Сб, 22.09.2018, 00:15
Приветствую Вас Гость | RSS

  • Жемчуга/Притчи/ (20)
    [Истоки]
  • Мистерии, женские культы (68)
    [По следам эзотерических учений]
  • Полтергейст, необъяснимые происшествия (25)
    [Планета людей]
  • МУЛЬТИвзгляд (34)
    [Взгляд]
  • Сознание, мышление, философия (88)
    [Яблочко от яблоньки]
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Утопии
    Утопии
    lu-chiaДата: Чт, 06.09.2018, 08:49 | Сообщение # 1
    Группа: wing
    Сообщений: 26425
    Статус: Offline
    Томмазо Кампанелла
    Tommaso Campanella
    (05.09.1568 – 21.05.1639)



    Томмазо Кампанелла (настоящее имя - Джованни Доменико) - итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма. 

    Возглавил заговор в Неаполе против испанского владычества в Италии, за что был схвачен и приговорён к пожизненному заключению. За время почти 27-летнего пребывания в тюрьмах написал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине. Свои сочинения писал, привязав карандаш к руке, вывернутой тюремщиками на дыбе…

    «Кампанелла следующим образом перечисляет свои страдания: «Пятьдесят раз я был заключён в тюрьму и семь раз подвергался самой жестокой пытке. Последняя пытка длилась 40 часов. Меня крепко связали верёвками, впившимися до костей в мое тело, и с завязанными назад руками подвесили на заострённый кол, который изорвал мне тело и выпустил из меня 10 фунтов крови. После шестимесячной болезни я каким-то чудом выздоровел и был снова посажен в яму. Пятнадцать раз меня призывали в суд и судили. Когда меня в первый раз спросили: «Как Вы можете знать то, чему Вас никогда не учили? Уж не по дьявольскому ли это наваждению?» Я отвечал: «чтобы обладать моими познаниями, мне пришлось сжечь в течение многих бессонных ночей больше масла, чем Вы за всю вашу жизнь выпили вина». В другой раз меня обвинили в том, что будто бы я написал книгу «о 3-х лжеучителях», между тем как она была написана за 30 лет до моего рождения. Мне приписывали мнения Демокрита, между тем как я был его противником. Меня обвиняли в том, что я питаю враждебные чувства к церкви, тогда как я написал сочинение «о христианской монархии», где доказывается, что ни один философ не мог измыслить республики подобной той, которая была учреждена в Риме во времена апостолов. Меня называли еретиком, тогда как я публично восставал против еретиков моего времени. Меня обвинили наконец, в мятеже и ереси за предположение возможности существования пятен на солнце, луне и звездах, тогда как Аристотель считал мир вечным и нетленным. И за всё это я был брошен, подобно Иеремии, в преисподнюю, лишенную воздуха и света».

    Такое продолжительное и тяжкое заключение Кампанеллы возбудило во всех ужас. Даже папа Павел V был поражён жестоким обращением и лично ходатайствовал пред испанским королем о помиловании, но Филипп III оставался непреклонным и только со смертью этого государя настал наконец час освобождения Кампанеллы». (Гастон Тиссандье, Мученики науки, М., «Капитал и культура», 1995 г., с. 170-171.)

    «У него отбирали книги - он писал стихи. Память заменяла ему библиотеку. Лишённый бумаги, он на стенах камеры, используя систему знаков собственного изобретения, записывал свои мысли. […] Своё главное философское сочинение - огромную «Метафизику» (в последнем варианте это был фолиант около 1000 страниц мелкого шрифта) Кампанелла был вынужден восстанавливать по памяти пять раз […] Обширное и многообразное литературное наследие Томмазо Кампанеллы не раз ставило в тупик исследователей его политических и философских воззрений. Более 30 000 страниц, книги по астрологии и математике, риторике и медицине, богословские трактаты и политические памфлеты, латинские эклоги и итальянские стихи». (Горфункель А.Х., Томмазо Кампанелла, М., «Мысль», 1969 г., с. 31 и 41.)

    Главный труд Томмазо Кампанелла – коммунистическая утопия: Город Солнца / Civitas solis (написан в 1601-1602 годах, опубликован в 1623 году). В «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы нет частной собственности, все равны, все имеют возможность самореализации: «Поэтому, так как нельзя среди них встретить ни разбоя, ни коварных убийств, ни насилий, ни кровосмешения, ни блуда, ни прочих преступлений, в которых обвиняем друг друга мы, - они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы. И виновные лишаются в наказание либо общей трапезы, либо общения с женщинами, либо других почётных преимуществ на такой срок, какой судья найдёт нужным для искупления проступка». (Томмазо Комитета, Город Солнца. М.- Л., Изд-во АН СССР, 1947 г., с. 40.)

    Кампанелла предсказал свою дату смерти – 1 июня 1639, во время солнечного затмения, и умер 21 мая 1639 в монастыре якобинцев в Париже за 10 дней до предсказанного дня.

    О СЕБЕ

    Свободный и влекущий груз оков,
    Затерянный в толпе и одинокий, –
    Ввысь из низин стремлюсь. Мой ум высокий
    Меня вздымает к полюсу веков.

    Поверженных сзываю, поборов
    Печаль души, хоть этот мир жестокий
    Меня гнетет. Лечу! Настали сроки
    Взорлить над сонмом скал и бугорков!

    В стремительных бореньях бытия
    Вновь добродетель обретаю я,
    Исполнен благородного страданья.

    Любви я на челе ношу печать,
    В свой час вкушу я сладости молчать
    В стране безмолвного всепониманья!


    Перевод А. Голембы.

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Педагогические идеи в идеальном государстве по Томмазо Кампанелле

    Томмазо Кампанелла так представлял себе обучение и принятие решений в «Городе Солнца»:
    Образ правления.
    Верховный правитель у них - священник, именующийся на их языке «Солнце», на нашем же мы называли бы его Метафизиком. Он является главою всех и в бренном и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нём состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь.

    Ведение правителя Мощи.
    В ведении Мощи находится все касающееся войны и мира: военное искусство, верховное командование на войне; но и в этом он не стоит выше Солнца. Он управляет военными должностями, солдатами, ведает снабжением, укреплениями, осадами, военными машинами, мастерскими и мастерами, их обслуживающими.

    Ведение правителя Мудрости.
    Ведению правителя Мудрости подлежат свободные искусства, ремесла и всевозможные науки, а также соответственные должностные лица и ученые, равно как и учебные заведения. Число подчинённых ему должностных лиц соответствует числу наук: имеется Астроном, также и Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. И есть у них всего одна книга, под названием «Мудрость», где удивительно сжато и доступно изложены все науки. Её читают народу согласно обряду пифагорейцев.

    Лёгкость усвоения наук при помощи картин.
    По повелению Мудрости, во всем городе стены, внутренние и внешние, нижние и верхние, расписаны превосходнейшею живописью, в удивительно стройной последовательности отображающей все науки. На внешних стенах храма и на завесах, ниспадающих, когда священник произносит слово, дабы не терялся его голос, минуя слушателей, изображены все звёзды с обозначением при каждой из них в трёх стихах её сил и движений.

    На внутренней стороне стены первого круга изображены все математические фигуры, которых значительно больше, чем открыто их Архимедом и Евклидом. Величина их находится в соответствии с размерами стен, и каждая из них снабжена подходящей объяснительной надписью в одном стихе: есть там и определения, и теоремы, и т. п. На внешнем изгибе стены находится прежде всего крупное изображение всей земли в целом; за ним следуют особые карты всевозможных областей, при коих помещены краткие описания в прозе обычаев, законов, нравов, происхождения и сил их обитателей; так же и алфавиты, употребляемые во всех этих областях, начертаны здесь над алфавитом Города Солнца.

    На внутренней стороне стены второго круга, или второго ряда строений, можно видеть как изображения, так и настоящие куски драгоценных и простых всякого рода камней, минералов и металлов с пояснениями при каждом в двух стихах. На внешней стороне изображены моря, реки, озёра и источники, существующие на свете, так же как и вина, масла и все жидкости; указано их происхождение, качества и свойства; а на выступах стены стоят сосуды, наполненные жидкостями, выдержанными от сотни до трёхсот лет, для лечения различных недугов. Там же, с соответствующими стихами, находятся и подлинные изображения града, снега, грозы и всех воздушных явлений.

    На внутренней стороне стены третьего круга нарисованы все виды деревьев и трав, а иные из них растут там в горшках на выступах наружной стены строений; они снабжены пояснениями, где какие впервые найдены, каковы их силы и качества и чем сходствуют они с явлениями небесными, среди металлов, в человеческом теле и в области моря; каково их применение в медицине и т. д. На внешней стороне - всевозможные породы рыб речных, озёрных и морских, их нравы и особенности, способы размножения, жизни, разведения, какая от них польза миру и нам, равно как и сходства их с предметами небесными и земными, созданными природой или искусственно; так что я был совершенно поражён, увидев рыбу епископа, рыбу цепь, панцирь, гвоздь, звезду, мужской член, в точности соответствующих по своему виду предметам, существующим у нас. Там можно увидеть и морских ежей, и улиток, и устриц, и т. д. И всё достойное изучения представлено там в изумительных изображениях и снабжено пояснительными надписями.

    На внутренней стороне четвёртого круга изображены всякие породы птиц, их качества, размеры, нравы, окраска, образ жизни и т. д. И Феникса они считают за действительно существующую птицу. На внешней стороне видны все породы пресмыкающихся: змеи, драконы, черви - и насекомые: мухи, комары, слепни, жуки и т. д., с указанием их особенностей, свойств ядовитости, способов применения и т. д. И их там гораздо больше, чем даже можно себе представить. На внутренней стороне стены пятого круга находятся высшие земные животные, количество видов которых просто поразительно; мы не знаем и тысячной их части. И такое их множество и таковы их размеры, что изображены они и на внешней стороне круговой стены. Сколько там одних только лошадиных пород, какие всё это прекрасные изображения и как толково всё это объяснено! На внутренней стороне стены шестого круга изображены все ремёсла с их оружиями и применение их у различных народов. Расположены они сообразно их значению и снабжены пояснениями. Тут те изображены и их изобретатели. На внешней же стороне нарисованы все изобретатели наук, вооружения и законодатели; видел я там Моисея, Озириса, Юпитера, Меркурия, Ликурга, Помпилия, Пифагора, Замолксия, Солона и многих других; имеется у них и изображение Магомета, которого, однако, они презирают, как вздорного и ничтожного законодателя. Зато на почетнейшем месте увидел я образ Иисуса Христа и двенадцати апостолов, которых они глубоко чтят и превозносят, почитая их за сверхчеловеков.

    Видел я Цезаря, Александра, Пирра, Ганнибала и других достославных мужей, прославившихся на войне и в мирных делах, главным образом римлян, изображения которых находятся на нижней части стен, под портиками. Когда же стал я с изумлением спрашивать, откуда известна им наша история, мне объяснили, что они обладают знанием всех языков и постоянно отправляют по всему свету нарочных разведчиков и послов для ознакомления с обычаями, силами, образом правления и историей отдельных народов и со всем, что есть у них хорошего и дурного, и для донесения затем своей республике; и всё это чрезвычайно их занимает. Узнал я там и то, что китайцами ещё раньше нас изобретены бомбарды и книгопечатание. Для всех этих изображений имеются наставники, а дети без труда и как бы играючи знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста.

    Ведение правителя Любви.
    Ведению Любви подлежит, во-первых, деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой. В ведении того же правителя находится воспитание новорождённых, врачевание, изготовление лекарств, посевы, жатва и сбор плодов, земледелие, скотоводство, стол и вообще всё, относящееся к пище, одежде и половым сношениям. В его распоряжении находится ряд наставников и наставниц, приставленных следить за всеми этими делами. Метафизик же наблюдает за всем этим при посредстве упомянутых трёх правителей, и ничто не совершается без его ведома. Все дела их республики обсуждаются этими четырьмя лицами, и к мнению Метафизика присоединяются во взаимном согласии все остальные…». (Томмазо Кампанелла, Город Солнца, М.-Л., Изд-во АН СССР, 1954 г., с. 31-56.)

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Использован материал сайтов vikent.ru, reweiv.livejournal.com, livelib.ru, youtube.com
    Прикрепления: 7615444.jpg(61.9 Kb)
     
    Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Утопии
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:


    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz


    Для добавления необходима авторизация