Сб, 22.09.2018, 00:30
Приветствую Вас Гость | RSS

  • Жемчуга/Притчи/ (20)
    [Истоки]
  • Мистерии, женские культы (68)
    [По следам эзотерических учений]
  • Полтергейст, необъяснимые происшествия (25)
    [Планета людей]
  • МУЛЬТИвзгляд (34)
    [Взгляд]
  • Сознание, мышление, философия (88)
    [Яблочко от яблоньки]
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Гностицизм
    Гностицизм
    lu-chiaДата: Пт, 06.04.2018, 18:48 | Сообщение # 1
    Группа: wing
    Сообщений: 26425
    Статус: Offline
    Да, временами пытаюсь определить для себя чем же мне не нравится гностицизм. Если очень кратко - примешь гностическую точку зрения и все, конец движения, они все знают сами. Это глупо, грубо, но ощущения какие-то такие. Мне для жизни нужна форточка, горизонт.

    от Четвериковой, про гностицизм:

    Он  не имеет единой стройной концепции, но при всём разнообразии его форм и наименований,  при всей текучести и смутности его представлений, мы можем выделить определённую устойчивую матрицу, ключевыми положениями которой являются следующие.

    Во-первых, это противопоставление двух миров: духовного мира света, знания и добра, с одной стороны, и вещного, видимого мира тьмы, неведения и зла, воплощённого в материи, - с другой. Мир света представлен безличным Первоначалом, порождающим  сложную иерархию духовных сил – эонов, один из которых (София), соблазнённый своеволием, отпадает и порождает создателя материального мира - порочного и невежественного демиурга, существа низшего по сравнению с эонами. То есть мир произошёл из-за ошибки, его создатель и есть источник зла. Соответственно и человек понимается как заключённая в темницу тела частица или искра божественной Плеромы, как духовная андрогинная сущность, которая не несёт в себе никакого первородного греха и целью жизни которой является избавление от уз  материи и слияние (растворение) с полнотой божественного бытия.

    Во-вторых, путь к спасению - это раскрытие в себе божественного элемента, выявляемого с помощью мистического «спасительного знания»  – гносиса   , принесённого на землю одним из эонов - Христом. Таким образом,  первичная дихотомия тут - не грех и раскаяние, а невежество и знание. Знание является магической силой, изменяющей мир и дающей власть.

    В-третьих, это идея изначальной избранности тех, кому доступны тайны гносиса, воспроизводящая иудейский постулат об «избранном семени». Отрицая идею исходного онтологического равенства, гносис делит людей на разряды. Спастись (то есть освободить свой духовный элемент) смогут только «духовные» люди», являющиеся таковыми  в силу своей природы, в то время, как остальные («душевные» и «плотские») не спасутся. Гносис, тщательно зашифрованный, раскрывается через «трансцендентное пробуждение», которое происходит в результате магических действий, психо-духовных практик, медитации и «расширения сознания», а не активного нравственного служения. Приобретший тайное знание  обретает силу и бессмертие, то есть самообожествляется.

    В-четвёртых, это биполярность всего мироздания, представленного в пантеистическом смешении. В природе каждого явления или существа присутствуют два начала: дух и материя, положительное и отрицательное,  добро и зло, мужское и женское, свет и тьма, истина и ложь. Добро и зло существуют как  онтологически равные силы, как оборотные стороны одного явления. В каббале это называется законом «единства и борьбы противоположностей», который присутствует в природе, обществе и мышлении и который исключает возможность построения какой-либо этической системы.

    В-пятых, это нравственный индифферентизм (имморализм). Поскольку зло исходит от материи и плоти, а не от человеческого духа - «божественной искры», которая не несёт за это никакой ответственности,  для  гностика не существует социально ценных норм, нравственных установок и ориентиров. Главное достоинство – это сила, воплощённая в  знании,  которое и есть добро и имеет высшую ценность  (вспомним бэконовское: «знание – сила!»). Это стало основой для  непризнания и борьбы против каких-либо социальных и нравственных запретов,  приведших к абсолютному  либертинизму.  Презрение к материи, телу – «темнице духа», с одной стороны, предопределило аскезу вплоть до самоистязания, а с другой – стало оправданием для нравственной и половой распущенности (в соответствии с принципом «плотское – плотскому, духовное – духовному»). Некоторые гностики учили, что люди не могут «спастись, то есть попасть к “своему” богу, если не пройдут через все виды греха». Отсюда -  разврат, содомия, совместные оргии, заканчивающиеся самоубийствами и пр.  Гностик видит себя абсолютно свободной, «познающей искрой», борющейся против любых внешних сил, ограничивающих и подавляющих её.

    В-шестых,  это сохранение в тайне «высшего знания»,  предопределившее  двойной стандарт: одни требования – для  внутреннего обихода, для своих, другие - для внешнего круга, то есть для профанов. Сознание долга упрочивается только в отношении своих, избранных, в то время, как в отношении других - эксплуатация. Но тот же дуализм существует и внутри «братства» избранных – на высших ступеньках говорятся истины, которые противоречат тому, о чём говорится внизу, так же, как и в отношении морали:  аскеза - для низших, а для высших - вседозволенность.

    Из всех синкретических учений гностицизм представляет наибольшую опасность, так как,  выдавая себя за эзотерическую форму христианства, в корне искажает его.  Гностическая антицерковь строилась на подмене основных христианских идей и понятий, разрушая веру изнутри. Бог-Отец, Творец небу и земли подменяется ограниченным, завистливым, невежественным  существом-демиургом,  вредящим человеку, в то время как «высшим  богом» объявляется тот, кто разрешает нравственную свободу и распущенность. Действительное значение Христа здесь уничтожается. Имена Иисус, Христос, Спаситель сохранены, но получают иной смысл и присвоены различным личностям: Христос является эманацией пантеистического божества, одним из эонов, Спаситель  -  созданием Плеромы, а Иисус – простым человеком, в которого вселяется Христос. У гностических сект - каинитов и офитов (от греч. оphis – змея) мы видим поклонение змею, проникшему в райский сад для передачи людям скрытого от них высшего знания и проклятому демиургом. То есть сатана воплощает добрую силу, верховную премудрость, борющуюся против злого бога. Он   выступает   как  Люцифер, «носитель света»,  «учитель» людей, обещающий: «будете как боги и знающие хорошее и злое» (Быт. 3:5).
    Наконец, происходит извращение человеческой природы, приводящее  к коренной подмене смысла и цели человеческой жизни. Человек создан совершенным, в единстве души и тела, и хотя участь людей будет различна, воскреснут все во плоти. Гностик же пытается добиться «божественного состояния»,  избавившись от данной Богом человеческой природы, отрекшись от образа Божия. Обожение подменяется человекобожием.
    Эта коренная подмена выражена в гностико-каббалистическом символе, который Сергей Нилус назвал  «антихристовой печатью» и значение которого он  раскрыл  в своей книге «Близ есть при дверех».  Символ  представляет собой два взаимно пересекающихся треугольника, один из которых (тёмный) обращён вершиной вверх, а другой (светлый) – вершиной вниз. Как известно, равносторонний треугольник изображает христианского Триипостасного Бога. Здесь данный треугольник  изображён тёмным с вершиной вверх, как знак Его временного преобладания. Первый есть Альфа, то есть Тот, Кто прежде, а второй – Омега, то есть тот, кто после. Это и есть разгадка  талмудического положения: «Что ниже и что выше. Что прежде и что после». Взаимопересечение треугольников изображает борьбу двух равных, по учению каббалы, сил – Бога и дьявола. Последний  должен заменить имя Божье.
    В другом изображении шестиугольника, воспроизводимом в книге оккультиста Элифаса Леви «Догма и ритуал Высокой Магии», изображены те же «единство и борьба противоположностей», но треугольники имеют уже обратное расположение: светлый треугольник сверху, чёрный внизу. Рисунок показывает борьбу двух старцев: у того, чей лик увенчан короной с крестом, чёрные руки, от которых отбиваются белые руки  другого.   Старец со светлым ликом и чёрными руками изображает  христианство - «добро по виду и зло по делу», а другой старец – сатану – «зло по виду и добро по делу». Светлые руки сатанизма держат светлую ленту, охватывающую шею светлого старца, на которой написано: «епитрахиль Бога». Надпись на латинском языке означает: «что выше – то ниже, макропрософус (большой мир) и микропрософус (малый мир)». Она воспроизводит древнюю формулу Гермеса: «Как наверху, так и внизу, как внизу, так и наверху, и нет малого и великого, а всё едино». Это пантеистическое понимание видимого материального мира как отражение мира невидимого.  Чёрный треугольник символизирует погружение «духа» в воды поднебесной материи, а белый  - духовный подъём.
    Шестиугольник окружён «Символическим Змеем», гностическим Уроборосом, голова которого сомкнута с хвостом, что означает, что путь его пройден и то, что было ниже, стало выше, а то, что было прежде, стало после. Змей символизирует у гностиков высшую степень посвящения в оккультные знания («науки») и могущество магов, а в христианстве – «сборище сатанинское», предтечей антихриста, работающих над подчинением всего мира сатане. Так что, в соответствии с учением оккультистов, это символ завершения цикла -  земля становится достоянием и царством сатаны или дьявола.
    Люциферианству созвучен греческий миф о Прометее, титане, представителе первобытной расы богов, похитившем у богов-олимпийцев их тайну творящего огня, «огня разума», для передачи его человечеству, что сделало возможным «прогресс» и цивилизацию. В оккультной традиции Прометей считается важной фигурой, воплощающей собой носителя «света», то есть тайных знаний, делающих возможным достижение божественного состояния.
    ---------

    источник потеряла
     
    Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Гностицизм
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:


    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz


    Для добавления необходима авторизация