой: «Вы подходите с учениками к статуе Гермеса; такая статуя, как широко вылеплена, как просто. Эта полная силы и молодости рука… а возьмите свечку, осветите свечку сбоку, и на этой дивной, по-вашему широко исполненной руке, вы в запястье увидите почти все косточки, на тыльной части кисти увидите сухожилья и между ними едва намеченную, но точной формы жилку».

 
«Рисунок, если можно поставить так вопрос, — это мужская часть,мужчина. Живопись — женщина. Всё мужественное, твердое,устойчивое, благородное в искусстве выражается рисунком. Всё нежное, ласкающее глаз, нервы, всё, на первое впечатление сильно нравящееся, выражает собою живопись» — Чистяков.
lu-chia
Сообщение #5 | Чт, 30.03.2023, 16:03
Группа: wing
Сообщений: 27559


Голова Аполлона. ЭтюдВасилий Евменьевич Савинский1881
lu-chia
Сообщение #6 | Чт, 30.03.2023, 16:05
Группа: wing
Сообщений: 27559
«Русская тройка» – Репин, Поленов и СуриковЧистяков настолько интересно преподносил свои взгляды на искусство, что к нему приходили учиться уже такие маститые мастера, как Репин и Поленов. О занятиях с Чистяковым Репинвспоминал: «У Поленова мы устроили рисовальный класс и были до потери всех прежних понятий наших об искусстве удивлены,очарованы и наполнены новыми откровениями Чистякова,с совершенно новой стороны подходившего к искусству». Занятия продолжались не больше года, но и Репин, и Поленов всегда считали себя учениками именно Чистякова. 
«Он — наш общий и единственный учитель», — не раз говаривал Репин. И Чистяков горд был тем, что одними из первых его учеников были Репин и Поленов. Много лет спустя он писал: «Поленов, Репин по окончании курса в Академии брали у меня уроки рисования. То есть учились рисовать ухо гипсовое и голову Аполлона. Стало быть, учитель я неплохой, если с золотыми медалями ученики берут уроки рисования с уха и головы,да надо же было сказать новое в азбуке людям, так развитым уже во всем».

Впоследствии, когда Поленов жил пенсионером в Италии и Франции, он вел постоянную переписку с учителем. Чистяков давал советы и делился новостями Академии: «Есть здесь некто ученик Суриков, довольно редкий экземпляр, пишет на первую золотую медаль. В шапку даст со временем ближним. Я радуюсь за него. Вы, Репин и он — русская тройка…».А между тем, отношение к любимчикам было таким же строгим,как и ко всем ученикам. Всю жизнь потом Суриков любил повторять услышанное от учителя: «Будет просто, как попишешь раз со сто!». И под строгим взором Чистякова Суриков старался преодолеть академические штампы в исторической картине. Самого Чистякова всегда привлекали исторические темы, его дипломная работа «Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе в. к. Василия II Темного» в 1861 году принесла золотую медаль и право на заграничную командировку.
lu-chia
Сообщение #7 | Чт, 30.03.2023, 16:07
Группа: wing
Сообщений: 27559


Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежащий некогда Дмитрию ДонскомуПавел Петрович Чистяков1861, 147×201 см



Милосердный самарянинВасилий Иванович Суриков1874, 140×210 см

А работа Сурикова «Милосердный самарянин», удачно композиционно выстроенная, была удостоена малой золотой медали и допущена к конкурсу на большую золотую медаль.

Однако за программную работу «Апостол Павел объясняет догматы веры» Суриков получил звание художника 1 степени без присуждения золотой медали. Эта несправедливость разгневала Чистякова и он,не сдерживая своего негодования, пишет Поленову: «У нас допотопные болванотропы провалили самого лучшего ученика во всей Академии Сурикова за то, что мозоли не успел написать в картине. Не могу говорить, родной мой, об этих людях: голова сейчас заболит и чувствуется запах падали кругом. Как тяжело быть между ними. Ученики меня, кажется любят и понимают, на деле даже некоторые. Держусь всеми силами в стороне, избегаю даже встречи с мудрецами».
lu-chia
Сообщение #8 | Чт, 30.03.2023, 16:08
Группа: wing
Сообщений: 27559


Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста

Василий Иванович Суриков1875, 142×218 см
lu-chia
Сообщение #9 | Чт, 30.03.2023, 16:09
Группа: wing
Сообщений: 27559
ВаснецовЛюбопытное свидетельство отношений между Чистяковым и Васнецовым оставил В.Стасов. Их знакомство произошло в 1870 году, когда Чистяков вернулся из пенсионерской поездки(в то время Васнецов уже два года учился в Академии). Чистяков сразу же отправился в Академию смотреть программные эскизы — будущие академические работы учеников: «Чистяков начал жадно их просматривать: он хорошо знал, что в «программе» живо сказывается художественный почерк, техническое уменье воспитанника. А Чистяков ничем так не интересовался, как состоянием художественной школы в России и ее ближайшим будущим.

— Здорово!.. Здорово!.. — восторженно приговаривал этот темпераментный человек, останавливаясь то у одного,то у другого эскиза. Нет, положительно здорово, сколько жизни и наблюдательности! В мое время так не делали!!!

Особенно долго стоял Чистяков у одной работы — «Княжеская иконописная мастерская». — Это был, — вспоминал Стасов, — большой рисунок карандашом, что-то совершенно особенное и самостоятельное, а главное — национальное, совершенно не похожее на обыкновенные академические программы. Спрашивает: чья эта работа? Говорят: Васнецова. Он еще такой фамилии не слыхал. Это был кто-то совсем новый для него… «.

Чистяков попросил профессоров познакомить его с Васнецовым и при первой встрече очаровал его полностью, он так восхищался его работой: «Как он мог передать немое восхищение князя иконой… так уловить трепет и дыхание той эпохи, воскресить жизнь седого Киева… выразить животворный светоч бессмертного искусства, горевший еще в те времена?». Васнецов не знал, что и ответить. Он только стоял, благодарно тронутый этой сердечной теплотой, этим вниманием, никогда еще никем не проявленным так глубоко. Он и сам не ведал, что в его композиции столько достоинств».

lu-chia
Сообщение #10 | Чт, 30.03.2023, 16:09
Группа: wing
Сообщений: 27559
Правда, Чистяков заметил, что рисунок у него хромает, умение передать фактуру вещи — слабовато,и дал совет: «Принимайтесь-ка за форму». Преодолевая застенчивость,Васнецов приходил к Чистякову, как с старшему брату — его доброжелательное отношение вызывало доверие, а часы занятий приносили столько удовольствия… Наставник изучал его работы, приговаривая: «Если художник пишет,например, голову в профиль, то должен делать так, чтобы чувствовались и невидимые ее части».

«Павел Петрович был враг шаблона, — вспоминал Васнецов. — Он никогда не держался единой для всех программы. Наоборот,он каждому отдельно умел указать дорогу к дальнейшему индивидуальному развитию. Он был посредником между натурой и учеником, ничего не навязывая, и каждый, уразумевший его взгляд, чувствовал под ногами прочную почву».
lu-chia
Сообщение #11 | Чт, 30.03.2023, 16:11
Группа: wing
Сообщений: 27559
Серов и Врубель – редкостные дарованияСеров, пройдя репинскую школу и уже считавший себя мастером,приезжает в Петербург поступать в Академию. Не дожидаясь экзаменов, с рекомендацией от Репина он приходит домой к Чистякову. Немного побаиваясь грозного приема, — ведь его учитель успел настращать юношу пугающими рассказами о суровости педагога, — он успокоился, увидев добродушного хозяина, сыпавшего прибаутками. И вот тут-то ему было сделано коварное и даже обидное предложение, — нарисовать карандашик. Какой ничтожной показалась задача самоуверенному юноше, но он с нею не справился: «Да вы, батенька, еще не умеете рисовать карандашик, вот пожалуйте кубик». Чистяков никогда не изменял своему первому этапу работы с учениками, который он называл «сбросить спесь».«Чем крупнее талант, тем осторожнее нужно учить, — говорил Чистяков, — нужно давать волю, но следить,
чтобы ученик исполнял закон».

О Серове Чистяков говорил, что никогда не встречал такого всесторонне одаренного художника: «И рисунок, и колорит,и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи,и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени».В 1880—1885 годы Серов учится в Академии художеств и в частной мастерской Чистякова,беспрекословно следуя наставлениям своего наставника. «Помня вас как учителя, я считаю вас единственным(в России) учителем вечных, незыблемых законов формы, чему только и можно учить» — писал он Чистякову в 1908 году. Как-то Чистяков поведет своих новых учеников на выставку, остановившись у портрета Серова, и разглядывая его, скажет: «Глядит!» — в этом одном слове учителя смешаются и восхищение, и похвала,и гордость за своего ученика.«Техника — это язык художника; развивайте её неустанно,до виртуозности. Без неё вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту»Врубель поступил в Академию в один год с Серовым. У Чистякова он начал заниматься с осени 1882 года и работал по 12 часов в день,чувствуя постоянную потребность общения с учителем, чтобы«хлебнуть подкрепляющего напитка советов и критики». «Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе». Чистяков преподал Врубелю основы акварельной живописи, оценив редкую одаренность ученика, его изящное и строгое письмо. Еще не окончив Академии,Врубель отправился в Киев расписывать Владимирский собор. Именно Врубеля порекомендовал из всей Академии Прахову.


Пирующие римляне
lu-chia
Сообщение #12 | Чт, 30.03.2023, 16:12
Группа: wing
Сообщений: 27559
В воспоминаниях киевского художника И.Ф.Селезнева, ученика Чистякова, пожалуй, звучит главное наставление великого Учителя: «Искусство требует нежного сердца, чуткого. А озлобите сердце, тогда оно перестанет воспринимать тайны искусства,и творчество замрет. Художник должен быть широко и разнообразно образованным: читайте, учитесь, тогда горизонты ваши будут необъятны; наука и природа сделают ваши картины глубокими, выразительными». Только развитый ум, облагороженное чувство и зоркий воспитанный глаз — основы жизни художника".

Ракурсы » Взгляд » Цвето-свето-ведение » Чистяков Павел Петрович
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: