автора не записала, по-моему, это А. Рыжкин рисовал, но неточно
Человек - пожалуй, самый сложные объект для изображения. Подвижный, масса объемов и плоскостей, цвет подобрать непросто. Голова и лицо - тоже самое, много мелких мышц, много сложных сопряженных поверхностей.. Каждый художник находит какие-то свои решения этих вопросов:
Филиппо Липпи
Тулуз-Лотрек, портрет Ван Гога
Ю.Анненков
Густав Климт
Стили разные, разная степень проработки форм, но всё это однозначно портреты).
Мы начнем по-тихоньку, с самых азов.
Марафон начнется 11 ноября. Предполагается пять заданий, каждое на неделю. (части лица, пропорции , голова в повороте, голова в цвете и рисунок с натуры)
Делаем таблицу с частями лица. Лист формата а3 делим на 12 частей и приступаем.
1. Рисуем положение головы в трех положениях - фас, с разворотом и в профиль. Голова имеет форму яйца, расположенного широким концом вверх, ширина головы составляет 3/4 ее высоты, и сразу же "сажаем" голову на шею.
2. Изучаем нос
это страницы из учебника Николая Ли, размещаю для наглядности. Учебники предназначены для учащихся вузов, иногда отпугивают своей сложностью. Мы несколько упростим себе задачу.
Нос имеет форму неправильной призмы с основанием трапеция. Так и начинаем - рисуем призму, сразу обозначив линию переносицы. Я рисовала сразу все три положения, чтобы удобнее было фотографировать этапы, вам совсем необязательно так, можно делать последовательно каждое положение.
Далее на нашей призме намечаем основные переломы и объемы. Мы берем самую сложную форму носа, где все они видны. У реальных людей - нужно смотреть , что заметно. Показываем линию переносицы, первая горизонтальная линия вниз от переносицы - это место где заканчивается кость и начинается хрящ, вторая горизонтальная линия показывает начало мягких тканей кончика носа. Обеим кончика носа я показываю кубическими формами. Показываем линию соединения носа с губным фильтром и намечаем сам фильтр (выемка между носом и губами)
Рисуем ноздри, обязательно показываем их толщину
Немного сглаживаем линии боле мягким карандашом, делаем их плавными и тонируем поверхности, затемняем отверстия ноздрей
Вспоминаем визиты к стоматологу и слепки челюстей) - они имеют форму подковы, то есть, губы - не плоские, центральная часть к нам ближе, а уголки уходят назад. Учебники говорят, что верхняя губа имеет три объема внутри - центральный шарик и два овальных , нижняя губа имеет два объема. Обозначаем центральный шарик и верхние уголки, идущие к фильтру, уголки губ чуть опускаем вниз от оси, как мы помним, они уходят назад. В разворотном варианте и профильном намечаем наклонную линию - верхняя губа всегда находится над нижней, как бы нависает , это и показываем.
Соединяем линии с уголками губ и намечаем объемы . В разворотном варианте учитываем перспективные изменения округлых поверхностей.
Обводим плавными линиями и тонируем, при желании показываем "шарики" и "овалы"
Глаз - шар, обтянутый оболочкой, по апельсину очень удобно смотреть расположение поверхностей при разных ракурсах.
Самая ерхняя линия - это вид глаз сверху, там я показала, что расстояние между глазами равно длине глаза, что нос - это перегородка. Расчерчиваем оси, расстояния, рисуем переносицу. Далее обозначаем линию верхнего века - почти у всех людей она находится н линии переносицы, поэтому , сначала обозначаем переносицу, а потом находим положение непосредственно глаз. Внутренние уголки глаз , соответственно будут ниже переносицы, показываем шарик большой (само глазное яблоко) и маленький шарик - это радужная оболочка, верхняя часть ее всегда чуть прикрыта веком, так и рисуем. На разворотном ракурсе просто показываем переносицу и линию бровей
Рисуем собственно то, что мы подразумеваем под глазом - веки и слезник, примерно в форме миндаля. Показываем толщину нижнего века. Обычно толщина верхнего века в таком ракурсе не видна, просто на глазном яблоке будет легкая тень от нее.
Обозначаем складки подвижного и нижнего век. Рисуем глазное яблоко в развороте. Здесь придется практически рисовать "на глаз" , мы можем лишь найти по построению линию переносицы и определить опять же положение линии верхнего века, и от него строить остальной глаз, с учетом перспективного разворота шаров. С учетом толщины век. На ближнем к нам глазе виден слезник, н дальнем место схода век на внешней стороне глаза.
Тонируем
Глаз в профиль. Рисуем переносицу и начало носа в профиль. Показываем линию переносицы и высоту носа, обозначаем место верхнего века и рисуем дугу, для обозначения глазного яблока
Достраиваем веки, учитывая примерный размер глаз на соседних рисунках , в профиль будет примерно половина показываем толщину век .
Рисуем радужную оболочку и зрачок, в данном ракурсе это будут овалы , тонируем.
Изучать пропорции лица в фас будем по скульптуре Венера Капуа в кокошнике. Черты лица девушки крупные, очень понятные. Из особенностей - широковатый прямой нос, внешний угол глаз явно опущен вниз и небольшой рот.
Да, сегодня придется немного считать). Один раз можно), в последствии, когда вы будете рисовать головы и портреты вы не будете этим заниматься, просто будете рисовать на глаз, и проверять себя, если что-то пошло не так, и выглядит неправильно.
Профиль
Далее будем изображать профиль головы. Я снова взяла скульптурную греческую голову, ту, что нашла наиболее повернутой в профиль. Мысленно развернула ее совсем в профиль, чтобы не отвлекаться на мелочи.
Делаем себе такую вспомогательную "сетку" : (без цвета , простым карандашом, цвет я ввела просто для наглядности) Думаю, что вы будет проделывать эту процедуру так подробно единственный раз в жизни, вот сейчас , потом это не понадобится
Нам нужно нарисовать овал головы. На листе а3 головы получится примерно в натуральный размер. Высоту головы для удобства возьмем 21 см. Вычислим примерную ширину головы - 3/4 от 21 см - 15, 75. Микрометра у нас нет, округляем до 16 см.
высота головы - 21 см, ширина - 16.
Сразу находим линию глаз - глаза находятся ровно посередине между макушкой и концом подбородка. На линии глаз отмечаем по 8 см вправо и влево - ширина головы , и рисуем овал. Горизонтальной линией отмечаем линию глаз - красная на моей схеме.
Далее находим линию роста волос - 1/7 часть высоты головы от макушки - верхняя голубая линия
Расстояние между линией роста волос и подбородком делим на три части - находим высоту лба, она же линия бровей и линию носа . Еще две голубые линии.
Для того , чтобы найти расположение глаз - делим самое широкое место на пять частей. Это конкретное измерение используется красней редко художниками ракурс такой, как на паспорт) , а скульпторы, я думаю , всегда).
Теперь попробуем разобраться с линией губ - чаще всего нижняя губа заканчивается на середине расстояния от носа до подбородка, но возможны варианты. Отметим эту середину.
Рисуем нос, как призму. Хочу обратить ваше внимание на то, что линия носа - это линия присоединения ноздрей, а не кончика. Самый кончик носа нашей Венеры будет ниже линии носа , это и обозначаем торой на оси. Рисуем брови и глаза, внешний угол глаз так и рисуем опущенным вниз, как на скульптуре.
Строим ноздри , кончик носа и перегородку между ноздрями.
Рисуем линию между губами - соответственно, выше линии нижней губы и очень изогнутую, как у Венеры. Размер в ширину - чуть шире носа.
Рисуем детали губ. Обозначаем уши . Рисуем прическу. Волосы имеют свой объем, и, конечно, верхний контур прически будет выше нашего овала головы.
Еще немного детализируем, даем пару слове штриха на затемненных местах.
В самом конце я решила поправить немножко овал , моя девушка получилась чересчур щекастой, просто ластиком немного сузила нижнюю часть овала. Результат - в главной картинке задания.
Голова человека в профиль вписывается в квадрат - от затылка до кончика носа. Поэтому, чертим квадрат со сторонами по 21 см. Лицо будет сосредоточено с одной стороны. Рисуем примерный контур, оставляя место справа на выступающий нос.
Делаем разметку - середина - это линия глаз, 1/7 сверху - линия роста волос, оставшуюся часть делим на три равные части - получаем линию бровей и носа, расстояние между носом и подбородком дело пополам и получаем нижнюю линию нижней губы. Рисуем начало брови, нос.
Рисуем остальные части лица. Расположение уха - примерное, определенно можно сказать лишь по высоте - между линией бровей и носа.
Делать построение разворота головы будем поглядывая на голову Аполлона Бельведерского
Смотрим - разворот у нас 2/3, юноша. Пропорции у всех одинаковы, но у мужчин и женщин есть отличия - даже нельзя сказать, что черты у женщин тоньше - рассматривая эти скульптуры -почти вес тоже самое, и даже у Аполлона нос тоньше, чем у Венеры Капуа). Чаще всего у мужчин крупнее брови и расстояние от брови до глаза меньше, и чуть массивнее подбородок в данном случае. А вообще, головы мужчин чуть крупнее, чем у женщин, черты лица с возрастом грубее становятся , и , конечно, грубее кожа, и есть следы бритья - подбородок и щеки чуть серее, синее даже.
Этапы:
Начинаем с расположения головы на листе и линий общего контура, с прической, наклоном и шеей. Линии делаем тонкими, чтобы в любой момент можно было стереть, ошибки практически неизбежны.
Для начала определим те самые 2/3 разворота - делим лицевую часть (от левой линии овала лица до "уха", не учитывая волосы) на три части - левая будет отвернутая страна лица, и две части занимает повернутая к нам сторона лица. Проводим линии , горизонтальные , но с легким наклоном. Теперь ищем основные линии - глаз, бровей и носа. Делим лицо на три части - от линии роста волос до подбородка и находим точку окончания череп по высоте. Нужно к линии роста волос добавить половинку найденных нами третей (расстояния от линии роста до бровей). Таким образом мы нашли высоту головы и делим ее пополам - обозначаем линию глаз. Кончик носа на скульптуре выше, чем линия носа, обозначаем его .
Строим нос, как в первом задании. Переносица, призма. Даем линию губ. Когда на моем листе появились нос и губы, стало понятно, что овал лица нужно выводить влево, вывожу. Специально сняла с неправильной линией), потом я ее стерла. И, соответственно, исправляю овал и с другой стороны немного выводя его влево.
Достраиваем нос, рисуем брови и глаза, опять же, как в первом задании. На скульптуре слезник дальнего глаза виден практически полностью, так и делаем.
Строим губы, опять же как в первом задании. Здесь я обнаружила, что вывела овал лица недостаточно - выступающая часть подбородка всегда под выпуклыми частями нижних губ, вывожу овал лица немного влево, чтобы подбородок выглядел нормально.
Рисуем прическу, уточняем овал и шею.
Если бы мы рисовали академический рисунок гипсовой головы с натуры , мы бы продолжили разбираться с поверхностями, тенями - начали бы разбираться с тоном и штриховали бы всю голову. Без натуры не будем, мы попробуем разобраться с тонами и тенями при работе в цвете, поэтому немного штрихуем самые затемненные места и "оживляем" - показываем брови и зрачки.
Итак, продолжаем упражняться. Наша задача - изучить объемы головы и показать их цветом. Почему я назвала это этюдом - это у нас упражнение, для портрета нужна другое расположение работы на листе и побольше плечевого пояса, мы же ограничиваемся намеком на шею.
Как-то, смотря фильм Говорухина "Конец прекрасной эпохи" я обнаружила, что исполнитель главной роли Иван Колесников просто античной красоты мужчина, чистый Аполлон, только постарше лет на 8 греческого бога. Нашла цветное фото (фильм - черно белый)) в похожем ракурсе.
Вы можете взять любого человека , лишь бы был ракурс приблизительный к тому, что мы строили . В этом случае прошу приложить исходник.
Что хочется сказать в целом, если кто не акварелью будет делать - тени делаем теплыми, не серыми , а все ж в коричневый. Серый сделает лицо мертвенным .
Пояснения:
Смотрю на фото -да, ракурс похож, но голова чуть приподнята - это заметно по тому, что мы видим нижнюю часть подбородка. И в связи с этим, нужно учитывать, что наше деление на три равные части -брови, нос и подбородок сработает лишь до освещенной части подбородка, а то, что в тени будет "сверх"наших пропорций.
Бумагу я взяла плотную, 480 гр/м3, она непрозрачная, через стекло на нее не переведешь, строила прямо на чистовике, хотя чаще всего делаю набросок и построение на офисной бумаге и перевожу потом через окно на акварельную бумагу. Отношусь к данной работе, как к учебной, и оставляю для себя линии построения, особенно это касается поверхностей щек, скул и всего такого, что не имеет конкретных ориентиров , а имеет плавные переходы.
Проверяю основные направляющие - мне нужен наклон линии от центра губ до внешнего угла глаза, можно сравнивать с кончиком носа . Подставляла карандаш к экрану и с таким же наклоном к работе, потому что в первый раз))) я промазала и посадила дальний глаз слишком близко к носу, обнаружив это слишком поздно.
Дальше проверяю размер губ - во многих ракурсах он совпадает с внутренни краем зрачка соответствующего глаза. Можно посмотреть другие ориентиры - от центра подбородки до глаз, где кончик бровей , и так далее. Чем больше проверите -тем правильней будет построение.
Подсмотрела у кого-то в уроках прием с кобальтом) - сначала кобальтом синим среднего ( ближе к светлому) тона покрываются теневые поверхности
Пока кобальт сохнет, делаю легкий фон и начинаю прописывать волосы, чтобы сразу задать некий контраст. Брюнет, для волос брала сепию и марс коричневый
Покрываю практически все лицо цветом кожи. Мужчина загорелый, я мешала сиену жженую, охру и чуть краплака
Дальше подробно описывать не буду - не снимала.. Расскажу словами - обозначила брови, той же смесью что и волосы. Затемнила отвернутую часть еще - особенно на границе овала лица и после носогубной складки, края мазков размываю. Затемнила тень на лбу справа и боковую часть щеки после скулы - туда добавила чуть краплака , для живости. Затемняем нос, то, что находится в тени, сильно под кончиком , по бокам меньше. Довольно сильно затемнила теневую часть подбородка и шею в соответствующих местах. Шея всегда в тени, буду темнить еще, когда высохнет -особенно в месте где находится подбородок - это самая выдвинутая относительно шеи часть и тень там будет глубже. Губы делала смесью краплака и сиены. Глаза я начинаю с линии верхнего века , потом зрачок. Пока это вес сохнет смесью кобальта и сиены - теплый серый даю тени на глазном яблоке, чтобы был шарик. Сравниваю тона, доделываю волосы. Фотографирую, вывожу на экран -сравниваю с фото , если нужно , дотягиваю дальше.
Рисуем карандашом, углем, сангиной, соусом - чем угодно. Если вам легче цветом - пожалуйста, цветные карандаши, пастель. Это к тому, чтобы было удобно, с акварелью , маслом , гуашью - не очень удобно - и линия-то куда-то уходит, а тут еще и краски бегают. Но, бывает, что объемы кому-то легче цветом показывать. надо пробовать.
Если у вас есть кто-то, кто вам будет позировать пару часов и при этом не критиковать ваш труд , это было бы замечательно. Если нет, рисуем себя у зеркала. Здесь тоже есть неудобства - все время будет меняться поза, и чтобы посмотреть, как оно было, придется крутить головой все время . Сделайте понятный свет, желательно с одной стороны, если есть возможность. Я рисую себя как есть) без макияжа)) - отвлекает контрастность, но можно и навести красоту и рисовать более гламурно. Что еще хочу сказать) - попробуйте полюбить то, что вы рисуете, увидеть красивые места, то что вам нравится, недостатки изображать более сдержанно.
Начинаем как обычно - общий абрис головы, с посадкой на шею, и поехали -обозначаем непосредственно лицо и начинаем ставить детали н них места. Очень прошу не увлекаться возрастными изменениями , показывать их очень деликатно, ну если они есть , всякие там круги под глазами, носогубные складки, мы пока занимаемся общими чертами, пропорциями .
Для марафона я рисовала два раза , второй мне нравится больше).
первый вариант , как-то не так сделана шея здесь, а в чем дело не пойму сама
а это второй.
Дальше я почитала Могилевцева) - они изначально предлагают рисовать учебные портреты на тонированной акварелью бумаге, я же довольно много стираю, поэтому попробовала затонировать бумагу потом, набросав начало плечей. Бумага оказалась совсем не подходящей - от кисти остались полосы, но в целом, общее представление с тонированной бумагой можно понять.
В первом приближении Для начала попробуем свести голову-шею и плечи к очень простым формам -примы, цилиндр и призма. И поиграем с их расположением относительно друг друга, имея в виду нашу задачу.
Проводим вертикальную ось и строим призму , символизирующую плечи. Точка пересечения оси и передней грани - яремная ямка -по центру.
Пристраиваем к этой яремной яме цилиндр шеи, с учетом перспективных искажений овалов. И завершаем конструкцию условной головой с наклоном.
Во втором приближении Заглянем в костное строение. Конструкция следующая - основа - позвоночник, к нему крепится голова , далее несколько шейных позвонков и к позвоночнику "прикреплена" грудная клетка, сверху на которую "надет" плечевой пояс - спереди ключицы , а сзади лопатки. Мы покажем это условно, не разрисовывая кости в точности, просто конструкцией. Смысл этого упражнения в виде спереди и сзади. Спереди от ушей ( по сути это место скрепления головы с шеей ) идут две мышцы справа и слева, которые прикреплены к яремной ямке . В каком бы положении не была голова, они всегда есть, и практически всегда видны , особенно в месте ямки. У женщин - мягче, у мужчин более ярко выражены. Мышцы , которые находятся под ними, в центральной части шеи - не всегда отчетливы, нужно смотреть непосредственно по натуре. Сзади от затылка идут две большие "треугольные" мышцы (простите, я не знаю названий, не уверена, что они нужны). Именно эти треугольные мышцы создают оптическую плавность соединения головы с плечами, такой наклон. Опять же, у женщин он может быть совсем плавно, шея более длинной и узкой, у мужчин мощнее и шея, и эти мышцы.
повторяем тоже самое со стороны спины
Конечно, при любом повороте головы, тела - эту конструкцию нужно разрисовывать по логике вещей, будет выглядеть несколько иначе .
Сделаем крупный рисунок, чуть более подробный. Это упрощенный вариант из учебника Могилевцева.
Рисуем призму-тело, обозначаем центр передней "грани" - это место яремной ямки. Далее рисуем объем овальной формы - это внешний абрис тех самых задних мышц , которые прикрепляют шею к позвоночнику сзади
Находим место расположения шеи - точки на "теле" не совсем совпадают - кости ключиц выступают вперед, так и рисуем. Примерно располагаем голову - учитываем, что подбородок с нижней челюстью выступают вперед относительно шеи.
Показываем боковую часть головы, уши, мышцы, идущие к яремной ямке. Показываем объем рук , тоже призмами. Сглаживаем линии, убирая квадратность.
Задание 7. Копия рисунка эпохи Возрождения женской головы
Зачем мы это будем делать - в основном, чтобы внимательно рассмотреть рисунки великих , примерно понять, как именно они решали изображение глаз, губ, носа - по линиям, контрастности. Кстати сказать, не увидела рисунков с тщательно проработанным плечевым поясом), только пара линий - но их тоже надо поймать. Еще такой момент - я бы не акцентировала внимание на точности нашей копии, Леонардо был левшой, ему было удобно такое направление штриха. Итак приступаем . Внимательно посмотрев графически работы Леонардо и Рафаэля я поняла, что это совершенно не портреты реальных людей, а образы мадонн, ангелов и так далее. ( у Гольбейна - именно графические портреты). То есть, это образность - представление художника о прекрасном. Смотрим линии, пятна , контрастность.
А настроение у моей девушки получилось другим)), и что-то не так с носом.
небольшие пояснения
Дни хмурые, я мучилась с фотографированием и "автоисправлением" - выдает слишком резкие контрасты, поэтому окончательную свою картинку оставили без автоисправления, как есть.
Я взяла тонированную бумагу, светло серую. Хотела делать цветным карандашом сепией или ангиной, но поняла, что без ластика не обойдусь. Начинаем как обычно - с общего силуэта и расположения головы на листе
Ставим на место части лица , и потом тоновая проработка
Задание 8. Копия рисунка мужской головы художников эпохи Возрождения
Ганс Гольбейн младший
Это немецкое Возрождение, логика совсем другая, чем у итальянцев и мне показалось, что это интересно. Очень нежно касался бумаги), у меня так не получается, все грубее. Если кто-то захочет копировать итальянцев - пожалуйста.
Если кто-то захочет делать копию портрета известных мастеров - пожалуйста, я совсем не возражаю, это полезное занятие для обучения . Поскольку мы с вами делали рисунок женской головы по итальянцам, я решила рисовать итальянку и цветом. Это оказалось совершенно невозможно))). Скул нет, лицо совсем овальное идеальное, не к чему "прицепиться" для рисунка и совершенно неуловимые формы..
Посмотрим учебник Николая Ли "Голова человека" о носах).
Мы начали с самой общей формы, а каждый конкретный нос имеет свою, с ней надо разбираться. Тут основная сложность (я так думаю) - рисование по фото - надо найти много фотографий с разных ракурсов, чтобы понять, что же у героя с носом. Практически заниматься реконструкцией с неполной информацией)
Мы с вами рисовали нос в самом первом приближении - общая форма призмы с основанием трапеции. В самом первом задании было разделение на три части - переносица, место окончания кости в верхней части и некоторый объем кончика носа. Потом мы стали рисовать античные скульптуры, которые имеют очень красивые ровные симметричные носы. Теперь попробуем разобраться с теми носами, у которых все детали строения хорошо видны. И вес картинки кроме первой будем делать в тоне.
Три картинки из учебника Николая Ли. Лучше, если будете рисовать с оригиналов, чем повторять мои неточности.
Это у нас конструкция без подкожного жира и кожи. Что мы здесь видим помимо разделения на три части - видим два симметричных объема на кончике носа, их и нарисуем. Иногда у людей на кончике носа даже видна ямочка - нос как бы двойной, не часто, но бывает. Форма этих объемов на реальных носах тоже может быть очень разной - выдаваться вверх, выдаваться вперед, вбок, и так далее .
На этой картинке хорошо показан кончик носа, выдающийся вверх и вперед (по отношению к основной общей призме), хорошо показаны объемы ноздрей и боковые объемы - которые на призму "прилеплены - соединение с плоской частью лица плавное
Это примерно тоже самое, но в другом ракурсе, более отвернуто от нас, почти в профиль.
Я увлеклась и в2яла не очень хороший ракурс для показа вот этих верхних объемов кончика носа, слишком снизу, попробуйте сделать более спокойный ракурс, как на картинке