Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Взгляд » Мировое искусство » Архитектура » Храмы
Храмы
Melamory
Сообщение #1 | Ср, 22.11.2023, 06:52
Группа: Деми
Сообщений: 298
Храм Христа Спасителя. http://vrata11.ru/informatsiya/mozaika/790-2013-06-04-20-15-59

  Храм Христа Спасителя – это памятник победе в войне 1812 года. Главный престольный праздник храма – Рождество Христово отмечался до 1917 года православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. Однако первый памятник этому событию – Никольская церковь в Усолье, был построен Строгоновыми. В глазах современников, спасение России выглядело как настоящее чудо – наполеоновская армия изначально почти в 3 раза превосходила российскую. В память о нем было решено воздвигнуть храм Христа Спасителя.
  Главный храм России расположен недалеко от Кремля на месте, на левом берегу Москва реки, именовавшемся ранее Чертолье, в котором располагалась Опричная Слобода Ивана Грозного. Первым архитектором Храма был Александр Витберг, но, в конечном итоге, был реализован проект Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года, с 1839 по 1883, а сам указ о его строительстве был издан Александром I еще в 1812. В 1931 здание храма было разрушено и заново отстроено на прежнем месте в 1994-1997.

В одном из помещений главного здания МГУ на Воробьевых горах и сегодня стоят несколько колонн, в свое время взятые из алтаря Храма Христа Спасителя (проекта Константина Тона). Главное здание МГУ на Воробьевых стало первой из семи знаменитых сталинских высоток, построенных в Москве. Примечательно их общее число и расположение, позволяющее предположить некоторую связь с Плеядами, см. Приложение №1. Еще в XVIII веке Шувалов предлагал императрице Елизавете проект первого в России университета на Воробьевых горах, но она приняла решение в пользу центра Москвы. В XIX веке Витберг начал строить на Воробьевых горах Храм Христа Спасителя по своему проекту.
  Александр Витберг25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, которая должна стать памятником героям Отечественной войны 1812 года. Это день зимнего солнцестояния и первый день возрождающегося Солнца, ставший в христианстве Рождеством Христовым, именно оно является вторым названием Храма Христа Спасителя.  
  В 1814 году было решено построить в течение 10-12 лет кафедральный собор во имя Христа-Спасителя. Был проведен международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как А. Н. Воронихин (архитектор вышеуказанной Никольский церкви в Усолье, уроженец этого города и воспитанник Строгановых), Д. Кваренги, В. П. Стасов и др. К удивлению многих победил проект молодого лютеранина Карла Магнуса Витберга, считавшегося масоном.Витберг был любимцем Александра I – победителя Наполеона. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие с именем Александр, а его крестным отцом был сам Александр I. Витберг хотел построить этот храм на Воробьевых Горах. Его проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив, своими размерами он более чем в 2 раза превосходил современный Храм Христа Спасителя, построенный позже по проекту Константина Тона. Проект Витберга включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам.В основе замысла Витберга лежал философско-религиозный план «тройственного храма», соединяющего в себе храм тела (первый уровень), храм души (второй уровень) и храм духа (третий уровень). Они должны были возвышать друг над другом по вертикали. Храм тела (т. е. нижний храм) в честь Рождества Христова планировалось сделать в форме пещеры, символизировавшей место рождения Христа и начало человеческого пути на Земле. Храм души (т. е. средний храм) в честь Преображения Господня, следовало сделать в форме креста, как символ смешения света и тьмы в человеческой душе. Храм духа (т. е. верхний храм) в честь Воскресения Христова, цели человеческого бытия, Витберг замыслил сделать круглым.
  Согласно проекта, высота собора составляла 237 метров от подножья горы до креста, а высота наземной части – 170 метров. Если бы этот храм проекта Витберга был возведен, он стал бы самим высоким зданием тогдашнего мира. Строительство храма по проекту Витберга на Воробьевых горах остановили из-за недостатков почвы в 1825 году, после восшествия на престол Николая I. Кроме того, проект Витберга был исполнен мистического символизма, очень близкого мировоззрению прежнего императора Александра I, но чуждого взглядам нового русского самодержца Николая I, не разделявшего мистических увлечений своего венценосного брата.За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл, отпущенные деньги уходили неизвестно куда. После долгих разбирательств Витберга необоснованно обвинили в казнокрадстве и растрате средств на строительство. Многие исследователи отмечают, что Витберг был честным человеком, но неосмотрительным с выбором подрядчиков, которых еще описал Гоголь в своих «Мертвых душах». Храма не было, зато подрядчики обзавелись каменными домами. Витберг был сослан в Вятку

Однако, ссылка Витберга продолжалась недолго, впоследствии он участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе, а созданный им в Вятке Александро-Невский собор был кафедральным до уничтожения в Советское время.  В 1831 году Николай I объявил, что храм Христа Спасителя будет строиться по новому проекту, автором которого стал Константин Тон. Более того, император лично выбрал новое место для строительства, в центре Москвы, недалеко от Кремля, в бывшей Опричной Слободе Ивана Грозного. В новом проекте храм был пятикупольным, в русской (московской) традиции, его главный алтарь посвящался Рождеству Христову, а приделы – святому Николаю Чудотворцу и святому Александру Невскому, которые соотносились с именами российских императоров, причастных к созданию храма.
Николай Чудотворец почитался на Руси наравне с Иисусом Христом и Богородицей, причем выше остальных святых. В народе говорили, что Николай Чудотворец должен был стать Богом, да отказался… Бывший Патриарший Елоховский собор (1938-1991) и действующий ныне Патриарший Храм Христа Спасителя имеют каждый по два предела и в каждом один из них посвящен Николаю Чудотворцу, что подчеркивает высокий статус этого святого в России, либо стоящего за ним дня зимнего солнцестояния, в который рождались все боги древности.
Ракурсы » Взгляд » Мировое искусство » Архитектура » Храмы
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: