Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Время » Многомерности. Синергетика. Футурология » Теория реальной конкуренции
Теория реальной конкуренции
lu-chia
Сообщение #1 | Пт, 15.10.2021, 17:41
Группа: wing
Сообщений: 27586
Теория реальной конкуренции 

«Вместо того, чтобы начинать с какого-то идеализированного мира, я начал с реальных наблюдений»
А. Шейх 

Центральной темой последних работ профессора Анвара Шейха стало развитие адекватной основы для анализа современной капиталистической экономики, опираясь на марксистский инструментарий. Другими словами, он отвергает неоклассический подход, который начинается с «идеальных фирм, идеальных индивидов, совершенных знаний, рациональных ожиданий и т. д.». Вместо этого Шейх начинает с реального человеческого поведения вместо так называемого «экономического человека» и с концепции «реальной конкуренции», а не «совершенной конкуренции». 

Данная теория показывает, что и спрос, и предложение зависят от прибыльности и взаимодействуют не по закону Сэя и не по кейнсианским принципам, а основываются на марксистской теории стоимости.

Шейх пишет, что капиталистическую экономику следует рассматривать не как «совершенную» рыночную экономику с сопутствующими ей «несовершенствами», а как взаимодействие индивидуальных капиталов, соревнующихся за получение прибыли и доли на рынке. Монополия не должна противопоставляться конкуренции. Реальная конкуренция — это борьба за снижение затрат на единицу продукции с целью увеличения прибыли и контролируемой доли рынка. В реальном мире существуют капиталы с разной степенью монопольной власти, конкурирующие и постоянно меняющиеся, поскольку монопольная власть утрачивается с появлением новых участников рынка и новых технологий, сокращающих затраты. Реальная конкуренция — это бесконечная борьба за монопольную власть (доминирующее положение на рынке), которая никогда не будет успешной полностью или навсегда. 

Фирмы в рамках отрасли борются за привлечение потребителей. Их цены и реклама выполняют две важные функции: они перетягивают потребителей от других фирм и привлекают новых клиентов на рынок в целом. Сокращение затрат становится главной задачей, поскольку цены в конечном итоге ограничиваются затратами. Затраты, в свою очередь, зависят от продолжительности и интенсивности рабочего дня, заработной платы, выплачиваемой рабочим, и используемых технологий. Следовательно, борьба между капиталом и трудом за заработную плату и условия труда имманентна стремлению к прибыли. То же самое и с техническими инновациями, основная цель которых — снижение затрат. 

Фирмы устанавливают пробные цены, чтобы привлечь потребителей и ослабить конкурентов. Перетекание покупателей к продавцам с более низкими ценами вынуждает фирмы поддерживать свои цены, скорректированные с учётом таких затрат, как транспортные расходы и местные налоги, близкими друг к другу. 

Важно различать количество капиталов и количество фирм в экономике. Общая производственная мощность в отрасли зависит от количества капиталов, которое может быть изменено путём изменения размера существующих фирм или изменения количества фирм. Важным моментом является то, что возможности получения прибыли не только мотивируют новые фирмы входить в отрасль, но также мотивируют существующие фирмы увеличивать свой капитал. Различие между фирмами и капиталами важно, потому что фирмы устанавливают цены, но условия функционирования капиталов определяют затраты.

Отдельные фирмы самостоятельно устанавливают цены, но конкуренция со стороны других фирм связывает эти цены вместе с учётом транспортных расходов, налогов и затрат на поиск клиентов. Это создает среднюю цену в каждой отрасли. Однако текущие технические изменения означают, что отдельные производства имеют разные затраты. Поэтому тот же процесс, который выравнивает цены, также приводит к выравниванию нормы прибыли. Преимущество в этой постоянной борьбе за долю рынка достается фирмам с наименьшими затратами. 

Поскольку более низкие затраты на единицу продукции связаны с большим размером предприятия (объёмом производства, капиталом) и/или капиталоёмкостью, выравнивание цен в отрасли приведёт к положительной корреляции между нормой прибыли и объёмом производства, капиталом и/или капиталоёмкостью (именно это и обнаруживают большинство исследований, что показано в главе 7, таблице 7.9 нижеприведённой книги). Это необходимое следствие конкуренции внутри отрасли в условиях эндогенно генерируемых технических изменений. 

Однако, в ортодоксальной теории такая корреляция будет интерпретироваться как свидетельство «несовершенства» конкуренции. Виной всему является само понятие «совершенная конкуренция». 

Конкуренция внутри отрасли вынуждает отдельных производителей устанавливать цены, которые удерживают их в игре, точно так же, как заставляет их снижать затраты, чтобы они могли снизить цены для эффективной конкуренции. Издержки можно снизить за счёт сокращения заработной платы и увеличения продолжительности или интенсивности рабочего дня или, по крайней мере, за счёт снижения роста заработной платы по сравнению с ростом производительности. Но фирмы должна бороться и с реакцией труда, поэтому технические изменения становятся центральным средством в долгосрочной перспективе. 

Реальная конкуренция порождает определенные закономерности. Цены, устанавливаемые разными продавцами в одной и той же отрасли, примерно уравниваются за счёт мобильности покупателей в сторону более низких цен, а нормы прибыли от новых инвестиций в разные отрасли примерно уравниваются за счёт мобильности капитала в сторону более высоких норм прибыли. Классическое понятие турбулентного равновесия сильно отличается от традиционного понятия равновесия как состояния покоя. Спрос и предложение играют определённую роль в процессе, но не в конечном результате, поскольку и на то, и на другое влияют снижение цен, а также вход и выход фирм. Важным моментом является то, что выравнивание цен и нормы прибыли является квинтэссенцией возникающих свойств, непреднамеренных результатов постоянной борьбы за большую прибыль. 

В теории реальной конкуренции регулирующим капиталом является тот, у которого наименьшая удельная стоимость (термин «стоимость» определяется как сумма удельной заработной платы, материалов и амортизации). В реальной конкуренции фирмы сталкиваются с нисходящими кривыми спроса, устанавливают цены, имеют разные издержки и делятся на регулирующие и регулируемые капиталы. Интенсивность конкурентной борьбы не зависит от количества фирм, их масштаба или коэффициента «концентрации» отрасли. Из теории следует, что рыночные цены на определённый продукт будут отличаться в определённых пределах и будут реагировать на спрос и предложение посредством периодических корректировок, а не плавной гибкости. 

Напротив, если все фирмы одинаковы и хорошо информированы, как утверждает теория совершенной конкуренции, они должны знать, что они похожи и что, когда одна из них реагирует на какой-то сигнал рынка, все остальные будут делать это точно так же и в одно и то же время. В этом случае увеличение производства у одного — это увеличение у всех, что приведёт к снижению рыночной цены. Из этого следует, что в условиях совершенной конкуренции каждая фирма должна знать, что она сталкивается с нисходящей кривой спроса. И наоборот, предполагать, что совершенно конкурентоспособные фирмы считают, что их кривая спроса горизонтальна, значит предполагать, что их ожидания иррациональны. Теория совершенной конкуренции внутренне противоречива, потому что она требует, чтобы фирмы придерживались иррациональных ожиданий. 

Более подробно о теории реальной конкуренции, с расчётами и эмпирическими данными (а также о многих других аспектах современной марксистской экономики), можно прочитать в прикреплённой работе А. Шейха — «Капитализм: конкуренция, конфликт, кризис» (2016 г.).
Ракурсы » Время » Многомерности. Синергетика. Футурология » Теория реальной конкуренции
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: