Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
Ракурсы » Взгляд » Мировое искусство » Да Винчи (Трактат о живописи)
Да Винчи
lu-chia
Сообщение #101 | Пт, 11.07.2014, 15:03
Группа: wing
Сообщений: 27546
572 * 566.

СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ PA3HОВИДНОСТЕЙ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ТЕНИ. Первоначальная тень имеет
две разновидности: из них первая простая, а вторая — сложная. Простая та, что
смотрит на темное место, и поэтому такая тень темная. Сложная та, которая
смотрит на освещенное разными цветами место. Тогда такая тень смешивается с
образами цветов противостоящих предметов.

573 * 710.

КАКОВЫ РАЗНОВИДНОСТИ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ? |179,2| Существуют две разновидности
производной тени; из них первая смешана с воздухом, стоящим перед первоначальной
тенью, вторая та, что попадает на предмет, который перерезает эту производную
тень.

574 * 582.

СКОЛЬКО ФИГУР ОБРАЗУЕТ ПРОИЗВОДНАЯ ТЕНЬ. Отбрасываемая тень образует три фигуры.
Первая, пирамидальная, порождаемая теневым телом, меньшим, чем световое; вторая,
параллельная, порождаемая теневым телом, равным световому. Третья расходится в
бесконечность. Бесконечной является также колоннообразная, а также и
пирамидальная, так как после первой пирамиды происходит пересечение и навстречу
[первой], конечной пирамиде порождается [вторая], бесконечная, если она находит
[себе] бесконечное пространство. И об этих трех сортах производных теней будет
сказано полностью.

575 * 610.

О ТЕНИ, ДВИЖУЩЕЙСЯ С БОЛЬШЕЙ СКОРОСТЬЮ, ЧЕМ ЕЕ ТЕНЕВОЕ ТЕЛО. Возможно, что
производная тень движется во много раз быстрее, чем ее первоначальная тень.
Доказательство: а пусть будет световым, a b — теневым телом; последнее движется
из b в с по линии bd; в то же время производная тень тела f проходит все
расстояние fе, и это расстояние может тысячу раз вместить в себя расстояние bс.

576 * 611.

О ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ, КОТОРАЯ |180| [ДВИЖЕТСЯ] ГОРАЗДО МЕДЛЕННЕЕ, ЧЕМ ТЕНЬ
НАЧАЛЬНАЯ. Возможно также, что производная тень [движется] гораздо медленнее,
чем первоначальная. Доказательство: пусть теневое тело bс движется по плоскости
nе на протяжении всего расстояния се, и пусть его производная тень лежит на
противостоящей стене de. Я говорю, что первоначальная тень bс пройдет все
расстояние bd, a производная тень не отделится от de.

577 * 612.

О ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ, КОТОРАЯ [ПО СКОРОСТИ] ТЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ. Движение
производной тени будет равно движению первоначальной, когда световое тело,
причиняющее тень, будет иметь движение, равное движению теневого тела, что то же,
— производной тени. Иначе невозможно. Ведь тот, кто идет на запад с утра до
вечера, будет видеть свою тень в первой половине дня движущейся перед ним, но
медленнее, чем он сам идет; а во второй половине дня тень будет гораздо быстрее
бежать назад, чем теневое тело будет идти вперед.

578 * 684.

О ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ, ОТДАЛЕННОЙ ОТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ. Те границы отбрасываемой тени
будут наиболее смутными, которые наиболее отдалены от первоначальной тени.
Доказательство: пусть ab источник света, a cd — первоначально затененное тело и
ed — простая |180,2| производная тень; [тогда] cge будет смутной границей этой
производной тени.

579 * 672.

ПРИРОДА ИЛИ УСЛОВИЕ [ОБРАЗОВАНИЯ] ТЕНИ. Никакая тень не бывает без рефлекса,
который ее усиливает или ослабляет, и усиливает ее тот рефлекс, который
порождается вещью, более темной, чем эта тень; а тот рефлекс ее ослабляет,
который порожден вещью, более светлой, чем эта тень.
lu-chia
Сообщение #102 | Пт, 11.07.2014, 15:04
Группа: wing
Сообщений: 27546
580 * 673.

КАКАЯ ТЕНЬ УСИЛЕННАЯ? Усиленная тень та, которая воспринимает рефлекс только от
своей производной тени. Пусть а — светящееся тело, be — тень первоначальная или
порождающая, тогда dg будет тенью порожденной.

Примечание
Подобно тому, как в другом месте Леонардо вводит представление о теневом луче,
так здесь он выражает свое, связанное с этим, представление о теневом рефлексе.
См. прим. к № 556.

581 * 669.

СИЛЬНЕЕ ЛИ ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ТЕНЬ, ЧЕМ ПРОИЗВОДНАЯ. Первоначальная тень, будучи
простой, равняется по темноте простой производной. Доказательство: пусть простая
первоначальная тень — de, а простая производная — fg. На основании четвертого [положения]
этой [книги], гласящего: мрак есть полное отсутствие света, я говорю: простая
тень которая не получает никакого светового рефлекса и потому остается темной;
таково de, которое видит света, а также не видит его и простая производная тень
fg, и поэтому обе эти тени оказываются равными друг другу по темноте, так как та
и другая лишены света и светового рефлекса.

582 * 613.

|181| О ДВИЖЕНИИ ТЕНЕЙ. Движения теней бывают пяти родов. Первым назовем тот
случай, когда производная тень движется со своим теневым лом, а источник света,
причиняющий эту тень, остается неподвижным. Вторым назовем тот случай, когда
движутся и тень и источник света, а теневое тело неподвижно; третий будет тот,
когда движутся и теневое и световое тела, но световое медленнее, чем теневое
четвертом движении этой тени световое тело движется скорее, чем теневое
,
а при пятом — движения теневого светового тела равны. И об этом будет говориться
в своем месте.

583 * 602.

ПАДЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ И EГO УСЛОВИЯ. Падение производной тени никогда не
будет подобно тени первоначальной, если не соблюдены [следующие] условия: первое:
теневое тело не должно иметь ни углов, ни отверстий, ни зубцов; второе: фигура
светового тела должна быть подобна фигуре теневого; третье: размер светового
тела должен быть равен размеру тела теневого; четвертое: поверхность теневого
луча должна быть с обеих сторон одинаковой длины; пятое: падение производной
тени должно создаваться между равными углами; шестое: тень должна падать на
поверхность стены ровную и гладкую.

Примечание
Под падением производной тени здесь следует подразумевать форму падающей, или
производной тени, которая только при указанных условиях может быть подобна форме
тени первоначальной.

584 * 592.

О ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ И ГДЕ ОНА БОЛЬШЕ ВСЕГО. |181,2| Та производная тень будет
иметь наибольшее протяжение, которая порождается наибольшим количеством света, и
наоборот.

Доказательство: ab — маленький источник света причиняет маленькие производные
тени cge и dfh. Возьми следующий рисунок; nm — всесторонний свет неба причиняет
большую производную тень rtx и также полосу тени osu, ибо часть неба рп создает
тень rtx, а часть неба lm создает противоположную тень osu.

585 * 656.

ОБ УМИРАНИИ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ. Производная тень совсем уничтожается в телах,
освещенных всесторонним светом.

586 * 657.

О ВЫСШЕЙ СИЛЕ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ. При одностороннем свете производная тень
приобретет настолько большую силу, насколько этот свет будет обладать менее
ощутимыми размерами и более сильной светлотой.

587 * 655.

О ПРОСТОЙ ТЕНИ НАИБОЛЬШЕЙ ТЕМНОТЫ. Простая тень та, которую не видит никакой
кетовой рефлекс, но которая усиливается только лежащей против нее тенью.

Пусть шар g будет помещен в углублении bсef, а односторонний свет пусть будет а;
этот свет падает на b, отражается в d и отскакивает вторичным отражением на шар
g, который имеет с одной стороны простую тень, а именно в углу е, не видящем ни
света, ни |182| света отраженного, в какой-либо степени отражения. Итак, тень на
шаре воспринимает отражение простой тени и поэтому называется простой тенью.

588 * 580.

О ТРЕХ РАЗЛИЧНЫХ ФИГУРАХ ПРОИЗВОДНЫХ ТЕНЕЙ. Имеются три разновидности
производных теней, из которых одна широка у своего и чем больше удаляется от
своего начала, тем больше суживается.

Вторая сохраняет при бесконечной длине одну и ту же ширину своего основания.
Третья та, которая в каждой степени расстояния от ширины своего основания
приобретает [соответствующие] степени ширины.
lu-chia
Сообщение #103 | Пт, 11.07.2014, 15:04
Группа: wing
Сообщений: 27546
589 * 581.

РАЗЛИЧИЯ КАЖДОЙ ИЗ ТРЕХ УКАЗАННЫХ ПРОИЗВОДНЫХ ТЕНЕЙ. Производная тень,
порожденная теневым телом, меньшим, чем световое тело, его освещающее, будет
пирамидальной и тем более короткой, чем она будет ближе к световому телу, но
параллельная [тень] от этого обстоятельства не меняется, а расходящаяся тем
более расширяется, чем больше она приближается к световому телу.

590 * 583.

О ТОМ, ЧТО ПРОИЗВОДНЫЕ ТЕНИ БЫВАЮТ ТРОЯКОЙ ПРИРОДЫ. Производные тени бывают
троякой природы, из которых одна — расширяющаяся, другая — колоннообразная,
третья — расходящаяся к месту пересечения своих сторон, которые после этого
пересечения обладают бесконечной длиной или |182,2| прямизной. И если бы ты
сказал, что такая тень оканчивается в углу соединения своих сторон и не проходит
дальше, то это следует отрицать, потому что в первом [положении] “О тенях"
доказывается, что „лишь та вещь является вполне законченной, никакая часть
которой не выходит за ее границы".

А здесь, в этой тени, оказывается обратное, ибо при способе, порождающем такую
производную тень, с очевидностью порождается и фигура двух теневых пирамид, которые
соединены в своих вершинах. Следовательно, если, по мнению противника, в углу
первой теневой пирамиды имеется конец производной тени, то откуда зарождается
тогда вторая теневая пирамида? Противник скажет, что она причиняется углом, а не
теневым телом. Но это отвергается при помощи второго [положения] этой [книги],
которое гласит: „Тень есть состояние, создаваемое теневым?: телами,
расположенными между местом этой тени и световым телом". Отсюда ясно, что [вторая]
тень порождается не углом производной тени, а только темным телом.

591 * 601.

О ТОМ, ЧТО ПРОИЗВОДНЫЕ ТЕНИ БЫВАЮТ ТРЕХ ВИДОВ. Производные тени бывают трех
видов, т. е. либо разрез тени на стене, на которую она падает, больше, чем ее
база, либо этот разрез меньше ее базы, либо он равен ей. Если он больше, то это
признак того, что световое тело, освещающее теневое тело, меньше этого
последнего, если же он меньше, то световое тело больше теневого, а если они
равны — световое тело равно теневому.

592 * 690.

|183| КАЧЕСТВО ТЕНЕЙ. При равномерных уменьшениях света между степенями темноты
рожденных теней будет такое же отношение, какое между степенями темноты цветов,
с которыми эти тени соединяются.

Примечание
Потому что темнота цвета всецело зависит от степени его освещенности.

593 * 674.

О ДВИЖЕНИИ ТЕНИ. Когда источник света стоит неподвижно, то движение тени всегда
а будет быстрее движения тела, ее порождающего. Доказательство: пусть световое
тело — а, теневое — b, а [его] тень — d. Я говорю, что теневое тело пройдет
расстояние bc в то же время, в какое тень пройдет расстояние de. Между
скоростями одновременно произведенных движений существует то же отношение, что и
между пройденными расстояниями.

Итак, обе указанные скорости движений так же относятся друг к другу, как
расстояние, пройденное движением тела b до с, относится к расстоянию,
пройденному движением тени d до е.

Но если световое тело будет равно по скорости движения теневому, тогда и тень и
теневое тело будут двигаться с равной скоростью.

А если световое будет быстрее теневого, тогда движение тени будет медленнее, чем
движение теневого тела.

Но если световое тело будет двигаться медленнее, чем теневое, тогда его тень
будет быстрее, чем теневое тело.

Примечание
Перевод обозначений на чертеже: luminoso — световое тело, ombroso — теневое тело,
ombra — тень.
lu-chia
Сообщение #104 | Пт, 11.07.2014, 15:04
Группа: wing
Сообщений: 27546
594 * 584.

О ПИРАМИДАЛЬНОЙ ТЕНИ. |183,2| Порожденная телом, имеющим параллельные стороны,
пирамидальная [сложная] тень будет настолько [дальше] более узкой, чем теневое
тело, насколько дальше от него простая производная тень найдет пересечение.

595 * 589.

О ПРОСТОЙ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ. Простая производная тень бывает трех сортов, а
именно: по длине конечная и две бесконечные. Конечная — пирамидальная, а из
бесконечных одна колоннообразная, другая - расходящаяся, и все три имеют
прямолинейные стороны, но тень сходящаяся, т. е. пирамидальная, рождается от
теневого тела, меньшего, чем световое, колоннообразная — от теневого тела,
равного световому, а расходящаяся — от теневого, большего, чем световое.

596 * 590.

О СЛОЖНОЙ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕМЕ. Сложная производная тень бывает двух сортов:
колоннообразная и расходящаяся.

597 * 563.

МОЖЕТ ЛИ ТЕНЬ БЫТЬ ВИДНА В ВОЗДУХЕ. Тень будет видна в наполненном парами или
пыльном воздухе. И это обнаруживается, когда солнце сквозь маленькие отверстия
проникает в темные помещения, и тогда видна тень в промежутке между двумя более
солнечными лучами, которые проходят через указанные отверстия.

Часть пятая - о тени и свете

598 * 686.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРОИЗВОДНАЯ ТЕНЬ БОЛЕЕ ТЕМНОЙ В ОДНОМ МЕСТЕ, ЧЕМ В ДРУГОМ.
Производная тень будет настолько темнее, насколько она ближе к своему теневому
телу или же ближе к своей первоначальной тени, и это происходит от того, что ее
|184| границы более заметны у ее зарождения, чем в частях, отдаленных от этого
зарождения.

599 * 687.

КАКАЯ ПРОИЗВОДНАЯ ТЕНЬ ОБНАРУЖИТ БОЛЕЕ ОТЧЕТЛИВЫЕ ГРАНИЦЫ. Та производная тень
обнаружит более отчетливые границы, теневое тело которой будет дальше от
светового.

600 * 599.

СКОЛЬКО ГЛАВНЫХ ВИДОВ ИЗМЕНЕНИЯ [ФОРМЫ] ПАДЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ. Падение
производной тени имеет две разновидности: прямое и косое. Прямое всегда меньше
по размеру, чем косое, которое может вытягиваться до бесконечности.

601 * 600.

СКОЛЬКИМИ СПОСОБАМИ ОТЛИЧАЕТСЯ РАЗМЕР ПАДАЮЩЕЙ ТЕНИ ОТ ТЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ. Тень,
или падение тени, изменяется тремя способами, в зависимости от указанных выше
трех сортов [направлений сторон тени], а именно: сходящаяся, расходящаяся и
постоянная. Расходящаяся имеет падение большее, чем первоначальная тень.
Постоянная всегда имеет падение, равное тени первоначальной.

Сходящаяся производит два рода падения, а именно: одно в своей сходящейся,
другое — в расходящейся [части]; но |184,2| сходящаяся [часть] всегда имеет
меньшее падение тени, чем тень первоначальная, а расходящаяся ее часть —
наоборот.

602 * 670.

О ТОМ, КАК ПРОИЗВОДНАЯ ТЕНЬ, БУДУЧИ ЦЕЛИКОМ ИЛИ ЧАСТИЧНО ОКРУЖЕНА ОСВЕЩЕННЫМ
ФОНОМ, БОЛЕЕ ТЕМНА, ЧЕМ ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ. Производная тень, которая целиком или
частично будет окружена освещенным фоном, будет всегда темнее, чем тень
первоначальная на ровной поверхности.

Пусть а — световое тело, предмет несущий первоначальную тень — bс, a de — стена,
принимающая на себя производную тень в части nm, остатки же ее dn и те остаются
освещенными а. Свет dn отражается на первоначальную тень и то же самое делает
свет те. Следовательно, производная nm, не видя света а, остается темной, а
первоначальная освещается освещенным фоном, который окружает производную тень, и
поэтому производная темнее, чем первоначальная.

603 * 671.

О ТОМ, КАК ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ, НЕ СВЯЗАННАЯ С РОВНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ТЕНЬ НЕ БУДЕТ
ОДИНАКОВО ТЕМНОЙ. Доказательство: пусть bсd — связанная с предметом
первоначальная тень. На нее смотрит производная тень fg, но туда же смотрят и
освещенные части фона ef и gh. Я говорю, что такое |185| тело больше будет
освещено на краю b, чем в середине d потому, что на b смотрят первоначальный
свет а и производный еf, при помощи рефлектируемых лучей. Производная же тень fg
ничего не прибавляет потому, что угол fbd есть угол касания, образуемый прямой
fb и кривой bd. Вся остальная часть тела более или менее видима для производной
тени fg, в зависимости от того, делается ли линия fg базой для большего или
меньшего угла.

Примечание
«угол касания, образуемый прямой и кривой». Своеобразный термин «угол», для
обозначения места схождения прямой и кривой, повторяется и в других местах
Трактата.

604 * 674.

УСЛОВИЯ, [СОЗДАВАЕМЫЕ ПРИСУТСТВИЕМ] ТЕМНОГО ПРЕДМЕТА, ПРОТИВОСТОЯЩЕГО ВСЯКОЙ
ТЕНИ. Из предметов, равных друг другу по темноте, фигуре и величине, тот
наиболее усилит темноту противостоящей ему тени, который к ней ближе всего.
lu-chia
Сообщение #105 | Пт, 11.07.2014, 15:05
Группа: wing
Сообщений: 27546
605 * 698.

КАКОЙ ФОН СДЕЛАЕТ ТЕНИ НАИБОЛЕЕ ТЕМНЫМИ. Среди теней одинаковой темноты та будет
казаться наиболее темной, которая порождается на фоне наибольшей белизны;
следовательно, та будет казаться менее темной, которая будет на более темном
фоне.

Доказывается это на одной и той же тени, поскольку ее крайняя часть, граничащая,
с одной стороны, с белым фоном, кажется очень темной, а с другой стороны, где
она касается самой себя, кажется менее темной. Пусть |185,2| тень предмета bd
падает на dc; она кажется более черной в nс потому, что она граничит с белым
фоном се, чем в nd, граничащим с темным фоном nс.

606 * 663.

ГДЕ ПРОИЗВОДНАЯ ТЕНЬ БУДЕТ НАИБОЛЕЕ ТЕМНОЙ. Та производная тень будет наиболее
темной, которая будет ближе всего к своей причине, а более отдаленные тени будут
светлее.

Та тень будет более резкой и отчетливой, которая ближе к месту своего зарождения,
а более отдаленная ограничена менее резко.

Тень кажется более темной у своих краев, чем в своей середине.

607 * 608.

О ТЕНЯХ. Тень никогда не будет истинным отображением очертаний тела, которым она
порождается, даже когда оно круглое, если только световое тело не имеет фигуры
теневого.

Если источник света имеет удлиненную фигуру и длина его тянется в высоту, то
тени тел, им освещаемых, растягиваются в ширину.

Если длина источника света поперечная, тень сферического тела будет вытянута в
высоту, и, таким образом, какого бы рода ни была длина светового тела, тень
всегда будет иметь длину обратного направления, пересекающую длину светового
тела крестообразно.

Если источник света будет шире и короче теневого тела, то падение производной
тени будет более длинным и узким, чем тень первоначальная.

|186| Если источник света более узкий и длинный, чем теневое тело, падение
производной тени будет более широким и коротким, чем первоначальная тень. Если
длина и ширина светового тела будут равны ширине и длине теневого, то падение
производной тени будет в своих границах иметь ту же фигуру, что и тень первоначальная.

608 * 707.

О ГРАНИЦАХ ПРОИЗВОДНЫХ ТЕНЕЙ В ИХ ПАДЕНИИ. Границы простых производных теней в
падении своем всегда окружены цветом освещенных вещей, отсылающих свои лучи с
той же стороны светового тела, которая освещает теневое тело, рождающее
названную тень.

Примечание
Эта гипотеза о цветисто окрашенных краях отброшенных теней излагается также в №
728. См. прим. к этому номеру.

609 * 720.

О ТОМ, КАК ВСЯКОЕ ТЕНЕВОЕ ТЕЛО ПОРОЖДАЕТ СТОЛЬКО ТЕНЕЙ, СКОЛЬКО ОСВЕЩЕННЫХ МЕСТ
ЕГО ОКРУЖАЕТ. Теневые тела порождают столько сортов теней у своего основания и
столько цветов, сколько им противопоставлено освещенных цветов, их окружающих.
Но сила одной тени будет настолько больше другой, насколько противостоящее
световое тело будет обладать большей яркостью. Этому нас учат различные
источники света, расположенные вокруг одного и того же теневого тела.

610 * 658.

О РАЗЛИЧНОЙ ТЕМНОТЕ ТЕНЕЙ, ОКРУЖАЮЩИХ ОДНО И ТО ЖЕ ТЕНЕВОЕ ТЕЛО. Из теней,
окружающих одно и то же теневое тело, будет более темной, которая порождена
более сильным источником света.

611 * 659.

|186,2| О ТЕНИ, ОТБРОШЕННОЙ ТЕЛОМ МЕЖДУ ДВУМЯ РАВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ СВЕТА. То тело,
которое окажется помещенным между двумя равными источниками света, отбросит от
себя две тени, которые протянутся по [прямой] линии к обоим источникам света; и
если ты передвинешь названное тело и приблизишь его к одному свету больше, чем к
другому, тень его, которая протянется к более близкому источнику света, будет
менее темной, чем та, которая протянется к более отдаленному источнику света.

612 * 605.

О ТОМ, ЧТО ТО ТЕЛО, КОТОРОЕ БЛИЖЕ К ИСТОЧНИКУ СВЕТА, ДАЕТ БОЛЬШУЮ ТЕНЬ И ПОЧЕМУ.
Если предмет, противостоящий одностороннему источнику света, будет очень близок
от него, то ты увидишь, что он даст громадную тень на противоположной стене; и
чем больше ты удалять этот предмет от источника света, тем более будет
уменьшаться форма этой тени.
lu-chia
Сообщение #106 | Пт, 11.07.2014, 15:05
Группа: wing
Сообщений: 27546
613 * 606.

ПОЧЕМУ ТЕНЬ, БОЛЬШАЯ, ЧЕМ ЕЕ ПРИЧИНА, ПОЛУЧАЕТ НЕСООТВЕТСТВЕННЫЕ ПРОПОРЦИИ.
Несоответственность пропорций тени, большей, чем ее причина, происходит от того,
что источник света, будучи меньше, чем предмет, не может находиться на
одинаковом расстоянии от всех краев предмета, и та его часть, которая ближе,
более растет [в тени], чем отдаленные, и потому их перерастает.

614 * 688.

ПОЧЕМУ ТЕНЬ, БОЛЬШАЯ, ЧЕМ ЕЕ ПРИЧИНА, ИМЕЕТ СМУТНЫЕ ГРАНИЦЫ. Воздух, окружающий
источник света, по светлоте и по цвету — почти одной природы с этим светом, и
чем больше он от него отдален, тем более теряет свое сходство [с ним]. Вещь, |187|
отбрасывающая большую тень, близка к источнику света и освещается и источником
света и светящимся воздухом, вследствие чего этот воздух оставляет границы тени
смутными.

615 * 607.

КАКИМ ОБРАЗОМ ОТДЕЛИВШАЯСЯ ТЕНЬ НИКОГДА НЕ БУДЕТ ВЕЛИЧИНЫ, РАВНОЙ СВОЕЙ ПРИЧИНЕ.

Если световые лучи, как показывает опыт, причиняются одной только точкой и они
по кругу от точки [по всем направлениям] расходятся и распространяются в воздухе,
то чем больше они удаляются, тем далее друг от друга отходят: отсюда вещь,
поставленная между светом и стеной, всегда относится [на стену] тенью большего
размера, потому что лучи, которые ее касаются, дойдя до своего схождения на
стене, отстоят дальше друг от друга.

616 * 564.

КАКОЕ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ТЕНЬЮ, СВЯЗАННОЙ С ТЕЛОМ, И ТЕНЬЮ, ОТ ОТДЕЛИВШЕЮСЯ. Тень,
связанная [с телом], та, которая никогда не расстается с освещенным телом.
Например, шар, который, стоя перед источником света, всегда имеет на себе часть,
занятую тенью, и эта тень никогда от него не отделяется, сколько бы шар ни менял
места. Тень отделившаяся может быть и не быть телом. Предположим, что шар
находится на расстоянии локтя от стены, а с противоположной стороны находится
источник света; этот источник света пошлет на эту стену тень как раз такую же
широкую, как та, которая находится на стороне шара, обращенной к названной стене.
Часть отделившейся тени бывает невидимой, когда свет будет под шаром, так что
тень |187,2| его отбрасывается по направлению к небу и, не находя сопротивления
на своем пути, теряется.

617 * 579.

ПРИРОДА ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ. Тень производная растет и уменьшается в зависимости от
роста или уменьшения ее первоначальной тени.

618 * 603.

О ФИГУРАХ ТЕНЕЙ. Производная тень никогда не будет целиком сходной с теневым
телом, которое ее порождает, если световое тело, которое своими лучами
охватывает границы [теневого] тела, не представляет собой ту же фигуру, как это
[теневое] тело.

619 * 660.

О ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ, ПОРОЖДЕННОЙ НА ДРУГОЙ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ. Производная тень,
рожденная солнцем, может быть отброшена на производную тень, порожденную
воздухом.

Доказательство: пусть тень предмета m, порожденная воздухом ef на пространстве
dсb, а предмет n при посредстве солнца g дает тень аbс; [половина тени от mdc
просветляется солнцем, а остальная часть тени mсb], которая в этом месте не
видит ни воздуха ef, ни солнца, является вследствие этого двойной тенью, так как
порождается двумя предметами, а именно n и m.
lu-chia
Сообщение #107 | Пт, 11.07.2014, 15:05
Группа: wing
Сообщений: 27546
620 * 689.

О ГРАНИЦАХ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ. Границы производной тени менее ясны при
всестороннем освещении, чем при одностороннем.

621 * 591.

О ПРОТЯЖЕННОСТИ ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ. Границы производных теней настолько далее
расходятся вокруг теневого тела, насколько источник света, их порождающий, |188|
большей величины.

622 * 662.

ГДЕ ПРОИЗВОДНАЯ ТЕНЬ НАИБОЛЕЕ ТЕМНА. Та часть производной тени будет наиболее
темной, которая ближе находится к своей причине; отсюда следует обратное,
гласящее: та часть производной тени будет наименее темной, которая наиболее
отдалена от своей причины.

623 * 569.

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ТЕНЕЙ ИЗМЕНЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ИСТОЧНИКОВ СВЕТА, ИХ ПОРОЖДАЮЩИХ. Тень
одного и того же настолько увеличивается, насколько уменьшается источник света,
который ее порождает, не меняя места.

624 * 570.

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ТЕНИ ИЗМЕНЕНИЯ ИСТОЧНИКА СВЕТА, ЕЕ ЧИНЯЮЩЕГО. Тень одного и того
же тела настолько растет или уменьшается, насколько растет или уменьшается
пространство, находящееся между источником света и затененным предметом, который
сам по меньше, чем световое тело.

625 * 652.

О ТЕНИ, КОТОРАЯ ПЕРЕХОДИТ В СВЕТ. Место, затененное на солнце, остается
освещенным воздухом после ухода солнца, потому что всегда меньший свет является
тенью большего света.

626 * 652.

О СВЕТЕ, КОТОРЫЙ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ТЕНЬ. Место, освещенное воздухом, станет
затененным, если будет окружено падением солнечных лучей. Это происходит потому,
что больший свет заставляет казаться темным свет меньшей силы.

627 * 604.

О ПРОИЗВОДНОЙ ТЕНИ, ПОРОЖДЕННОЙ ИСТОЧНИКОМ СВЕТА ПРОДОЛГОВАТОЙ ФИГУРЫ, [СВЕТ ОТ
КОТОРОГО] ПАДАЕТ НА ПРЕДМЕТ, С НИМ СХОДНЫЙ. |188,2| Когда свет, проходящий через
отверстие длинной и узкой фигуры, упадет на затененный предмет сходной с ним
фигуры и положения, то тень получит фигуру этого темного предмета.

Доказательство: пусть щель, через которую свет проникает в темное место, будет
ab, а колоннообразный предмет, равный и сходный по фигуре с фигурой щели, будет
cd; a ef — падение [на стену] теневого луча названного предмета cd. Я говорю,
что эта тень не сможет быть ни больше, ни меньше этой щели на любом расстоянии,
если условия освещения таковы, как указано. И это подтверждается четвертым [положением]
этой [книги], которое гласит, что все световые и теневые лучи прямолинейны.

628 * 699.

О ТОМ, ЧТО ТЕНИ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИЧАСТНЫМИ ЦВЕТУ ТЕНЕВОГО ТЕЛА. Никакая вещь
не является в своей природной белизне, потому что окружение, в котором ее видят,
делает ее для глаза настолько более или менее белой, насколько это окружение
будет более или менее темным. И этому нас учит луна, которая днем нам
представляется мало светлой, а ночью такой блестящей, что она, прогоняя мрак,
являет собой подобие солнца и дня, и это происходит от двух вещей: первая — это
контрасты в природе, которая нам являет вещи настолько более совершенными в
образах их цветов, насколько более эти цвета между собой отличны; вторая — это
то, что ночью зрачок больше, чем днем, что уже доказано, а больший зрачок видит
световое тело в большем размере с более |189| превосходной яркостью, чем меньший
зрачок, как может убедиться в этом тот, кто смотрит на звезды сквозь маленькое
отверстие, сделанное в бумаге.

629 * 768.

О БЕЛЫХ ПРЕДМЕТАХ, УДАЛЕННЫХ ОТ ГЛАЗА. Удаленный от глаза белый предмет, чем
больше отделяется, тем больше теряет свою белизну, и, особенно, когда его
освещает солнце, потому что [тогда] он причастен цвету солнца, смешанному с
цветом воздуха, располагающегося между глазом и белизной [предмета.] И этот
воздух, если солнце на востоке, кажется мутнокрасным благодаря парам, которые в
нем поднимаются; но если глаз обратится на восток, то увидит, что тени на белом
причастны синему цвету [воздуха].
lu-chia
Сообщение #108 | Пт, 11.07.2014, 15:06
Группа: wing
Сообщений: 27546
630 * 769.

О ТЕНЯХ УДАЛЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ЦВЕТЕ. Тени удаленных предметов тем более будут
причастны синему цвету [воздуха], чем они сами по себе будут темнее и отдаленнее.
И это случается благодаря промежуточной светлоте воздуха, простирающегося перед
темнотой затененных тел, которые расположены между солнцем и глазом, видящим эту
темноту, но если глаз обратится в сторону, противоположную солнцу, он не увидит
такой синевы.

631 * 738.

О ТЕНЯХ И КОТОРЫЕ ИЗ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ТЕНЕЙ БУДУТ САМЫЕ ТЕМНЫЕ НА СВОЕМ [ЗАТЕНЕННОМ]
ТЕЛЕ. Те первоначальные тени будут более темными, которые порождены на
поверхности более плотных тел, и, наоборот, будут более светлыми на поверхности
более редких тел.

Это очевидно потому, что образы тех предметов, которые окрашивают в свои цвета
противолежащие тела, |189,2| отпечатлеваются с большей силой, когда находят у
этих тел более плотную и гладкую поверхность. Доказательство: пусть rs будет
плотное тело, поставленное между светящимся предметом nm и затененным предметом
ор. Согласно седьмому [положению] девятой [книги], которое гласит: ,,поверхность
всякого тела причастив цвету противостоящего ему предмета", мы, следовательно,
скажем. что часть bar этого тела является освещенной, потому что противолежащее
ему тело nm есть светящееся, и таким же образом скажем, что противоположная
часть dcs является затененной, так как противолежащее eй тело — темное; итак,
наше предположение доказано.

632 * 739.

КАКАЯ ЧАСТЬ ПОВЕРХНОСТИ ТЕЛА ЛУЧШЕ ЗАПЕЧАТЛЕВАЕТ НА СЕБЕ ЦВЕТ ПРОТИВОЛЕЖАЩЕГО
ЕМУ ПРЕДМЕТА. Та часть поверхности плотного тела более интенсивно причастив
цвету своего [противолежащего предмета], которая менее видна другим предметам
иного цвета. Итак, воспользуемся предыдущей фигурой для нашей цели, и пусть
поверхность вышеназванного тела arb не будет видна темному телу ор; она будет
совсем лишена тени; и точно так же, если поверхность csb не будет видна
световому телу nm, она будет совсем лишена света.

633 * 740.

В КАКОЙ ЧАСТИ ПОВЕРХНОСТИ ТЕНЕВОГО ТЕЛА ЦВЕТА ПРОТИВОЛЕЖАЩИХ ПРЕДМЕТОВ
СМЕШИВАЮТСЯ. |190| По всей той части поверхности теневого тела, которая видна
цветам нескольких противолежащих предметов, будут смешиваться с названных цветов.
Итак, в части теневого тела abcd будут смешаны свет и тень потому, что это место
и световому телу nm и темному ор.

634 * 741.

КАКАЯ ЧАСТЬ ПОВЕРХНОСТИ ТЕНЕВОГО ТЕЛА ИМЕЕТ ТЕНЬ СРЕДНЕЙ ТЕМНОТЫ. Та часть
поверхности теневого тела будет иметь среднюю светлоту и среднюю затененность,
которая одинаково видна и светлоте и темноте. Итак, на линии kh будет находиться
тень, настолько менее темная, чем простая первоначальная тень csd, насколько юна
будет менее светлой, чем простой первоначальный свет аrb.

635 * 630.

КАКАЯ ЧАСТЬ ОСВЕЩЕННОЙ ПОВЕРХНОСТИ БУДЕТ НАИБОЛЕЕ СВЕТЛОЙ. Та часть освещенного
тела будет наиболее светлой, которая ближе всего к предмету, ее освещающему.

Доказательство: пусть освещенная часть тела будет ucx, а предмет, который ее
освещает, — аb. Я говорю, что точка с более освещена, чем какая-либо другая
часть этого тела потому, что световой угол acb, который в нее попадает, больше
всякого другого угла, могущего образоваться на такой поверхности.

636 * 718.
lu-chia
Сообщение #109 | Пт, 11.07.2014, 15:06
Группа: wing
Сообщений: 27546
КАКАЯ ГЛАВНАЯ ТЕНЬ БУДЕТ НА ПОВЕРХНОСТЯХ ТЕЛ МЕНЬШЕ ИЛИ БОЛЬШЕ ЛИЧАТЬСЯ ОТ
ОСВЕЩЕННЫХ ЧАСТЕЙ. Тень на черных телах, будучи главной, меньше будет отличаться
от своих главных светов, чем [это имеет место] на |190,2| поверхности какого-либо
иного цвета.

637 * 700.

О ТЕНЯХ, ПАДАЮЩИХ НА ЗАТЕЙНЫЕ ЧАСТИ НЕПРОЗРАЧНЫХ ТЕЛ. Тени, падающие на
затененные части непрозрачных тел, не должны быть так же отчетливы, как те,
которые падают на освещенные части тех же тел, и должны порождаться не
первоначальным светом, но производным.

638 * 567.

КАКОЕ ТЕЛО ПОЛУЧАЕТ НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ТЕНИ. То тело будет облачено в
наибольшее количество тени, которое освещается наименьшим светящимся телом.

Пусть abсd будет теневым телом, a g — маленьким светящимся телом, которое
освещает только часть аbс этого теневого тела. Поэтому затененная часть adc
будет гораздо большей, чем освещенная часть abc.

639 * 569.

КАКОЕ ТЕЛО ПОЛУЧАЕТ НАИБОЛЬШEE КОЛИЧЕСТВО СВЕТА. То тело получает наибольшее
количество света, которое освещается источником света наибольшего размера.

Пусть abcd будет освещенным телом, а еf — телом, которое его освещает. Я говорю:
вследствие того, что освещающее тело настолько больше освещаемого, освещенная
часть bсd будет много больше, чем затененная bad . И это доказывается
прямолинейностью световых лучей eg и fg.

640 * 693.

КАКОЕ ТЕЛО ПОЛУЧАЕТ БОЛЕЕ ТЕМНУЮ ТЕНЬ. То тело получит тень наиболее темную,
которое будет наиболее плотным, хотя бы оба тела были |191| одного цвета. Я
говорю, что тень на зеленом сукне будет темнее, чем тень на покрытом листвой
дереве, хотя зелень сукна и листвы дерева будет одного качества, и это
причиняется тем, что сукно не прозрачно, как листва, и не имеет освещенного
воздуха, располагающегося между его частями, который, как в листве дерева,
должен растворять затененные места.

641 * 645.

О КАЧЕСТВЕ ТЕМНОТЫ ТЕНЕЙ. [Степени] темноты производных теней разнообразны до
бесконечности и имеют настолько большую или меньшую силу, насколько больше или
меньше расстояния, на которых происходит падение производных теней.

Доказательство: пусть а будет солнце, порождающее тень nphi, в которую проникает
свет воздуха, окружающего солнечные лучи, т. е. наверху [в] ebrs, а внизу [в]
fcrs, и осветляет эту тень, которая будет темнее всего в пространстве nро, куда
не смотрит ни солнце, ни воздух кроме его крайних частей, b и с.

642 * 695.

О ТЕНИ НА ЗЕЛЕНИ ЛУГОВ. Зеленая растительность лугов имеет минимальные, даже
почти незаметные тени, в особенности там, где травинки мелки и имеют тонкие
листики, и поэтому тени могут возникнуть, так как [свет] большой [небесной]
полусферы охватывает кругом мельчайшие стебельки, и если это не широколистый
дерн, тени от трав мало заметны.

643 * 635.

НАСТАВЛЕНИЕ В ЖИВОПИСИ. При всестороннем освещении тени занимают мало места |191,2|
на поверхности их тел, и это происходит от те что великий объем света нашей [небесной]
полусферы охватывает все, до самых низших частей затененных тел, если его
горизонта ничто не загораживает и, особенно, если [тело] приподнято над землей.

f — пусть будет теневое тело, а земля—е; abcd — наша [небесная] полусфера; ad —
горизонт этой полусферы. И хотя темнота земли их затемняет столько от теневого
тела, сколько она видит, горизонт, который видит часть [этого тела], освещает те
же места и рассеивает теневые образы, отброшенные землей, которая бы в состоянии
сделать тени в нижней части предмета темными, если бы не встретила препятствия.
lu-chia
Сообщение #110 | Пт, 11.07.2014, 15:06
Группа: wing
Сообщений: 27546
644 * 724.

О ТЕНЯХ, КОТОРЫЕ НЕ COOTВЕТСТВУЮТ ОСВЕЩЕННЫМ ЧАСТЯМ. Очень редки те тени на
непрозрачных телах, которые были бы подлинными тенями освещенной стороны этих
тел.

Это доказано седьмым [положением] четвертой [книги], которое гласит, что
поверхность всякого теневого тела причастна цвету противолежащего ему предмета.
Следовательно, цвет освещенного лица, имея в качестве противолежащего предмета
чернью цвет, будет причастен черным теням, и также будет с желтым, зеленым,
синим и всяким другим цветом, ему противолежащим. И это бывает по той причине,
что всякое тело отсылает свой образ по всему окружающему воздуху, как уже
доказано в перспективе и как это видно на опыте с солнцем; |192| все предметы,
ему противостоящие, причастны его свету и отражают его на другие предметы, как
это мы видим на луне и других звездах, которые на нас отражают свет, данный им
солнцем. И то же самое делает мрак, ибо он облекает в свою темноту все, что в
нем заключено.

645 * 725.

О СВЕТАХ НА ЗАТЕНЕННЫХ ТЕЛАХ, КОТОРЫЕ ПОЧТИ НИКОГДА НЕ БЫВАЮТ ПОДЛИННОГО ЦВЕТА
ОСВЕЩЕННОГО ТЕЛА. Мы можем сказать, что почти никогда поверхности освещенных тел
не бывают подлинного цвета этих тел.

Седьмое [положение] четвертой [книги] говорит о причине того, что здесь
утверждается, и указывает еще на то, что когда лицо, помещенное в темное место,
освещено с одной стороны воздушным лучом, а с другой — лучом зажженной свечи, то
оно, без сомнения, покажется двуцветным, и прежде чем воздух увидал это лицо,
освещение зажженной свечи казалось его подлинным цветом; также обстоит дело и со
светом воздуха.

Если ты возьмешь белую полоску, поместишь ее в темное место и направишь на нее
свет из трех щелей, т. е. от солнца, от огня и от воздуха, такая полоска
окажется трехцветной.
Примечание
Когда действие света воздуха единственное.

646 * 770.

КАКОВЫ ТЕНИ НА ДАЛЕКОМ РАССТОЯНИИ. Тени теряются на далеком расстоянии потому,
что большое количество светящегося воздуха, которое находится между глазом и
видимой вещью, окрашивает тени этой вещи в свой цвет.

647 * 801.

О ШИРИНЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ТЕНЕЙ И СВЕТОВ. Во-первых. Расширение и сокращение теней,
или большая или меньшая ширина тени и светов на непрозрачных телах будут
встречаться на больших или меньших изгибах тех |192,2| частей тела, где они
зарождаются.

648 * 802.

О БОЛЬШЕЙ ИЛИ МЕНЬШЕЙ ТЕМНОТЕ ТЕНЕЙ. Во-вторых. Наибольшая или [по размеру]
наименьшая темнота тени порождается на наиболее изогнутых частях членов, а
наименее темные [тени] будут встречаться на наиболее плоских частях.

649 * 803.

ГДЕ ТЕНИ ОБМАНЫВАЮТ СУЖДЕНИЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ИХ БОЛЬШУЮ ИЛИ МЕНЬШУЮ ТЕМНОТУ. В-третьих.
Среди теней равной темноты та покажется менее темной, которая будет окружена
светом меньшей силы, как, например, тени, которые зарождаются среди отраженных
светов. Поэтому ты, живописец, думай о том, чтобы не обмануться видоизменением
такой тени.

650 * 804.

ГДЕ СВЕТА ОБМАНЫВАЮТ СУЖДЕНИЕ ЖИВОПИСЦА. В-четвертых. Среди светов равной
яркости тот покажется более сильным, который будет меньшим и окруженным более
темным фоном.

651 * 806.

О ТЕНИ НА ТЕЛАХ. Когда ты изображаешь темные тени на затененных телах, передавай
всегда причину этой темноты, и то же делай и с рефлексами потому, что темные
тени всегда порождаются темными предметами, а рефлексы — предметами малой
светлоты, т. е. уменьшенными светами. Освещенная часть тела так относится к
части, освещенной рефлексом, как источник света этих тел к причине такого
рефлекса.

652 * 715.

О КАЧЕСТВАХ ТЕНЕЙ И СВЕТОВ. |193| Гораздо большей будет разница между светами и
их тенями на телах, выставленных на сильный свет, чем на тех, которые поставлены
в темном месте.

653 * 577.

О ТЕНЯХ, СВЕТАХ И ЦВЕТАХ. Та часть затененного тела покажется более светлой,
которая будет освещена более сильным источником света. Количество тени само по
себе на затененных телах будет настолько превосходить размер их освещенных
частей, насколько видимое им количество темноты больше того светового блеска,
который их освещает.

654 * 726.
lu-chia
Сообщение #111 | Пт, 11.07.2014, 15:07
Группа: wing
Сообщений: 27546
О СВЕТАХ И ТЕНЯХ И ОБ ИХ ЦВЕТЕ. Никакое тело никогда всецело не обнаружит
природный цвет.

То, что здесь утверждается, может происходить по двум различным причинам: во-первых,
это случается от промежуточной среды, которая внедряется между предметом и
глазом, во-вторых, когда предметы, освещающие названное тело, имеют в себе какое-нибудь
цветовое качество.

Та часть тела явила бы свой природный цвет, кобыла бы освещена бесцветным
источником света и которая при таком освещении не видели бы иного предмета,
кроме названного светового тела. Этого никогда не случается видеть, разве только
на [предмете] голубого цвета, помещенном на очень высокой горе, и так, чтобы он
не видел другого предмета, был бы положен на гладкой поверхности обращенным к
небу, и так, чтобы солнце, находя, было заслонено низкими облаками, а сукно было
бы цвета воздуха. Но в этом случае я должен сам себе возразить: ведь и красный
цвет усиливает свою красоту, |193,2| когда солнце, которое его освещает,
краснеет на западе вместе с заслоняющими его облаками; и, конечно, в этом случае
[эта окраска] могла бы быть придана подлинной, потому что, если красноватый [цвет],
освещенный краснеющим светом, обнаруживает большую красоту, чем при других
условиях, то это признак того, что свет иного цвета, чем красный, отнял бы у
него его природную красоту.

655 * 735.

О ТЕНИ И СВЕТАХ НА ПРОТИВОЛЕЖАЩИХ ИМ ПРЕДМЕТАХ. Поверхность всякого затененного
тела причастна цвету противолежащего ей предмета.

В большой внимательности нуждается живописец, располагающий свои вещи среди
противостоящих им предметов различной силы света и различной освещенной окраски,
потому что тело, таковыми окруженное, никогда не покажет целиком своего
истинного цвета.

656 * 648.

О НЕЗАМЕТНЫХ ГРАНИЦАХ ТЕНЕЙ. Та часть тени будет наиболее темной, которая залита
наименьшим количеством света.

657 * 649.

О КАЧЕСТВАХ СВЕТОВ И ТЕНЕЙ НА ЗАТЕНЕННЫХ ТЕЛАХ. Я говорю, что тени бывают малой
силы в тех частях тел, которые обращены в сторону причины света, и, [наоборот],
тенями из теней будут те, которые обращены к причине этих теней. Большую силу
обнаруживают тени и света, которые находятся между причиной тени и причиной
света.

658 * 701.

О ТОМ, КАКИМИ ЯВЛЯЮТ СЕБЯ СВЕТА И ТЕНИ. Та тень покажется более темной, которая
будет |194| ближе всего к самой светящейся части тела, и, наоборот, менее темной
покажется та, которая будет ближе всего к самым темным частям тела.

659 * 701.

О СВЕТАХ. Тот свет покажется наиболее светлым, который ближе всего будет
примыкать к темному, и наименее светлым покажется тот, который будет ближе всего
к самым светящимся частям тела.

660 * 572.

О СВЕТАХ И ТЕНЯХ. Тень есть уменьшение и лишение света. Тень будет наибольшего
размера на затененном теле, которое освещено наименьшим количеством света.
Следовательно:
чем большей массой света будет освещено тело, тем меньше будет размер тени,
которая на этом теле остается. а - светящееся тело, bс — затененное, b — есть
часть тела, которая освещается, с — та часть, которая остается лишенной света, и
на этом [рисунке] затененное тело больше светящегося. Е — есть светящееся тело,
большее, чем затененное, против него лежащее; fg — затененное тело, f — его
освещенная часть, a g — его затененная часть.
lu-chia
Сообщение #112 | Пт, 11.07.2014, 15:30
Группа: wing
Сообщений: 27546
661 * 787.

О СВЕТАХ И ТЕНЯХ, КОТОРЫЕ СОБОЙ ОКРАШИВАЮТ ПОВЕРХНОСТИ ПОЛЕЙ. Тени и света на
полях причастны цвету |194,2| их причин, потому что темнота, вызванная
плотностью облаков, не только лишает предметы, на которые она падает, солнечных
лучей, но и окрашивает то, чего они касаются. Но окружающий воздух, вне облаков
и теней, видит и освещает это же место и заставляет его быть причастным синему
цвету, и проникнутый солнечными лучами воздух, который находится между темнотой
названной тени на земле и глазом, ее видящим, окрашивает со своей стороны это
место синим цветом, ибо доказано, что синева воздуха рождается светом и мраком.
Но часть полей, освещенная солнцем, причастна цвету воздуха и солнца, в
особенности же цвету воздуха потому, что будучи ближе, он играет большую роль и
в отношении глаза служит фоном бесчисленных солнц. И эти поля тем более
причастны синеве, чем они отдаленнее от глаза; а эта синева будет тем светлее,
чем выше она поднимается на горизонте; происходит же это от влажных испарений.
Вещи бывают менее заметны в тени, чем на свету, а всесторонний свет охватывает
собой затененные тела и заставляет их казаться лишь незначительно выпуклыми,
когда глаз расположен между источником света и затененным телом; тень для такого
глаза невидима. Но сбоку стоящие тела будут при такой погоде в тем большем или
меньшем количестве показывать свои света, чем они с ближе или дальше от прямой
линии, протягивающейся от одного к другому горизонту, проходя через оба глаза,
смотрящие на такое поле.

662 * 558.

|195| О ПРОИЗВОДНОМ СВЕТЕ. Производный свет бывает результатом двух вещей, а
именно: первоначального света и затененного тела.

Примечание
Под производным светом здесь следует подразумевать опосредствованное освещение в
противовес непосредственному. Выражение «производный свет» имеет в Трактате
разный смысл. Иногда это свет отраженный, иногда это полусвет на теле или на его
падающей тени, которая еще видит часть светящегося тела, иногда же это просто
переданный свет вообще, в противоположность источнику света. Точно так же
выражение «свет первоначальный» не только означает главный свет на теле (в
противоположность тени первоначальной), но иногда значит также прямо падающий
свет, воспринятый от первоисточника, а иногда и самый источник света (lume).

663 * 553.

О СВЕТАХ. Света, которые освещают непрозрачные тела, бывают четырех сортов,
именно: сторонний, каким является свет воздуха в пределах нашего горизонта;
односторонний, каким является солнца, или окна, или двери, или другого [ограниченного]
пространства. Третий есть свет отраженный; четвертый есть свет, проходящий через
просвечивающие предметы, как, например, полотно или бумага и другие подобные, но
не [совсем] прозрачные, как стекло, или кристалл, или другие тела, производящие
то же действие, как если бы ничто не было поставлено между затененным телом и
светом, его освещающим. О них мы будем говорить особо в нашем рассуждении.
lu-chia
Сообщение #113 | Пт, 11.07.2014, 15:31
Группа: wing
Сообщений: 27546
664 * 740.

ОБ ОСВЕЩЕНИИ И БЛЕСКЕ. Освещение есть причастность свету, а блеск есть отражение
света.

665 * 551.

О ТЕНИ И СВЕТЕ. Мрак есть отсутствие света, а свет есть отсутствие мрака. Тень
есть смесь мрака со света, и она будем тем более или менее темной, чем большей
или меньшей силы будет свет, с нею смешивающийся.

666 * 683.

О ТЕНИ И СВЕТЕ. Тот предмет будет иметь света и тени с границами наиболее
незаметными, который будет помещен между наибольшими противолежащими ему
светлыми и темными предметами постоянного размера.

Доказательство: пусть предмет о будет помещен между затененным телом nm и
светящимся rs. Я говорю, что затененный |195,2| предмет охватывает почти целиком
противолежащий ему предмет о пирамидой nаm, и то же самое делает с другой
стороны пирамида светящегося тела rсs. Наша задача решается на основании
восьмого [положения] пятой [книги], которое говорит, что та часть шара будет
наиболее темной, которая больше всего видит противолежащую темноту;
следовательно, с темнее, чем другая часть этого шара. И это доказывает вторая
фигура: bас видит всю темноту egf; эта темнота не запечатлевается на [поверхности]
bас с одинаковой силой потому, что она не запечатлевается в равномерном
количестве, так как а, видящее всю темноту еf, гораздо чем b, видящее только ее
половину eg; и то же случается и с с, видимым частью тени gf.

667 * 798.

О СВЕТАХ И ТЕНЯХ. Я напоминаю тебе, чтобы ты остерегался предоставлять [полное]
господство свету и тени на каждой части, на каждой малейшей частице, как только
она сколько-нибудь оказывается рельефной.

668 * 723.

О ТЕНИ И СВЕТЕ. Всякая часть поверхности, окружающей тело, частично меняет свой
цвет на цвет той вещи, которая против нее находится. Пример: если ты положишь
шарообразное тело среди разнообразных предметов, т. е. так, чтобы с одной
стороны был свет солнца, а с противоположной — освещенная солнцем стена,
зеленого или иного цвета, плоскость же, на которой тело положено, будет красной,
|196| а с обеих сторон поперек будет темно, тогда ты увидишь, как натуральный
цвет этого тела будет причастен цветам, которые против него находятся. Самым
сильным будет цвет светящегося тела; вторым будет цвет освещенной стены; третьим
цвет тени. Останется еще количество [поверхности], которое будет причастно [смешанному]
цвету [соприкасающихся] краев [остальных цветов].

669 * 799.

О ТЕНЯХ И СВЕТАХ. Ты, который срисовываешь творения природы, смотри на
количество, качество и фигуру светов и теней на каждом мускуле и отмечай в длине
их фигуры, к какому мускулу они тянутся прямым направлением своей главной оси.

670 * 702.
lu-chia
Сообщение #114 | Пт, 11.07.2014, 15:31
Группа: wing
Сообщений: 27546
О СВЕТАХ СРЕДИ ТЕНЕЙ. Когда ты срисовываешь какое-нибудь тело и сравниваешь силу
светов в его освещенной части, помни, что часто глаз обманывается, и ему кажется
более светлым то, что менее светло. Причина тому порождается контрастами между
соприкасающимися частями; действительно, если имеются две части различной
светлоты и менее светлая граничит с темной частью, а более светлая граничит со
светлой частью, как, например, небо или что-нибудь подобное по светлоте, тогда
менее светлая, т. е. менее освещенная будет казаться более освещенной, а более
светлая покажется более темной.

671 * 791.

О СВЕТОТЕНИ. Светотень вместе перспективными сокращениями составляет самое
превосходное в живописной науке.

672 * 792.

О СВЕТОТЕНИ. Светотень, т. е. свет и тени, имеют некую |196,2| середину, которая
не может назваться ни светлой, ни темной, но одинаково при ной и светлому и
темному; иногда — одинаково отдаленной и от светлого и от темного, а иногда —
более близкой к одному, чем к другому.

673 * 793.

О ЧЕТЫРЕХ ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ ОСОБЕННО СЛЕДУЕТ ИМЕТЬ В ВИДУ В СВЕТАХ И ТЕНЯХ. Четыре
главные части следует иметь в виду в живописи, а именно: качество, количество,
место и фигуру. Под качеством подразумевается, какая тень и какая часть тени
более или менее темные. Количество - величина тени в ее отношении к другим,
соседним, место — то, как их надлежит размещать и в какой части того члена тела,
где они ложатся; под фигурой имеется в виду, какую фигуру образует данная тень,
как, например, треугольная ли она или причастная кругу квадрату и т. д.

К этим основным частям [исследования] теней следует еще причислить ее
направление, т. е., если тень длинный вид, то в каком направлении тянется [вся]
совокупность этой длины, тянется ли тень от ресницы к уху, тянется ли тень
нижней части глазной впадины к ноздре, и как при подобных встречах различных
направлений следует размещать эти тени. Итак, вид [тени] должен быть предпослан
[ее] месту.

674 * 636.

О ПРИРОДЕ СВЕТА, ОСВЕТИТЕЛЯ ЗАТЕНЕННЫХ ТЕЛ. Всесторонний свет охватывает видимую
ему часть затененного тела и ее освещает. Он изменяет освещение этой части с
большей или меньшей светлотой, |197| в зависимости от того, насколько освещенные
части тела видимы большему или меньшему количеству этого всестороннего света.

675 * 743.

О ВСЕСТОРОННЕМ СВЕТЕ НА ПОЛИРОВАННЫХ ТЕЛАХ. Всесторонний свет, окружающий
полированное тело, даст всестороннюю светлоту поверхностям такого тела.

676 * 744.

О ЗАТЕНЕННЫХ ТЕЛАХ, КОТОРЫЕ ПОЛИРОВАНЫ И БЛЕСТЯЩИ. При одностороннем освещении
на затененных телах, имеющих полированную и блестящую поверхность, тени и блики
меняют столько раз свое место, сколько их меняет зрачок глаза, который их видит.
В этом случае односторонний свет может быть неподвижным, а глаз может
перемещаться и наоборот, что приводит к одному и тому же в смысле перемещения
бликов и теней на поверхности этих тел.
lu-chia
Сообщение #115 | Пт, 11.07.2014, 15:31
Группа: wing
Сообщений: 27546
677 * 681.

О ТОМ, КАК ТЕЛА, ОКРУЖЕННЫЕ ВСЕСТОРОННИМ СВЕТОМ, ПОРОЖДАЮТ ВО МНОГИХ СВОИХ
ЧАСТЯХ ОДНОСТОРОННИЕ СВЕТА. Односторонние света порождаются на поверхности
затененных тел, хотя бы все тело целиком было сверху окружено всесторонним
светом бессолнечного неба, как случается, когда какое-нибудь темное облако
прячет и загораживает солнце. И это происходит из-за неровности поверхностей
этих тел, вследствие присоединяющихся к ним членов, которые, располагаясь между
светом и затененным телом, лишают тело значительного количества всестороннего
света; поэтому свет, проникающий между членами и телом, будет светом
односторонним, т. е. частью всего света, который собой охватывает внешние
стороны каждого члена тела.

678 * 803.

|197,2| О ТЕНЯХ И СВЕТАХ, ПРИ ПОМОЩИ КОТОРЫХ ИЗОБРАЖАЮТСЯ ПРИРОДНЫЕ ВЕЩИ. Бывают
такие [живописцы], которые во всех своих работах желают видеть тени темными и
потому порицают тех, кто не делает, как они. Таковых можно удовлетворить
частично, давая и темные тени и светлые; темные — в темных местах, а светлые — в
открытых местностях при всестороннем свете.

679 * 696.

О ТЕНЯХ И НА КАКИХ ТЕЛАХ ИХ ТЕМНОТА HE МОЖЕТ ИМЕТЬ БОЛЬШОЙ СИЛЫ, ТОЧНО ТАК ЖЕ,
КАК И СВЕТА. Там, где не зарождается очень темные тени, не могут зародиться и
очень светлые света. И это бывает на деревьях с редкой и узкой листвой, как на
ивах, березах, можжевельнике и подобных, а также на прозрачных тканях, как,
например, тафта, вуаль и другие, и еще на курчавых и распущенных волосах. И это
случается от того, что все названные выше виды предметов не создают бликов в
своих частицах, а если таковые там и имеются, то они неощутимы, и образы их лишь
незначительно сдвигаются с того места, где они зарождаются, и то же делают
затененные стороны этих частиц, и вся совокупность их не порождает темной тени
от того, что воздух ее проникает и освещает, будь то части близкие к середине
или наружные. И если и есть различия, они почти неощутимы, и, таким образом,
освещенные части всей массы не могут сильно отличаться от затененных частей
потому, что как уже сказано, при проникновении освещенного воздуха ко всем
частицам освещенные части настолько близки к затененным частицам, что образы их,
|198| посылаемые глазу, образуют неясную смесь, состоящую из мельчайших теней и
светов, таким образом, что в этой смеси ничто не различимо, кроме неясности,
наподобие тумана. То же бывает и на вуалях, паутинах и тому подобном.

680 * 631.

ОБ ОДНОСТОРОННЕМ СВЕТЕ СОЛНЦА ИЛИ ИНОГО СВЕТЯЩЕГОСЯ ТЕЛА. Та часть освещенного
тела будет наиболее интенсивно светлой, на которую световой луч будет падать
между углами, наиболее друг другу подобными, и наименее освещенной будет та,
которая окажется между наиболее друг с другом несходными углами световых лучей.

Угол n на стороне, смотрящей на солнца вследствие того, что солнце падает на
него между равными углами, будет освещен с большей силой лучей, чем какая-либо
другая часть этого освещенного тела, а точка с будет менее освещена, чем какая-либо
другая часть, вследствие того, что [свет] солнечного тела падает на нее под
углами, более между собою несходными, чем на какую-либо другую часть плоскости,
на которую распространяются солнечные лучи. И пусть из двух углов большим будет
dce, а меньшим еcf; равные же углы, которые я должен изобразить раньше, являются
аnо и bnr. Они точь-в-точь равны, и потому n будет более освещено, чем какая-либо
другая часть.

681 * 637.

О ВСЕСТОРОННЕМ СВЕТЕ ДУХА, КУДА НЕ ПОПАДАЕТ СОЛНЦА. |198,2| Та будет казаться
наиболее освещенной, которую седеть наибольшее протяжение светового тела, и на
основании сказанного е будет более освещено, чем а, потому, что е, видя rs,
видит большую часть неба, чем а, видящее только часть неба bсd.
lu-chia
Сообщение #116 | Пт, 11.07.2014, 15:31
Группа: wing
Сообщений: 27546
682 * 638.

О ВСЕСТОРОННЕМ ОСВЕЩЕНИИ, СМЕШАННОМ С ОДНОСТОРОННИМ ОТ СОЛНЦА ИЛИ ДРУГИХ
ИСТОЧНИКОВ СВЕТА. Без сомнения, та часть затененного тела будет менее освещена,
которая будет видима наименьшему протяжению всесторонне и односторонне
освещающего тела. Доказательство: пусть а будет солнечным телом, помещенным в
небе nас. Я говорю, что точка о затененного тела будет более освещена
всесторонним светом, чем точка r, потому что о видит и видимо всему протяжению
nаm всестороннего света, а точка r видима лишь части неба mc.

Кроме того, о видимо всей обращенной к о поверхности солнца, а r не видит
никакой части этого солнца.

683 * 756.

О СРЕДНЕЙ ТЕНИ, КОТОРАЯ РАСПОЛАГАЕТСЯ МЕЖДУ ОСВЕЩЕННОЙ И ЗАТЕНЕННОЙ ЧАСТЯМИ ТЕЛА.
Между освещенной и затененной частями тела ложится средняя тень, которая имеет
очень разные границы потому, что там, где она граничит с тенью, она переходит в
тень, а там, где она граничит с освещенным местом, |199| она становится такой же
светлой, как это освещенное место. Если же первоначальный свет — односторонний,
тогда здесь появятся блики, которые так же резко ограничивают среднюю тень, как
если бы это была затененная часть.

684 * 630.

ИМЕЕТ ЛИ БОЛЬШОЙ ИСТОЧНИК СВЕТА МАЛОЙ СИЛЫ ТАКОЕ ЖЕ ЗНАЧЕНИЕ, КАК МАЛЫЙ ИСТОЧНИК
СВЕТА БОЛЬШОЙ СИЛЫ. Тень, порожденная небольшим, но сильным светом, будет более
темной, чем тень, рожденная от большего света меньшей силы.

685 * 617.

О ПРОМЕЖУТКЕ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ СВЕТАМИ И ОСНОВНОЙ ТЕНЬЮ. Полутень покажется тем
более обширной, чем прямее видящий ее глаз стоит против центра ее величины.
Полутенью называется та тень, которая, следуя за главной тенью, окрашивает собой
поверхность затененных тел; в ней содержится рефлекс, и она тем темнее или
светлее, чем она ближе или отдаленнее от главной тени. Пусть самая темная тень —
mn. Остальное [благодаря рефлексу] все более и более светлее до самой точки u.
Прочая часть фигуры относится не к настоящему положению, а послужит следующему.

686 * 618.

О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ ГЛАЗА, КОТОРЫЙ ВИДИТ БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ ТЕНИ, ПО МЕРЕ ТОГО КАК
ОН ДВИЖЕТСЯ ВОКРУГ ЗАТЕНЕННОГО ТЕЛА. Количественное отношение между |199,2|
затененными и освещенными частями затененных тел меняется в зависимости от
различных местоположений глаза, их видящего. Доказательство: пусть amnu
затененное тело; р — светящееся тело, которое его охватывает своими лучами рr и
ps и освещает часть man. Остальное — num — остается темным. Пусть видящий это
тело глаз будет q, который своими зрительными лучами охватывает это затененное
тело и видит всю его часть dmo. При этой точке зрения освещенная часть dm ему
видна гораздо меньше, чем затененная mo, что доказывается [зрительной] пирамидой
dqo в точке деления i сечения kh, параллельно ее базе. И подобным же образом будут
меняться количественные отношения светлого и темного для видящего их глаза, в
зависимости от перемен местоположения этого глаза.

687 * 619.

КАКОВО МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ [ГЛАЗА], ОТКУДА НИКОГДА НЕ ВИДНО ТЕНИ НА СФЕРИЧЕСКИХ
ЗАТЕНЕННЫХ ТЕЛАХ. Глаз, расположенный внутри отраженной пирамиды, [образуемой]
освещенными образами затененного тела, никогда не увидит никакой затененной
части этого тела. Пусть отраженная пирамида, [состоящая из] освещенных зрительных
образов, будет abc, а освещенная часть затененного тела — bed; глаз, стоящий
внутри такой пирамиды, пусть будет е, в котором никогда не смогут сойтись все
освещенные образы bdc, если только он не находится в светящейся точке а, откуда
никогда никакой тени не видно без того, чтобы он [свет] тотчас же ее не
уничтожил. Итак, отсюда следует, что е, видящий |200| лишь освещенную часть, еще
более лишен возможности видеть границы тени bс, чем а, который настолько более
удален.
lu-chia
Сообщение #117 | Пт, 11.07.2014, 15:32
Группа: wing
Сообщений: 27546
688 * 620.

В КАКОМ МЕСТЕ ИЛИ, ВЕРНЕЕ, НА КАКОМ РАССТОЯНИИ ОТ ПЕРИФЕРИИ СФЕРИЧЕСКОГО ТЕЛА [ГЛАЗ]
НИКОГДА НЕ ЛИШЕН [ВИДА] ТЕНИ. Но если глаз более отдален от затененного
сферического тела, чем тело, его освещают тогда невозможно найти такое место,
откуда глаз бы целиком лишен теневых образов этого тела. Доказательство: пусть
bnе будет затененное тело, а — светящееся тело, bnс — затененная часть, a bsc —
освещенная. о — пусть будет глаз, более отдаленный от затененного тела, чем свет
а; этот глаз будет видеть всю тень bdce; и если этот глаз будет вращаться вокруг
этого тела на одном и том же расстоянии от него, невозможно, чтобы он когда-либо
целиком потерял из виду названную тень потому, что если в своем движении он
теряет [из виду] часть этой тени с одной стороны, то тем же движением он
получает ее с другой.

689 * 653.

КАКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ДЕЛАЕТ ТЕНИ ТЕЛА ОСОБЕННО ОТЛИЧНЫМИ ОТ ИХ СВЕТОВ. Тело,
освещенное наиболее ярким светом, будет порождать наиболее темные тени.

Точка а освещена солнцем, а точка b — воздухом, освещенным солнцем. Степень
освещенности |200,2| а будет так относиться к степени освещенности b, как свет
солнца относится к свету воздуха.

690 * 767.

О РАЗНЫХ, БЛИЗКИХ ДРУГ К ДРУГУ ПРЕДМЕТАХ, ВИДИМЫХ НА РАССТОЯНИИ. Когда близкие
друг к другу и очень мелкие предметы видимы на далеком расстоянии так, что
теряется представление о фигуре, тогда возникает из их образов некая смесь,
больше всего причастная тому цвету, в который одето большее количество названных
предметов.

691 * 772.

О ТОМ МЕСТЕ, ОТКУДА ПРЕДМЕТ КАЖЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ТЕМНЫМ. Тот предмет из лежащих на
равном расстоянии от глаза покажется наиболее темным, который будет виден с
наиболее высокого места; и это бывает от того, что воздух тем более тонок, чем
выше он поднимается, и тем менее заслоняет предмет собой, чем меньше его
плотность. И отсюда происходит, что вершины холмов на фоне склонов гор всегда
кажутся более темными на вершинах, чем у основания.

692 * 716.

ГДЕ И В КАКОМ ЦВЕТЕ ТЕНИ БОЛЬШЕ ВСЕГО ТЕРЯЮТ ПРИРОДНЫЙ ЦВЕТ ЗАТЕНЕННОЙ ВЕЩИ.
Белый цвет, не видящий ни падающего света, ни какого-либо сорта отраженного,
является тем, который прежде других целиком теряет в тени свой собственный
природный цвет, если бы белый можно было назвать цветом. Но черный усиливает
свой цвет в тенях к теряет его в освещенных своих частях, и тем более то теряет,
чем более сильному свету видна освещенная напеть. Зеленый и голубой усиливают
свой цвет в |201| полутени, а красный и желтый выигрывают в цвете в своих
освещенных частях, и то же самое делает белый, смешанные цвета причастны природе
цветов, входящих в состав такой смеси, т. е. черный, смешанный с белым, создаст
серый, который некрасив ни в предельных тенях, как простой черный, ни в светах,
как простой белый, но его высшая красота находится между четом и тенью.

693 * 717.

КАКОЙ ЦВЕТ ТЕЛА СДЕЛАЕТ ТЕНЬ НАИБОЛЕЕ ОТЛИЧАЮЩЕЙСЯ ОТ СВЕТА, Т. Е. НАБОЛЕЕ
ТЕМНОЙ. У того тела затененные части будут наиболее отдаляться по светлоте от
освещенных частей, у которого цвет наиболее приближается к белому.

694 * 639.

КАКАЯ ЧАСТЬ ТЕЛА БУДЕТ НАИБОЛЕЕ ОСВЕЩЕНА СВЕТОМ ОДНОРОДНОГО КАЧЕСТВА. Та часть
тела, освещенного единым световым качеством, будет обладать наиболее интенсивной
светлотой, в которую попадает наиболее широкий световой угол.

Доказательство: пусть полусфера rmc освещает дом k/of. Я говорю, что та часть
дома будет наиболее освещена, на которую попадает наиболее широкий угол,
порожденный одним и тем же световым качеством. Так, в [точке] f, куда попадает [угол]
nfc, будет более интенсивная светлота, чем там, куда попадает угол edc, и
отношение [силы] освещения будет то же, что и отношение [размера] углов, а отношение
углов |201,2| будет то же, что и отношение их оснований nс и ее, из которых
большее превосходит меньшее всей частью nе. И точно так же в точке а, под
навесом крыши этого дома, будет настолько меньше света, чем в [точке] d,
насколько основание bс угла bас меньше основания еc; и так в этой пропорции
продолжается и далее, раз свет повсюду одного качества.
И то же самое, что сказано выше, подтверждается на любом теле, освещенном нашей
полусферой, и показано здесь на части сферического предмета под полусферой kf.
Этот предмет в точке b освещен всем протяжением ас, в месте d — полусферой еf, в
о — gf, в n — mf и в h — sf. Итак, ты узнал, где находятся главный свет и
главная тень на любом теле.
lu-chia
Сообщение #118 | Пт, 11.07.2014, 15:34
Группа: wing
Сообщений: 27546
694a * 639а.

Та часть затененного тела будет наиболее светлой, которая будет освещена
наибольшей массой света.

Итак, положим, что затененное тело есть abc, a светящееся — dfn, т. е.
освещенная полусфера. В месте с это тело имеет в два раза больше света, чем в
месте b, и на три четверти больше, чем в а; так как с освещено [частью] неба
dgfr, a b — [частью] неба df, что составляет половину de, а место а освещено
только четвертой частью de, т. е. gd.

694b * 639b.

Поверхность всякого непрозрачного тела причастна |202| цвету противолежащего ему
предмета. Пусть d — непрозрачное тело, аn — светящееся тело, ас — тело темного
цвета, cd — плоскость, освещенная полусферой аfmn.
На основании ранее сказанного r будет более освещено, чем о; а о, чем s, а s,
чем f. То же случится в местах, которые обращены к темному телу ас; и подобное
же — в тех, которые повернуты к освещенному месту cd. И отсюда рождаются света,
тень и отраженный свет.

694c * 659с.

Тень от солнца, лежащая под выступами крыш на зданиях, усиливает свою темноту
каждой степени повышения.

694d * 714а.

Вещь, видимая во внутренности жилища и освещенная высоким и односторонним светом
из какого-нибудь окна, проявит |202,2| большую разницу между светами и своими
тенями и наибольшую в том случае, если жилище большое и темное.

694e * 675а.

Когда односторонний свет освещает противолежащий ему предмет, и этот предмет
имеет с противоположной стороны какую-нибудь вещь светлого цвета, освещенную тем
же светом, тогда зародится противосвет, т. е. рефлекс или отражение.

Та часть отраженного света, которая частично облекает собой поверхность тел,
будет настолько менее светлой, чем освещенная часть воздуха, насколько [ее
причина] с нее светла, чем воздух.

694f * 805а.

И ты, живописец, занимающийся историческими сюжетами, делай так, чтобы твои
фигуры были настолько разнообразны в тенях и светах, насколько разнообразны
предметы, их создавшие, и не придерживайся общей манеры.

1. Часть поверхности каждого тела причастна стольким различным цветам, сколько
их ей противостоит.

2. Открытая местность, освещенная солнцем, будет четь очень темные тени от любых
предметов, а тому, кто будет на нее смотреть со стороны, противоположной той,
откуда на нее смотрит солнце, она покажется весьма темной, а вещи отдаленные ему
покажутся близкими.

Но если ты посмотришь на предметы в том направлении, в каком их видит солнце,
местность тебе покажется без теней, а близкие вещи покажутся отдаленными и
неясными по фигуре.

3. Вещь, которая освещена бессолнечным воздухом, будет более темной в той части,
которая видит меньше света, и будет тем больше темнеть, чем большему протяжению
темного места она будет видима.

|203| 4. У вещей, видимых в открытой местности, тени и света мало отличаются
друг от друга, и их тени будут почти незаметными и без всякого ограничения, мало
того, ближе к освещенным местам будут, наподобие дыма, постепенно теряться. И
лишь там тень будет более темной, где она будет лишена противостоящего ей
воздуха.

5. Вещь, видимая в мало освещенном месте или при олений ночи, также будет иметь
света и тени, мало отличающиеся друг от друга, а если наступит глубокая разница
между светами и тенями настолько неощутима для человеческого глаза, что
совершенно теряется фигура [вещи], и она видна только острому зрению ночных
животных.

6. Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их
с такой же расплывчатостью, иначе они [в твоей живописи] не покажутся на
одинаковом расстоянии. И не очерчивай их край определенными границами потому,
что границы суть линии или углы, которые, являясь пределами мельчайших вещей,
будут неразличимы не только издали, но и вблизи.

Если линия, а также математическая точка суть невидимые вещи, то и границы вещей,
будучи также линиями, невидимы вблизи. Поэтому ты, живописец, не ограничивай
вещей, отдаленных от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части
тел неощутимы.

7. Все освещенные вещи причастны цвету своего осветителя.

8. Затененные предметы удерживают цвет вещи, которая ее затемняет.

|203,2| 9. Чем больше свет освещенной вещи, тем темнее кажется затененное тело,
находящееся на его фоне.
lu-chia
Сообщение #119 | Пт, 11.07.2014, 15:34
Группа: wing
Сообщений: 27546
695 * 573.

РАВЕНСТВО ТЕНЕЙ В НЕРАВНЫХ ЗАТЕНЕННЫХ И СВЕТЯЩИХСЯ ТЕЛАХ НА РАЗНЫХ РАССТОЯНИЯХ.
Возможно, что затененное тело получит одинаковые тени от светящихся тел разной
величины.

fogr есть затененное тело; его тень fgo порождается отнятием у него вида
светящегося телf de на близком расстоянии и осветителя bс на отдаленном
расстоянии. И это происходит от того, что и то и другое светящиеся тела
одинаково лишены вида затененной части fog, вследствие прямизны линий ab и рс.

И то же самое мы скажем о двух светящихся тела на разных расстояниях от одного
затененного, т. е. большом rs и маленьком de, различно отдаленных от этого
затененного nтор.

696 * 574.

КАКОЕ СВЕТЯЩЕЕСЯ ТЕЛО НИКОГДА НЕ УВИДИТ БОЛЕЕ ПОЛОВИНЫ ЗАТЕНЕННОГО ШАРА. Когда
затененный шар освещен светящимся шаром, по величине равным этому затенен: тогда
затененная и освещенная части этого затененного тела будут равны между собой.
Пусть abсd — затененный шар, равный светящемуся шару еf. Я говорю, что
затененная часть аbс затененного шара |204| будет равна его освещенной части abd,
и это доказывается так: параллели es и ft — суть касательные к концам диаметра
ab, т.е. диаметра затененного шара; этот диаметр проходит центр шара, который,
будучи разделен этим диаметром, делится им на равные части, и одна часть будет
се затененная, а другая целиком освещенная.

697 * 575.

ВОЗМОЖНО ЛИ, ЧТОБЫ ВСЛЕДСТВИЕ КАКОГО-ЛИБО ОТДАЛЕНИЯ СВЕТЯЩЕЕСЯ ТЕЛО МОГЛО
ОСВЕЩАТЬ ТОЛЬКО [ПОЛОВИНУ] ЗАТЕНЕННОГО ТЕЛА, МЕНЬШЕГО, ЧЕМ ОНО. Невозможно,
чтобы вследствие какого-либо отдаления светящееся тело, будучи больше
затененного, могло освещать ровно половину этого затененного. Сказанное
доказывается при помощи параллельных линий, которые получаются благодаря
одинаковому расстоянию между ними. А между линиями, равноотстоящими друг от
друга, нельзя включить иных шаров, кроме имеющих равные диаметры. Следовательно,
концы [диаметров] двух неравных шаров не будут касаться двух параллельных линий.

698 * 675.

О РАЗЛИЧНОЙ ТЕМНОТЕ ТЕНЕЙ НА ТЕЛАХ, ИЗОБРАЖЕННЫХ В ЖИВОПИСИ. Поверхность всякого
непрозрачного тела причастна цвету противолежащего ему предмета и тем более или
менее, чем предмет будет от него ближе или дальше.

Докажем первую часть, и пусть аbс есть поверхность непрозрачного тела, которая,
предположим, |204,2| белого цвета, а предмет rs — черного; предмет nm пусть тоже
белый. На основании девятого [положения] этой [книги], которое доказывает, что
всякое тело наполняет окружающий воздух образами своего цвета и подобиями
окрашенного тела, черный предмет rs будет наполнять воздух перед собой темным
цветом. Этот цвет найдет себе границу в gab — части непрозрачного тела аbс,
каковая часть окрасится в этот цвет противолежащего ей предмета rs, а белый цвет
другого предмета nm обелит всю часть abс непрозрачного тела. Итак, непрозрачное
тело в аg окажется целиком причастным черному цвету rs, в bс — целиком белому; а
в аb — видимом и белому и черному предметам, будет цвет составной из белого и
черного, т. е. будет поверхность смешанного цвета.

Согласно второй части высказанного положения, [тело] дет гораздо темнее в а, чем
в b, потому, что а ближе к черному телу rs, чем b, и это очевидно, согласно
определению круга в геометрии, как здесь изображено. Кроме того, угол b,
являющийся самым меньшим из возможных углов, что [тоже] доказывается в геометрии,
не может, раз это угол касательный к окружности, быть видим никакой иной части
тела rs, кроме самой крайней в точке r. Помимо этого, в b присоединяется еще [действие]
светлоты белого предмета nm; но даже, |205| если бы последний был черным, то в
виду того, что он отстоит от b дальше, чем а от rs, b никогда не имел бы той
темноты какую имеет а.
lu-chia
Сообщение #120 | Пт, 11.07.2014, 15:35
Группа: wing
Сообщений: 27546
698a * 768а.

Тот цвет будет видим на наибольшем расстоянии, который наиболее далек от черного.

698b * 768b.

Тот из равно отдаленных цветов обнаружит наиболее определенные границы, который
будет виден на фоне, наиболее от него отличном по светлоте или по темноте.

699 * 691.

КАКИЕ ЦВЕТА ДАЮТ НАИБОЛЬШЕЕ ОТЛИЧИЕ [СВЕТОВ] ОТ ТЕНЕЙ. В тех цветах будет
наибольшая разница между светами и тенями, которые больше всего схожи с белым
потому, что белое имеет более светлую освещенность и более темную затемненность,
чем всякий другой цвет, хотя ни белое, ни черное не входят в число цветов.

700 * 766.

ВСЕ ЦВЕТА В ОТДАЛЕННЫХ ТЕНЯХ НЕЗАМЕТНЫ И НЕРАЗЛИЧИМЫ. Все отдаленные цвета будут
неразличимы в тенях потому, что вещь, не затронутая основным светом, не имеет
силы отослать от себя глазу свой образ через освещенный воздух, так как меньший
свет побеждается большим. Пример: мы видим, находясь в доме, что все краски на
поверхностях стен воспринимаются нами ясно и определенно, когда окна названного
жилища открыты. Если же мы выйдем из этого дома и на некотором отдалении
посмотрим сквозь эти окна, чтобы снова увидеть живопись на этих стенах, то
вместо |205,2| этой живописи мы увидим непрерывную темноту.

701 * 722.

О ЦВЕТАХ ОБРАЗОВ ПРОТИВОЛЕЖАЩИХ ПРЕДМЕТОВ, КОТОРЫЕ ОКРАШИВАЮТ СОБОЙ ПОВЕРХНОСТЬ
НЕПРОЗРАЧНЫХ ТЕЛ. Часто случается, что поверхности непрозрачных тел, окрашиваясь
цветом противолежащих им предметов, получают цвет, которого нет на этих
предметах.

Доказательство: пусть cd — непрозрачное тело, а ab - противолежащий ему предмет,
который, допустим, будет желтого цвета, а непрозрачное тело — синего. Я говорю,
что вся часть поверхности dnc этого непрозрачного тела, которое само по себе
синее, окажется зеленой, и те случилось бы, если бы непрозрачное тело было
желтым, а противолежащее синим. Это происходит от того, что различные цвета,
когда они смешиваются, превращаясь в третий, причастный и тому и другому, и
отсюда желт смешанный с синим, дает зеленый, и этот зеленый есть нечто составное
из своих частей, что с очевидностью понятно всякому размышляющему, живописцу.

702 * 721.

О ЛОЖНОМ ЦВЕТЕ ТЕНЕЙ НЕПРОЗРАЧНЫХ ТЕЛ. Когда непрозрачное тело отбывает свою
тень на поверхность другого непрозрачного, освещенного двумя различными
источниками света, тогда эта тень не покажется [того же цвета], как это
непрозрачное тело, но [цвета] другой вещи.

Доказательство: пусть nde непрозрачное тело и пусть само по себе белое и
освещено воздухом ab и огнем cq; между огнем и непрозрачным телом пусть будет
поставлен предмет ор, тень которого пересекается поверхностью в dn; теперь
красный свет |206| огня уж не освещает этого места dn, но его освещает синева
воздуха, поэтому [поверхность] в dn будет причастна синему цвету, а в nf видит
огонь. Таким образом, синяя тень на этом непрозрачном теле граничит внизу с
красного огня, а наверху граничит с фиолетовым цветом, т. е. оно в de освещено
смесью, составленной из синевы воздуха аb и красноты огня qc, что дает почти
фиолетовый цвет. И таким образом мы доказали, что эта тень ложная, т. е. что она
не есть ни тень белого, ни тень от красноты, ее окружающей.

703 * 729.

КАКОВА ПО СУЩЕСТВУ ИСТИННАЯ ТЕНЬ ЦВЕТНЫХ ТЕЛ. Тени тел не должны быть
причастными иному цвету, кроме цвета тела, на котором они лежат. Таким образом,
в виду того, что черное не включается в число цветов, от него производятся тени
тел всевозможных цветов с большей или меньшей степенью темноты, требуемой в
данном месте, никогда, [однако], не теряя целиком цвет названного тела, за
исключением совершенно темных мест, лежащих в границах непрозрачного тела.

Поэтому ты, живописец, желающий писать портрет, покрась немного стены своей
мастерской белым, смешанным черным потому, что белое и черное не являются
цветами.

Примечание
В § 702 Леонардо говорил об оттенках окраски теней, как глаз наблюдает их в
природе и называет их ложными, так как он цвет считает качеством, присущим
предмету и неотделимым от него. Свет и тень могут только либо способствовать,
либо препятствовать восприятию этого присущего предмету цвета. В § 703 Леонардо
говорит о том цвете теней, который живописец должен придавать своим теням в
картине. У Леонардо, с одной стороны, остро подмеченные оттенки зрительных
впечатлений от при роды, с другой — искание истинной сущности зрительного образа,
независимой от этих субъективных впечатлений, что заставляет его сознательно
отказываться от передачи этих зрительных впечатлений цвета, сознательно
отказываться от импрессионизма в живописи. Однако в § 785 он настаивает на
передаче цветовых отражений в тенях при изображении белых тел.
Ракурсы » Взгляд » Мировое искусство » Да Винчи (Трактат о живописи)
Поиск: