Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Взгляд » Авангард и из него вытекающее, 20 век » ВХУТЕИН/ ВХУТЕМАС/ УНОВИС
ВХУТЕИН/ ВХУТЕМАС/ УНОВИС
lu-chia
Сообщение #1 | Ср, 21.04.2021, 09:25
Группа: wing
Сообщений: 27714
Короткий век ВХУТЕМАСа.

Как появился и исчез первый советский институт дизайна

Совершаем экскурс в 1920-е годы, ознаменованные появлением Высших художественно-технических мастерских, которые перевернули представление о работе художника, знакомимся с принципами преподавания и узнаем, почему мастерские так быстро были упразднены.Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) стали первым послереволюционным учебным заведением для подготовки творческих кадров и местом, где зарождалось советское дизайнерское образование. За 10 лет существования института его окончили около 1500 художников, скульпторов и архитекторов. В стенах ВХУТЕМАСа разрабатывали новые методики преподавания, среди педагогов были представители авангарда, конструктивизма и рационализма.
История института, где готовили художников, определивших развитие советского и российского искусства, — в рассказе Александры Селивановой, куратора выставки «ВХУТЕМАС-100. Школа авангарда» в Музее Москвы.

Совместный материал mos.ru и агентства «Мосгортур».

Эпоха до ВХУТЕМАСаДо Октябрьской революции художественное образование в стране находилось в ведении Академии художеств, учрежденной Сенатом в 1757 году. Больше 100 лет академия была единственным высшим учебным заведением в стране, где изобразительному искусству обучали по европейским стандартам. Поступить туда мог далеко не каждый: обучение было платным и только для мужчин

.Борьба за место в аудитории. Как учились москвички более 100 лет назад

В 1918 году академию упразднили и открыли Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ), введя кардинально новый принцип организации обучения: вступительные экзамены упразднили, женщин принимали наравне с мужчинами, а наличие начального образования стало необязательным критерием — для поступления требовалось лишь желание учиться. Занятия строились по принципу обучения в индивидуальных мастерских, абитуриент сам выбирал мастера, к которому хочет пойти.ГСХМ были созданы на базе двух крупных учебных заведений — Строгановского художественного училища, ставшего ГСХМ I, и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (ГСХМ II). В зданиях, доставшихся от закрытых в том же году училищ (корпуса на Мясницкой и Рождественке), профессиональные художники преподавали студентам мастерских основы искусства живописи, графики и скульптуры.

Через два года стало понятно, что и новому учебному заведению не избежать перестройки: студенты и профессора были недовольны отсутствием четкой программы, а страна нуждалась в профессиональных художественных кадрах для работы в промышленности. Осенью 1920 года ГСХМ I и II объединили в одно учебное заведение, на базе которого открыли Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС.

Создание ВХУТЕМАСаПостановление Совета народных комиссаров об открытии в Москве ВХУТЕМАСа было подписано Лениным в декабре 1920 года, однако работать заведение начало еще осенью. Согласно документам, ВХУТЕМАС был специальным художественно-техническим учебным заведением, где готовили «художников — мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования».

Мастерские сильно отличались от существовавших ранее художественных учебных заведений: здесь учили искусству не ради искусства, а готовили художников, реформирующих быт, включенных в жизненные процессы общества. Во ВХУТЕМАСе было восемь факультетов: три художественных (архитектурный, скульптурный и живописный) и пять производственных (текстильный, полиграфический, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий). Последние два позже объединили в один факультет со звучным названием-аббревиатурой «дерметфак».

Одним из основных методологических нововведений ВХУТЕМАСа был пропедевтический, вводный курс. Независимо от выбранной специальности все студенты первые два года должны были отучиться на основном отделении, сформированном из подготовительных курсов разных факультетов. Здесь изучали универсальные для всех специальностей основы — цвет, графику, объем и пространство.

Пропедевтический курс состоял из научно-технических, художественных и гуманитарно-общественных дисциплин, которые составляли базу общего образования студентов. Благодаря вводному отделению учащиеся ВХУТЕМАСа становились универсальными специалистами. Со временем курсы основного отделения менялись, уменьшалась продолжительность обучения, но основная база вводных дисциплин существовала во ВХУТЕМАСе до самого закрытия.

Ректорат

За время существования у ВХУТЕМАСа было три ректора: Ефим Равдель, Владимир Фаворский и Павел Новицкий. Первый больше ориентировался на авангардное направление в искусстве и был сторонником такой системы обучения, при которой студенты получали знания, выполняя определенный художественный заказ. Ученикам и преподавателям не нравилась идея ориентироваться только на производственное искусство, и в 1923 году по просьбе студентов Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения РСФСР) назначил нового ректора — Владимира Фаворского.

Новый руководитель сумел найти компромисс между преподавателями — традиционалистами и авангардистами, уладил конфликт производственных и художественных факультетов, возникший при Равделе, и окончательно закрепил в структуре ВХУТЕМАСа обязательное для всех основное отделение. При Фаворском в 1923 году появились вступительные экзамены и открылся художественный рабфак (рабочий факультет), где к поступлению в мастерские готовили рабочих и крестьян.

В 1926 году Фаворского сменил Новицкий и сразу вывел вперед производственные факультеты — третий ректор сделал ставку на подготовку промышленных специалистов, для чего изначально и создавался ВХУТЕМАС. При Новицком в 1928 году заведение переименовали в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), занятия на основном отделении сократили до года, а весь срок обучения увеличили с четырех до пяти лет. Основной задачей института при новом ректоре стала подготовка специалистов нового типа — художников-производственников, умеющих выполнять конкретные работы производственного характера.

ПреподавателиВ разные годы в мастерских преподавали крупные мастера советского искусства: скульпторы Вера Мухина и Алексей Бабичев, архитекторы Моисей Гинзбург и Николай Докучаев, художники и графики Петр Митурич и Василий Кандинский, первопроходцы в дизайне Эль Лисицкий и Александр Родченко. ВХУТЕМАС объединил педагогов с разными взглядами и подходами к искусству: авангардисты Петр Кончаловский, Илья Машков и Владимир Татлин работали вместе с Иваном Жолтовским, Алексеем Щусевым и Василием Яковлевым, которым установки авангарда не были близки. Принадлежавших к разным идеологическим лагерям педагогов объединял формально-аналитический метод преподавания. На всех факультетах ВХУТЕМАСа студентов нацеливали на активную интеллектуальную работу, заставляли анализировать реальность, а не копировать ее.

Маяк-водолаз и легенда о граненом стакане. Пять историй работ Веры Мухиной из музеев и парков Москвы История одного здания: зачем был построен Дом Наркомфина

Занятия в индивидуальных творческих мастерских тоже были распространены. Ярким примером такой организации учебного процесса был живописный факультет. Его студенты могли свободно выбирать мастера и переходить из мастерской в мастерскую — от Машкова к Куприну, от Куприна к Фальку. Остальные факультеты состояли из отделений, каждое из которых имело несколько кафедр.

https://u.to/n_tCGw
lu-chia
Сообщение #2 | Ср, 21.04.2021, 09:28
Группа: wing
Сообщений: 27714
Студенты

«Возрастной и социальный состав студентов был чрезвычайно пестрым. Многие отвоевали Гражданскую войну… Много было студентов из далеких, захолустных тогда окраин России, большой процент составляли рабфаковцы, и возраст колебался от восемнадцати до сорока и более лет», — вспоминал об учебе во ВХУТЕМАСе художник Валерий Алфеевский.

Между студентами редко возникали конфликты, потомки профессорских семей спокойно уживались с выходцами из деревни. В первом наборе студентов училась Варвара Арманд — дочь известной революционерки Инессы Арманд. Девушка жила в общежитии на Мясницкой, как и остальные вхутемасовцы. Однажды проведать ее приехали Ленин с Крупской. Тот вечер 1921 года позже стал одной из легенд ВХУТЕМАСа — учащиеся рассказывали Владимиру Ильичу о своей студенческой жизни, кормили его кашей и обсуждали творчество Маяковского, который часто захаживал в общежитие в гости к своему другу Родченко. Разговор о поэзии инициировал сам Ленин: Надежда Крупская вспоминала, что он спросил студентов, читают ли те Пушкина. Вхутемасовцы возмущенно ответили отрицательно, назвали Пушкина буржуем и сообщили, что любят Маяковского. «Ильич улыбнулся: “По-моему, Пушкин лучше”», — писала Крупская.
Досуг у студентов был не менее интересным, чем учеба. Ребята ставили спектакли, выпускали стенгазеты и самиздатовские журналы, устраивали творческие вечера и танцы, читали стихи и показывали карикатуры на преподавателей. Хватало места и для спорта: работали секции бокса, стрельбы, гребли, волейбола. Некоторые учащиеся делали серьезные успехи — например, тренер Александра Дейнеки считал, что лучше бы ему бросить живопись и стать профессиональным боксером.Из стен ВХУТЕМАСа вышли художники, имена которых навсегда вписаны в историю отечественного искусства: скульпторы Нина Зеленская и Илья Слоним, живописцы и графики Александр Лабас и Юрий Меркулов, архитекторы Тевель Шапиро и Анатолий Жуков, иконописец Евгений Спасский, драматург и киносценарист Михаил Вольпин.Теория и практика

Во ВХУТЕМАСе большое значение придавалось связи с производствами — факультеты стремились максимально обеспечить студентов практикой. Например, у керамического факультета была договоренность с Дулевским фарфоровым заводом, а у текстильного — с Трехгорной мануфактурой и Первой ситценабивной фабрикой. Студенты учились и параллельно работали, педагоги тоже работали со студентами без отрыва от производства. На текстильном факультете преподавали Людмила Маяковская, трудившаяся на Трехгорной мануфактуре, и Варвара Степанова, которая параллельно была дизайнером на Первой ситценабивной фабрике.

Братья и сестры Маяковского, Есенина и Гоголя. Пять историй из музеев Полтора века столичного текстиля. Кураторский гид по выставке «Ткани Москвы»

На архитектурном факультете не было повторяющейся из года в год учебной программы. Преподаватели часто давали студентам задания, связанные с актуальными архитектурными конкурсами, и даже привлекали их к реальному строительству. Например, Хавско-Шаболовский жилой комплекс, где сейчас находится Центр авангарда, спроектировал студент Николай Травин.

Один из самых известных нереализованных студенческих проектов — Красный стадион, огромный спортивный центр на Воробьевых горах со стадионом на несколько тысяч человек. Его строительство было начато, и студенты принимали в нем активное участие, но во время работ начались оползни, и проект закрыли.

Здание Московского планетария построили выпускники ВХУТЕМАСа — архитекторы Михаил Барщ и Михаил Синявский. После окончания института они остались работать там ассистентами. Когда был объявлен конкурс на проект планетария, маститые архитекторы подумали, что он не стоит их внимания, а Барщ и Синявский представили свой вариант и выиграли.Студенты ВХУТЕМАСа часто выполняли госзаказы. Например, для III Всемирного конгресса Коминтерна, проходившего в Москве в 1921 году, на керамфаке делали сувениры, а полиграффак выпускал печатную продукцию. Студенты принимали участие и в оформлении городских праздников. Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку 1923 года на Воробьевых горах расписывали учащиеся живописного факультета, скульптуры создавали студенты скульптфака, а сооружения и павильоны оформляли ученики архитектурного факультета.

Закат ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНаВ конце 1920-х началась борьба с авангардным искусством, и закрытие ВХУТЕИНа было логичным следствием. Искусство теперь должно было отражать линию партии, быть понятным и воплощать представления власти о лучшей жизни. Разнообразие форм и стилей стало невозможным — от художников требовали единства средств и целей, а соцреализм стал главным направлением в искусстве. За несколько лет до расформирования из института постепенно стали убирать неугодных преподавателей и студентов. Многочисленные доносы и внутренние конфликты привели к ликвидации института в 1930 году.



Некоторым факультетам удалось выжить: одни вошли в состав новых специализированных заведений, другие присоединились к профильным вузам. В здании на Мясницкой на базе полиграфического факультета ленинградского и московского ВХУТЕИНа был открыт Московский полиграфический институт во главе с бывшим деканом и ректором Фаворским, текстильный факультет стал частью Текстильного института, а архитектурный остался на Рождественке и вошел в состав нового Московского архитектурного института. Студентов и преподавателей скульптурного и живописного факультетов перевели в Ленинград, в Институт пролетарских изобразительных искусств, керамический факультет — в экспериментальный Институт силикатов, который почти сразу и закрыли. Остальные факультеты были полностью расформированы.

Многие преподаватели ВХУТЕИНа ушли из педагогики, а те, кто остался, разъехались по стране. Полностью изменилась система преподавания в художественных институтах, все вхутемасовские учебные наработки были забыты до 60-х годов XX века, когда ассистентам преподавателей ВХУТЕИНа и самим преподавателям удалось вернуть некоторые методики в вузы.
lu-chia
Сообщение #3 | Ср, 21.04.2021, 09:31
Группа: wing
Сообщений: 27714
https://u.to/KNJCGw

Анна Бокова и Стас Громик о дисциплине «Пространство»

  — Что такое ВХУТЕМАС для вас в одном предложении?

Анна
 — ВХУТЕМАС — это мощнейшая педагогическая лаборатория, выстроившая принципиально новую систему массового обучения.

Стас
 — Десятилетний эксперимент, повлиявший на дальнейшее развитие художественно-технического образования и всех его производных.
— Расскажите о том, как была организована работа дисциплины?

Анна
 — Эта дисциплина была создана в 1920 году на архитектурном факультете ВХУТЕМАСа в мастерской Обмас Николаем Ладовским совместно с его коллегами Владимиром Кринским и Николаем Докучаевым. Ладовский предложил одну из самых ранних альтернатив традиционной форме архитектурного обучения — академическому образованию с наставничеством мастеров. Вместо копирования исторических образцов, а затем практики под руководством мастера, новый подход ввел пропедевтическую подготовку, основанную на системе чередующихся отвлеченных и производственных упражнений. Это позволяло сфокусироваться на отдельном элементе — например, на форме или конструкции, а потом проработать тот или иной композиционный принцип в рамках практического архитектурного задания. Изначально разработанный для архитекторов курс «Пространство» стал обязательным для всех студентов ВХУТЕМАСа независимо от их будущей специализации. Через три года после запуска он превратился в неотъемлемую частью учебной программы основного отделения наряду с тремя другими курсами: «Объемом», «Цветом» и «Графикой».

Стас
 — Методика дисциплины «Пространство» была основана на выявлении свойств формы в макете или перспективном виде. Как дать зрителю «прочесть» заданные пропорции объекта? Как подчеркнуть пространство, развивающееся в глубину, или массивность определенных частей здания? Чтобы понять, как тот или иной объем будет восприниматься в реальности, студенты отрабатывали в моделях различные композиционные приемы. Сначала на абстрактных (отвлеченных) заданиях, затем на проектных (производственных). 

— Если представить, что машина времени реально существует, и у вас есть возможность переместиться на сто лет назад, то на каком факультете вы бы хотели учиться? 

Анна
 — На архитектурном факультете у Николая Ладовского — именно там зарождалась современная архитектура.

Стас
 — В силу профессиональных и научных интересов — на архитектурном. Но ради того, чтобы послушать вживую лекции Павла Флоренского, — на полиграфическом. 

— Кто ваш личный герой ВХУТЕМАСа?

Анна
 — Мне бы хотелось выделить двух героев: Николая Ладовского и Александра Родченко. Оба преподавали во ВХУТЕМАСе все десять лет и создали две, на мой взгляд, самые сильные и последовательные пропедевтические дисциплины, которые я анализирую в моей книге «Авангард как метод: ВХУТЕМАС и педагогика пространства, 1920–1930».

Стас
 — Для меня это также Ладовский. Человек, чье творческое, теоретическое и педагогическое наследие не перестает обращать на себя внимание в силу некоторой, как мне кажется, недоизученности и недопонятости. Отчасти это абсолютно эмоциональное впечатление создается из-за больших пробелов в биографии, отсутствия личного архива и обособленности архитектора от неоклассики и конструктивизма. Это, а также общий интерес к формальным методам анализа архитектуры (поиску «имманентных» законов в формообразовании) выделяет его среди остальных мастеров.

— Самое большое открытие, сделанное вами в период подготовки экспозиции? 

Анна
 — Постоянно увеличивающееся количество экспонатов. Архив ВХУТЕМАСа еще только формируется.

 Стас — Опыт работы с экспозицией выставки. Возможность увидеть вживую оригиналы работ, с которыми привыкаешь работать в цифровом виде, — это всегда открытие. Даже зная размер работы, материалы, в которых они выполнены, все это начинает восприниматься совершенно по-другому. 

— Ваша любимая работа (проект), представленная(-ый) на выставке?

 Анна — До нас не дошли многочисленные модели, созданные студентами ВХУТЕМАСа в рамках образовательного процесса. Но нам удалось сделать несколько реконструкций как пропедевтических упражнений, так и дипломных проектов. 

Стас
 — Отвлеченное задание на выявление и выражение массы и веса Лидии Комаровой.

— Какой из нереализованных проектов вам было бы интереснее всего увидеть в числе реализованных? 

Анна
 — Лично мне хотелось бы увидеть параметрический город Николая Красильникова и новый город Трофима Варенцова. Обе дипломные работы не просто визуализируют «город будущего», но программируют рост городской ткани, иными словами, проектируют не статичное решение, а динамику изменений в пространстве и во времени. 

Стас
 — Для меня это проект развития психотехнической лаборатории Ладовского с использованием современных методов визуализации и проектирования. 

— Миф о ВХУТЕМАСе, который был развеян во время работы над выставкой?

 Анна — ВХУТЕМАС не был унитарной школой авангарда — это гораздо более сложное явление.

Стас
 — ВХУТЕМАС — это живое, энергичное и в чем-то даже провокационное явление. Считаю, что команде Музея Москвы удалось показать его именно таким.
lu-chia
Сообщение #4 | Ср, 21.04.2021, 09:32
Группа: wing
Сообщений: 27714
Рустам Габбасов о полиграфическом факультете

— Что такое ВХУТЕМАС для вас в одном предложении?

— Пример коллективного творчества ради ясной идеи — срастить искусство и быт — с уникальными педагогическими процессами.

— Расскажите о том, как был организован факультет?

— На Полиграффаке было пять специальностей: книгопечатное, ксилографское, литографское, фотомеханическое и металлической гравюры. После 1924 года их объединили в три специальности. Основными преподавателями на них были Владимир Фаворский, Павел Павлинов, Николай Пискарёв, Игнатий Нивинский, Николай Шевердяев, Вадим Фалилеев и Николай Купреянов. Выражаясь современным языком, студенты осваивали профессию графического дизайнера. Они учились разрабатывать макет книги, изучали ручной набор и верстку, гравирование, рисунок, историю типографики. Наиболее популярной специальностью была книжно-ксилографическая — ее вел Фаворский, чьи лекции по теории композиции и графики вошли в историю. В качестве курсовых заданий выполнялись гравюры, полосы книг, обложки (гравированные или наборные шрифтовые), развороты в коллективных книгах.

— Если представить, что машина времени реально существует, и у вас есть возможность переместиться на сто лет назад, то на каком факультете вы бы хотели учиться? 

— На любом, главное, чтобы дали место в общежитии. А если серьезно, то мне было бы интересно поучиться на деревообделочном и металлообрабатывающем или керамическом — на них можно было попасть в мастерскую Владимира Татлина. Он кажется мне одним из самых гуманных и до нейронов чувствующих природу людей художников-преподавателей наряду с Николаем Ладовским и Владимиром Фаворским.

— Кто ваш личный герой ВХУТЕМАСа?

— Сложно назвать одного, их немало и среди студентов, и среди преподавателей. Назову двух: сестры Галина и Ольга Чичаговы. Их принципиальность и преданность любимому учителю (Александру Родченко), меткий выбор специальности (полиграфический факультет), острый ум и фантазия меня всегда волновали, как и их печальная судьба после расформирования вуза.

— Самое большое открытие, сделанное вами в период подготовки экспозиции?

— Необычный плакатный шрифт Бориса Грозевского из собрания Политеха, который он сделал, предположительно, как дипломный проект. Но самым большим открытием я бы назвал малоизученные имена вхутемасовцев и их работы, о которых кураторам выставки стали писать многие наследники уже после открытия выставки — это настоящий мостик для продолжения исследования.

— Ваша любимая работа (проект), представленная(-ый) на выставке?

 — Их несколько: «Летающий город» Крутикова, серия тканей со спортивными и другими мотивами, сделанная на текстфаке под руководством Оскара Грюна, «Портрет Валентины Кулагиной» Густава Клуциса, детский поильник Алексея Сотникова.

— Миф о ВХУТЕМАСе, который был развеян во время работы над выставкой? 

— В отличие от Баухауса вокруг ВХУТЕМАСа как институции еще не успели сложиться мифы. Развеялись разве что некоторые персональные мифы, связанные с именами преподавателей. Я с интересом открывал для себя стальную уверенность старой профессуры в своих учебных программах на полиграфическом факультете, которую сложно было побить условно конструктивистскому десанту — просто потому, что в программах «стариков» (это не про возраст) скрывалась, быть может, даже более оригинальная и авангардная система, чем у художников левого направления.


lu-chia
Сообщение #5 | Ср, 27.10.2021, 19:17
Группа: wing
Сообщений: 27714
В 1924 году состоялась Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства (Москва, Тверская ул., 54)[1], где принимали участие студенты ВХУТЕМАСа в составе следующих группировок:

«Проекционисты» (С. Лучишкин, С. Никритин, К. Редько, Н. Тряскин. А. Тышлер; группа сформировалась 1922 году).
«Конкретивисты» (П. Вильямс, К. Вялов, В. Люшин, Ю. Меркулов; выделились из группы «проекционистов» в 1924 году).
«Группa трех» (А. Дейнека вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым)
На следующий 1925 год они, вместе с присоединившимися к ним другими выпускниками, основали ОСТ, председателем которого, как наиболее почтенный и «старшина», был выбран Штеренберг, преподаватель ВХУТЕМАСа, учениками которого (а также В. А. Фаворского и Н. Н. Купреянова) были большинство участников объединения.

Членами-учредителями ОСТа были Ю. Анненков, Д. Штеренберг, Л. Вайнер, В. Васильев, П. Вильямс, К. Вялов, А. Дейнека, Н. Денисовский, С. Костин, А. Лабас, Ю. Меркулов, Ю. Пименов. Устав ОСТа принят в сентябре 1929 года.

Председатель общества — Д. П. Штеренберг.
Состав правления в 1925—1926 гг. — Л. Вайнер, П. Вильямс, Н. Денисовский, Ю. Пименов;
1927 год — П. Вильямс, Ю. Пименов, Л. Вайнер, Н. Шифрин[1].

lu-chia
Сообщение #6 | Ср, 27.10.2021, 19:17
Группа: wing
Сообщений: 27714
Пименов Юрий Иванович(1903-1977) https://u.to/Lba0Gw

https://bogachkova1957.livejournal.com/73376.html - поворот, несохранившиеся картины Пименова
lu-chia
Сообщение #7 | Вт, 02.11.2021, 15:49
Группа: wing
Сообщений: 27714
УНОВИС («Утвердители нового искусства») — авангардное художественное объединение, созданное К. С. Малевичем в Витебске(Беларусь).

«Чёрный квадрат» Казимира Малевича — эмблема УНОВИС.

Содержание
1 История
2 См. также
3 Примечания
4 Библиография
История[править | править код]
Манифест УНОВИСа был опубликован Казимиром Малевичем в витебском журнале «Искусство» в 1921 году.

Объединение представляло собой ранний пример арт-группировки нового типа, созданной — что характерно для советского постреволюционного десятилетия — на базе госучреждения. Возникла эта группировка после того, как ректор новосозданной Народной художественной школы (позднее — Свободных художественных мастерских и, наконец, Витебского художественно-практического института) В. М. Ермолаева пригласила в 1919 Малевича для руководства живописной мастерской. Создатель супрематизма, приехав в Витебск, сплотил вокруг себя группу учеников (Л. М. Лисицкий, Е. М. Магарил, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель,Илья Чашник, Д. Якерсон, Л. А. Юдин, Н. И. Коган и др.), в число которых вошла и сама Ермолаева. Они устраивали выставки-обсуждения работ преподавателей и учеников, философские диспуты, активно участвовали в оформлении города к революционным праздникам. Впрочем, лояльность и даже «революционность» «уновисов» была политическим фасадом их супрематически-конструктивистской программы, полной независимого эстетического мистицизма, нацеленного на «создание чистого живописного образа» (как воплощения «нового сознания»), а не «утилитарных необходимостей» (Малевич, статья Уновис, 1921). Разного же рода дизайнерские разработки, в том числе и наглядный агитпроп, служили лишь педагогическими моделями этого идеала.

По хронике Уновиса, составленной членом творкома И. Т. Гаврисом, видна активная работа новой творческой витебской организации: «17 января 1920. Организационное заседание группы молодых кубистов. 19 января. Группа названа „Молпосновис“, молодые последователи нового искусства. 28 января. Слияние младшей группы со старшей, название „Посновис“. Работа по репетированию и писанию декораций для оперы А. Кручёных „Победа над солнцем“ и супрематического балета. Митинги в мастерских и общий в школе о новом искусстве. 3 февраля. Принята программа занятий в мастерских Посновиса. 6 февраля. Выступление Посновиса с митингом-спектаклем („Победа над солнцем“. супрематический балет). 14 апреля. Ввиду того, что коллектив является не только последователем нового, но и его революционным учредителем, название установить Уновис — утвердителей нового искусства…». Родившуюся спустя неделю дочь К. Малевич назвал Уной. Чёрный квадрат являлся эмблемой членов Уновиса, его пришивали к рукаву[1].

Уновис поставил также «Войну и мир» В. Маяковского, собирался инсценировать «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Уновис устраивал художественные выставки и конференции, публиковал статьи своих членов.

По хронике Уновиса, составленной членом творкома И. Т. Гаврисом, видна активная работа новой творческой витебской организации: «17 января 1920. Организационное заседание группы молодых кубистов. 19 января. Группа названа „Молпосновис“, молодые последователи нового искусства. 28 января. Слияние младшей группы со старшей, название „Посновис“. Работа по репетированию и писанию декораций для оперы А. Кручёных „Победа над солнцем“ и супрематического балета. Митинги в мастерских и общий в школе о новом искусстве. 3 февраля. Принята программа занятий в мастерских Посновиса. 6 февраля. Выступление Посновиса с митингом-спектаклем („Победа над солнцем“. супрематический балет). 14 апреля. Ввиду того, что коллектив является не только последователем нового, но и его революционным учредителем, название установить Уновис — утвердителей нового искусства…». Родившуюся спустя неделю дочь К. Малевич назвал Уной. Чёрный квадрат являлся эмблемой членов Уновиса, его пришивали к рукаву[1].

Уновис поставил также «Войну и мир» В. Маяковского, собирался инсценировать «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Уновис устраивал художественные выставки и конференции, публиковал статьи своих членов.
lu-chia
Сообщение #8 | Вт, 02.11.2021, 15:53
Группа: wing
Сообщений: 27714
УНОВИС

Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил, Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель

Вера Ермолаева



Вера Михайловна Ермолаева (1893-1937) - живописец, график, активный деятель русского авангарда, художник-иллюстратор, автор нескольких статей и лекций о новейшем французском искусстве. Член объединения художников УНОВИС. Принадлежала к группе художников, которые под руководством Владимира Лебедева закладывали основы оформления новой детской книги. Дважды осуждена тройкой УНКВД за «антисоветскую деятельность» и 26 сентября 1937 года расстреляна в Карлаге около Караганды.


Портрет неизвестной. 1915 г. Холст, масло. 84х68 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.

https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post438785877/
lu-chia
Сообщение #9 | Сб, 08.01.2022, 18:49
Группа: wing
Сообщений: 27714
https://sovcom.ru/avtori/avtor/р/271/?p_f_2_1=271&p_f_3_1=271
Ромодановская Антонина
Ракурсы » Взгляд » Авангард и из него вытекающее, 20 век » ВХУТЕИН/ ВХУТЕМАС/ УНОВИС
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: