Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 2 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 6
  • 7
  • »
Ракурсы » Вселенная » Следы звезд » Русский космизм
Русский космизм
lu-chia
Сообщение #21 | Чт, 19.06.2014, 14:29
Группа: wing
Сообщений: 27503
Цитата ДоРеМи ()
Это и есть действие - стояние на камне.
"Удерживающий" ?

У нас каждый камень -краеугольный)
ДоРеМи
Сообщение #22 | Чт, 19.06.2014, 14:51
Группа: Летописец
Сообщений: 291
wing, похоже ))) Хотя это удержание в некой мистической непроявленности. Мне казалось, что я ни чего не могу сделать. Ты открыла иное видение этого Ничего - устоять. Выстоять там, где сейчас нахожусь.
Да, это и семья. О чем писал Посох Патриарха. Но как-то увидел я это шире. Это как научение терпению . Не предвушению каких-либо событий, не в попытке понять происходящее - а утверждении внутри себя некой стойкости в происходящем. Не в уме. Глубже. И этот Удерживающий камень - заставляет научить не прменению силы ума ))), .... дальше не идет...)))
посох_Патриарха
Сообщение #23 | Чт, 19.06.2014, 15:03
Группа: Летописец
Сообщений: 3454
ДоРеМи, то, что вы назвали терпением, на самом деле, смирение... смирение с существующим положением вещей, с принятием жизни таковой, как она есть... отсюда вытекает главная ценность - нестяжательство. Ибо, если все от Бога, то о каком стяжательстве может идти речь? Потому идею Бога, идею Творца всегда нужно держать перед собою. Это вовсе не означает, что нужно уподобиться щепке, которую гонит волна времени и ветер перемен. А означает научение видению Знаков Творца, и действие по этим знакам. Увы, ограниченность восприятия делает человека фактически слепым в этом мире. А ведь еще и такое понятие, как интерпретация восприятия, когда один и тот же феномен может восприниматься людьми по-разному. А если еще и эго раздутое, и эмоции разболтаны, и инстинкты рулят - где же здесь увидеть Знаки БожьиЮ увидеть его деяния? Вот так и скатываются люди со светлой стороны на серую, а многие и на темную, где рулят это самое эго вкупе с инстинктами. К сожалению.
lu-chia
Сообщение #24 | Чт, 19.06.2014, 15:54
Группа: wing
Сообщений: 27503
Цитата ДоРеМи ()
устоять.
  вот и слава Богу).
lu-chia
Сообщение #25 | Сб, 02.08.2014, 13:53
Группа: wing
Сообщений: 27503
7 загадок Серафима Саровского

1 августа - день памяти прп. Серафима Саровского. Один из самых почитаемых русских святых, его жизнь, служение и почитание хранят немало загадок: от отношения старца к старообрядчеству до трудностей канонизации.

1 Канонизация
Впервые документально подтвержденная идея официальной канонизации преподобного Серафима Саровского содержится в письме Гавриила Виноградова к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву. В этом документе от 27 января 1883 года содержится призыв «ознаменовать начало царствования» Александра III «открытием мощей благочестивого» Серафима Саровского. И только через 20 лет, в январе 1903 года, благоговейный старец был канонизирован. Подобная «нерешительность» Синода некоторыми источниками объясняется «симпатиями» преподобного к старообрядцам, о чем не могли не знать.
Однако все представляется намного сложнее: церковная власть зависела в той или иной степени от власти государственной в лице императора и его представителя обер-прокурора. И хотя последний никогда не был членом Синода, но контролировал и влиял на его деятельность. Церковная власть решила занять выжидательную позицию, «тянуть время»: из 94 документально подтвержденных чудес Саровского старца, подготовленных к его канонизации, была признана малая доля. Отделить действительный подвиг от плода самонадеянности, стиль рассказчика от действительного факта жизни преподобного, действительно, непросто. Синод «не нашел решимости прославить угодника Божия», ожидая «отмашки» императора или промысла Божьего, которые в идеале должны были совпасть.
2 Старовер
Версия о симпатиях преподобного Серафима Саровского к старообрядцам муссируется с начала прошлого века по настоящий день. О фальсификации общепринятого образа святого как сторонника официальной церкви сообщалось, например, в «бумагах Мотовилова», которые были представлены на Кочующем Соборе 1928 года. Был ли проведен такой Собор в действительности - неизвестно. О его проведении заявил человек с сомнительной репутацией - Амвросий (Сиверс), хотя ряд исследователей (Б.Кутузов, И.Яблоков) признали подлинность Кочующего Собора. В «бумагах» сообщалось, что Прохор Мошнин (Машнин) – имя, которое носил преподобный в миру, - происходил из семьи крипто-старообрядцев – тех, кто «последовал» за Никоном только формально, в обиходе же продолжал жить и молиться по старорусскому, почти тысячелетнему чину. Якобы, потому становились понятны и внешние атрибуты в облике Саровского, которыми позднее будут «козырять» сторонники его «старообрядчества»: медный литой «староверский» крест и лестовка (особый вид четок). Связали с дониконовским православием и строгий аскетический облик старца. Однако, хорошо известен разговор Святого отца со старообрядцами, где он просит их «оставить бредни».

3 Личные мотивы императора
Общеизвестно, что ключевую роль в канонизации Серафима Саровского сыграл последний русский император – Николай II, который лично «надавил» на Победоносцева. Возможно, не последняя роль в решительных действиях Николая II принадлежит его супруге, Александре Федоровне, которая, как известно, молила у Саровского «дать России после четырех Великих Княжон наследника».  После рождения цесаревича Их Величества укрепились в вере в святость старца, а в кабинете императора даже был размещен большой портрет с образом святого Серафима. Были ли в действиях Николая II сокрыты  личные мотивы, насколько сильно он был увлечен общей любовью царской семьи к почитанию чудотворцев, стремился ли преодолеть разъединявшее его с народом «средостение» - неизвестно. Как неясно и то, насколько значимым оказалось влияние настоятеля Спасо-Евфимиевского монастыря архимандрита Серафима (Чичагова), который подал императору «мысль о сем предмете» и преподнес «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Впрочем, известно, что в императорской семье Саровского старца почитали давно: по легенде его инкогнито посещал Александр I, а 7-летняя дочь Александра II излечилась от тяжелой болезни при помощи мантии святого Серафима. 

4 Письмо
Во время Саровских торжеств по случаю открытия мощей старца Николай II получил так называемое «письмо из прошлого». Послание было написано преподобным Серафимом и адресовано «четвертому государю», который прибудет в Саров «особо обо мне молиться». О чем прочел Николай в письме неизвестно – ни оригинала, ни копий не сохранилось. По рассказам дочери Серафима Чичагова, принявший запечатанное мягким хлебом послание Государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже. Когда же Николай прочел послание, «горько заплакал» и был безутешен. Предположительно в письме содержалось предостережение о грядущих кровавых событиях и наставления в укреплении веры, «дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца».

5 Моление на камне

Довольно часто Саровского изображают молящимся на камне. Известно, что преподобный возносил молитву тысячу ночей на камне в лесу и тысячу дней на камне в своей келье. Молитвенный подвиг Серафима Саровского на камне не был документально подтвержден игуменом Саровской обители Нифонтом. Это может быть связано с тем, что в православной традиции коленопреклонение, скорее, исключение, чем правило (на колени опускаются во время перенесения святынь, во время коленопреклоненной молитвы в День Святой Троицы, во время призывов священников «Преклоньше колена, помолимся»). Моление на коленях традиционно считается обычаем Католической Церкви и полностью исключается, кстати, у старообрядцев.
Существует версия, что подвиг Саровского хотели использовать обновленцы, пытающиеся обрести в лице «братьев-католиков» союзников в деле реформирования «устаревшего православия». Сам же Саровский говорил, что не ведает, будут ли спасены католики, только самому ему без Православия не спастись. По преданию, о своем деянии преподобный сообщил в назидание только немногим в конце своей жизни, а когда кто-то из слушателей засомневался в возможности столь длительной молитвы, да еще и на камне, старец вспомнил о Святом Симеоне Столпнике, который провел на «столпе» в молитве 30 лет. Но: Симеон Столпник стоял, а не был коленопреклонен. Сюжет «моление на камне» также отсылает к молению о чаше, которое Иисус совершал в ночь своего ареста, стоя на камне.
6 Медведь, «канавка» и сухарики

Свидетельств «общения» Святого старца с медведем существует несколько. Саровский инок Петр рассказал, что батюшка кормил медведя сухариками, а начальница Лысковской общины Александра – о просьбах к медведю «не пугать сирот» и принести для гостей меда. Но самым ярким рассказом является история Матроны Плещеевой, которая, несмотря на то, что «без чувств упала», с документальной точностью пересказывает происходящее. Уж не обычное ли тут русское лукавство, желание приобщиться к «славе» Серафима? В этом есть доля здравого смысла, ведь перед кончиной Матрона признается, что данный эпизод был придуман неким Иоасафом. С его научения Матрона пообещала озвучить историю в момент пребывания в обители членов царской семьи. Споры рождает и созданная еще при жизни Серафима Саровского «канавка Царицы Небесной», по которой сегодня проходят верующие с молитвой Богородице, а в конце пути получают сухарики, освященные в чугунке батюшки, точно такие же, какими угощал своих гостей чудотворец. Имел ли Старец право «придумывать» подобные таинства? Известно, что первоначально обустройство «канавки» носило практическое значение – внушительных размеров ров защищал монахинь от «недобрых людей», Антихриста. Со временем и «канавка», и «серафимовские сухарики», и захваченная с собой землица, и даже постукивания по больным местам тем самым топориком приобрели для паломников огромное значение. Подчас даже большее, чем традиционная церковная служба и таинства.

7 Обретение

Известно, что 17 декабря 1920 года мощи святого, хранившиеся в Дивеевском монастыре, были вскрыты. В1926 году, в связи с решением ликвидировать монастырь, встал вопрос о том, что делать с мощами: передать в Пензенский союз безбожников или, в случае беспорядков на религиозной почве, - группе обновленцев в Пензе. Когда в 1927 году было принято окончательное решение о ликвидации обители, большевики решили не рисковать и озвучили постановление о перевозе мощей Серафима Саровского и прочих реликвий в Москву «для помещения в музей». 5 апреля 1927 года было осуществлено вскрытие и изъятие мощей. Облаченные в мантию и одежды мощи упаковали в синий ящик и, по заверениям очевидцев, «разделившись на две партии, сели на несколько саней и поехали в разные стороны, желая скрыть, куда везут мощи». Предполагается, что мощи проделали путь из Сарова в Арзамас, оттуда – в Донской монастырь. Правда, говорили, что до Москвы мощи не довезли (если вообще их везли туда). Есть свидетельство, что святые мощи были выставлены для всеобщего обозрения в Страстном монастыре, пока тот в 1934 году не был взорван.
В конце 1990 года в запасниках Музея истории религии и атеизма Ленинграда были обнаружены мощи преподобного. Одновременно с новостью появились и сомнения: подлинные ли мощи? В памяти народной еще жива была память о саровских монахах, подменивших мощи в 1920 году. Для развенчания мифов была созвана специальная комиссия, которая подтвердила факт подлинности мощей. 1 августа 1991 года святые мощи преподобного Серафима Саровского были возвращены в Дивеевский монастырь.(c)
 http://matveychev-oleg.livejournal.com/1291912.html
lu-chia
Сообщение #26 | Пн, 08.12.2014, 14:00
Группа: wing
Сообщений: 27503

http://www.wco.ru/biblio/books/isaaks1/main.htm

Лучше жить со зверями, нежели с людьми худого поведения. Лучше пребывай с коршунами (хищными птицами, питающимися трупами), нежели с человеком любостяжательным и ненасытным. Лучше будь другом убийце (в надежде его исправления), нежели любителю споров. Лучше беседуй со свиньей, нежели с чревоугодником, потому что свиное корыто лучше прожорливых уст. Живи лучше с прокаженными, нежели с гордыми. Пусть тебя гонят, ты не гони; пусть тебя распинают, ты не распинай; пусть обижают, ты не обижай; пусть на тебя клевещут, ты не клевещи; будь кроток, а не ревностен во зле (Ср. Пс. 36, 1,7,8).



Любви предшествует страх. Всякий, кто не стыдится говорить, что можно приобрести последняя без делания первых, несомненно полагает первое основание погибели для души своей.



Любовь, возбуждаемая чем-нибудь вещественным, подобна … наводняемому дождем потоку, которого течение прекращается с оскудением составляющего его вещества. Любовь же, которая имеет виновником Бога, подобна бьющему из земли источнику; потоки его никогда не пресекаются (ибо Бог — единственный источник любви, и вещество Его не оскудевает).



Любовь к Богу рождается от беседы с Ним; беседа с Ним (Богомыслие и молитвенное поучение) — от безмолвия; безмолвие — от нестяжания; нестяжание — от терпения; терпение — от ненавидения похотей; ненавидение похотей — от страха геенны и чаяния блаженств. Ненавидит же похоти тот, кто знает, какой плод бывает от них и что уготовляют они ему, какого блаженства он лишается из-за них. Таким образом каждое жительство соединено с предшествовавшим ему, и от этого предшествовавшего заимствует свое преуспеяние, и возводит к иному жительству, высшему. Если одно из таковых жительств будет недостаточно само по себе, то не может состояться и узреться и то, которое ему последует.
lu-chia
Сообщение #27 | Пн, 03.08.2015, 09:27
Группа: wing
Сообщений: 27503
Общие материалы по космизму

В.В. Казютинский «Проблемы типологии космизма как феномена мировой культуры»

Л.М. Гиндилис «Русский космизм и Живая Этика»

С.И. Некрасов «Понятие информации в различных философских учениях»

А.П. Назаретян, У. Новотный. Русский космизм и прогностика постнеклассической науки

С.Г. Семёнова. Русский космизм.

 
http://ecosophiya.ru/main/part/5-8-61-0 - общие сведения о некоторых космистах

Альтернативные концепции

Э.В. Ильенков «Космология духа»

К.Г. Юнг «Синхронистичность: акаузальный связующий принцип»

Сайты с материалами по космизму и космистам

Сайт Уральского Отделения Лиги Защиты Культуры

Художники-космисты
Ученые-космисты
_________________________________

Донецкий сайт Орифламма

Галерея образов. Амаравелла.

_________________________________

Галерея Надземное

Иные миры художников-космистов

http://noogen.borda.ru/?1-22-0-00000005-000-0-0-1391190682
lu-chia
Сообщение #28 | Пн, 03.08.2015, 09:32
Группа: wing
Сообщений: 27503
Альграб, Дельта Ворона, «Планета лилового солнца» 

Ворон – созвездие, которое лежит в юго-западу от Спики и имеет вид трапеции из 4 звёзд. δ Ворона – горячий белый гигант. Вот какую легенду рассказывали древние греки.  
Аполлон послал ворона в чашей за живой водой, а тот сделал привал у фигового дерева - подождать, пока созреют плоды. Потом заявил, что задержался из-за водяной змеи (Гидры). Аполлон покарал его неутолимой жаждой и поместил на небо с Чашей и Гидрой. Возможно, тревожные ассоциации, связанные с этой легендой, послужили причиной, по которой именем звезды Альгораб был назван погибший звездный корабль.  

Есть и другая красивая, но и трагическая история, которую связывают с этим созвездием. 
Она повествует о любви Аполлона и прекрасной Корониды. Плененный красотой девушки, Аполлон женился на ней и вскоре у них родился мальчик с такими же сияющими, как у матери, глазами. Мальчика назвали Асклепием.  

Однажды Аполлон вынужден был покинуть свою возлюбленную и сына. Он поручил ворону навещать Корониду и приносить ему известия о ее жизни. Как-то ворон рассказал, что Коронида веселится со своими подругами и совсем не заботится о сыне.  

Разгневанный Аполлон немедля отправился домой, чтобы выяснить, правду ли рассказал ему ворон Приблизившись к дому, он увидел белую одежду Корониды, небрежно брошенную на ветвях дерева, а затем и саму бегущую обнаженную супругу.  

Подумав, что Ворон оказался прав, Аполлон в гневе пустил стрелу и убил свою возлюбленную. Умирая, она сказала ему, что Асклепий чувствует себя хорошо, он играет дома а она, увидев возвращающегося мужа, бросила по дороге свою одежду, чтобы было легче бежать ему навстречу. 

Рассердился Аполлон на ворона, превратил его в созвездие и оставил на небе, чтобы оно напоминало людям об обмане и удерживало их от поспешных и необдуманных действий. 

Такие необдуманные действия совершили и жители погибшей планеты у Звезды Барнарда. Они перестали заботиться о накоплении небольших доз радиации, что и привело планету к гибели. 

http://zemlyane.unoforum.ru/?1-6-0-00000001-000-0-0-1428913096
lu-chia
Сообщение #29 | Пн, 03.08.2015, 09:46
Группа: wing
Сообщений: 27503

Е. Беляков.  "Огненный дракон".

Заметил, что она "перекликается" с "Гэсэр-ханом" Рериха, только нет всадника...

Википедия:

Гэсэр (монг. Гэсэр, бурятский Абай Гэсэр, калмыцкий Гэсэр-хан) — в мифологии монгольских народов и народов Тибета, контактировавших с сяньбийцами: ниспосланный небом культурный герой (Сын Неба), небесный всадник, бог войны (покровитель воинов) и король-избранник (ср. мессия), очищающий землю от чудовищ (демонов-мангусов). Как первый человек, спустившийся с неба (точнее, вылупившийся из небесного «космического яйца»), Гэсэр восходит к добуддийской, бонской традиции. В некоторых монгольских версиях Цотон оказывается двойником Гэсэра, одним из его воплощений.
По сходству функций либо внешнему облику воплощения Гэсэра (или его чудесного скакуна) близки ряду персонажей буддийского пантеона; как божество войны Гэсэр (тиб. Далха, монг. Дайсун-тэнгэри, калмыцкий Дайчин-тэнгри) иногда отождествляется с Джамсараном. Более поздним (с конца XVIII века) является отождествление Гесера с богом войны в китайской мифологии — Гуань-ди.


"Гэсэр-хан" Н.К.Рерих

Эта тема пылающих облаков трактуется Рерихом как "Знамя Мира" (культуры)

Кстати, вспомнил теорию выдающегося лингвиста Трубачева, что слово "рус" произошло от слова "закат", откуда, добавлю, и особое значение красного цвета в нашей истории (еще встпомним "Купание красного коня") Рерих трактует это как Знамя Культуры.

"Пусть Знамя развевается над очагами света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процветали пустыни. Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено". Н.К.Рерих.

А вот - другая трактовка все той же темы пылающих облаков.
За культуру нужно сражаться.
Поскольку в стране, в народе - культура это главное, я думаю, стоит посвятить тему и реформе образования.
Не будет культуры, не будет теоретической науки, не будет инженерии - не будет и страны!

(с)

http://zemlyane.unoforum.ru/?1-10-0-00000011-000-0-0-1417523047
lu-chia
Сообщение #30 | Вт, 05.01.2016, 15:07
Группа: wing
Сообщений: 27503
Многолетняя мерзлота занимает площадь ок. 10 млн км2, или более 60% территории России. Южная граница распространения мерзлоты проходит с северо-запада на юго-восток от Кольского п-ова к устью р. Мезень и далее почти по Северному полярному кругу до Урала. В Западной Сибири граница имеет субширотное простирание: вдоль широтного отрезка р. Обь, к истокам р. Таз и далее до р. Енисей к устью р. Подкаменная Тунгуска, где она резко поворачивает на юг. К востоку от Енисея мерзлота распространена почти повсюду, исключая юг п-ова Камчатка, о. Сахалин и Приморье (см. рисунок на с. 101 и картосхему на с. 102).
Многолетней мерзлотой (или многолетнемёрзлыми горными породами) называют горные породы, промёрзшие на значительную глубину и не оттаивающие в течение длительного времени – от нескольких десятков лет до многих тысячелетий. Мерзлота формируется на суше (в горах и на равнинах), на шельфе арктических морей (Баренцево, Карское и др.) и под ледниками. Возможность промерзания горных пород под ледниками определяется температурой воздуха и мощностью ледника (в толще льда температура повышается с глубиной на 2–2,5°С на каждые 100 м).
Верхний слой земной коры, являющийся ареалом распространения многолетней мерзлоты, называют криолитозоной. Нижней границей криолитозоны служит изотерма 0°С. Температура верхних горизонтов мерзлоты в начале и конце тёплого сезона года переходит через 0°С. В ходе циклических процессов промерзания и оттаивания в её кровле формируется сезонно-талый слой. Если горные породы протаивают глубже этого слоя и не промерзают в зимнее время, то кровля многолетней мерзлоты понижается и возникают талики различного размера и глубины.

Главные характеристики мерзлоты – распространение, мощность, льдистость и температура, криогенные образования (формы рельефа). Их распределение в пространстве подчиняется основным географическим закономерностям: широтной зональности, высотной поясности и секторности. По характеру распространения многолетней мерзлоты выделяются две широтные мерзлотные зоны:
I – северная (сплошного распространения) и II – южная (несплошного распространения мёрзлых толщ). Южная зона подразделяется на три подзоны в зависимости от площади, занимаемой много летней мерзлотой: II а – прерывистого, II б – массивно-островного, II в – ост ровного и редкоостровного распространения многолетнемёрзлых пород. Южнее расположена зона (область) реликтовых мёрзлых пород.
Реликтовая и современная мерзлота в Западной Сибири (мерзлотно-геологический разрез по линии Ноябрьск-Сургут-р.Салым)


На территории России представлены два мерзлотных сектора: Европейско-Западно-Сибирский (Атлантический), климат и природа которого развиваются под преобладающим влиянием атлантических (и арктических) воздушных масс, и Азиатский, находящийся в зоне действия Сибирского антициклона и характеризующийся резко континентальным климатом. Секторные различия наиболее чётко проявляются в мощности мёрзлых толщ и широтном положении зон и подзон (см. табл. 1 на с. 103). Многолетняя мерзлота, вероятнее всего, возникла на Земле вслед за общим похолоданием климата в конце плиоцена – начале плейстоцена, после чего многократно отступала и наступала вновь. На современное состояние многолетне-мёрзлых пород в основном повлияла их эволюция во второй половине плейстоцена и в голоцене: менялись климатические условия, эпохи покровных оледенений чередовались с межледниковьями, уровень моря то повышался до отметок +100 м и более, то опускался значительно ниже современного, шельф арктических морей становился сушей (см. табл. 2 на с. 104–105). Мерзлота хранит в себе многие следы (реликты) древних эпох.
В Европейско-Западно-Сибирском секторе распространены реликтовые мёрзлые толщи, сохранившиеся в периоды максимального оттаивания. На севере они залегают под современными мёрзлыми породами слитно, а в южной части – разобщённо (двухслойная мерзлота). К югу от мёрзлой зоны они сохранились на глубине 50–100 м и перекрыты талыми отложениями.
Карта Распространение многолетнемёрзлых пород
<a class="link" href="http://u.to/xkVjCw" title="http://www.novrosen.ru/Russia/nature.files/nature_img_38.jpg" rel="nofollow" target="_blank">



http://www.novrosen.ru/Russia/nature/chill.htm

http://www.sciencedebate2008.com/permafrost-source-for-science/ </a>
Льдинка
Сообщение #31 | Вт, 05.01.2016, 23:44
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8124
Я думаю, что художник должен вести людей вперёд, вверх, должен помогать людям найти себя, найти в себе лучшее и высшее, что человек имеет"
(Б. А. Смирнов-Русецкий)

Картина Б. А. Смирнова - Русецкого "Ступени", из цикла "Космос"

lu-chia
Сообщение #32 | Сб, 09.01.2016, 13:59
Группа: wing
Сообщений: 27503
Цитата Льдинка ()
Б. А. Смирнов-Русецкий


это Амаравелла, пастелью он работал..


Облака над озером

http://www.liveinternet.ru/users/3624016/post165471800/
http://museum-valamo.narod.ru/photoalbum_Smirnov-Rusetskii.html

http://www.uralligaculture.ru/print.php?main=main&id=100006


Светящиеся миры

http://rmvoz.ru/gallery/smirnov-rusetsky/1017
lu-chia
Сообщение #33 | Пн, 18.07.2016, 22:00
Группа: wing
Сообщений: 27503
Русский космизм и прогностика постнеклассической науки

Интеллект как демон Максвелла.


"Нет принципиально нерешимых
проблем, но есть проблемы,
которым наличный интеллект
несоразмерен".
В. Гарун.
В классической науке и в философской методологии утвердилось достаточно обоснованное, даже по-своему "выстраданное" представление об объективных законах как факторах, накладывающих абсолютные ограничения на возможные человеческие действия, и прежде всего - на осуществимые технические решения. Вместе с тем опыт двух последних столетий содержит массу свидетельств того, как зафиксированные учеными запреты раз за разом технически преодолевались без дискредитации тех законов природы, из которых запреты выведены.
Многотонные лайнеры бороздят воздушное пространство, а космические корабли уносят за пределы атмосферы аэробные организмы, не дискредитируя ни законов гравитации, ни законов химии или биологии. Миллионы телезрителей в Европе наблюдают прямые репортажи из Америки, не сомневаясь на этом основании в шарообразности Земли или в свойствах светового луча. Принципиальную неосуществимость тысяч уже привычных для нас технических эффектов легко доказал бы любой солидный ученый всего сотню лет назад (и, как известно, такие доказательства неоднократно приводились).
В данном отношении XX век отличается от предшествующих сотен, тысяч и миллионов лет разве что интенсивностью событий. Едва ли не каждая кардинальная инновация и в истории социальных технологий, и в истории технологий, выработанных живой природой, может быть представлена как преодоление запретов, налагаемых теми или иными физическими законами, без малейшего нарушения последних.
Осмыслению этого "парадокса интердиктивности" способствует анализ технического творчества на стыке термодинамики, кибернетической теории систем и гештальтпсихологии. Исходной моделью для такого анализа  послужил мысленный эксперимент, предложенный в 1871 году Дж.Г.Максвеллом. /36/.
Напомним, что великий физик, обсуждая закон возрастания энтропии и его возможные опровержения, представил наглухо закупоренный сосуд с газом, разделенный на две половины почти непроницаемой стеной. В стене имеется единственное отверстие, защищенное подвижной заслонкой, которой распоряжается разумное "существо" (названное впоследствии демоном Максвелла). Если демон станет пропускать из одной части сосуда в другую быстро летящие молекулы, а медленно летящие задерживать, то постепенно энтропия газа снизится: образовавшаяся разность температур создаст "из ничего" отсутствовавший энергетический потенциал.
Многолетние дискуссии привели к выводу, что нарушения закона здесь не происходит, так как на манипуляции с заслонкой демон должен затрачивать энергию, привнесенную извне сосуда, который, следовательно, не является закрытой системой. Но при этом не сразу удалось оценить по-настоящему оригинальный результат рассуждения Максвелла. А именно, он впервые сформулировал на физическом языке мысль о том, что субъект целенаправленного управления, используя наличную информацию, в принципе способен достигать полезного эффекта, сколь угодно превышающего в энергетическом выражении сумму затрат. В последующем было показано, что реально такая способность пропорциональна объему и качеству информационной модели.

В истории как биосферы, так и общества эта энерго-информационная зависимость служила неизменным мотивом эволюции моделирования как средства конкуренции между неравновесными системами за свободную энергию. Она же практически реализуется в любом инженерном решении постольку, поскольку задача состоит в целенаправленной организации хаотических (с точки зрения данной задачи) природных сил /11/. Онтологическую предпосылку для этого составляет неисчерпаемая сложность причинных связей физического мира и их внутренняя противоречивость. Человек выносит суждение о мире, оставаясь всегда в рамках исторически ограниченной когнитивной схемы, которая, бесконечно упрощая объективные зависимости, ставит пределы актуальным управленческим возможностям субъекта. На поверку, однако, каждый раз оказывается, что более объемная модель (выступающая "метасистемой" по отношению к прежней когнитивной системе) превращает в управляемые переменные те параметры ситуации, которые прежде выступали в качестве неуправляемых констант.
Посредством этого эвристического механизма человек на протяжении истории повышал уровень функциональной организации среды, а еще ранее живое существо упорядочивало физические процессы в биосфере согласно своим потребностям. Биота по отношению к доорганической среде, а затем культура по отношению к биоте играли роль максвелловского демона, отбирая полезные для себя факторы и по возможности отсекая вредные.
В перспективном плане раскрытие механизма, посредством которого преодолеваются объективные запреты, вытекающие из достоверно установленных природных закономерностей, исключает постулирование абсолютных пределов регуляторным возможностям интеллекта. Все ограничения такого рода действительны в рамках исторически конкретного знания, которое люди склонны абсолютизировать. Доказывая принципиальную нерешимость той или иной технической задачи, мы исходим из допущений об ограниченной сложности мира и о полноте нашей концептуальной модели. Подобные допущения были весьма характерны для классической науки (особенно для физики конца XIX века), но в модельной гносеологии они заведомо некорректны. Поэтому в парадигме постнеклассической науки получает косвенное подтверждение идея космистов о неограниченности технологических возможностей разума.
Поскольку абсолютные пределы управляемости очертить не удается, то логично допустить, что любые естественные пределы растущему влиянию носителя интеллекта теоретически устранимы. Этот вывод, в сочетании с выводом о наличии сквозных векторов универсальной эволюции (включая последовательно возрастающую роль субъектного фактора), может служить аргументом в пользу потенциальной бесконечности поступательного развития. Но он не дает гарантий реального будущего, поскольку хорошо известно, что активность разумного субъекта способна обернуться самоубийственными последствиями. Не выяснив причин данного обстоятельства, невозможно ориентироваться в действительном пространстве возможностей.
из статьи http://noogen.su/postneklass
lu-chia
Сообщение #34 | Пн, 18.07.2016, 22:04
Группа: wing
Сообщений: 27503
Несколько слов о Ноосфере
В.И. Вернадский

---------------------------------------------------------------
Издательство "Наука"
Источник: http://vernadsky.lib.ru/

---------------------------------------------------------------

Впервые опубликовано в журнале "Успехи современной биологии" (1944год, No. 18, вып. 2, стр. 113-120). Это последняя прижизненная
публикация В.И. Вернадского. Электронная версия подготовлена по
изданию в книге: В.И. Вернадский, Научная мысль как планетное явление,
Отв. ред. А.Л. Яншин, Москва, "Наука", 1991.
С.Мингалеев

---------------------------------------------

1. Мы приближаемся к решающему моменту во второй мировой войне. Онавозобновилась в Европе после 21-годового перерыва - в 1939 г. и длится
в Западной Европе пять лет, а у нас, в Восточной Европе три года. На
Дальнем Востоке она возобновилась раньше - в 1931 г. - и длится уже 13
лет.

В истории человечества и биосфере вообще война такой мощности,
длительности и силы небывалое явление.

К тому же ей предшествовала тесно с ней связанная причинно, но
значительно менее мощная, первая мировая война с 1914 по 1918 г.

В нашей стране эта первая мировая война привела к новой - исторически
небывалой - форме государственности не только в области экономической,
но и в области национальных стремлений.

С точки зрения натуралиста (а думаю, и историка) можно и должно
рассматривать исторические явления такой мощности как единый большой
земной геологический, а не только исторический процесс.

Первая мировая война 1914-1918 гг. лично в моей научной работе
отразилась самым решающим образом. Она изменила в корне мое
геологическое миропонимание.

В атмосфере этой войны я подошел в геологии к новому для меня и для
других и тогда забытому пониманию природы - к геохимическому и к
биогеохимическому, охватывающему и косную и живую природу с одной и
той же точки зрения.2


lu-chia
Сообщение #35 | Пн, 18.07.2016, 22:04
Группа: wing
Сообщений: 27503
8. Эмпирические представления о направленности эволюционного процесса- без попыток теоретически их обосновать - идут глубже, в XVIII в. Уже
Бюффон (1707-1788) говорил о царстве человека, в котором он живет,
основываясь на геологическом значении человека.

Пиркс
Сообщение #36 | Вс, 30.07.2017, 17:16
Группа: Летописец
Сообщений: 3301

Сам Ефремов считал себя воспреемником идей русского космизма и особенно ценил Вернадского и Циолковского, в апокриф вынося своё глубокое сочувственное изучение этической философии Рерихов. Идеи космизма не были для Ефремова модным увлечением или попыткой приобщиться к авторитетам, придать значимость собственной личности. Он пришёл к ним как выдающийся учёный-естественник, совершивший революционные открытия в своей области и создавший на стыке геологии и палеонтологии науку тафономию, повторив в этом синтезе путь всех лучших творцов русской науки ХХ века - от Вернадского до Гумилёва. Будучи доктором биологических наук, увлекаясь психологией, интересовался практически всеми областями знания, понимал неразрывное единство всех наук и настаивал на необходимости синтетических, междисциплинарных исследований. Сосредоточение не на науках, а на проблемах - это кредо Вернадского Иван Антонович воплотил всей своей жизнью.

Он не был эпигоном, подражателем «отцов космизма», повторяющим на все лады уже сказанное. Он был самостоятелен в своём творческом поиске, за ним стояла та полнота мыслительной деятельности, что в предельных своих проявлениях выплавляется в особую мудрость духа.

Именно духовная зрелость способна уберечь от поспешных спекуляций, а научная честность исследователя позволит избежать неверных ассоциаций, которые образуют стойкие клише, мешающие пониманию, позволит точно уловить границу допуска. Этими способностями обладал Иван Антонович в полной мере.

Он очень много писал о взаимодействии человека и космоса, и в этом отношении являлся космистом, но особенное внимание к социологической проблематике делало его мышление именно планетарным во всей полноте этого определения. Человек был для него неотделим от общества, а общество - от всей эволюции жизни на Земле. Он не выдвигал не охваченных мыслью абстрактных гипотез. А ведь при недостаточном знании жизни творчество легко вырождается в скороспелые выдумки, хотя бы и наполненные эзотерической терминологией.

Перед взором учёного проходили будоражащие картины эволюционного прошлого планеты, могучий диалектический ум неизбежно задавался вопросом о будущем и реальном положении настоящего. Ясно понимая увязанность биологии с психологией, он осмысливал их в контексте эволюции человека как вида.

http://noogen.su/kosmizm


Сообщение отредактировал: Пиркс - Вс, 30.07.2017, 17:34
lu-chia
Сообщение #37 | Вс, 30.07.2017, 19:42
Группа: wing
Сообщений: 27503
Да, мне до сих пор удивительно, что Ефремов - палеонтолог и геолог и одновременно космист - как так все у него сложилось единое целое - просто дух захватывает..

Ефремов обнаружил великое соответствие между эволюцией всей жизни на Земле и духовным развитием индивида.

Теория инфернальности... Или даже не теория - «свод статистических наблюдений над стихийными законами жизни и особенно человеческого общества», - как говорит Фай Родис, героиня романа «Час Быка».

Животные, накапливающие в геологическом времени приспособления к определённым экологическим нишам, оказывались тупиком развития при малейшем изменении окружающей среды или истощении кормовой базы. Чем совершеннее было приспособление, тем больше терялась независимость от внешних факторов. Вид вымирал. Способность выжить при выходе из ареала обитания - именно по этому критерию шёл отбор генетических мутаций. Наблюдая гигантские кладбища ископаемых животных, гекатомбы жертв на пути поиска универсальных качеств, Ефремов понял это особенно отчётливо.

Человек возник на стыке трёх ландшафтных зон - леса, степи и гор. Он явился наиболее оптимальным решением эволюции. Незавершённость и многофункциональность базовых приспособлений стала ответом на несколько миллиардов лет естественного отбора. Человек оказался пластичен в своей адаптации к миру. Большая часть рефлексов у него не закрепляется на генетическом уровне, а носит условный характер и может видоизменяться. Это динамичная саморазвивающаяся система без жёстких видовых программ.

Отсутствие узкой специализации компенсировалось развитием мозга, к этому же вела необходимость передавать накопленный опыт. Это, в свою очередь, было неизбежно при отсутствии поведенческих программ большой сложности. Выделившись таким образом из природы, человек при помощи более развитых чувств вскоре ощутил своё одиночество, уподобившись команде корабля, ринувшегося в неизведанные воды и вынужденного выживать в мире беспощадных штормов самостоятельно.

Ефремову стало ясно, что здесь проходит параллель с эволюцией самого человека как личности. Писатель проследил те же этапы на качественно ином уровне. Человек - существо двойственное, подчинённое, помимо законов физиологии, законам развития общества, - этой второй своей природы.

Но общество - создание людей, при его образовании не было миллионов проб и ошибок, посредством которых слепой природный процесс выбирает срединный путь. Закон усреднения в обществе превращается в направленное уничтожение малых чисел, то есть совершенства. Разумное существо не может уподобляться качественно более низкой структуре и брести наугад.

Человек, всецело растворяющийся в сопутствующей исторической ситуации, аналогичен животному. Приспособление к ограниченной, несовершенной системе ведёт к умножению недозрелого и гипертрофии однообразия. Поверхностная адаптация губила триллионы живых тварей, стоило пересохнуть болоту, выгореть лесу или зарасти лугу, где они жили. Так и в человеке бездумное подстраивание под существующие модели поведения порождает духовно незрелую личность, неспособную выйти за определённые временем рамки. При изменении общественной структуры слом жёстких стереотипов приводит к катастрофическим внутренним кризисам, которые оборачиваются «потерянными поколениями». Конечно, размышлял Ефремов, в каждом из нас две половины: одна рвётся к новому, другая бережёт прежнее и всегда рада вернуться к нему. Но никогда возвращение не достигает цели («Туманность Андромеды»).


Человек - это не только сумма знаний, но и сложнейшая архитектура чувств. Только с помощью острых чувств можно воспринять мир во всей его красочности и глубине, а богатство чувственного мира предполагает сильное здоровое тело - предохранитель от перегрева сердца. Этот предохранитель без вредных последствий растворяет избытки нервных впечатлений; в свою очередь, сильные чувства обязательно окрашены эротически и здесь уже развитый мозг тормозит животную необузданность. Творческое противоречие, заключённое в человеке, сводит воедино и ставит во взаимную зависимость плодотворность разумной деятельности и эмоциональную насыщенность, связывая их через высокий уровень жизненной энергии. Не может пламя полыхать в бумажном стаканчике, но и бессмысленна косная масса пустого сосуда.
lu-chia
Сообщение #38 | Пн, 31.07.2017, 20:36
Группа: wing
Сообщений: 27503
К вящему сожалению, это имя, наряду с именами остальных русских космистов, вспоминают лишь изредка – во время академических конференций и в узких научных дискуссиях. Целая когорта выдающихся представителей отечественной культуры (а столь масштабные учёные, как Богданов, Умов, Обручев, Вернадский, Чижевский, Ефремов – явление общекультурное) не освящает своим авторитетом поиск будущего России, не является духовным ориентиром нового поколения. У государственных мужей иные планы…

Речь идет об Александре Чижевском http://noogen.su/rusleonardo

И в свете нашего интереса к открытым системам и философии конца 19 века, и прочее, Чижевский оказывается замечательно разносторонним по интересам и глубине охвата проблемы что ли.. Он был биофизик, основоположник гелиобиологии ( влияние Солнца на организмы), философ, поэт, художник

Что человеку гибель мирозданья –
Пусть меркнет неба звёздная порфира:
Страшитесь же иного угасанья:
Мрак разума ужасней мрака мира!

А. Л. Чижевский
http://noogen.su/rusleonardo
Стихи:

ГИППОКРАТУ

Ночные небеса в сиянье тайном звезд
Роднят меня с тобой сквозь бег тысячелетий.
Все те ж они, как встарь. И те ж миллиарды верст
Разъединяют нас. А мы – земные дети –
Глядим в ночной простор с поднятой головой,
Хотим в сиянье звезд постичь законы мира,
Соединив в одно их с жизнью роковой
И тросы протянув от нас до Альтаира.
Я, как и ты, смотря на лучезарный хор,
Стараюсь пристально проникнуть в сочетанья
Живой мозаики, хочу понять узор
Явлений жизненных и звездного сиянья.
Для нас с тобою мир – родное существо,
Столь близкое душе, столь родственно-простое,
Что наблюдать за ним – для мысли торжество,
И радостно будить молчанье вековое
В туманностях, во мглах, во глубине земной
И в излучениях – солярном или звездном,
Вскрывать покрытые глухою пеленой
Перед невеждами – космические бездны.
Для нас едино – всё: и в малом и большом.
Кровь общая течет по жилам всей вселенной.
Ты подошел ко мне, и мыслим мы вдвоем,
Вне всех времен земных, в отраде вдохновенной
И вне пространств земных. Бежит под нами мгла,
Стихии движутся в работе повсеместной,
Бьет хаос в берег наш; приветлива, светла,
Глядится жизнь сама из глубины небесной.
И явственно сквозь бег измышленных времен
И многомерные, крылатые пространства
Пронизывает мир незыблемый закон –
Стихий изменчивых под маской постоянства,
И вот редеет мгла. Из хаоса стремят
Формотворящие строительные токи,
Иные времена иным мирам дарят
И утверждают их движения на сроки.
И в созиданиях мы чувствуем полней
Взаимодействие стихий между собою –
И сопряженное влияние теней,
Отброшенных на нас вселенскою борьбою.
Мы – дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитыми в одном,
Что в каждой точке мир – весь мир сосредоточен…
И жизнь – повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества – от края и до края
Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,
Страдает и горит, нигде не умолкая.

(1915)

http://чижевский.рф

http://cosmizm.ru/predsta....hevskij

https://kot.sh/statya/4479/zemlya-v-obyatiyah-solnca

В общем, пусть будет, по-тихоньку разберемся
Пиркс
Сообщение #39 | Пн, 31.07.2017, 22:10
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Согласно философии научного космизма, Земля и человек - открытые системы, они существуют не сами по себе, изолированно от космоса, но всячески связаны с ним, подвержены непознанным пока влияниям космических объектов и представляют собой этап развития материи, общий для всего мироздания.

«Мы привыкли придерживаться грубого и узко антифилософского взгляда на жизнь как на результат случайной игры только земных сил. Это, конечно, неверно. Жизнь же, как мы видим, в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли. Она живёт динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца – этой грандиозной совокупности туманностей, звёзд, Солнца и планет» [1, c.18].

Взгляд для науки совершенно новый, поражающий своей дерзостью и стремлением охватить всю необъятность мира, с другой стороны – едва ли не банальный, ибо истине: «Человек – микрокосм» немало веков. Но проблема в том, что «…мы так привыкли к жалкой посредственности, что великие истины ослепляют нас, как Солнце, если посмотреть прямо на него» [1, c.165].

Подобно Копернику, Чижевский разрушал геоцентризм и завершил этот процесс в его последнем укрытии – науках о человеке и жизни. Перед ним открылся образ поверхности нашей планеты как отражения, в которое, как в зеркало, упирается Солнце своим светоносным взором. И всякое изменение в солнечном настроении немедленно отражается в том, что происходит в тонкой плёнке биосферы, окутывающей небольшой холодный каменный шар, наматывающий миллиарды кругов вокруг этого сверхпристального пылающего ока.

В марте 1918 года (всего-то в 21 год!) он защитил в МГУ докторскую диссертацию, суть которой которая спустя 6 лет была оформлена в брошюру «Физические факторы исторического процесса». Оппонентами были знаменитые историки Платонов и Кареев.

Суть открытия заключалась в том, что происходящие примерно каждые 11 лет солнечные выбросы оказывают прямое воздействие на психику, на поведение людей. Дополнительная солнечная энергия электризует, динамизирует процессы, играя роль катализатора. Да и не удивительно – нас отделяют от Солнца всего лишь сто девять его диаметров; в качестве модели можно представить себе крупный апельсин и на расстоянии пятнадцати метров – миллиметровая в диаметре бусина.

Именно на эти 2-3-летние промежутки максимальной солнечной активности приходятся начала основных событий, изучаемых нами в истории, – войн, революций, волнений людей, восстаний… При этом вовсе не обязательно, что в эти годы будет происходить что-то страшное. Но обязательно будет что-то происходить. Страшное происходит, когда человек оказывается игрушкой в руках непознанного. Дело же и призвание человека разумного – узнав о закономерности, соответствующим образом подготовиться к переработке дополнительной энергии.

«А почему бы не попытаться нам наполнить импульс, идущий из космических глубин, нужным нам, вполне нами продуманным содержанием?» [2, c.682].

Одной из интересующих учёного областей была телепатия. Знакомство с дрессировщиком Дуровым и психиатром Бехтеревым, наблюдение за соответствующими экспериментами, произвели на него неизгладимое впечатление.

Мыслитель понимал, что усвоение человеком, личностью космической энергии – оборотная сторона серьёзного исследования космоса, которое, в свою очередь, неизбежно. Бессмысленно подходить к новым явлениям со старым вооружением. Первое же вооружение человека – это его душа. Чижевский не знал о трудах Рерихов, наполненных призывами обратить самое пристальное внимание на психическую энергию и расширение сознания. Но идеи недаром «витают в воздухе». То, что актуально, рождается одновременно в головах у многих талантливых, открытых новому веку людях.

«Потенциал человеческой фантазии неисчерпаем. Но совершенно невообразимо, какую энергию должна будет развить психика, чтобы приучить себя к бездонным просторам Космоса, к его черноте с колючими звёздами, к беспредельному одиночеству в нём» [1, c.40].

Сиянье звёзд – для сердца утешенье!

Минует всё: и жизнь, и жизни беды,

А новое чужое поколенье

Увидит также слёзы Андромеды!

И в час ночной, когда в покрове белом

Луна-фантом взошла – и помертвела –

Над одиноким позабытым телом

Затеплится зелёная Капелла.

И меж тобой и Космосом эфирным

Возникнут гармонические хоры,

Приветствуя сочувствием всемирным

Тебя, о перл Великого Скульптóра!

Это стихотворение написано Александром Леонидовичем почти за полвека до выхода в свет знаменитого романа другого выдающегося мыслителя-космиста – Ивана Антоновича Ефремова, который был младше Чижевского всего на 10 лет, но представлял собой уже совершенно иное поколение. Роман, публиковавшийся одновременно с запуском первого спутника (обоим сегодня ровно полвека), был назван «Туманность Андромеды»; в нём земляне ноосферного будущего в числе прочего посылают звездолёт осваивать новую планету – в систему зелёной звезды…



Сообщение отредактировал: Пиркс - Пн, 31.07.2017, 22:29
lu-chia
Сообщение #40 | Вт, 01.08.2017, 19:19
Группа: wing
Сообщений: 27503
Читаешь, и душа разворачивается ..
Как у них так получилось ??

Чижевский -биофизик , а Фёдоров.. Фёдоров - религиозный мыслитель , философ, и именно его считают родоначальником космизма, и вот , 5-4 года назад его работ в сети не было. Только чьи-то косвенные описания , но раз появились работы Чижевского , может и Фёдоровское что-то есть. .
Посмотрю..

И протуберанцы бурлят, очень похоже на одну океаническую планету , так я себе представляла в динамике если.. а тут же плазма
Ракурсы » Вселенная » Следы звезд » Русский космизм
  • Страница 2 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 6
  • 7
  • »
Поиск: