Человечество - корковая структура земли? По аналогии с корой мозга- самая мобильная, но уязвимая, плюс -самое позднее образование
Вектор, кто задает сам вектор? Есть ли глобальная управляемлсть, или только видимость
Существуют ли все формы уже сразу и изначально, возможно ли чтото новое в принципе. Говорят, что никакую нов форму человек придумать не в состоянии - только компановать уже имеющиеся, очень похоже на правду
Прочла, что способности к обучению, языку и прочему заложены генетически - вообще то заложены , как признак вида. Какую работу выполняют гены , не при передаче на следственных признаков, а в текущей жизни- для обновления клеток, при встрече с вирусами и прочими трудностями - но это вылезает то что есть , а еще?
Что в психике отвечает за мечты? Не те, которые материальные, а нереальные? Фантазии это что? Расцвечиваниеи повседневности , творчество в начальной стадии , или большее?
Нагваль сугубо индивидуален, это не междумирье, не коридор, не сумрак, не астрал
Память, сознание инструменты . Для чего? Если мозг, точнее сознание имеет модульный характер, откуда взяло ь утверждение, что нельзя одновременно эмоционировать и думать ?
Зеркальные нейроны - повторяют увиденное , эталонные сравнивают.. Не. Ничего одинакового, но есть типичное..
А.. Гравитация.. Кокон планеты, покрытыймкоконом звезды , и перкрытый коконом галактики. Какая то минигравитация
Но оказалось, что создание все более сложных и эффективных компьютеров не ведет к пониманию биологических систем. Стало ясно, что, как подчеркивает известный английский нейрофизиолог Стивен Роуз, сравнение мозга с компьютером несостоятельно, потому что мозг работает не с информацией в компьютерном понимании этого слова, а со смыслом, или значением. Чтобы понять, как работает мозг, нужно было идти не от моделей, а изучать алгоритмы его работы и биологические основы нейрофизиологии. Объяснить механизмы функционирования мозга, в частности памяти, стало возможно только в результате развития генетики и открытия «двойной спирали». Многие специалисты считают, что исследования принципов работы мозга и биологии разума должны сыграть в первой половине XXI века такую же роль, какую исследования генов и химии жизни сыграли во второй половине XX века, потому что они создают общую естественнонаучную платформу для понимания процессов и результатов человеческой интеллектуальной деятельности.
— Вы сказали, что занимаетесь сознанием. А что такое сознание с точки зрения нейробиологии?
— По образованию я специалист по высшей нервной деятельности, но что такое сознание — для меня загадка. У Алексея Михайловича Иваницкого есть такое определение: «Сознание человека есть, по существу, его жизнь, состоящая из бесконечной смены впечатлений, мыслей и воспоминаний». Самое распространенное определение: сознание — это противоположность бессознательному состоянию. Довольно глупо: по кругу получается. Но всем понятно, что бессознательное состояние легко дифференцировать. Все остальное — сознательное. По сути, считается, что сознательное состояние — это когда человек или животное выделяет себя из внешней среды. Хотя для животных характерно полное слияние с внешней средой, они себя не видят со стороны. Поэтому в зеркале животные воспринимают себя как внешнюю среду. — То есть они не узнают себя в зеркале?
— Не узнают. Большинство. Некоторые особи почему-то могут это делать. Может быть, они самые умные. Говорят же, что умная ворона гораздо умнее глупой собаки. Действительно, это так, есть исключительные врановые птицы. Дети где-то с трех-четырех лет себя начинают узнавать в зеркале, то есть они выделяют свое существование как отдельное — считается, что это и есть появление сознания. Но это все довольно зыбко, непроверяемо. — Значит, Войно-Ясенецкий, хирург и священник, был прав, когда говорил: «Я много раз оперировал мозг, но никогда не видел там ума»?
— Да-да. Ум увидеть невозможно, это порождение работы мозга. А память, именно память, она как-то кодируется в мозге, изменение состояния памяти можно наблюдать в конкретных материальных изменениях — молекулярных, белковых. То есть для памяти можно найти какие-то корреляторы. Сейчас считается, что основной коррелятор памяти — изменение эффективности связей между нервными клетками в конкретных местах, а информация — процесс активации этих связей. Как в радиоприемнике активируются его детали, и на выходе получается музыка. Так же, «на выходе», у человека получается разум, мысль, какое-то действие, активность. Но как нельзя сказать, что музыка находится в приемнике, так нельзя сказать, что в мозге находится мысль. А качество информации и действия зависит от эффективности связей в мозгу.Поскольку наша память носит долговременный характер, ясно, что в ее основе лежат какие-то механизмы, которые могут изменяться надолго и, соответственно, определять качество памяти. Основная проблема в том, что все белковые молекулы нашего организма не живут больше трех-четырех дней — они разлагаются на составляющие и замещаются новыми. И если память хранится в каких-то молекулах, то через несколько дней они исчезают. А память, как известно, сохраняется годами, десятилетиями. То есть в мозгу должен быть механизм самоподдержания памяти, какая-то перезапись на другие молекулы. И это самая большая загадка, которая до сих пор еще окончательно не решена. Лишь в последние пять-шесть лет наметился ответ на вопрос, что же сохраняется в мозге, и показан возможный молекулярный механизм самоподдержания памяти. Оказалось, что хотя появившиеся в результате обучения белковые молекулы и разрушаются, они успевают за время своей короткой жизни самовоспроизвестись. То есть изменение, произошедшее в мозгу в процессе запоминания, сохраняется. На сколько? Пока экспериментально можно показать, что буквально на несколько месяцев.
— А прионоподобные белки, на которых, как утверждает нейробиолог Эрик Кандель в своей книге «В поисках памяти», основана долговременная память?
— Это одна из гипотез, она, скажем так, мало доказана. Роль прионоподобных белков непонятна. Они действительно способны превращать гомологичные им нормальные клеточные белки в себе подобные, то есть воспроизводиться, и концентрируются именно в синаптических контактах, но как они влияют на эффективность синапсов, пока не установлено. На сегодня все больше данных, что прионоподобные белки связаны с доставкой рецепторов в мембрану определенных белковых молекул, а чем их больше в определенных местах, тем выше эффективность связи между клетками. Американский нейробиолог Тодд Сэктор сообщает о другом возможном механизме — атипичном ферменте, который работает постоянно и способен самовоспроизводиться. То есть если его количество увеличилось в каком-то одном синаптическом контакте, то он самовоспроизводится именно в нем и остается надолго, если не навсегда. И оказывается, этот фермент контролирует многие другие белки, в том числе прионоподобные. Из сочетания этих двух гипотез, возможно, и родится ответ на вопрос, как кодируется память. — И ум, и память нужны человеку, чтобы в каждой новой жизненной ситуации, используя опыт прошлого, принимать какие-то решения. А как работает мозг, когда человек принимает решения?
— Моя кандидатская 1977 года называлась «Нейроны, принимающие решения», так что работа мозга по принятию решений — это предмет моих многолетних исследований. В человеческом мозгу это устроено достаточно сложно, но процесс принятия решений можно изучать и на низших животных. Я занимался этим на моллюсках. У них есть нейроны, очень крупные, которые управляют процессом втягивания щупальцев при внешнем воздействии. Моей задачей было понять, где принимаются решения. Оказалось, это происходит не в этих нейронах, что было очень неожиданно. Оказалось, в мозгу есть центры, отдельные клетки, их немного, но они есть у человека, у других животных, которые получают информацию абсолютно от всех нейронов, и это и есть центр принятия решений. Более того, они еще подвержены гормональному влиянию. Эти гормональные влияния могут моделировать уровень реакции, от нуля до единицы, которая и определяет поведение. Эти результаты я изложил еще в 1978 году в своей статье «Концепция команды нейронов». И с тех пор все работают по этой модели
.— То есть в мозгу существует какая-то иерархия нейронов?
— Совершенно точно. Один рецептор реагирует только на то, что приходит к нему, остальное его не касается. Нейроны, принимающие решения, расположены глубоко в мозгу, потенциально к ним может поступить абсолютно любая информация, возникающая в ходе обучения. Но чтобы она поступала, в мозгу должен сформироваться соответствующий новый путь, что и происходит, если это нужно для выживания. А такое понимание возникает при неоднократном соответствующем воздействии. Нейроны, ранее не получавшие информацию, после обучения начинают ее получать.
Я не хотел бы, чтобы это рождественское письмо звучало слишком наставительно, в духе Де Амичиса, и проповедовало бы любовь к нашим ближним, родине, человечеству и тому подобным вещам. Ты не стал бы к этому прислушиваться (ты уже взрослый, а я слишком стар), так как система ценностей настолько изменилась, что мои рекомендации могут оказаться неуместными.
Итак, я хочу дать только один совет, который может пригодиться тебе на практике сейчас, когда ты пользуешься своим планшетом. Я не стану давать тебе совет не заниматься этим из страха показаться глупым стариком. Я ведь и сам им пользуюсь. В крайнем случае, могу посоветовать тебе не задерживать внимание на сотнях порнографических сайтов, демонстрирующих сексуальные игры между людьми, между человеком и животными. Не верь, что сексуальные отношения сводятся к этим довольно монотонным действиям. Эти сцены задуманы, чтобы удержать тебя дома вместо того, чтобы пойти и познакомиться с реальными девушками. Предполагаю, что ты гетеросексуален, в противном случае прими мои рекомендации в приложении к твоей ситуации, но смотри на девочек в школе или на игровых площадках, потому что они лучше телевизионных персонажей и когда-нибудь подарят тебе большую радость, чем девушки online. Верь мне, потому что у меня больше опыта (если бы я только наблюдал за сексуальными играми по компьютеру, твой отец никогда бы не родился, да и тебя бы не было).
Но я не об этом хотел с тобой говорить, а о болезни, которая поразила твое и предыдущее поколение, которое уже учится в университетах. Я говорю о потере памяти.
Это правда, что если ты захочешь узнать, кто такой Карл Великий или где находится Куала-Лумпур, то ты сможешь нажать на кнопку и тотчас узнать все из интернета. Делай это, когда тебе нужно, но, получив справку, старайся запомнить ее содержание, чтобы не искать вторично, когда эти знания тебе понадобятся в школе, например. Плохо то, что понимание того, что компьютер может в любой момент ответить на твой вопрос, отбивает у тебя желание запоминать информацию. Этому явлению можно привести следующее сравнение: узнав, что с одной улицы до другой можно добраться на автобусе или метро, что очень удобно в случае спешки, человек решает, что у него больше нет необходимости ходить пешком. Но если ты перестанешь ходить, то превратишься в человека, вынужденного передвигаться в инвалидной коляске. О, я знаю, что ты занимаешься спортом и умеешь управлять своим телом, но вернемся к твоему мозгу.
Память подобна мускулам твоих ног. Если ты ее перестанешь упражнять, то она станет дряблой, и ты (будем говорить без обиняков) превратишься в идиота. Кроме того, все мы в старости рискуем заболеть болезнью Альцгеймера, и один из способов избежать этой неприятности заключается в постоянном упражнении нашей памяти.
Вот в чем заключается мой рецепт. Каждое утро выучивай какое-нибудь короткое стихотворение, как заставляли нас делать в детстве. Можно устраивать соревнование с друзьями на лучшую память. Если тебе не нравится поэзия, то ты можешь запоминать состав футбольных команд, но ты должен знать игроков не только команды Римского клуба, нo и игроков других команд, а также их состав в прошедшие времена (представь, что я помню имена игроков Туринского клуба, бывших на борту самолета, потерпевшего крушение на холме Суперга: Бачигалупо, Балларин, Марозо и так далее). Состязайтесь в том, кто лучше помнит содержание прочитанных книг (кто был на борту «Испаньолы», отправившейся на поиск острова сокровищ? Лорд Трелони, капитан Смоллетт, доктор Ливси, Джон Силвер, Джим…) Выясни, помнят ли твои друзья имена слуг трех мушкетеров и д’Артаньяна (Гримо, Базен, Мушкетон и Планше)… А если ты не хочешь читать «Трех мушкетеров» (хотя ты не знаешь, что при этом теряешь), то проделай подобную игру с той книжкой, которую ты прочел.
Это кажется игрой, да это и есть игра, но ты увидишь, как твоя голова наполнится персонажами, историями и самым разными воспоминаниями. Ты спросишь, почему когда-то компьютер называли электронным мозгом. Это потому, что он был задуман по модели твоего (нашего) мозга, но у человеческого мозга - больше связей, чем у компьютера. Мозг - это такой компьютер, который всегда с тобой, его возможности расширяются в результате упражнений, а твой настольный компьютер после продолжительного использования теряет скорость и через несколько лет требует замены. А твой мозг может прослужить тебе до 90 лет, и в девяносто лет, если ты будешь его упражнять, ты будешь помнить больше, чем помнишь сейчас. Он к тому же бесплатный.
Потом есть еще историческая память, которая не связана с фактами твоей жизни или с тем, что ты прочитал. Она хранит те события, которые случились до твоего рождения.
Сегодня, если ты отправляешься в кинотеатр, ты должен прийти к началу фильма. Когда фильм начинается, то тебя как бы все время ведут за руку, объясняя, что происходит. В мои времена можно было войти в кинотеатр в любой момент, даже в середине фильма. Множество событий случалось до твоего прихода, и приходилось домысливать то, что происходило ранее. Когда фильм начинался сначала, можно было увидеть, правильна ли твоя реконструкция. Если фильм нравился, то можно было остаться и посмотреть его еще раз. Жизнь напоминает просмотр фильма в мои времена. Мы рождаемся в момент, когда уже произошло множество событий на протяжении сотен тысяч лет, и важно понять, что же случилось до нашего рождения. Это нужно для того, чтобы лучше понять, почему сегодня происходит столько новых событий.
Сегодня школе (помимо твоего собственного круга чтения) следовало бы научить тебя запоминать то, что случилось до твоего рождения, но ей это плохо удается. Различные опросы показывают, что сегодняшняя молодежь, даже и университетская, рожденная в 1990 году, не знает, а, может быть, не хочет знать о том, что происходило в 1980 году, уже не говоря о том, что было 50 лет тому назад. Статистика говорит, что когда молодых людей спрашивают, кто такой Альдо Моро, то они отвечают, что он возглавлял «Красные бригады», а ведь он был убит членами этой подпольной леворадикальной организации.
Деятельность «Красных бригад» для многих остается тайной, а ведь они присутствовали на политической сцене всего лишь тридцать лет тому назад. Я родился в 1932 году, через десять лет после прихода фашистов к власти, но я знал, кто был премьер-министром во времена марша на Рим. Может быть, в фашистской школе мне рассказали о нем, чтобы объяснить, каким глупым и плохим был этот министр («трусливый Факта»), смещенный фашистами. Пусть так, но я знал об этом. Но оставим в стороне школу. Сегодняшняя молодежь не знает артисток кино двадцатилетней давности, а я знал, кто такая Франческа Бертини, снимавшаяся в немом кино за двадцать лет до моего рождения. Может быть, так было, потому что я листал старые журналы, сваленные в кладовке нашего дома. Я и тебе предлагаю перелистывать старые журналы, потому что это помогает понять то, что происходило до твоего рождения.
Но почему так важно знать о событиях далекого прошлого? Потому что часто подобные знания помогают понять ход сегодняшних событий и в любом случае, как знание состава футбольных команд, помогают обогатить нашу память.
Учти, что ты можешь тренировать свою память не только с помощью книг и журналов, но и с помощью интернета. Он пригоден не только для того, чтобы болтать с твоими друзьями, но и для изучения мировой истории. Кто такие хетты и камизары? Как назывались три корабля Колумба? Когда вымерли динозавры? Был ли штурвал на Ноевом ковчеге? Как назывался предок быка? Сто лет тому назад водилось больше тигров, чем сейчас? Что ты знаешь об империи Мали? Кто рассказал о ней? Кто был вторым Папой в истории? Когда был создан Микки Маус?
Я мог бы продолжать задавать вопросы до бесконечности, и они стали бы прекрасными темами для исследования. Все это надо помнить. Наступит день, и ты состаришься, но ты будешь чувствовать, что прожил тысячу жизней, как если бы ты участвовал в битве при Ватерлоо, присутствовал при убийстве Юлия Цезаря, побывал в том месте, где Бертольд Шварц, смешивая в ступке различные вещества в попытке получить золото, случайно изобрел порох и взлетел на воздух (и так ему и надо!). А другие твои друзья, не стремящиеся обогатить свою память, проживут только одну собственную жизнь, монотонную и лишенную больших эмоций.
Наталья Бехтерева «Не люблю, когда человеческий мозг сравнивают с компьютером»
- Если посмотреть на карту мозга, какая часть его изучена, а какая нет? - Мы знаем многое об организации движений. Мы знаем уже некоторые общие принципы организации мышления, эмоций. Не говоря уже о том, что достаточно хорошо изучена такая функция головного мозга, как руководство всей внутренней сферой организма. Но вот чего мы пока не знаем и даже не видим пути к тому, чтобы это узнать - можно ли когда-нибудь будет на основе объективных данных понять, о чем думает человек. - Народные целители утверждают, что при лечении заболеваний можно добиться хороших результатов, воздействуя на подкорку головного мозга с помощью внушения. Как вы к этому относитесь? - В общем, так: те целители, которые могут вызывать к жизни собственные возможности человека, способны помочь. Если человеку, оказавшемуся в сложной ситуации, чуть-чуть помогли себя самого поднять, то ничего плохого в этом нет. Врачи лечат, и вылечивают бесконечное количество больных. Целитель же, обладающий даром внушения в лучшем случае вылечивает одного из тысячи. Лучше вообще обходиться без них. Только на целителей полагаться опасно - можно прозевать что-то серьезное и тогда будет поздно. - Наталья Петровна, наших читателей интересует природа сновидений. Верить ли сонникам, которые, как многие полагают, способны предсказывать будущее? - Как правило, сновидения не имеют отношения к будущему, поэтому к сонникам не стоит относиться всерьез. Но в моей жизни было несколько сновидений, которые оказались пророческими. Причем одно из них было невероятно пророческим, вплоть до деталей. Это был сон о смерти моей матери. Мама была жива-здорова, отдыхала на юге, незадолго до этого я получила от нее хорошее письмо. А во сне, причем я заснула днем, мне приснилось, что ко мне пришел почтальон с телеграммой, в которой сообщалось, что мама умерла. Я еду на похороны, встречаю там людей, которых я раньше никогда не видела, здороваюсь с ними, называю их по именам - это все во сне. Короче говоря, несмотря на то, что я была твердо уверена в том, что мне надо лететь к маме, меня отговорили от этого. Ну а дней через десять все произошло именно так, как это было в моем сне. Причем до мельчайших подробностей. Например, я уже давным-давно забыла слово сельсовет, оно мне просто никогда не было нужно. Во сне же я искала сельсовет, и наяву мне пришлось его искать - вот такая история. Это было лично со мной, но я не единственная. Есть немало других случаев пророческих сновидений и даже научных открытий во сне. Например, открытие Менделеевым периодической системы элементов. - Как вы сами объясняете это? - Вы знаете, объяснить это нельзя. Лучше не мудрить и сказать прямо: так как это никаким из современных научных способов объяснению не подлежит, придется предположить, что будущее дано нам заранее, что оно уже существует. И мы можем, хотя бы во сне, войти в контакт то ли с высшим разумом, то ли с Богом - с Кем-то, кто владеет знанием об этом будущем. С более определенными формулировками мне бы хотелось подождать, потому что успехи технологического направления науки о мозге так велики, что может быть откроется еще что-то такое, что позволит пролить свет и на эту проблему. К обсуждению этой темы мы вернемся в ГЛАВЕ IV, а от себя хочу добавить, что я тоже во сне увидел своего дядю, живущего в другом городе, с разбитой головой. А на следующий день он умер от удара головой об лестницу. О сигналах, посылаемых нам свыше в виде снов и предсказаний, и как к ним относится, мы поговорим в ГЛАВЕ VI.
3. Интервью Натальи Бехтеревой Владимиру Кожемякину "Аргументы и Факты"
«Не бойтесь быть инакомыслящим, — сказала знаменитый российский нейрофизиолог Наталья Бехтерева. В главе «Зазеркалье» книги «Магия мозга и лабиринты жизни», изданной к ее 75-летию, Бехтерева пишет, что считает своим долгом изучить необъяснимое. — Наталья Петровна, нобелевский лауреат физиолог Эклс утверждал, что мозг — это только рецептор, с помощью которого душа воспринимает мир. Вы согласны? -Я думаю, мы сможем приблизиться к разгадке, когда подсмотрим, что происходит в участках мозга, имеющих отношение к мышлению и творчеству. Иногда человек получает готовую формулировку как бы из ниоткуда. Дважды в жизни формулы теорий, которые затем оказывались очень жизнеспособны, приходили ко мне именно таким образом. — Феномен озарения? — О нем знают все, кто занят творчеством. И не только творчеством: эта еще мало изученная способность мозга часто играет решающую роль в любом деле. На этот счет есть две гипотезы. Первая: в момент озарения мозг работает, как идеальный приемник. Но тогда нужно признать, что информация поступила извне — из космоса или из четвертого измерения. Это пока недоказуемо. А можно сказать, что мозг сам себе создал идеальные условия и «озарился». Что касается озарения… Может ли это быть результатом работы мозга? Да, может. Только я не очень хорошо представляю себе как. Потому что уж больно красивы и совершенны формулировки, которые мы получаем как бы извне.
Самой большой загадкой гомосапиенс является не только способность мыслить, но, главное, способность мозга перерабатывать и запоминать колоссальное количество информации. Запоминать прочно, иногда на всю жизнь. Каких только гипотез, объясняющих работу мозга, не высказано! В основу одних положены электрохимические процессы, в основу других молекулярные и субмолекулярные …
На наш взгляд, самой убедительной является гипотеза ученых Казанского университета У. Ахмерова и Д. Бильдюкевича. Она исходит из известных свойств молекулы воды - переходить из парасостояния в ортосостояние и обратно. Как уже отмечалось, суть воздействия магнитного поля на молекулу Н2О состоит в том, что один из протонов Н+ меняет знак своего спина, т. е меняет направление вращения вокруг оси. Это происходит скачкообразно: шарик-протон перевертывается в плоскости своей орбиты, его полюса меняются местами. Энергетический уровень молекулы Н2О при этом также делает скачок в сторону повышения или в сторону уменьшения энергии.
Нечто подобное происходит при работе тригера - элемента электронно-вычислительной машины (ЭВМ). Тригер имеет два возможных состояния: «включено» (ток течет) и «выключено» (тока нет).
Разве не похоже на поведение молекулы воды в магнитном поле? Поле есть - ортосостояние, поля нет - парасостояние. Вот вам и тригер!
В таком случае клетку нервной ткани можно рассматривать как микроскопическую ЭВМ. Молекулы воды, входящие в структуру ядра и плазмы, не просто присутствуют там, выполняя роль инертного растворителя. Нет, они наверняка объединены в единую систему, в один общий, отлично организованный, слаженно работающий агрегат.
Допустим, что в нормальном, невозбужденном состоянии, т. е. при отсутствии сигнала извне, ровно 3/4 молекул Н2О в этом агрегате будут ортоводой и 1/4 - параводой.
Но вот поступил сигнал. Нервное волокно отвечает на него преобразованием накопленной в клетке химической энергии в электрическую. Вдоль волокна пробегает короткий импульс электрического тока. Волокно, подобно проводнику, окутывается магнитным полем. Немедленно приходит в действие вся система молекул Н2О. Фиксируя сигнал, одни молекулы переходят из парасостояния в ортосостояние, другие - наоборот. Соотношение 3/4: 1/4 нарушается. Оно установится соответственно характеру сигнала, характеру информации.
Теперь представьте себе, какое астрономическое число возможных сочетаний орто- и парамолекул становится возможным в каждой клетке! И каждое сочетание - зафиксированная информация. Чем не блок памяти с колоссальной емкостью?
В мозгу человека, как утверждают биологи, содержится 14 миллиардов нервных клеток (нейронов). С нашей точки зрения, это 14 миллиардов вычислительных машин; разрешающая способность каждой из которых, т. е. способность перерабатывать и запоминать информацию, невероятно велика, с клеткой (!) ни в какое сравнение не идет самая большая, самая современная ЭВМ.
А мозг в целом?
Его можно представить как уникальную квантовую вычислительную машину с неисчерпаемой возможностью запоминания. Едва ли мы используем даже миллиардную долю этой возможности.
В гипотезе У. Ахмерова и А. Бильдюкевича делается еще одно важное допущение: в работе механизма памяти принимают участие одновременно все нейроны мозга. Они действуют как одно целое, слитно. Наш мозг функционирует сразу весь, включая одновременно бесконечное множество блоков памяти. И если один из блоков окажется заполненным или поврежденным, внешняя информация будет тут же подхвачена другим блоком без всякого ущерба для всей «машины».
Отсюда объяснение высокой надежности «квантовой ЭВМ», заключенной в нашей черепной коробке.
Придет время, и гипотеза казанских ученых превратится в теорию. Тогда в руках исследователей окажется оружие, с помощью которого можно будет неограниченно совершенствовать человеческую способность к запоминанию.
И из нашего лексикона исчезнет слово «забыть».
До сих пор оставалось загадкой еще одно интересное обстоятельство: чрезвычайно высокий коэффициент полезного действия мозга человека. Наш мозг - это невообразимая по объему ячеек памяти вычислительная машина - потребляет всего каких-то 10 Ватт. По аналогии с существующими в технике ЭВМ ей бы полагалась по меньшей мере Днепровская ГЭС.
Гипотеза У. Ахмерова и А. Бильдюкевича легко преодолевает и это кажущееся противоречие. Для перевода молекул Н2О из ортосостояния в парасостояние и обратно затрачивается ничтожно малая энергия. Изменение знака спина происходит под воздействием слабого магнитного поля. Именно такие поля и зафиксированы в нейроне в момент прохождения импульса.
Насколько гипотеза У. Ахмерова и А. Бильдюкевича близка к истине, покажут дальнейшие исследования. Но мы уже не можем не согласиться с мыслью ученых, что воде принадлежит главенствующая роль в деятельности центральной нервной системы человека.
Таким образом, в нашем теле вода - не просто жизненно необходимый растворитель. Она не остается в клетках инертной жидкостью, подобно воде, налитой в графин для питья.
Гиппокамп — часть головного мозга (обонятельного мозга). Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти, то есть перехода кратковременной памяти в долговременную. Гиппокамп принадлежит к одной из наиболее старых систем мозга — обонятельному мозгу, чем обусловливается его значительная многофункциональность. При поражении гиппокампа возникает синдром Корсакова — заболевание, при котором больной при сравнительной сохранности следов долговременной памяти утрачивает память на текущие события, как например Генри Густав Молисон В США на 83-м году жизни скончался Генри Густав Молисон, известный нейрофизиологам всего мира как H. M. – человек, который последние 55 лет не мог запомнить ничего нового: полная противоположность герою фильма “День сурка”, каждый день для него начинался так, будто предыдущий закончился в 1953 году. Исследуя его, ученые выявили ключевую роль гиппокампа в формировании новых воспоминаний и выяснили, что моторные навыки человек запоминает независимым от основной системы памяти образом. Молисон скончался в доме престарелых в американском штате Коннектикут из-за отказа дыхания. Уже мертвого Молисона тут же перевезли в одну из университетских больниц, где ученые всю ночь проводили магниторезонансное сканирование его мозга. Сам мозг после этого извлекли из черепной коробки пациента H. M. и законсервировали для будущих исследований. Для ученых его мозг не менее интересен, чем мозги Альберта Эйнштейна и Владимира Ленина, до сих пор хранящиеся в разных мировых институтах. В девятилетнем возрасте Молисона сбил велосипедист, и вскоре мальчика начали преследовать сильнейшие припадки и частые потери сознания. В течение 18 лет его безуспешно лечили, однако припадки становились все сильнее, и к 27 годам Генри был вынужден оставить свою работу автомеханика. Надежд почти не оставалось, и Молисон согласился на рискованную экспериментальную операцию по удалению двух “извилин” в срединной части мозга. Припадки прошли, однако в ходе операции хирург случайно повредил гиппокамп пациента – небольшой участок обонятельного мозга, доставшийся людям в наследство от их древнейших позвоночных предков. В результате у Генри Молисона развилась редкая форма корсаковского синдрома, при которой человек помнит свое далекое прошлое, но не может запомнить ничего нового. Именно изучая Молисона, нейрофизиологи смогли четко показать, что за формирование новой памяти отвечают структуры гиппокампа. Эксперименты на Молисоне, который, по словам работавших с ним врачей, всегда охотно соглашался помочь ученым, также выявили наличие отдельной системы моторной памяти, благодаря которой человек может неосознанно запоминать те или иные навыки – например, как удерживать равновесие на велосипеде. По словам профессора Бренды Миллер из Монреальского института нейрологии, она долго учила Молисона рисовать, глядя на рисунок через зеркало, и через некоторое время пациент сам признался, что этот трюк, который он, как ему казалось, каждый раз делал впервые, “оказался проще, чем я думал”. Точно так же каждый раз, будто впервые, Молисон пробовал блюда, которых не было в меню до 1953 года, встречал знакомых с ним людей как незнакомцев – в том числе и Миллер. Впрочем, по ее признанию, он был очень дружелюбен, а своих частых посетителей воспринимал как забытых знакомых по старшим классам школы. В быту Молисон, хотя и жил сначала со своими родителями, а потом с другими родственниками, обходился самостоятельно. Он мог застелить постель и состряпать себе завтрак, однако сосредоточиться на одной работе дольше 20 секунд не получалось. Дальше пришлось бы вспоминать, что было раньше, но вспоминать Молисону было нечего, кроме впечатлений детства и молодости – которые он, кстати, также не мог четко расположить в хронологическом порядке. По мнению ученых, случай пациента H. M. оказал чрезвычайно важное влияние на развитие всей нейрофизиологии.
Ввиду того, что эта часть мозга развивается и полностью начинает функционировать не сразу после рождения, никто из людей не способен вспомнить себя в раннем детстве. А жаль, было бы интересно...
Нами управляет не прошлое как таковое, кроме, быть может, прошлого в биологическом смысле. Нами управляют образы прошлого. Эти образы часто так же высокоструктурированы и избирательны, как мифы. Образы и символические конструкты прошлого отпечатаны, почти наподобие генетической информации, в характере наших чувств. Каждая новая историческая эпоха отражается в картине и активной мифологии своего прошлого. Джордж Стайнер, «В замке Синей Бороды» (1971)
Я так... выложу тут технику, которой сама пользуюсь, и сына своего научила - вдруг кому поможет детей в школе и универе к экзаменам готовить, при этом сдавать всегда, и без нервов. Работает на все 100, зубрить не надо. Читаем необходимый текст (допустим билет). Через 40 минут читаем тот же текст. Через два часа читаем этот же текст. Через 7 часов повторяем читание). Все. Можно в процессе читания подчеркнуть некие ключевые слова. В таком режиме мозг запоминает инфу автоматом, и сдавая экзамены - не надо даже вспоминать - мозг выдаст нужную информацию, без мешанины и наслоений. Так даже технические тексты запоминаются. Я когда госы сдавала - у меня теста билетов было - 500 страниц 7 теймсом нью ромой с полустрочным интервалом. Я сдавала все в легкую, минут 30 рассказывала все, что меня спрашивали и дополнительные вопросы. В какой то момент экзаменатор московский профессор спросил - куда вы смотрите? - а я реально, между их головами на стене просто читала текст))). Глеб говорит - он больше слышит его
Летящая, отличный способ), это ты большие объемы сдавала ). Мы словесное такое сдавали редко -история, политэкономия, философия, остальное все было с доказательствами всякими, математическими моделями..
У меня не было такого, чтоб учила в сессию предмет с нуля) - и так уже что-то знаешь, а так еще лучше будет. Обычно выделяла слова или фразы ключевые - пунктов 10-15). А с выведением формул-доказательств -там есть несколько методов, их изучают, и все выводится потом..
Ты акцент делаешь на временных промежутках - через 40 мин, через 2 часа, потом через 7, итого 4 раза прочла . У меня была парочка предвидений вытянутого билета во сне)) - снится, что вытянешь 1й), он и вытягивался - так смешно)), или в институте еду на экзамен, и , о,вспоминаю, что не дошла до интеграла Пуассона), читаю в троллейбусе -ну ведь и елки-палки, тут же его и вытащила)), сейчас не помню уже об чем он), не пригодился.
wing, я в течении 5 лет по любому предмету вытаскивала билету только 23,24,25, и - учила только их. При том народ злился, старались меня сдвинуть так, что бы выбраны были билеты эти... и что? перед моим заходом преподы мешали билеты и выкладывали выбывшие. А по поводу временных промежутков - это чистая физиология, через 40 минут повторенный материал откладывается без усилий в красткосрочную память. Через два часа после этого - идет уже собственно формирование воспоминания, а через 7 - гарантирую, поскольку проверено - через десяток лет, если не напрягаться вспоминанием - повторишь полностью материал, как по прочитанному. Главное - не стараться вспомнить
Кажется в "Пиковой Даме" Пушкина сказано было: - Не садись играть с Дьяволом в карты..Если сел, уже проиграл...
Психосоматику подсознательного и тайную историю мозга Можно изучать без конца.. Делать выводы..Менять тактику..Формат.. Методы.. А можно этого не делать...достаточно вникнуть в содержание Пиковой Дамы..
Когда все инструменты использованы и все входы и выходы испробованы Я просто беру и умираю.. для своих откровений и эмоций Для души светлых порывов..для добра и зла..для истинного и ложного.. Может потому и считается змея аллегорией мудрости Что иногда просто берёт и отрасывает свою шкуру..
Как отбрасываю я нервную систему, душу и ум... Как же приятно, черт побери иногда просто побыть мёртвым.. Свободным от себя..
Эксперементальным путём в нейробиологии установлено Что мысль формируется как мысль в сознании человека На 7 секунд позже, электрического импульса Зафиксированного в мозгу "подопытного"..
А это значит лишь то Что они не приходят изнутри... А мозг человека не более чем приёмное устройство..
Мыслеобразы. И внутренний диалог. Тот кто хочет это остановить.. Похож на идиота, что пытается ложкой перечерпать море...
Сообщение отредактировал: Idaho - Чт, 07.05.2015, 05:32
Не знаю... Может это все враки... Может это все бред.... Но разве это что нибудь меняет.?
У Ньютона на двери лаборатори Висела конская подкова. Его спросили, неужели он, Светило Науки верит в эти средневековые предрассудки.? Ньютон тоаетил: - Что за вздор.!? Конечно не верю.. Но говорят, что эти вещи работают независимо от того верите вы в них или нет..