Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Ракурсы » Игры разума » Нейрон. Физиология мозга » Эмоции
Эмоции
lu-chia
Сообщение #1 | Ср, 06.06.2012, 13:13
Группа: wing
Сообщений: 27541
Эмоционльный проце́сс (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. Аффе́кт (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

-Являются одним из главных регуляторов деятельности.Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

надеюсь, что мы не будем рассматривать эмоции только как мгновенную оценку текущей ситуации ( что пока что происходит, и так сказать эмоции обличаются как нечто негативное)- эмоциональные процессы заключаются не только в этом:
Эмоция - какой бы она ни была - никогда не является обособленной реальностью, она демонстрирует относительно цельный продукт сложной душевной жизни. Распознаванию этой "продукции" специалисты обучаются не один год - несмотря на то, что эмоции сопровождают нас буквально с момента зачатия (влияние эмоциональных состояний матери на развитие плода доказано многочисленными исследованиями и наблюдениями). Вместе с тем, очевидно, что именно эмоции дают нам первое впечатление о характере течения нашей душевной жизни и степени удовлетворенности ею. Также эмоции опосредуют нашу повседневную деятельность, мыслительные процессы, влияют на наши мотивы, решения и действия. Медицина однозначно констатирует масштабность влияния эмоций на функционирование как всего организма человека, так и отдельных систем и органов - так или иначе, "все болезни от нервов". Все это делает эмоциональную сферу чрезвычайно важной, и забота о ней является, по сути, заботой о собственной жизни - как в широком, так и в узком смысле слова.

стенические и астенические - http://psyznaiyka.ne...icheskie-emociy
lu-chia
Сообщение #2 | Ср, 06.06.2012, 13:13
Группа: wing
Сообщений: 27541
2.4. Цвет и эмоции человека

В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции — цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. Почему это так?

Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств. Филогенетически ощущения и чувства неразрывно связаны между собой. Для ряда модальностей, особенно интерорецептивных (органических), характерно, по выражению Вундта, почти «совершенное поглощение чувством» всех остальных частей ощущения. В первую очередь, это чувства удовольствия и неудовольствия. Воздействие раздражителя вызывает не только ощущение (сенсорный компонент), но и чувство по отношению к этому ощущению. Можно сказать, что ощущение «пристрастно». Психика человека преимущественно ориентирована на внешнюю реальность. Экстерорецептивные ощущения в отличие от интерорецептивных, имея четкую предметную отнесенность (особенно в зрительной и слуховой модальностях), а также в силу своего большего количественного и качественного разнообразия, оказываются более адекватными для воплощения всего многообразия чувств и настроений человека, как это отмечает Вундт.

Проведя анализ цветовых модальных характеристик эмоциональных процессов, Вундт указывает на различие физических основ эмоциогенного действия цветов и звуков. Пространственная симультанность зрительных модальных компонентов эмоций в отличие от временной сукцессивности слуховых компонентов дает первым определенное преимущество за счет своей пространственной стабильности и симультанной данности. Поэтому цвет как экстерорецепторный раздражитель не только вызывает ту или иную эмоцию, но и является исключительно удобным средством для объективации эмоциональных переживаний человека.

http://psyfactor.org/lib/colorpsy3.htm
lu-chia
Сообщение #3 | Ср, 06.06.2012, 13:15
Группа: wing
Сообщений: 27541
Аффекты. Аффектами называют в современной психологии сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктамн. Они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальные оценок и санкций. Одна, из особенностей аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события (Клапаред); в связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта — аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам которые прежде вызывали аффект. Такие аффективные следы («аффективные комплексы») обнаруживают тенденцию навязчивости и тенденцию к торможению. Действие этих противоположных тенденций отчетливо обнаруживается в ассоциативном эксперименте (Юнг): первая про- является, в том, что даже относительно далекие по смыслу слова-раз- дражители вызывают по ассоциации элементы аффективного комплекса: вторая тенденция проявляется в том что актуализация элементов аффективного комплекса вызывает торможение речевых реакций, а также торможение и нарушение сопряженных с ними двигательных реакций(А.Р. Лурия); возникают так же и другие симптомы (изменение кожногальванической реакции, сосудистые изменения и др.). На этом и основан принцип действия так называемого «лайдетектора»-прибора, служащего для диагностики причастности подозреваемого к расследуемому преступлению. При известных условиях аффективные комплексы могут полностью оттормаживаться, вытесняться из сознания. Особое, преувеличенное значение последнему придается, в частности, в психоанализе. Другое свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций" вызывающих то или иное отрицательное аффективное состояние, ведет Аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в бурном неуправляемом "аффективном поведении — «аффективном взрыве». В связи с этим свойством аккумулированных аффектов были предложены в воспита- тельных и терапевтических целях различные методы изживания аффекта, их «канализации».
Собственно эмоции. В отличие от аффектов, собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторныи характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями, о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индиви- дуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и в частности передаваемых средствами искусства (Б. М. Теплев). Само выражение эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют и многочисленные этнографические описания и такие факты, как, например, своеобразная бедность мимики у врожденно — слепых людей. Собственно эмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты. Первые воспринимаются субъектом как состояния моего «я», вторые — как состояния, происходящие «во мне». Это отличие ярко выступает в случаях, когда эмоции возникают как реакция на аффект; так, например, возможно появление эмоции боязни появления аффекта страха или эмоции, вызывае- мой пережитым аффектом, например аффектом острого гнева. Особый вид эмоций составляют эстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферы личности.
lu-chia
Сообщение #4 | Ср, 06.06.2012, 13:15
Группа: wing
Сообщений: 27541
Чувства.

Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер. возникающий в результате специфического обобщения эмоций. связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или обобщенном, отвлечённом например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т. п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант». Несовпадение собственно эмоций и чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием идеи об амбивалентности как о якобы внутренне присущей особенности эмоций. Однако случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения, к объекту, и эмоциональной реакции на сложившуюся переходящую ситуацию (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева). Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме — обобщениями — объекта чувств: образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека. Существенную роль в формировании и развитии высших человеческих чувств имеют социальные институции, в частности социальная символика, поддерживающая их устойчивость (например, знамя), некоторые обряды и социальные акты (П. Жане ). Как и собственно эмоции, чувства имеют у человека свое положительное развитие и , имея естественные предпосылки, являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания.

http://flogiston.ru/library/leontev
lu-chia
Сообщение #5 | Ср, 06.06.2012, 13:16
Группа: wing
Сообщений: 27541
А. Маслоу
Теория человеческой мотивации

Физиологические потребности. За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами (drives). В настоящее время мы стоим перед необходимостью пересмотреть устоявшееся представление об этих потребностях, и эта необходимость продиктована результатами последних исследований, проводившихся по двум направлениям. Мы говорим здесь, во-первых, об исследованиях в рамках концепции гомеостаза, и, во-вторых, об исследованиях, посвященных проблеме аппетита (предпочтения одной пищи другой), продемонстрировавших нам, что аппетит можно рассматривать в качестве индикатора актуальной потребности, как свидетельство того или иного дефицита в организме.

Потребность в безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности). Почти все, что говорилось выше о физиологических позывах, можно отнести и к этим потребностям, или желаниям. Подобно физиологическим потребностям, эти желания также могут доминировать в организме. Они могут узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и, нацелив их на достижение безопасности, и в этом случае мы можем с полным правом рассматривать организм как инструмент обеспечения безопасности. Так же, как в случае с физиологическим позывом, мы можем сказать, что рецепторы, эффекторы, ум, память и все прочие способности индивидуума в данной ситуации превращаются в орудие обеспечения безопасности. Так же, как в случае с голодным человеком, главная цель не только детерминирует восприятие индивидуума, но и предопределяет его философию будущего, философию ценностей. Для такого человека нет более насущной потребности, чем потребность в безопасности (иногда даже физиологические потребности, если они удовлетворены, расцениваются им как второстепенные, несущественные). Если это состояние набирает экстремальную силу или приобретает хронический характер, то мы говорим, что человек думает только о безопасности.
lu-chia
Сообщение #6 | Ср, 06.06.2012, 13:17
Группа: wing
Сообщений: 27541
Потребность в принадлежности и любви. После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека. Он может уже не помнить о том, что когда-то, когда он терпел нужду и был постоянно голоден, само понятие «любовь» не вызывало у него ничего, кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга.

Потребность в самоактуализации. Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации.

Термин «самоактуализация», изобретенный Куртом Гольдштейном [6], употребляется в несколько более узком, более специфичном значении. Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности.

http://flogiston.ru/library/maslow
lu-chia
Сообщение #7 | Ср, 06.06.2012, 14:29
Группа: wing
Сообщений: 27541
Функции нервной системы в активации эмоции.

Теория дифференциальных эмоций постулирует постоянную представленность эмоции в сознании. Внутреннее пли внешнее событие изменяет градиент нейронной стимуляции, а также активность лимбической системы и сенсорной коры. Импульсы от коры или от лимбических структур (возможно, таламуса) направляются гипоталамусу. Гипоталамус играет заметную роль в дифференциации эмоций, определяя, на какое выражение лица будет произведено воздействие. От гипоталамуса импульсы следуют к базальным ганглиям, которые организуют нейронное сообщение для изменения мимического выражения. Это сообщение передается через моторную кору.

При фундаментальной эмоции импульсы от моторной коры через лицевой (VII черепной) нерв определяют специфическое выражение лица. Тройничный (V черепной) нерв проводит сенсорные импульсы (возможно, через задние отделы гипоталамуса) в сенсорную кору. Наконец, корковая интеграция обратной связи от выражения лица образует субъективное переживание эмоции. Эмоциональный процесс, возможно, также включает и другие сложные взаимоотношения между новой корой и лимбическими структурами.

Функции висцеральной системы. Трехкомпонентное определение эмоции не включает в себя деятельность автономно иннервируемых висцеральных органов. Но теория дифференциальных эмоций не исключает важности гомеостатических механизмов, или автономно-висцерально-эндокринных процессов, в качестве вспомогательных систем. Эндокринно-гормональная, сердечнососудистая и дыхательная системы очень важны, в частности при поддержании и углублении эмоции.

http://www.cardioslim.ru/articles/article8.php
lu-chia
Сообщение #8 | Ср, 06.06.2012, 14:33
Группа: wing
Сообщений: 27541
http://www.regwrks.com/1/psyho/35/24 Кэрол и Изард об эмоциях
lu-chia
Сообщение #9 | Чт, 26.07.2012, 15:33
Группа: wing
Сообщений: 27541
http://salenta.livejournal.com/64043.html#cutid1

Есть понятие базовой эмоции. Какова ваша базовая эмоция? Культивируйте в себе радость, гармонию, приятие, доброжелательность. Если вошли в дисгармоничное состояние - старайтесь сознательно выровняться как можно быстрее, не перемалывайте в голове неудачи (останавливайте словомешалку)))))), дисциплинируйте ум. Хочется подчеркнуть именно то, что разум (осознанность) дает возможность контролировать эмоции, а эмоции - контролируют функции физического тела... тут по цепочке многомерных тел идет.

------

Речь идет об открытии гена смерти.

Сбросьте напряжение. Это только название неприятное, на самом деле обнаруженный учеными ген больше отвечает за жизнь – ведь он регулирует механизм по имени «апоптоз»*, без которого невозможен процесс регенерации (обновления тканей). Апоптоз – это явление, без которого была бы невозможна сама жизнь.

Апоптоз начинает работать уже в человеческих эмбрионах, когда в процессе формирования в соответствии с высшей логикой исчезают клетки жабер, хвоста и других рудиментных органов.
В процессе жизни апоптоз выступает как мудрый санитар – убирает старые клетки, а их биоэнергетический материал направляет на строительство новых клеток. (напомню, что ни одна клетка не живет в нашем организме более 5 -7 лет, а обычно жизнь клетки и того короче).

… Известно, что клетка, которая, что называется, свое отжила, может покидать этот мир по одному из двух сценариев. Первый сценарий – это уже рассмотренный нами апоптоз, когда гибель старой клетки приносит
максимальную пользу потомству – уходящая из жизни клетка отдает свой биоматериал своим деткам, да еще и обеспечивает их мощной энергией, которая в большом количестве возникает при распаде клеточного ядра.

Второй сценарий – это некроз клетки.
В этом сценарии старая клетка НЕ получает команды умереть «по-апоптозовски». При некрозе клетка обесточивается – ее как бы отключают. И от этого клетка начинает разлагаться. И нет уже никакого самоотверженного подвига во имя жизни других, нет никакой энергии, а есть чистая патология – клетка, погибшая в сценарии некроза, становится очагом заразы. Такая клетка закладывает фундамент болезни.

Сценарий своей гибели клетка выбирает НЕ сама.Клетка погибает, выполняя четкую команду. И никаких случайностей в этом деле нет – это строго взвешенное решение. Кто (или что) отдает команду? И кто (или что) решает, какую именно команду отдать клетке: умереть с пользой или умереть, образовав болезнь?

Вот к каким предварительным выводам пришли ученые: оба сценария гибели старых клеток заложены в ген смерти. При этом апоптоз – это автоматическая фукция, и ее ген выполняет самостоятельно.
А вот некроз… Некроз является спящей функцией. И сам ген эту функцию разбудить НЕ может. Она активируется командой ДНК. Команду на некроз ДНК отдает тогда… Внимание!
lu-chia
Сообщение #10 | Вт, 11.12.2012, 09:48
Группа: wing
Сообщений: 27541
Особое значение мимики и мимической обратной связи было впервые подчеркнуто Томкинсом и затем Гельгорном На языке Томкинса эмоции - это в основном мимические ответы. Он утверждал,
что проприоцептнвная обратная связь от выражений лица, трансформируясь в осознанную форму, создает ощущение или осознание эмоции.

Поскольку нервы и мышцы лица значительно более тонко дифференцированы по сравнению с внутренними органами, выражения лица и их обратная связь являются значительно более быстрыми ответами, чем висцеральные, играющие вторичную роль в эмоции, обеспечивая лишь основу или аккомпанимент для отдельных выражений лица.

http://www.regwrks.com/1/psyho/35/24

Улыбайтесь чаще).
lu-chia
Сообщение #11 | Вт, 11.12.2012, 09:49
Группа: wing
Сообщений: 27541
“Эмоции — это низшая форма сознания. Эмоциональные действия — это самая ограниченная, примитивная и опасная форма поведения. Романтиче¬ская поэзия и проза последних двухсот лет ловко скрывала от нас, что эмоции — это активная и опасная форма ступора.
Об этом вам скажет любой деревенский мужик. Остерегайтесь эмоций. Следите за эмоциональным человеком. Он безумен. ...это слепой, сумасшедший маньяк. Эмоции отупляют, человек становится эмоциональным наркоманом.
...Эмоции основаны на страхе... Эмоциональный человек не способен думать; не способен совершать реальные смелые действия. У эмоционального человека чувства отключены (курсив мой -О. К.)... Человек в эмоциональном состоянии — это робот, отличающийся дикой и неистовой яростью в бою. ...Только человек с больной психикой или человек, совершивший головокружительное путешествие расширения сознания, может понять, что делают с человеком эмоции Эмоции ослепляют, мучают и истощают...”

) - это цитата Тимоти Лири из ссылки на статью психотерапервта- http://chugreev.ru/rc/node/41
lu-chia
Сообщение #12 | Пт, 22.02.2013, 15:15
Группа: wing
Сообщений: 27541
http://referat.ru/referats/view/29200

«Эмоциональный мозг»

Эмоции зарождаются в зоне, запрятанной в самой глубине мозга, – лимбической системе, которую иногда еще называют «эмоциональным мозгом». В этой системе объединяется несколько структур. Она существует не только у человека, но и у всех млекопитающих, что свидетельствует о том, что животные тоже подвержены эмоциям. Эта зона появилась гораздо раньше, чем два полушария, которые часто принято расценивать как сосредоточие разума. Полушария и лимбическая система общаются между собой, но от «эмоционального мозга» в направлении «разумного мозга» проходит гораздо больше сигналов, чем в обратном направлении. Именно поэтому эмоциональная реакция очень часто опережает разумную, и именно поэтому иногда эмоции бывает столь сложно контролировать.Организованная реакцияЭмоция – это организованная автоматическая реакция моэга. Естественно, она изначально возникает как реакция на информацию, приходящую извне. Представьте, что вы увидели в лесу медведя или услышали его рык... Информация попадает в мозг и обязательно проходит через таламус, одну из частей лимбической системы. Его задача передать эту информацию большим полушариям, но он также отправляет копии этой информации другим частям лимбической системы. Именно в них эмоциональная составляющая подвергается анализу – опасное мы наблюдаем событие или приятное? В зависимости от полученного ответа эти структуры посылают сигнал телу, которое немедленно реагирует, еще до того, как мы осознаем происходящее. Биение сердца и пульс учащаются, начинается потоотделение, мышцы напрягаются и т. д.Некоторая информация вызывает немедленную эмоциональную реакцию

http://www.what-this.ru/people/brain_departments/emotions.php
lu-chia
Сообщение #13 | Пт, 22.02.2013, 15:16
Группа: wing
Сообщений: 27541
Вмешательство коры в эмоции

Через долю секунды после того, как произошла автоматическая реакция со стороны лимбической системы, информация достигает полушария, которые подвергают ее гораздо более тщательному анализу и подтверждают либо не подтверждают необходимость или силу необходимой реакции. Если кора подтверждает, что угроза реальна, она дает команду телу убегать. Что можно сделать очень быстро, так как сердце и кровообращение были предварительно приведены лимбической системой в состояние готовности. Если же наоборот, кора сообщит, что реальной угрозы нет, некоторое время мы будем чувствовать учащенное сердцебиение и подкашивающиеся ноги, а затем чувство страха улетучится. Сегодня ученым известно, что дети хуже контролируют свои эмоции, потому что между их лимбической системой и большими полушариями существует меньше связей, чем у взрослых. Поэтому система «проверки» работает у них гораздо хуже.Человек без эмоцийВо время несчастного случая, произошедшего в 1848 году, железнодорожнику Финеасу Гажу голову проткнул железный прут. Чудесным образом он выжил и даже быстро выздоровел. Но через некоторое время близкие заметили, что у него пропали все эмоции. Характер Финеаас Гажа поменялся, он стал холоден и бесчувственен. Очень быстро он потерял и друзей и работу, но не испытывал по этому поводу ни разочарования, ни грусти... Сегодня предполагают, что металлический прут повредил его лимбическую систему, в частности миндалевидную железу, не затронув другие зоны.
lu-chia
Сообщение #14 | Пт, 22.02.2013, 15:18
Группа: wing
Сообщений: 27541
Ряд исследователей делают попытку расчленить генерацию эмоционального возбуждения на несколько стадий, каждая из которых реализуется при участии разных областей коры. По их мнению, в процессе эмоционального реагирования выделяется несколько этапов: восприятие и оценка эмоциональных посылок реализуется в основном задними правополушарными отделами коры (правой височно-теменной областью), тогда как сам процесс переживания эмоций происходит при участии передних отделов коры, причем этот процесс отражается в их асимметричной активации и зависит от знака эмоции (Morgan, 1993).

Имеются данные о том, что поражение задних отделов правого полушария преимущественно нарушает оценку знака эмоции, а при патологии передних отделов левого полушария ухудушается дискриминация модальности эмоции (Ольшанский, 1979; Брагина, Доброхотова, 1981; Kinsbourne, 1989; Глозман с соавт., 2000). Показано также, что при поражении задних отделов мозга нарушается восприятие валентности эмоций при общей утрате способности к эмоциональному переживанию(Брагина, Доброхотова, 1981; Kinsbourne, 1989). Bосприятие и оценка информационных посылок связана с правой теменно-височной областью, а субъективный процесс переживания эмоций асимметрично реализуется при участи фронтальных областей коры больших полушарий (Davidson et. al., 1999,a, b). По данным Л. И. Афтанаса (1998), правая окципитально-париентальная область коры принимает участие в индентификации эмоциональных сигналов независимо от их валентности. Предполагается, что первоначальное эмоциональное возбуждение определенной валентности может возникать в миндалине, которая имеет анатомические связи с одной стороны с гипоталамусом, а с другой - с гиппокампом и первичными сенсорными отделами коры. Известно также, что некоторые виды эмоций (например, страх) могут иметь место и в отсутствие коры больших полушарий.

Реакция страха, организованная таламусом и амигдалой может возникать у крыс с удаленными зрительными и слуховыми отделами коры. (LeDoux et. al., 1977; LeDoux, 1995). В то же время эти представления противоречат потребностно-информационной теории П.В.Симонова, согласно которой информационная оценка, вероятностный прогноз продуцирующие эмоциональное возбуждение, осуществляются передними отделами коры, при этом правая фронтальная кора преимущественно связана с прагматической информацией, приобретенной ранее и хранящейся в памяти, необходимой для удовлетворения потребности, а левая – с имеющейся в данный момент (только что поступившей) (Симонов, 1981, 1984).Интенсивность эмоционального напряжения, незавиимо от его знака, связывается с активностью теменно-височных отделов правого полушария, которые, имеют более тесные, чем симметричные отделы левого полушария (в большей степени активируемые десинхронизирующими влияниями со стороны ретикулярной формацией ствола мозга) связи со структурами промежуточного мозга, при этом эта связь не зависит от знака эмоции. Выход эмоционального напряжения на вегетативные функции, по мнению авторов, зависит от активности именно этой области. Соотношение активации фронтальных и задних отделов коры может лежать в основе валентности (знака) переживаемой эмоции (Heller et. al., 1993). По мнению А.Р.Лурия, медиобазальные структуры височной коры регулируют аффективную сферу и относятся к энергетическому блоку головного мозга (Лурия, 1973).
http://celass.narod.ru/Rusalova.htm
lu-chia
Сообщение #15 | Пт, 22.02.2013, 15:19
Группа: wing
Сообщений: 27541
Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Более того, можно считать, что в настоящее время наблюдается кризис психологии эмоций. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных. Почему сложилось такое положение? Причины надо искать не только и не столько в субъективных факторах - в нежелании или неумении тех или иных исследователей заниматься этой проблемой, - а в объективной сложности самой проблемы, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем и прежде всего в принципиальном отличии эмоциональных явлений от познавательных (когнитивных). И хотя любое психическое явление осуществляет две основные функции - отражения и регуляции, - эмоциональные явления осуществляют их существенно иначе, чем процессы, называемые познавательными, - ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и др. Эмоции - более древняя ("первичная") форма отражения, чем в значительной степени более осознанные, опосредованные речью познавательные процессы, и их глазное назначение - сигнализировать о пользе или вреде для организма того или иного явления. Эта оценка знака явления (положительного или отрицательного) является первичной. Экспериментально показано существование такой эмоциональной "первооценки", или "первовидения", которая предшествует более развернутой, логической, осознанной оценке (Е.Ю. Артемьева, 1980). О "первичности" эмоций пишет также и К. Обуховский (1970 г.) - "вначале была эмоция". Как более древняя форма отражения эмоции несут на себе печать глубинных связей со сферой потребностей и желаний человека. И эта тесная связь с потребностями - важнейшая характеристика эмоций. Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются (П.В. Симонов, 1970, 1975, 1981; М. Н. Русалова, 1979; и др.).
          Эмоции - "внутренний регулятор" деятельности (А.Н. Леонтьев, 1975). Однако функцию регуляции поведения эмоции выполняют не прямо, а через мотивы, причем нередко мотивы собственного поведения остаются для человека неосознанными. Эта особенность эмоциональных явлений - их тесная связь со сферой бессознательного - также составляет важнейшую специфику эмоций, существенно отличающую ее от познавательных процессов, которые в большей степени осуществляются под контролем сознания.
          Иными являются и закономерности, которым подчиняются эмоциональные явления: закономерности возникновения, функционирования и прекращения эмоций, закономерности их формирования и закономерности их распада, нарушения.
          Признавая существенное различие познавательных и эмоциональных психических явлений, было бы неверным утверждать их полную автономность, независимость друг от друга. Известно положение Л.С. Выготского о единстве "аффекта и интеллекта", а также мнение о том, что "без человеческих эмоций не может быть и человеческого познания". Однако это единство не означает тождество. Эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они не тождественны - и в этом суть проблемы.
          Характеризуя нерешенные проблемы психологии эмоций, следует начать, очевидно, с объекта исследования. В современной психологии эмоций нет четкого определения объекта исследования, т.е. полного описания того, что входит в понятие "эмоциональное явление" в отличие от неэмоционального (когнитивного, волевого и др.). Это отчетливо наблюдается, например, в той области исследований, которая занимается проблемой эмоциональных состояний. Как известно, в настоящее время выделяют различные эмоциональные состояния: "стресс", "тревога", "напряженность", "фрустрация" и др. Эти понятия недостаточно четко различаются, так как отсутствуют четкие критерии эмоциональных состояний вообще, их отличие (сходство) от других состояний - психических, нервных, функциональных и др. Неопределенность содержания понятия "эмоциональное состояние" (как и эмоций вообще) очень осложняет проведение исследований в этой области психологического знания. Недифференцированность, неточность понятий нашла свое отражение и в определении эмоций.


