Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Взгляд » Авангард и из него вытекающее, 20 век » Лентулов
Лентулов
lu-chia
Сообщение #1 | Ср, 21.04.2021, 17:42
Группа: wing
Сообщений: 27559
https://u.to/JDBDGw

https://u.to/PTBDGw
Аристарх Васильевич Лентулова (1882-1943)
Почти все критики написали отрицательные рецензии о творчестве «Бубновых валетов». Их ругали за эпатажные сюжеты, незавершенность многих работ, неправильную композицию. Единственным, кто похвалил работы художников, был поэт Максимилиан Волошин. Он писал, что на картинах, которые показали на выставке, «много действительной талантливости». Волошин похвалил и работы Лентулова. Всего на выставке было представлено 16 картин художника — морские пейзажи, этюды и портреты.У А.В. Лентулова нет… задорного жонглирования талантом. Он идет по одному пути, а не сразу по нескольким. <…> Он ищет гармонизации не в притупленных красках, а в наивысшем напряжении отдельных тонов, что иногда ему и удается. Он тяготеет к большим пространствам, и колорит его декоративен.Максимилиан Волошин. Из статьи «Бубновый валет» (сборник «Московские хроники»)

Собор Василия Блаженного

1917—1909 гг. — один из лидеров художественной группы «Венок—Стефанос».

1910—1916 гг. — член-учредитель объединения «Бубновый валет».

1926—1927 гг. — член Ассоциации художников революционной России.

1928—1932 гг. — организатор и председатель Общества московских художников, куда вошли многие участники группы «Бубновый валет».

В 1925 году принимает участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, на которой получает диплом за декорации к спектаклю «Демон»[1].

Лентулов преподает: 1919 год — профессор ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН; 1919 год — сотрудничает в Институте художественной культуры; 1937 — профессор Московского художественного института имени В. И. Сурикова.

В течение всей жизни А. Лентулов работает и как художник театра: оформляет спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1916), Большом театре «Прометей» Скрябина (1919), «Миллионы Арлекина» Р. Дриго и других.

В 1933 году в Москве с успехом прошла персональная выставка Лентулова, посвящённая 25-летию художественной деятельности.

В 1942 году Лентулов перенёс тяжёлую операцию и скончался 15 апреля 1943 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище (21 уч.) .
lu-chia
Сообщение #2 | Ср, 06.04.2022, 17:22
Группа: wing
Сообщений: 27559



Кисловодский пейзаж 1913


Портрет М Лентуловой с розами, 1913


Тверской бульвар


Москва 1913

lu-chia
Сообщение #3 | Пт, 10.06.2022, 22:09
Группа: wing
Сообщений: 27559
 АРИСТАРХ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛЕНТУЛОВ (1882-1943),
часть 1
 https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post492184507/

Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) - русский художник, живописец, сценограф. Один из основоположников русского авангарда, член-учредитель объединения «Бубновый Валет» (1910). Учился в Пензенском художественном училище (с перерывами, 1898-1906) и Киевском художественном училище (1901-1905), затем с 1906 по 1910, – в студии Д.Н. Кардовского в Петербурге. В 1911-1912 гг. занимался у Анри Ле Фоконье и Жана Метценже в Париже. Разработал самобытный тип футуристического панно, в котором мир предстаёт калейдоскопом динамических красок и форм – феерическим и в то же время катастрофическим зрелищем. Приняв революцию как праздник обновления, Лентулов становится в 1918 членом коллегии ИЗО Наркомпроса РСФСР. В 1920-х гг. переходит к менее масштабным и более натурным произведениям, воспевающим красоту человеческого бытия. Творческая активность Лентулова реализуется главным образом в театре, соответствовавшем бравурно-оптимистическому складу характера художника. Особенно продуктивным было его соавторство с режиссёрами А.Я. Таировым, Ф.Ф. Комиссаржевским и В.И. Немировичем-Данченко. В 1986 г. в Пензенской картинной галерее создан мемориальный музей Лентулова. 

ристарх Васильевич Лентулов родился 14 (26 марта по новому стилю) марта 1882 года в с. Воронье (Ворона?) Пензенской губернии, в некоторых источниках -в с. Чёрная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губернии в многопоколенной семье сельского священника. Отца он лишился в очень раннем возрасте в 1885 году, у матери кроме него было еще трое детей, и единственной возможностью получить образование было обучение на казенный счет в Пензенском духовном училище и семинарии (1889–1896). О его детстве и годах учебы можно прочитать в книге воспоминаний его дочери Марианны Лентуловой «Художник Аристарх Лентулов» (М., 1969).

Становиться священником Лентулов не собирался. И после духовного училища вместо семинарии поступает в Пензенское художественное училище им. Н.Д. Селиверстова (сейчас Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого), директором которого был известный художник-передвижник Константин Савицкий, а преподавателями не менее известные живописцы Н.К. Грандковский, Петр Коровин и скульптор Константин Клодт, внук знаменитого П.К. Клодта, автора конных групп на Аничковом мосту в С-Петербурге. Напористому и задиристому Аристарху была скучна рутина консервативных правил, царящих в училище, и, проучившись два года, он вместе с несколькими товарищами уходит из него. К чести директора К. Савицкого, он не чинил им препятствий, и даже снабдил хорошей рекомендацией. Дальнейшее обучение А. Лентулов проходил в Киевском художественном училище у Н. К. Пимоненко (1900-1905). 

«Рисовать карандашом мне не хотелось. С самых ранних лет и по сей день я воспринимал мир исключительно через цвет и свет». Критики называли его талант ясным и радостным. 
Преисполненный новыми веяниями, Аристарх в своих живописных опытах был дерзок и непонятен преподавателям, которые в обучении руководствовались академическими программами. Окончить училище помешал большой скандал: однажды в отсутствие преподавателя Ивана Селезнева Лентулов, как он сам говорил, «подкрасил и причесал» его этюд. Дерзкого мальчишку грозились даже сдать в солдаты, но все закончилось исключением «по причине непосещения уроков». Лентулов вернулся в Пензенское художественное училище, привезя из Киева любовь к Филиппу Малявину и Михаилу Врубелю. В Пензе Лентулов знакомится с Владимиром Бурлюком, также учеником Пензенского училища. В 1906 г. Лентулов заканчивает ПХУ. 

Попытка поступить в Императорскую Академию художеств в 1906 году провалилась. Экзаменатору показалась странной зеленая тень на носу натурщицы на рисунке А. Лентулова, а Аристарх, по традиции, надерзил преподавателю. Он и на самом деле видел цвета в более широком спектре, чем обычный человек. Строптивым юношей с очень необычной манерой рисования заинтересовался художник Д. Кардовский, ученик и помощник Репина, и предложил заниматься в его студии неофициально. Около года в студии Д.Н. Кардовского Аристарх вырабатывал свой неповторимый, «солнечный» стиль. Его работы всегда выделялись своими яркими и чистыми красками. Он пробовал себя в разных стилях, в том числе и пуантилизме – письме точками. В этой технике написан «Портрет четырех» (1906). Одна из изображенных на нем девушек – будущая жена А. Лентулова Мария Рукина. 
Петербургский период стал самым значимым в становлении Аристарха Лентулова-художника. Он знакомится с художниками братьями Бурлюками, Н. Кульбиным, Р. Фальком, М. Ларионовым, Н. Гончаровой, П. Филоновым и многими другими, поэтами В. Маяковским, В. Хлебниковым, С. Есениным, В. Каменским, изучает мастеров старой живописи в Эрмитаже, участвует в разных выставках: «Звено» (Киев, 1908), «Современные течения в искусстве» (СПб., 1908), для которой делает пригласительный билет на открытие, «Салон В. Издебского» (Одесса-Киев-Рига, 1909-1910), участвует в одной из первых авангардных выставках «Венок – Стефанос» (СПб., 1909), которую в конце ХХ века назовут «первым криком новорожденного авангарда», и невероятно быстро осваивает разные художественные стили. 
В 1908 г. Лентулов женится на курсистке Марии Петровне Рукиной, дочери богатых новгородских купцов, вышедшей замуж против воли родителей и отказавшейся от наследства. М.П. Лентулова была постоянной моделью художника в подавляющем большинстве дореволюционных полотен с изображением женских фигур. 

Лентулов прошел довольно сложный путь, долго метался, меняя собственные предпочтения, прежде чем нашел себя и своих единомышленников. Он был близок к художникам «Голубой розы» с их символизмом и меланхолией, его признал «Мир искусства» в лице самого А. Бенуа, который высоко оценивал его творчество: «Лентулов – прекрасный красочный дар. Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант, его бодрое отношение к делу. Картины его поют и веселят душу». И если начинал юный Лентулов с реализма, то пройдя через интерес к Врубелю, Борисову-Мусатову, Гогену и его последователям-фовистам, он, в конце концов, выработал свою самобытную манеру письма, в которой основную роль играли чистый цвет, эксперименты с пропорциями, синтез сразу нескольких стилей – импрессионизма и постимпрессионизма, фовизма, кубизма, футуризма, экспрессионизма, – декоративность, «мозаичность», «ярмарочное» настроение. Одной из самых известных картин раннего периода творчества Лентулова стал его автопортрет в красной рубашке 1913 года. 


Автопортрет в красном, 1913, 83х83
lu-chia
Сообщение #4 | Пт, 10.06.2022, 22:14
Группа: wing
Сообщений: 27559
Именно «Портретом в красном» завершаются поиски себя и начинается лентуловское бурное десятилетие, сделавшее его классиком русского авангарда. Он полон планов. Знакомство в 1910 году с П.П. Кончаловским и И.И. Машковым стало судьбоносным и вылилось в выставку живописи «Бубновый валет». Деньги на нее дал родственник жены А. Лентулова С.П. Лобачев. Эта выставка стала, по словам К. Малевича, «взрывом вулкана самой огромной силы». Вызовом, издевательством и насмешкой над вкусами благопристойной буржуазной публики было все, начиная с названия. В России бубновый валет был отличительным знаком каторжников, а во Франции, в среде профессиональных картежников, выражение «бубновый валет» соответствует слову «жулик». «…мы решили: чем хуже, тем лучше, да и на самом деле, что может быть нелепее «Бубнового валета»?». "Эта беззастенчивая карта…напоминает скорее лечебницу для душевнобольных, чем выставку художественных произведений". Из рецензии о первой Выставке живописи – «Бубновый валет», открывшейся 10 декабря 1910 года в Москве, в доме Левиссон на Большой Дмитровке, д.32.



А.В. Лентулов (1882-1943). Морской берег. 1912 г. Холст, масло. 87 х 95 см. 
Нижегородский государственный художественный музей.



Балет. 1912 г. Холст, масло. 162 х 180 см. 
Национальная галерея, Прага.



А.В. Лентулов (1882-1943). Портрет Марии Петровны Лентуловой в синем платье. 
1913 г. Холст, масло. 95 х 87 см. Собрание Федора Лентулова.

 

. Розы. Натюрморт. 1913 г. Холст, масло. 87 х 96,5 см. Частное собрание.



 Василий Блаженный. 1913 г. Холст, масло, бумажные наклейки. 
170,5 х 163,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Кисловодск
 Кисловодск. 1913 г. Холст, масло. 48,3 x 60,7 см.
lu-chia
Сообщение #5 | Пт, 10.06.2022, 22:26
Группа: wing
Сообщений: 27559


М.А. Волошин и А.В. Лентулов. Фотография 1910-е гг., Коктебель. 



Победный бой (Военное панно). 1914 г. Холст, масло, бронзовая и 
серебряная краска. 137,5 х 183 см. Собрание Петра Авена. 



Портрет А.А. Сведомской (Портрет Ниты Сведомской). 
1915 г. Холст, масло, темпера, сухой пигмент. 102 х 88 см. 
Вологодский государственный музей-заповедник.



 Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года. 
1912-1914 гг. Холст, масло. 155,5 х 162,5 см. Музей Людвига, Кёльн. Бывшее собрание посла 
СССР в ФРГ В.С. Семенова, Москва. 

Кубизмом Лентулов был очень увлечен, но и на его четкие принципы у художника был свой собственный взгляд. Жесткую геометрию он смягчил яркими красками, сделав главным не форму предмета, а его строение. Французы назвали его русским футуристом. Вернувшись из Парижа в 1912 году убежденным авангардистом, он пишет легко, свободно и вдохновенно наполненные солнечным светом картины. Футуристическая идея совмещения и гармонизации цветов особенно ярко проявилась в картине «Аллегория войны 1812 г.». Но при этом многое – выделенный кругом всадник, пожар под ногами лошади, сразу ассоциирующийся с поверженным драконом, вся композиция картины, где соединены моменты происходивших в разное время событий – напоминает древнерусскую фреску.
По поводу этой картины в те времена ходила байка, которую, вполне возможно, придумал сам А.Лентулов. Некий скептически настроенный зритель пообещал добровольно сесть в тюрьму, если художник сумеет объяснить, что же изображено на полотне. Аристарх Васильевич все очень подробно рассказал: «Вот – «1812 год» – раскубленный холст, расположенный таким образом, чтобы в простых, схематических формах изложить всю эпопею Отечественной войны. Вот кусок пожара Москвы, вот в углу мародеры, громящие лавки, вот, наконец, силуэт Наполеона, Александр, голова полководца...» История умалчивает, выполнил ли проигравший свое обещание.

Кубизмом Лентулов был очень увлечен, но и на его четкие принципы у художника был свой собственный взгляд. Жесткую геометрию он смягчил яркими красками, сделав главным не форму предмета, а его строение. Французы назвали его русским футуристом. Вернувшись из Парижа в 1912 году убежденным авангардистом, он пишет легко, свободно и вдохновенно наполненные солнечным светом картины. Футуристическая идея совмещения и гармонизации цветов особенно ярко проявилась в картине «Аллегория войны 1812 г.». Но при этом многое – выделенный кругом всадник, пожар под ногами лошади, сразу ассоциирующийся с поверженным драконом, вся композиция картины, где соединены моменты происходивших в разное время событий – напоминает древнерусскую фреску.
По поводу этой картины в те времена ходила байка, которую, вполне возможно, придумал сам А.Лентулов. Некий скептически настроенный зритель пообещал добровольно сесть в тюрьму, если художник сумеет объяснить, что же изображено на полотне. Аристарх Васильевич все очень подробно рассказал: «Вот – «1812 год» – раскубленный холст, расположенный таким образом, чтобы в простых, схематических формах изложить всю эпопею Отечественной войны. Вот кусок пожара Москвы, вот в углу мародеры, громящие лавки, вот, наконец, силуэт Наполеона, Александр, голова полководца...» История умалчивает, выполнил ли проигравший свое обещание.
lu-chia
Сообщение #6 | Пт, 10.06.2022, 22:37
Группа: wing
Сообщений: 27559


 У моря. Панно. 1915-1916 гг. Холст, масло, бронзовая 
и серебряная краска, наклейки из бумаги, стекляруса, атласа, шелка. 217 х 203 см. 
На этом полотне Мария Лентулова предстает сразу в нескольких образах.
Собрание Федора Лентулова. 

«Эротическая» тема также получает в творчестве Лентулова особое толкование – полнокровно-жизнерадостное, но и пародийное, словно проникнутое полемикой с салонной эротикой мирискусников. В панно «У моря» (1915–1916. Частная коллекция) художник обильно вводит различные коллажные наклейки: кружева, стеклярус, шёлк и пр.
В 1915–1916 гг. Лентулов оформляет различные издания (журнал «Московские мастера», нотные обложки произведений Н.А. Рославца). На рубеже 1916 и 1917 гг. участвует в «Выставке современной русской живописи» (Петроград).
lu-chia
Сообщение #7 | Пт, 10.06.2022, 22:42
Группа: wing
Сообщений: 27559
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post492230406/ часть 2



 Звон (Колокольня Ивана Великого). 1915 г. Холст, масло, бронзовая и 
серебряная краска, наклейки из фольги. 211 х 213 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.



 Нижний Новгород. 1915 г. Холст, масло, бронзовая краска. 107,5 x 125 см. 
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Звон (Колокольня Ивана Великого). Этюд. 1915 г. 
Бумага, акварель, карандаш. 41 x 32,8 см.



 Красная церковь. 1913-1916 гг. 
Холст, масло. 100 x 69,5 см. Частное собрание. 



 Солнце и рак. 1915 г. Холст, масло. 
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
lu-chia
Сообщение #8 | Пт, 10.06.2022, 22:54
Группа: wing
Сообщений: 27559
Наверное, ни один русский художник не писал столько храмов, соборов, монастырей, сколько написал их Аристарх Лентулов: собор Василия Блаженного, Троице-Сергиева Лавра, Новодевичий монастырь, Новоиерусалимский храм, Страстной монастырь, колокольня Ивана Великого и множество других. Он сумел объединить русскую иконописную традицию с ее устремленностью от земли к небу, одновременно невесомостью и монументальностью, золотыми и алыми цветами православной Пасхи с современными приемами авангарда. Одна из лучших картин в «архитектурной» серии Лентулова – «Звон. Колокольня Ивана Великого». В ней многие даже не увидели, а услышали пасхальный малиновый звон, который волнами расходится из центра картины, от звонаря, полукружьями по всему полотну. 
В картинах «архитектурной серии» А. Лентулова проявилась еще одна особенность художника – удивительная музыкальность его картин. Лентулов очень любил музыку. Обладая идеальным слухом и поставленным еще в духовном училище голосом, он постоянно напевал за работой, а иногда вместе с Федором Шаляпиным пел целые арии. Писал картины под игру жены на рояле, часто и сам садился к инструменту. Живопись он сравнивал с органной музыкой: «Ты смотри, как я меняю регистры. Вот видишь, начинаю с синего и тяну до желтого. Потом начинаю с красного и тяну до зеленого. Главное — разместить цвета в пространстве. Тогда звуки станут возвращаться к тебе, и ты поймешь их величие и емкость».



Пейзаж с церковью и красными крышами. 1916 г. Холст, масло. 74 х 98,5 см. 
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25. 

1 октября 1918 г. Лентулов совместно с П.П. Кончаловским и П.В. Кузнецовым назначен руководителем живописных мастерских во Вторых свободных художественных мастерских (бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества). Приглашен профессором в Первые свободные художественные мастерские (бывшее Строгановское училище). Назначен членом Коллегии ИЗО Наркомпроса.
Осенью 1918 г. совместно с А.В. Куприным расписывает революционное знамя к первой годовщине Октября. Совместно c А.В. Куприным, И.И. Машковым, П.В. Кузнецовым и др. декорирует Театральную площадь к празднованию годовщины Октября.

В 1918 году Лентулов с большим увлечением выполнил световое сопровождение для скрябинского «Прометея», исполнявшегося в Большом театре. Разного цвета прожекторы направлялись на расписанный задник, меняясь по мере развития музыки «Прометея», согласно тому, как понимал художник цветовую музыку этого произведения.
В своих воспоминаниях Лентулов рассказывает, как заинтересовали его эксперименты композитора А.Н. Скрябина, который пытался найти зависимость между цветом и музыкальными созвучиями для «оцвечивания» музыки. А Лентулову хотелось озвучить живопись. Не зря А. Скрябин считал, что А. Лентулов лучше всех ощущает его цветомузыку. Самое «музыкальное» его произведение – легкая, кружевная, парящая «Церковь в Алупке» (1916). А первое исполнение симфонической поэмы А.Н. Скрябина «Прометей» в Большом театре под управлением дирижера Э.А. Купера в декорациях Лентулова состоялось 8 ноября 1918 г., приуроченное к первой годовщине Октябрьской революции. Режиссером постановки был В.И. Немирович-Данченко. 
Еще ранее, 14 марта 1918 года состоялась премьера «Незнакомки» А. Блока в кафе «Питтореск» (режиссеры С. Вермель и Г. Кроль) в декорациях А. Лентулова.



 Занавес к постановке симфонической поэмы А.Н. Скрябина «Прометей». Вариант. 1918 г. Картон, гуашь. 32 x 33 



 Московская церковь. 1916 г. Бумага, акварель, карандаш. 26,5 х 37,5 см. 
Собрание Валентина Шустера. Была подарена автором А.Я. Таирову и А.Г. Коонен.



Церкви. Новый Иерусалим. 1917 г. Холст, масло. 100 x 100 см. 
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 



 Вид Нового Иерусалима. 1917 г. Холст, масло. 102 х 101 см. 
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
lu-chia
Сообщение #9 | Пт, 10.06.2022, 22:57
Группа: wing
Сообщений: 27559


Мир. Торжество. Освобождение. 1917 г. 
Холст, масло, цветная бронза. 155 х 137 см. Собрание Валентина Шустера.



Успенский собор. Троице-Сергиева лавра. 1916-1917 гг.



Пейзаж с красным домом. 1917 г. Холст, масло. 103 х 98 см. 
Самарский областной художественный музей.



Тверской бульвар. Страстной монастырь. Панно. 1917 г. 
Холст, масло. 233 х 213 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Купола Успенского собора. 1917 г. Холст, масло. 103 х 79 см. 
Азербайджанский национальный музей искусств, Баку.



 Сцена заката у церкви. 1917 г. Картон, масло, акварель. 
45,7 х 36,8 см. Частное собрание.
lu-chia
Сообщение #10 | Пт, 10.06.2022, 23:02
Группа: wing
Сообщений: 27559


 Мост с поездом. 1918 г. Холст, масло. 59,5 x 68,5см. 
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент. 


Городской пейзаж.1918 г. Холст, масло. 89 х 124,5 см. 
Смоленский государственный музей-заповедник. 



Пейзаж. 1918 г. Холст, масло. Государственный музей-заповедник 
«Ростовский кремль», Ярославская обл. 


Пейзаж с красным домом. 1918 г. Холст, масло. 92,5 x 77 см. 
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 

12 января 1919 г. Лентулов был приглашен вместе с Г.Б. Якуловым и Ф.Ф. Федоровским руководить театрально-декорационными мастерскими, организованными при Первых свободных художественных мастерских до образования ВХУТЕМАСа в 1920 г.
В мае Лентулов участвует в Первой выставке ОБМОХУ (Общество молодых художников), состоявшейся в помещении бывшего Строгановского училища в Москве. Участники: Н. Денисовский, А. Замошкин, В. Комарденков, К. Медунецкий, В. Стенберг, Г. Стенберг и др. 1 октября 1919 г. Лентулов кооптирован в члены Музейной комиссии на заседании комиссии под председательством В.В. Кандинского.



 Купальня на Клязьме. 1918 г. Холст, масло. 



Новодевичий монастырь. 1917 г. Бумага, акварель, гуашь. 30 x 49 см.
lu-chia
Сообщение #11 | Пт, 10.06.2022, 23:13
Группа: wing
Сообщений: 27559


Пейзаж. 1918 г. Холст, масло.  
Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина.

Эскизы костюмов к опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». 1918 г. :









Эскиз костюма Ангела к балету А. Рубинштейна «Демон». 2. Эскиз костюма Демона 
к балету А. Рубинштейна «Демон». Оба - 1918-1919 гг. 





lu-chia
Сообщение #12 | Пт, 10.06.2022, 23:14
Группа: wing
Сообщений: 27559
lu-chia
Сообщение #13 | Пт, 10.06.2022, 23:16
Группа: wing
Сообщений: 27559
часть 3 https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post492273876/

часть 4 https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post492303775/
Ракурсы » Взгляд » Авангард и из него вытекающее, 20 век » Лентулов
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: