Их так много, художников Возрождения, а я знаю около десятка, почитаем-поглядим. Вазари три тома написал) http://krotov.info/acts/16/more/vazari_00.html - около 230 художников описывал
Андре́а Манте́нья ( ок. 1431 — 13 сентября 1506 ) — итальянский художник, представитель падуанской школы живописи. В отличие от большинства других классиков итальянского Ренессанса, писал в жёсткой и резкой манере.
Один из самых крупных представителей Раннего Итальянского Возрождения Андреа Мантенья (ок.1431-1506) родился недалеко от Падуи. Совсем маленьким мальчиком он поступил в мастерскую известного живописца Скварчоне на правах приемного сына. В 1448 году Андреа выполнил первую самостоятельную работу и стал независимым художником. Вскоре Мантенья получает заказ на фрески капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе. Эту работу, очень важную в развитии его творчества, художник закончил только в 1457 году. Мантенья много путешествовал, работал в Ферраре и других городах Северной Италии. В 1460 году он переселяется в Мантую и на долгое время поступает на службу к Лодовико Гонзаге. Не считая непродолжительных поездок во Флоренцию и в Рим, Мантенья постоянно жил в Мантуе до самой своей смерти. В конце жизни художник трудился над серией работ на мифологические темы, заказанных Изабеллой д'Эсте.
В творчестве он, как и многие другие художники, находился под влиянием флорентийской школы. Поиски ясной формы, четких пространственных построений, свойственных флорентийцам, приобретают у Мантеньи ярко выраженный характер. Его увлекала античность, но не греческое искусство, а памятники Древнего Рима, которые можно было видеть по всей Италии -акведуки, арки, развалины античных цирков, многочисленные статуи. Все они отличались отточенным совершенством форм, к чему художник и сам стремился в своем творчестве. Небольшое полотно Моление о чаше поражает ясностью многоплановых пространственных построений и многосложностью живописного повествования. Картина отображает момент, когда после Тайной вечери Иисус удаляется со Святым Петром и двумя сыновьями Зеведеевыми в Гефсиманский сад, где, оставив сопровождающих его апостолов, уходит молиться, обращаясь к Богу-отцу: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия».
Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе - композиционный центр картины. Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов. У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы. По дороге, ведущей к саду, точно иллюстрируя слова Евангелия: «вот, приблизился предающий Меня», видна группа стражников, ведомая Иудой. В картине очень много символики: сухое дерево со стервятником предвещает смерть, а ветка с зазеленевшим побегом указывает на скорое воскрешение; смиренные кролики, сидящие на дороге, по которой пройдет отряд римских воинов, чтобы взять Христа под стражу, говорят о кротости человека перед лицом неминуемой смерти.
Три пня, оставшиеся от только что срубленных и уже унесенных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной написана в 1500 году и являет собой образец творчества зрелого мастера. Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки. Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. По сторонам от Мадонны - Иоанн Креститель и Мария Магдалина.
В руках Магдалины - сосуд с благовониями для помазания, крест в руках Иоанна обвивает лента с текстом про агнца, искупающего грехи мира. Фигуры нарисованы в обычной для художника манере и кажутся вырезанными из камня, в их одеждах резко очерчена каждая складка. Фоном служит изображение сада с темной листвой. По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности.
Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ АНДРЕА ДЕЛЬ САРТО ОТЛИЧНЕЙШЕГО ФЛОРЕНТИЙСКОГО ЖИВОПИСЦА Так вот, после жизнеописаний многих художников, отличившихся кто своим колоритом, кто рисунком, а кто выдумкой, мы дошли и до Андреа дель Сарто, мастера отличнейшего, ибо в нем одном природа и искусство показали, на что способна живопись, когда она в равной мере пользуется и колоритом, и рисунком, и выдумкой. В самом деле, если бы Андреа обладал характером несколько более смелым и решительным, в соответствии со свойственными ему одаренностью к этому искусству и глубочайшим его пониманием, он, без всякого сомнения, не имел бы себе в нем равных. Но некоторая робость духа и какая-то неуверенность в себе и доверчивость его натуры не дали возможности проявиться в нем тому живому горению, тому порыву, которые, в сочетании с другими его способностями, сделали бы из него поистине божественного живописца; ведь как раз по этой причине ему не хватало того блеска, того размаха и того обилия различных манер, которые мы видели у многих других живописцев. Тем не менее его фигуры, несмотря на некоторую простоватость и жесткость, отлично разобраны, безупречны и, в конечном счете, совершенны. Выражения лиц у младенцев и женщин – естественные и прелестные, а у юношей и стариков – удивительно живые и непосредственные, складки – донельзя хороши, а обнаженные тела – отлично разобраны, и хотя рисунок у него и простоватый, зато колористические решения его на редкость изысканные и поистине божественные.
Самая знаменитая работа «безупречного» художника Андреа дель Сарто – «Мадонна с младенцем», прозванная «Мадонна с гарпиями» из-за причудливых фигур, изображенных на мраморном пьедестале. Картина, вдохновленная строками из Откровения Иоанна Богослова, была написана в 1517 году. В этом произведении живописец соединил классицизм флорентийской школы живописи с новыми достижениями трех великих мастеров эпохи Возрождения – Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. Хотя его слава часто затмевается другими великими именами в истории искусств, нельзя недооценивать вклад Андреа дель Сарто в развитие живописи 16-ого века. Его творчество представляет переходный этап от искусства Высокого Возрождения к новому стилю – маньеризму.
Пьеро делла Франческа (примерно 1420, Борго-Сан-Сеполькро — 12 октября 1492, там же) — знаменитый художник периода Раннего Ренессанса, который учился во Флоренции и всю жизнь работал в пределах Флорентийской республики. До нашего времени дошло очень немного картин мастера. Кроме того, он рано прекратил свою художественную деятельность из-за упавшего зрения.
Особенности творчества художника Пьеро делла Франческа: художника можно заслуженно считать одним из самобытнейших деятелей Раннего Возрождения. Принято полагать, что его стиль был сформирован под воздействием флорентийских живописцев. Персонажам картин Пьеро делла Франческа присущ величественный облик, изобразительный язык художника отличает лаконизм, монументальное начало по своей яркости выражения сродни флорентийским художникам. Для его полотен характерны так же объемные формы,прозрачный приглушенный колорит, перспективная структура пространства.
Известные картины Пьеро делла Франческа: «Портрет Сиджизмондо Малатеста», фресковая живопись храма Святого Франциска, «Матерь Милосердия, с предстоящими ей святыми», «Воскресение Христа», «Бичевание Христа», «Алтарь Монтефельтро».Что повлияло на картины Пьеро делла Франческа и их стиль?Биографические данные о живописце довольно немногочисленны. Нет точных фактов о его жизни в период 1439—1444 гг., поэтому нельзя отследить начало творческого пути художника. Уроженец небольшого городка, он, вероятно, обучался во Флоренции у Доменико Венециано(был упомянут в письменных источниках в качестве помощника). Под его надзором Пьеро делла Франческа трудился, украшая флорентийскую церковь Санта-Мария-Нуова — таким образом ему удалось отточить понимание перспективы, ознакомиться тонкостями изображения света.
Карьера художника, скорее всего, началась в первые годы 40-х, хоть первая заказная работа приходится на 1445 г. Финальные произведения датированы 1470-ми, вскоре после этого живописец потерял зрение. Период его работы — примерно 3 десятилетия, но перечень произведений, созданных в течение этого времени и дошедших до нас, не слишком велик: это 2 масштабных алтаря, небольшой цикл фресок (церковь Сан Франческо в Ареццо), приблизительно 10 алтарей поменьше, 2 портретных работы.
Однако список, приведенный Джорджо Вазари в его «Жизнеописаниях» приблизительно в два раза длиннее. К сожалению, большая часть наследия мастера не сохранилась до нашего времени. Можно предположить, что над своими картинами великий Пьеро делла Франческа работал не спеша, в чем кроется одна из тайн безупречности, совершенной гармоничности форм, ритма, оттенков, общей завершенности, понятности идеи, что неизменно характеризует его произведения.
В 1442-м, возвратившись в родные края, Пьеро делла Франческа стал советником в своем городе и последние несколько десятилетий жизненного пути провел здесь. В 1445 г. получил свой первый значительный заказ, позже трудился в Ареццо и прочих местах в пределах Флоренции. Начиная с 1450-х годов, выполнял заказы правителей Италии из Римини, Феррары,Урбино. Эти деятели отличались хорошим образованием и были известны покровительством науке и искусству. Чтобы осуществить свои масштабные идеи, они приглашали лучших архитекторов, при их дворах имелись кружки, которые объединяли талантливых деятелей искусства, философов. Возможно, Пьеро делла Франческа входил в это общество — тут могла развиться его заинтересованность вопросами теории, математической наукой. Так же в этих кругах мог повысить свое образование; например, живописец хорошо знал латынь, а это было нехарактерно для представителей художественной среды. Он даже создал на этом языке 2 трактата, посвященных науке и живописи.
В 1446—1454 гг. художник создал собственный стиль, сохранившийся также в зрелых произведениях. Его картинам присущи условное обозначение волос, глаз (известные миндалевидные формы, позаимствованные у героев Венециано), идеализированные лица. Для высоких фигур Пьеро делла Франческа характерно построение, согласно классическим стандартам витрувианского человека, однако немного выгнутая шея, высокий лоб женских образов — отголосок позднеготических идеалов. Его мир не имеет аналогов в картинах прочих художников этой эпохи и строится по правилам совершенных форм, лучше всего показанных в архитектуре.
На работы художника зрелого периода повлияла скульптура Античности, увиденная в период его визита в Рим (как подтверждают документы, поездка приходится на 1458−1459 гг.), где по поручению папы Римского расписывал резиденцию в Ватикане. В работах «Крещение», «Битва Константина с Максенцием» (церковь Ареццо) Пьеро делла Франческа использовал мотив отражения: ландшафты формируют пространственную панораму, строятся четко по правилам создания перспективы, а размытые цвета учитывают воздушную перспективу,почерпнутую у мастеров Фламандии.Фрески Ареццо — доминанта всего наследия Пьеро делла ФранческаВ 1453 — 1454 гг. художник занимался росписью аретинского собора Сан Франческо, ставшей наиболее масштабным трудом живописца. Мотив данного произведения Пьеро делла Франческа — отыскание животворящего Креста, где распяли Иисуса Христа. Стены поделены на 3 части. Задняя изображает двух пророков. Фрески представляют смерть Адама, святое дерево над его могилой. Дальше — Царица Савская, придя во владения Соломона, воздает почести Древу, видя образ Креста. Еще один сюжет — явление Креста Константину вместе с победоносной битвой полководца. Следующий ярус представляет обнаружение Креста императрицей Еленой. Картины всего фрескового цикла построены не по хронологии в четком порядке, а согласованы в смысловом ключе.
С середины 1460-х годов Пьеро делла Франческа трудился в резиденции Федериго да Монтефельтро (граф, с 1474 г. ставший герцогом Урбино). По его заказу написал известный диптих — портретные изображения герцога с супругой, Баттистой Сфорца. Они показаны на фоне ландшафта, который виден с большой высоты, что присуще живописной традиции Фламандии. Помимо этого, художник создал алтарную картину собора францисканцев Сан Донато.
Последние из дошедших до наших времен — картины Пьеро делла Франческа с названиями«Мадонна ди Сенигаллиа» и «Рождество» (мастер, вероятно, написал их для собственного семейства). На закате своей жизни он отказался от создания живописи, вероятно, по причине ухудшающегося зрения, и перешел к математической науке. Картины великого художника на данный момент хранятся в Национальной Галерее в Лондоне, небольших музеях во Флоренции, в Пинакотеке (Италия), а также в частных коллекциях.
Тинторетто. Крещение Христа. 1580 г. Церковь Сан-Сильвестро, Венеция
В поздний период творчества Тинторетто был вынужден оправдываться: «У меня слишком много заказов, чтобы выписывать каждую мышцу лица».Но среди этих поздних работ есть невероятные вещи. Которые, наоборот, выигрывают благодаря своей небрежности и быстроте мазка. Как в картине “Крещение Христа”.Трава, вода написаны единичными мазками. Тела героев очерчены небрежно и быстро. Но цвет такой всепроникающий, что можно долго простоять у работы, покрывшись мурашками. Мастер сделал выбор. Не в пользу деталей, а в пользу света, цвета и пространства. Никакой красивости. Только эмоциональное воздействие на зрителя. Прямо как импрессионисты 300 лет спустя.
Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Трава, вода написаны единичными мазками. Тела героев очерчены небрежно и быстро. Но цвет такой всепроникающий, что можно долго простоять у работы, покрывшись мурашками.Мастер сделал выбор. Не в пользу деталей, а в пользу света, цвета и пространства. Никакой красивости. Только эмоциональное воздействие на зрителя. Прямо как импрессионисты 300 лет спустя.
Святой Георгий, убивающий дракона. 1561 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1514-1515, Рафаэль
https://u.to/N34gGg Портрет Балдассаре Кастильоне - друга Рафаэля - считается одним из величайших портретов эпохи Возрождения. Кастильоне был дипломатом, гуманистом и автором книги диалогов «Придворный»; он считается типичным примером джентльмена Высокого Возрождения. С Рафаэлем они встретились в Урбино, городе, где родился художник. К 1504 году они стали близкими друзьями. Рафаэль изображает своего друга в элегантном костюме, подходящем для джентльмена.