http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/ch4_1.html
lu-chia
Сообщение #16 | Пт, 22.02.2013, 15:31
Группа: wing
Сообщений: 27541
Одной из важнейших характеристик эмоций является их связь с познавательными процессами. Изучение связи между эмоциональными и познавательными процессами восходит еще к трудам Л.С. Выготского и других классиков советской психологии. В 1934 г. Л.С. Выготский писал "Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления" (1956, с. 54). А.Н. Леонтьев (1971) подчеркивал, что эмоции выражают оценочное, личностное отношение к существующим или возможным ситуациям, к себе и к своей деятельности. О единстве аффективного и интеллектуального как существенной характеристики самих эмоций писал С.Л. Рубинштейн (1946), считавший, что эмоции как таковые обусловливают прежде всего динамическую сторону познавательных функций, тонус, темп деятельности, ее "настроенность" на тот или иной уровень активации; действие эмоций может быть как стеническим, усиливающим, так и астеническим, понижающим; причем если в норме сознательная познавательная интеллектуальная деятельность тормозит эмоциональное возбуждение, придавая ему направленность и избирательность, то при аффектах, при сверхинтенсивном эмоциональном возбуждении избирательная направленность действий нарушается и возможна импульсивная непредсказуемость поведения.
          В.К. Вилюнас (1976, 1979, 1988) обосновывает невозможность существования эмоций в отрыве от познавательных процессов следующим образом: эмоции выполняют свои функции, наиболее общими из которых являются оценка и побуждение; в зависимости от познавательного содержания психического образа они выделяют цели в познавательном образе и побуждают к соответствующему действию. Предлагается классификация эмоций по их познавательной составляющей - предмету, что позволяет рассматривать любой предмет традиционно выделяемого познавательного процесса-восприятия, памяти, мышления - как объект эмоционального переживания. Автор считает, что знание функций эмоций по отношению к познавательному содержанию позволяет подойти к экспериментальному изучению эмоций через анализ познавательных процессов. Познавательные процессы, сопровождающиеся явным эмоциональным переживанием, будут иметь ряд динамических отличий от эмоционально слабо переживаемых. К ним относятся темп, скорость, продуктивность познавательных процессов. Изучение этих характеристик познавательных процессов позволит судить об эмоциях, их проявлениях, о таких характеристиках эмоций, как знак (положительный или отрицательный) и интенсивность (сильная, слабая).
          В современной психологии связь между эмоциональными и когнитивными семантическими явлениями изучается также в рамках психосемантики. Имеются убедительные экспериментальные данные относительно влияния эмоций на категориальные семантические структуры (В.Ф. Петренко и др., 1982; В.Ф. Петренко, 1983, 1988).
          Авторы рассматривают эмоции как операторы категоризации объектов, операторы размерности семантического пространства. Как особый вид обобщений выделяются "аффективные обобщения", которые рассматриваются ими как своего рода переход от когнитивной семантической организации лексики к более глубинным коннотативным уровням ее организации. Данные работы непосредственно исходят из положений А.Н. Леонтьева (1975) о единстве "отражения и отношения", проявляющегося во влиянии личностных смыслов (значений явления для субъекта, опосредованных мотивационной системой) на процесс категоризации.
          Психосемантические работы показали, что аффективное возбуждение ведет к "уплощению семантического пространства", уменьшению его размерности, изменению уровня категоризации, к переходу от расчлененных понятийных форм категоризации к уплощенным коннотативным формам отражения. Изменение эмоционального состояния субъекта ведет и к актуализации новых семантических структур или "семантических гештальтов" (В.Ф. Петренко, 1988).
lu-chia
Сообщение #17 | Пт, 22.02.2013, 15:33
Группа: wing
Сообщений: 27541
Гештальт (от нем. gestalt – форма, структура) — основное понятиегештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания ипсихики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания (кажущееся движениеинсайтвосприятие мелодии). Образование гештальтов обусловлено действиями законов „расчленения психологического поля“.
lu-chia
Сообщение #18 | Вс, 05.04.2015, 07:57
Группа: wing
Сообщений: 27541
ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕЛЛЕРМАНА-ПЛУТЧИКА
Теория разрабатывалась в виде монографии в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась для раскрытия структуры групповых процессов, позволила сформировать представление о внутриличностных процессах и механизмах психологических защит.



В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы.

Основы теории эмоций изложены шестью постулатами
1. Эмоции - это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:
  • Инкорпорация - поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей внутрь организма. Этот психологический механизм ещё известен как интроекция.
  • Отвержение - избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.
  • Протекция - поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда относится бегство и любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.
  • Разрушение - поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.
  • Воспроизводство - репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.
  • Реинтеграция - поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.
  • Ориентация - поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.
  • Исследование - поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.

далее - http://psy-diagnoz.com/theories/103-teoriya-emotsij.html
lu-chia
Сообщение #19 | Вс, 10.05.2015, 07:07
Группа: wing
Сообщений: 27541
Эмоции (негативные, прежде всего) нужно стараться быстрее брать под контроль, не давать раздуваться астральному телу, и лярвам присасываться к нему для питания. Амплитудность эмоциональная, качели жрут много энергии. 

Лучше - да... сделать хоть маленькое, но добро. В любой сложной своей ситуации нельзя давать "схлопываться" сознанию, делать себя центром. Всегда можно заметить того, кому хуже, чем нам, кто слабее, и начать помогать.
© Салента
Льдинка
Сообщение #20 | Вс, 10.05.2015, 13:03
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8124
smile
Ракурсы » Игры разума » Нейрон. Физиология мозга » Эмоции
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: