Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Ракурсы » По следам Демиарта » Теория по ИЗО, учебные марафоны » Обучающий марафон по голове человека (по учебникам Г. Баммеса, Н.Ли, В. Могилевцева)
Обучающий марафон по голове человека
lu-chia
Сообщение #1 | Ср, 10.01.2024, 15:38
Группа: wing
Сообщений: 27508
Обучающий марафон по голове человека


автора не записала, по-моему, это А. Рыжкин рисовал, но неточно

Человек - пожалуй, самый сложные объект для изображения. Подвижный, масса объемов и плоскостей, цвет подобрать непросто. Голова и лицо - тоже самое, много мелких мышц, много сложных сопряженных поверхностей.. Каждый художник находит какие-то свои решения этих вопросов:


Филиппо Липпи


Тулуз-Лотрек, портрет Ван Гога


Ю.Анненков


Густав Климт

Стили разные, разная степень проработки форм, но всё это однозначно портреты).

Мы начнем по-тихоньку, с самых азов.

Марафон начнется 11 ноября.
Предполагается пять заданий, каждое на неделю. (части лица, пропорции , голова в повороте, голова в цвете и рисунок с натуры)
lu-chia
Сообщение #2 | Ср, 10.01.2024, 15:44
Группа: wing
Сообщений: 27508
Задание 1.


Делаем таблицу с частями лица. Лист формата а3 делим на 12 частей и приступаем.

1. Рисуем положение головы в трех положениях - фас, с разворотом и в профиль. Голова имеет форму яйца, расположенного широким концом вверх, ширина головы составляет 3/4 ее высоты, и сразу же "сажаем" голову на шею.

2. Изучаем нос



это страницы из учебника Николая Ли, размещаю для наглядности. Учебники предназначены для учащихся вузов, иногда отпугивают своей сложностью. Мы несколько упростим себе задачу.

Нос имеет форму неправильной призмы с основанием трапеция. Так и начинаем - рисуем призму, сразу обозначив линию переносицы. Я рисовала сразу все три положения, чтобы удобнее было фотографировать этапы, вам совсем необязательно так, можно делать последовательно каждое положение.



Далее на нашей призме намечаем основные переломы и объемы. Мы берем самую сложную форму носа, где все они видны. У реальных людей - нужно смотреть , что заметно.
Показываем линию переносицы, первая горизонтальная линия вниз от переносицы - это место где заканчивается кость и начинается хрящ, вторая горизонтальная линия показывает начало мягких тканей кончика носа. Обеим кончика носа я показываю кубическими формами. Показываем линию соединения носа с губным фильтром и намечаем сам фильтр (выемка между носом и губами)


Рисуем ноздри, обязательно показываем их толщину



Немного сглаживаем линии боле мягким карандашом, делаем их плавными и тонируем поверхности, затемняем отверстия ноздрей

lu-chia
Сообщение #3 | Ср, 10.01.2024, 15:48
Группа: wing
Сообщений: 27508
Еще про нос:



рисуем призму, сразу со всеми ее вершинами - тут сразу есть эта дальняя ноздря



подрисовываем кончик носа - верхняя линия это самая выпуклая часть, вторая, которая ниже- это уходящий объем: к ней рисуем перегородку между ноздрями



рисуем ноздри (внешнюю их часть)


рисуем ноздри (внешнюю их часть)
lu-chia
Сообщение #4 | Ср, 10.01.2024, 15:51
Группа: wing
Сообщений: 27508
3. Изучаем губы



Страница из учебника Г.Баммеса

Вспоминаем визиты к стоматологу и слепки челюстей) - они имеют форму подковы, то есть, губы - не плоские, центральная часть к нам ближе, а уголки уходят назад. Учебники говорят, что верхняя губа имеет три объема внутри - центральный шарик и два овальных , нижняя губа имеет два объема. Обозначаем центральный шарик и верхние уголки, идущие к фильтру, уголки губ чуть опускаем вниз от оси, как мы помним, они уходят назад.
В разворотном варианте и профильном намечаем наклонную линию - верхняя губа всегда находится над нижней, как бы нависает , это и показываем.



Соединяем линии с уголками губ и намечаем объемы . В разворотном варианте учитываем перспективные изменения округлых поверхностей.



Обводим плавными линиями и тонируем, при желании показываем "шарики" и "овалы"

lu-chia
Сообщение #5 | Ср, 10.01.2024, 15:56
Группа: wing
Сообщений: 27508
4. Изучаем глаза



Из учебника Н.Ли.

Глаз - шар, обтянутый оболочкой, по апельсину очень удобно смотреть расположение поверхностей при разных ракурсах.

Самая ерхняя линия - это вид глаз сверху, там я показала, что расстояние между глазами равно длине глаза, что нос - это перегородка. Расчерчиваем оси, расстояния, рисуем переносицу. Далее обозначаем линию верхнего века - почти у всех людей она находится н линии переносицы, поэтому , сначала обозначаем переносицу, а потом находим положение непосредственно глаз. Внутренние уголки глаз , соответственно будут ниже переносицы, показываем шарик большой (само глазное яблоко) и маленький шарик - это радужная оболочка, верхняя часть ее всегда чуть прикрыта веком, так и рисуем.
На разворотном ракурсе просто показываем переносицу и линию бровей



Рисуем собственно то, что мы подразумеваем под глазом - веки и слезник, примерно в форме миндаля. Показываем толщину нижнего века. Обычно толщина верхнего века в таком ракурсе не видна, просто на глазном яблоке будет легкая тень от нее.



Обозначаем складки подвижного и нижнего век. Рисуем глазное яблоко в развороте. Здесь придется практически рисовать "на глаз" , мы можем лишь найти по построению линию переносицы и определить опять же положение линии верхнего века, и от него строить остальной глаз, с учетом перспективного разворота шаров. С учетом толщины век. На ближнем к нам глазе виден слезник, н дальнем место схода век на внешней стороне глаза.



Тонируем



Глаз в профиль. Рисуем переносицу и начало носа в профиль. Показываем линию переносицы и высоту носа, обозначаем место верхнего века и рисуем дугу, для обозначения глазного яблока



Достраиваем веки, учитывая примерный размер глаз на соседних рисунках , в профиль будет примерно половина показываем толщину век . 



Рисуем радужную оболочку и зрачок, в данном ракурсе это будут овалы , тонируем.

lu-chia
Сообщение #6 | Ср, 10.01.2024, 16:01
Группа: wing
Сообщений: 27508
Задание 2

Пропорции частей лица

Фас





Изучать пропорции лица в фас будем по скульптуре Венера Капуа в кокошнике. Черты лица девушки крупные, очень понятные. Из особенностей - широковатый прямой нос, внешний угол глаз явно опущен вниз и небольшой рот. 

Да, сегодня придется немного считать). Один раз можно), в последствии, когда вы будете рисовать головы и портреты вы не будете этим заниматься, просто будете рисовать на глаз, и проверять себя, если что-то пошло не так, и выглядит неправильно. 

Профиль





Далее будем изображать профиль головы. Я снова взяла скульптурную греческую голову, ту, что нашла наиболее повернутой в профиль. Мысленно развернула ее совсем в профиль, чтобы не отвлекаться на мелочи.

Делаем себе такую вспомогательную "сетку" :
(без цвета , простым карандашом, цвет я ввела просто для наглядности)
Думаю, что вы будет проделывать эту процедуру так подробно единственный раз в жизни, вот сейчас , потом это не понадобится 



Нам нужно нарисовать овал головы. На листе а3 головы получится примерно в натуральный размер. 
Высоту головы для удобства возьмем 21 см. 
Вычислим примерную ширину головы - 3/4 от 21 см - 15, 75. Микрометра у нас нет, округляем до 16 см.

высота головы - 21 см, ширина - 16. 

Сразу находим линию глаз - глаза находятся ровно посередине между макушкой и концом подбородка. На линии глаз отмечаем по 8 см вправо и влево - ширина головы , и рисуем овал. Горизонтальной линией отмечаем линию глаз - красная на моей схеме. 

Далее находим линию роста волос - 1/7 часть высоты головы от макушки - верхняя голубая линия

Расстояние между линией роста волос и подбородком делим на три части - находим высоту лба, она же линия бровей и линию носа . Еще две голубые линии. 

Для того , чтобы найти расположение глаз - делим самое широкое место на пять частей. 
Это конкретное измерение используется красней редко художниками ракурс такой, как на паспорт) , а скульпторы, я думаю , всегда).  

Теперь попробуем разобраться с линией губ - чаще всего нижняя губа заканчивается на середине расстояния от носа до подбородка, но возможны варианты. Отметим эту середину.
lu-chia
Сообщение #7 | Ср, 10.01.2024, 16:05
Группа: wing
Сообщений: 27508
Этапы:


Рисуем нос, как призму. Хочу обратить ваше внимание на то, что линия носа - это линия присоединения ноздрей, а не кончика. Самый кончик носа нашей Венеры будет ниже линии носа , это и обозначаем торой на оси. Рисуем брови и глаза, внешний угол глаз так и рисуем опущенным вниз, как на скульптуре.


Строим ноздри , кончик носа и перегородку между ноздрями.


Рисуем линию между губами - соответственно, выше линии нижней губы и очень изогнутую, как у Венеры. Размер в ширину - чуть шире носа.



Рисуем детали губ. Обозначаем уши . Рисуем прическу. Волосы имеют свой объем, и, конечно, верхний контур прически будет выше нашего овала головы.


Еще немного детализируем, даем пару слове штриха на затемненных местах.



В самом конце я решила поправить немножко овал , моя девушка получилась чересчур щекастой, просто ластиком немного сузила нижнюю часть овала. Результат - в главной картинке задания.
lu-chia
Сообщение #8 | Ср, 10.01.2024, 16:08
Группа: wing
Сообщений: 27508
Профиль, этапы

Голова человека в профиль вписывается в квадрат - от затылка до кончика носа. Поэтому, чертим квадрат со сторонами по 21 см. Лицо будет сосредоточено с одной стороны. Рисуем примерный контур, оставляя место справа на выступающий нос.



Делаем разметку - середина - это линия глаз, 1/7 сверху - линия роста волос, оставшуюся часть делим на три равные части - получаем линию бровей и носа, расстояние между носом и подбородком дело пополам и получаем нижнюю линию нижней губы. Рисуем начало брови, нос.



Рисуем остальные части лица. Расположение уха - примерное, определенно можно сказать лишь по высоте - между линией бровей и носа.



Намечаем прическу



Детализируем, чуть штрихуем.

lu-chia
Сообщение #9 | Ср, 10.01.2024, 16:15
Группа: wing
Сообщений: 27508
Задание 3

Голова в развороте на 2/3

Делать построение разворота головы будем поглядывая на голову Аполлона Бельведерского





Смотрим - разворот у нас 2/3, юноша. Пропорции у всех одинаковы, но у мужчин и женщин есть отличия - даже нельзя сказать, что черты у женщин тоньше - рассматривая эти скульптуры -почти вес тоже самое, и даже у Аполлона нос тоньше, чем у Венеры Капуа). Чаще всего у мужчин крупнее брови и расстояние от брови до глаза меньше, и чуть массивнее подбородок в данном случае. А вообще, головы мужчин чуть крупнее, чем у женщин, черты лица с возрастом грубее становятся , и , конечно, грубее кожа, и есть следы бритья - подбородок и щеки чуть серее, синее даже. 

Этапы:

lu-chia
Сообщение #10 | Ср, 10.01.2024, 16:31
Группа: wing
Сообщений: 27508
Задание 4

Этюд головы в цвете







Итак, продолжаем упражняться. Наша задача - изучить объемы головы и показать их цветом. Почему я назвала это этюдом - это у нас упражнение, для портрета нужна другое расположение работы на листе и побольше плечевого пояса, мы же ограничиваемся намеком на шею.

Как-то, смотря фильм Говорухина "Конец прекрасной эпохи" я обнаружила, что исполнитель главной роли Иван Колесников просто античной красоты мужчина, чистый Аполлон, только постарше лет на 8 греческого бога. Нашла цветное фото (фильм - черно белый)) в похожем ракурсе.

Вы можете взять любого человека , лишь бы был ракурс приблизительный к тому, что мы строили . В этом случае прошу приложить исходник.

Что хочется сказать в целом, если кто не акварелью будет делать - тени делаем теплыми, не серыми , а все ж в коричневый. Серый сделает лицо мертвенным .

Пояснения:

lu-chia
Сообщение #11 | Ср, 10.01.2024, 16:37
Группа: wing
Сообщений: 27508
Задание 5

Набросок с натуры с тоновой проработкой


Рисуем карандашом, углем, сангиной, соусом - чем угодно. Если вам легче цветом - пожалуйста, цветные карандаши, пастель. Это к тому, чтобы было удобно, с акварелью , маслом , гуашью - не очень удобно - и линия-то куда-то уходит, а тут еще и краски бегают. Но, бывает, что объемы кому-то легче цветом
показывать. надо пробовать. 

Если у вас есть кто-то, кто вам будет позировать пару часов и при этом не критиковать ваш труд , это было бы замечательно. Если нет, рисуем себя у зеркала. Здесь тоже есть неудобства - все время будет меняться поза, и чтобы посмотреть, как оно было, придется крутить головой все время . Сделайте понятный свет, желательно с одной стороны, если есть возможность. Я рисую себя как есть) без макияжа)) - отвлекает контрастность, но можно и навести красоту и рисовать более гламурно. Что еще хочу сказать) - попробуйте полюбить то, что вы рисуете, увидеть красивые места, то что вам нравится, недостатки изображать более сдержанно.

Начинаем как обычно - общий абрис головы, с посадкой на шею, и поехали -обозначаем непосредственно лицо и начинаем ставить детали н них места. Очень прошу не увлекаться возрастными изменениями , показывать их очень деликатно, ну если они есть , всякие там круги под глазами, носогубные складки, мы пока занимаемся общими чертами, пропорциями . 

Для марафона я рисовала два раза , второй мне нравится больше). 


первый вариант , как-то не так сделана шея здесь, а в чем дело не пойму сама


а это второй. 

Дальше я почитала Могилевцева) - они изначально предлагают рисовать учебные портреты на тонированной акварелью бумаге, я же довольно много стираю, поэтому попробовала затонировать бумагу потом, набросав начало плечей. Бумага оказалась совсем не подходящей - от кисти остались полосы, но в целом, общее представление с тонированной бумагой можно понять. 

lu-chia
Сообщение #12 | Ср, 10.01.2024, 16:42
Группа: wing
Сообщений: 27508
Задание 6. Соединение шеи с плечами.



Пояснения:

lu-chia
Сообщение #13 | Ср, 10.01.2024, 16:46
Группа: wing
Сообщений: 27508
Продолжение пояснений

lu-chia
Сообщение #14 | Ср, 10.01.2024, 16:50
Группа: wing
Сообщений: 27508
Задание 7. Копия рисунка эпохи Возрождения женской головы





Зачем мы это будем делать - в основном, чтобы внимательно рассмотреть рисунки великих , примерно понять, как именно они решали изображение глаз, губ, носа - по линиям, контрастности. Кстати сказать, не увидела рисунков с тщательно проработанным плечевым поясом), только пара линий - но их тоже надо поймать. Еще такой момент - я бы не акцентировала внимание на точности нашей копии, Леонардо был левшой, ему было удобно такое направление штриха.
Итак приступаем . Внимательно посмотрев графически работы Леонардо и Рафаэля я поняла, что это совершенно не портреты реальных людей, а образы мадонн, ангелов и так далее. ( у Гольбейна - именно графические портреты). То есть, это образность - представление художника о прекрасном. Смотрим линии, пятна , контрастность. 

А настроение у моей девушки получилось другим)), и что-то не так с носом.

небольшие пояснения

lu-chia
Сообщение #15 | Ср, 10.01.2024, 16:52
Группа: wing
Сообщений: 27508
Задание 8. Копия рисунка мужской головы художников эпохи Возрождения


Ганс Гольбейн младший


Это немецкое Возрождение, логика совсем другая, чем у итальянцев и мне показалось, что это интересно. Очень нежно касался бумаги), у меня так не получается, все грубее. Если кто-то захочет копировать итальянцев - пожалуйста.
lu-chia
Сообщение #16 | Ср, 10.01.2024, 16:54
Группа: wing
Сообщений: 27508
Задание 9. Этюд женской головы в цвете.

Если кто-то захочет делать копию портрета известных мастеров - пожалуйста, я совсем не возражаю, это полезное занятие для обучения . Поскольку мы с вами делали рисунок женской головы по итальянцам, я решила рисовать итальянку и цветом. Это оказалось совершенно невозможно))). Скул нет, лицо совсем овальное идеальное, не к чему "прицепиться" для рисунка и совершенно неуловимые формы..



lu-chia
Сообщение #17 | Ср, 10.01.2024, 16:56
Группа: wing
Сообщений: 27508
Посмотрим учебник Николая Ли "Голова человека" о носах). 


Мы начали с самой общей формы, а каждый конкретный нос имеет свою, с ней надо разбираться. Тут основная сложность (я так думаю) - рисование по фото - надо найти много фотографий с разных ракурсов, чтобы понять, что же у героя с носом. Практически заниматься реконструкцией с неполной информацией) 



Нос с разных ракурсов



lu-chia
Сообщение #18 | Ср, 10.01.2024, 16:58
Группа: wing
Сообщений: 27508
Чтобы вам было не скучно, предлагаю нарисовать голову в фас, или с поворотом в другую сторону.

Задание 10. Голова мужчины в цвете.





lu-chia
Сообщение #19 | Ср, 10.01.2024, 17:15
Группа: wing
Сообщений: 27508
Задание 11. Нос в деталях.



Мы с вами рисовали нос в самом первом приближении - общая форма призмы с основанием трапеции. В самом первом задании было разделение на три части - переносица, место окончания кости в верхней части и некоторый объем кончика носа. Потом мы стали рисовать античные скульптуры, которые имеют очень красивые ровные симметричные носы. Теперь попробуем разобраться с теми носами, у которых все детали строения хорошо видны. И вес картинки кроме первой будем делать в тоне.

Три картинки из учебника Николая Ли. Лучше, если будете рисовать с оригиналов, чем повторять мои неточности. 

 


Это у нас конструкция без подкожного жира и кожи. Что мы здесь видим помимо разделения на три части - видим два симметричных объема на кончике носа, их и нарисуем. Иногда у людей на кончике носа даже видна ямочка - нос как бы двойной, не часто, но бывает. Форма этих объемов на реальных носах тоже может быть очень разной - выдаваться вверх, выдаваться вперед, вбок, и так далее .


На этой картинке хорошо показан кончик носа, выдающийся вверх и вперед (по отношению к основной общей призме), хорошо показаны объемы ноздрей и боковые объемы - которые на призму "прилеплены - соединение с плоской частью лица плавное


Это примерно тоже самое, но в другом ракурсе, более отвернуто от нас, почти в профиль. 

И три носа из учебника Могилевцева 



lu-chia
Сообщение #20 | Ср, 10.01.2024, 17:19
Группа: wing
Сообщений: 27508
Пояснения. 

Ракурсы » По следам Демиарта » Теория по ИЗО, учебные марафоны » Обучающий марафон по голове человека (по учебникам Г. Баммеса, Н.Ли, В. Могилевцева)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: