Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Ракурсы » Взгляд » Мировое искусство » Тематическое » Дамы с единорогом
Дамы с единорогом
lu-chia
Сообщение #1 | Ср, 09.12.2020, 15:36
Группа: wing
Сообщений: 27638
Их оказалось много, посмотрю что к чему

Густав Моро Единороги


фрагмент





lu-chia
Сообщение #2 | Ср, 09.12.2020, 16:49
Группа: wing
Сообщений: 27638


Гюстав Моро

Фаэтон
lu-chia
Сообщение #3 | Ср, 09.12.2020, 16:51
Группа: wing
Сообщений: 27638
http://www.rodon.org/art-080226155619
lu-chia
Сообщение #4 | Ср, 09.12.2020, 16:51
Группа: wing
Сообщений: 27638

Рафаэль


рисунок из Лувра

 СЛОЖНАЯ СУДЬБА.Вопрос об авторстве.            В прошлом она была сильно повреждена. Реставрация картины позволила вернуть шедевру его подлинный облик. Лишь в ХХ столетии реставраторы избавили живопись от позднейших дописок и привели ее в первоначальный вид. В 1930-е гг. были обнаружены позднейшие записи, открывшие сложный процесс искажения созданного Рафаэлем первоначального образа.
 В ХIХ веке, когда портрет попал в картинную коллекцию виллы Боргезе, его автором считался Перуджино. И только в 1928 г. авторитетный историк искусств Роберто Лонги атрибутировал портрет как произведение Рафаэля Санти, относящийся к самому началу ХVI века. Догадку подтвердили радиографические исследования проведенные в 1927 г., впервые в истории итальянской науки. Они выявили несколько живописных слоев и много любопытных деталей. Выяснилось, что сначала это была "Дама с собачкой", а потом поверх собаки появился единорог. Несколько раз переписывались и руки дамы.       Однако картина не была закончена. Рафаэль вернулся к этой вещи лишь спустя несколько лет, и тогда уже дописал руки дамы, которая теперь обнимала уже единорога. Таким образом, символический смысл картины менялся: единорог - знак чистоты и непорочности.                  В конце XVI века "Дама с единорогом" превратилась в святую Екатерину Александрийскую: неизвестный художник прикрыл ей плечи плащом и изобразил на заднем плане колесо, символ мученичества святой. И только во время реставрации 1935-1936 гг. картине вернули прежний вид.
Впоследствии некоторые ученые предположили, что "Дама с единорогом" является портретом Джулии Фарнезе (Giulia Farnese) - любовницы Папы Римского Александра VI (Родриго Борджиа), представительницы династии Фарнезе, однако впоследствии гипотезу сочли необоснованной. Таким образом, сейчас предполагается, что работа велась в несколько стадий:      Собственно Рафаэль написал фигуру до талии, небо и пейзаж. Женщина на этой стадии была намного более зрелой, чем сейчас.
  • Затем другой художник написал колонны, парапет, рукава, собаку и руки. Возможно, этот сделал Джованни Сольяни, ученик Лоренцо Креди Следом был положен еще один слой краски — на колонны и парапет, увеличен объем волос, дописаны рукава и собака.
  • Потом, несколько десятилетий спустя, собачка была превращена в единорога. Тогда же были переписаны обе руки.
  • И, наконец, уже намного позже неизвестная дама была превращена в святую Екатерину путем добавления плаща и атрибутов. Это могло произойти в конце XVII века.

    https://u.to/pyd4Gg
  • lu-chia
    Сообщение #5 | Ср, 09.12.2020, 16:52
    Группа: wing
    Сообщений: 27638


    Гобелен

    Одним из величайших шедевров шпалерного искусства, является серия из шести гобеленов под названием «Дама с единорогом «. Предыстория создания этого цикла не единична, в одной из версий рассказывается, что восемь работ, ставших образцами для французских шпалер, были сотканы между 1482 и 1488 годами по заказу принца Джема (в Европе его называли Зизимом), сына Мохаммеда II. Принц очень интересовался тайными науками и мечтал о союзе Креста и Полумесяца, или, как говорил он сам, о свадьбе Востока и Запада. Весьма вероятно, что эскиз гобеленов-образцов был оставлен в замке Бурганеф в Крез, где принца Джема держал в заточении Пьер д’Обюссон, Великий магистр рыцарей Святого Иоанна Иерусалимского. Не все согласны с этой версией, однако Пьер д’Обюссон, знавший глубокое символическое значение изображений, вполне мог поручить фландрским мастерам выполнить гобелены по эскизу принца Джема, и он же мог потом перевезти шпалеры в замок Буссак.
    Однако в 1883 году был разъяснен герб, изображенный на шпалерах: три серебряных полумесяца по лазоревой ленте на красном фоне, — как герб семейства Ле Вист. В 1924 году один из французских исследователей предположил, что на шпалерах изображена Клод Ле Вист, вышедшая замуж в 1513 году за Жана де Ша-бана. Просуществовав около 50 лет и эта легенда была опровергнута. Основными доводами стали следующие:Лица всех шести изображений Дамы разные, не могут быть связаны с определенным персонажем. По обычаям того времени, если дело касалось свадебного подарка, то на гербовом щите должны быть объединены герб мужа (справа) и герб отца жены (слева). В данном случае герб может быть отнесен только к одному из мужчин рода Ле Вист. Внимательное изучение истории этого семейства привело к выводу, что серия, получившая в XIX веке название «Дама с единорогом», была заказана президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом (отцом Клод), умершим в 1500 году.Как же создавался этот гобелен? Шпалера — плод коллективного творчества. Сначала художник создавал эскиз, т. н. «маленький образец». Это был рисунок углем или пером. Иногда образцом служили миниатюры. Затем делался картон: эскиз увеличивали до размеров будущего ковра и акварелью или клеевыми красками обозначали основные контуры композиции и важнейшие элементы рисунка. Это делали художники-картоньеры, хорошо знавшие особенности шпалерного ткачества.

    Картон служил, моделью для ткача, переносившего изображение на ковер с помощью переплетения неокрашенных шерстяных нитей основы ковра более тонкими разноцветными нитями. Ткачи, работавшие над шпалерами, должны были обладать художественным вкусом, знанием рисунка, тонким пониманием цвета. С необыкновенным искусством ткач преображает сравнительно небольшое количество тонов шерсти и шелка (около двадцати) в различные оттенки цвета и ведет рисунок композиции со всеми его многочисленными вариациями, созданный поразительной фантазией художника — автора эскиза. К сожалению, нам неизвестно имя этого художника и неизвестно, кто был автором картона. Неизвестна и мастерская, где была выткана «Дама с единорогом», поражающая воображение и заставляющая нас размышлять над ее загадками. Выткана же серия была скорее всего в одной из мастерских Брюсселя — города, ставшего к началу XVI века ведущим центром европейского шпалерного ткачества. Гобелен создается длительное время и требует больших физических усилий. Одному человеку ткать его тяжело и по той причине, что не видишь быстрой отдачи. Поэтому часто художники помогают друг другу иногда нанимают помощников.Вопрос о загадочности сцен, так поражающих нас своей красотой, был задан около полутораста лет назад, когда известная французская писательница Жорж Санд обнаружила «Даму с единорогом» в замке города Буссак (департамент Крез) и описала в своем романе «Жанна» (1844 г.) и в журнальных статьях. По наиболее распространённой трактовке, пять из шести гобеленов символизируют пять человеческих чувств. Осязание, обоняние, зрение, вкус, слух. Шестой имеет отдельное название «Мое единственное желание». Но есть версия, что Жорж Санд нашла восемь шпалер, а в последствии две пропали. На всех гобеленах изображены Единорог, Лев и Дама. Единорог в геральдике  указывал на духовный смысл вещей, на путь к возвышенному. Лев  представлял материю или силу, материальную силу. Таким образом, Дама, душа человека, находится между львом-материей и единорогом -духом и перед нами предстаёт история души, которая учится властвовать над материей — львом с помощью духа — единорога.
    lu-chia
    Сообщение #6 | Ср, 09.12.2020, 16:53
    Группа: wing
    Сообщений: 27638
    https://www.livemaster.ru/topic....-klyuni
    Музей Клюни

    https://u.to/xSR4Gg

    https://u.to/FSV4Gg

    "Дама с единорогом" - цикл из шести шпалер конца XV века, самый знаменитый из экспонатов парижского музея Клюни.

    Государственный музей Средневековья - термы и особняк Клюни (musée national du Moyen Âge - Thermes et hôtel de Cluny), или просто музей Клюни, - парижский музей в 5-м городском округе, в центре Латинского квартала. Расположен в "отеле Клюни́" - средневековом особняке XV века. Хранит одну из самых значительных в мире коллекций предметов быта и искусства средневековой эпохи.

    Название цикла шпалер условно и возникло в XIX веке. Скорее всего, шпалеры были изготовлены в одной из мастерских Брюсселя, который был центром шпалерного ткачества к началу XVI века.

    Яркие краски, розовый или красный фон, разнообразие костюмов и украшений придают циклу праздничный и изысканный вид. Особый интерес представляет изящное плетение растительных и животных мотивов, так называемый мильфлёр.
    Редко можно увидеть в шпалерах столько животных, как в "Даме с единорогом": перед зрителем предстают львёнок, пантера, гепард, волк, лиса, собака, коза, кролик, обезьяна и многие другие (нередко наделённые символическим смыслом) животные.

    Жорж Санд одной из первых привлекла внимание публики к "Даме с единорогом" (шпалеры хранились в замке города Буссак, департамент Крез) и описала их в своем романе "Жанна" (1844).

    Другой знаменитый французский писатель, Проспер Мериме, занимавший пост главного инспектора исторических памятников Франции, в тот же период начал переговоры о приобретении шпалер государством.

    После долгих проволочек в 1882 году сделка была заключена и цикл шпалер "Дама с единорогом" перешла в собственность государства, сразу же поступив в Музей Клюни.
    Специально отведенный для шедевра зал был торжественно открыт в 1883 году. Здесь шпалеры экспонировались до второй мировой войны, впоследствии же был устроен новый зал, позволявший их круговой обзор


    Зрение

    По наиболее распространённой трактовке, пять из шести композиций символизируют пять чувств. На шпалере «Зрение» единорог смотрится в зеркало, которое протягивает ему сидящая девушка.

    На гобелене «Зрение» — единорог смотрится в зеркало, которая протягивает ему сидящая девушка.Единорог положил передники ноги на колени колени Дамы и смотрит на своё отражение в зеркале. Лев встречает Даму, держа своё знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, её взгляд устремлён на единорога, тот отражается а зеркале, которое она держит в руке. Она отказалась смотреть на земное, светское, и смотрит только на единорога или его отражение. Отдыхающий единорог, показывает душу, созерцающую духовное, так можно объяснить любящий взгляд единорога и смотрящей на него Дамы.



    Слух

    Гобелен «Слух» символизирует играющая на клавире Дама.Она играет на маленьком органе, поставленном на стол, покрытый роскошным ковром, мехи органа раздувает камеристка. Лев и единорог на втором плане держат штандарт и рыцарское знамя, (обо зверя также изображены на органе). Этот гобелен называют ещё «музыкой сфер». Звери на этом гобелене без щитов, они отдыхают и точно улыбаются. Все вещи находятся на своих местах -решение принято, и душа, Дама, отдаётся духу, слушая музыку.





    Гобелен ‘Вкус» — Дама, рассеянно извлекает сладость из бонбоньерки, она держит на левой руке птицу, серебряную чашу с конфетами ей подаёт камеристка. В этой чаше мистики видят Грааль. Птица (реалисты говорят,что попугай, мистики-сокол) представляет конкретный разум. Гобелен говорит о вкусе, но Дама отказывается от него: она смотрит на сокола и из Чаши Грааля, которую держит её служанка, достаёт еду и отдаёт птице.


    Обоняние

    В «Обонянии» Дама плетёт венок из цветов, но не наслаждается их ароматом — их нюхает обезьянка,сидящая в корзинке слева от Дамы. Талию Дамы охватывает тонкая монашеская верёвка — она указывает её решение отречься от всего материального. Венок она плетёт не для себя: мы не разу не увидим её в нём. Вероятно, это венец отречения и приношения Богу.



    гобелен «Осязание» — Дама держит знамя, левой рукой касаясь рога единорога Взгляд Дамы суров и тверд, она полна решимости. Может быть, она решилась обрести власть над материей, несмотря на то что лев, у кого она вырвала знамя, силен, и несмотря на тяжелые цепи, которые сковывают ее талию и символизируют путы материи.



    «По моему единственному желанию» Серия гобеленов «Дама с единорогом», 1480 – 1490.Последняя и самая загадочная из шпалер — «По моему единственному желанию», по своей стилистике отличающаяся от остальных частей цикла. Здесь изображена девушка, которая кладёт (а не вынимает, как полагала Жорж Санд) в ларец колье. С точки зрения современных исследователей, перед нами символ отказа от тех пагубных страстей, что пробуждают в человеке плохо контролируемые чувства.Наиболее загадочной остаётся шестая, самая большая из шпалер — «Моё единственное желание». Здесь изображена девушка,которая кладёт (а не вынимает, как говорила Жорж Санд) в ларец колье. С точки зрения современных исследователей, перед нами символ отказа от тех пагубных страстей, что пробуждают в человеке плохо контролируемые чувства. Все желания материи преодолены. Девиз «Моё единственное желание» написан на шатре, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречётся от материи и сложит свои драгоценности в сундучок. Лев и единорог вновь встают лицом к лицу,но у них уже нет щитов-они не сражаются, и даже оба, по обоюдному договору, открывают полог шатра,чтобы Дама смогла войти в покои преображения.Считается,что изначально гобеленов было восемь. Жорж Санд описала два утраченных. На них лев уже не появляется: уже свершилась окончательная победа духа над материей, света над тьмой. На одном Дама сидела на троне, на другом — ласкала двух белых единорогов. Душа достигла своих небесных истоков…
    https://u.to/isp6Gg

    Жорж Санд одной из первых привлекла внимание публики к «Даме с единорогом» (шпалеры хранились в замке города Буссак, департамент Крёз) и впервые описала их в своём романе «Жанна» (1844). Интересно, что позднее в своей статье «Прогулки в Берри» (1847) писательница утверждала, что ей довелось видеть не шесть, а восемь частей цикла; по-видимому, эти сведения не соответствуют действительности. Другой знаменитый французский писатель, Мериме, занимавший пост главного инспектора исторических памятников Франции, в тот же период начал переговоры о приобретении шпалер государством. После долгих проволочек в 1882 году сделка была заключена и «Дама с единорогом» перешла в собственность государства, сразу же поступив в Музей Клюни. Специально отведённый для шедевра зал был торжественно открыт в 1883 году. Здесь шпалеры экспонировались до второй мировой войны, впоследствии же был устроен новый зал, позволявший их круговой обзор
    lu-chia
    Сообщение #7 | Ср, 09.12.2020, 16:57
    Группа: wing
    Сообщений: 27638
    https://proza.ru/2014/05/16/82

    Лев - Дама - ЕдинорогМарина Байрос-Боголюбова«Дама с единорогом» - загадка замка Буссак. В музее Средневековья аббатства Клюни в Париже хранится серия гобеленов (шпалер), изображающих Даму и единорога. В некоем удивительном саду шесть раз предстает фигура стройной молодой женщины с благородной осанкой и задумчивым взглядом, каждый раз в иной позе и в ином костюме. На каждой шпалере рядом с Дамой лев и единорог.

     Единорог - символ чистоты и осторожности. Древние авторы описывали его как неукротимого зверя, умерщвлявшего каждого человека, но делавшегося ручным при встрече с невинными девушками, - он ложился к ним на колени и засыпал.
     
    В энциклопедии символов: единорог – мифическое существо, представляющее лунный женский аспект. Атрибут всей евразийской рыцарской культуры, творчески преклонявшейся перед женским началом мира. В "ведах" является эмблемой меча или "слова Божия". В западной церкви известен как символ целомудрия. Используется как аллегория Благовещения и воплощения Христа. Входил в атрибутику Девы Марии, женщин-святых... 

    Будучи лунным знаком, в геральдике единорог часто уравновешивает солнечную силу льва - символа царственной власти. В Египте и Сирии лев был воплощением богинь - Тефнут, Хатор, Аллат и т.д. В Индии лев - воплощение Вишну, олицетворение витальной силы и мужества. В христианстве лев воплощал идею будущего воскресения. На раннехристианских погребениях льва изображали также как символ Воскресения. В этом видят связь со средневековыми представлениями, что львы рождаются мертвыми и оживают через три дня от дыхания родителей. Негативный аспект льва - эмблема Антихриста. Победа над князем тьмы интерпретировалась псалмопевцами как победа над львом и драконом. Для Юнга лев - символ скрытых страстей, тогда библейский лев, возлежащий рядом с овцой, - символ человека, трансформировавшего необузданную волю в мужество, а силу преобразившего в любовь. В антропософии лев - "Страж порога", встречающий каждого желающего постигнуть сверхчувственный мир.

    Но что же означают эти шесть загадочных сцен на гобеленах?
    Пять из них представляют аллегории пяти чувств, по которым они и получили свои названия. Шестой принято называть «? mon seule d?sir» («Мое единственное желание») — по вытканному на нем девизу. Кто и когда создал эти шпалеры, которые известны сегодня всему миру? В 1841 году их в подвалах замка Буссак в Крез нашла известная писательница Жорж Санд. Нижняя часть шпалер была испорчена от сырости, позже недостающие части дополнили — такими их можно увидеть сегодня в музее Клюни, куда они были привезены в 1882 году.

     Однако Жорж Санд утверждала, что гобеленов было не шесть, а восемь. По ее словам, на седьмом гобелене Дама была изображена сидящей на богато украшенном троне, а на восьмом — ласкающей двух белых единорогов. Что же символизируют изображения на гобеленах? Какой смысл имеют эти диковинные звери, цветы, птицы, о чем рассказывает образ загадочной Дамы между львом и единорогом? 

    На Востоке и Западе единорог всегда указывал на духовный смысл вещей, на путь к трансцендентному возвышению и был символом совершенной чистоты. Лев в геральдике представлял - материальную силу, а Дама в символической иконографии всегда олицетворяла душу, как одного человека, так и anima mundi, то есть мировую душу.
     
    Дама-душа, находится между львом-материей и единорогом-духом, и, рассматривая гобелены, можно проследить путь души, прежде чем она сделает свой выбор и научится властвовать над материей - львом, с помощью духа - единорога. Поэтому последовательность расположения гобеленов непроизвольное, а соответствует тем шагам, которые должна сделать душа, чтобы возвыситься, подняться от самых материальных чувств - осязания и вкуса к зрению, способному видеть и материальное, и тонкое - духовное, и к самым тонким чувствам - обонянию и слуху. А три последние шпалеры рассказывают о победе души над материей.
     
    Дама на гобеленах никогда не изображается в одном и том же наряде, меняются ее одежда, прическа и атрибуты. Как олицетворение души, она является осью, центром всей этой иконографии. Она главная героиня конфликта между материей и духом. Поэтому ее различные прически и головные уборы, а также разные платья и атрибуты имеют явное символическое значение, которое нелегко раскрыть, но можно связать с разными состояниями души, с этапами алхимического делания - преображения. Дама-душа - это еще и двойственность нашего разума: практического и чистого. Первый склоняется (по Канту) к гипотетическим императивам материального мира, а второй, наоборот, к категорическим императивам мира духовного.

     Аллегории пяти чувств как введение к трем последним сюжетам могут указывать на то, что душа должна научиться контролировать чувства, которые связаны с материей, и преобразовать их в атаноре сознания, чтобы через их тонкую противоположную сторону она получила возможность достичь освобождения и одержать победу над материей.

    Первый гобелен - «Осязание»: решиться на борьбу. На этом гобелене Дама держит в правой руке четырехугольное знамя льва и смотрит на него, а левой рукой сжимает рог единорога. Некоторые исследователи видят в нем фаллический символ, однако здесь рог единорога указывает на силу, которая устремляет душу к высшему Духу. Взгляд Дамы суров и тверд, она полна решимости обрести власть над материей, несмотря на то что лев, у кого она вырвала знамя, силен, и, несмотря на тяжелые цепи, которые сковывают ее талию и символизируют путы материи. В такие же цепи закованы животные, изображенные на этом гобелене. Все, кроме птиц.
     
    Гобелен – «Вкус»: выбор сделан. На льве и единороге церемониальные плащи, они оба имеют знамена. Причем лев несет треугольный флаг единорога, а единорог - четырехугольный флаг льва. Возможно, это намек на путаницу и хаос, которые правят в материи. Дама приручила сокола и удерживает его на сокольничьей перчатке. Сокол представляет разум, которому свойственно наслаждаться вкусом вещей, но гобелен указывает, что Дама отказалась от вкуса: она смотрит на сокола и из Чаши Грааля, которую держит ее служанка, достает желуди и отдает их птице. Это говорит о том, что Дама пробует приучить разум наслаждаться более изысканными плодами, чем те, которыми он питался до сих пор.
     
    Гобелен - «Зрение»: созерцать высшее. Лев рядом с Дамой держит свое знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога, отраженного в зеркале. Она отказалась смотреть на земное, светское, ибо увидела единорога, вернее - пока его отражение. Зеркало можно сравнить с сознанием, которое на предыдущем гобелене символизировала вода в Чаше, приведенная в движение, оттого что Дама доставала оттуда желуди для сокола. Теперь, когда волнение воды успокоилось, и она стала подобной зеркалу, в ней отражаются те высоты, которые до этого увидеть было нельзя. Сокол, машущий крыльями, олицетворяет разум в движении, а ровная поверхность зеркала - это сознание в состоянии покоя, которое теперь может отражать единорога - духовное.
     
    Гобелен - «Обоняние»: отречься от материального. Дама плетет венок из цветов, но не наслаждается их ароматом - их нюхает обезьянка, сидящая в корзине слева от Дамы. Обезьянка наводит нас на мысль о Ханумане, персонаже индийского эпоса «Рамаяна». Царь обезьян Хануман помог Раме освободить Ситу (также символ души) из рук Раваны, который представляет материю. Кроме того, обезьянка была изображена на знамени Кришны в «Бхагавадгите». Она появляется каждый раз, когда надо принять великое решение - сражаться или отказаться от борьбы. Обезьянка может символизировать интуицию, последний мост, по которому нам остается пройти, чтобы достичь духа. Талию Дамы охватывает тонкая монашеская веревка, она указывает на ее решение отречься ото всего материального. Венок она плетет не для себя: мы ни разу не увидим ее в нем. Вероятно, это венец отречения. Лев и единорог со щитами, и снова держат не свои знамена. Снова борьба хаоса, а обезьянка вновь появляется в час выбора.
     
    Гобелен - «Слух»: гармония духа. Лица Дамы и ее служанки - души и ее эго (витальных чувств) - умиротворены. В них отражается мир духа. Этот гобелен еще называют «музыкой сфер». Лев и единорог без щитов и без церемониальных плащей держат собственные знамена. Они также в состоянии умиротворения. Решение принято. Душа - Дама отдается духу. Все желания материи преодолены, у души остается единственное желание - достичь Мудрости и соединиться с Духом.

     Девиз «Мое единственное желание» написан на верхней части шатра, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречется от материи и сложит свои драгоценности в сундучок, который держит ее служанка. Там, в шатре, - а это символ все преобразующей алхимической печи, осуществится ее окончательное преображение. Лев и единорог вновь встают лицом к лицу, но у них нет щитов, они не сражаются, а вместе открывают полог шатра, чтобы Дама смогла войти в покои превращения. Весь шатер украшен многочисленными изображениями золотых язычков пламени очищения. Остроконечное украшение на головном уборе Дамы указывает на ее пробуждение во свете, который освещает ее спокойное лицо. На служанке похожий убор.

    Два гобелена, которые были утеряны, но которые описала Жорж Санд, рассказывали о продолжении процесса восхождения души. Ни на одном из них лев уже не появляется, ибо свершилась окончательная победа духа над материей, света над тьмой. А Дама - душа, в атаноре шатра преобразилась теперь в Софию - саму Мудрость.
     
    Дама, которая изображена на последнем гобелене, сидящей и гладящей двух единорогов, что стоят по обе стороны от нее, - символ единения Души человеческой с Вселенским Духом - цель длинного пути души к ее небесному истоку. Действие происходит на небольшом круглом острове, который утопает в цветах и буйной растительности; на нем живут рядом домашние и дикие животные, которые на первых коврах враждуют друг с другом, а на последних, когда Дама - душа овладевает своими чувствами, сосуществуют в мире и гармонии. 

    Серия гобеленов «Дама с единорогом» рассказывает о сакральной свадьбе души с духом, о небесной иерогамии и наводит на мысль о том, что такое объединение возможно и между людьми в обществе, и может быть сбудется старый александрийский сон об общности и единстве духа между Востоком и Западом. Проходят века, но Дама и единорог на старинных гобеленах продолжают хранить свою тайну. Тайну замысла, тайну происхождения, тайну символического смысла.
    lu-chia
    Сообщение #8 | Ср, 09.12.2020, 18:52
    Группа: wing
    Сообщений: 27638
    https://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/edinorog/
    lu-chia
    Сообщение #9 | Чт, 10.12.2020, 17:31
    Группа: wing
    Сообщений: 27638


    неизвестный художник
    lu-chia
    Сообщение #10 | Чт, 10.12.2020, 22:57
    Группа: wing
    Сообщений: 27638
    https://marqis.ru/item....at.html
    Обоняние
    gaviota
    Сообщение #11 | Пт, 17.11.2023, 16:50
    Группа: wing
    Сообщений: 224
    https://babiki.ru/blog....3507945
    gaviota
    Сообщение #12 | Пт, 17.11.2023, 16:51
    Группа: wing
    Сообщений: 224
    https://zelomi.ru/blog/edinorog?ysclid=lp2ohgoalc700952815
    gaviota
    Сообщение #13 | Пт, 17.11.2023, 16:52
    Группа: wing
    Сообщений: 224
    https://telegra.ph/8-glavnyh-edinorogov-v-iskusstve-04-17
    gaviota
    Сообщение #14 | Пт, 17.11.2023, 16:53
    Группа: wing
    Сообщений: 224
    https://triptonkosti.ru/4-foto....to.html
    gaviota
    Сообщение #15 | Пт, 17.11.2023, 16:55
    Группа: wing
    Сообщений: 224
    https://yavarda.ru/edinorog.html
    lu-chia
    Сообщение #16 | Ср, 22.11.2023, 09:23
    Группа: wing
    Сообщений: 27638

    Андрей Ремнев
    lu-chia
    Сообщение #17 | Вт, 28.11.2023, 17:43
    Группа: wing
    Сообщений: 27638


    Доменикино. «Дева с единорогом»
    (фрагмент фрески, 1602)
    lu-chia
    Сообщение #18 | Вт, 28.11.2023, 17:45
    Группа: wing
    Сообщений: 27638


    Workshop of Apollonio di Giovanni di Tomaso (Italian, Florence ca. 1416–1465 Florence)

    https://karakora.gallery.ru/watch?ph=kXZ-eX19U
    lu-chia
    Сообщение #19 | Вт, 28.11.2023, 17:46
    Группа: wing
    Сообщений: 27638
    Исследованию эмблемы единорога в русской культуре, получившей особенное распространение в XVI–XVII вв., посвящён целый ряд научных работ современной историографии (Р.А. Симонов, О.В. Белова, Г.В. Вилинбахов, А.Л. Хорошкевич, Н.А. Мерзлютина и др.). Предлагались различные интерпретации семантики этого символа, объяснения его популярности в период Московского царства, предпринимались попытки классификации изображений. Но в большинстве случаев авторы ограничивались весьма общими положениями, констатировавшими значительное разнообразие, если не сказать полярность, семантики единорога – от символа Христа до знака-«оберега», «смертоносного образа». Доминирующим же остаётся самое обобщённое и не вполне определённое значение: единорог признаётся символом царской власти, силы, могущества и других позитивных «властных» (применительно к конкретным изображениям на царских печатях или регалиях, например) качеств (особняком стоит гипотеза Р.А. Симонова об астрологическом значении эмблемы единорога). Однако такое объяснение на самом деле ничего толком не объясняет. Почему именно единорог стал воплотителем этих качеств, как семантика единорога соотносилась с семантикой льва, в чём они различались, почему эта пара стала столь популярной – эти вопросы пока остаются практически без ответа. Собственно появление самой пары «лев и единорог» в русской культуре можно, конечно, объяснить европейским заимствованием. Но это заимствование (а его вероятность весьма велика) – лишь повод, отнюдь не проясняющий широкую распространённость этих эмблем в Московской Руси.Представляется, что для того, чтобы чётко и ясно ответить на все эти вопросы или, по крайней мере, предложить какую-либо гипотезу / гипотезы на сей счёт, необходимо учитывать следующие принципиальные моменты:1. Единорог и лев как одинарные эмблемы. Иными словами, эмблема единорога сама по себе может иметь какую-то определённую семантику, но она не обязательно аналогична семантике эмблемы единорога в паре с другой эмблемой. То же относится и к эмблеме льва. Важно понять, чтó в принципе означают или могут означать отдельно эмблема льва и отдельно эмблема единорога в разных контекстах и на разных «носителях».2. Парные эмблемы: лев и лев, единорог и единорог. Такие случаи также известны в русской эмблематике.3. Парные эмблемы: лев и единорог, единорог и лев. Здесь пока не вполне ясно, отличались ли семантически эти пары друг от друга, или нет. Н.А. Мерзлютина в своей примечательной работе утверждает, что это, «вероятно, не было принципиальным», но оставляет это утверждение без доказательств.4. Пара «единорог и лев / лев и единорог», или сами по себе лев и единорог, в сочетании с другими эмблемами (например, четыре животных на налуче саадака Большого наряда царя Михаила Фёдоровича или на двойном троне Ивана и Петра Алексеевичей). Здесь очевидно, что следует рассматривать семантику всей композиции в целом, а не только её отдельных частей.Семантика конкретных эмблем и сочетаний эмблем во всех вышеописанных случаях далеко не обязательно может быть одинаковой.Чрезвычайно важна и эмблематическая классификация. Пример её содержится в уже упоминавшейся работе Н.А. Мерзлютиной, выделяющей три типа композиций: лев и единорог по бокам дерева / ветки, растительного элемента; лев и единорог по бокам государственного двуглавого орла; лев и единорог в противоборстве. Очевидно, что количество вариантов значительно больше, а с учётом вышеописанной дифференциации эта классификация требует более детального уточнения. Можно усомниться в её необходимости, ведь какие-то детали изображений могут не быть существенными, но сложность состоит как раз в том, что мы не можем сказать заранее, какие именно. То, что кажется не существенным для нас, для людей XVI–XVII вв. могло, напротив, иметь важное значение, и наоборот. Поэтому только детальный анализ и сопоставление различных вариантов изображений способны избавить от голословных утверждений о значимости или не значимости тех или иных сочетаний или эмблем.Понимая, что реализация обозначенных задач есть дело будущего, автор берёт на себя смелость предложить объяснение хотя бы некоторым случаям употребления парной эмблемы «единорог и лев» в русской культуре XVII в. Сама по себе эта пара в разных сочетаниях известна на очень большом числе предметов: от чернильниц и книжных переплётов до архитектурного декора храмов и светских зданий. Мне кажется возможным связать эту парную эмблему с солярно-лунарной символикой, причём не только по вероятному генезису (такое толкование отмечается в древневосточных культурах), но и по актуальному восприятию жителей Московского царства той эпохи, о которой идёт речь. В самом деле, по крайней мере в трёх случаях имеется возможность со всей очевидностью это предполагать:1. Каменные львы и единороги на Спасской башне Московского кремля, появление которых связывается с деятельностью Христофора Галовея. Фигуры этих животных составляют ярус декора, как бы обрамляющего снизу циферблаты часов. Над самими часами расположены фигуры павлинов с раскрытыми хвостами, символизирующими звёздное небо.2. Единорог и лев на фасаде здания московского Печатного двора. Фигуры животных расположены по бокам и над воротами, под и с двух сторон двуглавого орла, и сопровождаются двумя солнечными часами, предназначенными, очевидно, для определения летнего и зимнего времени.3. Единорог и лев, венчающие навершие Столовой палаты Коломенского дворца. По описаниям дворца, фигуры льва и единорога из белого железа были расположены по бокам глобуса, на котором сидит орёл. Правда, почти на всех изображениях Коломенского дворца присутствуют два льва, но не вполне ясно, насколько сами эти изображения (довольно поздние) аутентичны XVII веку. Крыша Столовой палаты была лазоревого цвета. Секретарь посольства Священной Римской Империи в 1675 г. отмечал на потолке палаты изображения небесных светил, звёзд, знаков зодиака, даже путей планет и т.п. – иными словами, палата представляла собой настоящий средневековый планетарий.Эти случаи, когда эмблемы льва и единорога соединены с часами, глобусом, символами или изображениями звёзд и иной календарно-астрономической символикой, могут свидетельствовать в пользу высказанной версии. Возможно, наличие той же пары в декоре церковных зданий, по своей «функциональной принадлежности» теснейшим образом связанных с временем и его проявлениями, также вписывается в этот контекст. Солярно-лунарная символика, воплощённая в эмблемах льва и единорога, вполне могла сопровождать и государственного двуглавого орла. Связь этой эмблематической пары с книжностью (издания Печатного двора) и письмом (особенно распространены изображения на чернильницах) также может объясняться её хронологической семантикой (письмо и чтение как своего рода «фиксация» памяти, истории, традиции, преемственности, а значит, и времени). При этом такая интерпретация вовсе не обязательна абсолютно во всех случаях. На знамёнах, например, лев и единорог вполне могли иметь иной, более «приземлённый», военно-героический смысл.Но каковы основания для такого предположения? Что обусловливало сопряжение льва с солнцем, а единорога с луной? Здесь напрашиваются очевидные параллели. Лев и солнце – распространённая символизация в мировой культуре (как например, в Иране, где это сочетание даже существовало в государственном гербе). Лев ассоциируется с золотом, как и солнце; единорог – с серебром, как и луна. Само изображение луны как месяца (рога луны) естественным образом соединяется с символикой рогатого животного – быка (см. подробно об этом в монографии Б.А. Успенского «Крест и круг»). Львы и тельцы (символы солнца и луны) окружают библейский трон Соломона. Телец мог вполне быть «замещён» единорогом (Н.А. Мерзлютина), ср. эмблемы животных на саадаке Большого наряда Михаила Фёдоровича. Кроме того полумесяц в европейской традиции мог ассоциироваться с символикой Богоматери. Единорог же (как связанный с символикой целомудрия и девственности) также мог символизировать деву Марию. Лев в данном контексте уподоблялся солнцу и Христу, единорог – луне и Богоматери. Изображения львов и единорогов в качестве солярных и лунарных символов известны в европейской культуре эпохи Возрождения. Например, на гравюрах из книги Франческо Колонна «Гипнэротомания Полифила» (типография Альда Мануция, 1499 г.) изображены колесницы Гелиоса, которого везут львы, и Семелы, которую везут единороги.https://kogni.narod.ru/time2.htm
    lu-chia
    Сообщение #20 | Вт, 28.11.2023, 17:47
    Группа: wing
    Сообщений: 27638
    https://babiki.ru/blog....2363352
    Ракурсы » Взгляд » Мировое искусство » Тематическое » Дамы с единорогом
    • Страница 1 из 2
    • 1
    • 2
    • »
    Поиск: